Педагогика
УДК 37.0+316.3/4
аспирант Пец Ольга Николаевна
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово)
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье автор поднимает проблему формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации. И в качестве решения рассматривает внедрение в образовательный процесс музейной педагогики. Так одним из условий результативного повышения уровня сформированности активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации является организация работы школьного музея. Его создание вызвано стремлением обучающихся знать больше об истории своего населенного пункта и ближайшей местности, а также сохранить историю своей малой Родины.
Ключевые слова: школьный музей, активная гражданская позиция воспитание, музейная педагогика, гражданственность, история, общеобразовательная организация.
Annotation. In the article the author raises the problem of the formation of an active civic position of students of a general educational organization. And as a solution, he considers the introduction of museum pedagogy into the educational process. So one of the conditions for an effective increase in the level of formation of an active civic position of students of a general educational organization is the organization of the work of the school museum. Its creation is caused by the desire of students to know more about the history of their settlement and the surrounding area, as well as to preserve the history of their small homeland.
Keywords: school museum, active citizenship, education, museum pedagogy, citizenship, history, general educational organization.
Введение. Современное общественное развитие России остро поставило задачи: возрождения традиций русского народа и народов живущих испокон веков на территории страны, защиты интересов государства и граждан страны, этническую принадлежность и самобытность. Эти задачи реализуются в приоритетных Национальных проектах: Образование, Жилье, Здравоохранение, Экономика. Особую актуальность вопрос духовного, национального возрождения приобрел в сфере гражданского воспитания, а именно формирования активной гражданской позиции у молодого поколения.
Изложение основного материала статьи. Формирование активной гражданской позиции все чаще определяется как одна из самых приоритетных задач в сфере обучения и воспитания. В 2019 году государство и педагогическое сообщество вновь вернулись к одному из главных направлений национальной образовательной политики - воспитанию. Данный тезис был прописан в Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 373 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»» [4]. Были разработаны следующие нормативные акты: Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751, программа развития до 2025 г., а также «Федеральная целевая программа развития образования на 2018-2025 годы» [4], Постановление коллегии администрации Кемеровской области от 04.09.2013г. N 367 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014-2025 годы» [6], в которых были расставлены акценты на гражданское воспитание молодого поколения.
Современному обществу необходимо построить процесс образования таким образом, чтобы вырастить настоящего гражданина, от которого будет завесить будущее страны, очень важно в какой мере он осознает социальную ответственность перед семьей, селом или городом, государством. В сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к своей истории, культуре, пренебрежение и неисполнение своих функций как гражданина.
На данном этапе развития государства происходит трансформация отношений человека к обществу, к государству, к семье. Государство дает возможность своим гражданам реализовать себя, как самостоятельную, инициативную личность в разных сферах жизни общества, но в то же время мы должны понимать о возросшей ответственности за свою судьбу, за судьбу страны. Воспитать такого гражданина только с помощью получения знаний в общеобразовательной организации невозможно. Только через активное вовлечение в социальную, общественную деятельность, активизацию участия обучающихся в жизни села, города, Родины поможет сформировать активную гражданскую позицию обучающихся. Активную гражданскую позицию обучающихся следует формировать через передачу знаний по истории своей Родины, родословной, языка, культуры. Готовностью к социальной деятельности на благо общества. Социальная активность обучающихся, как одной из составляющей понятия активной гражданской позиции должна быть осознанной у подрастающего поколения, как субъектов гражданской деятельности, реализующих свои способности в разных сферах, проявление гражданской позиции во всех сферах жизни общества - таковы основные направления гражданского воспитания обучающихся общеобразовательной организации на современном этапе развития государства.
В формировании активной гражданской позиции обучающихся огромную роль играет знание истории страны, именно музеи дают возможность погрузиться в события прошлого. Бесценным источником целевой, выверенной, структурированной и поданной в доступной форме информации являются музеи.
