Научная статья на тему 'Роль музейной педагогики в воспитании обучающихся в условиях реализации программы развития воспитательной компоненты'

Роль музейной педагогики в воспитании обучающихся в условиях реализации программы развития воспитательной компоненты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM PEDAGOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА / EDUCATIONAL COMPONENTS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / DIRECTIONS OF EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / CONTENT OF PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Челпаченко Татьяна Викторовна

Показана роль музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения на основе теоретико-практического анализа современной социокультурной ситуации. Выявлен педагогический потенциал Программы развития воспитательной компоненты для наполнения содержанием направлений воспитательной деятельности образовательной организации. За основу взяты основные программные документы, направленные на воспитание школьников, умеющих выражать свою гражданскую позицию, подготовленных к ранней профессионализации, активно участвующих в выборе стратегий собственной жизнедеятельности. Культурно-образовательный потенциал музея в данном контексте выступает как педагогическое средство, недостаточно использующееся в реальной воспитательной практике. Предлагаются рекомендации по разработке направлений музейной педагогики, ориентированных на обновленные образовательные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Челпаченко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSEUM PEDAGOGY IN EDUCATING STUDENTS IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTING PERSONAL DEVELOPMENT PROGRAM

The role of museum pedagogy in educating the younger generation on the basis of theoretical and practical analysis of the contemporary social and cultural situation is shown. Pedagogical potential of the Program of educational component development in shaping the content of education directions in an educational organization is revealed. Program documents focused on educating school students who can express their social stand, are prepared for early career choice and actively participate in choosing their life strategies are made the basis. Cultural and educational potential of the museum in the context is a pedagogical tool that is not amply utilized in actual educational practices. The recommendations in developing the directions of museum pedagogy targeted to the educational standards are proposed.

Текст научной работы на тему «Роль музейной педагогики в воспитании обучающихся в условиях реализации программы развития воспитательной компоненты»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-78-87

УДК 371.6 ББК 74.200+79.18

А.Н. Моисеева, Т.В. Челпаченко

(Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия)

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ

Показана роль музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения на основе теоретико-практического анализа современной социокультурной ситуации. Выявлен педагогический потенциал Программы развития воспитательной компоненты для наполнения содержанием направлений воспитательной деятельности образовательной организации. За основу взяты основные программные документы, направленные на воспитание школьников, умеющих выражать свою гражданскую позицию, подготовленных к ранней профессионализации, активно участвующих в выборе стратегий собственной жизнедеятельности. Культурно-образовательный потенциал музея в данном контексте выступает как педагогическое средство, недостаточно использующееся в реальной воспитательной практике. Предлагаются рекомендации по разработке направлений музейной педагогики, ориентированных на обновленные образовательные стандарты.

Ключевые слова: музейная педагогика, образовательные стандарты, воспитательная компонента, обучающиеся, направления воспитательной работы, содержание воспитания.

A.N. Moiseeva, T.V. Chelpachenko

(Orenbugr State Pedagogical University, Orenburg, Russia)

THE ROLE OF MUSEUM PEDAGOGY IN EDUCATING STUDENTS IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTING PERSONAL DEVELOPMENT PROGRAM

The role of museum pedagogy in educating the younger generation on the basis of theoretical and practical analysis of the contemporary social and cultural situation is shown. Pedagogical potential of the Program of educational component development in shaping the content of education directions in an educational organization is revealed. Program documents focused on educating school students who can express their social stand, are prepared for early career choice and actively participate in choosing their life strategies are made the basis. Cultural and educational potential of the museum in the context is a pedagogical tool that is not amply utilized in actual educational practices. The recommendations in developing the directions of museum pedagogy targeted to the educational standards are proposed.

Keywords: museum pedagogy, educational standards, educational components, students, directions of education, content ofpersonal development.

Современная ситуация воспитания подрастающего поколения в образовательном учреждении требует организации системной работы по созданию условий для присвоения обучающимися базовых национальных ценностей. Определяемые в документах стратегические ориентиры государственной политики в области воспитания направлены на переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция [7; 10].

В воспитательном пространстве школы сегодня остро ощущается дефицит использования музейной педагогики, являющейся одним из важных ресурсов обновления содержания воспитания. Музей традиционно является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности. Деятельность школьных музеев включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Важным аспектом выступает специфика школьного музея, поскольку в его ра-

боте преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей -это, прежде всего, действенное средство повышения эффективности воспитания обучающихся. Содержание воспитательной деятельности школьного музея основано на оптимальном сочетании отечественных традиций и современного опыта, оно включает создание воспитывающих ситуаций для развития личностного потенциала обучающихся на основе реализации культурно-исторического и системно-деятельностного подходов.

