Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
воспитательный процесс / активная гражданская позиция / гражданственность / уровни сформированности активной гражданской позиции обучающихся. / educational process / active civic position / citizenship / levels of formation of active civic position of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пец О.Н.

В статье обосновываются причины включения процесса формирования активной гражданской позиции обучающихся в список основных аспектов воспитательной деятельности педагога. Обоснована значимость формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации. Выявлены компоненты активной гражданской позиции обучающихся. Аргументирована преемственность деятельности по формированию активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации от начального звена до старшего на всем протяжении пребывания обучающегося в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ACTIVE CIVIC POSITION AS THE MAIN ASPECT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

The article substantiates the reasons for including the process of forming an active civic position of students in the list of the main aspects of educational activities of a teacher. The importance of the formation of an active civic position of students of a general educational organization has been substantiated. The components of active citizenship of students are revealed. The continuity of the activity on the formation of an active civic position of students of a general education organization from the primary to the senior level is argued throughout the entire stay of the student at school

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

- Почему повесть называется «Метель», если в произведении рассказывается о любви?

Обратим внимание на формулировку вопросов. Беседа строится на вопросах, направленных на восприятие текста, на выявление содержания прочитанного. Отвечая на вопрос «Когда бывает метель?», студент обращается к личному опыту. Трудность всегда представляют проблемные вопросы (Почему повесть называется «Метель», если в произведении рассказывается о любви?). Выслушав студентов, мы получаем два варианта ответа: повесть так называется, потому что главное действие происходит в метель; метель вторгается в жизнь героев, изменяет их жизни. В конце беседы предлагаем ответить на этот же вопрос письменно, поскольку нам важно проследить, как рассуждают студенты, что они поняли в процессе беседы.

Из письменных работ можно выделить те, в которых студенты мыслят неординарно. Приведем примеры таких работ (стиль писем сохранен в неизменном виде).

Эта повесть называется «Метель», потому что в ней большую роль играет метель. Метель смешивает судьбу героев. Из-за нее Владимир потерял дорогу, опоздал к девушке. А в церковь пришел Бурмин. (Студент 4 курса Пак Кванжил, Южная Корея.)

Метель является главной в повести. Она соединила судьбу Марьи с Бурминым. (Студент 4 курса Ян Жуньчао, Китай.)

Работы интересны тем, что студенты на основе полученных знаний в ходе беседы высказали свое мнение: метель смешивает судьбу героев; метель соединила. Учащиеся, отвечая на вопрос, неслучайно используют глаголы смешивать, соединять, поскольку во время беседы было определено значение слова метель и выражения «небо слилось с землей».

Если включать в устные беседы элементы проблемного обучения, в частности проблемные вопросы и задания, то письменные работы можно будет по праву называть творческими.

Таким образом, можем сделать вывод о важной роли проблемного обучения в РКИ. Включение в учебный процесс элементов проблемного обучения открывает большие возможности в развитии творческой личности студентов, изучающих русский язык.

Список литературы

1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М., 1974. -240 с.

2. По страницам Пушкина. - 2-е изд. - СПб.: Златоуст, 2011. - 104 с.

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Пец О.Н.

КРИПКиПРО, г. Кемерово, аспирант

FORMATION OF AN ACTIVE CIVIC POSITION AS THE MAIN ASPECT OF THE EDUCATIONAL

ACTIVITY OF A TEACHER

Petz O.

KRIPKiPRO, Kemerovo, postgraduate student

Аннотация

В статье обосновываются причины включения процесса формирования активной гражданской позиции обучающихся в список основных аспектов воспитательной деятельности педагога. Обоснована значимость формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации. Выявлены компоненты активной гражданской позиции обучающихся. Аргументирована преемственность деятельности по формированию активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации от начального звена до старшего на всем протяжении пребывания обучающегося в школе.

Abstract

The article substantiates the reasons for including the process of forming an active civic position of students in the list of the main aspects of educational activities of a teacher. The importance of the formation of an active civic position of students of a general educational organization has been substantiated. The components of active citizenship of students are revealed. The continuity of the activity on the formation of an active civic position of students of a general education organization from the primary to the senior level is argued throughout the entire stay of the student at school.

Ключевые слова: воспитательный процесс, активная гражданская позиция, гражданственность, уровни сформированности активной гражданской позиции обучающихся.

Keywords: educational process, active civic position, citizenship, levels of formation of active civic position of students.

Введение

Современный мир претерпевает глобальные изменение, Россия и её граждане включены в данный процесс, идёт глубокое обновление и усовершенствование всех социальных систем, изменения Конституции РФ связанные с изменением общества, которое затрагивает каждого гражданина.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта, воспитательные цели и задачи стали наиболее обусловленными: способы их достижения и реализации чётко прописаны в документе [27: 45-73].

