ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Чебочакова Мария Прокопьевна, магистрант 1 курса Института истории и права по направлению магистерской программы «Музееведение и археология» Хакасского государственного университета имени Николая Федоровича Катанова. Электронный адрес: hwanbrat@ gmail. com
Научный руководитель: Кыржинаков Артур Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия.Электронный адрес: Kyrzhinakov@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Chebochakova Maria Prokopyevna, 1st year undergraduate student of the Institute of History and Law in the direction of the master's program "Museology and Archeology" of the Khakass State University named after Nikolai Fedorovich Katanov. E-mail: hwanbrat@gmail.com
Scientific director: Kyrzhinakov Artur Alekseevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Institute of History and Law of the Khakass State University, Abakan, Russia. E-mail: Kyrzhinakov@mail.ru
УДК 069.44
РЕСТАВРАЦИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ СОСУДОВ СКИФСКОГО ПЕРИОДА ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ
ТЫВА
Чошкак А. К.
Аннотация. В данной статье рассматривается один из важнейших аспектов музейной деятельности, связанной с сохранением культурного наследия, а именно реставрационная работа, на примере реставрации сосуда скифского периода, с поэтапным описанием процесса работ, начиная с отбора и заканчивая возвратом отреставрированного предмета в хранилище.
Ключевые слова: процесс реставрации; керамика; очистка; консервация; Национальный музей Республики Тыва; НМ РТ
RESTORATION OF SCYTHIAN CERAMIC VESSELS PERIOD FROM THE FOUNDATIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA
Choshkak A. K.
Annotation. This article examines one of the most important aspects of museum activities related to the preservation of cultural heritage, namely restoration work, using the example of the restoration of a vessel from the Scythian period, with a step-by-step description of the work process, starting with selection and ending with the return of the restored object to storage.
Keywords: restoration process; ceramics; cleaning; conservation; National Museum of the Republic of Tyva; NM RT
Керамика почти всегда занимает большое место среди материалов, добываемых археологическими экспедициями. Как правило, целые по своей форме и содержанию
200
керамические сосуды встречаются редко. Процесс изготовления древних сосудов сводился к заготовке глиняного теста, лепке от руки с последующими сушкой и обжигом. Технология изготовления керамики определяется физико-механическими свойствами: прочность и пористость, что характеризуются составом глины и качеством обжига. Но добытая при раскопках керамика зачастую отличается своими физико-механическими свойствами по сравнению с первоначальным состоянием. Наибольшим изменениям подвергается керамика, в состав которой входят примеси минерального и органического происхождения (Кирьянов, 1950).
Предварительный этап реставрации того или иного предмета начинается с отборки членами Реставрационного совета наиболее нуждающихся в реставрации предметов, далее идет процесс выдачи реставратору предмета хранителем, реставратор после исследования предмета составляет программу реставрационных работ, после чего на Реставрационном совете утверждается план работ.
В данной статье, мы рассматриваем процессы реставрации археологического предмета скифского периода, а именно сосуд из могильника Суглуг-Хем II, (III-II в.в. до н.э.) входящего в поздний круг скифских памятников (археологи - Семенов В. А., Килуновская М. Е.). В одиннадцати срубах могильника Суглуг-Хем II было найдено в общей сложности 384 археологически целых предмета, из них керамики 38 единиц (Семенов, 2003: 38).
Сосуд керамический в 32 фрагментах, шарообразный, с горлышком цилиндрической формы (НМ РТ, фонд «Археология»). Цвет светло-коричневый, с переливами от темно-серого до бурого оттенков (фото 1).
Фото 1. Сосуд из могильника Суглуг-Хем II
При визуальном осмотре выявлены утраченные детали стенок сосуда. Черепок плотный, с примесью предположительно кварцевого песка и мелкого камня. Размер фракций от 1 до 6 мм. Такой состав глиняного теста устойчив при лепке, сушке и обжиге изделия, а также при хранении и использования в быту. Добавления подобных примесей (неорганических, огнеупорных) в состав глины носит не случайный характер, а показывает высокий профессионализм мастеров того времени.
Как и в большинстве образцов керамики скифского периода, в представленном сосуде, наружная сторона стенки выполнена в технике лощения по сырому черепку. В некоторых фрагментах просматриваются отслоение тонкого слоя лощения от основной массы черепка (фото 2), что происходит при воздействии агрессивной окружающей среды в процессе длительного нахождения керамики непосредственно в могильнике (перепады температуры, влажности, разложение органики и т.д..). Как правило такая деформация обусловлена присутствием известковых включений в составе глины и разным коэффициентом термического расширения наружного слоя лощения и основной массы черепка.
Программа реставрационных мероприятий, утвержденная
Реставрационным советом НМ РТ (Фрагментированный сосуд скифского периода)
1. Очистка фрагментов от загрязнений.
2. Склейка фрагментов.
3. Укрепление трещин.
4. Восполнение утраченных фрагментов по изготовленной форме.
5. Тонировка и консервация.
Фото 2. Отслоение слоя лощения от основной массы черепка 1. Очистка фрагментов от загрязнений
Очистка - первоначальный этап в реставрации музейного предмета. (фото. 3). Как правило, фрагменты керамики не обходятся только сухой чисткой. В данном случае, черепки глиняного сосуда достаточно пористые, в процессе бытования пропитались жировыми, пылевидными и другими видами загрязнений, в ходе хранения в музейном хранилище также добавились различные загрязнения (сажа, пыль).