Общие задачи и принципы воспитания средствами музейной педагогики представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении (программа развития воспитательной компоненты).

Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте вос-питальной работы школьных музеев, способствуют эффективной реализации воспитательной компоненты федеральных государственных образовательных стандартов (таблица 1) [8].

Таблица 1. Обновление содержания воспитания в условиях реализации воспитательной компоненты

го

о

ГО

с; го <и

X

К ^

со о

5

к

о

X ^

2 го

т ^

ю о

I

го

Направление воспитания Тражданско-патриотическое

Актуальные вопросы воспитания

1) воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2) воспитание любви к России, к своей малой родине;

3) развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

4) воспитание уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;_

Результат воспитания

усвоение ценностей и содержания таких понятий, как:

1) служение Отечеству;

2) правовая система и правовое государство;

3) гражданское общество;

этических категорий: свобода и ответственность;

мировоззренческих понятий:

1) честь;

2) совесть;

3) долг;

4) справедливость;

о о

о 1=

со ^

т о

^ о

е |

2 го

>1 °

ф ш

£? К

5у ^

т

_о с; о го о- а.

I

ф

т го с с; ф 3"

т

го

т

ф

ф о

Направление воспитания Актуальные вопросы воспитания Результат воспитания

5) воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны; 6) формирование умения интерпретировать социально-экономические и политические процессы, происходящие в стране и мире 5) доверие; активная гражданская позиция и патриотическая ответственность за судьбу страны

Нравственное и духовное воспитание 1) формирование уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; 2) формирование культуры этикета (вежливость, благодарность, тактичность, аккуратность, поведение на улице, поведение в общественном транспорте); 3) формирование форм гуманистического отношения: сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие, самоотвержение; 4) формирование культуры взаимоотношений в детском коллективе ценностные представления о морали, об основных понятиях этики: 1) добро; 2) зло; 3) истина; 4) ложь; 5) смысл; 6) ценность жизни; 7)справедливость; 8) милосердие; 9) проблема нравственного выбора; 10) достоинство; 11) любовь

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству 1) формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства; 2) формирование умения работать в коллективе; 3) воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности ценностное отношение к труду и творчеству

Интеллектуальное воспитание 1) воспитание интереса к науке, технике, пониманию значения учения в жизни человека; 2) научно-исследовательская и инженерно-техническая деятельность; 3) формирование ответственного отношения к учебе представление о ценности знаний, умений, навыков и их практического применения во взрослой жизни

Направление воспитания Актуальные вопросы воспитания Результат воспитания

Здоровьесберегающее воспитание 1) воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья; 2) формирование навыков сохранения собственного здоровья; 3) понимание важности занятий физической культурой и спортом; 4) профилактика развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека; 5) формирование культуры режима труда и отдыха культура здорового образа жизни; ценностные представления о физическом, духовном и нравственном здоровье

Социокультурное и медиакультурное воспитание 1) предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности; 2) информационное безопасное пространство при использовании Интернета представления о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»

Культуротворческое и эстетическое воспитание 1) формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; 2) приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; 3) воспитание культуры зрителя навыки культуроосвоения и культуросозидания

Правовое воспитание и культура безопасности 1) формирование правовой культуры, 2) формирование представлений об основных правах и обязанностях; 3) формирование культуры безопасности жизнедеятельности повышение правовой грамотности

Воспитание семейных ценностей 1) усвоение социальных семейных ролей (отец - мать, сын - дочь, внук - внучка, бабушка - дедушка); 2) воспитание уважительного отношения к родителям; знания в сфере этики и психологии семейных отношений; представление об институте семьи, о семейных ценностях

го а

о а

го

го ф

X

к ^

ш

о

5

к

о

X ^

2 го

т ^

ю о

I

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

о 1=

со 2

т о

^ о

е |

ш 5

>1 °

15 ш

£? К

5у ^

Ш

.0 с;

о го о. а.

I

ф

т го с с; ф 3"

т

го

т

ф

ф о

Направление воспитания Актуальные вопросы воспитания Результат воспитания

3) воспитание культуры взаимоотношений в семье; 4) развитие диалога поколений; 5) поддержание семейных традиций; 6) выполнение семейных обязанностей; 7) забота о старших и младших

Формирование коммуникативной культуры 1) формирование ответственного отношения к слову как к поступку; 2) формирование знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; 3) формирование ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире; 4) формирование конструктивной коммуникации между ровесниками; 5) развитие школьных средств массовой информации навыки межличностной и межкультурной коммуникации

Экологическое воспитание 1) формирование ответственного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека; 2) изучение экологической ситуации на локальном и глобальном уровнях; 3) формирование экологической культуры; 4) формирование навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; 5) развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы; 6) формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы ценностное отношение к природе, к окружающей среде, бережное отношение к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты

Школьный музей должен стать неотъемлемой составляющей и особым структурным звеном воспитательной системы образовательной организации. Это основа создания жизненного пространства детского общественного объединения, которое является преемником работы и продолжателем традиций коллективного органа школьного самоуправления - Совета музея. У членов объединения своя форма, законы, традиции, символика. В состав объединения на добровольной основе могут входить обучающиеся 4-11 классов.

