Научная статья на тему 'Внедрение в работу Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея элементов музейной педагогики при работе с детской аудиторией в 1980-х годах'

Внедрение в работу Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея элементов музейной педагогики при работе с детской аудиторией в 1980-х годах Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
85
31
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТСКАЯ АУДИТОРИЯ / МУЗЕЙ И ДЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЕЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Батулина Ольга Сергеевна

В статье рассматривается процесс внедрения элементов музейной педагогики в первые годы существования Ивановского государственного историко-революционного музея, создание системы работы музея с детской аудиторией посетителей.

An introduction of the elements of museum pedagogy in the work of Ivanovo state united October Revolution history museum at the work with children in the 1980s

The process of an introduction of the elements of museum pedagogic in the period of beginning of existence of Ivanovo state united October Revolution history museum, the creation of the system for the work with children are considered in the article.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Внедрение в работу Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея элементов музейной педагогики при работе с детской аудиторией в 1980-х годах»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 069:06

Батулина Ольга Сергеевна

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

magnitizma@mail.ru

ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕННОГО ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННОГО МУЗЕЯ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В 1980-Х ГОДАХ*

В статье рассматривается процесс внедрения элементов музейной педагогики в первые годы существования Ивановского государственного историко-революционного музея, создание системы работы музея с детской аудиторией посетителей.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, детская аудитория, музей и дети, образовательно-воспитательное воздействие музея.

В 1980-е годы в нашей стране ряд музеев от проведения отдельных традиционных мероприятий (сложившихся в процессе контактирования музея и образовательного учреждения) для подрастающего поколения перешёл к созданию целостной системы работы со всеми возрастными группами - детьми, подростками, юношеством. Впервые в довольно широких масштабах был поставлен вопрос о целенаправленной работе с одной и той же аудиторией, о необходимости включения музея в единую систему непрерывного образования, под которым понимался «процесс развития личности в ходе ее обучения и воспитания» [6]. Такой подход должен был способствовать гуманитаризации учебного процесса, всей жизни общества, что требовало обращения к мировой культуре, к истории, к духовным ценностям,

а, следовательно, и к музею как специфическому институту социальной памяти.

В конечном итоге при создании системы ставилась цель развития личности, у которой было бы сформировано ценностно-эмоциональное отношение к историко-культурному наследию [2, л. 3]. Поставленной цели служили задачи формирования исторического сознания личности, под которым понималось осознание человеком своего положения в социальном времени и в социальном пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим. И, конечно, предпосылкой и условием достижения намеченной цели служила деятельность по воспитанию музейной культуры у юного посетителя, т.е. обучение языку музея, умению воспринимать музейные предметы и шире - предметный мир культуры в многообразных связях.

В 1987 году на базе Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея (далее по тексту - ИГОИРМ) был создан Всероссийский научно-методический центр по работе с подрастающим поколением, который стал цент-

ром для всех музеев РСФСР и сотрудничал с сектором музейной педагогики Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РСФСР и Академии наук СССР. Данный центр был создан в целях повышения роли музеев в воспитании детей и подростков. Сотрудники центра разрабатывали и проводили занятия для детей в музее, конференции для воспитателей и учителей города Иваново, осуществляли исследования по эффективности музейного всеобуча, а также организовывали всесоюзную стажировку для сотрудников музеев один раз в год [3, л. 3].

Главными задачами научно-методического центра являлись [3, л. 8]:

- Систематическое изучение и анализ традиционных и перспективных форм работы государственных и общественных музеев РСФСР с детьми и подростками.

- Обобщение и широкая пропаганда передового опыта лучших музеев РСФСР в деле воспитания подрастающего поколения.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- Активное внедрение в практику своей деятельности новых эффективных форм работы советских и зарубежных музеев с детьми.

- Оказание действенной методической, практической и консультационной помощи музеям всех профилей и типов, кроме художественных, в деле совершенствования форм и углубления содержания идейно-политического, трудового и нравственного воспитания детей и подростков музейными средствами.

- Проведение итоговых конференций по основным проблемам работы музеев с детьми и подростками.

