УДК 28:94+17.023.36(571.63)
https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.11
Сердюк Мария Борисовна
доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии и искусствоведения Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета
МУСУЛЬМАНЕ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ПРИМОРЬЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Serdyuk Maria Borisovna
D.Phil. in History, Professor, Department of Culture and Art Studies, School of Arts, Culture and Sports, Far Eastern Federal University
MUSLIMS IN THE HISTORY AND CULTURE OF PRIMORSKY KRAI: PROBLEM STATEMENT
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме - изучению истории и культуры мусульман Приморского края. Количество последователей ислама в регионе многократно увеличилось за последние десять лет в результате трудовой миграции. Научные исследования на Дальнем Востоке в этой области только начинаются, поскольку мусульманская община выступает в значительной степени новым религиозным образованием для Приморья. Рассмотрены и проанализированы все имеющиеся научные публикации по означенной теме. Особое внимание уделено конфессиональному варианту истории, который создают и транслируют мусульманские общины. Сопоставлены научный и конфессиональный подходы в изложении истории. Отмечено появление исторических мифов, сделан вывод о необходимости научного изучения этой про-блемы. Автором предложена периодизация истории ислама в Приморском крае, показаны характерные черты каждого этапа. Введено понятие «новые мусульманские общины», раскрыто его содержание.
Ключевые слова:
Приморский край, ислам, периодизация истории ислама, новые мусульманские общины, конфессиональный подход, исторические и культурологические исследования.
Summary:
The study reviews the urgent issue of Muslim history and culture in Primorsky Krai, as the number of Muslims in the region has increased due to labour migration over the past decade. A research of the problem just begins in the Far-East of Russia, because the Muslim congregation is generally a new religious structure for Primorye. All publications related to the theme are observed and analyzed. The study emphasizes the confessional version of history created and spread by Muslim congregations. The author compares the scientific and confessional approaches to the historical studies, detects the historical myths and concludes that the theme should be further researched. The periods of Islam history in Primorsky Krai are proposed by the author, and their specific characteristics are presented. The term 'new Muslim congregations' is introduced, and its essence is revealed.
Keywords:
Primorsky Krai, Islam, periods of Muslim's history, new Muslim congregations, confessional approach, historical and cultural studies.
Территория современного Приморского края окончательно вошла в состав России в 1860 г. по Пекинскому договору, заключенному между Российской и Цинской империями. Регион стал заселяться и активно осваиваться российскими подданными.
Новоселы являлись представителями различных народов многонациональной империи. Абсолютное большинство переселенцев второй половины XIX - начала XX в. - русские крестьяне («русские» в дореволюционном понимании этого слова, т. е. великороссы, малороссы и белорусы). Это отражало и ситуацию в стране в целом - большинство населения Российской империи - крестьяне, по религиозной принадлежности - православные. Городское население региона отличалось большим национальным и конфессиональным разнообразием. Наряду с русскими переселялись представители самых разных народов империи: поляки, немцы, евреи, армяне, литовцы, финны, татары, кавказские горцы. Население Приморья формировалось как многонациональное и поликонфессиональное, каким остается и в настоящее время.
В статье внимание уделяется мусульманской общине Приморья (приморской умме) и ее научному изучению. Представлены основные периоды формирования и развития мусульманской общины, показаны характерные черты каждого этапа.
1860-1917 гг. Мусульмане с первых лет освоения края были в числе жителей будущих дальневосточных городов, но составляли очень небольшую часть населения. Во Владивостоке в 1865 г. православных начитывалось 1 008 чел., мусульман - 7 чел. при общем количестве жителей 1 058 чел. [1]. В процентном отношении количество мусульман составляло около 0,5 % от городского населения Приамурского генерал-губернаторства.
С начала 1880-х гг. приток переселенцев усилился, население края росло. Увеличивалось и количество мусульман. При этом абсолютное большинство новоселов, как и в первые годы, составляло русское крестьянство, исповедовавшее православие. Мусульманская община в процентном отношении составляла 0,3-0,5 % от общего числа населения края.
