□ Сократилось количество подростков, использующих деструктивные модели преодоления стресса (избегание, импульсивные, агрессивные действия).
Таким образом диагностика, проведенная по итогам профилактической работы, показала формирование достаточного уровня стрессоустойчивости, а также овладение конструктивными моделями преодоления стрессовых ситуаций у большинства подростков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бодров В.А.Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Наука, 1995. - 288 с.
2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.- СПб.: Союз, 2002. - 220с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник (Учебник нового века)- СПб: Питер, 2000. - 304 с.
4. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования / Т. Г. Бохан. - Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. - 267 с.
5. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 151с.
6. ГиссенЛ.Д. Время стрессов. - М.:ФиС, 1990.-- 192 с.
7. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2003. - 276 с.
8. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. - М.: ЭКСМО, 2002. -272с.
9. Молодцова Т.Д. Дети из семей мигрантов и их адаптированность в школьном социуме.//Международныйжурнал экспериментального образования-2013 №3 - С.93-95.
10. Селье Г.Стресс без дистрессов.- М.:Медиа ,2012.-307с.
Т.П. Мышева
МУЗЕЙ В ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Аннотация. В статье дается анализ одной из форм социокультурной деятельности музея -экскурсии с точки зрения ее психологической направленности. В экскурсии находят свое отражение такие элементы психологии как: познание, ощущение, восприятие, представление, которые используются научным составом музея при подготовке и проведении экскурсий.
Ключевые слова: музей, социокультурная деятельность музея, экскурсия, аудитория, познание, ощущение, восприятие, представление.
T. P. Mysheva
MUSEUM IN ITS PSYCHOLOGICAL ASPECT
Abstract. The article gives the analysis of one of the forms of sociocultural museum activity. It is the excursion, which can be examined from the point of view of psychological trend. It depicts such elements of psychology as: knowledge, sensation, perception and imagination, which can be used by the musicians during their preparation and conducting of excursions.
Ke ywords: museum, sociocultural museum activity, excursion, audience, knowledge, sensation, perception, imagination
Музей, являясь общественным институтом, рассматривает социокультурную музейную деятельность, как деятельность, имеющую педагогическую и психологическую направленность. Она выражается не только в процессе общения посетителей и сотрудников музея, но и в процессе восприятия зрителями музейных экспонатов. Подобное восприятие приводит к когнитивным и эмоциональным ассоциациям, выражающимся отношениям человека к истории всего государства.
Прежде чем начнем рассматривать психологические особенности музея, музееведения и музейной педагогики, дадим определение психического состояния. В одном из словарей мы находим следующее определение психического состояния: «Психическое состояние - это определенный уровень психической деятельности, который проявляется в активности личности» [2, 162]. Личность активна в определенных конкретных условиях. В нашем случае такими условиями являются музей и его среда, в которой находятся экскурсовод и экскурсанты, а так же экспозиционные предметы, передающие определенную информацию.
Основной формой социокультурной образовательно-воспитательной деятельности музея является экскурсия. «Экскурсия - это коллективный осмотр объекта или музейного предмета по определенному маршруту под руководством экскурсовода» [2, 495]. Во время экскурсии экскурсанты осуществляют определенную сумму взаимосвязанных действий: «это движение группы по маршруту, движение относительно музейного объекта или предмета, рассмотрение памятников,
которые включены в маршрут, пояснения. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных проявлениях, как: наблюдение, изучение, исследование объектов» [4,47].
В процессе социокультурной образовательно-воспитательной деятельности находят свое отражение элементы психологии. Рассмотрим, как проходит психологический процесс на примере городской экскурсии по Таганрогу.
Из психологии мы знаем, что «существует несколько видов психического состояния человека: общее психическое состояние, которое лежит в основе восприятия; эмоциональное состояние, заключающееся в настроении; интеллектуальное творческое состояние, включающее компетентность экскурсанта и волевое состояние, предусматривающее готовность к слушанию, т.е. готовность к действию» [5, 145].
В ходе экскурсии научный сотрудник, методист и экскурсовод учитывают такие черты слушателей, как: способность, характер, темперамент, память, наблюдательность, воображение. Работая с группой, экскурсовод принимает во внимание ее мотивацию и уровень ее активности, который зависит от психического состояния каждого из ее участников.
