ЯНКОВСКАЯ Е. П.
К опыту реставрации предметов из кости (по материалам коллекции Российского этнографического музея)
E. P. YANKOVSKAYA
Experience of Restorating Objects Made of Bone and Horn Used by Restorers of the Russian Museum of Ethnography
Сведения об авторе:
Янковская Елена Петровна, ведущий реставратор Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) elyankovsk@yandex.ru Author:
Elena Petrovna Yankovskaya, Restorer of the Highest Category, Leading Restorer of the Restoration Department of the Russian Museum of Ethnography (St. Petersburg) elyankovsk@yandex.ru
Аннотация:
В статье рассказывается о материалах и методах консервации, реставрации и реконструкции предметов из кости и рога, применявшихся реставраторами Российского этнографического музея (РЭМ) в XX-XXI вв. (в т. ч. об уникальных методиках, разработанных совместно с сотрудником лаборатории химических процессов ГосНИИР с использованием «Акрисил-95 А», «Акрисил-50», «Акри-сил-95 Б»), ранее применявшихся для пропитки и восполнения утрат на предметах из дерева, керамики, гипса. Abstract:
The article presents the materials and methods of conservation, restoration and reconstruction of bone and horn objects used by restorers of the Russian Museum of Ethnography (REM) in the 20th - 21st centuries including a unique methodology developed jointly with the laboratory of chemical processes GosNIIR using ("Acry-sil-95 A", "Acrysil-50", "Acrysil-95 B") that was previously used to repair wood, ceramics, plaster.
Ключевые слова:
Российский этнографический музей, реставрация, этнография, кость, ак-
рисил.
Keywords:
The Russian Museum of Ethnography, restoration, Ethnography, bone, acrysil.
Российский этнографический музей хранит крупнейшую коллекцию предметов, бытовавших у народов арктического побережья в конце XIX - начале XX в. Есть в собрании и более ранние памятники материальной культуры, относящиеся к XVIII столетию. Большая часть экспонатов этого собрания выполнена из органических материалов (кожа, мех, перо, рог, кость, дерево, береста). Для сохранения объектов, подверженных процессам естественного старения и разрушения, необходимы не только соблюдение температурно-влажностного режима, постоянный контроль за состоянием материалов, но и своевременное проведение работ по консервации и реставрации.
Несложные, на первый взгляд, работы по очистке от загрязнений, укреплению ослабленных участков, восстановлению формы объекта, склейке разрозненных фрагментов, восполнению утрат требуют глубокого знания свойств материалов памятника и воздействия на него применяемых препаратов. От того, насколько деликатно и профессионально проведены реставрационные работы, зависят дальнейшая сохранность предметов, возможность их безопасного экспонирования и проведения научных исследований.
Реставраторы Российского этнографического музея используют в работе методы и материалы, разработанные как отечественными, так и зарубежными центрами консервации и реставрации. «Выбор материала всегда диктуется конкретной реставрационной задачей и зависит от природы авторских материалов, использовавшихся при изготовлении произведения искусства, от вида повреждения и степени сохранности»1. В сложных ситуациях программы реставрации и подбор материалов утверждаются после консультаций с сотрудниками химической лабораторий Института реставрации.
1 Федосеева Т. С., Белявская О. Н., Гордюшина В. И., Малачевская Е. Л., Писарева С. А. Реставрационные материалы / Курс лекций. М., 2016. С. 11.
При необходимости и при возможности финансирования проводятся химико-биологические исследования в лаборатории Государственного Русского музея или химической лаборатории Российской национальной библиотеки1.
Под понятием «кость» в коллекциях Российского этнографического музея подразумеваются предметы, изготовленные из бивня мамонта, клыка моржа, зуба кашалота, цевки - кости скелета домашних (лошадь, корова, баран, верблюд) и диких (лось, козёл) животных, скелетных костей крупных морских и ископаемых животных (кит, мамонт), а также ритуальные предметы из человеческих костей (чаши, колотушки для бубнов, используемые в ламаистских культах). Кость как материал является сложным органо-минераль-ным образованием. 55-70 % её состава - минеральные соединения (фосфорнокислых, углекислых, фтористых солей кальция, магния и др.), 30-45 % - оссеин, белок из группы склеропротеинов, являющийся основой соединительной костной ткани2.
