Вхождение мусульман в структуру социума Дальнего Востока
Н.В. Шульженко
Статья посвящена основным этапам вхождения мусульман в сообщество народов Дальневосточного региона нашей великой страны. Автор отмечает, что после известных событий в Северокавказском регионе России и 11 сентября 2001 года в США этнорелигиозный вопрос стал близок и нашему региону.
The article is devoted to the main stages of Muslims' integration into the community of people living on the Far Eastern Territory of our big country. The author admits that ethnic religious issues became closer to our Region after known events in the North Territory of Caucuses in Russia and the 11-th of September of2001 in the USA. Proximity is observed not only from the side of ethnic religious but mainly ^ from the side of national security and national interests' protection in Russian Federation.
Ключевые слова: глобализация, ДФО России, диаспора, ислам, межконфессиональное взаимодействие, межконфессиональный конфликт, мусульманское сообщество, национальная безопасность, организованные преступные сообщества, российские мусульмане, социум, перепись, умма, этнические мусульмане.
Key words: globalization, The Far Eastern Territory of Russia, diaspora, Islam, interconfessional interaction, interconfessional conflict, Muslim community, the national safety, the organized criminal communities, the Russian Muslims, society, census, community, ethnic Muslims.
Перемены, произошедшие в Россий- ской Федерации за последние годы, вы- звали глубокие изменения в жизни людей разных национальностей и вероисповеда- ний. Эти изменения требуют от представи - телей религиозных общин, органов власти на местах серьезного осмысления, а также выработки конкретных практических мер, направленных на регулирование процессов
межконфессионального взаимодействия, на достижение согласия в создании благоприятных условий для сохранения и развития культурной и религиозной самобытно- сти народов нашей великой Родины. Речь, в данном случае, идет о развитии и укреплении традиций российской духовности в новых условиях, об обозначении места и роли религиозных конфессий в обществе.
Исходя из этого, Россия в настоящее время
как многонациональное и многокон-
фессиональное государство столкнулась с новыми «трудными проблемами управле- ния многими процессами в условиях трас-
носформации» [1] жизни как общества, так и государства. К ним мы можем отнести и
проблемы в области межнациональных и межконфессиональных отношений. В ряде регионов нашей страны, особенно в областях, испытывающих активный наплыв легальных и нелегальных мигрантов (пре- жде всего из Северо-Кавказского региона и бывших республик СССР среднеазиат- ского региона), возникают стойкие очаги напряженности (Северо-Западный реги- он, Москва и Московская область и даже в «... ДФО России» [2]), которые чреваты возникновением социальных, межэтниче- ских и межрелигиозных конфликтов. Это вызвано не только последствиями распа- да СССР, событиями российской действи- тельности 1993 - 1999 гг. (в ходе активных фаз боевых действий с незаконными воо- руженными формированиями в Чеченской Республике), последствиями 11 сентября 2001 г., но и дальнейшими процессами глобализации.
Поэтому знание социально- исторических и экономических аспектов формирования
социума того или иного ре- гиона очень валено не только для предста - вителей органов власти на местах (в т. ч.
Шульженко Николай Владимирович - соискатель по кафедре социологии, политологии и социальной работы Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 37 37 50
и этноконфессиональных аспектов [3]) или для исследователей, но и просто с познавательной точки зрения любого современного человека.
В свете этих событий в России встал вопрос межконфессионального взаимодействия. Особенно болезненная проблема -вхождение мусульман в структуру социума того или иного региона. В настоящее время в России проживает более 14,5 млн. людей, исповедующих ислам (без учета граждан нелегалов из СНГ), религиозных исламских объединений насчитывается более 3000, свыше 800 человек обучалось в высших и средних мусульманских заведениях в арабских странах: Египте, Саудовской Аравии, Сирии, Катаре, Турции и т. д. Исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста. Огром- ная протяженность сухопутных границ ставит вопрос выработки внутренней по- литики, позволяющей российским мусуль- манам ощущать себя гражданами своей страны. Например, сухопутная граница России с исламским миром (Грузия - 875,3 км,
Азербайджан - 327,6 км, Казахстан - 7452,8 км, Китай - 4300 км) дает прямое
соприкосновение, в т. ч. и с «воинствую- щим исламским экстремизмом», ставит
Российскую Федерацию первым эшелоном классического многовекового противостоя-ния: «Север - Юг», «Азия - Европа».