Итак, экскурсия - это процесс, состоящий в усвоении определенной подлинной информации. Познание в музее осуществляется через экскурсию, на которой происходит взаимодействие экскурсанта и объекта или музейного предмета. В процессе этого взаимодействия экскурсант получает знания, т.е. познание осуществляется в такой последовательности: наглядность (объект или музейный предмет) способствует восприятию, включающему ощущение и представление, последнее (представление) формирует понятия. Познание музейного объекта или предмета начинается с их восприятия экскурсантами через органы чувств (зрение и слух). Таким образом, формируется представление, и далее идет процесс логического познания, приводящий к абстрактному мышлению экскурсантов, заканчивающемуся выводами. Следовательно, можно сказать, что на экскурсии процесс познания состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания, развивающего мышление.
Как происходит процесс познания в городской экскурсии по Таганрогу?! Экскурсия обычно начинается с посещения исторического бульвара, где на высоком постаменте установлена, вылетая в бронзе в натуральную величину, фигура Петра. Царственная особа изображена в форме офицера Преображенского полка. Памятник возвышается над всем городом, показывая, что именно в этом месте высадился Петр с целью выбора выгодного местоположения крепости, которая послужила бы форпостом для укрепления южной границы государства Российского. Таким образом, первоначально у экскурсантов возникает чувственный образ, отражающий такие свойства объекта как его форму, размер, тяжесть материала, из которого он сделан, т.е. возникает ощущение чего-то большого, а значит величественного. Возникает образ великого правителя государства Российского, т.е. через восприятие объекта мы приходим к представлению образа воплощенного в памятнике. И далее экскурсовод повествует, к какой дате было приурочено создание памятника (к 200-летию города). Значимую роль в установке памятника сыграл наш земляк писатель А.П. Чехов. Именно к нему обратился в одном из писем глава города П.Ф. Иорда-нов с просьбой помочь в создании памятника. А.П. Чехов советует П.Ф. Иорданову, к каким авторам следует обратиться, и вопрос установки памятника становится одной из основных тем его переписки с главой города. П.Ф. Иорданов просит Чехова в один из его приездов в Париж побывать у М.М. Антокольского и поговорить с ним по поводу отлития памятника под его руководством. Размер памятника зависел от собранных денег (20 тыс. рублей). М.М. Антокольский дает свое согласие и договаривается в Париже с французской фирмой Грюе, которая выливает в натуральную величину фигуру Петра и морским путем доставляет в Таганрог в июле 1901 года. На лицевой стороне памятника имеется надпись: «Императору Петру 1-му Таганрог:1698-1898». Первоначально памятник был установлен при входе в наш городской парк, а позднее он был перенесен на побережье Азовского моря. Именно в этом месте, стоя на крутом откосе, Великий Петр оценивал выгодное строительство крепости. После открытия памятника в письме главе города П.Ф. Иорданову А.П. Чехов писал: «памятник около моря это будет и живописно, и величественно и торжественно. Это памятник, который не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя» [9, 125]. Создавая в воображении экскурсантов образ Петра I, и показывая его значимость для Таганрога, экскурсовод приводит слушателей к восприятию объекта через совокупность ощущений, т.е. через зрительное, слуховое, осязательное восприятие материала. Это приводит к познанию истории Российского государства и провинциального города. Чтобы экскурсанты познали окружающую действительность, экскурсовод ведет к зрительному восприятию музейного объекта.
«В экскурсии главным является активность внимания, приводящая к переживаниям и как результат к глубокому восприятию разбираемого материала. Так, рассказывая о памятнике, экскурсовод видит свою задачу в установке восприятия объекта, в обучении экскурсантов наблюдению особых деталей и особенностей памятника и местности, в которой он установлен. В нашем
случае - это описание событий, связанных с созданием памятника и его установкой именно на берегу Азовского моря. Все это ведет к восприятию истории всего государства Российского и маленького Таганрога в частности. Экскурсоводу здесь необходимо сделать установку на развитие мышления, приводящего к ассоциациям. Экскурсанты ассоциируют памятник в нашем городе с подобным памятником в Архангельске и в парке Петергофа. Однако в Петергофе статуя Петра имеет 3,5 аршина, а для Таганрога ее пришлось увеличить до 4 аршин, чтобы не повторить Петергофской статуи, и чтобы монумент был солиднее. В Таганроге памятник мощный и царственный, что передает величие царя и его влияние на историю государства» [5, 25].
