Музейная педагогика является результативной и перспективной технологией гражданского воспитания обучающихся. Через работу с музейной аудиторией (обучающимися) и культурно-практическую деятельность музея содержание гражданского воспитания было направлено на: формирование активной гражданской позиции учащихся; становление культуры личности, ее компетентности; воспитание чувства патриотизма; вовлечение учащихся в общественно-значимую деятельность.
Музейная педагогика служит целям современной школы: развитие и саморазвитие творческой, духовно свободной личности.
Основу музейной педагогики составляют идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания через обращение к духовным истокам истории своего Отечества, ее традициям, культуре, языку, этносу, религии.
Литература:
1. Ахунов, В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2008. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-nauchnaya-distsiplina-k-istorii-stanovleniya (дата обращения: 04.11.2021).
2. Короткова, М.В. РОЛЬ ДЕТСКИХ МУЗЕЕВ И ЭКСПОЗИЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ // Наука и школа. - 2021. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-detskih-muzeev-i-ekspozitsiy-v-realizatsii-kommunikativnogo-podhoda-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-shkolnikami (дата обращения: 05.11.2021).
3. Леонов, Е.Е. Мкртчян, А.М. Состояние сети школьных музеев Кемеровской области на начало XXI века (2000-2012 годы) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №24. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sostoyanie-seti-shkolnyh-muzeev-kemerovskoy-oblasti-na-nachalo-xxi-veka-2000-2012-gody (дата обращения: 04.11.2021).
4. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 373 // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116580/.
5. Остроумов, В.В. Музейная педагогика в процессе патриотического воспитания // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-protsesse-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 04.11.2021).
6. Постановление коллегии администрации Кемеровской области от 04.09.2013г. N 367 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014-2025 годы»
7. Пугач, О В. Музейная педагогика: проблемы и перспективы развития // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/muzeynaya-pedagogika-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 05.11.2021).
8. Тиунова, Е.В. Школьный музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся // Вестник науки и образования. - 2019. - №17 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-muzey-kak-sredstvo-sotsializatsii-i-vospitaniya-grazhdanstvennosti-uchaschihsya (дата обращения: 04.11.2021).
Педагогика
УДК 373.21
кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье обосновывается решение проблемы организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО. Автором характеризуется модульный подход к организации образовательного процесса в дошкольном образовании, который позволяет обеспечивать его вариативность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, в соответствии со спецификой социальной ситуации развития.
Ключевые слова: образовательный модуль, модульный подход, технологии, образовательный процесс.
Annоtation. The article substantiates the solution to the problem of organizing the educational process in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of DL. The author characterizes a modular approach to the organization of the educational process in preschool education, which makes it possible to ensure its variability, taking into account the age and individual capabilities of children, in accordance with the specifics of the social situation of development.
Keywords: educational module, modular approach, technologies, educational process.
Введение. Преобразовния, происходящие на современном этапе в России, поставили новые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступает реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. В ФГОС ДО предлагает рассматривать индивидуализацию образования как «построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка и «создание благоприятных условийразвития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциалакаждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [4].
Огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных организаций использование модульной технологии построения содержания образовательных программ. В статье 13. п 3 ФЗ «Об образовании» указано, что «при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий» [3].
Изложение основного материала статьи. Впервые вопрос о модульном обучении рассмотрели в зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторы которой были Dzh. Rassella, B. Goldshmid, M.L. Goldshmid и J. Russel). Дж. Рассел в своих исследованиях определил модуль как «учебный пакет, охватывающий единицу учебного материала и предписанных учащимся действий» [6].
Исследуя вариацию основных понятий модульное обучение, следует отметить, употребление термина «модуль» очень многогранно.
Трактовка «модуль» в исследованиях Ю.К. Блашова и В.А. Рыжова представляет собой «определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения какой - либо конкретной профессиональной деятельности» [1]. Такой же толкования придерживается П. Юцявичене и определяет модуль как "блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей" [5].
В теории и практике педагогики необходимость изучения модульного подхода к организции обучения рассматривают Е.В. Гончарова, И.И. Левашова и определяют цель модульного обучения как, « формирование подходящих условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности, а также уровню ее базовой подготовки с помощью организации учебно-познавательной деятельности согласно индивидуальной учебной программе» [2].
Таким образом, на основе психолго-педагогического анализа литературы можно выделить следующие отличия модульного подхода в обучении от других систем:
- относительную обособленность и завершенность содержания модуля от остального учебного материала;
- модуль включает чётко сформулированные цели, планируемые образовательный продукт, логическую схему материалы, необходимые для освоения модуля;
- меняется взаимодействие и взаимоотношение педагога и обучающегося в образовательном процессе, который осуществляется на основе сотрудничества;
- модульное обучение основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающее равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и обучающихся [3].
