Научная статья на тему 'Организация социальной практики в юношеском экскурсионном бюро'

Организация социальной практики в юношеском экскурсионном бюро Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИОННАЯ ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL PRACTICE EXCURSION / AN EDUCATIONAL EVENT / A TOUR DESK / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанова Нина Александровна

В статье рассматривается опыт организации пассивных, активных и преобразовательных видов социальной практики в юношеском экскурсионном бюро «Волжский парус» в целях предоставления школьникам возможности для проявления социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социальной практики в юношеском экскурсионном бюро»

ART 470074 УДК 371.398

Барабанова Нина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», научный руководитель проекта «(Открой свой город» МБО ДО «<Центр внешкольной работы "Парус"», г. Самара [email protected]

Организация социальной практики в юношеском экскурсионном бюро

Аннотация. В статье рассматривается опыт организации пассивных, активных и преобразовательных видов социальной практики в юношеском экскурсионном бюро «(Волжский парус» в целях предоставления школьникам возможности для проявления социальной активности.

Ключевые слова: социальная экскурсионная практика, профессиональное самоопределение, образовательное событие, экскурсионное бюро, социальное взаимодействие, социальная компетентность.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современное учреждение дополнительного образования способно успешно решать комплексную задачу по освоению подрастающим поколением базовых социальных ценностей, первичных профессиональных умений через выстраивание образовательной среды с применением социальных технологий. Компонентами социальных технологий являются социальные практики - активные действия подростков, одновременно являющиеся и образовательными формами, и гражданскими акциями. К содержанию данной статьи близко определение авторов (Н. Ф. Логиновой и С. Х. Самсоновой), подразумевающих под социальной практикой вид деятельности старшеклассника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе [2].

Таким образом, социальные практики предоставляют школьникам уникальную возможность соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности. Выбор учеником социальной практики должен осуществляться только на добровольной основе.

В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Парус» г. о. Самара (далее - ЦВР «Парус») создано Юношеское экскурсионное бюро «Волжский парус», которое осуществляет организацию и проведение социальной экскурсионной практики школьников. Основу деятельности бюро составляет создание образовательного пространства и организация условий для продуктивного взаимодействия педагогов и учащихся г. о. Самара в сфере краеведения, туризма и экскурсионного дела.

Юношеское экскурсионное бюро «Волжский парус» (далее - ЮЭБ «Волжский парус») ориентировано на формирование устойчивого деятельного практического интереса, бережного отношения к наследию городской культуры и истории у молодых экскурсоводов.

Уникальное географическое и историческое местоположение Самары, смешение культур, традиций и религиозных практик, оригинальный ландшафт береговой зоны Волги, склоны Сокольих гор, нетронутая природная среда заповедных терри-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

торий Самарской Луки - все это позволяет говорить о мощном потенциале города и Самарской области в сфере туризма.

Но даже самые замечательные рекреационные ресурсы региона, развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Без гостеприимства, особой атмосферы, формируемой городскими жителями, самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным. Город предполагает наличие не только административно-территориального деления, но, в первую очередь, общность граждан именно этого конкретного места, их особое именование - «самарцы», а не просто «горожане».

Однако уменьшение общего объема времени изучения истории и краеведения в младшем и среднем школьном звене; высокая динамика социальных изменений, процессов урбанизации в г. о. Самара; распространение виртуальных форм обучения и взаимодействия в молодежной среде делают очевидной следующую проблемную ситуацию. С одной стороны, снижается интерес среди подрастающего поколения к изучению краеведения и практическому освоению городского культурного пространства, а с другой стороны, утрачивается необходимый уровень компетенции взрослых (родителей, педагогов), обучающих рефлексивному отношению к истории и городу.

Следует выделить еще одно проблемное поле и отметить, что существенное влияние на образовательную деятельность оказывает повсеместная доступность сети Интернет. Однако реальная жизнедеятельность горожан осуществляется в конкретных обстоятельствах места и времени, в условиях имеющейся городской среды, фактического передвижения по территории, знания местности, ее территориальных и географических особенностей. И этот практический опыт освоения городского пространства не может быть получен виртуальным путем.

Выявленные проблемные ситуации актуализировали необходимость создания общественного объединения ЮЭБ «Волжский парус», нацеленного на вовлечение учащихся в социальную экскурсионную практику. К участию в работе ЮЭБ «Волжский парус» на добровольной основе привлекаются выпускники Школы юного экскурсовода ЦВР «Парус», а также школьники, освоившие другие дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности.