Поэтому в интересах России участие в экономической, социально-политической, в т.
ч. числе и конфессиональной жизни Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) яв- ляется устойчивым фундаментом для способствования реального подъема уровня жизни населения и укрепления демократических основ власти.
Движение русского народа в Сибирь и Дальний Восток являлось закономерным историческим процессом, связанным с изменениями в экономическом и политиче- ском развитии страны в XVII в. В это время в России шел активный процесс освоения (колонизации) новых территорий, также одновременно шел процесс освоения рус -скими и других территорий, в т. ч. Закавказья, Северного Кавказа и среднеазиат- ских земель) для Российской империи, в целом, ознаменовавшийся распростране- нием новых для Сибири и Дальнего Восто- ка социальноэкономических, культурных и
конфессиональных отношений. По пово- ду выхода России на новые земли хорошо сказал Ф. Энгельс:«... в непродолжительном
времени долины среднеазиатских рек и Амура будут заселены русскими колониста- ми ...» [4]. Этими словами один из творцов «призрака коммунизма» спрогнозировал, что с освоением новых земель начнется и процесс этно-конфессиональной миграции народов. А такие специалисты, как А.И. Алексеев, А. О. Баринов, В.И. Буганов, Д.Д. Ишмухамедов,
В.М. Кабузан, К.К. Кора- блин, Е.Л. Мотрич, Б.Н. Морозов, Л.Л. Ры- баковский и др. [5] в своих исследованиях показывают, какими путями мусульмане России (с середины XIX века) начали про- никать на Дальний Восток страны и при- нимать участие в формировании нового региона Российской империи. В основном, это происходило тремя путями: первый - за счет торговых людей, специалистов тех- нических профессий, ремесленного люда и крестьянства из всех трех мусульманских умм; второй путь - за счет военнослужа- щих царской армии (например, Уфимский пехотный полк (с местом дислокации Чита [б))) или части Сибирского стрелкового кор- пуса - знаменитые 13, 14, 15 и 16-й Сибир- ские линейные батальоны, которые только за «1857 и 1858 гг. построили сначала от Усть-Стрелки до Хинганского ущелья, а по- том до самых низовий Амура и по правому берегу Уссури десятки населенных пунктов» [7]. Названные подразделения формиро- вались в местах компактного проживания «российских мусульман: татар, башкир и частично из числа исламизированных на- родов Среднего и Нижнего Поволжья» [8] и «енисейских киргизов» [9]; третий путь - пенитенциарная система государства [10], т. е. заселение территорий за счет заклю- ченных тюрем, каторжан и ссыльных.
В это же время на дальневосточную землю пришли и представители мусульманских народов Кавказа. Подтверждение этому мы находим в официальных документах того времени. Так, например, Приамурский генерал-губернатор СМ. Духовской в сво- ем Всеподданнейшем отчете за 1893, 1894 и 1895 годы отмечал - « ... иностранцев кавказского племени числится в Приамур- ском крае лишь 468 душ. ...» [11], а общее количество населения края составляло все- го 904364 тыс. человек. После несложных подсчетов мы видим, что представители кавказской уммы составляли всего 0,051% от общего количества населения в данном регионе страны (см. таблица 1).
В дальнейшем, изучая официальные документы былых времен, мы находим под-
Таблица 2
Распределение лиц магометанской (мусульманской) веры по итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года
(тыс. чел.)
№ п/п Наименование областей Наименование округов Количество людей
1 Приморская область Хабаровский округ 337
Уссурийский округ 257
Южно-Уссурийский округ 356
Удский округ 318 Лиц магометанского
Анадырьский округ вероисповедания в отчетных докумен-
Гатигинский округ- тах не указано
Охотский округ
Петропавловский округ
Командорские острова
2 Амурская область 665
3 остров Сахалин Согласно представленным переписным листам, лиц исповедующих магометанскую веру не указано
ИТ ЬгО: 1933
Во-первых, практически за 200 лет освоения Дальнего Востока этнические мусульмане не стали титульной нацией дан- ного региона.
Во-вторых, ислам - это «... не чуждый ... феномен. Это неотъемлемая часть российской истории, культуры, образ жизни ... наших граждан, для которых Россия (в т. ч. и Дальний Восток) - родной дом» [15].