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в абсолютных цифрах население Приморской области составляло 223 336 чел., из них православных -140 310, мусульман - 1 281 чел. [2]. Во Владивостоке на протяжении ряда лет количественный состав мусульманской общины был постоянным - 151 чел.
Необходимо отметить, что в дореволюционных документах национальный состав населения указывался значительно реже, чем вероисповедная принадлежность. В тех случаях, когда раскрывалась национальная принадлежность мусульман, сообщалось, что это татары, башкиры и кавказские горцы.
По половому признаку значительно преобладали мужчины. Ситуация преобладания мужского населения над женским была характерна для всего осваиваемого региона и для переселенцев всех национальностей. Некоторые из прибывших на Дальний Восток мусульман служили в императорской армии. Религиозные нужды этой части населения обеспечивали два мусульманских военных священника: мулла в Никольске-Уссурийском и ахунд (старший мулла) в Хабаровске при штабе военного округа. Но военное мусульманское духовенство не было постоянным: должности несколько раз учреждались, упразднялись и вновь открывались. Вероятно, этот процесс отображал колебания численности мусульман в войсках.
В целом до начала Первой мировой войны численность мусульман на территории Приморья не превышала 0,5 % от российского населения края.
Война внесла свои изменения. На Дальнем Востоке появились военнопленные, в числе которых были пленные турки. Они содержались в специальных лагерях военнопленных и впоследствии, в годы Гражданской войны, покинули территорию страны.
1918-1922 гг. Начавшаяся после Октябрьской революции Гражданская война принесла значительные изменения: Приморье стало последним оплотом Белого движения, приняло большое количество войск и гражданских беженцев из других регионов страны.
Среди отступавших на Дальний Восток белых частей были татарско-башкирские военные формирования - остатки соединений генерала В.О. Каппеля, формировавшихся в Поволжье. Отдельные источники сообщают, что вместе с военными-каппелевцами была какая-то часть гражданского населения. Точных данных о численности этой группы мигрантов нет. Учитывая общее значительное увеличение населения края в годы войны, можно предположить, что количество мусульман в процентном отношении не увеличилось.
Мусульмане приняли активное участие в политической жизни того времени, например в съездах несоциалистических организаций. В 1922 г. белогвардейские части, в том числе и мусульманские, покинули территорию Приморья, уйдя в Маньчжурию, в эмиграцию.
1923-1991 гг. В советский период не велся статистический учет количества верующих. По этой причине рассматривать изменения в составе мусульманской общины можно, только опираясь на данные о количестве представителей народов, традиционно исповедовавших ислам.
Государство продолжало вести политику освоения и заселения края. Постоянный приток трудовых мигрантов был в 1930-е и 1950-е гг. В это время на территорию Приморья переезжали представители народов Поволжья - татары и башкиры. По Всесоюзной переписи населения СССР 1959 г. в Приморском крае проживало более 18 000 татар и башкир. Их совокупная численность достигла максимума к 1989 г., составив несколько больше 20 000 чел. - чуть более 1 % населения края [3]. Количество представителей других народов СССР, исповедовавших ислам, исчислялось в Приморье сотыми долями процента.
Среди этого населения были как верующие, так и неверующие. В среде верующих мусульманские традиции сохранились в семьях, предавались от старших поколений младшим. Религиозная жизнь не афишировалась. Официально зарегистрированных мусульманских общин в Приморском крае не было.
1991-2014 гг. Общественно-политические изменения, происходившие в стране, затронули и Приморье. Появились новые экономические региональные факторы, сделавшие край привлекательным для внутрироссийской миграции: в 1990 г. образована свободная экономическая зона «Находка», с 1 января 1992 г. Владивосток престал быть закрытым городом. В условиях переживаемого страной кризиса приграничное Приморье стало привлекательным для жителей других регионов России: увеличился приток населения с Кавказа и из бывших республик СССР. Среди народов, исповедующих ислам, по-прежнему численно преобладала татаро-башкирская община.
