Научная статья на тему 'Музей в освоении этнологических знаний студентами'

Музей в освоении этнологических знаний студентами Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
312
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNOLOGY / ETHNIC PROCESSES / TRADITIONAL CULTURE / VISUAL PERCEPTION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романова Галина Ниловна

Этнографические коллекции в музеях помогают студентам получить представление об этнической картине мира, понять сущность традиционной культуры и ее роль в процессе генезиса культуры, развить чувство толерантности, выбрать профессию. Раскрытию образа этнической культуры способствуют не только рассказы преподавателя о вещах, их утилитарных функциях, значении предмета в духовной жизни народа, но и психологическое восприятие художественного облика, структуры экспозиций, а также работа студентов на практике в музее. Изучение этнографических коллекций в музее дает возможность более глубокого и успешного усвоения студентами этнологических знаний, полученных в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum in the development of anthropological knowledge students

The museum ethnographic collections help students to get an idea of an ethnic worldview, to understand the essence of the traditional culture and its role in the process of culture genesis, to develop a sense of tolerance, and at last to choose future profession. Not only stories about objects, their utilitarian functions, meaning of the objects in the spiritual peoples life, and a psychological perception of the creative form, structure of expositions can help to discover an image of the ethnic culture, but students’ practice in the museum as well. Studying the ethnographic collections in the museum gives an opportunity for deep and successful learning of ethnographic knowledge, which was acquired in universities and colleges.

Текст научной работы на тему «Музей в освоении этнологических знаний студентами»

УДК 069.5:39

Г. Н. Романова

Музей в освоении этнологических знаний студентами

Этнографические коллекции в музеях помогают студентам получить представление об этнической картине мира, понять сущность традиционной культуры и ее роль в процессе генезиса культуры, развить чувство толерантности, выбрать профессию. Раскрытию образа этнической культуры способствуют не только рассказы преподавателя о вещах, их утилитарных функциях, значении предмета в духовной жизни народа, но и психологическое восприятие художественного облика, структуры экспозиций, а также работа студентов на практике в музее. Изучение этнографических коллекций в музее дает возможность более глубокого и успешного усвоения студентами этнологических знаний, полученных в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: этнология, этнические процессы, традиционная культура, визуальное восприятие, толерантность

Galina N. Romanova

The museum in the development of anthropological knowledge students

The museum ethnographic collections help students to get an idea of an ethnic worldview, to understand the essence of the traditional culture and its role in the process of culture genesis, to develop a sense of tolerance, and at last to choose future profession. Not only stories about objects, their utilitarian functions, meaning of the objects in the spiritual peoples life, and a psychological perception of the creative form, structure of expositions can help to discover an image of the ethnic culture, but students' practice in the museum as well. Studying the ethnographic collections in the museum gives an opportunity for deep and successful learning of ethnographic knowledge, which was acquired in universities and colleges.

Keywords: ethnology, ethnic processes, traditional culture, visual perception, tolerance

Студенты Санкт-Петербурга имеют счастливую возможность видеть подлинники традиционной культуры народов мира в двух этнографических музеях города: в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) и в Российском этнографическом музее. В недавнем прошлом посещение студентами этих двух музеев ограничивалось экскурсиями и музейными лекциями, но постепенно складывалась практика предложения музеем специальных программ для студентов, а преподаватели гуманитарных факультетов, особенно этнологических и музеологических кафедр, включили занятия в этнографических музеях в учебный процесс. Музей - это особое образовательное пространство, в котором, благодаря достижениям современной музейной педагогики, возможно применять новые формы работы со студенческой аудиторией не только музейным сотрудникам, но и

78

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

преподавателям вузов, тем самым влияя на качество образования, а в дальнейшем и на выбор профессии.

Российский этнографический музей давно тесно сотрудничает со многими вузами Петербурга. Это полезное и взаимовыгодное сотрудничество, так как музей является не только источниковедческой базой или иллюстрацией к лекциям преподавателей вузов, но своеобразной творческой лабораторией. Многие научные сотрудники Российского этнографического музея преподают в вузах Петербурга, предлагая студентам как классические курсы лекций по основам этнологии, так и авторские разработки актуальных тем, также они руководят музейной практикой, курсовыми и выпускными квалификационными работами, участвуют в совместных научных конференциях, семинарах. Как правило, студенты гуманитарных вузов Петербурга приходят в этнографические музеи уже подготовленными к восприятию традиционной культуры, так как они прослушали теоретический курс этнологии.