Обобщая и конкретизируя изложенное выше понимание модуля можно отметить, что образовательный модуль - это самостоятельная учебная единица информации, объединенная определенной педагогической целью, содержащая методическое руководство для освоения этого модуля, а также способы контроля за его усвоением.
Использование модульного подхода в системе дошкольного образования было высказано Н.Н. Поддьяковым. Модульный подход в организации образовательного процесса в дошкольном образовании позволяет обеспечить его вариативность, при этом закрепить целенаправленность образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, в соответствии со спецификой социальной ситуации развития. Применение модульного подхода в дошкольном образовании целесообразно в случае формирования той или иной культурной практики, в процессе которой формируется опыт определенного вида деятельности.
В нашем исследовании модульный подход рассматривается как способ грамотного проектирования образовательной деятельности. При этом тематическое наполнение определяется интересами детей, а также ориентировано на накопление жизненного опыта, определяющего успешность освоения детьми содержания следующего уровня образования. В этом случае, по нашему мнению, модуль представляет собой независимое, логически законченное звено образовательного процесса, в результате разворачивания которого ребенку предоставляется возможность достигнуть определенного уровня подготовленности, определяемого целевой программой действий. Инструментами реализации модуля является интеграция содержания образовательных областей, необходимых для развития детей дошкольного возраста.
От педагогов ДОО в значительной степени зависит характер складывающихся взаимоотношений между детьми, эмоциональнвй комфорт каждого ребенка и успехи ребенка в деятельности. Реализации модульного подхода в образовательном процессе требует от воспитателей совершенствования своего педагогического мастерства профессиональную компетентность и интерес к инновациям.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР №23 «Цветик-семицветик» городского округа «город Якутск». Всего в эксперименте приняли участие 22 педагога.
Для определения отношения педагогов к инновационной деятельности было проведено анкетирование «Отношение к инновациям».
Анализ результатов анкеты "Отношение к инновациям", показало следующие результаты: 18 педагогов готовы к внедрению инновационных процессов и относятся положительно. Из числа тех, кто относится к нововведениям с опаской 4 педагога, среди них можно выделить молодых педагогов, ещё не достаточно уверенных в собственных профессиональных способностях.
При анкетировании были выявлены условия, которые влияют на отношение педагогов к инновациям:
- использование новых способов деятельности в соответствии с новыми профессиональными задачами;
- результативность методической работы в ДОО;
- наличие собственных идей, применимых в инновационном процессе;
- организация наставничества педагога мастера, для помощи молодым педагогам в овладении педагогическим мастерством.
Чтоды определить профессиональный потенциал педагогического коллектива ДОО мы провели анкетирование для выявления способностей педагогов к развитию. Результаты анализа анкет показали, что у большинства респондентов (70%) вызывает затруднение дискуссия на семинарах, круглых столах, дискуссиях внутри образовательного учреждения и за его пределами. Слабая рефлексия выявлено у (40%) респондентов. Как положительное можно отметить, что педагоги ориентированы на результат. Многие воспитатели стремятся оценить свои возможности в новом направлении деятельности, изучить себя (40%), могут принять на себя ответственность при внедрении инноваций (30%), получают удовлетворение от получения новых знаний, компетенций (30%).
Для изучения готовности педагогов к инновациям провели анкетирование «Готовность педагогов к инновационной деятельности».
Результаты диагностики показывают, что 25% респонедентов обладают знаниями, достаточными для внедрения новшеств в организационный процесс, имеет представление о том, как получить необходимую ей информацию, применяют в педагогической деятельности различные инновационные формы и методы обучения, разрабатывают и апробируют их к дошкольному возрасту, применяют современные педагогические технологии, используют ИКТ, электронные ресурсы в своей профессиональной деятельности. 50% респондентов отмечается есть потребность в развитии, но есть сомнения в возможности профессионального роста; 25% респондентов отмечают недостаточность знаний и умений, затрудняеются в обобщении своего опыта, испытывают трудности в использовании новых технологий.
Данные полученные по анкетированию «Готовность педагогов к инновационной деятельности» позволил сделать выводы:
- педагоги испытывают трудности в выборе формы организации занятий;
- педагоги отметили, что работа в инновационном режиме успешно влияет на способности детей, повышается качество воспитательной работы. Но при этом педагоги также отметили что испытывают затруднение и нуждаются в методической помощи со стороны старшего воспитателя;
- при организации соответствующих условий педагоги склонны к профессиональному росту.