Таким образом, мы видим, как экскурсанты, наблюдая экскурсионный объект, могут видеть его сходство и различие с другими объектами. Это приводит к верному восприятию объекта в целом.
Для активизации внимания экскурсантов делаются специальные установки, позволяющие обеспечить целенаправленный характер наблюдению, изучению, исследованию экскурсионного объекта. Прежде всего, слушатель активизируется правильно выбранным маршрутом и заостряет внимание на определенных объектах или музейных предметах (на памятнике Александру I, Домике Чехова, Лавке Чеховых, Гимназии А.П. Чехова, личных вещах Антона Павловича и т.д.). Таким образом, в рамках одного объекта установка носит кратковременный характер и выражается в отношении экскурсантов к памятникам культуры [6].
При проведении экскурсии необходимо учитывать знания, практические навыки и целостность восприятия разных деталей и свойств объекта. Так, «Лавка Чеховых», являясь образцом торгового заведение XIX века, представляла смесь самых разнообразных товаров, не поддающихся никакой классификации. Это была и бакалейная лавка, в ассортименте которой находился такой товар, как чай, сахар, кофе, сахарные головы, здесь же духи, веники, восковые свечи, керосин и многие другие товары. Рядом располагалась аптека без разрешения начальства, где продавались аптечные травы, из которых тут же составлялось лекарство, и, будучи уже доктором А.П.Чехов недоумевал, почему пациенты отца не умирали от безграмотного состава трав, приготовленного Павлом Егоровичем, не имевшем специального медицинского образования. Остается предположить, что данное лекарство просто не принималось больными. У окна находилось место, где торговали «распивочно и на вынос», где каждый желающий мог выпить стаканчик сан-туринского вина и рюмку водки (при лавке был погребок с сантуринскими винами и водкой). Но здесь, же был и клуб для праздных завсегдатаев, проводивших свободное время у Павла Егоровича. Это были такие колоритные фигуры, как: дюжие кузнецы - участники хора, странники в пестрых одеждах, монахи, учителя гимназии, близкие родственники и знакомые. Вся лавка с ее предметами создает целостность восприятия не только дома, в котором жила семья Чеховых, но и всего торгового города этого периода времени.
Необходимо заметить, что в основе полученного от объекта восприятия лежат познавательные, эмоциональные и волевые виды психических процессов.
Познавательный процесс включает в себя ощущение, представление, мышление, воображение; эмоциональный находит свое отражение в переживании и волевой включает активизацию работы памяти и сохранение внимания. Так для сохранения внимания в конце экскурсии по мемориалу «Лавка Чеховых» экскурсовод прибегает к рассказу эпизода омовения деревянного масла. Суть рассказа состояла в том, что однажды в лавку были завезены бочки с деревянным маслом (в свежем виде оно использовалось в пищу; в просроченном сроке годности его можно было использовать для лампад). Чтобы проверить качество привезенного масла, одна из бочек была вскрыта, однако забыли закрыть бочку крышкой на ночь. В результате, утром обнаружили на поверхности масла мертвую крысу, которая, видимо, решила напиться масла, соскользнула с края бочки и утонула. С маслом необходимо было расстаться. Однако, Павел Егорович не хотел расставаться с испорченным маслом, так как это принесло бы большой ущерб его доходам, которые от торговли в лавке и так составляли минус три копейки. Что делает отец писателя? Чтобы показать, что масло пригодно к употреблению, Павел Егорович пригласил протоиерея Покровского для омовения масла. Обряд был совершен в присутствии всех домочадцев (присутствовали там и родственники Павла Егоровича - Андрюшка и Гаврюшка, выполнявшие роль зазывал в его лавке). Протоиерей Покровский освятил масло, а Павел Егорович заставил своих детей обмакнуть хлебный мякиш в масло и съесть. Дети не могли не подчиниться воле отца и с отвращением выполнили его приказ. Но, несмотря на проделанную процедуру, масло в ход не пошло. Остается предположить, что Андрюшка и Гаврюшка исполнили свою роль. Они благополучно рассказали клиентам о непригодности и вреде имеющегося в продаже масла [9,89].