На лекциях в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств студены кафедры музеологии и культурного наследия изучают теорию этноса в отечественной и зарубежной этнологии, коротко знакомятся с понятийным аппаратом (базовыми терминами: этнос, этническая идентичность, этнические процессы, традиционно-бытовая культура). На лекциях также студенты знакомятся с классификациями народов мира, осмысляют место этнологии в системе современного знания и в обществе, роль этнического фактора в эволюции мировой культуры. Не простая этническая ситуация в стране способствует активному включению студентов в обсуждение проблем национальных стереотипов поведения, межнациональных отношений, размышлению о причинах этнических конфликтов, способах их прогнозирования и урегулирования. Изучение этих проблем необходимо как для профессиональной деятельности будущих культурологов, так и для личной жизни. Во время лекций и семинаров также обсуждаются вопросы трансформации и сохранения этнической культуры в современном урбанизированном мире. На аудиторных занятиях начинается осмысление студентами феномена этнической культуры как сложной системы жизнеобеспечения людей.

Раскрывая на лекциях сущность этнографического предмета, прежде всего, как утилитарной вещи, обеспечивающей человеку комфортное существование, студентов возможно подвести к пониманию происхождения, специфичности и уникальности культуры каждого народа, являющейся универсальным механизмом адаптации человека к любой природной среде. И этим подтвердить тезис о том, что «нет ни выше, ни ниже, ни хуже, ни лучше культур», все они гениальное изобретение народов. Это позволяет развить у студентов основы толерантного отношения к традиционным культурам и их носителям. Изучение архаического пласта культуры дает возможность обсуждать со студентами не только вопросы происхождения вещей, но и говорить о формировании картины миры в традиционном обществе: появлении представлений о пространстве и времени, о возникновении системы

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

79

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

народных знаний, духовных ценностей, о древнейшем делении культуры по полу и возрасту, о значении всякого производственного процесса, изготовления любого предмета, как акта творения, упорядочивания мира, возникновения его из хаоса и разрозненности, а проведение народами обрядов и праздников, установление запретов и ограничений - как обеспечение гармонии с природой и социумом.

Так, студенты приходят к пониманию, что именно в традиционной ментальности появляются первые представления о красоте (что полезно, то и прекрасно, а не только то, что красиво в окружающей природе), о сверхъестественном, о «невещественном в вещи», т. е. о ее символической, духовной сущности. Как известно, вещь в традиционной культуре имеет двойственную природу - она утилитарна и в тоже время она является неотъемлемой частью духовной жизни народа.

На музейных занятиях продолжается освоение и закрепление этнографических знаний, но здесь уже важно визуальное и эмоциональное впечатление от этнографического подлинника, его материала, фактуры, пропорций, цвета. Важнейшим условием для плодотворного усвоения этнографического материала в музее, конечно, является общая экспозиционная концепция и структура построения каждой экспозиции в отдельности.

Концептуальную основу подачи этнографического материала в Российском этнографическом музее составляет региональный принцип. На экспозициях музея представлены все регионы бывшей Российской империи, это культуры народов, находившихся на разных уровнях социально-экономического развития, от архаических сибирских, до развитых индустриальных в европейской части. Почти весь материал музея на экспозициях ограничивается временным периодом конца XIX -начала ХХ в. Это позволяет высветить синхронно-диахронный аспект познания культуры, т. е. увидеть одновременно разнообразие этнических культур на рубеже веков и проследить развитие культуры как явления цивилизации во времени - от древности до современности. Поэтому, в отличие от Обзорной экскурсии, начинающейся, для обычных посетителей, как правило, с русской экспозиции, занятия со студентами начинаются со знакомства с так называемым присваивающим хозяйством, с истоками культуротворчества, т. е. с изучения культур народов Сибири. Затем идет знакомство с народами, сохранившими в XIX в. элементы феодального социального устройства, экономики и духовной жизни - это экспозиции народов Северного Кавказа, Средней Азии и отчасти Поволжья и Приуралья и заканчиваются занятия изучением экспозиций развитых индустриальных обществ этого времени - это экспозиции, посвященные культурам русских, украинцев, народов Прибалтики.

В Российском этнографическом музее имеются монографические экспозиции -«Русские, конец XIX - начало ХХ в.», «Эвенки, конец XIX - начало ХХ в.» и др., на которых, студентам легче всего, переходя от темы к теме, воспринять целостный облик традиционной культуры, так как структура экспозиции иллюстрирует усвоенное на

80

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section I. The historical mission of the Museum in the space of world culture_

лекции знание о важнейших сферах этнической культуры. Экспозиции, построенные по другим принципам, дают возможность познакомиться с культурой многих народов региона, заставляют активизировать более широкий спектр знаний, чем только полученные на лекциях по этнологии (например, знания об истории войн, включение регионов в состав России, взаимосвязи и контакты народов не только внутри региона или России, но и с зарубежными соседями, прослеживать культурные заимствования и влияние индустриальной культуры на этническую и т. д.). Это ярко демонстрируют экспозиции, представляющие народы Прибалтики, Кавказа и Средней Азии, евреев России.

