Научная статья на тему 'МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ХУРТУЯХ ТАС»'

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ХУРТУЯХ ТАС» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / музейная педагогика / заповедник / Хуртуях тас / методика / музейный педагог / museum / museum pedagogy / reserve / Ulug Hurtuyakh tas / metods / museum educators

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чебочакова Мария Прокопьевна, Кыржинаков Артур Алексеевич

Данная статья посвящена рассмотрению музейной педагогики как изучение и анализ способов развития в деятельности Анхаковского музея-заповедника «Хуртуях тас». Рассмотрена история возникновения музейной педагогики и её развитие. Проанализированы инновационные подходы в музеях-заповедниках для познавательной деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY AS A METHOD OF DEVELOPING THE MUSEUM POTENTIAL OF «THE HURTUYAKH TAS» MUSEUM-RESERVE

This article is devoted to the consideration of museum pedagogy as the study and analysis of ways of development in the activities of the Ankhakov Museum-Reserve "Hurtuyakh Tas". The history of museum pedagogy and its development are considered. Innovative approaches in museums-reserves for children's cognitive activity are analyzed.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ХУРТУЯХ ТАС»»

УДК 904

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ХУРТУЯХ ТАС»

Чебочакова М. П.

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению музейной педагогики как изучение и анализ способов развития в деятельности Анхаковского музея-заповедника «Хуртуях тас». Рассмотрена история возникновения музейной педагогики и её развитие. Проанализированы инновационные подходы в музеях-заповедниках для познавательной деятельности детей.

Ключевые слова: музей; музейная педагогика; заповедник; Хуртуях тас; методика; музейный педагог

MUSEUM PEDAGOGY AS A METHOD OF DEVELOPING THE MUSEUM POTENTIAL OF «THE HURTUYAKH TAS» MUSEUM-RESERVE

Chebochakova M. P.

Annotation. This article is devoted to the consideration of museum pedagogy as the study and analysis of ways of development in the activities of the Ankhakov Museum-Reserve "Hurtuyakh Tas". The history of museum pedagogy and its development are considered. Innovative approaches in museums-reserves for children's cognitive activity are analyzed.

Keywords: museum; museum pedagogy; reserve; Ulug Hurtuyakh tas; metods; museum educators

В современности в музейной деятельности важную роль играет музейная педагогика. Например, в Республике Хакасия в музее-заповеднике «Хуртуях Тас» музейная педагогика является одной из значимых методик для развития музейной деятельности. В проекте федерального закона о музеях-заповедниках отмечается: «Государственный музей-заповедник - учреждение культуры, созданное ... для обеспечения охраны, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях».1

Музеи-заповедники, служащие нам для хранения и передачи исторической памяти и наследия предков, в настоящее время сильно связаны со сферой образования. В современном мире, где потребителю дается широкий спектр досуга, музеям для привлечения аудитории приходится развивать и модернизировать музейный комплекс, используя инновационные формы деятельности.

Одной из таких форм является музейная педагогика и в настоящее время культурно-образовательная деятельность является одной из важных составляющей музейной работы.

Музейная педагогика, появившаяся сравнительно недавно, сегодня является значимой частью коммуникационной деятельности музеев. Она, подстраиваясь под любую аудиторию, позволяет взаимодействовать с посетителями различными методами.

Сама музейная педагогика как инновационный метод педагогики помогает

Ю проекте федерального закона «О государственных музеях-заповедниках». М.,1999 №216-СФ Гл. 1, ст. 3.: http://council.gov.ru/activity/documents/480/

развивать гуманистическое, улучшает патриотическое воспитание подрастающего и взрослого поколения к Родине, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Для этого выработаны специальные методы работы с детьми, такие как: повествовательный метод, метод сравнения, метод контраста, проблемный метод, вопросно-ответный метод, метод-диалог, игровой метод, метод стимулирования самостоятельной работы, метод организации творческого состязания и метод свободных ассоциаций. Эти методы используются в зависимости от целей и задачи, поставленных на музейный урок.

Сама музейная педагогика возникла в конце XIX-начале XX вв. (Шляхтина, 2021). Как отмечено, в Республике Хакасия её методы начали использовать с 2010 года в Анхаковском музее-заповеднике «Хуртуях Тас». Так, совместно с музейным педагогом Тюкпиековой Г.К. музей начал проводить различные мероприятия, посвященные сохранению и развитию родного языка, традициям хакасского народа, а также историческим датам страны. Начали использоваться инновационные технологии. Теперь по мультимедиа посетители могут посмотреть презентации о музее, отрывки из кинофильмов, фотодокументы.

