ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 069:06
Батулина Ольга Сергеевна
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕННОГО ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННОГО МУЗЕЯ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКОЙ АУДИТОРИЕЙ В 1980-Х ГОДАХ*
В статье рассматривается процесс внедрения элементов музейной педагогики в первые годы существования Ивановского государственного историко-революционного музея, создание системы работы музея с детской аудиторией посетителей.
Ключевые слова: музей, музейная педагогика, детская аудитория, музей и дети, образовательно-воспитательное воздействие музея.
В 1980-е годы в нашей стране ряд музеев от проведения отдельных традиционных мероприятий (сложившихся в процессе контактирования музея и образовательного учреждения) для подрастающего поколения перешёл к созданию целостной системы работы со всеми возрастными группами - детьми, подростками, юношеством. Впервые в довольно широких масштабах был поставлен вопрос о целенаправленной работе с одной и той же аудиторией, о необходимости включения музея в единую систему непрерывного образования, под которым понимался «процесс развития личности в ходе ее обучения и воспитания» [6]. Такой подход должен был способствовать гуманитаризации учебного процесса, всей жизни общества, что требовало обращения к мировой культуре, к истории, к духовным ценностям,
а, следовательно, и к музею как специфическому институту социальной памяти.
В конечном итоге при создании системы ставилась цель развития личности, у которой было бы сформировано ценностно-эмоциональное отношение к историко-культурному наследию [2, л. 3]. Поставленной цели служили задачи формирования исторического сознания личности, под которым понималось осознание человеком своего положения в социальном времени и в социальном пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим. И, конечно, предпосылкой и условием достижения намеченной цели служила деятельность по воспитанию музейной культуры у юного посетителя, т.е. обучение языку музея, умению воспринимать музейные предметы и шире - предметный мир культуры в многообразных связях.
В 1987 году на базе Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея (далее по тексту - ИГОИРМ) был создан Всероссийский научно-методический центр по работе с подрастающим поколением, который стал цент-
ром для всех музеев РСФСР и сотрудничал с сектором музейной педагогики Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РСФСР и Академии наук СССР. Данный центр был создан в целях повышения роли музеев в воспитании детей и подростков. Сотрудники центра разрабатывали и проводили занятия для детей в музее, конференции для воспитателей и учителей города Иваново, осуществляли исследования по эффективности музейного всеобуча, а также организовывали всесоюзную стажировку для сотрудников музеев один раз в год [3, л. 3].
Главными задачами научно-методического центра являлись [3, л. 8]:
- Систематическое изучение и анализ традиционных и перспективных форм работы государственных и общественных музеев РСФСР с детьми и подростками.
- Обобщение и широкая пропаганда передового опыта лучших музеев РСФСР в деле воспитания подрастающего поколения.
- Активное внедрение в практику своей деятельности новых эффективных форм работы советских и зарубежных музеев с детьми.
- Оказание действенной методической, практической и консультационной помощи музеям всех профилей и типов, кроме художественных, в деле совершенствования форм и углубления содержания идейно-политического, трудового и нравственного воспитания детей и подростков музейными средствами.
- Проведение итоговых конференций по основным проблемам работы музеев с детьми и подростками.
- Разработка и выпуск информационно-справочных и методических материалов в целях популяризации работы музеев с детьми и подростками.
- Углубление и расширение контактов с органами народного образования, пионерскими орга-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках соглашения № 14.В37.21.0030.
174
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
© Батулина О.С., 2013
низациями, научными обществами и другими организациями, занимающимися проблемами работы с подрастающим поколением, с последующим оформлением итогов совместной деятельности в виде конференций, статей, методических материалов, информационных бюллетеней.
- Разработка и представление на рассмотрение Министерства культуры РСФСР годовых и перспективных планов по подготовке музейных работников, повышению квалификации сотрудников музеев республики, активно занимающихся работой с детьми и подростками.
Начиная работу с детской аудиторией в системе, ИГОИРМ преследовал цель не только приобщения детей к музею как особой ценности, но и способствование раскрытия творческого потенциала ребенка посредством его общения с музейным пространством и музейными предметами. Дети в музее рассовали, сочиняли стихи - индивидуально и коллективно; лепили, участвовали в театральных представлениях, где им давались роли. И, буквально с первых же занятий, каждый ребенок получал такие «роли» даже в ходе традиционной экскурсии, представляя себя кем-то из животного мира, или в роли древнего человека эпохи неолита, который делал топор, потом в роли средневекового купца или монаха, потом в роли крепостного крестьянина и феодала, в роли рабочего и фабриканта и т.д. И во всех этих ролях было музейное окружение [1, л. 12].
Итогом внедрения в практику ИГОИРМ элементов музейной педагогики стала разработанная в 1988 году научная система «Музей и дети», элементы которой начинали складываться в ходе практической работы музеев страны. ИГОИРМ стал своеобразной экспериментальной площадкой для разработки и апробирования элементов и механизмов действия системы.
Работа в системе закономерно начиналась с организации музейного всеобуча детей - дошкольников и младших школьников, причем из года в год работа должна была вестись с одной и той же аудиторией. Целенаправленная работа с детскими садами, начальной школой, семьей - наиболее актуальное для того времени направление в образовательно-воспитательной деятельности музеев, возможно, более важное, чем традиционные контакты музея и школы. ИГОИРМ уделял этому аспекту особое внимание [2, л. 4]. Причем музейная форма «объединение» способствовала развитию новых идей в ускоренном темпе, поскольку музеи объединения располагались в разных городах Ивановской области, но имели одну четкую программу для всех музеев. «В ИГОИРМ музейный всеобуч стал частью широкомасштабной программы эстетического воспитания, разработанной под руководством местных партийных и советских органов с привлечением научных сил Москвы» [7, с. 4].
