Научная статья на тему 'Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы'

Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3094
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФОРМА / БАЗОВАЯ ФОРМА / ПРЕДМЕТНОСТЬ / ДИНАМИКА / EXCURSION / MUSEUM-PEDAGOGICAL FORM / BASIS FROM / OBJECTNESS / DYNAMIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галкина Т. В.

Статья посвящена анализу и классификации музейной экскурсии как музейно-педагогической формы деятельности в российских музеях. При этом главными признаками музейной экскурсии выделяются использование музейного предмета и динамичный характер экскурсии. Определяются классификации по содержанию, возрастному составу, продолжительности, использованию внемузейного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGY: COMMUNICATIVE PHENOMENON OF AN EXCURSION AS BASIS MUSEUM-PEDAGOGICAL FORM

The article is devoted to analysis and classification of museum excursion as a museum-pedagogical form of activity at Russian museums. The main features of a museum excursion are the use of a museum item and dynamic character of excursion. The article defines classifications according to the content, age structure, length, use of out of museum space.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы»

УДК 37.02; 371

Т. В. Галкина

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: КОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН ЭКСКУРСИИ КАК БАЗОВОЙ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Статья посвящена анализу и классификации музейной экскурсии как музейно-педагогической формы деятельности в российских музеях. При этом главными признаками музейной экскурсии выделяются использование музейного предмета и динамичный характер экскурсии. Определяются классификации по содержанию, возрастному составу, продолжительности, использованию внемузейного пространства.

Ключевые слова: экскурсия, музейно-педагогическая форма, базовая форма, предметность, динамика.

Экскурсия как форма просветительской деятельности зародилась в России более чем 200 лет назад. Появившись в России в конце XVIII в. под влиянием идей Я. А. Коменского, она получила свое развитие благодаря К. Д. Ушинскому в 18801890-х гг., а в период с 1917 по 1927 г. формировалась отечественная экскурсионная школа. Усилиями И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, Н. А. Гейнике, Б. Е. Райкова, А. В. Бакушинского, А. Я. Закса был разработан экскурсионный метод, основанный на совокупности следующих признаков: первичности зрительного впечатления, превалировании показа над рассказом, моторности, тематичности, активизации аудитории. Вслед за первыми экскурсиями на открытом воздухе появились и музейные экскурсии как исторически сложившийся культурный феномен. Музейные экскурсии в своем развитии прошли путь от просветительских до агитационно-идеологических в 1930-1980-х гг. Однако в 1990-х гг. в связи с новыми демократическими устремлениями российского общества экскурсия в своей старой идеологизированной оболочке становится неинтересна музейному посетителю, жаждущему обновления и внимания. В трудный перестроечный период с падением общего интереса к культуре оказалось на какое-то время невостребованным дальнейшее развитие экскурсионной формы, что позволило некоторым музейщикам заявить о том, что экскурсия постепенно оказалась на периферии музейной коммуникации [1, с. 24].

Однако уже в конце 1990-х гг. усиливается внимание к этой музейной форме работы, особенно в провинциальных краеведческих музеях. В настоящее время ситуация с экскурсиями в музейной сети России совершенно изменилась. Свидетельством тому является проведенный анализ экскурсионных ресурсов российских музеев, представленных в Интернете: 82 российских музея в центральных и провинциальных городах заявили о наличии экскурсии как основной формы в их музейной деятельности. При этом количество основных экскурсий, представленных музеями, колеблется от 1-2 (например, в Музее циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском цирке [2] или

в Национальном музее Республики Адыгея [3]) до 34 экскурсий в Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике Коломенское - Измайлово - Лефортово - Люблино [4] и до 68 экскурсий в Саратовском областном музее краеведения [5]. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что среднее количество основных экскурсий (без учета имеющихся остальных типов) в российских музеях на настоящий момент составляет 8 экскурсий. Это позволяет говорить о том, что экскурсии являются обязательной и одной из самых распространенных форм музейно-педагогической деятельности.

