Научная статья на тему 'Эстетика традиционного пространства в народной педагогике хакасов'

Эстетика традиционного пространства в народной педагогике хакасов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА / HISTORICAL HERITAGE AND ITS SPECIFICITY / ХАКАССКАЯ ЮРТА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / МУЗЕЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MUSEUM EDUCATION PROGRAMS / ШКОЛЬНИКИ / STUDENTS / ХУДОЖЕСТВЕННО-НАПРАВЛЕННЫЕ ПОДХОДЫ / ART-DIRECTED APPROACHES / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО БОГАТСТВА / THE TRANSFORMATION OF THE SURROUNDING WEALTH / ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ELEMENTS OF NATIONAL CULTURE / KHAKASS YURTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатова Оксана Сергеевна

Современные аспекты различных сторон жизнедеятельности требуют от современного подрастающего поколения наличия таких способностей, которые бы позволяли им находить разнообразные необычные решения нестандартным жизненным ситуациям. В связи с такими акцентами социокультурного развития общества меняются и требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, которое направляет особое внимание историко-психолого-педагогической научной общественности на вопросы эстетического воспитания молодежи. Эти вопросы пронизывают все ступени образования и базируются на выявлении всевозможных способов и путей решения, с помощью которых выстраивается развитие школьника как активного ценителя исторического наследия. Полноценное использование возможностей школьного периода проявляется в пристальном внимании педагогов к развитию у подрастающего поколения продуктивного воображения, творческого мышления, осознанию красоты окружающего мира и бережного к нему обращения, связанное с эстетическими особенностями его восприятия и преобразования. Говоря об эстетическом воспитании школьников, необходимо отметить, что данный вид воспитания основывается на концепции целостности и структурного единства творческой и художественно-эстетической стороны воспитания личности. На современном же этапе развития общества становится важным восприятие и сохранение красоты окружающего мира, его бережное преобразование в соответствии с законами, отвечающими эмоционально-внутреннему ощущению равновесия, красоты и гармонии. В данном случае, подразумевая, художественно-направленные подходы к освоению и преобразованию окружающих богатств, мы уже будем исходить из эстетичности культурной стороны исторического наследия и проявления его специфики. В данной статье рассматривается вопрос эстетического воспитания школьников через знания элементов национальной культуры. Особое внимание уделяется знаниям обустройства хакасской юрты как важного элемента эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AESTHETICS SPACE FOLK PEDAGOGY OF KHAKASSIA

Modern aspects of the different sides of life demand from the younger generation of contemporary presence of such abilities that would allow them to find a variety of unusual solutions non-standard situations. In connection with such accents of social and cultural development of society change and to education and training requirements of the younger generation, which directs special attention to the historical and psychological and educational scientific community on issues of aesthetic education of youth. These issues permeate all levels of education and are based on the identification of various methods and ways of solution, which is built using the student development as the active connoisseur of historical heritage. The full use of the opportunities the school period appears close attention to the development of the teachers in the younger generation of productive imagination, creative thinking, awareness of the beauty of the world around him and the careful treatment associated with aesthetic features of its perception and transformation. Speaking about the aesthetic education of pupils, it should be noted that this type of education is based on the integrity of the concept and the structural integrity of the creative and artistic and aesthetic side of education of the person. At the present stage of development the company has become an important perception and preserving the beauty of the surrounding world, its careful conversion in accordance with the laws that meet the emotional and inner sense of balance, beauty and harmony. In this case, meaning art-directed approaches to the development and transformation of the surrounding resources, we will proceed from the aesthetic side of the cultural heritage and its specific manifestations. This article discusses the aesthetic education of schoolchildren through the knowledge of the elements of national culture. Particular attention is paid to knowledge everything Khakass yurts as an important element of aesthetic education.

Текст научной работы на тему «Эстетика традиционного пространства в народной педагогике хакасов»

Горбатова Оксана Сергеевна ЭСТЕТИКА ТРАДИЦИОННОГО ..