Модульный принцип в системе дошкольного образования можно рассматривать как интеграцию содержания образовательной деятельности образовательные модули в соответствии с укрупненными темами, отражающими содержание основной образовательной программы. Следовательно, организация образовательной деятельности предполагает построение содержания в тематических блоках. Мы разработали такие блоки как «О§о тулалыыр эйгэдэ», «О§о уонна айылда" "О§о кэрэ эйгэдэ" и "О§о уонна техника". Внутри каждого блока находится модули, которые объединяют образовательные области на основе одной темы, одного сюжета. Например, модуль «Я живу в Якутии» включает следующие темы: «Якутск - столица Якутии» «Транспорт» «Животный мир Якутии» «Реки и озера» и т.д. Каждая тема является объединяющим стержнем для всех занятий. Для связки сюжета выбирается главный персонаж, который присутствует и участвует во всей деятельности вместе с детьми. Разрабатывая модуль, педагоги должны продумать, чтобы каждое занятие несло определенное содержание, чтобы строилась логическая связь между ними и не повторялись одни и те же формы работы, а были разнообразными. Если модуль сконструирован удачно, дети считают, что они играют, занимаются разными видами деятельности т.е. реализуем основной принцип ФГОС ДО «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнкаи учитывающего социальную ситуацию его развития» [4].
Выводы. Мотивация включения детей в культурную практику связываем элементом модуля «завязка». Она связывает процесс обучения с реальной жизнью детей, в которой педагог идет «от ребенка», учитывая его образовательные интересы и обеспечивает позицию субъекта образовательных отношений. Например, это могут быть размышление детей, проблемные вопросы, ситуации из жизненного опыта детей и.т.д. Это делается путем включения ребенка в проблемные ситуации, обсуждения как решить ту или иную проблему и определяем план действий по ее решению. Выдвигаем разные варианты решения по теме. Например, «Перелетные птицы»: «Почему некоторые птицы осенью улетают на юг, а воробьи остаются зимовать?», «Почему делают скворечники для птиц» и т.д. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей - необходимую целесообразность.
Еще один принцип модульной организации образовательной деятельности заключается в том, что каждый модуль оценивается с позиции удовлетворенности его результатами. Для ребенка дошкольного возраста образовательный продукт очень важен. Он может быть материальным: макет, схемы, рисунки, книжки-самоделки, и т.п. или организация развлечений, праздников, выставок и конкурсов.
Таким образом, модульный принцип организации занятий в ДОО реализует личностно-ориентированную модель общения. Образовательная деятельность, спроектированная в форме поисков и открытий, через общение со взрослыми и сверстниками, через адекватные возрасту видам деятельности приобретает черты ориентированности на воспитанника на его индивидуальность, уникальность.
Литература:
1. Афонькина, Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Подготовительная группа: изучение индивидуального развития детей: [6+] / Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 42 с.
2. Гончарова, Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции дошкольников как основы подготовки к учебной деятельности на этапе предшкольного образования [Электронный ресурс] / Е.В. Гончарова, И.И. Левашова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 4. - Режим доступа: http://vestnik.nvsu.ru (дата обращения: 01.01.2021).
3. Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации. - М.: ФИРО, 2016. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/OOP_fin_02-09-2015.pdf
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Наука, 2012. - 94 с.
5. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. - 271 с.
6. The Modular approach in technical education. - Paris, Unesco, 1989.)
Педагогика
УДК 373.21
кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Лепчикова Мария Петровна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Аннотация. В статье отражены вопросы планирования образовательной работы в ДОО. Особое внимание уделяется модульному подходу как способу грамотного проектирования образовательной деятельности детей. Авторы отмечают необходимость планирования образовательного процесса на основе тематического наполнения, который определяется инициативой и интересами детей.
Ключевые слова: программа, планирование, модульное подход, образовательные области).
Annotation. The article reflects the issues of planning educational work in the preschool educational institution. Special attention is paid to the modular approach as a way of competent design of children's educational activities. The authors note the need to plan the educational process on the basis of thematic content, which is determined by the initiative and interests of children. Keywords: program, planning, modular approach, educational areas).
Введение. Основная функция планирования - обеспечение системной и качественной организации педагогического процесса в реализации основной общеобразовательной программы, которая отражает содержание и разнообразные формы взаимодействия взрослых и детей.
В процессе реализации ФГОС дошкольного образования при планировании образовательной работы педагоги должны учитывать следующие принципы: «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ с учетом образовательных потребностей,