С чем же связана такая живучесть музейных экскурсий? По мнению авторов, прежде всего с тем, что музейной экскурсии присущ важнейший, определяющий ее жизнестойкость признак - опора на музейный предмет, внедрение знаний о конкретных музейных экспонатах (а зачастую и самих экспонатов) в коммуникативный музейный процесс. Необходимо помнить, что основой музейного восприятия является музейный предмет и обращение к нему, взаимодействие с музейным предметом, использование его потенциала в освоении культурного наследия представляется одним из основополагающих признаков музейной экскурсии. Именно это свойство экскурсии определяет ее поистине музейный характер, обусловливающий высочайшую степень ее «музейности», дающий право характеризовать музейную экскурсию как базовую форму музейно-педагогической деятельности в музее. При этом выполняются еще такие признаки экскурсии, как первичность зрительного впечатления и преобладание показа над рассказом.

Немаловажную роль в определении экскурсии как базовой формы играет ее кинестезический характер, позволяющий признать динамику движения необходимой составляющей при осмотре музейных экспозиций. Экскурсия соединяет предметы и пространство в единый коммуникационный музейный ритуал - интересное музейное путешествие в поисках новых знаний, открытий и впечатлений.

При сочетании с другими присущими экскурсии признаками, такими как тематичность и коммуникативная способность экскурсовода активизировать аудиторию, создается единый комплекс признаков, позволяющий экскурсии быть одним из эффективных форм музейно-педагогической работы.

Однако для более полной характеристики экскурсии необходимо учитывать еще ряд факторов. Так, авторы учебного пособия «Основы музееведения» (2005) предлагают для характеристики форм культурно-образовательной деятельности следующие альтернативные критерии: традиционные -новые, динамичные - статичные, групповые - индивидуальные, удовлетворяющие потребности в познании или в рекреации, предполагающие пассивное или активное поведение аудитории [6, с. 487]. Привлекая эти критерии, авторы описывают экскурсию как традиционную, динамичную, групповую, познавательную форму с пассивной позицией аудитории. Необходимо заметить, что степень альтернативности выдвинутых критериев неоднозначна: трудно выявить экскурсию, направленную только на удовлетворение познавательной потребности аудитории без внимания на эмоциональное и физическое состояние экскурсантов, а тем более представить себе экскурсию, направленную на рекреацию аудитории без познавательного компонента.

Традиционная музейная экскурсия с использованием экскурсовода как интерпретатора-посредника дает посетителю основные знания по содержанию экспозиции и оценку значимости данного собрания. Таким образом осуществляется первое знакомство посетителя с данным музеем и закладывается первое личное впечатление от увиденного и услышанного. Однако необходимо подчеркнуть, что традиционная музейная экскурсия тем не менее ограничивает познавательные потребности субъекта, заменяя полноценный музейный коммуникационный акт выборочной интерпретированной информацией на ограниченном вербальном и визуальном уровнях при пассиве аудитории.

Для анализа форм культурно-образовательной деятельности авторами вышеназванного пособия наряду с основными критериями предлагаются дополнительные: предназначенность для однородной или разнородной аудитории, внутримузейные - вне-музейные, коммерческие - некоммерческие, разовые - цикловые, простые - комплексные [6, с. 491].

Попытка классифицировать экскурсии была предпринята еще в 1930-х гг.: 1) школьные (учебные), связанные с тем или иным школьным предметом; 2) экскурсии для взрослых; 3) тематические; 4) обзорные. Как пишет О. А. Ботякова: «Согласно этой классификации экскурсии дифференцировались главным образом по принципу полного

или неполного (тематического) знакомства экскурсантов с музейными экспозициями» [1, с. 24]. В приведенном примере трудно согласиться с автором по поводу выдвинутого ею принципа - полного или неполного (тематического) знакомства экскурсантов с экспозицией - для упомянутой классификации. В данной классификации отсутствует единый критерий: налицо смешение разных типологических критериев: возрастной критерий (для школьников, для взрослых) и содержательный (обзорная экскурсия с тенденцией знакомства с основными экспозиционными темами и тематическая экскурсия с тенденцией глубокого знакомства с одной темой). Ввиду отсутствия единого классификационного критерия считаем необоснованным выдвижение вышеназванных типов как классификацию.