В-третьих, в настоящее время на территории административных субъектов ДФО нет проблем с резким увеличением количе- ства лиц мусульманской веры, а есть другое - это отток представителей мусульманской уммы. Так, например, только по Хабаров- скому краю такие группы этнических му- сульман, как«... башкиры, узбеки и татары ... показывают изменения в сторону сни- жения ...»[16]. (См. таблица 3).
Так же нет проблем и с явной активизацией деятельности как радикальных, так и просто религиозных мусульманских объединений. Но есть проблемы, которые
необходимо учитывать в первую очередь. На наш взгляд, к ним можно отнести: во- первых, недостаточно контролируемые во- просы миграции граждан СНГ (особенно выходцев их таких государств, как Тад- жикистан, Казахстан, Узбекистан и Азер- байджан) и, во-вторых, что, как и кто пре- подает в религиозных учебных заведениях.
Беспечность в данных вопросах, на наш взгляд, может привести к:
1) возникновению проблем в межкон-фессиональной терпимости, что в дальнейшем может сказаться на возникновении радикально-фундаменталистских групп среди представителей различных религи- озных конфессий;
2) нетактичным предложении и рекомендациям представителей органов государственной власти о месте и значении той или иной нации в жизни региона;
3) смыканию этнических бандитских группировок с транснациональными преступными организациями, а это рано или
Таблица 1
Таблица учета населения Приамурского края по вероисповеданиям, следующий в процентном отношении к общему числу жителей областей, по материалам Всеподданнейшего отчета Приамурского генерал-губернатора Д.М. Духовского за 1893, 1894 и 1895 гг. [12]
Ко п/п Конфессиональная принадлежность Наименование областей, в %
Амурская область Приморская область Сахалин (остров)
1 Православных 64,5 % 63,0% 69,0%
2 Раскольников 6,3 10,0 0,13
3 Католиков 0,1 0,2 0,6
4 Протестантов 0,3 0,8 0,2
5 Евреев 0,95 0,2 0,05
6 Магометан 0,3 0,4 0,6
7 Буддистов 25,3 16,0 Неизвестно
8 Конфуцианцев Нет Нет Нет
9 Прочие язычники 2,5 3,0 Неизвестно
тверждение тому, что представители мусульманских народов Российской империи, хотя и закрепились среди других конфес- сий и народов на Дальнем Востоке России, но по-прежнему еще оставались малочис- ленным сообществом. Так, например, со- гласно данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г., на 371755 опрошенных в губерниях При- амурского генерал-губернаторства прихо- дилось всего 1933 человек приверженцев магометанской веры (ислама) [13] (см. та- блица 2), среди которых большую часть составляли представители мусульманских народов, прибывших на Дальний Восток России из губерний Среднего, Нижнего По- волжья и Нижнего Урала.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать следующий вывод, что именно в этот период сложилась доминирующая роль Поволжской уммы среди остально- го мусульманского сообщества на землях Приамурского генерал-губернаторства. Это же подтверждают итоговые материа- лы переписей, проведеных в период с 1923 по 1989 гг. (см. таблица 3), показывая что доминирующей уммой среди мусульманского сообщества Дальневосточного реги- она остались представители Поволжской уммы. Но эти же итоговые документы по-
казывают и следующее: первое, что с 1937 года в СССР (по определенным причинам) учет конфессиональной принадлежности гражданина не выяснялся (в наше время
- тоже); второе, с 1939 года составители опросных листов практически до перепи- си 1989 года в СССР «... ориентировались на цифру 60 национальностей, названную Сталиным. ... но, в итоге, решено было выделить 57 национальностей, а в графу 58 включить «прочих» [14]. Поэтому многие категории народов, народностей и этнических груп (в т. ч. и этнические мусульмане) в переписях не указывались. Например: турки-месхетинцы записывались просто турками (до 2002 г.), кайтагцы и кубачин- цы - даргинцами (до 2002 г.), а с 1989 года даргинцы входили в понятие «дагестанцы» или, к примеру, кайгабарцы ранее записы- вались в татары. А появление (по итогам переписи) представителей новых нацио- нальностей (они же и представители рели- гиозных конфессий) затронуло некоторые «подводные» течения национальных и кон- фессиональных проблем России конца XX
- начала XXI веков.
Дальнейшее рассмотрение проблемы вхождения мусульман в структуру Дальневосточного социума России показывает следующее.
