(Чыл пазы), День Земли (Чир Ине), обряды поклонения богине Умай и Матери огня От Ине. Большое значение имеет возрождение традиционных ценностей, связанных с институтом брака и семьи. Сюда можно отнести обряды, связанные со свадьбой, рождением и воспитанием ребёнка.
Список литературы:
1. Антошин К.Ф., Пантелеев И.И., Трояков П.А. Русские писатели о Хакасии. -1958 - 136 с.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. -1996. - 224 с.
3. Данькин Е.Н. История развития исторической науки в Хакасии. - 2011. - 182 с.
4. Кокова И.Ф. Н.Ф.Катанов. - 1993. - 128 с.
5. Мессершмидт Д.Г. Дневники. Томск-Абакан-Красноярск 1721-1722. - 2012. -
160 с.
6. Пирье Уйно Исследования финских археологов на территории Минусинской котловины в XIX- начале XX вв. //Мартьяновские краеведческие чтения (2003-2004 гг.). Вып. 3.- 2005.- С. 80-85.
7. Патачаков, К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (18-19 вв.). - 1958. - 103 с.
8. Сунчугашев Я.И. Степная богиня Хуртуях. // Живая старина. / Книга для чтения по историческому краеведению. - 1996. - С. 97-100.
9. Худяков Ю.С. Искусство средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. - 1998. - 120 с.
10. Гладышевский А.Н. Степан Дмитриевич Майнагашев. - 1999. - 64 с.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Иптышева Вероника Ивановна, экскурсовод, МАУК МЗ Хуртуях тас, аал Анхаков, Россия, [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Iptysheva Veronika Ivanovna, guide, MAUK MZ Khurtuyas tas, aal Ankhakov, Russia, [email protected].
УДК 069(1-37) Б01: 10.24412/2686-9624-2019-118-121
МУЗЕЙ ПЕТРОГЛИФОВ АСКИЗСКОГО РАЙОНА. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МАУК МЗ «ХУРТУЯХ ТАС»
Мамышев А.В.
Аннотация: Статья посвящена деятельности музея наскального искусства. Сохранению петроглифов, обнаруженных при раскопках курганов около села Полтаков Аскизского района республики Хакасия в результате строительства оросительной системы.
Ключевые слова: Петроглифы, изображения на курганных плитах, Минусинская котловина, обособленный отдел наскального искусства МАУК МЗ «Хуртуях тас», Аскизский район, Хакасия.
PETROGLIFE MUSEUM OF ASKIZ DISTRICT. ABOUT THE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF THE COLUMN ART OF MAUK MZ "HURTUYAH TAS"
Mamyshev A.V.
Abstract: The article is devoted to the activities of the museum of rock art. Preservation of petroglyphs discovered during excavations of mounds near the village of Poltakov, Askiz region of the Republic of Khakassia as a result of the construction of an irrigation system.
Keywords: Petroglyphs, images on kurgan plates, Minusinsk hollow, isolated section of rock art MAUK MZ "Khurtuyak tas", Askiz district, Khakassia.
Наскальное искусство - очень важная, хотя и малоизвестная часть нашего историко-культурного наследия. Юг Сибири - самый богатый в России и один из богатейших в мире ареалов наскального искусства. На протяжении десятков тысяч лет петроглифы были одним из наиболее наглядных способов самовыражения духовности человека. [Дэвлет, 2002: с. 117-119.] Основная функция петроглифов - магическая, при этом рисунки выступают в качестве активного элемента священнодействия. Наиболее древние рисунки Хакасии относятся к эпохе палеолита, а самые поздние - к новейшей истории XIX - начала XX в. [Вайсброд, 1993: с. 21-22].
В мире есть немало музеев наскального искусства. Одни из них представляют собой подготовленные к показу посетителям памятники с изображениями на скалах, другие демонстрируют копии и фотографии наскальных рисунков в обычной музейной экспозиции. В некоторых музеях можно увидеть подлинные плиты, стелы и фрагменты каменных блоков с изображениями, привезённые с памятников. [Хлобыстина, 1987: с. 76.]
