УДК 379.822: 37.015.33
ТИПОЛОГИЯ ШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Зимина О. А., - соискатель.
Университет Российской Академии Образования
В статье представлена типологическая характеристика школьных экскурсий, основанная на выборе широкого спектра оснований - от содержания до формы проведения. Это позволяет при подготовке экскурсий учитывать специфику её направленности при выборе средств, форм и методов её обеспечивающих, определить состав участников с учётом их возраста, образовательно-познавательных возможностей.
The article represents the typological characteristic of school excursions based on the choice of a wide spectrum of the issues from contents up to the form of behaviour. It allows to consider orientation at the choice of means, forms, providing methods and to define the structure of participants in view of their age educational and cognitive opportunities at the moment of a particular excursion preparation.
Ключевые слова: ТИПОЛОГИЯ ШКОЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Многочисленные работы по экскурсоведению определяют экскурсию как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. Во время экскурсии происходит взаимодействие экскурсовода, экскурсантов и заранее подобранных объектов окружающего мира. Это взаимодействие можно обозначить как экскурсионный процесс. Как правило, взаимодействие осуществляется посредством деятельности экскурсовода, который производит выбор предмета познания (темы), объектов и приёмов организации и проведения экскурсии.
В современных условиях развития образования, где на первый план выступает проблема развития личностных качеств учащихся, ощущается необходимость в педагоге, который на основе учета меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе экскурсионного образования может наиболее эффективно организовать педагогический экскурсионный процесс. В его основе лежат следующие
принципы, то есть исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия.
Принцип локализации объектов - изучение реального, подлинного объекта по месту его естественного нахождения. Обуславливает наглядность, эмоциональный подъём у экскурсантов. Экскурсовод подбирает экскурсионные объекты, наиболее выразительно
характеризующие тему экскурсий; продумывает последовательность их показа (маршрут экскурсии), наиболее выгодные точки наблюдения, подбирает подходящие приёмы показа объектов.
При грамотной организации экскурсии у школьников развивается эстетический вкус, наблюдательность. Они приобретают умение видеть, анализировать и комплексно воспринимать объект, сосредоточившись на его осмотре и отключившись от бытовой повседневности. Одновременно экскурсант получает психологическую разгрузку через погружение в культурно-экскурсионную среду, приобретает навык эмоциональной коррекции своего состояния, «экскурсионное наблюдая окружающий мир.
Принцип моторности или акциональности. Профессор Б.Е.Райков писал, что два принципа - локальности и моторности, - тесно между собой связаны и составляют сущность экскурсионного метода [1, с. 29]. Г.А.Лескова назвала этот принцип акциональным, что предполагает наличие психофизической деятельности экскурсанта и всей экскурсионной группы в целом в процессе экскурсионного познания действительности [2, с. 220-226]. Экскурсант при этом принципе совершает интеллектуальные, психические, эмоциональные, социальные действия в процессе познания на экскурсии.
Руководствуясь данным принципом, экскурсовод продумывает маршрут экскурсии с точки зрения передвижения экскурсантов (использование транспортных средств, длительность пеших переходов, преодоление препятствий при движении). Полезно задавать проблемные
вопросы экскурсантам для активизации их мыслительной деятельности, использовать элементы дискуссии, обмена мнениями между экскурсантами.
Принцип экскурсионного рассказа. Текст экскурсии не является традиционной лекцией - это особый речевой жанр, используемый в качестве сопровождения при показе объектов. Экскурсовод передаёт слушателям своё видение объектов зрительного ряда, своё понимание исторического, культурного, природного явления, с помощью своего рассказа переходит от изображения вещей к изображению идей. Это достигается популярностью изложения, созданием непринуждённого контакта с аудиторией, иллюзией экспромта, импровизации, применением элементов театрализации. Экскурсовод учитывает уровень подготовки группы экскурсантов к восприятию текста экскурсии, подбирает доступные термины, манеру и стиль изложения, в зависимости от категории слушателей, включает в текст образные сравнения, стихотворные строки, цитаты. В результате у экскурсантов развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, обобщения,
классифицирования, сравнения, что в свою очередь повышает их познавательную активность.
Авторы научного энциклопедического издания определяют экскурсию как форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющую проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, в музеях, на выставках и пр. [3, с. 324].
Типологию школьных экскурсий можно представить следующим образом:
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Строится такая экскурсия на показе самых различных
объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии
— время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одного сюжета. Если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой (иногда за продолжительный период времени). Например, военная тема предполагает посещение музея-панорамы «Бородинская битва», музей обороны Москвы, города-героя Орел, города Волгоград. Литературная тема разрабатывается на примере посещений Государственного Литературного музея, Музея Марины Цветаевой, Дома-музея А.П.Чехова, Музея-квартиры Пушкина на Арбате, Дома-музея М.Ю.Лермонтова и др. Примерами исторических экскурсий являются посещение Государственного Исторического музея, Соборов Кремля, Патриаршего дворца; Оружейной палаты, Музея-панорамы «Бородинская битва», Алмазного фонда.
Тематические производственные экскурсии предполагают посещение Союзмультфильма, Мосфильма. Тематические природоведческие (экологические) - Страусинновой фермы, Кинологического питомника. Возможны также искусствоведческие, литературные, архитектурноградостроительные экскурсии.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные и групповые.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до 1 суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3 — 4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
Экскурсии могут различаться по форме проведения:
- Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10 — 20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.
- Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха. Проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.
- Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом).
- Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса.
- Экскурсия-спектакль - это форма проведения литературнохудожественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
- экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
- показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
- рекламная экскурсия.
В целом, школьные экскурсии конкретизируют как уже имеющие знания учащихся, так и дают новые. Они развивают познавательный интерес к явлениям из жизни людей и природной среды, усиливают внимание к изучаемому, вызывают переживания в области чувств. У
экскурсантов развиваются способности и навыки по видению
произведений искусства, природных явлений, событий из разных областей наук, что повышает их воспитательно-образовательный уровень,
способствует осознанному выбору будущей профессии.
Совместная творческая деятельность подростков в процессе
школьных экскурсий создаёт условия для развития креативности, раскрепощения, ухода от стереотипов, формирования продуктивного и дивергентного типа мышления. Участие в экскурсии даёт возможность подростку утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, а главное -пережить ситуацию успеха в познавательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсии. М.; Л., 1927.
2. Лескова Г. А. Методические вопросы туризма // Туристские фирмы. Вып. 23. СПб., 2001. С. 220-226.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Под общ. ред. Б.М.Бим-Бада. М., 2002.