Несмотря на долговечность и прочность, кость не является материалом, абсолютно устойчивым к влиянию окружающей среды, и поэтому со временем разрушается. Одной из первых причин повреждения кости является её загрязнение. Естественные загрязнения присутствуют в виде сложных смесей различных веществ (пыль, сажа, кожный жир, пот рук, земляные пигменты, смола), а также в виде мушиных засидов, чернильных пятен, пластилина, клеящего слоя лейкопластыря. Особенно сложно удалять загрязнения с поверхности высокого многопланового рельефа. Усложняют работу клеточное строение кости, наличие капилляров, пор и микротрещин, по которым мелкие частицы загрязнения проникают в толщу кости (рис. 1). Пыль состоит из различных по механическим, физическим и химическим свойствам твёрдых мелкодисперсных частиц разных минеральных соединений (известковых, силикатных, глины, золы и др.), угля, копоти и прочих органических соединений3.
Обладая собственной химической активностью, пыль адсорбирует из воздуха различные пары и газы, удерживает влагу.
1 Янковская Е. П., Жёлтова В. Л. Реставрационная подготовка экспонатов к выставке 2007 года // Славяне Европы и народы России. К 140-летию первой этнографической выставки 1867 года. СПб., 2008. С. 46-57.
2 Калыш М. К. Промывка музейных экспонатов из кости // Сообщения ВЦНИЛ по консервации и реставрации музейных ценностей. 1968. № 20. С. 47.
3 Там же.
Длительное воздействие пыли приводит к физико-химическим изменениям поверхностного слоя кости.
Следует отметить, что жир и пот являются ещё более агрессивными загрязнениями. Жир, гидролизуясь под воздействием паров воды и кислорода, прогоркает, легко впитывается в кость, проникает на большую глубину. Это приводит к увеличению прозрачности кости и образованию пятен. Пот имеет кислую реакцию, а при разложении, вследствие образования аммиака, - щелочную. Составляющие пота и продукты его разложения могут вступать во взаимодействие как с минеральной, так и с органической частью кости, вызывая их химическое изменение и разрушение структуры кости1 (рис. 2, 3).
Жёлтые пятна на поверхности кости появляются и от пластилина, в состав которого входят глина, воск, животное сало, вазелин. Обычно при помощи пластилина фигурки крепили в витринах, прикрепляли к ним этикетки, указатели. Кроме того, загрязнения являются благоприятной средой для развития плесневых грибов, продукты жизнедеятельности которых могут разрушать минеральную среду2 (рис. 4).
Повреждение многих предметов из кости произошло до поступления в музей в результате их многолетнего использования владельцами и несоответствующих условий хранения. Деструкция кости - это в первую очередь расслоение, на изделиях из клыка моржа - повреждение (шадры) в виде отверстий, ходов, ямок, заполненных пылью.
Деформация деревянных конструкций (ларцы, туалеты) часто является причиной повреждения накладных деталей из цевки.
При реставрации этнографических предметов важным условием является сохранение «следов бытования» предмета. И в первую очередь это касается вещей, использовавшихся в культах. При проведении очистки поверхности от загрязнений следует обсудить этот вопрос на реставрационном совете.
Для реставрации боевого снаряжения, охотничьих принадлежностей, домашней утвари, культовых предметов, художественных изделий из кости и рога используются следующие методы и материалы.
1. Сухая очистка предметов из скелетной кости домашних, диких, морских и ископаемых животных проводится с использованием
1 Калыш М. К. Промывка музейных экспонатов из кости // Сообщения ВЦНИЛ
по консервации и реставрации музейных ценностей. 1968. № 20. С. 47.
2 Там же.
Рис. 1. Приспособление для ходьбы по льду. Чукчи. Начало ХХ в.1 В процессе реставрации: удаление поверхностных загрязнений. Реставратор - Янковская Е. П., 2017 г.
Рис. 2. Гребень. Якуты. Конец XIX в.2 До реставрации: деформирован, старая склейка, стойкие загрязнения (пыль, жир, тушь, чернила, клей)
Рис. 3. Гребень. Якуты. Конец XIX в. После реставрации. Реставратор - Янковская Е. П., 2006 г.
1 Коллекция РЭМ. Инв. № 2083-152/а. б.
2 Там же. Инв. № 8762-20181.
музейного пылесоса, щетинных кистей, микроваликов на игольчатом пинцете с рабочей поверхностью 2,5-3,0 мм (скотч на бумажной основе).
2. Для водной очистки предметов используются 3 %-е ПАВ ОП-7, ОП-10. Микротампоны должны быть слегка увлажнёнными (отжатыми) во избежание попадания влаги на пигменты, использованные в декоре, элементы из кожи, соединяющие детали. ОП-7, ОП-10 - вязкая жидкость, дающая нейтральную реакцию в водном растворе. Хорошо отмывает пигментарные и жировые загрязнения, не лишая кость природного жира, входящего в её состав.
3. Для водно-спиртовой очистки поверхности применяют 3 %-й раствор ПЭГ-1500, рекомендованный Лабораторией химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР и заведующей отдела реставрации предметов из кости музея Востока О. А. Мягковой. Состав мягко удаляет органические остатки (внутри моржовых клыков) и другие загрязнения.