Методическая сторона организации социальной практики может быть представлена в виде ряда последовательно сменяющих друг друга этапов: подготовительного, предметно-функционального и творческой реализации.

На подготовительном этапе была осуществлена разработка необходимой документации: Положения о ЮЭБ «Волжский парус»; плана работы бюро на год, программы социальных практик «Профессия - Экскурсовод» и «Профессия гид-переводчик», проведен конкурс среди педагогов и учащихся на создание эскизов эмблемы бюро.

Организация социальной практики в ЮЭБ «Волжский парус» ориентирована на формирование у школьников ключевых социальных компетенций, таких как: способность к групповому сотрудничеству; способность к межкультурной и межгендер-ной коммуникации; способность в условиях решения экскурсионных задач действовать конструктивно и разрешать конфликты цивилизованными средствами. Особое внимание уделяется задачам обеспечения возможности профессионального самоопределения учащихся и формирования способностей к осуществлению зрелого выбора.

Зрелым считается самостоятельный выбор, который является однозначным, т. е. наилучшим для подростка. Основанием зрелого выбора является наличие у

научно-методический электронный журнал

школьников информационной готовности, которую можно обозначить словесной формулой «Я знаю», мотивационной готовности «Я хочу» и практической готовности «Я могу» к продолжению образования в выбранном направлении.

Предметно-функциональный этап организации и осуществления социальной практики, а именно выходы в социальные учреждения позволяют обучающимся осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности. На этом этапе важно наладить взаимодействие с социальными партнерами, заключить договоры о взаимном сотрудничестве. Очень важно сформировать атмосферу обоюдного понимания, дружественного стиля общения между коллективами учреждений-партнеров и постоянно расширять вариативность сотрудничества.

В ЮЭБ «Волжский парус» осуществляется три вида социальных практик: пассивная, активная и преобразовательная [3, с. 19] в целях предоставления школьникам возможностей для проявления разного уровня социальной активности.

При прохождении пассивной практики школьник получает необходимую информацию для реализации возможности сделать самостоятельный, обусловленный выбор дальнейшего участия в экскурсионной деятельности. Если следовать формуле зрелого выбора, то пассивная практика - это этап информационной готовности «Я знаю». При реализации программы пассивной социальной практики учащиеся выступают в роли экскурсантов, наблюдают за профессиональными действиями экскурсовода; участвуют в мастер-классах, деловых играх; разбирают учебные практические ситуации на занятиях; посещают библиотеки, архив с образовательной целью.

Активная социальная практика подразумевает, что учащиеся занимаются учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью по изучению истории родного края; осуществляют походы в архивы и библиотеки уже с целью поиска и подбора фактологического материала; участвуют в разработке проектов тематических экскурсий, выстраивании логистики экскурсионных маршрутов; оказывают волонтерскую помощь в работе музеев, библиотек и т. п.

Отбор, изучение объектов показа для будущей экскурсии, знакомство с ними в непосредственной близости на месте их нахождения способствуют развитию творческой активности учащихся. Научно-исследовательская деятельность предполагает большую самостоятельность учащихся, педагог здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает ученикам на различных этапах выполнения работы. Проведение пробных экскурсий способствует умению учащихся самостоятельно ориентироваться в городском пространстве, а процесс текстопорождения экскурсионного рассказа в момент профессиональной пробы помогает преодолеть зажатость и косноязычие.

Таким образом, осуществляя программу активной социальной практики, школьники приобретают широкий спектр знаний и умений, осваиваются в коллективе, получают опору для социального взаимодействия. Обращаясь к формуле зрелого выбора, этот вид практики формирует мотивационную готовность - «Я хочу» заниматься экскурсионной деятельностью.

Поступательно учащиеся подходят к этапу творческой реализации, к преобразовательному виду практики, который подразумевает участие в социальных образовательных событиях. Под образовательным событием принято понимать ограниченное в пространстве и времени социальное явление, направленное на реализацию задач образования с ориентацией на субъектность обучающихся, учёт их запроса и личностных возможностей [1]. Педагоги ЮЭБ «Волжский парус» вовлекают учащихся в активное участие в образовательных событиях, формами которых являются такие, как: проектирование, игра, фестиваль, конференция, экскурсионный ма-

научно-методический электронный журнал

рафон и др. С учащимися проводятся занятия, на которых определяются цели и задачи предстоящей работы; определяется результат, к которому необходимо прийти по окончанию работы; способы представления и оценивания результатов работы.

