педагогические науки
Левитан Мария Павловна
проектный подход ...
УДК 37.078
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ образовательной организации
© 2018
Левитан Мария Павловна, магистрант
Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица К. Маркса, 1, e-mail: calibry@gmail.com)
Аннотация. В статье рассматривается проблема управления качеством в дошкольной образовательной организации на основе изучения научных источников и практики управления качеством дошкольного образования в условиях реализации образовательного стандарта. В ходе изучения современной литературы по данному вопросу, был выявлен ряд противоречий, решение которых является основной задачей исследования. Отсутствие единого понимания терминов «качество дошкольного образования», «управление качеством» приводят к разночтениям субъектов управления в определении критериев и индикаторов качества. В статье подробно изложены путем ретроспективного анализа объем и содержание таких понятий, как качество дошкольного образования, проектный подход к управлению качеством. Автором предполагается возможность повышения эффективности управления качеством дошкольного образования, при условии построения модели управления качеством на основе проектного подхода и обосновании преимущества его принципиальных особенностей. Представлены результаты исследования на примере конкретного учреждения с использованием международной шкалы ECERS-R. Для анализа условий управления качеством в дошкольной образовательной организации нами была изучена отчётная документацию по управлению качеством: нормативная база, отчет о самообследовании организации, проблемно-ориентированный анализ. Статья содержит ценностно-оценочный материал, как исследовательское основание к проектированию современного качества дошкольного образования.
Ключевые слова: качество образования, дошкольное образование, проектное управление, управление качеством, процессный подход к управлению качеством, международная шкала ECERS-R, развивающая предметно-пространственная среда, управленческие ресурсы, профиль качества.
PROJECT APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
© 2018
Levitan Maria Pavlovna, master student
Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, K. Marx Street, 1, e-mail: calibry@gmail.com)
Abstract. This article considers the existing problems in the management of quality in a preschool educational organization on the basis of studying scientific sources and practice of quality management of preschool education in the context of the implementation of the educational standard. The main purpose of this investigation is to resolve the identified contradictions that were discovered while studying the modern scientific literature on the subject. The lack of a common understanding of the terms "quality of preschool education", "quality management" leads to different interpretations of the subjects of management in the definition of criteria and indicators of quality. The article describes in detail the scope and content of such concepts as the quality of preschool education the project approach to quality management by retrospective analysis. The author suggests that one of the approaches to increase efficiency in the management of a quality preschool education and care is to create a Quality Control Model. The Model is based on the project approach and substantiates of the advantages of the main characteristics of the quality control management in a preschool educational process. The presented research results are based on the analyses of the work of one particular preschool educational institution on the basis of the international scale ECERS-R. We have studied the accounting documentation for quality management. To analyze the quality management conditions in the pre-school educational organization: the regulatory framework, the self-study report of the organization, the problem-oriented analysis. The article contains value-evaluation material, as a research basis for designing the modern quality of preschool education.
Keywords: quality of education; preschool education; project management; quality management, process approach to quality management, international scale ECERS-R, developing the subject-spatial environment, management resources, quality profile.
С вступлением в силу Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование обособилось в полноправную первую ступень общего образования, что обеспечило повышение его значимости в обществе и государственной политике, но кроме того повысило требования к качеству образовательного процесса.
Закон, Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и другие нормативные документы определяют дошкольное образование одним из значимых ресурсов национального развития страны и обеспечивают гарантию его доступности и качества, направленным на удовлетворение социального и государственного запроса. Данные изменение повлекли за собой обновление как самого содержания образования, так и его организацию, что обращает внимание науки на поиск наиболее эффективных способов управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении, на его переосмысление и разработку новых управленческих механизмов.
Дошкольная образовательная организация на сегодняшний день представляет собой такой объект управления, который объединяет всех участников педагогического процесса. Благодаря этому система управления качеством образования становится сложноорганизован-ной моделью, которая требует внедрения особой стратегии, способной организовать образовательную деятельность учреждения в соответствии с потребностями государства. Таким инструментом, по нашему мнению, может выступать проектный подход к управлению качеством дошкольного образования, который способен «превратить процесс управления инновациями из спонтанной, часто непредсказуемой и случайной деятельности в деятельность профессионала, в ремесло в хорошем смысле этого слова, сформулировать требования к квалификации менеджеров, участвующих в проекте» [1]. В условиях дефицита управленческих ресурсов в системе современного образования, управление качеством через введениекомплекса проблемно-ориентированных проектов, может быть наиболее продуктивнымсредством-совершенствования качества образовательной деятельности в ДОО.
Levitan Maria Pavlovna pedagogical
project approach ... sciences
Проектный подход направлен на управление образовательным учреждением в режиме развития, при котором путемпроектирования, реализации, администрирования и контроля, изучения инновационных процессов, увеличивается образовательный резерв, возрастает степень их применения в практике работы дошкольной образовательной организации, в результате чего повышается качество образовательного процесса.
