Научная статья на тему '«МУЗЕЙ НЕЗАБЫТЫХ ТРАДИЦИЙ» АСИД ТОГУ, КАК ЦЕНТР ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА'

«МУЗЕЙ НЕЗАБЫТЫХ ТРАДИЦИЙ» АСИД ТОГУ, КАК ЦЕНТР ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
воспитание / нравственные ценности / патриотизм / традиции России / творчество / традиционная культура / этническое сознание / духовные и нравственные ориентиры. / Education / spiritual and moral guidelines / moral values / spiritual formation of personality / patriotism / traditions of Russia / creativity / traditional culture / ethnic consciousness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Н.В., Иванчикова Е.Б.

Авторы статьи обращаю внимание на тот факт, что в современном обществе происходят бурные изменения во всех сферах общественной жизни, при которых важно обращать внимание на формирование духовно-нравственных ценностей у молодежи. «Нравственно-духовное формирование личности обучающегося происходит путём усвоения ими общественно-исторического опыта наших предков в ходе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и гуманистических отношений в целом»[2]. Социально-этические нормы представлены в народном искусстве и культуре, традициях, являются неотъемлемым элементом этнического сознания, которые включают: духовные, материальные ценности этноса, устные и письменные произведения народного творчества, декоративно-прикладное искусство и традиционные промыслы. Цель статьи представить опыт просветительской деятельности «Музея незабытых традиций» при Академии современного искусства и дизайна (АСИД) Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), возможности реализации просветительских программ в духовно-нравственном формировании личности школьников и студенческой молодежи на традициях народного искусства и культуры России и искусства Приамурья Дальнего Востока. Методы исследования. Наблюдение, обобщение на основе анализа педагогической и методической литературы. Вывод. В народном искусстве и культуре заложено множество средств патриотического воспитания молодежи. Эти средства широко используются в системе дополнительного образования. Воспитание духовно-нравственных ориентиров в формировании патриотических чувств школьников и студенческой молодежи средствами народного искусства успешно реализуется в различных просветительских программах музея. Проанализированный нами опыт демонстрирует положительные результаты работы просветительского проекта «Музей незабытых традиций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Н.В., Иванчикова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"MUSEUM OF UNFORGETTABLE TRADITIONS" OF THE ACADEMY OF CONTEMPORARY ART AND DESIGN PNU CENTER FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH BY MEANS OF FOLK ART

The authors of the article pay attention to the fact that in modern society there are rapid changes in all spheres of public life, in which it is important to pay attention to the formation of spiritual and moral values among young people. The moral and spiritual formation of the student's personality takes place by their assimilation of the sociohistorical experience of our ancestors during substantive and practical activities, assimilation of socio-ethical standards and humanistic relations in general. Social and ethical norms are represented in folk art and culture, traditions, are an integral element of ethnic consciousness, which include: spiritual, material values of the ethnic group, oral and written works of folk art, decorative and applied art and traditional crafts. The purpose of the article is to present the experience of the educational activities of the Museum of Unforgettable Traditions at the Academy of Modern Art and Design, the possibility of implementing educational programs in the spiritual and moral formation of the personality of schoolchildren and student youth on the traditions of folk art and culture of Russia and the art of the Far East Amur Region. Research methods. Analysis of pedagogical and methodological literature, generalization, observation. Result. In folk art and culture, many means of patriotic education of young people are laid down. These funds are widely used in the supplementary education system. Output. The education of spiritual and moral guidelines in the formation of patriotic feelings of schoolchildren and student youth is successfully implemented in various educational programs of the Museum of Unforgettable Traditions. The results of the Museum from year to year demonstrate positive results.

Текст научной работы на тему ««МУЗЕЙ НЕЗАБЫТЫХ ТРАДИЦИЙ» АСИД ТОГУ, КАК ЦЕНТР ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»

творчють, обряди, свята, то у них вщображено i зв'язок народу з рщною природою, традици и по-шанування, а також норми поведiнки в нiй. Саме тому, вважаемо використання народних природо-знавчих традицiй ефективним в ознайомленш старших дошкольников з природою.

Список лггератури

1. Базовий компонент дошшльноо освiти Украши / Наук. кер.: А.М. Богуш. Кио'в: Видав-ництво, 2012. 26 с.

2. Богуш А.М., Лисенко Н.В. Украонське наро-дознавство в дошкольному закладг навч. посiб. Кио'в: Вища школа, 1994. 398 с.

3. Дитина. Освгтня програма для дггей вiд двох до семи роков / наук. кер. В.О. Огнев'юк. Кио'в: Кио'в. ун-т iM. Б. Гршченка, 2016. 304 с.