Для детей проводятся различные экскурсии, где они могут поиграть в национальные игры, на музыкальных национальных инструментах, померить традиционную хакасскую одежду, ознакомиться с другими музеями Хакасии по фотослайдам. То есть очень развита интерактивная форма музейной педагогики, которая расширяет кругозор учеников, прививает любовь к Родине и стимулирует познавательность в изучении родного края.

Сама Галина Константиновна пишет, что задача её работы «синтезировать сведения об истории культуры Хакасии, чтобы в процессе учебы мир познавался ребенком как интегральная целостность, существующая в настоящем, благодаря событиям прошлого и устремленная в будущее». (Тюкпиекова, 2019) Для этого она использует следующие методики: метод «погружения в историю», игровой метод, ролевой метод, метод театрализации, вопросно-ответный метод.

Ни одно мероприятие не проходит без национальных игр и состязаний (перетягивание, хазых, курес и т.д.). Эти игры влияют на развитие физических способностей, психических и социальных качеств.

Музейная педагогика в настоящее время как методология в музеях особенно актуальна. Музейный педагог, являясь одновременно и учителем, и автором музейной программы, имеет возможность продуктивности и результативности того либо иного метода и в дальнейшем, опираясь на полученные знания, а также может строить последующую деятельность.

Итак, из вышеизложенного следует, что методика музейной педагогики успешно внедрена и является одним из инструментов развития музейного потенциала в музее-заповеднике «Хуртуях Тас» Аскизского района Республики Хакасия.

Список литературы:

Тюкпиекова Г.К. Музейно-образовательные программы «Хуртуях тас» как новые возможности развития родного языка// ЕЧ. 2019. №III. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeyno-obrazovatelnye-programmy-hurtuyah-tas-kak-novye-vozmozhnosti-razvitiya-rodnogo-yazyka (дата обращения: 18.01.2024).

Шляхтина, Л.М. Музейная педагогика: учебно-методическое / Л.М. Шляхтина. -М-во культуры РФ, С.-Петерб. Гос. Ин-т культуры, фак. Мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021. 60 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Чебочакова Мария Прокопьевна, магистрант 1 курса Института истории и права по направлению магистерской программы «Музееведение и археология» Хакасского государственного университета имени Николая Федоровича Катанова. Электронный адрес: hwanbrat@ gmail. com

Научный руководитель: Кыржинаков Артур Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия.Электронный адрес: Kyrzhinakov@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Chebochakova Maria Prokopyevna, 1st year undergraduate student of the Institute of History and Law in the direction of the master's program "Museology and Archeology" of the Khakass State University named after Nikolai Fedorovich Katanov. E-mail: hwanbrat@gmail.com

Scientific director: Kyrzhinakov Artur Alekseevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Institute of History and Law of the Khakass State University, Abakan, Russia. E-mail: Kyrzhinakov@mail.ru

УДК 069.44

РЕСТАВРАЦИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ СОСУДОВ СКИФСКОГО ПЕРИОДА ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ

ТЫВА

Чошкак А. К.

Аннотация. В данной статье рассматривается один из важнейших аспектов музейной деятельности, связанной с сохранением культурного наследия, а именно реставрационная работа, на примере реставрации сосуда скифского периода, с поэтапным описанием процесса работ, начиная с отбора и заканчивая возвратом отреставрированного предмета в хранилище.

Ключевые слова: процесс реставрации; керамика; очистка; консервация; Национальный музей Республики Тыва; НМ РТ

RESTORATION OF SCYTHIAN CERAMIC VESSELS PERIOD FROM THE FOUNDATIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Choshkak A. K.

Annotation. This article examines one of the most important aspects of museum activities related to the preservation of cultural heritage, namely restoration work, using the example of the restoration of a vessel from the Scythian period, with a step-by-step description of the work process, starting with selection and ending with the return of the restored object to storage.

Keywords: restoration process; ceramics; cleaning; conservation; National Museum of the Republic of Tyva; NM RT

Керамика почти всегда занимает большое место среди материалов, добываемых археологическими экспедициями. Как правило, целые по своей форме и содержанию

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.