Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПЛАНИРОВАНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Людмила Витальевна, Лепчикова Мария Петровна

В статье отражены вопросы планирования образовательной работы в ДОО. Особое внимание уделяется модульному подходу как способу грамотного проектирования образовательной деятельности детей. Авторы отмечают необходимость планирования образовательного процесса на основе тематического наполнения, который определяется инициативой и интересами детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Людмила Витальевна, Лепчикова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN DOE IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF GEF DOS

The article reflects the issues of planning educational work in the preschool educational institution. Special attention is paid to the modular approach as a way of competent design of children's educational activities. The authors note the need to plan the educational process on the basis of thematic content, which is determined by the initiative and interests of children.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

- педагоги отметили, что работа в инновационном режиме успешно влияет на способности детей, повышается качество воспитательной работы. Но при этом педагоги также отметили что испытывают затруднение и нуждаются в методической помощи со стороны старшего воспитателя;

- при организации соответствующих условий педагоги склонны к профессиональному росту.

Модульный принцип в системе дошкольного образования можно рассматривать как интеграцию содержания образовательной деятельности образовательные модули в соответствии с укрупненными темами, отражающими содержание основной образовательной программы. Следовательно, организация образовательной деятельности предполагает построение содержания в тематических блоках. Мы разработали такие блоки как «О§о тулалыыр эйгэдэ», «О§о уонна айылда" "О§о кэрэ эйгэдэ" и "О§о уонна техника". Внутри каждого блока находится модули, которые объединяют образовательные области на основе одной темы, одного сюжета. Например, модуль «Я живу в Якутии» включает следующие темы: «Якутск - столица Якутии» «Транспорт» «Животный мир Якутии» «Реки и озера» и т.д. Каждая тема является объединяющим стержнем для всех занятий. Для связки сюжета выбирается главный персонаж, который присутствует и участвует во всей деятельности вместе с детьми. Разрабатывая модуль, педагоги должны продумать, чтобы каждое занятие несло определенное содержание, чтобы строилась логическая связь между ними и не повторялись одни и те же формы работы, а были разнообразными. Если модуль сконструирован удачно, дети считают, что они играют, занимаются разными видами деятельности т.е. реализуем основной принцип ФГОС ДО «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнкаи учитывающего социальную ситуацию его развития» [4].

Выводы. Мотивация включения детей в культурную практику связываем элементом модуля «завязка». Она связывает процесс обучения с реальной жизнью детей, в которой педагог идет «от ребенка», учитывая его образовательные интересы и обеспечивает позицию субъекта образовательных отношений. Например, это могут быть размышление детей, проблемные вопросы, ситуации из жизненного опыта детей и.т.д. Это делается путем включения ребенка в проблемные ситуации, обсуждения как решить ту или иную проблему и определяем план действий по ее решению. Выдвигаем разные варианты решения по теме. Например, «Перелетные птицы»: «Почему некоторые птицы осенью улетают на юг, а воробьи остаются зимовать?», «Почему делают скворечники для птиц» и т.д. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей - необходимую целесообразность.

Еще один принцип модульной организации образовательной деятельности заключается в том, что каждый модуль оценивается с позиции удовлетворенности его результатами. Для ребенка дошкольного возраста образовательный продукт очень важен. Он может быть материальным: макет, схемы, рисунки, книжки-самоделки, и т.п. или организация развлечений, праздников, выставок и конкурсов.

Таким образом, модульный принцип организации занятий в ДОО реализует личностно-ориентированную модель общения. Образовательная деятельность, спроектированная в форме поисков и открытий, через общение со взрослыми и сверстниками, через адекватные возрасту видам деятельности приобретает черты ориентированности на воспитанника на его индивидуальность, уникальность.

Литература:

1. Афонькина, Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Подготовительная группа: изучение индивидуального развития детей: [6+] / Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 42 с.

2. Гончарова, Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции дошкольников как основы подготовки к учебной деятельности на этапе предшкольного образования [Электронный ресурс] / Е.В. Гончарова, И.И. Левашова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 4. - Режим доступа: http://vestnik.nvsu.ru (дата обращения: 01.01.2021).

3. Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации. - М.: ФИРО, 2016. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/OOP_fin_02-09-2015.pdf

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Наука, 2012. - 94 с.

5. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. - 271 с.

6. The Modular approach in technical education. - Paris, Unesco, 1989.)

Педагогика

УДК 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Лепчикова Мария Петровна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Аннотация. В статье отражены вопросы планирования образовательной работы в ДОО. Особое внимание уделяется модульному подходу как способу грамотного проектирования образовательной деятельности детей. Авторы отмечают необходимость планирования образовательного процесса на основе тематического наполнения, который определяется инициативой и интересами детей.

Ключевые слова: программа, планирование, модульное подход, образовательные области).

