Научная статья на тему 'Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей'

Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
101
20
Поделиться
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ТРАССА / ТРАССОВАЯ ЭКСКУРСИЯ / ЗАГОРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЭКСКУРСИОННАЯ СПРАВКА / MUSEUM / COMPLEX TOUR / TRACK / ROUTE TOUR / COUNTRY AREA / TOUR HELP

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Барабанова Нина Александровна

В статье описывается практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии, включающей трассовую составляющую, где уделяется внимание знакомству с дорогой, ведущей в село Дубовый Умёт, для запланированного посещения экспозиции историко-краеведческого музея им. А. В. Юшкина Волжского района Самарской области.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Барабанова Нина Александровна,

Текст научной работы на тему «Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А. Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S6. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2017/470073.htm.

ART 470073 УДК 379.85

Барабанова Нина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», г. Самара barabanina@yandex.ru

Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей

Аннотация. В статье описывается практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии, включающей трассовую составляющую, где уделяется внимание знакомству с дорогой, ведущей в село Дубовый Умёт, для запланированного посещения экспозиции историко-краеведческого музея им. А. В. Юшкина Волжского района Самарской области.

Ключевые слова: комплексная экскурсия, трасса, музей, трассовая экскурсия, загородная территория, экскурсионная справка.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Экскурсии, в ходе которых предусмотрено помимо знакомства с городскими объектами, посещение одного из музеев принято называть комплексными. В настоящее время востребованы комплексные экскурсии за пределы городского пространства, что подразумевает трассовую составляющую.

Трассой принято считать дорогу и всю доступную зрительному восприятию придорожную местность [1, с. 9]. Как правило, она открывается взору экскурсантов неравномерно: иной раз не более чем на сотню метров в глубину; нередко глубина обзора на открытой местности составляет целый километр, порой и два, и даже три.

В 1990-е годы из-за обособления музейных организаций практика ведения комплексных экскурсий одним и тем же экскурсоводом (и городской, и музейной части) была прекращена. Как же тогда сохранить комплексный выверенный подход к раскрытию содержания? В этом случае очень многое зависит от личных качеств экскурсоводов, работающих в автобусе и в музее, от их взаимного желания сотрудничать.

Важным этапом по преодолению разобщенности культурно-просветительных учреждений является обучение педагогов общего и дополнительного образования (организующих туристско-экскурсионную деятельность с учащимися), специалистов (имеющих документ, подтверждающий их квалификацию по специальности «экскурсовод») на базе учебно-методического центра МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Парус» г. о. Самара (далее ЦВР «Парус») совместно с историко-краеведческим музеем им. А. В. Юшкина Волжского района Самарской области (далее - Музей).

Отрадно, что руководство районных историко-краеведческих музеев, расположенных на загородных территориях на разном удалении от областного центра нацелено на взаимное сотрудничество с городскими экскурсоводами.

Так, в марте 2017 года проведен выездной семинар «Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия», включающий трассовую автобусную экскурсию «По старинному Уральскому тракту» (из Самары в село Дубовый Умет) и образовательно-экскурсионный блок в пространстве Музея.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А. Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S6. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2017/470073.htm.

Совместное мероприятие учебно-методического центра ЦВР «Парус» и Музея нацелено на повышение общего уровня комплексных экскурсий, координацию действий городских и музейных экскурсоводов, их взаимодействие.

Поездка была организована действующим в ЦВР «Парус» Юношеским экскурсионным бюро «Волжский парус», руководитель которого отвечал за подготовку и проведение учебно-тренировочной экскурсии по трассе.

Экскурсионный рассказ на проезде по городскому участку пути до выезда на трассу был поручен выпускникам Школы юного экскурсовода ЦВР «Парус», продолжающим обучение практике экскурсионного дела в бюро «Волжский парус». Только в обстановке реального экскурсионного пространства, при взаимодействии с экскурсионной аудиторией в условиях настоящего экскурсионного автобуса возможен процесс «научения ремеслу» и отработки специфических методических приемов показа объектов в движении и экскурсионного рассказа о них. До выездного семинара была проведена большая предварительная работа по тщательному изучению маршрута, хронометражу времени проезда от одного объекта до появления в поле зрения экскурсионной группы следующего. Причем, учащиеся с педагогом неоднократно проделывали этот путь в обучающих целях на общественном транспорте с целью овладения юными экскурсоводами навыком рассчитать начало своего рассказа к моменту появления объекта.

Далее участникам обучающего семинара была предложена учебно-показательная экскурсия по участку трассы до села Дубовый Умет от экскурсоводов-методистов.

Любая экскурсия начинается со встречи с группой, установления контакта с экскурсионной аудиторией и вступительного слова, которое имеет большое организующее значение. Определяя тематическую направленность экскурсии в целом, экскурсоводу следует особо выделить значение и смысл проезда по трассе и сосредоточить внимание экскурсантов на окружающей местности и ее достопримечательностях.