- Разработка и выпуск информационно-справочных и методических материалов в целях популяризации работы музеев с детьми и подростками.

- Углубление и расширение контактов с органами народного образования, пионерскими орга-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках соглашения № 14.В37.21.0030.

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Батулина О.С., 2013

низациями, научными обществами и другими организациями, занимающимися проблемами работы с подрастающим поколением, с последующим оформлением итогов совместной деятельности в виде конференций, статей, методических материалов, информационных бюллетеней.

- Разработка и представление на рассмотрение Министерства культуры РСФСР годовых и перспективных планов по подготовке музейных работников, повышению квалификации сотрудников музеев республики, активно занимающихся работой с детьми и подростками.

Начиная работу с детской аудиторией в системе, ИГОИРМ преследовал цель не только приобщения детей к музею как особой ценности, но и способствование раскрытия творческого потенциала ребенка посредством его общения с музейным пространством и музейными предметами. Дети в музее рассовали, сочиняли стихи - индивидуально и коллективно; лепили, участвовали в театральных представлениях, где им давались роли. И, буквально с первых же занятий, каждый ребенок получал такие «роли» даже в ходе традиционной экскурсии, представляя себя кем-то из животного мира, или в роли древнего человека эпохи неолита, который делал топор, потом в роли средневекового купца или монаха, потом в роли крепостного крестьянина и феодала, в роли рабочего и фабриканта и т.д. И во всех этих ролях было музейное окружение [1, л. 12].

Итогом внедрения в практику ИГОИРМ элементов музейной педагогики стала разработанная в 1988 году научная система «Музей и дети», элементы которой начинали складываться в ходе практической работы музеев страны. ИГОИРМ стал своеобразной экспериментальной площадкой для разработки и апробирования элементов и механизмов действия системы.

Работа в системе закономерно начиналась с организации музейного всеобуча детей - дошкольников и младших школьников, причем из года в год работа должна была вестись с одной и той же аудиторией. Целенаправленная работа с детскими садами, начальной школой, семьей - наиболее актуальное для того времени направление в образовательно-воспитательной деятельности музеев, возможно, более важное, чем традиционные контакты музея и школы. ИГОИРМ уделял этому аспекту особое внимание [2, л. 4]. Причем музейная форма «объединение» способствовала развитию новых идей в ускоренном темпе, поскольку музеи объединения располагались в разных городах Ивановской области, но имели одну четкую программу для всех музеев. «В ИГОИРМ музейный всеобуч стал частью широкомасштабной программы эстетического воспитания, разработанной под руководством местных партийных и советских органов с привлечением научных сил Москвы» [7, с. 4].

Созданная система работы с одной и той же аудиторией удовлетворяла следующим принципам [4, л. 9]: комплексности; непрерывности, последовательности, преемственности; многообразия и вариативности; действенности.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Принцип комплексности предполагал использование самых разнообразных, в том числе нетрадиционных, средств воздействия, в частности, включение в занятия с детьми и подростками: элементов творческой деятельности: лепка, моделирование, танец, пение, совместная игра. Принцип непрерывности означал постепенное, из года в год, и все более углубленное знакомство с музейной информацией. В музее должна была быть создана такая система, при которой каждая из программ, рассчитанная на разные возрастные группы, опиралась бы на ранее полученные знания и навыки и одновременно подготавливала бы новую ступень освоения историко-культурного наследия. Принцип многообразия и вариативности означал, что в каждом регионе система музейной работы должна быть разнообразной, с учетом его специфики и возможностей. И, наконец, принцип действенности предполагал особое внимание к вопросам эффективности системы. Для этого практиковались исследования и опросы, разрабатывалась система работы с педагогами, воспитателями детских садов и родителями, осуществлялся анализ проводимой работы [5, с. 11].

В сферу образовательно-воспитательного воздействия музея были вовлечены практически все дети г. Иваново в возрасте 4-10 лет. Для них в музее была разработана серия специальных экскурсий и игровых занятий. При этом администрация музея руководствовалась следующими принципами [2, л. 10]:

- «начинать работу с детей 4-6 лет, ежегодно подключая следующую возрастную группу;

- работать не с отдельными школа или классами, а со всеми детьми города;

- не нарушать действующие в детских садах и школах программы, а усилить их имеющимися в распоряжении музея возможностями;

- каждому занятию в рамках программы придать максимум целесообразности, вносить новые формы в действующий механизм».