В Совете музея могут работать группы постоянного и переменного составов.

Обучающиеся могут одновременно входить в несколько групп и штабов, самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности, разрабатывать индивидуальные проекты, реализовывать индивидуальные маршруты поисковой и творческой деятельности. Музей способствует развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний и применении их в практической деятельности, что является условием формирования убеждений, ценностей, идеалов [3].

Ресурсы школьного музея используются в проведении традиционных общешкольных воспитательных мероприятий [2; 5; 6; 9] (таблица 2).

Таблица 2. Участие школьного музея в реализации воспитательной компоненты

Школьный Направление Целевой Содержание Программы

музей воспитания ориентир воспитания и проекты

Школьный гражданско- развитие воспитание «Отечества

музей патриотическое нравственных уважительного достойные

воинской представлений отношения к сыны»

славы о долге, чести воинскому про- «Мы помним,

и достоинстве шлому своей мы гордим-

в контексте страны ся...»

отношения к «Связь поко-

Отечеству, к лений» «На-

согражданам, следники»

к семье «С чего начинается Родина» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Множество судеб - дорога одна» «Эхо войны»

Школьный духовно-нрав- формиро- увеличение «Оренбур-

музей истори- ственное воспи- вание у обу- объема учебной жье: стопами

ко-культурной тание чающихся информации Православия»

направленно- уважительного по истории и «Славянская

сти отношения к культуре наро- письменность

традициям, дов России и культура»»

культуре и «Истоки»

языку своего «Наше насле-

народа и дру- дие»

гих народов

России

го а

о а

го

^

го ф

а

X

к ^

со о

5

к

о

X ^

2 го

т ^

ю о

I

го

о о

о 1=

со 2

т о

^ о

е |

ш 5

>1 °

15 ш

£? К

5у ^

Ш

.0 с;

о го о. а.

I

ф

т го с с; ф 3"

т

го

т

ф

ф о

I

<

Школьный музей Направление воспитания Целевой ориентир Содержание воспитания Программы и проекты

Школьный музей здоровья и спорта здоровьесбере-гающее воспитание формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья формирование культуры здоровья «Твое здоровье в твоих руках» «Здоровым быть здорово» «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»

Школьный музей интернациональной дружбы социокультурное и меди-акультурное воспитание формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство" межнациональное согласие и гражданский мир «Мир во всем мире», «Дружба народов»

Школьный народный музей культуротворче-ское и эстетическое воспитание формирование у обучающихся навыков куль-туроосвоения и культуросо-зидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры музейная педагогика «Мир вокруг нас» «Личность и изобразительное искусство» «Росток» «Народные промыслы» «Быт села»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школьный эко-лого-краеведческий музей экологическое воспитание формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры

По направлениям музейной деятельности осуществляется реализация культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, что, в свою очередь, позволяет педагогам-практикам видеть стратегические ориентиры современной методологии образования [1; 4]:

1) образовательное (изучение истории родного края, изучение культурных традиций населения, изучение истории народных промыслов, изучение биографии и жизни людей, изучение биологического разнообразия края);

2) просветительское (разработка и чтение лекций, организация и проведение читательских конференций, сетевое взаимодействие между музеями, участие в слете поисковых отрядов, участие в региональных и всероссийских конкурсах школьных музеев, проведение тематических политинформаций);

3) научно-исследовательское (написание реферативных работ, защита исследовательских проектов, участие в научно-практических конференциях, работа с архивными материалами);

4) творческое (создание новых экспозиций, оформление тематических стендов, организация передвижных выставок, выпуск школьных газет, организация конкурса плакатов);

5) волонтерское (проведение операций, акций; организация концертов и др.). Школьный музей обладает широкими возможностями для проведения уроков гуманитарного цикла, способствуя усвоению новых знаний по различным областям знаний. Использование ресурсов музея расширяет познавательное пространство, демонстрирует связь теории с практикой.

Таким образом, современный школьный музей является актуальным средством воспитания и социализации обучающихся: создает условия для самореализации личности обучающегося, формирует личностные и метапредмет-ные универсальные учебные действия, содействует профессиональному само-

определению, развивает гражданскую

идентичность.