Наши экскурсанты проехали по первой в степи дороге - Яицкому перемету (Уральскому тракту). В старину в России улучшенные грунтовые дороги, соединяющие важные населенные пункты, называли трактами. Память об этом сохраняется в названиях улиц современных городов (Пугачевский тракт в Самаре). По трактам везли почту, грузы, вели солдат и арестантов, а еще перевозили пассажиров. Сразу вспоминаются строчки народной песни «Когда я на почте служил ямщиком...».

Прообразом современной почты в ХУ-ХУ1 вв. был ям, то есть становище, постоялый двор, где содержали лошадей для гонцов, скакавших по делам государственной важности с самой большой скоростью в 18 верст.

На юго-востоке страны постоялые дворы звались «умётами» от названия редута. По словарю Даля, умет, окоп, редант, редут - сторожевой приют со рвом, валом; одинокий постоялый двор в степи. Не случайно дорогу звали переметом - зимой заметало ее так, что следы ее были едва различимы.

Практика показывает, что экскурсанты, приобретая путевку на экскурсионный маршрут, чаще всего ориентируются на экскурсионное обслуживание в конечном пункте путешествия и не всегда догадываются, что сама дорога до населенного пункта или музея может стать полноценной увлекательной экскурсией.

При проведении трассовой экскурсии во вступлении экскурсовод должен раскрыть идею и тему экскурсии, проинформировать обо всей экскурсионной программе, протяженности пути. При этом экскурсовод, работающий в автобусе, не должен сводить свою деятельность на трассе к предварительной подготовке экскурсантов к знакомству с конечным пунктом маршрута. В этом случае нарушается аксиома экс-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А. Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S6. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2017/470073.htm.

курсионной методики - показ опережает рассказ, а глубокое познание всей трассы подменяется ее поверхностным осмотром и лекционным материалом об объектах, которые в данный момент экскурсанты не могут видеть.

В трассовых экскурсиях объектами показа и рассказа выступают загородные зоны, межгородские пространства и, в первую очередь, соединяющая их дорога. Раскрывая тему дороги, экскурсовод должен включить характерную для каждой трассовой экскурсии подтему «История дороги»: три столетия степное Заволжье пустовало: с 1236 года, когда татары смели Волжскую Булгарию, до 1586 года, даты основания крепости Самары. Потом в «дикие поля» подались переселенцы из центральных районов России. Нередко от преследований укрывались здесь и беглые каторжники, и крепостные крестьяне.

Маршрут «По старинному Уральскому тракту», повторяет путь казачьих ватаг под предводительством Богдана Барбоши, ушедших с Самарской Луки после основания крепости Самары на реку Яик и основавших Яицкий городок (Уральск), ставший впоследствии оплотом Яицкого казачества.

Екатерина II, желая во что бы то ни стало стереть из памяти населения все то, что хотя бы косвенно напоминало о народном восстании под руководством Емелья-на Пугачева, переименовала в 1775 году реку Яик в Урал. В царском указе, изданном по этому поводу, была записана и причина переименования: «Для совершенного забвения последовавшего на Яике несчастного происшествия».

Материал подтемы «Дорога и люди» может быть посвящен, в частности, Нестору Карловичу Генко. Знаменитые лесные полосы в степных угодьях, созданные под его руководством и по сей день считаются уникальными посадками, как по форме, так и по их пространственному размещению. Подтема «Дорога в степи» раскрывает экскурсантам, что степь - одно из главных природных богатств нашего края, которое мы обязаны передать по наследству потомкам.

Живо откликаются экскурсанты на материал, подаваемый в подтеме «Культура дороги», затрагивающий отношение к путнику, выбор обязательных предметов для сборов в дорогу, поведение на дороге, разрешения и запреты, а также символику дороги и придорожного пространства.

Сопоставляя прошлое и нынешнее, мы в ходе экскурсии показываем прекрасный пример связи истории с современностью на материале подтемы «Эксплуатация дороги в прошлом, настоящем и будущем».

Основным приемом рассказа в трассовых автобусных экскурсиях является

экскурсионная справка -короткий информативный рассказ об объекте, который создает у экскурсанта общее представление о нем. Следует отметить, что справки должны быть лаконичными, иначе экскурсанты перенасытятся информацией и просто перестанут ее воспринимать.

Свернув с трассы, наш экскурсионный автобус въехал в село Дубовый Умет для продолжения экскурсии и знакомства с его историей и экспозициями Музея.

Необходимым условием профессионального взаимодействия экскурсовода трассовой составляющей с музейным коллегой является взаимное согласование и раскрытие материала всех подтем и тематических блоков, чтобы не происходило дублирования информации. Такая практика возможна при налаженных корпоративных связях и обязательных взаимопосещениях экскурсий с целью прослушивания и согласования экскурсионного материала.