4. Для удаления загрязнений с руинированных предметов из кости сотрудники РЭМ используют 3 %-й раствор «Акрисил-50» в ИЗС (разработанный сотрудниками лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР В. И. Гордю-шиной и Е. Л. Малачевской для пропитки пористых материалов). Препарат, разработанный для консолидации мелкопористых материалов под руководством Валентины Ивановны Гордюшиной - сотрудника лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР, был впервые применён для удаления загрязнений и пропитки руинированной кости1.
Выбор «Акрисила-50» не случаен. Акрилат-кремнийорганиче-ские сополимеры обладают более высокой, чем акриловые полимеры (БМК-5, Рага1о1ё-Б72 и др.), способностью проникать в пористые структуры, более высокой стойкостью к воздействию света, влаги и температур (как положительных, так и отрицательных). На обработанных сополимерами «Акрисил» экспонатах отсутствует характерная для акриловых полимеров подтяжка консоли-данта к поверхности. Кроме того, в процессе экспозиции уменьшается грязеудержание поверхности укреплённого экспоната (температура стеклования сополимеров выше, чем у акрилатов). При оптимальном содержании сополимеров в пористой структуре
1 Гордюшина В. И., Малачевская Е. Л., Федосеева Т. С. Методические рекомендации силоксан-акриловых композиций для реставрации предметов прикладного искусства из древесины. ГосНИИР. М., 1997. С. 1.
Рис. 4. Клык моржа. Чукчи. ХХ в.1 До реставрации: поверхностные загрязнения. Реставратор - Янковская Е. П., 2011 г.
1 Коллекция РЭМ. Инв. № 15397.
достигается достаточно высокий укрепляющий эффект; при этом цвет, фактура и форма экспоната после укрепления остаются неизменными.
Этот состав используется для пропитки хрупких, пересохших, ослабленных расслоением и деструкцией участков. Более 10 лет реставраторы РЭМ применяют «Акрисил-495 А» для пропитки пористых материалов (гипс, керамика, кость), а мастику на основе «Акрисил 495 В» - для восполнения утрат. Данная методика была разработана для реставрации дерева, керамики, других пористых материалов сотрудниками лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР. Материалы по опыту использования этих разработок при реставрации этнографических предметов опубликованы в 2014 г.1
Ещё одной важной проблемой является дереставрация предметов, отреставрированных в 1950-70-х гг., когда для восполнения утрат на кости использовали гипс, стоматологические массы. Современные материалы позволяют деликатно удалить не только эти внедрения в предмет, но и «поздние» загрязнения, появившиеся в период пребывания предмета в музее (маркировки, подклейка на пластилин, пластырь и пр.).
Для склейки фрагментов используются БМК-5 в ацетоне, ПВБ в спирте (рис. 5, 6).
При необходимости восполнить утрату используется мастика на основе «Акрисила-495 В», одной из самых совершенных современных реставрационных разработок Лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР. Эта мастика инертна по отношению к материалу памятника, наиболее безопасна для здоровья реставраторов, легко удаляема, практически не даёт усадки, легко поддаётся обработке. Для тонировки используются пигменты, которые вводятся в мастику. При необходимости
1 Янковская Е. П. Материалы для восполнения утрат на предметах из дерева (из опыта работы с этнографическими коллекциями) // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация / Научный редактор Т. Ю. Царевская. Великий Новгород, 2014. С. 195-199. См. также: Гордюшина В. И., Малачев-ская Е. Л., Федосеева Т. С., Медведева Л. В. Материалы для восполнения утрат музейных экспонатов из дерева и деревянной основы живописи // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М., 2005. Вып. 22. С. 87-90; Янковская Е. П., Гордюшина В. И. Опыт консервации предметов из кости акрилат-кремнийорганическими соединениями // XXVI Лелековские чтения «Российская реставрация на современном этапе». Москва, ГосНИИР, 18 октября 2016 г.
Рис. 5. Череп оленя. Остяки. Начало XX в.1 До реставрации: поверхность загрязнена, отбито семь фрагментов
Рис. 6. Череп оленя. Остяки. Начало XX в. После реставрации. Реставратор -Янковская Е. П., 2011 г.
1 Коллекция РЭМ. Инв. № 1711-494/1.
по решению реставрационного совета утраты могут быть восполнены и в материале оригинала (см. выше рис. 4, 5).
Сохранность коллекции РЭМ обеспечивают не только соответствующий режим хранения, постоянный контроль хранителей и реставраторов за состоянием предметов в фондах и на экспозиции, но и своевременные меры по их консервации и реставрации.