Научная статья на тему 'Сравнительный анализ классификаций экскурсий'

Сравнительный анализ классификаций экскурсий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2900
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / EXCURSION / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИЙ / EXCURSIONS CLASSIFICATION / AN INTERACTIVE TOUR / SIGNS OF EXCURSIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Линник Виктория Юрьевна, Елисеева Ольга Валерьевна

статья посвящена проблемам классификации экскурсий, анализу существующих в отечественной практике систем классификации, рассматриванию понятий «интерактивная экскурсия», «экскурсия-урок», «экскурсия лекция» как форм учебной деятельности. Авторы особое внимание обращают на допустимость отнесения их к видам экскурсий и соответствие обязательным признакам и обосновывают необходимость разработки полной современной классификации экскурсий на основе опыта существующих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the problems of excursions classification, analysis of classification systems in domestic practice, discusses the concepts of «interactive tour», «tour-lesson», «tour lecture» as forms of educational activities. Authors pay special attention to the permissibility of referring them to the kinds of excursions, compliance with mandatory criteria and prove the necessity of development of a complete modern classification of the excursions based on the experience of existing systems.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ классификаций экскурсий»

Econimics

УДК 379.85

DOI 10.21661/r-115222

В.Ю. Линник, О.В. Елисеева

Сравнительный анализ классификаций экскурсий

Аннотация

Статья посвящена проблемам классификации экскурсий, анализу существующих в отечественной практике систем классификации, рассматриванию понятий «интерактивная экскурсия», «экскурсия-урок», «экскурсия лекция» как форм учебной деятельности. Авторы особое внимание обращают на допустимость отнесения их к видам экскурсий и соответствие обязательным признакам и обосновывают необходимость разработки полной современной классификации экскурсий на основе опыта существующих систем.

| Ключевые слова: экскурсия, классификация экскурсий, интерактивная экскурсия, признаки экскурсий.

V.Yu. Linnik, O.V. Eliseeva

Comparative analysis of the excursions classifications

Abstract

The article is devoted to the problems of excursions classification, analysis of classification systems in domestic practice, discusses the concepts of «interactive tour», «tour-lesson», «tour lecture» as forms of educational activities. Authors pay special attention to the permissibility of referring them to the kinds of excursions, compliance with mandatory criteria and prove the necessity of development of a complete modern classification of the excursions based on the experience of existing systems.

| Keywords: excursion, excursions classification, an interactive tour, signs of excursions.

Классификация представляет собой форму систематизации знания, в рамках которой вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах [6]. Можно выделить две первостепенные задачи классификации: точное, достоверное и удобное для обозрения и распознавания представление изучаемой области и аккумулирование максимально полной информации об ее объектах. В рамках организации экскурсионной деятельности она является теоретической основой для организации работы туристских предприятий, обучения экскурсоводов, разработки учебной и методической литературы, подготовки экскурсий и их проведения.

Первые попытки классификации экскурсий предпринимались еще в дореволюционной России, классификация эта, опубликованная журналом «Русский экскурсант» имела обобщенный вид, в основе ее лежал всего один признак - тематика, выделялось 8 видов экс-

курсий. В 20-х годах XX века экскурсионист В.А. Герд говорил о необходимости классификации форм экскурсионной работы, с целью разделения экскурсий на группы и подгруппы на основании черт, обусловливающих специфику ведения и разработки экскурсии.

В настоящий момент существует классификация экскурсий, утвержденная ГОСТ Р54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования, согласно которой экскурсии классифицируют в зависимости от содержания, тематики, места проведения, категории участников, формы проведения и других признаков [3, с. 3].

Широко применяется также классификация, составленная Борисом Васильевичем Емельяновым, базирующаяся на ряде признаков: а) содержание; б) состав и количество участников; в) место проведения; г) способ передвижения; д) продолжительность; е) форма проведения [3]. В таблице 1 наглядно представлены три классификации экскурсий.

Interactive science | 10 • 2016

141

Экономика

Таблица 1

Основные классификации экскурсий

Классификация

Признак В дореволюционной России По Б.В. Емельянову ГОСТ Р 54604-2011

Содержание - историко-археологические; - историко-литературные; - естественноисторические; - на фабрики и заводы; - художественно-географические и этнографические; - экскурсии трудовой помощи; - общеобразовательные и бытовые; - экскурсии отдыха и развлечений. Обзорные Тематические Обзорные Тематические

Тематика 1. Исторические: 1) историко-краеведческие; 2) археологические; 3) этнографические; 4) военно-исторические; 5) историко-биографические; 6) экскурсии в исторические музеи. 2. Производственные: 1) производственно-историческими; 2) производственно-экономическими; 3) производственно-техническими. 3. Природоведческие: 1) географические; 2) геологические; 3) гидрогеологические; 4) ландшафтные. 4. Искусствоведческие: 1) историко-театральные; 2) историко-музыкальные; 3) по народным художественным промыслам; 4) по местам жизни и деятельности деятелей культуры; 5) в картинные галереи и выставочные залы, музеи и т. д. 5. Литературные: 1) литературно-биографические; 2) историко-литературные; 3) литературно-художественные. 6. Архитектурно-градостроительные: 1) с показом архитектурных построек города; 2) с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; 3) о творчестве одного архитектора; 4) знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; 5) с демонстрацией образцов современной архитектуры; 6) по новостройкам. 7. Экологические: 1)экология и человек; 2) экология водного бассейна; 3) экология воздушного бассейна; 4) экология животного и растительного мира. 1. Исторические: 1) историко-краеведческие; 2) историко-религиозные; 3) археологические; 4) этнографические; 5) военно-исторические; 6) историко-биографи-ческие. 2. Производственные: 1) производственно-исторические; 2) производственно-экономические; 3) производственно-технические и профессиональ-но-ориентационные. 3. Искусствоведческие: 1) историко-театральные; 2) историко-музыкальные; 3) историко-политические; 4) этнографические; 5) экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов. 4. Литературные: 1) литературно-биографические; 2) историко-литературные; 3) литературно-художественные. 5. Архитектурно-градостроительные: 1) с показом памятников архитектуры определенного периода и различных стилей; 2) связанные с творчеством какого-либо архитектора; 3) знакомящие с исторической планировкой и застройкой. 6. С религиозной тематикой: 1) с посещением культовых объектов и ознакомлением с их историей; 2) с участием в обрядах и праздниках и др.