Музей в Полтаково представляет собой редкий случай, когда под открытым небом экспонируются перемещённые из разных мест объекты древнего искусства. При этом он является единственным в мире музеем, демонстрирующим не только наскальное искусство, а отдельный его вид, особенно характерный для Хакасии - изображения на курганных и могильных плитах.
В отделе наскального искусства МАУК МЗ «Хуртуях тас» экспонируется коллекция, состоящая из 93-х плит с сотнями отдельных изображений. На плитах в коллекции музея представлены самые разнообразные сюжеты и образы: фантастические и антропоморфные существа, маски-личины, быки, олени, кони, козлы, птицы, хищники, воины, всадники, множество абстрактных мотивов, знаков и символов. Трудно переоценить историко-культурную значимость этого удивительного собрания.
В 1980-х гг. на территории Аскизского и Бейского районов Хакасии проводились интенсивные археологические раскопки в связи со строительством оросительных систем и реконструкцией дорог. Экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и других организаций исследовали большое количество памятников разных эпох, в их числе - сотни курганов, на плитах многих из которых были обнаружены разновременные изображения. После окончания раскопок курганов перед археологами всегда вставал вопрос: что делать с плитами на которых обнаружены рисунки? Оставлять их на месте раскопок было невозможно, так как на территории будущих оросительных систем все курганы подлежали распашке.
Ленинградский археолог Дмитрий Глебович Савинов, начальник Средне-Енисейской экспедиции, выступил с идеей свести плиты из раскопок на территории Комсомольско-Есинской оросительной системы в Полтаково. Работа по перемещению плит началась в 1988 г. Большинство объектов было под руководством Д.Г. Савинова собрано и доставлено в Полтаково в 1989 г. В 1990 г. после раскопок курганов, у дома культуры возвели искусственный курган, вкопали крупные курганные плиты и разместили на земле более мелкие могильные. [Еремин, 2011: с. 118]
Первое время музей существовал лишь номинально, не было ни штата, ни финансирования; уникальные экспонаты покрывались лишайниками, погружались в грунт. Тем не менее, даже в эти годы коллекция курганных плит в Полтаково пользовалась как у исследователей, так и обычных посетителей. В 2003 г. по постановлению Администрации Аскизского района музей получил официальный статус муниципального учреждения культуры и штатные единицы. [Горбатов, 2006]
Как и большинство в России музеев под открытым небом, в котором сохраняются петроглифы, наш музей испытывает свои сложности. Прежде всего, кадровый и особенно болезненный это попытка сохранения каменных полотен как зримых свидетелей жизнедеятельности наших предков. После реорганизации Полтаковского музея под открытым небом «Хайа хоос» в 2016 году, он перешел в ведение муниципального автономного музея-заповедника «Хуртуях тас» в качестве обособленного отдела наскального искусства. Подобная рокировка не снимает ответственности властей в деле сохранения и обеспечения доступа к памятникам. Надо признать, что придание статуса обособленного отдела с одной стороны понизило важность отдельного музея обладающего удивительным и уникальными каменными полотнами, на которых изображена жизнь наших предков, начиная с II-III тысячелетия до нашей эры и практически до наших дней. С другой стороны, очевидно, новое руководство в лице дирекции МАУК МЗ «Хуртуях тас» заинтересовано в сохранении и изучении петроглифов. Привлекаются специалисты из Хакнияли, ХГУ, и других заинтересованных организаций. Собрана фотоколлекция петроглифов, проводятся мероприятия для детей и школьников, объясняющих важность сохранения и изучения петроглифов. Разрабатываются и внедряются мероприятия экологической и туристической направленности [Мамышев, 2018: с. 339-342]. Для удобства сотрудников и посетителей отдела на территории музея возведена деревянная юрта, планируется возведение беседок на территории, в которых станет возможно проводить исследовательские и лабораторные работы.