В нашей стране воспитательная цель соответствует гуманистической концепции, которая подразумевает развитие обучающегося, как личности, и требует сформированное™ у него личностных качеств, необходимых для жизнедеятельности, ценностных ориентиров и моральных устоев [26].

Если эти цели достигнуты, и обучающийся способен полноценно жить в демократическом обществе, при этом правильно оценивая свои возможности и понимая, чем он может быть полезен, то задача становления активной гражданской позиции успешно решена.

Обучающийся находится в образовательной организации достаточно долгое время - общаясь, обучаясь. На этом фоне у него и происходит формирование определённых навыков, умений и качеств.

Говоря об активной гражданской позиции, мы подразумеваем участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему миру в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов[25].

Развитие активной гражданской позиции обучающихся - это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Методология

Роль педагога в процессе воспитания активной гражданской позиции велика. «Трудно воспитывать ребёнка в наше время, особенно подростка. Трудно потому, что кроме школы он получает много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить и принять» - эти слова В. А. Сухомлин-ского до сих пор актуальны [29: 215].

Проблема формирования активной гражданской позиции и условий ее развития рассматривалась у разных исследователей:

- философском: Л. А. Беляева [5], Н. А. Бердяев [6], Л. Б. Волченко [14] и др.;

- психологическом: К. А. Абульханова-Слав-ская[1;2], Б. Г. Ананьев [3], В. С. Библер[7], А. А.

Бодалев[8], Л. И. Божович[9], И. С. Кон[20], А. Н. Леонтьев[21], Д. И. Фельдштейна [28] и др.;

- педагогическом: Л. Н. Боголюбов [10], Е. В. Бондаревская[11; 12], Б. С. Гершунский[15;16], В.

A. Караковский[18; 19], Т. Н. Мальковская[22], А.

B. Мудрик[23], Г. Н. Филонов[30], Н.Г. Хва-левко[31] и др.

Результаты

Важность сформированности гражданской позиции влияет и на личностное развитие, и на образовательный процесс, поэтому её формирование принимают за основной аспект в воспитательной деятельности педагога [1].

Основными компонентами гражданской позиции обучающихся являются: патриотизм; нравственность; гражданственность [27: 217].

Патриотизм обучающихся может проявляться в любви к Родине, своей семье, образовательному учреждению.

Патриотизм, понимание ответственности за собственные действия, самостоятельность - некоторые из составляющих активной гражданской позиции зависят от потребностей и положительных мотивов в жизни обучающегося. Активная гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых он находится.

Под гражданственностью, в данном случае, понимается принадлежность к коллективу, школе, городу, стране.

Формирование активной гражданской позиции формируется у ребёнка с раннего возраста. Условия жизни его семьи, их социальное положение и образованность являются факторами, определяющими её. Педагог продолжает работу, начатую родителями - он направляет свои действия на развитие и поддержание сформированных качеств.

Желание обучающегося принимать участие в общественной деятельности, проявление инициативы в каких-либо мероприятиях и поручениях, чёткое понимание ответственности за то, что сделано, исполнительность - всё это проявления правильно сформированной активной гражданской позиции.

Важной частью активной гражданской позиции является идентификация человека с образами страны, государства, народа, культуры. Если мы говорим об активной гражданской позиции как основном аспекте воспитательной деятельности педагога, то необходимо, чтобы у обучающихся в перечень названных образов попал образ педагога, как примера человека с активной гражданской позицией. Для этого педагог своим собственным примером должен соответствовать требованиям этого качества.

Процесс формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации тесно связан с понятием гражданского идеала, с воспитанием и развитием высоконравственной, духовной личности. Активная гражданская позиция предполагает, что гражданин России принимает судьбу Родины как свою собственную, полностью понимает и осознает немалую ответ-

ственность за то, что происходит в стране. Приверженность определенным духовным и нравственным традициям, ориентир на достижение идеала -это то, что играет немалую роль в формировании активной гражданской позиции. Вопросы воспитания личности, интересующейся судьбой Отечества, освещаются в трудах различных исследователей, мыслителей, педагогов, а история вопроса насчитывает не одно столетие.

Формирование активной гражданской позиции не напрасно считают основным аспектом воспитательной деятельности педагога. Всё, что перечислено нами выше: и личностные качества, и моральные устои, и интересы обучающегося - оказывает влияние на все стороны его жизнедеятельности, начиная от взаимодействия с коллективом, с посторонними людьми и заканчивая успеваемостью.

В работе, направленной на формирование активной гражданской позиции, можно выделить несколько направлений: к себе; к своей семье; к стране, в которой живешь; ко всему миру; к своему образовательному учреждению [17: 250-252].

Сегодня можно выделить десятки методов и форм работы для решения задачи формирования активной гражданской позиции. Гражданское образование в образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с самой начальной ступени школьного образования [17: 256].