Таким образом, мы можем прийти к заключению, что в процессе экскурсии экскурсовод создает эмоциональную окраску музейному материалу и вместе с ним всему музейному объекту, что приводит к эмоциональному восприятию объекта, воссозданию образа объекта и заставляет экскурсантов размышлять. Это есть не что иное, как внешнее воздействие на личность, на ее
психическое состояние. Опытный экскурсовод, характеризуя объект, знает, на что следует обратить внимание (на процесс омовения масла), и как использовать психическое состояние слушателей.
Не менее эмоциональное восприятие имеет повествование о городском парке, основанном в 1806 году. Первоначально это был аптекарский парк, где выращивались лечебные травы. Затем в парке было посажено большое количество деревьев, и возник городской парк.
Соученик А. Чехова по гимназии В. Зелененко писал: «Говоря о жизни таганрогских гимназистов, нельзя обойти молчанием и таганрогский прекрасный, редкостный, можно сказать, городской сад, в котором гимназисты устраивали свои конспирации, собрания, собирались по вечерам, совещались по поводу предстоящих экзаменов» [7, 116]. В саду была прекрасная тенистая уединенная аллея, обсаженная старыми деревьями и белой акацией, называвшаяся «Гимназической». Именно здесь, на этой аллее собирались гимназисты. А.П. Чехов в гимназические годы и во время своих приездов в родной город часто бывал в городском саду и в одном из писем своей сестре писал из Таганрога: «Был в саду. Играла музыка. Сад великолепный. Пахнет дамами, а не самоварным дымом как в Сокольниках» [9, 148].
В данном эпизоде большое внимание экскурсовод уделяет такому факту интенсификации восприятия, как интерес к наблюдаемому объекту. И с этой точки зрения он показывает значимость и необычность объекта, т.е. городского парка глазами А.П. Чехова и его окружения (В. Зелененко). А любому психологу известен тот факт, что отсутствие интереса ведет к снижению активности личности. Интерес возбуждает к себе то, что уже отчасти знакомо (парк знаком, в нем экскурсанты неоднократно бывали, но вот интересных фрагментов о нем не знали, а таким интересным моментом являются гимназические годы А.П. Чехова, когда он посещал парк, а так же первоначальная направленность парка - «аптекарский парк»). Однако основной нитью излагаемого материала является использование парка в произведениях писателя. Так в рассказе «И то, и се» Чехов описывает случай, происшедший в Таганрогском городском саду. Таким путем создается психический мостик, который позволяет воспринять основную нить излагаемого материала. В связи с этим необходимо выбирать для экскурсии тот материал, который близок к душевному складу и эстетическому вкусу экскурсионной группы.
И еще один интересный эпизод из практики. Однажды летом в Таганрог приехала известная актриса со своим маленьким сынишкой. Мама решает посетить музей, однако мальчик не хочет идти в музей. И мама прибегает к хитрости, говоря сыну, что посмотреть музей «Гимназия А.П. Чехова» ему просто необходимо и очень полезно для знакомства с хорошей учебой Антона-гимназиста, ставшего в последствие большим человеком. И вот получив первое представление (от мамы) об учебе Антона Павловича, рыжеволосый двенадцатилетний мальчик с неохотой пришел в музей и первым делом захотел ознакомиться с учебными ведомостями ремесленных курсов Антона-гимназиста. И каким же было его изумление, когда увидев ведомости Антона, он обнаружил, что Чехов в детстве был троечником. Мы увидели первое эмоциональное восприятие не совсем благополучной учебы Антона. Экскурсоводу необходимо было постараться заинтересовать ученика таким музейным материалом, который привел бы ребенка к размышлению и соответствующему выводу. Экскурсовод сконцентрировал внимание ученика на обстоятельствах, приведших Антона к неудовлетворительной учебе: постоянное дежурство в лавке отца, участие в спевках хора кузнецов, организованного отцом, большим любителем церковного пения. Все это отнимало много времени и здоровья, оставляло грустные воспоминания о детских годах. Чтобы изменить первое впечатление мальчика об учебе Антона, экскурсовод прибегает к игре: игра-путешествие по гимназическим залам, где он останавливается у самых интересных предметов. Это и фотографии учителей гимназии, и аттестат зрелости Антона, отражавший его успеваемость, и гимназический класс со всеми его атрибутами (библиотекой, глобусом и интересной конструкцией парты), и контрольная работа по математике с отличной оценкой, написанная Антоном в выпускном классе. Это и одежда Антона Павловича Чехова, малые юмористические рассказы, каменная баба, которую можно было увидеть в Приазовской степи, и которую мальчик видел впервые. В конце экскурсии ученик поменял свое мнение об Антоне, как гимназисте и сделал вывод, что, несмотря на все трудности, Антон Чехов окончил гимназию успешно и поступил в московский университет на медицинский факультет. Результат обучения в гимназии был на лицо.