До недавнего времени обучающиеся воспринимали музей, как что-то скучное, архаичное и не интересное. С развитием музеев в современной России, посредством включения в национальные проекты, заботой сотрудников, наступил период преобразования музеев страны. Они становятся более открытыми и интересными для большинства граждан страны. Открываются интерактивные площадки на базе традиционных музеев, где посетитель может прикоснуться к экспонатам, тем самым прикоснуться к истории задействовав все органы чувств, что позволяет повысить мотивацию к изучению истории. Виртуальные экскурсии позволяют обучающимся познакомиться с экспонатами государственных музеев с любых уголков России, что раньше было невозможно. Данные инструменты делают процесс формирования активной гражданской позиции более результативным.
Музейная педагогика включает информативную, интерактивную и перцептивную стороны общения, которые в совокупности дают максимальный результат в формировании активной гражданской позиции.
Подлинность музейных экспонатов, уникальных собраний и архивных документов является неоспоримым доказательством достоверности информации, получаемой в процессе посещения музея. Столетиями аккумулирующие цивилизационный опыт человечества, музеи являются бесценным хранилищем памяти поколений, народных традиций, военных и трудовых реликвий [5].
Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой общеобразовательной организацией.
В рамках освещаемой нами темы необходимо отметить исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Акцентировать взгляд на культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.
Музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. Музейная педагогика интегрирует понятия - «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «музейный педагог» [7].
Музейная педагогика, как технология в области образования исследователей заинтересовала в конце XX века, а широкое применение в нашей стране получила в начале 1970 годов. Введение музейной педагогики в самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышение ее качественного уровня.
Основное внимание музейной педагогики в условиях общеобразовательной организации сосредоточено на ученической аудитории. Характерны попытки связать вопросы музейной педагогики с глобальными изменениями в мировой культуре. Основой для музейной педагогики становится понятие музейной культуры посетителя. В широком смысле музейная культура - это наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать и анализировать предметы музейного значения.
В связи с вышеизложенным остро встает вопрос о разработке необходимых методических рекомендаций для использования музейных средств в педагогическом процессе.
Важное значение в деятельности музеев имеет их практическая культурно-образовательная деятельность. Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействие с системой образования. В арсенале музея выделяется большое количество форм работы: лекция, экскурсия, кружки, студии, праздники, игры, проекты, научные чтения, конференции и другое [3].
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Культурно-образовательная деятельность способствует формированию новых методик обучения, которые преломляются в проектах, программах.
Посещая музеи, обучающиеся приобретают знания, воспринимают накопленный исторический опыт, усваивают нравственные ценности, т.е. получают идейные и эмоциональные импульсы.
Процесс формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации дает положительный результат только тогда, когда обучающиеся сами вовлечены в деятельность музея. Опыт создания школьного музея и вовлеченность в его работу обучающихся показывает высокий уровень знания у них исторических процессов и сформированности активной гражданской позиции.
В МБОУ Гимназии №24 г. Междуреченска есть школьный музей «Воинской славы», обучающие гимназии с 5 по 9 классы, вовлечены в работу музея, создавая экспозиции и пополняя музей экспонатами.
Обучающиеся вовлечены в разные виды деятельности: направления поисковой деятельности; работа с печатными источниками информации; работа с очевидцами событий и непосредственными участниками; сбор и систематизация информации; оформление имеющейся в наличии информации в надлежащую форму; отчеты на краеведческих конференциях. При этом используются ксерокопии фотографий, старые письма из личного архива интервьюируемых. Каждый обучающийся создает и защищает свой проект.
Данная работа предполагает тесное сотрудничество обучающегося, родителей и педагога. После подведения итогов конференции материалы исследований поступают в школьный музей, пополняя методическую копилку школы, облегчая подбор информации о родном крае для использования ее уже в урочной деятельности, например, при включении в урок обязательного регионального компонента. В перспективе, собранные материалы, могут служить основой для создания более глубоких работ по истории родного края, выходом на районный и областной уровень участия.
Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде исторических и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.
Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития общества.