4. Побiрченко Н.С., Рогальська Н.В. Використання украшськоо' етнопедагогiки в дошкольному закладг навч. поаб. К.: Науковий свгт, 2003. 117 с.

5. Програма розвитку дитини дошкольного вшу «Украонське дошколля» / О.1. Бшан; за заг. ред. О.В. Низковськоо. Тернотль: МандрОвець, 2017. 256 с.

6. Я у свт. Програма розвитку дитини вод народження до шести роков / наук. кер. О. Кононко. Кио'в: ТОВ «МЦЕФ - Украна», 2019. 448 с.

«МУЗЕЙ НЕЗАБЫТЫХ ТРАДИЦИЙ» АСИД ТОГУ, КАК ЦЕНТР ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Мартынова Н.В.

Тихоокеанский государственный университет

Иванчикова Е.Б.

Магистрант 1 курса группы ПОПО (м) - 01, Тихоокеанский государственный университет

"MUSEUM OF UNFORGETTABLE TRADITIONS" OF THE ACADEMY OF CONTEMPORARY ART AND DESIGN PNU - CENTER FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH BY MEANS OF FOLK ART

Ivanchikova E.

Master of the 1st course, Pacific National University Martynova N. Pacific National University

Аннотация

Авторы статьи обращаю внимание на тот факт, что в современном обществе происходят бурные изменения во всех сферах общественной жизни, при которых важно обращать внимание на формирование духовно-нравственных ценностей у молодежи. «Нравственно-духовное формирование личности обучающегося происходит путём усвоения ими общественно-исторического опыта наших предков в ходе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и гуманистических отношений в целом»[2]. Социально-этические нормы представлены в народном искусстве и культуре, традициях, являются неотъемлемым элементом этнического сознания, которые включают: духовные, материальные ценности этноса, устные и письменные произведения народного творчества, декоративно-прикладное искусство и традиционные промыслы. Цель статьи представить опыт просветительской деятельности «Музея незабытых традиций» при Академии современного искусства и дизайна (АСИД) Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), возможности реализации просветительских программ в духовно-нравственном формировании личности школьников и студенческой молодежи на традициях народного искусства и культуры России и искусства Приамурья Дальнего Востока. Методы исследования. Наблюдение, обобщение на основе анализа педагогической и методической литературы. Вывод. В народном искусстве и культуре заложено множество средств патриотического воспитания молодежи. Эти средства широко используются в системе дополнительного образования. Воспитание духовно-нравственных ориентиров в формировании патриотических чувств школьников и студенческой молодежи средствами народного искусства успешно реализуется в различных просветительских программах музея. Проанализированный нами опыт демонстрирует положительные результаты работы просветительского проекта «Музей незабытых традиций».

Abstract

The authors of the article pay attention to the fact that in modern society there are rapid changes in all spheres of public life, in which it is important to pay attention to the formation of spiritual and moral values among young people. The moral and spiritual formation of the student's personality takes place by their assimilation of the socio-historical experience of our ancestors during substantive and practical activities, assimilation of socio-ethical standards and humanistic relations in general. Social and ethical norms are represented in folk art and culture,

traditions, are an integral element of ethnic consciousness, which include: spiritual, material values of the ethnic group, oral and written works of folk art, decorative and applied art and traditional crafts. The purpose of the article is to present the experience of the educational activities of the Museum of Unforgettable Traditions at the Academy of Modern Art and Design, the possibility of implementing educational programs in the spiritual and moral formation of the personality of schoolchildren and student youth on the traditions of folk art and culture of Russia and the art of the Far East Amur Region. Research methods. Analysis of pedagogical and methodological literature, generalization, observation. Result. In folk art and culture, many means of patriotic education of young people are laid down. These funds are widely used in the supplementary education system. Output. The education of spiritual and moral guidelines in the formation of patriotic feelings of schoolchildren and student youth is successfully implemented in various educational programs of the Museum of Unforgettable Traditions. The results of the Museum from year to year demonstrate positive results.

Ключевые слова: воспитание, нравственные ценности, патриотизм, традиции России, творчество, традиционная культура, этническое сознание, духовные и нравственные ориентиры.

Keywords: Education, spiritual and moral guidelines, moral values, spiritual formation of personality, patriotism, traditions of Russia, creativity, traditional culture, ethnic consciousness.

Введение. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, влияние пропаганды западных СМИ, ИНТЕРНЕТА и социальных сетей отрицательным образом влияют на поколение современной молодежи, и все чаще, стали проявляться факты безнравственности, агрессивности и пренебрежительности к материальным и духовным ценностям народа, падение духовно-нравственных ориентиров» [2].