Экскурсионная методика позволила использовать различные способы активизации восприятия материала. Началом восприятия стал процесс узнавания предмета, наблюдаемого участником экскурсии. Происходило опознание предметов, известных маленькому слушателю по фотографиям, репродукциям, описаниям. Узнавая объект, экскурсант призывал себе на помощь память. Он старался припомнить, где он видел этот предмет. В его сознании происходила замена облика предмета, запечатленного в памяти по изображению на фотографии, рисунку (изобразительная наглядность) объективным отражениям подлинника (натуральная наглядность). Основой
его узнавания явилось мысленное сравнение имеющегося восприятия с тем, что сохранилось в памяти совсем еще юного зрителя.
Чтобы активизировать восприятие мальчика были использованы различные формы рассказа. Одна из них - проблемное изложение материала, когда экскурсовод ставил вопрос, требующий разрешения, и вовлекал экскурсанта в поиски необходимого ответа. Предлагалось решить одну из гимназических задач и посмотреть, справится ли мальчик с ее решением, сравнить оценки Антона с его собственными оценками. Другой способ активизации восприятия был переход в рассказе от монолога к диалогу (как ты считаешь, необходим ли был урок закона божьего в гимназии, и надо ли его вводить сейчас в обычной школе?). Ученик, используя свои знания, подыскивал ответы на этот вопрос, сверяя их с сообщениями экскурсовода. Важное место в восприятии материала имел психологический аспект, т.е. устойчивое настроение ребенка, включающее его жизнерадостность, непосредственность и увлеченность.
Получив знания о том или ином предмете, у экскурсанта возникает представление, приводящее к обобщению, т.е. к сравнению ранее запечатленных в его сознании образов, с тем, что он наблюдает в данный момент. Таким образом, ученик получает достоверную информацию о предмете. Однако представление не раскрывает внутренних связей объекта. Это просто образ предмета, воздействующего на органы чувств человека, и вызывающего воспоминание о том, что уже приходилось знать и видеть, т.е. образ, созданный усилиями продуктивного воображения. Таким образом, представление осуществляется в двух формах - в виде воспоминания и в виде воображения.
Представление связано с мышлением, в процессе которого экскурсант сравнивает и сопоставляет, анализирует и синтезирует. Мышление позволяет человеку получить знания об объектах, их свойствах и отношениях, которые не могут быть принятыми на чувственной ступени познания. Это процесс обобщенного отражения, установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности (обучение в гимназии, выраженное соответствующими предметами, продиктовано социальными условиями второй половины XIX века).
Результатом мышления является образование понятий, т.е. итог познания предмета или объекта. Такими понятиями являются: экспозиция, ведущий текст, музейный предмет, объект исторического значения, мемориальный предмет или объекты, которые представляют собой совокупность суждений о наиболее общих существенных признаках, отличающих наблюдаемый предмет или объект от других предметов или объектов, которые входят в маршрут экскурсии или наблюдались экскурсантами ранее. Понятие в рассказе экскурсовода обретает форму мысли, которая что-либо утверждает в отношении конкретного предмета или явления, его связей с другими предметами или явлениями. Полученное на экскурсии понятие имеет такие формы мышления, как суждение и умозаключение. Например, карцер в музее «Гимназия А.П. Чехова» повествует о том, что в нем отсиживались гимназисты за невыполненные задания, за несвоевременное посещение театра, за грубость старшим. «Как Вы думаете, сидел ли в карцере Антон?» - следует вопрос экскурсовода. Да, Вы правы, сидел, так как, часто, дежуря в лавке своего отца, он не выполнял домашнее задание, не соблюдал формы гимназиста и, нарушая запрет администрации гимназии, посещал вечером театр. Трудно сказать, сколько раз сидел в карцере будущий писатель. Но известно одно, что наказанные гимназисты обычно оставлялись без обеда. А в одном из писем своему другу по гимназии, в последствие ставшему артистом МХТ Вишневскому, А.П. Чехов писал: «Думал ли кто-нибудь когда-нибудь, что один из безобедников будет играть в пьесе другого безобедника» [9, 145] Исходя из этого, мы приходим к заключению, что и один, и другой сиживали в карцере, а вот сколько раз, трудно сказать.