Для изучения уровней сформированости активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации нами были разработаны критерии и показатели активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации, которые предоставлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной
организации
Критерии Характеристика Показатели
Мотивационно-ценностный - мотивационная сфера личности представляет собой совокупность мотивов, которые побуждают к активной гражданской деятельности, придавая ей личностное значение и побуждая её к овладению общекультурных ценностей; - ценностные ориентации и отношение к ним; - мотивационно-ценностный компонент характеризует направление взаимоотношений личности к стране, к гражданским правам и обязанностям, к гражданскому социуму и к себе. наличие или отсутствие: - системы гражданских знаний (прав и обязанностей, норм и ценностей); - уважения личности и ее достоинства, доброжелательности отношения к окружающим, готовности к равноправному сотрудничеству; - уважения ценностей семьи, народа, государства, признание гражданских и культурных, позитивное восприятии мира; - сформированности гражданской и моральной самооценки, чувство гордости при следовании общепринятым гражданским нормам.
Когнитивный - наличие знаний, приобритение в процессе постижения мира, социума и человека; - интеллектуальных умений (сбор и исследование информации из разных источников, самостоятельный анализ явлений, событий, фактов, современных наличие или отсутствие: - знаний основных исторических событий развития общества и государства; системы культурно-исторических знаний о стране, крае, городе, селе; - сформированного образа социально-
реалий, формулировка объективных аргументированных выводов, отстаивание своих убеждений); - наличие знаний о гражданском образовании, которое выражает знания о сущности, признаках, закономерностях развития гражданского общества; знание о различных сферах социального развития (истории, политики, культуры, экономике); - знаний, характеризующихся полнотой нравственных, правовых и других знаний человека; - умение анализировать ситуацию, выработать и защитить свою позицию, не нарушая права других людей. политического устройства; - ориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений; - изучение общемирового культурного наследия и общекультурного наследия России.
Эмоционально-оценочный - отражает рефлексивность знаний и представлений; - наличие личностного отношения к событиям, происходящим в обществе; - способность отчетливо формулировать и аргументировать свою точку зрения. наличие или отсутствие: - чувства гражданственности, уважения к истории общества и культуре; - эмоционально положительного принятие гражданской идентичности.
Практический/ деятельностный - выполняет преобразующую функцию с окружающей действительностью и другими людьми; - определяет взаимосвязь гражданина и общества, которая реализуется через гражданскую активность. При этом гражданская активность устанавливает ответственное отношение личности к своим гражданским правам и обязанностям; - проявляется в социально полезной, значимой гражданской деятельности, которая является необходимым условием овладения социальным опытом; - включает процесс саморегуляции и самоорганизации поведения и деятельности. наличие или отсутствие: - участия в школьном активе и самоуправлении с учетом возрастных компетенций; - выполнение требования школьной жизни, прав и обязанностей ученика (устав, ФЗ и др.); - участие в социальной жизни (акции, посещение культурных мероприятий, работа детских объединений); - умение выстраивать жизненные ориентиры с учетом современных реалий и стремиться к их достижению.
На завершающем этапе педагогического эксперимента было выявлено, снижения фрагментарного уровня сформированности активной гражданской позиции обучающихся и повышения ситуативного и устойчивого уровня сформированности активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровней сформированности активной гражданской позиции обучающихся
общеобразовательной организации (в %)
Компоненты Уровни и показатели активной гражданской позиции
устойчивый ситуативный фрагментарный
начало завершение начало завершение начало завершение
Мотивационно-ценностный 19 65 34 24 47 11
Когнитивный 18 48 33 31 49 21
Эмоционально-оценочный 17 57 28 28 55 15
Практический/ деятельностный 15 53 35 32 50 15
Необходимо формировать и развивать активную гражданскую позицию обучающихся общеобразовательной организации, как необходимое интегративное качество личности на основе формирования элементов гражданской, правовой культуры. Обогащать социальный опыт личности через практическую деятельность. Помогать личности в самопознании, самоопределении.
Выводы. Таким образом: изучение культурно-исторических традиций разных народов РФ, способствующих нравственному, гражданскому, воспитанию обучающихся в контексте развития общей интернациональной культуры и истории России; формирование у обучающихся представлений о многообразии разных культур, народов многонациональной России. Каждая нация имеет свою историю, культуру, язык, религию. Идеи мира, культуры, ненасилия, всеобщей пользы создают условия для включения обучающихся в реальную социальную, общественную среду современного общества.