Обучающийся является главным субъектом воспитательного процесса, он с помощью воспитательной деятельности педагога развивает в себе гражданскую личность и приходит к пониманию собственных стимулов поведения, осознанию целей, убеждённости своего значения в обществе [24: 228].

Задачей педагога является выявления уровня сформированности у обучающегося, определенных личностных качеств и формирования некоторых из них. Проводя различные мероприятия, организуя совместную деятельность с детьми, педагог должен помочь понять каждому обучающемуся, что тот является частью общества, страны. [17: 254].

На этом этапе воспитательной работы обучающиеся знакомятся с организацией процесса коммуникации, учатся выходить из проблемных ситуаций посредством диалога, формируют собственное отношение к различным вопросам, они учатся не бояться высказывать свою точку зрения.

Важнейшим условием на этом этапе работает является вовлечение обучающегося в школьный коллектив. Необходимо отследить, чтобы обучающийся шел на контакт со своими одноклассниками и общался с каждым из них, насколько это возможно, поскольку, чем богаче общение обучающегося, тем больше возможностей предоставляется для развития у него необходимых социальных качеств.

Педагог должен изучить особенности каждого обучающегося в классном коллективе и, организуя с ними мероприятие, отследить, чтобы бы все обучающиеся были вовлечены в процесс. Обучающимся нужно оказать помощь - учить их общению

с другими, если у них возникли затруднения [17: 253].

В случае правильной организации работы детского коллектива, педагог может достигнуть высокой организованности и активности класса.

При переходе детей из начального звена в среднее все педагоги, работающие в общеобразовательной организации должны продолжить работу по формированию активной гражданской позиции обучающихся.

В этом возрасте обучающиеся понимают, какие обязанности и требования предъявляются к каждому из них. На второй ступени образования стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву других людей и знание, понимание своих обязанностей (они предъявляются к обучающемся в школе). Обучающиеся начинают изучать историю своего Отечества, формируют различные взгляды на определённые этапы, события в истории нашей страны.

В этот период важно приступить к формированию у обучающихся организаторских умений. Для этого классные руководители распределяют обязанности среди обучающихся и анализируют степень их выполнения, оценивая их организаторские способности и личностные качества, которые обучающийся проявляет при этом, в первую очередь, свою ответственность. Продолжается работа в группах, в парах, индивидуальная.

В подростковом возрасте в группе обучающихся определяется лидер, возможно определить взаимоотношения всех обучающихся друг с другом, поведенческий климат в классе. Обучающиеся намного самостоятельнее, по сравнению с обучающимися в начальном звене, поэтому необходимо сформировать у них качество самостоятельно планировать, контролировать, оценивать собственные действия, а также действия своих одноклассников.

При переходе обучающихся на ступень среднего общего образования продолжается формирование знаний в правовом поле. На этом этапе обучающиеся учатся отстаивать свои права, конструктивно вести диалог, совершенствуют умение выходить из спорной ситуации, не создавая конфликт.

Обязательным условием формирования активной гражданской позиции в классном коллективе является системный подход.

Анализ научных источников показывает, что термин «активная гражданская позиция» на сегодняшний день не является изученным в должной мере. В педагогической литературе термин «активная гражданская позиция» определяется как некое качество обучающихся, которое должен сформировать педагог посредством работы при организации воспитательной деятельности.

Воспитательную работу должны вести все педагоги, работающие в образовательном учреждении. К сожалению, как показывает практика, особенно в среднем звене, педагоги, организующие учебную деятельность, ограничиваются только ведением уроков и объяснением учебного материала,

редко уделяя внимание иным сторонам педагогической профессии.

На каждом уроке необходимо найти место для осуществления воспитательного процесса. Наиболее удачными, конечно, являются гуманитарные и общественно-научные предметы.

На уроках литературного чтения при обсуждении художественных произведений возможно успешно работать над формированием ценностных понятий и ориентиров.

Уроки иностранного языка, на которых изучаются не только иностранные слова, а, в том числе, и культура других народов, традиции, этикет других стран, возможно формировать чувство толерантности, что сегодня является актуальным.

В общественно-научных предметах есть связь экономики, общества и природы, которая позволяет сформировать у обучающихся ответственность за окружающую нас природу и понимание своей значимости в решении проблем, связанных с природой.

Уроки истории, обществознания, родных языков, являются наиболее важными для достижения задачи формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Проведение тематических смен, декадников и мероприятий способствуют достижению этой цели. Мероприятия могут быть организованы как в одном классе, так и носить общешкольной характер. Их можно проводить на классных часах, во внеурочное время, на факультативных занятиях.

Большое количество современных методов, способов и форм работы позволяют найти множество возможностей заинтересовать детей и достичь поставленных целей.