Результативность социальных практик обнаруживается в качестве освоенных действий либо в качестве экскурсионного продукта. ЦВР «Парус» организует городской фестиваль «Новое поколение экскурсоводов», являющимся образовательным событием и способом создания условий, которые максимально повышают вероятность появления новых экскурсионных проектов у его участников. Действия или экскурсионный продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов. Для определения объектов оценивания (действия или экскурсионного продукта) в Положении о фестивале «Новое поколение экскурсоводов» разработана система критериев и показателей.

Совместные экскурсионные проекты, разработанные и реализованные коллективом педагогов и учащихся, участвующих в работе ЮЭБ «Волжский парус», смело можно отнести к инновационному событийному образованию. Учащимися и педагогами ЮЭБ «Волжский парус» разработаны и успешно внедряются в практику в формате «Дети - детям» тематические, квест-экскурсии, а также краеведческие игровые проекты. В качестве приза в одной из номинаций ежегодного городского конкурса для детей младшего школьного возраста «Люблю тебя, моя Самара!» разыгрывается приз - экскурсия от ЮЭБ «Волжский парус».

Возрастная общность интересов юных экскурсоводов и обслуживаемых ими экскурсантов свидетельствует в пользу появления особого поля взаимопонимания и двустороннего интереса к предмету экскурсии. С большим желанием учащиеся проводят экскурсии и реализуют игровые проекты, викторины в рамках краеведческой смены «Самарский калейдоскоп» в летнем лагере детского отдыха.

Следует отметить, что на этапе преобразовательной практики происходит закрепление устойчивого интереса к профессиональной деятельности экскурсовода, у школьников формируется готовность к активному включению в широкую социальную среду, при этом педагоги выступают в качестве «социальных продюсеров». К организации и проведению социальной практики целесообразно привлекать родителей обучающихся, поскольку важно знать их мнение, учитывать пожелания, конструктивные предложения. Родители юных экскурсоводов понимают, что краелюбие, владение навыками экскурсионного показа своего города и рассказа о нем являются несомненным конкурентным преимуществом при прочих равных условиях.

Оценить точный экономический эффект от реализации деятельности ЮЭБ «Волжский парус» не представляется возможным по причине того, что все мероприятия носят социальный характер. Однако можно проследить благоприятный эффект - работа в бюро дает возможность школьникам пройти социальную экскурсионную практику, которая способствует профессиональной ориентации. Для сообщества педагогов и экскурсоводов занятость в ЮЭБ предоставляет возможность апробировать новые технологии работы с аудиторией, инициирует создание новых методических продуктов. Для жителей города участие в мероприятиях ЮЭБ «Волжский парус» позволяет всем слоям населения, в том числе социально незащищенным гражданам, горожанам с ограниченными возможностями здоровья получить уникальные экскурсионные услуги бесплатно.

Демократизм, открытость и доступность ЮЭБ «Волжский парус» привлекли внимание средств массовой информации, вызвали интерес жителей города, обрисовали для туристских компаний и экскурсионных бюро кадровый потенциал, позволили наглядно увидеть скрытые туристские ресурсы городской среды.

научно-методический электронный журнал

В заключение хочется отметить, что социальная практика в ЮЭБ «Волжский парус» является одним из эффективных методов развития коммуникативной и гражданской культуры школьников, обеспечивающим приобретение не только теоретических знаний, но и творческого опыта социально-значимой практической деятельности экскурсовода.

Ссылки на источники

1. Асмолов А. Г., Левит М. В. Культурная антропология вариативного образования. - URL: www.macsi.ru/publikacii/kulturnaya-antropologiya.doc.

2. Логинова Н. Ф., Самсонова С. Х. Педагогическое сопровождение социальной практики. - URL: http://www.cs-network. ru/library/?content=doc&id=208.

3. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: учеб.-метод. пособие / под ред. С. В. Кривых. - СПб.: Экспресс, 2014. - 130 с.

Nina Barabanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant professor of social and cultural technologies, Samara State Institute of Culture, scientific director of the project "Open your city" Municipal Budget Institution of additional education "Center of extracurricular activities" Sail", Samara [email protected]

The organization of social practice in the junior tour desk

Abstract. The article examines the experience of passive, active and transforming social practices in the youth tour "Volzhsky sail 'bureau to provide students opportunities for the manifestation of social activity. Key words: social practice excursion, professional self-determination, an educational event, a tour desk, social interaction, social competence.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 22.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 27.03.17 Опубликована Published 29.03.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Барабанова Н. А., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.