Все это заставляет размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, о патриотическом воспитании молодежи. В настоящее время одна из важнейших государственных задач - это патриотическое воспитание личности. Патриотическое воспитание включает в себя формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремление и умение беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» - говорил К. Д. Ушинский [3]. Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе становления человека, указывали на его многогранное формирующее влияние, считая, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и самым могучим педагогическим средством. «Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающееся на общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Воспитание устойчивых норм патриотического поведения проявляется и в национальной и религиозной терпимости, а также в уважительном отношении к другим народам, к языкам» [4]. Национальные традиции, культура и искусство обладают огромным педагогическим потенциалом и служат эффективным средством для воспитания патриотического чувства.

Актуальность. Выбранная нами тема исследования показывает, что в период кризиса, «политических войн и острых противоречий», особо важно разработать стройную систему возрождения традиционной культуры, по развитию личности в процессе приобретения общественно-исторического опыта России. Хабаровский край представляет собой полиэтническую среду, характеризуются многонациональным составом населения, а значит и большим процентом учащихся-инофонов в образовательных организациях. В начальной ступени школы число их растет с каждым годом» [3]. В таких условиях необходимо строить работу на обращение к духовному богатству национальных культур, имеющих как отличия, так и единую нравственную основу. Мы считаем, что именно народное искусство и культурные традиции имеют огромный нравственный потенциал, они гуманистичны, обращены к человеку. Народное искусство и культурные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, выступают важнейшим средством личностного развития школьников. Изучение истории народного искусства и русской культуры «позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества» [2]. По мнению ученого-педагога, художника Б.М. Неменского: «Народное искусство -тот дом, из которого ребёнок отправляется по дорогам мирового искусства...».

Перед нашим обществом «сегодня встала опасность потери исторической памяти, поэтому просветительской деятельности музеев народного искусства и традиционной культуры России необходимо уделять особое внимание, как центрам просветительской работы по воспитанию молодежи. На наш взгляд, в условиях дополнительного образования и воспитания, в условиях специально созданной среды, должно происходить приобщение детей к живительному источнику декоративно-прикладного искусства, народной мудрости - фольклору. Самобытная культура наших предков дает колоссальную возможность познать исторические и национальные особенности своего народа. Изуче-

ние и освоение этнокультурного наследия в современной жизни позволяет создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей» [1,2].

Музейная среда, это, прежде всего память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Педагогическая, воспитательная ценность народного прикладного искусства определяется тем, что оно привлекает и активизирует внимание детей, прежде всего, воздействуя на чувственную сферу ребёнка, стабилизирует развитие творческих способностей учащихся. В произведениях художественных промыслов, народного декоративно-прикладного искусства сконцентрирован многовековой опыт эстетических понятий, нравственных воззрений, комплекс разнообразных знаний о человеке и природе. Народные промыслы - это совершенно особая, самостоятельная художественная система, но при этом не консервативная и не мертвая, а постоянно развивающаяся. Образ предметного мира становится неисчерпаемым объектом художественной интерпретации. Являясь связующим звеном между утилитарной деятельностью и художественным осмыслением места человека в окружающем мире, декоративно - прикладное искусство касается все новых, но вместе с тем, вечных аспектов эстетического отношения человека к преобразуемой им природе, отражает особенности сочетания предмета и образа в данную историческую эпоху. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народных промыслов - «это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее, которое развивается по только присущим ему законам. Это культурная память народа, неотделимая от современности» [1,4]. Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души ребенка к душе народа. Внешние воздействия способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они вызывают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному, духовному развитию, прививает любовь к труду, к созданию полезных и красивых вещей. [2]. Степень воздействия декоративно - прикладного искусства, его воспитательная роль определяются способностью человека художественно преобразовывать окружающее его пространство. Поэтому основная цель изучения декоративно -прикладного искусства не только создание художественных изделий, но осмысление организации окружающей человека пространства.

Основная часть. Ключевой идеей музея стало создание дополнительного воспитательного пространства в университете объединяющего студентов и школьников, педагогов-исследователей способных эффективно формировать ключевые социальные компетенции обучающихся. Уже на начальном этапе ее реализации мы увидели, что в условиях Музея при обеспечении тесного взаимодействия с различными образовательными органи-

зациями, выстраиваются новые продуктивные элементы воспитательной системы вуз-школа» [4]. «Культурная среда Музея стала просветительско-образовательным пространством, так как в его деятельности реализуются функции: образовательные, развивающие и воспитательные. В музейной деятельности органично соединяются прошлое, настоящее и будущее общества, и создаются условия для самообучения и саморазвития обучаемого, где включаются его внутренние механизмы активности в процессе взаимодействия со средой» [4].

