Научная статья на тему 'Критерии управленческой деятельности дошкольной образовательной организации'

Критерии управленческой деятельности дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EFFECTIVE MANAGEMENT / CRITERIA OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Замятина Раиса Васильевна

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Замятина Раиса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA MANAGEMENT ACTIVITIES OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The analysis of management of the educational organization is presented in article. Criteria for evaluation of efficiency of administrative activity in the preschool educational organization are disclosed.

Текст научной работы на тему «Критерии управленческой деятельности дошкольной образовательной организации»

данного способа в реализации адаптационных дисциплин в учебном процесса позволил создать условия для его освоения не только студентам с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающих студентам с особыми образовательными потребностями, что позволяет создать в университете условия для широкой инклюзии. Следует так же отметить, что использование одного способа освоения данных дисциплин не исключает параллельное использование и всех остальных. Данный факт, свидетельствует о том, что создание условий для применения всех способов включения адаптационных дисциплин (модулей), позволяет выстроить многовариативную модель их освоения в вузе.

Выводы. Таким образом, адаптационные дисциплины (модули) являются средством эффективной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью к особенностям образовательного процесса профессиональной подготовки в вузе. Содержание адаптационных дисциплин (модулей) определяется в соответствии с основными направлениями процесса адаптации: к организационным особенностям образовательного процесса в вузе; к новому коллективу сверстников и профессорско-педагогического состава вуза; к новым условиям жизни, самостоятельной ее организации; к новым отношениям с родителями и близкими. Многообразие способов включения адаптационных дисциплин (модулей) в учебный план профессиональной подготовки студентов с ОВЗ и инвалидность позволяет выстроить многовариативную модель их освоения в вузе.

Литература:

1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн). Система ГАРАНТ. и^±йр:/^едагап!ги/70680520/#^5УОТ^6ТС

2. Мартынова Е.А. Организационно-педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.; URL:http://srience-educatюn.ш/ш/artide/view?id=25173

3. Леханова О.Л. Повышение реабилитационного потенциала студентов с инвалидностью средствами специализированных адаптационных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №52-31. С. 141-153

4. Мартынова Е.А. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном профессиональном образовании. / Сборник научных статей «Социокультурная интеграция и специальное образование». М.: Издательство «Перо». 2015. 552 с. С. 486-493.

5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ. URL:http://base.garant.ru/77668698/#ixzz5YMabXuAP

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант 2 курса Замятина Раиса Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления.

Annotation. The analysis of management of the educational organization is presented in article. Criteria for évaluation of efficiency of administrative activity in the preschool educational organization are disclosed. Keywords: educational organization, effective management, criteria of management.

Введение. В настоящее время система образования претерпела большое количество преобразований, обусловленных выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Один из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации. Проблема оценки управления привлекала внимания многих научных деятелей во все временные периоды. По мнению Ю. А. Конаржевского эффективность организации управления - это создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах [11.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое более эффективное состояние организации через разработку и реализацию целенаправленных воздействий. Эффективность - это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной. Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является: - отсутствие методик измерения эффективности управления; -наличие единых критериев оценки эффективности управления.

Цель нашей работы - это подбор критериев, для оценки измерения эффективности управления на примере дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Критерий - это важнейший отличительный признак, который характеризует качественные стороны явления, его сущность. В практической деятельности образовательной организации используется не сам критерий, система показателей, построенная на его основе. Понятие «критерий» на много шире понятия «показатель», таким образом мы можем утверждать, что критерий — это система показателей, определяющая конкретный элемент образовательного процесса [21.

Итак, критерий эффективности, включает в себя систему показателей выражающих главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения. Критерии и показатели эффективности управления вытекают из направлений деятельности руководителя образовательной организацией. Рассмотрим основные направления работы руководителя дошкольной образовательной организацией и соответствующие им критерии и показатели эффективности управленческой деятельности.

1. Ресурсы дошкольного образовательного учреждения (ДОО).

Критерий 1.1. Материально-технические ресурсы ДОО. Показатели эффективности:

- состояние здания и его оснащенность;

- количество детей в соответствии с проектом;

- наличие и состояние помещений для учебной деятельности;

- наличие и функциональность прилегающего участка;

- постройки для спорта и отдыха.

Критерий 1.2. Кадровая и методическая обеспеченность ДОО. Показатели эффективности:

- возрастные показатели педагогов;

- благоприятные отношения между педагогами;

- настроенность педагогов на развитие;

- наличие полного учебно-методического комплекса.

Критерий 1.3. Ресурсы сохранения и поддержания здоровья детей. Показатели эффективности:

- оптимальное количество учебно-воспитательной нагрузки;

- применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

- медицинский контроль;

- профилактика заболеваемости.

2.Качество управления ДОУ.

Критерий 2.1. Представления руководителя и его заместителей о целях и приоритетов ДОО Показатели эффективности:

- знание нормативно-правовых документов;

- отражение в планах ДОО гражданских и нравственных ценностей;

- четкость, конкретность и диагностичность цели деятельности;

- обоснованность приоритетов ДОО.

Критерий 2.2. Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов. Показатели эффективности:

- дифференцированный подход к сотрудникам ДОО;

- умение вовлечь педагогов, к профессиональному самосовершенствованию;

- организация активных форм профессионального развития педагогов;

- возможность стимулирования и мотивирования профессионального роста педагогов.