В процессе экскурсионной деятельности экскурсовод использует аналогию, т.е. сравнивает сходные признаки предмета и событий, имевших место быть в тот период времени.
Метод аналогии предполагает использование самых различных ассоциаций. К. Д. Ушин-ский подразделяет ассоциации по сходству, порядку времени, единству места. Он подчеркивает: "...ничто так не уясняет нам особенности какого-либо представления, как противоположность его с другим представлением - белое пятно ярко вырезывается на черном фоне, черное - на белом" [8, 345] . При встречах со многими явлениями и предметами в сознании человека возникают определенные ассоциации. Так аттестат зрелости А.П. Чехова и гимназический классе ассоциируются с самим учебным процессом, проходившем в классическом учебном заведении на Юге России; торговое заведение «Лавка Чеховых» дает полное представление о существовавших торговых заведениях города, ассоциируется с жизнью купцов-лавочников.
Важную роль в процессе познания на экскурсии играет память. Существует три вида памяти: произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная.
Особыми видами памяти являются: двигательная (моторная), эмоциональная, образная и словесно-логическая. В экскурсии главное место отводится образной памяти, типом которой
являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Восприятие материала на экскурсии связано в основном с показом, т.е. зрительной памятью, с рассказом, т.е. слуховой памятью и построено на осмысленном запоминании материала. Успешному запоминанию способствует установка на запоминание, которую дает экскурсовод. Так, при посещении гимназии экскурсовод делает установку на образовательном процессе в гимназии и годах обучения А.П. Чехова в данном учебном заведении. Излагая материал, экскурсовод опирается на зрительную память экскурсантов, используя, прежде всего, долговременную образную память и информацию, которая в ней хранится.
Люди с развитым интеллектом (мыслительными способностями) лучше усваивают информацию. Люди с неразвитым интеллектом, имея слабую память, нуждаются в подробных разъяснениях, повторении, обширном комментировании наблюдаемого.
Материал, который излагает экскурсовод, должен быть осмыслен экскурсантом, а для этого он должен быть значимым и интересным. Именно значимый материал обращает внимание слушателей, сосредотачивает мысли. К.Д.Ушинский называл внимание единственной дверью, через которую впечатления внешнего мира приходят в душу человека. Но для того, чтобы внимание человека было направлено на определенные объекты, необходимо его организовать и управлять им (карцер в здании музея «Гимназия А.П. Чехова» предполагает сосредоточить внимание на наказаниях, и на факте присутствия в нем Антона Чехова). В рассказе экскурсовода важное значение имеет произвольное и послепроизвольное внимание. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необычностью самого объекта, неожиданностью полученной устной информации (информация об Антоне троечнике), а послепроизвольное внимание характерно тем, что увлекает, захватывает и не требует от человека волевых усилий (рассказ о карцере). На основе возникшего интереса к объектам показа и рассказа развивается активная мыслительная деятельность экскурсантов [4, 45]
Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания. "Объем внимания -количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени" [2, 465]. Для этого необходимо тщательно выбирать маршрут, не перегружая его объектами или предметами.
Успех экскурсии зависит от степени концентрации внимания, которое может снижаться по ряду причин: монотонность рассказа, его обилие, бедность языка, однообразие информации, отсутствие связи рассказа с показом.
Важное место в концентрации внимания и формировании интереса к теме занимает вступление, которое вводит экскурсантов в содержание экскурсии. Устойчивость внимания экскурсантов во многом зависит от того, с какого объекта начинается экскурсия, и чем маршрут будет завершен.