О. А. Ботякова предлагает новое определение экскурсии как формы культурно-образовательной деятельности музея, производной от функции презентации экспозиции (выставки), призванной способствовать более полному раскрытию ее основной идеи и содержания [1, с. 26]. (Для справки: презентация (от лат. praesentatio - представление) - официальная церемония представления общественности чего-либо нового (например, книги, товара, фильма, учреждения); открытие, премьера, показ (моды и т. д.), торжественное начало (какой-то деятельности и т. п.) [7, с. 285].) Из данного определения вполне очевидно следует, что презентация - по сути разовое мероприятие, а не регулярно продолжающее, и при этом довольно дорогостоящее. К тому же необходимо обратить внимание на то, что презентация как коммуникационная форма имеет свою строгую структуру и цель. Так, цель презентации - способствовать формированию определенного мнения у определенной целевой группы посредством краткого и яркого доклада и, как правило, визуальной демонстрации результатов осуществленного проекта. В связи с этим представляется, что презентация как коммуникационная форма наиболее характерна для использования в деловой, коммерческой деятельности, шоу-проектах. Что же касается презентации в музее, то она вполне может быть проведена при открытии новой экспозиции, выставки, показа какого-то раритетного экспоната, однако как функциональная основа музейной экскурсии презентация неуместна.

В зависимости от содержания экскурсии в современной музейной педагогике закрепились обзорные и тематические экскурсии, которые в обязательном порядке разработаны в каждом музее. Обзорные экскурсии включают осмотр основных разделов экспозиции музея и показ главных шедевров музейного собрания, а тематические экскурсии сосредоточены на углубленном раскрытии какой-ли-

бо темы. Обзорные экскурсии иногда называют комплексными экскурсиями, как, например, комплексная экскурсия по заповеднику, дому Л. Н. Толстого, флигелю Кузьминских в Государственном мемориальном и природном заповеднике «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» [10].

Обзорные экскурсии, как правило, более востребованы посетителями, впервые пришедшими в данный музей и желающими составить представление о раритетах и коллекциях этого музея. В основном аудиторию обзорных экскурсий в крупных музеях составляют туристические группы, проезжающие по определенному маршруту и имеющие строго запланированное время на посещения различных музеев и других достопримечательностей. В связи с этим целью обзорной экскурсии является создание яркого впечатления о музее за ограниченное количество времени. Поэтому обзорные экскурсии, как правило, ведут высококвалифицированные профессионалы-экскурсоводы, владеющие обширными знаниями и коммуникационными технологиями.

В последнее десятилетие в российских музеях зафиксировано изменение традиционной формы обзорной экскурсии. Это связано с учетом возраста детской и взрослой аудитории, профессиональной, национальной, конфессиональной и других составляющих аудитории. Обзорные экскурсии для разных категорий экскурсантов по архитектурно-парковому ансамблю с использованием интерактивных методов разработаны в Государственном историко-архитектурном, художественном, ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» (г. Москва) в 1994 г. (например, обзорная экскурсия для взрослой аудитории «Императрица и зодчий» посвящена истории взаимоотношений Екатерины II и знаменитого русского архитектора В. И. Баженова; обзорная экскурсия для школьников «Архитектурные загадки Царицыно»; обзорная экскурсия для родителей с детьми 6-8 лет «Мы пришли в музей» (автор Л. Н. Куркина) [8, с. 140-141]).

Для привлечения постоянных посетителей в музеях разрабатываются экскурсионные циклы, которые правильнее называть экскурсионными программами. Так, циклы экскурсий для разных категорий посетителей созданы в Государственном историко-архитектурном, художественном, ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно». Для родителей с детьми 5-7 лет - «Прогулки в «Царицыно» (автор Л. Н. Куркина); для учащихся среднего школьного возраста [9, с. 112]. Что касается тематических экскурсий, то в музееведческой литературе последних лет встречаются новые определения, такие как проблемные экскурсии, фабульные экскурсии и специализированные экскурсии.

Проблемные экскурсии (тип - тематические), ориентированные на углубленный анализ представленных тем, предлагает Государственный центральный музей современной истории России, например, «Судьба реформ и реформаторов в России во второй половине XIX - начале XX вв.» [11].

Впервые так называемая фабульная экскурсия «Повесть о маленькой Маисхон» была разработана в 1930-х гг. в Российском этнографическом музее в Ленинграде. По мнению О. А. Ботяковой, суть фабульной экскурсии состоит в том, что при передаче информации об этнической специфике объекта показа одновременно оказываются задействованными два канала, каждый из которых обладает самостоятельной ценностью: предметный ряд экспозиции и литературный (фольклорный) источник [1, с. 23].