Внедрение проектного подхода к управлению качеством образования неизменно приводит к переходу учреждения на новый уровень развития, вследствие чего реализуется инновационная политика деятельности, требующая создание условий дляформирования соответствующей компетентности сотрудников, информатизации механизма управления качеством и т. д. Кроме того, происходит оптимизация и экономия ресурсов приреализации стоящих перед руководителем образовательной организации задач. Такой способ управлени-яделает возможным сделать образовательный процесс в ДОУ предельнопрозрачным, а значит, в наибольшей степени гарантирующим удовлетворение социальных потребностей.
Нами были выделены противоречия, предопределенные актуальностью проблемы исследования между:
- многозначностью понятия «качество образования» и необходимостью выделения компонентов и факторов, его обеспечивающих, для решения задач проектного управления;
- необходимостью модернизации процесса управления качеством и ограниченностью ресурсов в условиях современных преобразований;
- между осмыслением уникальности проектного подхода к управлению качеством образования и недостаточным уровнем разработанности научно-обоснованной системы проектного управления относительно дошкольного образования.
Проблема качества образования рассматривалась в научных исследованиях многих деятелей образования, так, В.А. Кальней, С.Е. Шишов, определяют качество образования как «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» [2]; М.М. Поташник характеризует качество образования как «соотношение цели и результата, как мера достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучающегося» [3]. Качество образования в понимании А.М. Моисеева - это «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих обучающихся, общества, заказчиков на образование» [4].
Н.Е. Веракса выделяет следующие аспекты качества дошкольного образования: «содержание дошкольного образования в условиях его вариативности; состояние финансирования дошкольных образовательных учреждений на современном этапе; кадровое обеспечение дошкольного образования; осуществление преемственности, непрерывности содержания дошкольного и начального общего образования» [5].
В результате анализа современной литературы было выявлено, что проблемой исследования процессов управления качеством образования занимались многие ученые [6-9], тем не менее, вопрос эффективности использования проектного подхода к управлению качеством дошкольного образования недостаточно отражены в научных публикациях.
Доказанная актуальность и практическая ценность проблемы, ограниченность еенаучного обоснования и обнаруженные противоречия предопределили тему нашего исследования: «Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в ДОО».
Нами была сформулирована цель исследования, заключающаяся в разработке и научном обоснованиисов-282
ременной модели управления качеством дошкольного образования на основе проектного подхода и подтверждении гипотезы, опирающейся на предположении о том, чтоуправление качеством дошкольного образования в ДОО может быть эффективнее, если:
- за основу управления качеством в дошкольном образовательном учреждении положена концепция проектного управления;
- будет внедрена модель управления качеством дошкольного образовательного учреждения, основанная на проектном подходе;
- соблюдены принципиальные особенности проектного подхода к реализации процесса управления качеством в дошкольном образовательном учреждении.
Для осуществления цели исследования и экспериментального подтверждения нашей гипотезы нами были выдвинуты задачи, заключающиеся в анализе проблем управления качеством дошкольного образования конкретного ДОО и обосновании потребности реализации модели управления качеством образования в ДОО на основе проектного подхода; разработке теоретической базы модели проектного управления качеством дошкольного образования; экспериментальной апробаци-исозданноймодели управления качеством дошкольного образования в ДОО; в разработке рекомендаций для эффективной реализации модели управления качеством дошкольного образования, основывающейся на идее проектного подхода.
Решение вышеизложенных задач представилось возможным с помощью теоретических методов, таких как исследование научной литературы по данному вопросу, нормативно-правовой базы в сфере образования, анализ реализации процесса управления дошкольным образованием на примере конкретного ДОУ, и практических: изучение эффективности системы управления качеством образования в дошкольной организации с помощью шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях Ecers-R, опросы, наблюдение, учет продуктов образовательной деятельности педагогов, моделирование процесса управления качеством дошкольного образования на основе проектного подхода.
Экспериментальной базой исследования является муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 165. Респонденты: дети дошкольного возраста, родители, педагоги и сотрудники ДОУ, администрация.
Цель исследования: определить эффективность управления качеством в дошкольной образовательной организации.
В рамках изучения условий для умственного, эмоционального, социального и физического развития детей, нами была проведена оценка качества дошкольного образования посредством шкал Ecers-R. В основе процедуры оценки лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту. Шкала состоит из подшкал: пространство и обстановка, режим личной гигиены, мышление и рассуждение, занятия, взаимодействие, структура времени, родители и персонал.
На рисунке представлены итоговые значения по шкале. В результате исследования нами было выявлено, что, к примеру, в подшкале «Предметно-пространственная среда» при наличии светлых, чистых групп в ДОУ, с достаточными вентиляцией и пространством, особым неблагоприятным фактором является практически полное отсутствие мягких игрушек, ограниченное количество мягкой мебели и подушек для создания оптимальной зоны комфорта и отдыха для детей. Кроме того, лишь в одной из групп имеется место для уединения детей, то есть у дошкольников нет возможности отдохнуть от воздействия групповой жизни. Оформление пространства в группах ДОУ соответствует возрастным характеристикам детей, однако очевидно, что развивающая Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Левитан Мария Павловна
проектный подход ...