Наличие персонала, который может донести информацию о петроглифах, и предостеречь посетителей от актов вандализма. Создание более удобного рабочего места для сотрудников отдела, юрта расположенная непосредственно на территории, позволила ограничить свободное пребывание посетителей. Экскурсия теперь проводиться только работниками отдела и головного музея. Заведующая и экскурсовод поступили в магистратуру Института Истории и Права Хакасского Государственного Университета им. Н.Ф. Катанова по направлению историческое музееведение и краеведение. И самое главное, что продумывается возможность создания навесов над каждым каменным полотном, таким образом, чтобы петроглифы были бы защищены от губительной влаги. Запланирован ряд поездок для обмена опытом по работе с петроглифами подобных музеев. Кемерово-Томская писаница и другие [Миклашевич, 2011: с. 214-232.].
Несмотря на все трудности, Полтаковский музей развивается, число посетителей растет, начаты работы по сохранению, изучению и каталогизации экспонатов, планируется модернизация экспозиции. Сегодня отдел наскального искусства занимает достойное место в культурном пространстве не только Аскизского района, но и Республики Хакасия, как один из наиболее наглядных и интересных источников знаний о духовной культуре древнего населения Южной Сибири.
Список литературы:
1. Вайсброд Р.Л. Методы датировки наскального искусства // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово, 1993. С. 21-37.
2. Горбатов Л.В. « Музей способствует понять образ Родины и навсегда полюбить свой край» Районная газета Аскизский труженик №42 от 11 апр. 2006г.
3. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. — М.: Научный мир, 2002. С. 117-119.
4. Еремин Л.В. Музеи-заповедники Хакасии. Абакан: Изд-во Хакасского гос. унта, 2011. С. 118.
5. Мамышев А.В. Этнокультурные аспекты, как фактор развития событийного туризма (На примере деятельности отдела наскального искусства музея-заповедника «Хуртуях тас»). С. 339-342. // Значение природного и культурного наследия в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения Республики Алтай «Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина. Горно-Алтайск. 2018г.
6. Миклашевич Е.А. Изображения на курганных плитах и стелах Хакасии (некоторые проблемы изучения и музеефикации) // Древнее искусство в зеркале археологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011 (Тр. САИПИ; Вып. VII). С. 214-232.
7. Хлобыстина М.Д. Говорящие камни. Новосибирск, 1987. С. 76.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Мамышев Артур Васильевич, экскурсовод муниципального автономного учреждения культуры «Музей-заповедник «Хуртуях тас», Республика Хакасия, Россия. Магистрант 1 курса ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», Институт истории и права, направление: 46.04.01 «История».
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Mamyshev Artur Vasilyevich, tour guide of the municipal autonomous cultural institution «Museum-reserve «Khurtuyakh Tas», Republic of Khakassia, Russia. Master of 1 course "Khakass State University N.F.Katanov", Institute of History and Law, direction: 46.04.01" History ".
УДК 069.121 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-121-126
МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ХУРТУЯХ ТАС» КАК НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА
Тюкпиекова Г.К.
Аннотация: Об актуальности музейной педагогики и принципах работы музейного педагога как новые возможности развития, реализации образовательных программ действия в школьных и муниципальных музеях, содействующие развитию родного языка. Успешное решение этих проектов, программ на практике доказывает жизнеспособность музейной педагогики как научной дисциплины.
Ключевые слова: музейная педагогика, развитие родного языка, музей под открытым небом.
MUSEUM EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE "HURTUYAH TAS" AS NEW OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE NATIVE LANGUAGE
Tiukpiekova G.K.
Abstract: On the relevance of Museum pedagogy and the principles of the Museum teacher as new opportunities for development, implementation of educational programs in school and municipal museums, promoting the development of the native language. The successful solution of these projects and programs in practice proves the viability of Museum pedagogy as a scientific discipline.