Основателями просветительского проекта Музей незабытых традиций» являются педагоги ТОГУ - Михеева Н.Н. и Мартынова Н.В., художники декоративно-прикладного и народных промыслов, академики Академии народного искусства в Москве. Большую роль в просветительской деятельности музея играет художник-педагог Греча-нов К.Б., гончарных дел мастер. Все они являются членами Дальневосточного отделения Союза художников народного искусства, задачей которого стало объединение мастеров, их поддержка и расширение зоны влияния народного искусства на Дальнем Востоке России. Деятельность музея основывается на интеграции методов теоретического и прикладного музееведения при поддержке педагогов кафедры ДДПИиЭ и студентов, направлений подготовки бакалавров: «ДПИ и НП», Дизайн», «ПОПТ», «ПОИД».

Начиная с 2020 года научно-творческий коллектив провел большую работу по дизайну среды обычных учебных аудиторий, превращая их в музейные помещения, и конечно же по наполнению музейной коллекции рукотворными экспонатами, написанию и подготовке просветительских программ, таких как: «Здравствуйте, гости дорогие», «Русская деревня», «Играй гармонь», «Русская матрешка», «Солнцеворот», «Сила традиции народных праздников Руси», «Народная мудрость». В функциональном поле «Музея незабытых традиций» Академии современного искусства и дизайна имеется постоянная экспозиция - историческая реконструкция русской традиционной культуры и народного искусства в контексте этногенеза: уникальных рукотворных экспонатов: копии подлинных костюмов, прялки, старинные рушники, игрушки, куклы-травницы и куклы-крупенички, предметы быта и кухонной утвари, образцы декоративно-прикладного творчества в виде расписной деревянной мебели в разнообразных видах русских народных росписей и мн. др.

Интерес представляют и малые выставки - результаты творчества участников образовательных проектов, например, «История русской матрешки».

Опыт просветительской деятельности «Музея незабытых традиций» Академии современного искусства и дизайна, показывает, что важно грамотно организовать системную работу по использованию прогрессивных идей воспитания, заложенных в народном искусстве и культуре. Первоочередная задача «Музея незабытых традиций» - посеять и взрастить в детских душах семена любви к родному

дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами соотечественниками. Работа Музея основана на передаче школьникам и студентам социально-нравственных ценностей предшествующих поколений через практическую деятельность: экскурсии-лекции, занятия-практикумы, часы творчества, праздники, круглые столы и т.д. «В ходе изучения народных традиций происходит формирование личности школьников, так как в этот период ребёнок стремится к утверждению себя в мире взрослых, но, вместе с тем, испытывает определённые трудности в самостоятельном осмыслении и освоении народной культуры. Поэтому здесь особенно важна роль педагога, его умение определить то ценное, что заключают в себе народные традиции. Важно отметить, что музей выступает своеобразной экспериментальной лабораторией, реконструирующей традиционную русскую народную культуру и традиционное искусство, ее этнический код»[1,2].

Положительным опытом просветительской деятельности в 2021 году является экспериментальная программа дополнительного образования «Мир незабытых традиций русской культуры», целью которой стало духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся из числа детей эмигрантов, формирование знаний на основе ознакомления их с национальной культурой и духовными традициями русского народа, приобщения к нравственным и духовным ценностям России. В программу «Мир незабытых традиций русской культуры» включен цикл занятий по изучению народных праздников, обрядов и традиций русского народ, на основе двух тематических направлений -декоративно-прикладное искусство и промыслы России и «Русские народные традиции и обычаи». Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы в том, что она даёт возможность повысить духовно-нравственный уровень обучающихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории культуры, коммуникативную толерантность. Формы занятий: теоретические (рассказ, беседы, презентации, экскурсии (в т.ч. виртуальные) к памятникам зодчества, архитектуры и т.п.) и практические (декоративно-прикладные технологии, творческие конкурсы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, посещение выставок и т.п.). В реализации этой программы за 2 месяца приняло участие 240 школьников и студентов. Эффективность педагогического процесса улучшилась, что выражается в работах, выполненных с любовью руками школьников и студентов. Большая часть выполненных работ пополнила сменную экспозицию «Мир народного искусства, промыслов и русской культуры в рисунках детей».