Annotation. The article reflects the issues of planning educational work in the preschool educational institution. Special attention is paid to the modular approach as a way of competent design of children's educational activities. The authors note the need to plan the educational process on the basis of thematic content, which is determined by the initiative and interests of children. Keywords: program, planning, modular approach, educational areas).

Введение. Основная функция планирования - обеспечение системной и качественной организации педагогического процесса в реализации основной общеобразовательной программы, которая отражает содержание и разнообразные формы взаимодействия взрослых и детей.

В процессе реализации ФГОС дошкольного образования при планировании образовательной работы педагоги должны учитывать следующие принципы: «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ с учетом образовательных потребностей,

способностей и состояния здоровья детей»; «формы, специфические для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка» [5].

Вопросы педагогического планирования рассмотрены во многих исследованиях. Проблемы планирования воспитательно-образовательного процесса отражены в исследованиях педагогов В.Г. Алямовской, К.Ю. Белой, О.В. Скоролуповой, С.Ф Багаутдиновой, А.Н. Троян и др., которые выделяют планирование как ключевую функцию и отмечают, что современные подходы к дошкольному образованию требуют более инновационных подходов к процессу планирования.

Левшина Н.И., Санникова Л.Н выделили общие проблемы в планировании образовательной работы у воспитателей дошкольных образовательных организаций (ДОО):

- содержание перспективного и календарного планов противоречивы;

- большая детализация календарных планов из-за переписывания педагогами содержание из разных источников;

- планы носят схематичный характер, или слишком детализированы и объемны, что увеличивает нагрузку на педагога [2].

Изложение основного материала статьи. Образовательная программа - это теоретически обоснованная модель, которая, определяет выбор цели, содержание, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в каждой ДОО. В Программе определены не только содержание, но и механизмы, которые обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Планирование - наиболее «детализированный и углубленный вид прогностической деятельности воспитателя, которая позволяет организовать процесс взаимодействия с детьми в организованной образовательной деятельности, в режимных процессах и в самостоятельной деятельности детей в течении дня» [3].

В нашем исследовании модульный подход рассматривается как способ грамотного проектирования образовательной деятельности. Для педагогов модульное проектирование образовательного процесса является трудоемким и логическим процессом, который требует определенных знаний образовательной программы дошкольного образования, возрастных, индивидуальных возможностей и особенностей детей дошкольного возраста, основных принципов, которые предъявляются к планированию образовательного процесса. В планах должны предусматриваться конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы их реализации.

В дошкольном образовании модульный принцип можно рассматривать как интеграцию содержания образовательной деятельности в образовательные модули в соотвествии с укрупненными темами, отражающими содержание основной образовательной программы. Программа во главу угла ставит «поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка» [5]. Современный дошкольник всегда проявляет инициативу, более самостоятелен в выборе способах решения задач и ориентирован к получению результата. Поэтому при планировании должны учитывать особенности детей, что позволит образовательный процесс направить на развитие индивидуальных проявлений детей. Следовательно, тематическое наполнение определяется интересами детей, а также ориентировано на накопление жизненного опыта, определяющего успешность освоения детьми содержания следующего уровня образования.

Таким образом, планирование образовательной работы предполагает формулирование тематики образовательной деятельности с учетом интересов детей и родителей, проведение большой части образовательной работы в форме проектной деятельности, повышение значимости исследовательской, творческой и игровой деятельности детей, а, следовательно, тематика образовательной деятельности должна приобретать характер проблемности. Формулировка темы должна пробуждать у ребенка познавательный интерес, побуждать его к действию, к поиску ответа.

Образовательного процесс в ДОО организуется через различные виды детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

При планировании уделяется внимание на соответствие выбираемых технологий обучения и воспитания и важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Следовательно, включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приемы, игровые ситуации, игровые технологии.

Проектирование образовательных результатов можно рассматривать как стержень плана, ориентированной на позитивную социализацию ребенка. Важным представляется принцип личной значимости темы и создание в процессе реализациии темы образовательного продукта. Продукты образовательной деятельности способствуют наглядно предтавить результат образовательной деятельности: фотоколлаж, макет, лэпбук, конкурсы, праздники и т.д. Например, для ребенка увидеть, поиграть или использовать их в игровой, бытовой или учебной деятельности.

Таким образом, по нашему мнению, модуль представляет собой независимое, логически законченное звено образовательного процесса, в результате которого ребенку предоставляется возможность достигнуть определенного уровня подготовленности, определяемого целевыми ориентирами.

В целях решения задач исследования был проведен анализ проектирования образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО на базе МАДОУ «Майинский центр развития ребенка - детский сад «Кэнчээри» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия).

В исследовании приняли участие 37 (100%) педагогов и 18 воспитанников подготовительной группы «Току - току -ньээм».

Из 37 педагогов: 24 (65%) - педагога, учитель-логопед - 2 (5%), педагог-психолог - 1 (3%); музыкальный руководитель - 2 (5%), физкультурный инструктор - 2 (5%), педагог-ДОП образования - 3 (8%), инструктор гигиенист - 1 (3%), методист, старший воспитатель.