УДК 37.036.5

ЭСТЕТИКА ТРАДИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ХАКАСОВ

© 2017

Горбатова Оксана Сергеевна, магистрант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (655017, Россия, Абакан, пр. Ленина, д. 92, е-mail: Khurtuyak@mail.ru)

Аннотация. Современные аспекты различных сторон жизнедеятельности требуют от современного подрастающего поколения наличия таких способностей, которые бы позволяли им находить разнообразные необычные решения нестандартным жизненным ситуациям. В связи с такими акцентами социокультурного развития общества меняются и требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, которое направляет особое внимание историко-психолого-педагогической научной общественности на вопросы эстетического воспитания молодежи. Эти вопросы пронизывают все ступени образования и базируются на выявлении всевозможных способов и путей решения, с помощью которых выстраивается развитие школьника как активного ценителя исторического наследия. Полноценное использование возможностей школьного периода проявляется в пристальном внимании педагогов к развитию у подрастающего поколения продуктивного воображения, творческого мышления, осознанию красоты окружающего мира и бережного к нему обращения, связанное с эстетическими особенностями его восприятия и преобразования. Говоря об эстетическом воспитании школьников, необходимо отметить, что данный вид воспитания основывается на концепции целостности и структурного единства творческой и художественно-эстетической стороны воспитания личности. На современном же этапе развития общества становится важным восприятие и сохранение красоты окружающего мира, его бережное преобразование в соответствии с законами, отвечающими эмоционально-внутреннему ощущению равновесия, красоты и гармонии. В данном случае, подразумевая, художественно-направленные подходы к освоению и преобразованию окружающих богатств, мы уже будем исходить из эстетичности культурной стороны исторического наследия и проявления его специфики. В данной статье рассматривается вопрос эстетического воспитания школьников через знания элементов национальной культуры. Особое внимание уделяется знаниям обустройства хакасской юрты как важного элемента эстетического воспитания.

Ключевые слова: историческое наследие и его специфика, хакасская юрта, эстетическое воспитание, музейные образовательные программы, школьники, художественно-направленные подходы, преобразование окружающего богатства, элементы национальной культуры.

TRADITIONAL AESTHETICS SPACE FOLK PEDAGOGY OF KHAKASSIA

© 2017

Gorbatova Oksana Sergeevna, undergraduate

Khakassia State University N.F. Katanov (655017, Russia, Abakan, Lenin str, d. 92, e-mail: Khurtuyak@mail.ru)

Abstract. Modern aspects of the different sides of life demand from the younger generation of contemporary presence of such abilities that would allow them to find a variety of unusual solutions non-standard situations. In connection with such accents of social and cultural development of society change and to education and training requirements of the younger generation, which directs special attention to the historical and psychological and educational scientific community on issues of aesthetic education of youth. These issues permeate all levels of education and are based on the identification of various methods and ways of solution, which is built using the student development as the active connoisseur of historical heritage. The full use of the opportunities the school period appears close attention to the development of the teachers in the younger generation of productive imagination, creative thinking, awareness of the beauty of the world around him and the careful treatment associated with aesthetic features of its perception and transformation. Speaking about the aesthetic education of pupils, it should be noted that this type of education is based on the integrity of the concept and the structural integrity of the creative and artistic and aesthetic side of education of the person. At the present stage of development the company has become an important perception and preserving the beauty of the surrounding world, its careful conversion in accordance with the laws that meet the emotional and inner sense of balance, beauty and harmony. In this case, meaning art-directed approaches to the development and transformation of the surrounding resources, we will proceed from the aesthetic side of the cultural heritage and its specific manifestations. This article discusses the aesthetic education of schoolchildren through the knowledge of the elements of national culture. Particular attention is paid to knowledge everything Khakass yurts as an important element of aesthetic education.

Keywords: historical heritage and its specificity, Khakass yurts, aesthetic education, museum education programs, students, art-directed approaches, the transformation of the surrounding wealth, elements of national culture.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Выдающийся русский драматург А. П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Формирование целей статьи. Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание - это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и

создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

1. Восприятие - это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.

2. Чувства - эмоциональная оценка прекрасного.

3. Потребности - желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного.

4. Вкусы - умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.

5. Идеалы - личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачами являются:

- формирование гармоничной личности;

- развитие в человеке способности видеть и ценить

Горбатова Оксана Сергеевна ЭСТЕТИКА ТРАДИЦИОННОГО ...

прекрасное;

- закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;

- побуждение к развитию творческих способностей.

Таким образом, эстетическое воспитание - это не

одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Одним из методов эстетического воспитания школьников через изучение традиционной культуры, стали проводимые сотрудниками Муниципального автономного учреждения культуры музея-заповедника «Хуртуях тас» музейные занятия в традиционном хакасском жилище - деревянной многогранной юрте.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Юрта конца XIX века была приобретена и установлена на территории музея в 2006 году. Это традиционное жилище хакасского народа, восьмиугольная юрта середняка. Построили ее в 1896 году в деревне Чахсы хоных, что в переводе означает «счастливая жизнь». Потом ее перевезли в деревню Нижняя Тёя дочери Боргояковой Аграфене, в 1941 году крышу перекрывали заново и установили новую дверь, на двери можно увидеть надпись - «1941-ый год».