В 1990-е гг. началось возрождение религиозной жизни мусульман Приморского края. В ноябре 1993 г. во Владивостоке было зарегистрировано первое мусульманское объединение Приморского края - Приморская краевая религиозная мусульманская община (ПКРМО) «Ислам», которую возглавил А. Магрупов. В 1998 г. ПКМРО «Ислам» вошла в состав Духовного управления мусульман Азиатской части России.
Постепенно, в результате продолжавшейся миграции, приморская мусульманская община становилась все более многочисленной и многонациональной. По оценкам Р.А. Силантьева, в 2005 г. приморская умма составляла 30 000 чел. [4]. Доля народов поволжской уммы (татар, башкир) достигала в ней 60 %, кавказской - 32 % и среднеазиатской - 8 %. По национальному составу большинство составляли татары и азербайджанцы.
Приток трудовых мигрантов за последние десять лет принципиально изменил существовавшую долгое время картину религиозной жизни. За короткое время в край въехало значительное количество трудовых мигрантов из бывших советских республик Средней Азии, прежде всего на стройки саммита АТЭС. Так, в 2011 г. местные СМИ сообщали о въезде в Приморье за неполный год 140 000 трудовых мигрантов из среднеазиатских государств [5]. В 2013 г., по данным Управления ФМС по Приморскому краю, поставлено на миграционный учет 220 856 иностранных граждан. Многие иностранные граждане, въехавшие на территорию края в последние годы, исповедуют ислам. Но, поскольку точные статистические данные отсутствуют, о конкретном количестве говорить сложно.
В то же время очевидно, что въехавшие за последние годы численно превышают имевшихся в крае мусульман. Принципиально изменилась и национальная картина: традиционную для края татаро-башкирскую умму потеснила новая - среднеазиатская. Рядом с традиционными для региона религиозными организациями (в большинстве христианскими) сформировались новые мусульманские общины, уже активно влияющие на экономику и культуру края. Они не имеют исторического, этнического и зачастую конфессионального единства с традиционными для региона исламскими общинами. Эти сообщества с полным правом можно называть новыми для Приморья мусульманскими общинами. Мусульмане из малочисленной и маловлиятельной религиозной организации стали весьма заметной и активной конфессиональной группой.
В исследованиях быстрее всех на изменение этнической и религиозной ситуации отреагировали социологи. В 2005 г. Э.В. Королевой (Владивосток) была защищена диссертация на соискание степени кандидата социологических наук на тему «Мусульмане в социально-стратификационной структуре российского общества: на материалах Приморского края» [6]. В диссертации и статьях автор рассматривает миграционные процессы в постсоветской России с участием мусульман, формирование новой социальной структуры российского общества, показывает специфические региональные особенности темы. Недочетом исследований Э.В. Королевой, на наш взгляд, является то, что, описывая исторические процессы появления и развития мусульманских общин в Дальневосточном регионе России, автор полагается на мусульманские публикации и фактически в своих работах транслирует религиозную историческую картину - со всеми ошибками и мифологемами [7].
В 2009 г. Н.В. Шульженко (Хабаровск) защитил диссертацию на тему «Исламский фактор в социальных процессах на Дальнем Востоке России» и опубликовал монографию [8]. В этих работах были необходимы сведения по истории ислама в регионе. Поскольку таких исследований не имелось, автор обратился к работам Э.В. Королевой и статьям дальневосточных мусульманских лидеров [9, с. 156-157], а также сделал собственные предположения, не подкрепив их конкретными историческими фактами. Легитимация и распространение в научной литературе религиозных исторических представлений были продолжены.