Образовательный ценз педагогов: высшее профессиональное образование - 25 (67%) педагог, среднее профессиональное образование - 1(3%) педагог, среднее - специальное - 10 (27%), неоконченное высшее - 1 (3%).

При изучении планов педагогов МАДОУ «Кэнчээри» были получены следующие результаты: 15 (41%) воспитателей из числа испытуемых (37 человек) набрали по 4 балла. Воспитатели грамотно формулируют цели занятия, учитывают индивидуальные особенности детей, исходя из данных диагностики. Соотносят данные сведения с образовательной программой и формируют цель через задачи воспитания, развития, обучения детей. Остальные 22 (59%) воспитателей набрали по 5 баллов. Воспитатели при планировании ориентируются на целостное развитие ребнка как субъекта детской деятельности и учитывают результаты диагностики, грамотно выбирают виды и способы осуществления деятельности в течении дня.

О.А. Скоролупова при планировании образовательной работы воспитателям дошкольных образовательных организаций указывает учитывать следующие условия как целенаправленность, полнота, комплексность, интегративность, плотность, результативность [4].

Для оценки умений воспитателей комплексно - тематического планирования педагогического процесса в МАДОУ «Кэнчээри» были использованы критерии и показатели, предложенные О.А. Скоролуповой . (см. табл.1).

Таблица 1

Критерии и показатели для оценки комплексно-тематического планирования

Критерии Показатели

1. Целенаправленность Отбирается содержание и определяется форма организации деятельности детей.

2. Полнота тематики Формулировка темы должна пробуждать у детей познавательный итерес, побуждать к действию, поиску ответа.

3. Комплексность Определение целесообразных и приемлемых форм организации детской деятельности.

4. Интегративность Объединение содержания образовательных областей.

5. Плотность Распределение тематических мероприятий по месяцам и неделям и свободные темы не чаще одного раза в квартал.

6. Результативность Наличие образовательного продукта под руководстом воспитателя, при участии специалистов или родителей.

Анализ результатов исследования показало, что 15 (41%) от 9 до 14 баллов, что показывает допустимый уровень. При планировании педагоги не выделяют общую проблему, и не определяют конечный продукт деятельности, что может повлиять на мотивацию ребенка. Комплексно-тематический план предполагает интеграцию на целевом и содержательном уровнях , которая не недостаточно отражается в планах воспитателей. При выборе темы не учитывают принцип проблемности, которая представляет собой противоречие, требующее разрешения в ходе образовательной деятельности. 21 (57%) педагогов набрали от 15 до 18 баллов, что соответствует оптимальному уровню. В планах воспитателей четко сформулированы цели, планируемые результаты обучения. Реализация интеграции можно увидеть за счет объединения (взаимобогащения) образовательных областей : социально- коммуникативное и художественно эстетическое «Мин киьибин, мин огобун-удьуор утумнаахпын» (Моя семья); художественно-эстетическое и развитие речи «Ханнагытый талааннар, саспыт сатабыллар?» (Мои таланты); познавательное и социально-коммуникативное «Чинчийэбит сир шарын, уорэтэбит туох баарын» (Я исследователь).

Планах воспитателей отражается решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей в разных видах деятельности, в режимных процессах и в самостоятельной деятельности детей. И как положительный момент можно отметить, что содержание образовательной деятельности проектируется исходя из интересов и потребностей детей.

Критический уровень показали молодые воспитатели, у которых планы не отличаются достаточной плотностью, испытывают затруднение в постановке проблемных задач. В планах не прослеживается взаимосвязь с другими разделами программы и не указываются планируемые результаты обучения.

Таким образом, в процессе планирования педагогами МАДОУ «Кэнчэри» допущены следующие недочеты: отсутствие гибкости в планировании; не соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (перегруженность темами и не обеспечивается закрепление материала). Не во всех мероприятиях планируется образовательный продукт.

Выводы. Таким образом, при планирование образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо продумывать правильную насыщенность плана разнообразными видами деятельности, которые присущи детям дошкольного возраста. Основной задачей педагога в организации образовательного процесса является планирование с учетом «индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания образования, субъектом образования» [5].

Литература:

1. Минсадыкова, Г. Палей, Н. Санникова, Л. Информационные технологии как основа педагогического планирования в ДОО // Дошкольное воспитание. - 2020. - №3. - 82 с.

2. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2

3. Сомкова, О.Н. Солнцева,О.В. Вербенец, А.М.. Дошкольная педагогика. - 2013. - №4. - 10 с.

4. Скоролупова, О.В. Тематическое планирование воспитательнообразовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / О.В. Скоролупова. - М.:Скрипторий 2003, 2007. - Часть I. - 96 с.

5. ФГОС дошкольного образования от 2014 г.: Дошкольное образование вступивший в силу с 1 октября 2013. 07.02.2014. - М.:ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.