Таблица 3
Сравнительная таблица численности мусульман (магометан), проживающих (проживавших) на Дальнем Востоке России в период с 1897 - 2002 гг. [17]
Националь- ность Годы учета мусульманского населения
1897 1923 1937 1939 1959 1970 1979 1989 2002
1 2 3 4 5 6 / 8 9 10
Приволжская умма
Башкиры 0 4 0 0 0 0 0 15513 8931
Татары 0 3 980 3 633 40158 27 870 67658 55 823 88 939 55 577
Итого заумму 0 3 984 3 663 40158 27 870 67658 55 823 104452 64 508
Среднеазиатская умма
Таджики 0 0 0 0 0 0 0 2 808 3 506
Туркмены 0 0 0 0 0 0 0 1378 601
Казахи 0 0 0 0 0 19 644 0 11 052 5 378
Киргизы 0 7 0 0 0 0 0 3 150 2 541
Узбеки 0 30 0 0 0 0 0 11798 5 821
Итого заумму: 0 37 0 0 0 19644 0 30 186 17 848
Кавказская умма
Азербайджан- цы 0 0 0 0 0 0 0 19 374 18 123
Даргинцы 0 0 0 0 0 0 0 544 1040
Ингуши 0 0 0 0 0 0 0 2 093 1263
Лезгины 0 0 0 0 0 0 0 2 070 2 417
Турки 0 12 0 0 0 0 0 17 104
Кабардинцы 0 3 0 0 0 0 0 0 0
народности Дагестана 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Черкесы 0 29 0 0 0 0 0 0 0
Чеченцы 0 3 0 0 0 0 0 2 339 2 200
Остальные 0 889 0 0 0 0 0 1 180 93
Итого заумму: 0 936 0 0 0 0 0 25 827 25240
Итого за мусульманское сообщество ДФО 8 655 4 957 3 663 40 158 27870 87302 55 823 160 465 107 596
поздно может привести в действие меха- низм мусульманской финансовой системы (если она уже не действует) - хавалу [18];
4) для Китая взаимоотношения мусульман с государством - вопрос не только религиозный. Это крупная проблема межнациональных отношений. Можно утверждать, что исламская общность, инкорпорированная в социально-политическую систему КНР - фактор его нестабильности.
При явном межконфессиональном и межнациональном «спокойствии» среди населения всех субъектов ДФО, на наш взгляд, все-таки есть «тревожные» симптомы болезни под названием «нетерпимость». Такими примерами проявления «нетерпимости», на наш взгляд, являются:
В 2006 году в г. Уссурийске сотрудниками УФСБ по Приморскому краю был выявлен и задержан находящийся в международном розыске гражданин Кирги- зии. Указанное лицо подозревается в осуществлении вербовки в ИДУ выходцев из Центрально-Азиатского региона (не нужно забывать, что только по итогам переписи населения 2002 года в данном субъекте ДФО официально проживает 4135 человек, а неофициально - это большой «?»), находящихся на территории Приморского края, в переправке рекрутов в лагеря подготовки террористов, находящихся в Афганиста- не и Пакистане (в зонах ответственности движения Талибан), а также в подготовке канала финансирования противоправной
деятельности ячеек ИДУ (а ведь согласно решению Президента страны, в 2012 году в г. Владивостоке будет проходить форум стран Азиатско-Т ихоокеанского региона).
Или другой пример непродуманных административных действий руководи- телей высокого ранга: бывший полпред Президента России в ДФО, господин К.Ш. Исхаков, придумал способ защитить на- циональные интересы российского госу- дарства на Востоке страны с помощью исламизации региона (т. е. выполнить На- циональную программу переселения со- отечественников). С его личных «просьб» начато строительство мечетей в «Уссурий- ске, Южно-Сахалинске, Магадане и других городах ... Данный проект не имеет офи- циального статуса. Но дискуссия о возмож- ной исламизации идет». Но К.Ш. Исхаков не одинок в своих идеях. По мнению, члена Общественной палаты России и по совме- стительству крупного бизнесмена Бажаева Малита особую роль могут сыграть северо-
кавказские народы. «Мол, расселившись по нему, чеченцы способны не только ре- шить трудовую и миграционную проблему, но и сдержать иностранную экспансию в регионе, проводимую Китаем» [19].
И последний пример. Так, согласно материалам исследования, проведенного известным приморским специалистом в сфе- ре борьбы правоохранительных органов с организованной преступностью В.А. Новоконовым, в конце 90-х годов XX века, этнические группировки опутали паутиной криминала все крупнейшие административные субъекты ДФО России (но наибо- лее криминализированы национальными
организованными преступными группами (ОПГ) являются Приморский, Хабаровский края, ЕАО и Якутия), и «свечение» представителей этих народов в криминальных сводках есть основа «...того, что среди русского населения мусульмане пользуются дурной славой» [20].