Отчасти восполнили пробелы истории мусульманских общин статьи в сборниках «Приморская умма: история формирования и проблема современного развития» [10]. Брошюры выпускались администрацией Приморского края к краевым научно-методическим семинарам в 20112013 гг. К участию в семинарах приглашались не только ученые, но и руководители религиозных и национальных общин, краеведы, представители ведомств. Поэтому в сборниках представлен весь спектр взглядов на региональную историю ислама - от сугубо конфессиональных до научных. Сборники выпускались небольшими тиражами и в интернете не представлены.
Вопрос истории исламских общин на юге российского Дальнего Востока неоднократно поднимался в научных исследованиях и публикациях. Но в большинстве случаев эта проблематика не рассматривалась как самостоятельная. Отдельные периоды, эпизоды, факты приводились как составная часть комплексных работ по более широкой проблематике. Например, в монографии о религиозной жизни региона в 1945-1954 гг. есть раздел об исламе [11, с. 157-159]. Краткие сведения по истории ислама в Приморском крае приведены в справочнике религиозных организаций [12]. Появлению военного мусульманского духовенства в Приамурском военном округе отведено несколько страниц в монографии Н.В. Дмитриева [13]. Отдельные исторические факты имеются в публикациях историка флота И.Ф. Шугалея [14]. Из зарубежных исследований необходимо отметить монографию Л. Усмановой [15]. Книга представляет собой англоязычную версию докторской (PhD) диссертации, защищенной в 2006 г. в Университете префектуры Симанэ (Япония). Несмотря на то что хронологической границей работы обозначен 1898 г., внимание автора полностью сосредоточено на территории Китая - впоследствии территории эмиграции из России. История мусульман на российском Дальнем Востоке в книге Л. Усмановой не рассматривалась. Таким образом, специального научного исследования (и соответствующих публикаций) по истории ислама на территории Приморского края еще не появилось.
В то же время мусульманская община края уже создала свой вариант собственной истории в Приморье и на протяжении ряда лет транслирует его обществу. Появились несколько статей в средствах массовой информации, сборниках, выпущенных администрацией Приморского края. На сайте мусульман Приморья «Ислам в Приморском крае», который работал в 2012-2016 гг., был раздел «История ислама в Приморье». В конфессиональной истории приморской уммы акцент де-
лается на мифологические «героические факты» военной истории Владивостока и края. Приводимые далее тезисы присутствуют во всех публикациях: «Мусульмане, по летописям историков Приморского края, прибыли сюда в составе мусульманских полков царской армии. В летописи Владивостока сохранились исторические документы о героической охране мусульманами (татары и башкиры) крепости г. Владивостока в Русско-японской войне начала XX в. ... В г. Владивостоке до Октябрьской революции 1917 г. находилось несколько мусульманских военных гарнизонов» [16]. То, что в составе Российской императорской армии части не формировались по конфессиональному признаку, а призыва мусульман на военную службу не было, полностью игнорируется авторами этих тезисов. Из статей владивостокских мусульманских лидеров эти и подобные им «исторические факты» были позаимствованы некоторыми коллегами в научные издания.
Растущая полиэтническая мусульманская община Приморья постепенно проявляется в региональной культуре. Подобные процессы происходят во многих странах, принимающих мигрантов-мусульман [17]. Народы, традиционно исповедующие ислам, сохраняют этнокультурные традиции и передают их новым поколениям приморцев. Например, татаро-башкирская община, самая старшая по времени пребывания на территории края, с начала 1990-х гг. ежегодно широко отмечает традиционный праздник окончания полевых работ - Сабантуй. Он уже давно вышел за рамки этнического общинного праздника, участвовать в нем могут все интересующиеся. В 2012 г. Владивосток стал местом проведения федерального Сабантуя. Находкинская татаро-башкирская организация «Туган Тел» («Родной язык») осуществляет историко-культурный проект «Татарский век на берегу океана».
Но если по истории уммы в Приморье сделаны первые исследовательские шаги, то место и роль мусульман в культурной среде края практически не изучены. Видимо, единственным исследователем, занимающимся этнокультурными традициями приморских мусульман, является Г.Г. Ермак, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук [18].