Библиографический список:

1. Архипова Г.Е. и др. Инновационный проект «Школьный музей как средство воспитания младших школьников на основе компетентностного подхода» // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2013. №1. С. 46-68.

2. Беспалова В.В. Школьный музей как средство патриотического воспитания учащихся // Национальный проект «Образование». 2010. №1. С. 21-23.

3. Большакова Т., Макеева И. Пространство школьного краеведческого музея // Директор школы. 2009. № 5.

4. Долгачева Е.А. Новое время для школьного музея // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 46-47.

5. Котов С.Н. Положение об историко-краеведческом музее сельской школы // Практика административной работы в школе. 2008. №4. С. 55-56.

6. Кузнецова И.В. Программа деятельности историко-краеведческого музея // Практика административной работы в школе. 2008. № 4. С. 57-59.

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013 N ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» // [Электронный ресурс]: www.docs.cntd.ru.

8. Моисеева А.Н., Буева И.И., Склярен-ко Ю.А. Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области. - Оренбург: ООДТДМ, 2014. - 68 с.

9. Середина И. Роль школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании учащихся // Учитель. 2015. №1.

10. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.

11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года // [Электронный ресурс]: www.government.ru.

Поступила 06.12.15

го а

о а

го

с; го ф а

X

к ^

со о

5

к

о

X ^

2 го

т ^

ю о

I

го

о о

о 1=

со 2

т о

^ о

е |

2 го

>1 °

ф ш

£? К

5у ^

т

.о с; о го о. а.

Об авторах:

Моисеева Алена Николаевна, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиП-ПРО Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]

Челпаченко Татьяна Викторовна, начальник отдела научных исследований Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19), доктор педагогических наук, доцент, [email protected]

Для цитирования: Моисеева А.Н., Челпаченко Т.В. Роль музейной педагогики в воспитании обучающихся в условиях реализации программы развития воспитательной компоненты // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 78-87.

I

ф т го с с; ф Iг

m

го ш ф ф о

References:

1. Arkhipova G.E., Daniliuk O.A., Nifontova S.I., Savenko E.I. Innovative project "School museum as a means to educate primary-school students on the basis of competence approach". Nauka ipraktika vospitania i dopolnitelnogo obrazovania. 2013. №1. P. 46-68. [in Russian]

2. Bespalova V.V. School museum as a means to educate school students in patriotism. Natsionalnyiproiekt "Obrazovanie". 2010. №1. P. 21-23. [in Russian]

3. Bolshakova T., Makeeva I. School museum space. Direktor shkoly. 2009. №5. C. 82-84. [in Russian]

4. Dolgacheva E.A. New times for the school museum. Experiment i innovatsii v skole. 2011. №1. C. 46-47.

5. Kotov S.N. Provisions on the country school museum of history and local lore. Praktika administrativnoi raboty v shkole. 2008. №4. C. 55-56. [in Russian]

6. Kuznetsova I.V. The program of work of school museum of history and local lore. Praktika administrativnoi raboty v shkole. 2008. №4. C. 57-59. [in Russian]

7. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 13.05.2013 № HR-352/09 "On the directions of the program of educational component development at general educational institutions" // [electronic resource]: www.docs. cntd.ru [in Russian]

8. Moiseeva A.N., Bueva I.I., Skliarenko Yu.A. Regional program of educational component development at general educational institutions of Orenburg Region. Orenburg: OODTDM. [in Russian]

9. Seredina I. The role of school museum in educating school students in patriotism and morals. Uchitel. 2015. №1. P. 22-23. [in Russian]

10. Stoliarov B.A. Museum pedagogy. History, theory, practices. M.: Vysshaia shkola, 2004. [in Russian]

11. Strategy of education development in RF till 2025 // [electronic resource]: www. government.ru [in Russian]

About the authors:

Moiseeva Alena Nikolaevna, Candidate of Sciences (Education), Academic title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of IPK and PPRO, Orenbugr State Pedagogical University (Russia, Orenburg, Sovetskaya Str., 19), [email protected]

Chelpachenko Tatiana Viktorovna, Doctor of Sciences (Education), Academic title of Associate Professor, Head, Research Office, Orenbugr State Pedagogical University (Russia, Orenburg, Sovetskaya str., 19), [email protected]

For citation: Moiseeva A.N., Chelpachenko T.V. The role of museum pedagogy in educating students in the conditions of implementing personal development program // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 78-87.

co a

I—

о a

j

co

ц

CO cd a X к s m о

5

к о x s

2 со

т ^

ю о

о о

о 1=

m s

m о

s о

е |

2 CÔ

>i °

ф Ш

£? к

5У S

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с;

о со CL а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.