Специализированная экскурсия направлена на глубокое и разностороннее изучение одной или нескольких тем, связанных общей идеей. Такая экскурсия может быть интересна профессионалам в определенной области знаний или студентам, специализирующимся в какой-либо отрасли музееведения. Специализированная экскурсия требует особой подготовленности экскурсовода (музейного педагога), обладающего компетенциями в данной проблематике. Тем не менее и проблемная, и фабульная, и специализированная экскурсии являются по типологии тематическими экскурсиями.

Как обзорная, так и тематическая экскурсия в последнее время широко театрализуются. Многие российские музеи взяли на вооружение метод театрализации. Трудно назвать музей, где не было бы ни одной театрализованной экскурсии или другого театрализованного мероприятия. Ведь такая экскурсия совершенно по-другому воспринимается посетителями, а особенно детьми. Почувствовать себя участником исторических событий или сказочного действа, русского праздника или космического полета можно только в музее, где есть подлинные свидетели прошлого - музейные экспонаты.

Одним из интересных примеров театрализованной экскурсии является вечерняя театрализованная экскурсия «Московский быт XVII в.», которая проводится в музее «Палаты в Зарядье», филиале Государственного исторического музея в Москве. После экскурсии посетители получают с собой специально подготовленные листки с отдельными статьями из «Домостроя». Большой популярностью в этом музее пользуется также театрализованная игровая экскурсия «В гостях у боярина» для дошкольников и младших школьников [12, с. 80-82].

Примером интерактивной экскурсии с элементами театрализации является экскурсия «Во кремлевских во палатах», которая проводится в музеях

Московского Кремля. Дети работают с планами Кремля XVII и XXI вв., сравнивая измененную среду Кремля и реконструируя древнюю планировку. В экскурсии используются костюмы и аксессуары, являющиеся исторической реконструкцией одежд XVII в. [13, с. 93-101]. Интерактивная экскурсия «В гостях у Страшилы» проводится в детском музее Томского государственного педагогического университета по мотивам сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Костюмированные экскурсии по выставкам «Дом, на месте откуда был сматриван фейерверк» и «Двадцать лет из жизни Царицына, или Загадка Екатерины Великой» проводят в Государственном историко-архитектурном, художественном, ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» [14, с. 111-113]. Театрализованная экскурсия «Быт и нравы дореволюционного Хабаровска» создана в Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н. И. Гродекова. Экскурсоводом на этой экскурсии стала учительница Алексеевского двухклассного женского училища в соответствующем костюме [15].

Однако некоторые музейщики, указывая на эффективность театрализованных экскурсий с элементами интерактивности, отдают справедливую дань традиционной музейной экскурсии. Так, по мнению И. Чувиловой, использование традиционных форм, как показывает практика, подтверждает свою жизнеспособность и оказывается весьма плодотворным при условии наличия научной составляющей [16, с. 54].

Помимо содержания критерием классификации музейных экскурсий является возрастной состав музейной аудитории. В соответствии с этим критерием экскурсии делятся на детские, молодежные, взрослые и смешанные (семейные). Например, Эрмитаж предлагает экскурсии для детей дошкольного возраста «Сказочный Эрмитаж» и «Планета Эрмитаж», а для школьников - «Первые шаги в искусство» и «Предмет и его жизнь в искусстве» [17].

Особенно популярными в последнее время становятся семейные экскурсии. Например, экскурсии в выходные дни для семейных посетителей проводят многие российские музеи, среди которых Госу -дарственный центральный музей современной истории России, который предлагает экскурсионную программу «Семья в музее» [18].

Государственный литературный музей в Москве проводит для детей и их родителей интерактивные экскурсии и семейные занятия (школьники 1-4-х классов): «Пишем перьями», «В мире забытых вещей», «Владимир Красное Солнышко в летописях и былинах» [19].

Новой группой музейной аудитории стали в последнее время паломники. Так, специально для паломников Бородинский военно-исторический музей-заповедник (Московская область, Можайский район, с. Бородино) проводит экскурсию «И вечной памятью двенадцатого года». По критерию «продолжительность экскурсии» музейные экскурсии занимают от одного часа до нескольких часов и даже дней. Так, Бородинский военно-исторический музей проводит двухдневную экскурсию «Подвиги славных предков» [20].