"Исходный пункт должен дать завязку экскурсионного маршрута, и притом так, чтобы в дальнейшем развитии экскурсии постепенно получалось более полное выявление экскурсионного сюжета; конечный пункт должен намечаться так, чтобы в нем можно было закруглить и обобщить экскурсионный материал всего маршрута и таким образом подвести итог всей экскурсии" [4,54].
Исходя из выше изложенного, следует сделать следующие выводы:
1. Знание основ психологии позволяет научному составу музея правильно строить экскурсионный процесс, который включает интересную информацию по избранной аудиторией теме,
2. Использование элементов психологии позволяет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью информации.
3. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М.: Сов. Художник,1981. - 116 с.
2. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 20. - М.: Сов. Энциклопедия, 1975. - 514, 162 с.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.:ЛГУ, 1988.-24 с.
4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2004. - 215 с.
5. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.
6. Мышева.Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. - Таганрог, 2008. -159с.
7. Мышева.Т.П. Развитие музейно-образовательной компетентности студентов на материале регионального компонента. -- Таганрог, 2011. - 213 с.
8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2 - М.: Учпедгиз, 1954. - 385 с.
9. Филевский П.П. История города Таганрога. М., 1898. - 289 с.
Е.В. Осадчая
ФОРМИРОВАНИЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ В РАМКАХ ФГОС
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в рамках ФГОС, который должен обеспечивать систематическое формирование у учащихся 5-х классов хронологических знаний, умений и навыков. Приведены основные виды хронологических заданий. Рассматриваются методические приемы, позволяющие добиваться высокого качества знаний по предмету при решении проблемы. Приведен пример технологической карты урока с использованием заданий по хронологии и электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: хронология, периодизация, опорные даты, электронные образовательные ресурсы, ФГОС.
E.V. Osadchaya
THE FORMATION OF CHRONOLOGICAL KNOWLEDGE, ABILITIES AND SKILLS ON THE HISTORY LESSONS IN THE 5TH GRADE IN THE FSES
Abstract. In the article the problem of organization of educational process in the FSES, which should provide a systematic formation of the pupils of the 5th classes of chronological knowledge, abilities and skills. Examines instructional techniques, allowing to achieve a high quality of subject knowledge in solving problems. Given an example of the routing of the lesson with the use of tasks in chronological order and electronic educational resources.
Keywords: chronology, periodization, epoch date, e-learning resources, FSES.
Существует представление о том, что знать историю - это быстро и безошибочно называть даты и вспоминать, кто был правителем в это время. Время идет, меняются подходы к изучению истории, а мы все равно говорим о том, что в рамках учебного предмета «История» надо знать и даты событий и кто был правителем в это время (об этом убедительно свидетельствуют контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по истории). К предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по дисциплинам «История России» и «Всеобщая история» относится. в том числе, задача овладения базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества [2]. В рабочей программе по истории в 5 классе указано: ученик научится: «определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н.э.)».
По наблюдению психологов, подтвержденных практикой учителей, восприятие времени -самая трудная задача для детей 7-12 летнего возраста, поскольку их жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. Педагог сталкивается с проблемой: «Как организовать образовательный процесс в рамках ФГОС, чтобы он обеспечивал систематическое формирование у учащихся 5-х классов хронологических знаний, умений и навыков?» Для решения проблемы необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить этапы формирования хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории у обучающихся 5 класса.
2.Определить содержание учебного процесса для реализации механизма формирования хронологических знаний, умений и навыков у обучающихся 5 класса на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО.
3. Провести отбор методов, приемов и форм работы по формированию хронологических знаний, умений и навыков у обучающихся 5 класса на уроках истории.
4.Провести мониторинг результатов (промежуточных и по итогам года) форсированности хронологических знаний, умений и навыков у обучающихся 5 класса.
Хронологические задания, в которых согласно требованиям ФГОС можно выделить три уровня освоения, не только формируют репродуктивное умение - запомнить дату и расположить ее на ленте времени, но и рассчитаны на развитие творческих и логических способностей. К основным типам заданий, развивающих хронологические знания и умения по Е.Е. Вяземскому и О.Ю. Стреловой, относятся [3, 46]:
1. Нестандартные хронологические задачи;
2. Составление хронологических (синхронистических) таблиц, диаграмм;
3. Хронологические уравнения;
4. Тесты с выбором ответа по датам и событиям;