При начальной очистке использовались ватные тампоны, смоченные в растворе спирта медицинского этилового 96%, с добавлением ацетона ЧДА (чистого для анализа), в соотношение 1:1. Следующим этапом в процессе очистки было удаление остатков предыдущей склейки (полевая склейка), что играет немаловажную роль при точной фиксации фрагментов на стадии склейки. Для очистки остатков клея применялись термический и химический способы очистки.
Термический - отслаивание остатков клея путем кратковременного нагревания и последующего удаления их пинцетом, химический - путем временного наложения ватных компрессов (от 5, до 10 минут), смоченных в растворе на основе спирта или ацетона (в зависимости от «цепкости» клея) и также последующего удаления пинцетом отслоившихся фрагментов клея.
2. Склейка фрагментов
Предварительным этапом склейки является пропитка швов, для проникновения в поры керамики состава клея и образования тончайшей пленки на стыках, чем глубже клей проникает в поры керамики, тем крепче склейка. При склеивании фрагментов используют клеи с термопластическими свойствами. Это свойства клея, при котором полимеризация (затвердевание) происходит медленно, что позволяет при незначительном нагревании боковой поверхности на месте стыков, приводить клей в
подвижное, пластичное состояние, что облегчает задачу более точной состыковки уже склеенных фрагментов.
На данном сосуде при пропитке торцевых черепков использовался раствор БМК-5 (5%-й концентрации), при склейке использовался термопластичный клеевой состав БМК-5 (сополимер бутилметакрилата с метакриновой кислотой) на основе акриловых полимеров.
3. Укрепление трещин
Для стойкой монолитизации сосуда, следствием чего будет более активная эксплуатация предмета в музейной деятельности, в процессе склейки проводится укрепление всех выявленных трещин. На данном сосуде, для укрепления трещин использовался клей БМК-5 разбавленный растворителем (ацетон ЧДА, соотношение 1:1). Нанесение клея во внутреннюю часть трещин производилось стоматологическим мед инструментом (фото 4).
Фото 4. Склейка фрагментов и укрепление трещин
4. Восполнение утраченных фрагментов по изготовленной форме
Восполнение утраченных фрагментов придают экспонату более целостную картину предмета, экспозиционный вид, также укрепляют конструкцию предмета, но этот этап существенно увеличивает время и объем реставрационных мероприятий.
Фото 5. Снятие формы Фото 6. Восполнения по изготовленным
формам
Восполнения на представленном сосуде производились из скульптурного гипса марки Г-16. Для воссоздания утраченных фрагментов, на сохранившиеся аналогичные утратам поверхности наносился слепочный материал (Брееёех) для снятия формы (фото 5), далее по изготовленной форме, путем наложения на лицевую сторону фрагмента с утратой, наносится гипс с внутренней стороны сосуда. После затвердевания восполненные из гипса фрагменты дорабатываются вручную, при этом по возможности копируется изгиб, толщина и рельеф внутренней поверхности стенки сосуда. Далее восполненные фрагменты подвергаются финальной абразивной обработке (фото 6).
5. Тонировка и консервация
Тонировка восполненных фрагментов монохромная, на один тон светлее от общего тона сосуда, для визуализации общего образа археологического предмета, каким он был изначально создан.
Для тонировок использовались: основа - белила темперные ПВА, для подбора цвета - акварельные краски, в зависимости от оттенка того или иного участка сосуда. Завершающий этап реставрации - консервация предмета. Для консервации на поверхность сосуда нанесен 2 %-й раствор В72 в ацетоне (фото 7).
После реставрации предмет был представлен на Реставрационном совете, который вынес итоговую оценку проделанной работы, предмет передан реставратором Актом возврата в фондохранилище. По итогу своей работы реставратор составляет и передает в сектор учета музея реставрационный паспорт предмета, с фотоматериалом и подробным описанием всех технологических процессов реставрации и консервации. Предмет готов к хранению в фондах или экспонированию в выставочных залах музея.
Фото 7. Тонировка и консервация
На данном примере реставрационной работы, итоговым выводом можно считать закрепление внутримузейного процесса реставрационной практики в работе с наиболее сложными предметами, а именно предметами археологической коллекции, также сделан вывод, что в основе реставрационных работ лежит материаловедческий анализ, позволяющий объективно выявить степень воссоздания целостности того или иного музейного предмета.
Список литературы:
Кирьянов А. В. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Выпуск XXXI. Издательство Академии Наук СССР. Москва-Ленинград. 1950. С. 157-164
Семенов Вл. А. Суглуг-Хем и Хайыракан. Могильники скифского времени в Центрально-Тувинской котловине. - СПб.: Востоковедение, 2003. -239 с.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Чошкак Аян Кан-оолович, реставратор 2 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: aancoskak@gmail.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Choshkak Ayan Kan-oolovich, restorer of the 2nd category of the department of accounting and storage of funds of the National Museum. Aldan-Maadyr of the Tyva Republic, Kyzyl, Russia. Email address: aancoskak@gmail.com
204