Как уже было сказано, система «Музей и дети» проводила работу с одной и той же детской аудиторией в течение ряда лет, по определенной программе, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к психологическим особенностям, знаниям и умениям детей различных возрастов [3, л. 3].

Целью системы «Музей и дети», помимо комплексного воспитания, являлось формирование исторического сознания - составной части мировоззрения [3, л. 3]. Вместе с этим решалась задача

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

175

воспитания музейной культуры - бережного отношения к предметам музейного значения не только в стенах музея, но и за его пределами, умения разбираться в предметном мире и вычленять из него исторически ценное, понимание путей, с помощью которых обычный предмет может стать предметом музейного значения.

Эти задачи решались путем воздействия на эмоциональную сферу детей, вовлечения их в трудовую деятельность и творчество как в процессе экскурсии, так и после нее, а также обратной связи «дети - музей» и постоянной целенаправленной работы с родителями и детьми, начатой в музее и продолжающейся за его стенами.

Внедренная система «Музей и дети» в рамках ИГОИРМ позволила музею и музейным сотрудникам «отойти» от традиционных базовых форм культурно-образовательной деятельности, сменив привычную экскурсию на театрализованную экскурсию, объединив по тематике несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер и т.д.

Таким образом, с середины 1980-х годов ИГОИРМ разрабатывает и проводит серьезную культурнообразовательную работу с детской аудиторией. Традиционные формы работы с населением смешиваются или дополняются новыми моментами, тем самым создавая условия для самореализации личности с учетом специфики музея, психологических, возрастных особенностей детской аудитории музей-

ных посетителей; изменяя восприятие ребенка -посетителя музея (дошкольника, школьника, подростка) уже не как объекта воспитательного воздействия, а как равноправного собеседника; обращаясь к его внутреннему миру и воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу, что в итоге формировало у детей определенную систему ценностей, музейную культуру, пробуждало интерес как к культуре родного края, родной страны, так и к мировой культуре в целом.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Научный архив областного государственного учреждения «Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина». Д. № 2876. (далее по тексту - Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина»)

2. Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4030.

3. Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4062а.

4. Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4137.

5. Ванслова Е.Г. Роль музея в формировании исторического сознания у школьника. - М., 1990.

6. Концепция общего среднего образования: проект // Учительская газета. - 1988. - 23 августа.

7. Методические рекомендации. Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами. - М., 1989.

УДК 378.02

Богун Виталий Викторович

кандидат педагогических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

vvvital@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СВОЙСТВ РАВНОБЕДРЕННЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы формирования практического мышления студентов вузов при использовании современных информационных технологий (графического калькулятора и персонального компьютера) в процессе изучения геометрических свойств равнобедренных треугольников через призму интеграции тригонометрии и элементарной геометрии на плоскости. Представлены разработанные автором необходимые математические выкладки и программы на графическом калькуляторе и персональном компьютере, а также методика проведения соответствующих факультативных занятий.

Ключевые слова: практическое мышление, информационно-коммуникационные технологии, малые средства информатизации, графический калькулятор, динамические интернет-страницы, геометрические свойства равнобедренных треугольников, интеграция тригонометрии и элементарной геометрии.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В современной науке присутствует существенный недостаток проведенных научных исследований, посвященных развитию практического мышления студентов вузов при изучении ими различных дисциплин естественнонаучного цикла. Для формирования определенных компетенций студентов в ракурсе получаемого высшего образования является необходимым наличие у них навыков решения профессионально-ориен-

тированных задач, которые в совокупности формируют определенный уровень практического мышления.

Согласно Б.М. Теплову [1] практическое мышление ориентировано на решение конкретных практических задач. Практическое мышление строится на основе суждений и умозаключений, используемых при решении практических задач, что определяет основную цель мышления, которая заключа-

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

© Богун В.В., 2013