Освоению и пониманию этнической культуры как целостной системы способствует и эмоциональное воздействие этнографической экспозиции на чувства студентов. Формированию благоприятного впечатления от этнического материала, развитию воображения, погружению в традиционную культуру, помогает художественный образ экспозиции, организация ее пространства, расположение предметов. В одной из статей сотрудник Российского этнографического музея, доктор исторических наук А. Б. Островский отметил важность психологического аспекта восприятия материала в музее. Он пишет о том, что на восприятие музейных объектов влияет и маршрут и структура экспозиции, важны такие факторы как центрпериферия; роль движения по горизонтали-вертикали; сужение-расширение пространства при переходе от плоскостного к объемному экспонированию1.

На восприятие влияет и такой фактор как линейность и нелинейность экспозиции. Из-за недостатка экспозиционных площадей в Российском этнографическом музее используются галереи, где экспонаты располагаются линейно, вдоль стен. А. Б. Островский отмечает, что «...возникающая здесь монотония, во многих случаях успешно преодолевается введением обстановочных сцен и тем самым как бы дроблением плоскости. Если они выступают внутрь зала, сужая пространство, это ведет к переключению внимания и появлению разрыва в переживаемой коммуникации. Если в углублении стены, то это расширяет пространство и неизменно приковывает внимание посетителей, как бы предлагая новые возможности для воображения и эмпатии»2.

Более эмоциональному восприятию и усвоению этнографического материала в Российском этнографическом музее служат также музейно-образовательные программы, концерты, открытия выставок, сопровождающиеся выступлением фольклорных коллективов, обрядовыми действиями, спектаклями этнографического театра музея - все это студенты могут видеть и даже участвовать в них во время музейной практики. На практике они также могут прикоснуться к этнографическому подлиннику, почувствовать его (в фондах, в частности, в Детском этнографическом центре музея есть подлинники, которые можно потрогать, понюхать, послушать как звучит народный музыкальный инструмент). Практические занятия в Российском этнографическом музее преподаватели вузов и специалисты музея

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

81

_________Раздел I. Историческая миссия музея в пространстве мировой культуры_

проводят, в основном, на экспозициях, используя при этом разработанные ими специальные программы и методики.

Во время практики в Российском этнографическом музее студенты могут ознакомиться с работой научных отделов, фондов, архива, библиотеки, реставрационной мастерской, современным музейным оборудованием, в частности, мультимедийными средствами, специальными шкафами для хранения оружия и ювелирных изделий, низкотемпературной и фумигационной камерами, сделать зарисовки экспонатов, а также получить консультации у специалистов музея по интересующим их темам. Кроме того, они знакомятся с музейными изданиями, музейной документацией, представляющей описания этнографического предмета, методическими разработками научно-просветительной службы, рекламной продукцией музея.

Таким образом, подготовленный студент, благодаря лекциям в вузе и занятиям в музее, сможет понять смысл этнографической вещи в музее любого профиля без слов экскурсовода или сопроводительного текста - по контексту. Этнографические знания, полученные студентами в вузе и музее, часто влияют на выбор их курсовых, рефератов и дипломных работ. Нередко в своих сочинениях студенты разрабатывают интересные варианты известных форм просветительной работы, предлагают оригинальные проекты новых музеев, новое видение экспозиционной и выставочной работы, которые уже используются в музеях или их идеи приняты к разработке. Вот некоторые примеры таких выпускных квалификационных работ студентов кафедры Музеологии и культурного наследия СПГУКИ: «Музей Ингрии» работа 2013 г. И. Иванова; мобильный гид - программа для смартфона Е. Монаховой, для посетителей с проблемами слуха; музейно-педагогическая программа для подростковой аудитории музея «Копорская крепость» - «Мы живем на одной земле» О. Большаковой.

Увлечение этнологией у некоторых студентов влияет и на выбор профессии, желании работать в национальных и этнографических музеях или отделах. Так в Российском этнографическом музее в настоящее время работают десять выпускников кафедры, их деятельность показала, что они обладают хорошими знаниями по этнологии и актуальными практическими навыками, которые позволяют им достигать успехов в работе.

Примечания

1 Островский А. Б. Этнографическая экспозиция: проблема вовлеченности посетителя // Музей. Традиции. Этничность, ХХ-ХХ1 вв.: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию Рос. этногр. музея. СПб.; Кишинев, 2002. С. 407.

2 Там же. С. 408.

82

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.