Созданная система работы с одной и той же аудиторией удовлетворяла следующим принципам [4, л. 9]: комплексности; непрерывности, последовательности, преемственности; многообразия и вариативности; действенности.
Принцип комплексности предполагал использование самых разнообразных, в том числе нетрадиционных, средств воздействия, в частности, включение в занятия с детьми и подростками: элементов творческой деятельности: лепка, моделирование, танец, пение, совместная игра. Принцип непрерывности означал постепенное, из года в год, и все более углубленное знакомство с музейной информацией. В музее должна была быть создана такая система, при которой каждая из программ, рассчитанная на разные возрастные группы, опиралась бы на ранее полученные знания и навыки и одновременно подготавливала бы новую ступень освоения историко-культурного наследия. Принцип многообразия и вариативности означал, что в каждом регионе система музейной работы должна быть разнообразной, с учетом его специфики и возможностей. И, наконец, принцип действенности предполагал особое внимание к вопросам эффективности системы. Для этого практиковались исследования и опросы, разрабатывалась система работы с педагогами, воспитателями детских садов и родителями, осуществлялся анализ проводимой работы [5, с. 11].
В сферу образовательно-воспитательного воздействия музея были вовлечены практически все дети г. Иваново в возрасте 4-10 лет. Для них в музее была разработана серия специальных экскурсий и игровых занятий. При этом администрация музея руководствовалась следующими принципами [2, л. 10]:
- «начинать работу с детей 4-6 лет, ежегодно подключая следующую возрастную группу;
- работать не с отдельными школа или классами, а со всеми детьми города;
- не нарушать действующие в детских садах и школах программы, а усилить их имеющимися в распоряжении музея возможностями;
- каждому занятию в рамках программы придать максимум целесообразности, вносить новые формы в действующий механизм».
Как уже было сказано, система «Музей и дети» проводила работу с одной и той же детской аудиторией в течение ряда лет, по определенной программе, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к психологическим особенностям, знаниям и умениям детей различных возрастов [3, л. 3].
Целью системы «Музей и дети», помимо комплексного воспитания, являлось формирование исторического сознания - составной части мировоззрения [3, л. 3]. Вместе с этим решалась задача
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
175
воспитания музейной культуры - бережного отношения к предметам музейного значения не только в стенах музея, но и за его пределами, умения разбираться в предметном мире и вычленять из него исторически ценное, понимание путей, с помощью которых обычный предмет может стать предметом музейного значения.
Эти задачи решались путем воздействия на эмоциональную сферу детей, вовлечения их в трудовую деятельность и творчество как в процессе экскурсии, так и после нее, а также обратной связи «дети - музей» и постоянной целенаправленной работы с родителями и детьми, начатой в музее и продолжающейся за его стенами.
Внедренная система «Музей и дети» в рамках ИГОИРМ позволила музею и музейным сотрудникам «отойти» от традиционных базовых форм культурно-образовательной деятельности, сменив привычную экскурсию на театрализованную экскурсию, объединив по тематике несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер и т.д.
Таким образом, с середины 1980-х годов ИГОИРМ разрабатывает и проводит серьезную культурнообразовательную работу с детской аудиторией. Традиционные формы работы с населением смешиваются или дополняются новыми моментами, тем самым создавая условия для самореализации личности с учетом специфики музея, психологических, возрастных особенностей детской аудитории музей-
ных посетителей; изменяя восприятие ребенка -посетителя музея (дошкольника, школьника, подростка) уже не как объекта воспитательного воздействия, а как равноправного собеседника; обращаясь к его внутреннему миру и воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу, что в итоге формировало у детей определенную систему ценностей, музейную культуру, пробуждало интерес как к культуре родного края, родной страны, так и к мировой культуре в целом.
Библиографический список
1. Научный архив областного государственного учреждения «Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина». Д. № 2876. (далее по тексту - Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина»)
2. Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4030.
3. Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4062а.
4. Н/а ОГУ «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4137.
5. Ванслова Е.Г. Роль музея в формировании исторического сознания у школьника. - М., 1990.
6. Концепция общего среднего образования: проект // Учительская газета. - 1988. - 23 августа.
7. Методические рекомендации. Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами. - М., 1989.
УДК 378.02
Богун Виталий Викторович
кандидат педагогических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СВОЙСТВ РАВНОБЕДРЕННЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В предлагаемой статье рассматриваются вопросы формирования практического мышления студентов вузов при использовании современных информационных технологий (графического калькулятора и персонального компьютера) в процессе изучения геометрических свойств равнобедренных треугольников через призму интеграции тригонометрии и элементарной геометрии на плоскости. Представлены разработанные автором необходимые математические выкладки и программы на графическом калькуляторе и персональном компьютере, а также методика проведения соответствующих факультативных занятий.
Ключевые слова: практическое мышление, информационно-коммуникационные технологии, малые средства информатизации, графический калькулятор, динамические интернет-страницы, геометрические свойства равнобедренных треугольников, интеграция тригонометрии и элементарной геометрии.
В современной науке присутствует существенный недостаток проведенных научных исследований, посвященных развитию практического мышления студентов вузов при изучении ими различных дисциплин естественнонаучного цикла. Для формирования определенных компетенций студентов в ракурсе получаемого высшего образования является необходимым наличие у них навыков решения профессионально-ориен-
тированных задач, которые в совокупности формируют определенный уровень практического мышления.
Согласно Б.М. Теплову [1] практическое мышление ориентировано на решение конкретных практических задач. Практическое мышление строится на основе суждений и умозаключений, используемых при решении практических задач, что определяет основную цель мышления, которая заключа-
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
© Богун В.В., 2013