Критерий 2.3. Оценивание руководителем своей деятельности и своевременное исправление допущенных недочетов. Показатели эффективности:

- умение видеть свою работу со стороны;

- терпимое отношение к критике;

- демократический стиль управления;

- конструктивная реакция на ошибки.

3.Качество учебно-воспитательной работы ДОО.

Критерий 3.1. Состояние учебного плана и рабочих программ. Показатели эффективности:

- обоснованность учебно-воспитательного плана ДОУ;

- баланс предметных областей и учебной нагрузки по видам деятельности;

- адекватный уровень сложности;

- ориентация на развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-нравственной сферы детей. Критерий 3.2. Отражение в учебном плане и программе основных компетентностей выпускника ДОУ,

представленных в ФГОС ДО. Показатели эффективности:

- ориентация на развитие у детей самостоятельности и коммуникативных навыков;

- разносторонняя направленность обучения;

- обучение сотрудничеству;

- пропаганда здорового образа жизни.

Критерий 3.3. Кадровое и методическое обеспечение учебного плана. Показатели эффективности:

- обеспеченность кадрами;

- уровень квалификации педагогов;

- рациональное распределение должностных обязанностей;

- возможность оказания дополнительных образовательных услуг;

- развитое методическое обеспечение.

4.Психологический климат в ДОО.

Критерий 4.1. Стиль отношений в ДОО. Показатель эффективности:

- стилевые отношения между педагогами и воспитанниками (диалог, сотрудничество, взаимопонимание);

- восприятие ошибок;

- настрой на поддержку, создание ситуаций успеха.

Критерий 4.2. Поддержка инициатив и творчества педагогов, самостоятельности детей Показатели эффективности:

- стремление разобраться в инициативных предложениях коллег;

- терпимость и поддержка их при неудачах;

- желание применить лучшие находки коллег в практике.

Критерий 4.3. Условия труда и отдыха педагогического коллектива. Показатели эффективности:

- удобный распорядок рабочего дня;

- эстетика интерьера;

- наличие времени и места для методической работы;

- психологическая поддержка педагогов и детей.

5.Квалификация педагогов ДОУ.

Критерий 5.1. Преобладающие ценности педагогического коллектива ДОУ. Показатели эффективности:

- личность ребенка,

- ценности сотрудничества и профессионально-педагогической этики;

- учет интересов ребенка.

Критерий 5.2. Профессиональная компетентность педагогов. Показатели эффективности:

- владение учебно-методическим материалом и современными методами ведения занятий,

- рефлексия причин успехов и неудач своей деятельности,

- стабильность в достижении положительных результатов труда независимо от контингента детей и других факторов;

- организация их самостоятельной работы исследовательского типа.

Критерий 5.3. Сотрудничество педагогов и ориентация их на совместные достижения. Показатели эффективности:

- отношение педагогов к сотрудничеству в коллективе;

- обмен опытом работы;

- ориентация на командную проектную работу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- распределение поручений согласно индивидуальным склонностям и интересам педагогов.

6. Достижения детей ДОУ.

Критерий 6.1. Уровень освоения детьми программного материала. Показатели эффективности:

- количество детей с высоким, средним и низким уровнем образовательных достижений;

- обеспечение со стороны педагогов динамики развития детей;

- процент выполнения возрастных интеллектуальные нормы детей.

Критерий 6.2. Положительная познавательная мотивация, стремление к самообразованию. Показатели эффективности:

- положительный настрой на занятия с преобладанием интереса и ответственности;

- организованность, дисциплина;

- владение основными познавательными умениями, навыками произвольности;

- сформированность контрольно-оценочных действий.

Критерий 6.3. Ценности детского коллектива, отношения детей между собой, их поведение вне ДОУ. Показатели эффективности:

- ценности, преобладающие в детских коллективах;

- отзывы окружающих о воспитанности детей;

- проявление ими заботливого отношения к другим людям.

При обработке результатов экспертной оценки возможно применение бальной систему по каждому показателю, где высокий показатель - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл.

Выводы. Таким образом, мы можем подвести приблизительную оценку эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Подобранные критерии помогу в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский. - М.: Новая школа, 2007. - 158 с.'

2. Лебедев, О. Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем / О.Е. Лебедев. - Спб.: СП6АППО, 2006. - 96 с.

3. Поташник, М. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая школа, 1998. - 178 с.

4. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2005. - 200 с.

Педагогика

УДК 378

диспетчер факультета математики и компьютерных технологий Джовтханова Хадижат Хусейновна

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чеченский государственный университет" (г. Грозный)

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. В статье выявлены главные составляющие способности учителя к реализации решений, направленных на повышение информационной грамотности населения и поддержки социально-значимых проектов. Сделан вывод о том, что главными составляющими способности учителя повышать информационную грамотность населения должны стать следующие элементы: развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный.

Ключевые слова: структура, компонент, учитель, информационная грамотность населения, поддержка социально-значимых проектов.

Annotation. The article identifies the main components of the ability of teachers to implement solutions aimed at improving the information literacy of the population and supporting socially significant projects. The conclusion is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.