Рассматривая проблему мусульман в Китае, необходимо отметить следующее: в настоящее время в стране насчитывается, по меньшей мере «... 35 млн. мусульман, а по некоторым оценкам, до 150 млн. По численности мусульманского населения Китай занимает 12 место в мире. ... Ис- лам распространен не только Синьцзяне, но и в других провинциях Китая: Юньна- ни, Сычуани, Шанси, Цинхае, Аньхое и не- которых других районах» [21]. При этом, т.е. в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР, административная едини- ца КНР на территории Восточного Турке- стана) межнациональные отношения обо- стрились. Это произошло в связи с тем, что мусульмане-уйгуры, представители самой многочисленной группы среди коренного населения Восточного Туркестана (по данным 1985 года их было 1141710 чел. [22]) поддержали движение за независимость СУАР от Китая. Ярким примером этого являются события февраля 1997 года в г. Инине (СУАР). Там, подпольная исламист- ская организация «... после длительной подготовки спровоцировала столкновения, подняла на митинги и демонстрации мас- сы мусульман, устроила нападения на пар- тийные и правительственные учреждения (причем, были ранены жители различных национальностей), требовала «независи- мости Синьцзяна», выступающие выдви- гали и другой лозунг: «Долой китайцев из Синьцзяна!» (у нас это провозглашали исламские радикалы на Северном Кавка-
зе в таком же духе: «Русские, убирайтесь с Кавказа!») [23]. По различным данным, с 1990
- по 2001 гг. члены организации «Восточный Тюркистан» (в пределах ки- тайской территории и вне ее) организова- ли более чем 200 террористических актов, в результате чего погибло 162 человека.
Таким образом, основными выводами являются следующие:
1. Представители мусульманского сообщества на территории субъектов ДФО России появились не сегодня и не вчера, а начали формирование своей социальной «ячейки» еще в XYII веке в процессе закономерного увеличения потока различных представителей российского народа (т. е. национальностей и конфессий), принимавших участие в освоении «полуденных землиц» на необъятных территориях Забайкалья, Дальнего Востока и Камчатки. Среди вольных людей были и представители, исповедующие «магометанство», -ислам. Но официально люди «магометан- ской веры» пришли на эти земли в XIX веке и остались здесь жить, где живут и до сих пор. И самое главное, они хотят жить здесь, как и представители других этнона- циональных и этнорелигиозных сообществ нашей Родины.
2. За такой длительный период освоения Российской империей, Советским Союзом (с начала XIX века - до конца 70-х годов XX века) мусульмане нашли свое место среди народов данного региона и нашли также свои основные сферы деятельности, это: мелкий и средний бизнес, связанный пре- жде всего, с торговлей и сферами обслужи- вания населения; научная и педагогиче- ская деятельность; а в последние годы за счет увеличения численности среднеазиат- ской уммы - сельское хозяйство.
3. В условиях развивающегося процес- са глобализации, хотим мы это признавать или нет (плохо это или хорошо), Российская Федерация в этот процесс вошла, и ДФО РФ в системе связей Европа - Россия - АТР занимает довольно важное место.