Российские музеи в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Владимире. Суздале, Рязани, Ульяновске, Петрозаводске и других городах активно осваивают не только музейное, но и городское пространство. Так, пешеходные экскурсии «Старый Хабаровск» и автобусная экскурсия «Достопримечательности Хабаровска» разработаны в Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н. И. Гро -декова [21]. Культурно-образовательная автобусная экскурсия по г. Ульяновску для школьников и студентов «Наумов день, или Путешествие в старую школу», объединила три городских музея [22, с. 66].

Наконец, в Эрмитаже появились авторские экскурсии-беседы профессионалов, которые отличаются не только разнообразием тем, но и разнообразием в их интерпретации [17]. Еще одной новинкой стала экскурсия-концерт «Люди Земли», подготовленная в Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н. И. Гродекова, посвященная искусству народов Приамурья, которая включает рассказ об обрядах и обычаях и даже угощение настоящей юколой [21].

Таким образом, в статье наглядно показано развитие традиционной базовой формы музейно-педагогической деятельности - экскурсии - в современных российских музеях. При этом необходимо подчеркнуть, что главными признаками музейной экскурсии являются предметность и динамика, что обеспечивает эффективность ее повсеместного использования в музейной коммуникации. Что касается разнообразия музейных экскурсий, то можно констатировать на настоящий момент процесс их развития в содержательном направлении, применительно к возрастному составу аудитории, к расширению профессиональных групп посетительской аудитории, к рациональному использованию экскурсионного потенциала как в музее, так и в окружающем пространстве. Наличие признаков дальнейшего развития свидетельствует о значительном потенциале этой формы и ее феноменальной жизнестойкости.

Список литературы

1. Ботякова О. О музейной экскурсии // Музей. 2009. № 6. С. 22-28.

2. http:// museum .ru/M 186.

3. http:// museum.ru/M494.

4. http:// museum.ru/M384#news.

5. http:// museum.ru/M879#news.

6. Основы музееведения / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. 504 с.

7. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 670 с.

8. Фролова И. Н. Царицыно от прошлого к будущему // Музей для всех. М., 2003. Вып. 4. 159 с.

9. Ботякова О. А. В музей за сказкой (из опыта работы Российского этнографического музея) // Музей и нематериальное культурное наследие. М., 2005. Вып. 6. 196 с.

10. http://museum.ru/M531.

11. http://www.museum.ru/E6089.

12. Шуцкая Г. К. Материальное и нематериальное наследие в музее «Палаты в Зарядье» // Музей и нематериальное наследие. М., 2005. Вып. 6. 196 с.

13. Мареева О. В., Рощина Н. В. Материальное и нематериальное наследие в музее-заповеднике «Московский Кремль» // Музей и нематериальное культурное наследие. М., 2005. Вып. 6. 196 с.

14. Фролова И. Н. Как привлечь посетителей в музей и выжить в условиях рынка // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.

15. http://www.museum.ru./w301.

16. Чувилова И. Пространство памяти в эпоху перемен. О музейных мемориальных проектах современной России // Музей. 2009. № 11. С. 52-60.

17. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_1_1_2.html.

18. http://www.museum.ru/E6089.

19. http^/museum.ru/V^.

20. http://museum.ru/M442.

21. http://www.museum.ru./w301.

22. Плыл по Волге купец - удалой молодец! // Музей. 2009. № 11. С. 62-71.

Галкина Т. В., кандидат исторических наук, доцент, декан.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: Klio@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 17.03.2010.

Т. V Galkina

MUSEUM PEDAGOGY: COMMUNICATIVE PHENOMENON OF AN EXCURSION AS BASIS MUSEUM-PEDAGOGICAL FORM

The article is devoted to analysis and classification of museum excursion as a museum-pedagogical form of activity at Russian museums. The main features of a museum excursion are the use of a museum item and dynamic character of excursion. The article defines classifications according to the content, age structure, length, use of out of museum space.

Key words: excursion, museum-pedagogical form, basis from, objectness, dynamic.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.

E-mail: Klio@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.