Хозяин юрты Чустугешев Арсис, из рода Чип пуур. Хозяйка юрты Субракова Матрена, хакасское имя Мачок. Прожила она 101 год, ни разу не болела. Мачок отличалась мудростью и отменным здоровьем.

Врачи, экономисты, юристы, фермеры, музыканты родились в маленькой восьмигранной хакасской юрте. Выросло 11 детей. Одна из них Боргоякова Аграфена, жительница села Нижняя Тея. Братья и сестры Аграфены внесли значительный вклад в развитие хакасской народности [1].

Конструкция юрты и внутреннее убранство строго регламентированы. Земля и небо, как считали хакасы, имеют куполообразную форму и имеют как свое дно, так и верхние окна в виде дымового отверстия юрты «тунук». Поэтому можно сказать, что юрта - это микрокосмос в хакасском мировоззрении.

Символическим центром являлся очаг, над которым находился дымоход «тунук».

В социальном отношении юрта делилась на непочетную и почетную части. Первая располагалась от двери до очага, вторая начиналась от очага - здесь принимали наиболее уважаемых гостей.

Северная сторона считалась женской: на ней располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда (прялки, ступы и др.), одежда. Южная сторона являлась мужской, на ней были установлены мебельные секции, мужские орудия труда. В мужской половине располагался «тёр» - самая почетная часть юрты. Там ставили невысокий столик круглой или прямоугольной формы. Женщинам запрещалось проходить на мужскую сторону. Супружеская кровать располагалась напротив двери на западной стороне и занавешивалась пологом.

Пол традиционных жилищ хакасов был земляной. Он застилался невыделанными шкурами (талбах), а сверху покрывался кошмами (киис).

Летом солнечный свет в юрте служил ещё и часами. Двери юрты строго ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещали внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбище. Затем солнце, поднявшись «на высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что летом соответствовало 8-9 часам утра. Это считалось временем завтрака. Далее солнечный луч, медленно продвигаясь по северной, (женской) стороне, освещал первую буфетную полку и к обеду достигал второй полки. К четырём часам вечера луч падал на кадку с

айраном. В это время надо было пригонять домой телят. Наконец, солнце скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня» и наступила пора загонять скот в хлев и доить коров [2].

За многовековую историю существования юрты, её внутреннее и внешнее устройство обросло множеством устоявшихся традиций и ритуалов. Каждая вещь стояла строго на своём месте и имела важное ритуальное значение.

В переднем углу устанавливался столик, за которым обычно сидел хозяин юрты и уважаемые гости. Уважаемого гостя проводили к изголовью стола с южной стороны. Столики были невысокие, с квадратным или круглым расписным верхом и на четырех или шести ножках. За ними сидели, подогнув ноги по-турецки.

Стол был почитаемым предметом. На него нельзя было не только сесть (так могли поступать только бескультурные таёжные чыстангасы), но даже облокотиться. В том случае, если на него положить ребёнка, то последний станет очень капризным.

Гостю надо попробовать все яства, разложенные на столе, иначе стол проклянет гостя: «Ты не пробовал мои сласти, поэтому ходи голодным и страдай жаждой!»

За столом остерегались называть вещи своими именами и применяли иносказание. Его нельзя шатать, иначе люди не будут сытыми. Когда убирают со стола, то крошки нельзя сметать в сторону дверей, т.к. уйдёт счастье (улюс).

Если гость торопился уйти, а угощение оставалось не убранным, то выходящий произносил: «Орее тут!»

- «Держите стол!» Хозяйка со словами «стол туттым» правой рукой придерживала его край, чтобы из дома «не уплыл» достаток вместе с выходящим. Обычно гость должен уходить после того, как стол прибран. Сразу после ухода человека нельзя убирать в доме, иначе смоешь следы, и он не вернётся. Если ребенок смотрит между ножками стола, то жди гостя.

В бытовом отношении внутреннее пространство традиционных жилищ разделялось на южную и северную половины. При входе правая сторона называлась «алтынзарых» (север) и считалась женской. Левая сторона именовалась «устунзарых» (юг) и была мужской. Подобное деление существовало у всех тюрко-монголь-ских народов.

По хакасским обычаям особо почитаемым ритуалом было почитание двери. Дверь (гак) хакасских жилищ была строго ориентирована на восток. «Тор кидер

- iзiкicкep». - «Почётный угол на западе, а дверь на востоке» - гласила пословица. Расположение двери на восток, вероятно, было связано с почитанием восходящего солнца и господствующими в наших краях западными ветрами.