Есошткз

Окончание таблицы 1

Классификация

Признак В дореволюционной России По Б.В. Емельянову ГОСТ Р 54604-2011

Место проведения - музейные; - производственные; - городские; - загородные; - комплексные. - городские; - загородные; - комплексные.

Способ передвижения - пешеходные; - транспортные; - комбинированные. пешеходные; с использованием транспорта различных видов; комбинированные.

Категория участников для взрослых; детей и молодежи.

Состав участников - детей и школьников; - взрослых; - городских жителей; - сельских жителей; - местного населения; - приезжих туристов; - индивидуалов. - для российских туристов; - для иностранных туристов; - для религиозных паломников; - для людей с ограниченными физическими возможностями и др.

Форма проведения - массовка; - прогулка; - лекция; - концерт; - спектакль; - консультация; - демонстрация; - урок; - учебная; - пробная; - показательная; - рекламная. - обычные; - трассовые; - учебные; - игровые; - интерактивные; - анимационные (массовки, прогулки, концерты, спектакли и др.).

Сложность маршрута - обычные; - с активными видами передвижения.

Число участников - индивидуальные; - групповые.

Продолжительность - экскурсии от 45 мин до 24 часов; - краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней), которые могут включать экскурсии разной продолжительности. - непродолжительные (менее 3 часов); - продолжительные (более 3 часов).

Время проведения - дневные; - вечерние; - ночные

Цикличность - единичные; - тематические циклы.

Проанализировав имеющиеся отличия трех систем можно сделать отметить, что наименее подробной является дореволюционная классификация. Классификация по ГОСТ Р 54604-2011 опирается на 11 признаков, по Б.В. Емельянову - на 7 признаков. В ней отсутствуют такие признаки как время проведения, сложность маршрута, число участников и категория участников.

Последние объединены с признаком «состав участников».

Классификации, предложенные Б.В. Емельяновым и ГОСТ Р 54604-2011, во многом схожи, однако первая содержит более подробное деление тематических экскурсий на виды, деление по признаку «место прове-

ь

Иегасйуе Баепсе | 10 • 2016 143

Экономика

дения», но не выделяет такого вида тематических экскурсий как «религиозные».

Б.В. Емельянов выделяет по форме проведения такие виды как «экскурсия-урок» и «экскурсия-лекция», которые рассматриваются как форма учебной работы для экскурсантов различных категорий. В экскурсии-лекции рассказ преобладает над показом, а экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения [5]. Однако можно причислить к экскурсиям перечисленные формы культурно-просветительной работы? Экскурсия имеет свои организационные и методические особенности, в том числе общие для всех видов признаки:

1) протяженность по времени проведения от 45 минут до 24 часов;

2) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

3) наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

4) наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

5) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

6) целенаправленность показа объектов, наличие установленной темы;

7) активная деятельность участников в форме наблюдения, изучения, исследования объектов [4].

Б.В. Емельянов отмечает «Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии» [4]. «Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией» [5].

Рассматривая экскурсию-урок и экскурсию-лекцию можно отметить несоответствие с обозначенными признаками, так как они не предполагают «показ экскурси-

онных объектов на месте их расположения» и передвижение экскурсантов по маршруту.

Неоднозначно также понятие интерактивной экскурсии. Интерактивность (англ. interaction - взаимодействие) в широком смысле понимается как способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя [2, с. 189]. Следует отметить, что интерактивное взаимодействие может осуществляться как с компьютерными системами, так и с другими людьми, музейными предметами. Большинство исследователей применяет наименование «интерактивная экскурсия» как синоним к экскурсии виртуальной.

Интерактивная экскурсия - инновационная методика, позволяющая создать в учебной аудитории эффект присутствия в исторически значимом месте, виртуали-зировать образовательный процесс, поместив обучающихся в специально организованную среду и активировав их познавательную активность [1, с. 63]. Данное определение также не соответствует обязательным признакам экскурсии.

Интерактивная экскурсия может пониматься как посещение объектов туристского показа при активном с ними взаимодействии: мастер-классы, викторины, игры, использование интерактивных экспонатов и создание максимального контакта с экспозицией.

Рассмотрев современные классификации экскурсий, можно отметить существующие неточности: неоднозначность понятия «интерактивная экскурсия», несоответствие некоторых видов экскурсий обязательным признакам. Данные классификации нуждаются в доработке и уточнении. Представляется целесообразной разработка классификации экскурсий на основе синтеза трудов Б.В. Емельянова и ГОСТ Р 54604-2011, что позволит создать более полную и конкретную классификацию экскурсий.

Литература

1. Аляева М.Ю. Инновационные методы обучения: интерактивная экскурсия с элементами ролевой игры / М.Ю. Аляева, Е.Н. Яковлева // Наука вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2016. - №6 (28). - С. 62-66.

2. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №212. -С. 189-196.

3. ГОСТ Р 54604-2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования-Введ. от 08.12.2011. -М.: Стандартинформ, 2012. - 8 с.

4. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу / Б.В. Емельянов - М.: Профиздат, 1976. - 112 с.

5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2007. - 216 с.

6. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.