Музейный экскурсовод должен быть осведомлен о содержании городской части экскурсии и материале, который подается на трассе и не повторять экскурсантам уже усвоенное ими. Естественно, при этом допускается упоминание одних и тех же

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барабанова Н. А. Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S6. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2017/470073.htm.

имен, событий и фактов, что, кстати, способствует запоминанию, но подробности сообщаются один раз.

Экскурсионный блок был подан слушателям курсов повышения квалификации в интерактивной форме. Для удобства экскурсантов разделили на две группы и пока первой показывали возможности выставочного пространства музея для активного включения посетителей в творческую деятельность, другой представили отражение краеведческого своеобразия территории Волжского района в экскурсионной палитре Музея.

Всем присутствующим запомнилась костюмированная интерактивная программа с чаепитием и дегустацией разных сортов варенья, с уважительным отношением к главному продукту крестьянского труда «Хлеб - всему голова».

Директор Музея, Елена Чертова провела экскурсию во въезжую избу (срубовой новодел, стилизованный под постоялый двор) с русскими печами, с «плачущими» окнами в старинных дубовых рамах с «лодочками»; с подлинной утварью, половичками и особым духом. Никого не оставил равнодушным ритуальный контекст экскурсии «Почему в степных деревнях избы под тесовыми крышами». Хорошо знакомые и понятные вещи приобретали символическое значение, и каждый экскурсант мог соприкоснуться со своим сокровенным, личностным смыслом.

К примеру, бытующий в наши дни фразеологизм «отрезанный ломоть» и сохранившийся до наших дней обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью, присаживаться на дорожку символизируют несколько коммуникативных программ: во время последнего прощания, перед самым выходом из дому, все домашние садились и смотрели друг на друга, как бы стараясь насмотреться впрок. Потом все вставали, уходящий отщипывал кусочек хлеба, лежавшего на столе, либо ему отрезали с собой ломоть (ср.: ушедший самостоятельно жить сын или дочь - отрезанный ломоть). При этом произносили благопожелания, просили «не забывать», «не поминать лихом», «простить» все вольные и невольные обиды, благословляли в путь [2, с. 112]. Кусочек этого хлеба путник хранил у нательного креста до самого возвращения. Экскурсоводам была показана важность неразрывной связи ритуалов с традициями, только в этом случае, с опорой на традиции можно посвящать экскурсантов в обрядовое действие.

Обсуждение заявленных вопросов в рамках круглого стола в стенах Музея выявило своевременность и необходимость консолидации усилий экскурсоводов, осуществляющих комплексные экскурсии. Сотрудничество, совместные проекты, разработка методической документации, взаимопосещение мероприятий и взаимопрослушивание экскурсий в настоящее время является неотъемлемой частью работы экскурсоводов.

Подведение итогов работы выездного семинара, обобщение опыта позволяет сформулировать следующие выводы: перед экскурсоводами, которые проводят комплексные экскурсии с трассовой составляющей стоят сложные задачи, диктующие необходимость заниматься методическими аспектами их создания и проведения.

Практика взаимодействия юных экскурсоводов бюро «Волжский парус», городских практикующих, экскурсоводов-методистов и музейных коллег при проведении комплексной экскурсии показала, что главная задача экскурсовода на маршруте «По старинному Уральскому тракту» - связать отдельно взятые объекты показа в единый рассказ об истории дороги и развитии села Дубовый Умет, их вазаимообусловлен-ности. Все объекты, выбранные для показа экскурсоводами, должны рассматриваться не как отдельные и самодостаточные, а как составные части целостного организ-

ниегп

issn 2304-120X Барабанова Н. А Практика взаимодействия экскурсоводов при проведении комплексной экскурсии с трассовой составляющей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S6. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept. ru/2017/470073.htm.

научно-методический электронный журнал

ма. Из них, как из пазлов, в конечном итоге, у экскурсантов должно сложиться цельное представление о теме экскурсии и яркое воспоминание о ней.

Ссылки на источники

1. Зубатин Р. А. Некоторые размышления о методике проведения экскурсий // Мир экскурсий. -2008. - № 3. - С. 5 -11.

2. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции Х1Х-ХХ вв. - М.: Индрик, 2003. - 528 с.

Nina Barabanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Samara State Institute of Culture, Samara barabanina@yandex.ru

Practice of interaction of the guides with a comprehensive tour with the trace component Abstract. The article describes the practice of interaction of the guides with a comprehensive tour that includes a trace component where attention is paid to familiarity with the road leading to the village of Dubovyy Umet for the scheduled visit of the exhibition of the local history Museum. A. V. Oskina of the Volga district of the Samara region.

Key words: complex tour, track, Museum, route tour, country area, tour help.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 22.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 27.03.17 Опубликована Published 29.03.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Барабанова Н. А., 2017

www.e-koncept.ru