К дверям, и особенно к порогу, хакасы относились с чувством почтения, смешанного со страхом. В пословице говорится: «Порог - это человеческая беда». Хакасы никогда не здоровались через порог, а обязательно, войдя в дом, снимали головной убор и только тогда подавали руку для приветствия. Подобное же поверье сохранилось и у русских.

Если при входе человек запнется за порог, то надо вернуться и перешагнуть его заново. Но если зажмёшь дверью ногу, то жди гостя издалека.

Дверь нельзя закрывать, сильно хлопая, иначе жизненный путь станет суровым. Её нельзя открывать ударом ноги - станешь злоязыким. Нельзя наступать на порог, тем более сидеть на нём. Если человек будет стоять в дверном проёме, то порог проклянёт, и беда коснётся его семьи.

У человека может помутиться разум, если он, стоя в дверях, будет держаться двумя руками за верхние косяки. Хакасы были уверены, что ребёнок, сидящий на пороге, не вырастет, а у взрослого заболит поясница.

С порогом вообще связано очень многое и в русских

Горбатова Оксана Сергеевна педагогические

ЭСТЕТИКА ТРАДИЦИОННОГО ... науки

верованиях. Дело в том, что именно порог символически отделял мир дома от остального мира («того мира»), который представлялся очень опасным. То есть порог был своеобразной границей (так же, как и окна и вообще любая ограда - околица, (например). Поэтому считалось, что через порог здороваться нельзя, т.к. человек, находящийся за пределами дома, пребывает в другом мире, и пожелание здравия может обернуться для обоих обратной стороной.

Наиболее значимым местом в юрте была кровать. Кровать завешивалась пологом - «кёзене». Он делался из шёлка или парчи. Верх полога шился из двух полос плиса, между которыми вшивалась полоса шёлка. Он украшался раковинами каури и перламутровыми пуговицами (тана). Постель и полог в юрте молодоженов готовились одновременно.

На период своего отъезда хозяева помещали на кровать берёзовый обрубок, чтобы постель не оставалась пустой и не потерялась жизненная сила - «хут». После смерти супругов постель и полог разрезали пополам и хоронили вместе с ними.

Исследователи прошлого века, побывавшие в традиционной хакасской юрте, описывают их убранство следующим образом: «Внутренность летней юрты производит приятное впечатление. Против входа, в нарочно устроенной нише, помещается парадная постель хозяина в виде софы, покрытая тюменьским ковром с двумя по бокам четверосторонними валиками из замши, обшитыми в узор шёлковыми разноцветными шнурочками, к прочим стенам приставляются скамьи, покрытые войлоком, и полочки, на которых были размещены в большом порядке святые иконы. Тюменьские обитые жестью ящики, расписанные красками туески, медные ковши, чайники, горшки с молоком, стеклянные штофы, наполненные аракою и молочным вином, и различная посуда» [3; 4].

Особым ореолом почтения был окружен веник (сы-быргы) - орудие борьбы за чистоту помещения, выполнявший также функцию оберега. Его изготовляли из колючего кустарника (таволожника, золотарника, боярышника и др.). Постоянным местом его нахождения была площадка у дверей.

Хакасы верили, что по своей магической силе веник равен шаману и не пропустит нечисть в дом. Сметённый мусор обязательно выносили в помойную яму. Если грязь оставить дома под веником, то нечистая сила пролезет мимо осквернённого орудия труда. Веник нельзя передавать в руки другого хозяина, иначе они станут врагами. Им нельзя ударить человека, а тем более ребёнка - это к беде. Рабочую часть веника нельзя обрубать.

В противном случае его «открытая» вершина не сможет бороться против агрессии нечистых сил и болезней. Кто отрубит верх, у того ребёнок станет немым. Когда переезжали в новую юрту, то старый веник забирали с собой. Но если хотели выбросить, то обязательно разрезали или распускали связывающую его бечёвку. В противном случае брошенный в пустом доме старый веник превратится в дьявола и, прыгая, настигнет своего хозяина, которому от него будет грозить несчастье. Так пропагандировался культ чистоты в хакасском жилище.

Обязательными атрибутами юрты служили хакасские фетиши - «тёси», считавшиеся хранителями благополучия семьи, покровителями скотоводства, охоты и ремесла.