Можно сказать, что научное и образовательное сообщество своевременно не отреагировали на изменения в религиозной жизни Приморья. Научные исследования запаздывают по сравнению со скоростью формирования новых мусульманских общин в крае. В то же время необходимость исследований назрела как для научного сообщества, так и для властных структур и самой приморской мусульманской общины.
Ссылки:
1. РГИА. Ф. 1265. Оп. 10. Д. 160. Л. 14, 37.
2. Распределение населения империи по главным вероисповеданиям. Разработано Центральным статистическим комитетом МВД по данным Первой всеобщей переписи 1897 г. СПб., 1901. 39 с.
3. Всесоюзная перепись населения 1959 г. Национальный состав населения по регионам России. Приморский край [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2017. № 753-754. 18-31 дек. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_59.php?reg=9 (дата обращения: 12.11.2017).
4. Силантьев Р.А. Ислам на Дальнем Востоке: региональные особенности // Религия и право. 2007. № 1 (40). С. 18-24.
5. Из 140 тысяч мигрантов, приехавших в Приморье в 2011 г., лишь треть намеревается работать [Электронный ресурс] // Агентство политических новостей. URL: http://www.hwww.hwww.xn--www-5cd9dl.apn.ru/in-dex.php?newsid=24650 (дата обращения: 12.11.2017).
6. Королева Э.В. Мусульмане в социально-стратификационной структуре российского общества: на материалах Приморского края : дис. ... канд. социол. наук. Владивосток, 2005. 198 с.
7. Королева Э.В. Место этнических мусульман в формировании структуры населения Приморского края (конец XIX -XXI в.) // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2009. № 3. С. 191-200.
8. Шульженко Н.В. Исламский фактор в социальных процессах на Дальнем Востоке России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2009. 23 с.
9. Шульженко Н.В. Исламский радикализм и его воздействие на национальную безопасность государства : монография. Хабаровск, 2008. 335 с.
10. Приморская умма: история формирования и проблема современного развития : сб. материалов науч.-практ. семинара. Владивосток, 2011. 156 с. ; Приморская умма: история формирования и проблема современного развития : сб. материалов науч.-практ. семинара. Владивосток, 2013. 102 с. ; Приморская умма: история формирования и проблема современного развития : тез. докл. семинара / ред.-сост. Н.В. Шульгина. Владивосток, 2012. 55 с.
11. Сердюк М.Б., Дударенок С.М. Религиозная жизнь советского Дальнего Востока (1941-1954). Владивосток, 2009. 208 с.
12. Дударенок С.М., Сердюк М.Б., Владимиров Д.А. Религиозные организации Приморского края : слов.-справ. / науч. ред. Е.А. Поправко. Владивосток, 2007. 376 с.
13. Дмитриев Н.В. Религиозная составляющая деятельности войск Российской империи на Дальневосточном театре военных действий (вторая половина XIX - начало XX в.) : монография. Благовещенск, 2015. 208 с.
14. Шугалей И.Ф. Из истории Тихоокеанского флота. M., 2014. 384 с.
15. Usmanova L. The Turk-Tatar Diaspora in Northeast Asia. Transformation of Consciousness: Historical and Sociological Account between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007. 367 p.
16. Харисов Р.С. Краткая информация по исламу в Приморье // Приморская умма: история формирования и проблема современного развития : материалы науч.-практ. семинара. Владивосток, 2011. С. 133-138.
17. Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления / М. Ахмад, Т.Д. Аль-Альуани, З.И. Ансари и др. ; пер. с англ. И.И. Мюрберг. М., 2005. 480 с.
18. Ермак Г.Г. Мусульмане Приморья: особенности этнокультурного развития // Приморская умма: история формирования и проблема современного развития : тез. докл. семинара / ред.-сост. Н.В. Шульгина. Владивосток, 2012. С. 13-17.