Реалии сегодняшнего дня также свидетельствуют о том, что в условиях глобализации слияние исламистских радикальных течений рано или поздно происходит не на основе идеологии терроризма, а, как ни странно, на основе, прежде всего, культурных, исторических и религиозных тради- ций людей, исповедующих ислам. Поэтому традиции, культура и обычаи мусульман в КНР такие же как и у представителей му-
сульманских диаспор в субъектах ДФО России. На основании этого мы можем предположить, что, во-первых, данное слияние уже происходит, и в большей степени его контролирует и программирует китайская сторона через реализацию не только экономической составляющей плана освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, но, прежде всего, через развитие культурных, межконфессиональных и туристических связей с помощью китайских землячеств в России. Суть данной программы китайца- ми выражена достаточно витиевато: «взять
Амурскую область за основу», «оживить два глаза», «проложить две трассы» и «со- единить единую городскую гряду» [24], но расшифровывается просто - это закрытая надгосударственная система, прямой зада- чей которой является реализация необхо- димых КНР, прежде всего, экономических задач за счет России. Цель этой программы - создать на территории северо-восточных провинций Хайлунцзян, Цзилинь и Ляонин мощный территориальный хозяйственный комплекс, с которым будут неспособны конкурировать разобщенные между собой регионы Дальнего Востока, Забайкалья и Восточной Сибири. Поэтому прав, делая выводы в своей работе «Обеспечение ре- гиональной экономической безопасности» один из специалистов по проблемам ре- гиональной экономической безопасности Д. Л. Галиуллин: «... экономика Дальнево- сточного региона, ... даже в этом состоя- нии, слишком привлекательный аспект деятельности для различного рода транснациональных преступных групп ...» [25]. А в условиях активных процессов глобали- зации в «освоении» территорий и богатств Востока России участвуют не только эко- номические гиганты АТР, но и этнические организованные преступные группы (ОПГ). Последние довольно быстро находят общий язык не только с представителями больших «тигров» бизнеса АТР, но и с различного рода межгосударственными преступными
организациями (как пример, «Талибан»); во-вторых, может это звучит грубо, но это правда
- лозунги исламистов одинаковы, что у нас в России, что в СУАР.
Поэтому, если мы посмотрим на карту конфессионального мира России, то уви- дим, что китайский бизнес для реализа- ции своего плана выбрал те регионы ДФО России, где существуют исторически мощ- ные мусульманские сообщества и не менее мощные китайские землячества; в-третьих,
прав профессор Шелли, говоря о том, что: «Глобализация оказывается на руку пре- ступным сообществам. Террористы любых толкований и просто преступники переме- щают людей, деньги и товары в растущих потоках взаимодействия, обеспечивая превосходное прикрытие их настоящей деятельности, используя свою способность принимать в свои ряды новых членов, чтобы быть ближе к своим диаспорам, ко- торые могут оказывать им помощь любого вида» [26].
И последнее, пользуясь правом автора, хочется дать совет как христианам, так и мусульманам, хотя в научной литерату- ре это непринято. Но есть исключения из правил. Если наша страна строит демокра- тию, то необходимо христианам помнить, что наша великая Россия - это многонаци- ональное и многоконфессиональное госу- дарство. И поэтому христиане в своей деятельности должны избегать любого насилия (даже в словах), которого можно избежать (даже с такой благой целью как введение в курс школ истории православия). Мусуль- манам так же, как и христианам, необхо- димо научиться, прежде всего, жить по за- конам XXI века, а не по нормам VII века (в нашем светском государстве духовным лидерам разрешено рекомендовать, а не принимать административные решения на уровне глав субъектов РФ, как это было в Дагестане или в Карелии и распространять их через СМИ (27]). Данный совет пресле- дует одно -«... чтобы христианство и ислам не были сражающимися между собой кон- фессиями как на боевых, так и идеологи- ческих фронтах»[28].
Литература и источники:
1. Абдулатипов, Р. Г. Судьба ислама в Рос- сии: история и перспективы /Р. Г. Абдулати- пов. - М.
: Мысль, 2002. - С. 279.
2. Новоконов, В. А. Организованная преступ-
ность Дальнего Востока: общие и региональ- ные черты : учебное пособие / В. А. Новоконов. -Владивосток : Изд-во Дальневосточный уни-
верситет, 1998. - С. 157- 159.
3. Арапов, Д. Ю. Россияи мусульманский мир / Д. Ю. Арапов // Сборник Русского историче- ского общества. Т. 7. (№155) Россия и мусульман- ский мир. - М.: Русская панорама, 2003. -С. 13 ; Кобецкий, В. Д. Исследование динамики религиозности населения в СССР/ В. Д. Кобецкий // Атеизм. Религия. Современность: сборник статей по религиоведению и научному атеизму. -
А.: Наука, 1973. - С. 116-130; Медведка, С. В. О религиозной ситуации в современной России / С. В. Медведко, Е. С. Элбакян // Религиоведение. - 2002. -№ 2. - С. 104-110; Морозова, А. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / А. А. Морозова //Государство и право. - 1995. - № 3. - С. 88; Путинцев, Ф. М. Сектантство и антирелигиозная пропаганда / Ф.М. Путинцев. - М.
: Государственное антирелигиозное издательство, 1928. - С. 44-47.
4. Маркс, К. Успехи России на Дальнем Востоке : собрание сочинений. Т. 12 / К. Маркс, Ф. Энгельс.