среда формируется исключительно силами педагогов, в редких случаях - родителей, продукты же детского творчества выставляются в приемных и не являются инструментом обучения детей. Пространство для игр, развивающих крупную моторику в группах присутствует, но оно не эффективно организовано: к нему либо нет доступа детям, либо оно поделено и разбросано по группе так, что одни виды двигательной активности затрудняют организацию других.
Рисунок 1 - Профиль качества дошкольного образования в МАДОУ
Делая выводы по подшкале «Речь и мышление», мы отметили, что во всех группах представлено ограниченное количество жанров детской литературы, дополнительных материалов для развития речи детей и поощрения общения. Педагоги в свою очередь зачастую игнорируют вопросы детей о логических взаимосвязях, редко развивают детские идеи.
Низкую оценку также получила подшкала «Виды активности». В группах присутствуют мелкие строительные материалы, и этим ограничивается данный показатель: нет материалов для манипулирования, занятия искусством (кроме бумаги и карандашей), редко встречаются пазлы в полном комплекте. Особенно негативной характеристикой нами было отмечено отсутствие возможности для индивидуального самовыражения детей: детские продукты творчества во основном шаблон-ны, выполнены по образцу (в лучшем случае двум-трем образцам). Музыкальное развитие дошкольников ограничивается занятиями три раза в неделю. В группах есть возможность организовать игру с кубиками, но не более чем двум детям одновременно, материалы для игры ограничены двумя-тремя видами кубиков, среди которых ни в одной группе нет самодельных. Кроме того, в ДОУ не доступны развивающие материалы для занятия природой и наукой, они используются только на занятиях в качестве наглядных пособий. В пространстве ДОУ не представлено или косвенно представлено расовое, этническое и культурное многообразие и, хоть педагоги не проявляют признаков предубеждения, работа по развитию у дошкольников способности принимать традиции других людей и народов не организуется в должной мере.
Общий показатель по саду - 2,7 (из 7), что дает основания считать уровень качества образования в ДОУ низким.
Для анализа условий управления качеством в ДОО нами была изучена отчётная документацию по управлению качеством ДОУ: нормативная база, отчет о самообследовании организации, проблемно-ориентированный анализ. В ходе проведения данного анализа были выявлены специфические особенности организации образовательной деятельности ДОУ, а также определен круг проблем: недостаточный уровень информатизации образовательного процесса, низкая мотивация организации педагогами инновационной деятельности, а также к применению нетрадиционных форм работы с детьми.
В рамках исследования готовности педагогов ДОУ к проектному управлению были проведены диагности-
ческие процедуры с помощью «Модифицированного опросника для оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива» Т.С. Соловьевой и методики «Мотивация трудовой деятельности» К. Замфир.
В результате диагностики были получены следующие данные: низкий уровень инновационного потенциала педагогов ДОУ выявлен у 36 % сотрудников, допустимый у 54 % человек, оптимальный 9 %. Кроме того, выражены нестабильные, в ряде случаев негативные, мотивационные комплексы в коллективе.
С другой стороны, проведенный педагогами с целью самооценки анализ качества образования на основе шкал Есеге-Я, иллюстрирующий неадекватно завышенные баллы, показал, что педагогическому коллективу ДОУ необходимо переосмысление современных представлений о качественном дошкольном образовании с помощью повышения квалификации и методической помощи [10-17]; это является первостепенной точкой роста дошкольной организации на пути преобразований.
Таким образом, обоснована необходимость разработки и реализации модели повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе проектного подхода, отражающая современные принципы управления качеством образования, инновационные методы этого управления и организационно-педагогические условия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации. М.: Сентябрь, 2013. - 160 с.
2. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Электронный ресурс] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=421497 (дата обращения: 26.02.2018)
3. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
4. Моисеев А.М. Внутришкольное управление: словарь справочник. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
5. Веракса Н.А., Богуславская Т.Н., Никитина Т.А. Критерии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках перехода на новую систему оплаты труда. М.: Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», 2010.
6. Новикова У.М. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 23-25.
7. Филиппова В.А. Управление инновационной деятельностью в образовательном процессе детского сада // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 93-95.
8. Удова О.В., Зайцева О.Ю. Институционализация участия родительской общественности в оценке качества дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 123-126.
9. Тумакова О.Е., Евдешина М.Ю. Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 90-93.
10. Владимирова Н.Ю. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 41-44.
11. Федорова Т.В., Борзенкова О.А. Совершенствование методико-математической подготовки бакалавров дошкольного и начального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 46-48.
12. Елисеев В.К., Елисеева И.М., Коробова М.В.
Levitan Maria Pavlovna project approach ..
pedagogical sciences
Оценка профессионально-личностной готовности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к реализации стандарта дошкольного образования в дихотомии мобильность-инертность // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 82-86.
13. Каракозова Н.Ю. К вопросу о сущности понятия «технологическая компетентность педагога дошкольного образования» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 232-234.
14. Эберлин Е.А. Основные направления и методы самореализации педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 438-440.
15. Белевич Н.А. Профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования, как условие формирования профессионального мастерства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 23-25.
16. Мигунова Е.В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 3 (14). С. 175-178.
17. Федина Н.В., Васильева Е.М. Исследование готовности психологов к реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 316-318.
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
284
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)