Не менее интересен просветительский проект 2020 года «Сказка - источник мудрости». Сакральные смыслы русских народных сказок», в котором приняли участие 680 человек из разных школ и центров дополнительного образования г. Хабаровска и Хабаровского края. «Народные сказки, пословицы

и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени, свидетельствуют о том, что в многонациональной литературе уделяли большое внимание воспитанию дружбы, гостеприимства, уважительного отношения к людям другой национальности и веры. У высоконравственного человека сформированы устойчивые нравственные качества (смелость, решительность, стойкость, несгибаемость воли, любовь, преданность своему народу и Отчизне), которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов поведения человека обеспечивает становление личности» [2,3,4]. Просветительский проект прошел во взаимосвязи педагоги - студенты-наставники и школьники. Итогом проекта стали: выставка рисунков, конкурс эссе и сочинений. Все участники были отмеченными дипломами, а победители, награждены подарками, в виде художественных материалов.

С 2019 по 2021-й год проведен исследовательский проект изучения традиционной культуры и искусства народов Приамурья, в результате которого проведен цикл выставок «Сказания земли Амурской», вне стен Музея, в Москве, Санкт-Петербурге, в Краевом центре образования г.Хабаровска. Значимой частью исследования стала работа студентки ТОГУ Слипецкой Дианы, которая в сотрудничестве с детским центром «Народные ремесла» и региональной площадкой «Олимп27» провела для детей Хабаровска и Хабаровского края беседы, мастер-классы, выставки-конкурсы рисунков, эссе, а также ежегодную краевую олимпиаду «Народное искусство и традиционная культура народов Приамурья».

В 2022 году в преддверии года народного искусства и нематериальных культурных ценностей начаты краевые проекты «Юный художник Приамурья», «Наследники традиций: мастер и ученик», победители и участники которых примут участие в образовательной программе погружения в традиционную культуру и искусство России и малочисленных коренных народов Приамурья в краевом образовательном центре «Созвездие». В программе примут участие за счет бюджетных средств Министерства образования 100 школьников человек (60 из них, представители разных районов Хабаровского края).

Заключение. Факт создания просветительского проекта «Музей незабытых традиций» в системе ТОГУ «в целом обусловлен возросшим этническим самосознанием общества, его духовными потребностями в самопознании» [3]. Обращение к традиционной культуре народа служит мощным фактором в стабилизации современной общественной ситуации России, ее позитивном развитии в будущем. Музей реализует большое количество культурно-образовательных программ для молодежи. Просветительский проект «Музей незабытых традиций», получивший прописку в историческом здании Педагогического института, «обеспечивает живую связь поколений, которая необходима, как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, формирования гражданского самосознания

подрастающего поколения. В 2022 году программа деятельности музея будет построена на основе идеи, озвученной в высказывании выдающегося исследователя культуры Д.С. Лихачева: «Искусство, созданное русским народом, - это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах. Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения» [5].

Список литературы

1.Акулин Е.М. Музей как социокультурное явление // Е.М.Акулин.- Социологические исследования. Социс. 2004. № 10. С. 89-92.

2. Гришонкова И.Ю. Музейная программа дополнительного образования детей «Народная мудрость» для детей младшего школьного возраста. -https://shkolnie.ru/kultura/79887/index.html

3. Вестник КИГИ РАН № 2 (22) (8/9). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kigiran.com/infusions/pro_download_panel/file. php?did=4&file_id=4#8/. Дата доступа: 11.11.2021.

4. Османов О. Р., Рамазанова Б. М., Шахриев А. Р. Патриотическое воспитание школьников средствами народной культуры в педагогическом

процессе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 77-83. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26209192. Дата доступа: 05.12.2021.

5. Рудзик Е.Е. Школьный музей традиционной культуры как важный элемент воспитательной системы образовательного учреждения. Научно-практическая конференции по музейной педагогике «Музей как дополнительное пространство в образовательном учреждении», году в ВДЦ «Орленок», Туапсе - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/shkolnyi-muzei-traditsionnoi-kultury-kak-vazhnyi-e.html. Дата доступа: 29.11.2021.

6. Патриотическое воспитание средствами народного искусства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26209192. Дата до-ступа:30.11.2021.

7. Педагогический потенциал музея. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://schoolfiles.net/2268759. Дата доступа: 29.11.2021.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ВИДА СПОРТА ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ

Ронь И.Н.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, доцент, кандидат педагогических наук Подлесных В.Д.

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма Якубовская П.Р.

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма Елизарьева Д.Д.

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма Прохожаева Я.М.

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма

THE IMPORTANCE OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN YOUNG SPORTSMEN BY SPORT DANCE SPORT

Ron I.

PhD in Pedagogy

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Podlesnykh V.

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Yakubovskaya P.

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Elizareva D.

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Prokhozhaeva Ya.

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.