Мы считаем необходимым условием формирования активной гражданской позиции обучающихся является совместная деятельность педагогов в начальном, в среднем, и в старшем звене общеобразовательной организации. Преемственность деятельности является главным принципом работы по формированию активной гражданской позиции обучающихся.

Заключение

Активная гражданская позиция подразумевает понимание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Доказательством сформированности активной гражданской позиции является нравственное поведение всегда и везде, готовность оказать помощь товарищам, и посторонним людям, умение отстоять свою позицию, выходить из конфликтных ситуаций, не разжигая их.

Организация воспитательной работы позволяет наряду с достижением поставленных целей отвлечь молодое поколение от негативного влияния окружающей обстановки и заинтересовать их, выполняя общественно-полезную деятельность [13].

Таким образом, правильно организованная воспитательная работа, позволит педагогу обеспечить достижение целей и задач при формировании активной гражданской позиции обучающихся.

Формирование активной гражданской позиции обучающихся позволит достичь успехов не только личностного развития, но и в учебном процессе.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, - 1980. - 335 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с. - ISBN 5-244-00380

3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б.Г. Ананьев. -М.: Директ-Медиа, - 2008. - 209 с.

4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы че-ловекознания [Текст]: избран. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.; Воронеж: Моск. психол.-социал. ин-т [и др.], - 2005. -431 с. - ISBN 5-89502-572-2.

5. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст]: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.В. Беляев. - Ставрополь, -1997. - 41 с.

6. Бердяев, Н.А. Судьба человека в современном мире [Текст]: (К пониманию нашей эпохи) / Н. Бердяев. - Париж: Ymcapress, - 1934. - 84 с.

7. Библер, В.С. От научения - к логике культуры [Текст]: два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. - М.: DirectMEDIA, -2014. - 615 с. - ISBN 978-5-9486-5989-3.

8. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, - 1988. -187 с. - ISBN 5-211-00021-8.

9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. -Москва [и др.]: Питер, - 2008. - 398 с. - ISBN 9785-91180-846-4.

10. Боголюбов, Л.Н. Формирование у учащихся средней образовательной организации в процессе изучения истории умения правильно ориентироваться в общественно-политической жизни [Текст]: диссертация ... д-ра педагогических наук: 13.00.02 / Л.Н. Боголюбов. - Москва, - 1981. - 425с.

11. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст]: в 2 ч. / Е. В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания. - Ростов н/Д: Ростов. ОИУУ. - Ч. 1. - 1993. - С. 11-42.

12. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. -№ 4. - С. 11-17.

13. Бревнова Т. И. Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя \\ http:\www.uchportal.ru\rubl\26-0-1-2290 (Дата обращения 25. 12. 2020)

14. Волченко, Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. Ценности культуры и морали [Текст] / Л. Б. Волченко. - М.: Изд-во МГУ, - 1992. - 117 с. - ISBN 5-211-02130-4.

15. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России [Текст]: проблемы становления и развития / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. о-во России, - 2001. -459 с.

16. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. о-во России, - 2002. - 508 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Активная гражданская позиция» \\ теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 250-254

18. Караковский, В.А. Воспитай гражданина [Текст]: [Записки дир. шк. N 825 г. Москвы: Пер. с рус.] / В.А. Караковский. - Ташкент: Укитувчи, -1992. - 160 с.

19. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика шк. воспи-тат. систем [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая шк., - 1996. -155 с. - ISBN 5-7301-0248-8.

20. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, -1984. - 335 с.

21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е издание, стереотипное. - Москва: «Смысл»: Академия, - 2005. - 352 с.

22. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников [Текст] / Т. Н. Мальковская. -М.: Педагогика, - 1988. - 139 с. - ISBN 5-71550178-4.

23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф.

образования / А.В. Мудрик. - М.: ИЦ Академия, -2013. - 240 а

24. Плеханова Е. С. Личность педагога как основа патриотического воспитания \\ Духовно-нравственные основы патриотического воспитания: Материалы конференции. Абакан, 2015, 228 с.

25. Российская педагогическая энциклопедия \\ www.gumer.info\ЫЫюtek_buks\pedagog\msspens (Дата обращения 28. 12. 2020)

26. Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года\\ http://www.consultant.ru\document\cons (Дата обращения 09.01.2021)

27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Текст. // Вестник образования России. № 2. - 2015. С. 45-73.

28. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Структур. -содерж. характеристики процесса развития личности [Текст]: избр. тр. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, - 1999. - 670 с. - С. 409-415.

29. Феофанова М. И., Симонова Г. И. Формирование гражданской идентичности школьников \\ Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т 28. С. 215-217

30. Филонов, Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития [Текст] / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 45-50.

31. Хвалевко, Н.Г. Управление гражданским воспитанием обучающихся в условиях муниципальной системы образования [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.Г. Хвалевко. - Кемерово, - 2005. - 229с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.