Модель гражданского воспитания через музейную педагогику в нашей общеобразовательной организации мы воспринимаем как самый оптимальный вариант. Именно направления музейной педагогики - работа с музейной аудиторией и культурно-практическая деятельность школьного музея - способствует формированию активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации.
Музейная педагогика является результативной и перспективной технологией гражданского воспитания обучающихся. Через работу с музейной аудиторией (обучающимися) и культурно-практическую деятельность музея содержание гражданского воспитания было направлено на: формирование активной гражданской позиции учащихся; становление культуры личности, ее компетентности; воспитание чувства патриотизма; вовлечение учащихся в общественно-значимую деятельность.
Музейная педагогика служит целям современной школы: развитие и саморазвитие творческой, духовно свободной личности.
Основу музейной педагогики составляют идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания через обращение к духовным истокам истории своего Отечества, ее традициям, культуре, языку, этносу, религии.
Литература:
1. Ахунов, В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2008. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-nauchnaya-distsiplina-k-istorii-stanovleniya (дата обращения: 04.11.2021).
2. Короткова, М.В. РОЛЬ ДЕТСКИХ МУЗЕЕВ И ЭКСПОЗИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ // Наука и школа. - 2021. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-detskih-muzeev-i-ekspozitsiy-v-realizatsii-kommunikativnogo-podhoda-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-shkolnikami (дата обращения: 05.11.2021).
3. Леонов, Е.Е. Мкртчян, А.М. Состояние сети школьных музеев Кемеровской области на начало XXI века (2000-2012 годы) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №24. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sostoyanie-seti-shkolnyh-muzeev-kemerovskoy-oblasti-na-nachalo-xxi-veka-2000-2012-gody (дата обращения: 04.11.2021).
4. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 373 // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116580/.
5. Остроумов, В.В. Музейная педагогика в процессе патриотического воспитания // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-protsesse-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 04.11.2021).
6. Постановление коллегии администрации Кемеровской области от 04.09.2013г. N 367 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014-2025 годы»
7. Пугач, О В. Музейная педагогика: проблемы и перспективы развития // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/muzeynaya-pedagogika-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 05.11.2021).
8. Тиунова, Е.В. Школьный музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся // Вестник науки и образования. - 2019. - №17 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-muzey-kak-sredstvo-sotsializatsii-i-vospitaniya-grazhdanstvennosti-uchaschihsya (дата обращения: 04.11.2021).
Педагогика
УДК 373.21
кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье обосновывается решение проблемы организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО. Автором характеризуется модульный подход к организации образовательного процесса в дошкольном образовании, который позволяет обеспечивать его вариативность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, в соответствии со спецификой социальной ситуации развития.
Ключевые слова: образовательный модуль, модульный подход, технологии, образовательный процесс.
Annоtation. The article substantiates the solution to the problem of organizing the educational process in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of DL. The author characterizes a modular approach to the organization of the educational process in preschool education, which makes it possible to ensure its variability, taking into account the age and individual capabilities of children, in accordance with the specifics of the social situation of development.
Keywords: educational module, modular approach, technologies, educational process.
Введение. Преобразовния, происходящие на современном этапе в России, поставили новые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступает реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. В ФГОС ДО предлагает рассматривать индивидуализацию образования как «построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка и «создание благоприятных условийразвития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциалакаждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [4].
Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных организаций использование модульной технологии построения содержания образовательных программ. В статье 13. п 3 ФЗ «Об образовании» указано, что «при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий» [3].
Изложение основного материала статьи. Впервые вопрос о модульном обучении рассмотрели в зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторы которой были Dzh. Rassella, B. Goldshmid, M.L. Goldshmid и J. Russel). Дж. Рассел в своих исследованиях определил модуль как «учебный пакет, охватывающий единицу учебного материала и предписанных учащимся действий» [6].