В наше время традиционные национальные жилища, в частности, юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко. Однако говорить о том, что они исчезнут полностью, наверное, не стоит, потому что это один из национальных символов. В пользу этого говорит то, что отдельные хакасские семьи на сегодняшний день строят в своих хозяйствах юрты. Поэтому знание устройства традиционной юрты - это важный элемент эстетического воспитания нового поколения, и роль музея здесь трудно переоценить. 56

Из многочисленных музейных уроков программы «Наследие детям» (автор разработчик Г. К. Тюкпиекова) музейного педагога наше внимание привлекает подпрограмма «Юрта как модель «Вселенной» (Экскурсии «В юрте конца XIX века», «Старинные неиспользуемые слова в юрте», «Особенности проживания в хакасской юрте», «Южная сторона юрты и ее особенности», «Северная сторона юрты и ее особенности») [5].

Характерной особенностью Анхаковского музея «Улуг Хуртуях Тас» является элемент театрализации практически всех экскурсий и мероприятий. Это позволяет посетителям глубже окунуться в атмосферу изображаемого события, ощутить себя его непосредственным участником.

Костюмированные музейные мероприятия уже больше полувека проводятся во многих европейских и американских музеях. С помощью игровых методов реконструируются различные исторические события. Особенно активно включаются в проведение игровых мероприятий дети. Для них в Анхаковском музее проводятся различные соревнования и конкурсы. Так в 2012 году для участия в Днях тюркской письменности и культуры в музей «Хуртуях Тас» прибыла делегация школьников из Тувы. Кроме официальной части, гости приняли участие в различных традиционных спортивных соревнованиях, где их соперниками выступала команда школьников из Анхакова и Бельтыр. Интересно было сравнить, по каким правилам проводятся такие соревнования в Туве и Хакасии. Кроме соревнований ребята показали свои национальные костюмы и выступили с докладами. Всё это позволяет лучше узнать историю и природу родного края, помочь сформировать всесторонне развитую личность.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе изучения разнообразных материалов, связанных с историей создания и деятельностью Анхаковского музея «Улуг Хуртуях Тас», мы сделали следующие выводы о способах и методах эстетического воспитания детей, применяемых в музейной деятельности.

При рассмотрении вопроса об эстетическом воспитании школьников в музейной деятельности напрашиваются следующие выводы: при реализации программы эстетического воспитания школьников сотрудниками музея-заповедника «Хуртуях Тас» применяются различные методы, связанные со спецификой данного учреждения культуры; основой деятельности является работа с подлинными экспонатами (изваяние Улуг Хуртуях Тас, старинная юрта) и различными фольклорными источниками (кип чоох, алыптых нымах). Основной акцент в эстетическом воспитании школьников делается на обычаи и традиции хакасского народа. Наиболее полно это реализуется в мероприятиях, проводимых сотрудниками музея в подлинной хакасской юрте XIX века, входящей в состав музейной экспозиции. Важным средством эстетического воспитания школьников является работа с подлинными источниками вещественными и нематериальными, и изучение связанных с ними обычаев и легенд [6; 7]. Театрализованные музейные мероприятия являются визитной карточкой музея «Хуртуях Тас». Они придают определённый национальный колорит и способствуют более полному погружению в изучаемую эпоху. Все мероприятия можно разделить на событийные и календарные. Но, вне зависимости от типа мероприятия, они все несут серьёзную эстетическую и воспитательную нагрузку.

Итак, музей-заповедник «Хуртуях Тас» играет важную роль в эстетическом воспитании школьников Республики Хакасия. Он является одним из значимых культурных и образовательных центров, в котором с помощью особых методов и приёмов музейной педагогики (целевые мероприятия, экскурсии, конференции, работа с экспонатами) реализуются задачи эстетического воспитания через привитие учащимся азов традиционной АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Горбатова Оксана Сергеевна

ЭСТЕТИКА ТРАДИЦИОННОГО ...

культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горбатов Л.В. Муниципальное образование Аскизский район Анхаковский муниципальный музей под открытым небом Улуг Хуртуях тас. Издат. «Поликор». Красноярск. 2010г. Стр.15-17.

2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан. 1992. 162 с.

3. Паточаков К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (ХУШ-ХГХ в.в.). Абакан: Хакасское книжное издательство. 1958. 68 с.

4. Паточаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1982. 87 с.

5. Учебная программа «Наследие детям» МАУК МЗ «Хуртуях тас» / под ред. Г. К. Тюкпиековой.

6. Щербакова А.И. Художник и власть в истории культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах, 2014. Том 3. №2 3. С. 457-464.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psy. msu.ru/science/public/leontev/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.