- 2-е изд. - М. : Политиздат. - С. 641.
5. Алексеев, А. И. Освоение русского Дальнего Востока (конец XIX в. - 1917 г.) : монография / А. И. Алексеев, Б.Н. Морозов. - М. : Наука: Главная редакция восточной литературы, 1989. - С. 10-12; Баринов, А. О. Религия. Ислам: энциклопедия Забайкалья: Читинская область / А. О. Баринов. -Новосибирск : «Наука», 2002. - С. 216 - 219; Буганов, В. И. Мир истории: Россия в ХУІІ столетии / В. И. Буганов. - М. : Молодая гвардия, 1989. - С. 137-138, 150; Ишмухамедов, Д. Д. Ислам
- религия мира и созидания. Перспективы развития, диалог конфессий. Ислам на Дальнем Востоке / Д. Д. Ишмухамедов // Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий : науч. сб.
- Владивосток : Изд-во Дальневосточ. ун-та. -2002. - С. 57-64; Мотрич, Е. Л. Демография и миграционная политика в ДФО / Е. Л. Мотрич // Вестник ДВО РАН. - 2004. - № 6. - С. 101 - 110; Рыбаковский, Л. Л. Население Дальнего Востока за 150 лет / Л. Л. Рыбаковский. - М. : Наука, 1990. - С. 30.
6. Алексеев, А. И. Освоение русского Дальнего
Востока (конец XIX в. - 1917 г.) /А. И. Алексеев, Б. Н. Морозов. - М. : Главная редакция воточной литературы, 1989. - С. 7 - 10 ; Он же. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки: до конца XIX века / А. И. Алексеев, Б. Н. Морозов. - «Наука», 1982. - С. 147-159; Билим, Н. Н. История российского Дальнего Востока: государственно-правовой аспект : учебное пособие / Н. Н. Билим. - Хабаровск : ХВИ ФПС РФ, 2002. -С. 4-25 ; Торопов, А. А. Дальний Восток России: из истории системы управления / А. А. Топоров // Документы и материалы к 115-летию образования Приамурского генерал-губернаторства. -Владивосток. 1999. - С. 14-22 ; Дубинина, М. А. Эволюция административно-территориального устройства Дальнего Востока: история и
проблемы / М. А. Дубинина // Власть и управление на Востоке России. - 1998. - № 1. - С. 115-119; № 2.
- С. 127 - 135; Ткачева, Г. А. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке России в 20-30-е
годы XX века : монография / Г. А. Ткачева. -Владивосток. 2000. - С. 5-9.
7. Наволочкин, Н. Амур-река подвигов / Н. Наволочкин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Хабаровск : Кн. изд-во, 1971. - С. 296 -311.
8. Глинский, Д. Мусульмане России: обретение
политической объективности / Д. Глинский // Конституционное право: Восточноевропейское
обозрение. - 2002. - № 2. - С. 21.
9. Александров, В. А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.) / В. А. Александров. - Хабаровск : Кн. изд-во, 1984. - С. 11.
10. Алексеев, А. И. Освоение русскими людъми
Далънего Востока и Русской Америки: до конца XIX в. / А. И. Алексеев. - М. : «Наука», 1982. - С. 135-147; Залужская, Д. В. Транссибирская магистраль: ее прошлое и настоящее
(исторические очерки) / Д. В. Залужская. - М. : Мысль, 1980. - С. 12- 13; Кораблин, К. К. Становление и развитие системы пенитенциарных учреждений российского государства на территории Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX века (историкоправовое исследование) : монография / К. К. Кораблин. - Хабаровск : ДВИ менеджмента, бизнеса и права; ДВЮИ МВД России, 2002. - С. 110, 158 - 159, 190; Он же. Создание и развитие тюремной системы в Приамурском генерал-губернаторстве (вторая половина XIX - XX начало века) / К. К. Кораблин // Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях : периодический сборник научных трудов. - Выпуск
3, май 2003 г. - Хабаровск : ДВИМБП, 2003. - С. 9394.
11-12. Всеподданийший отчет Приамурского генерал-губернатора Духовского С. М. за 1893, 1894 и 1895 годы. - СПб., 1895. - С. 29. ГАХК. - № 2996.
13. Составлена автором по следующим
материалам: материалы Первой всеобщей
переписи населения Российской империи 1897 года / Под редакцией Н. А. Тройницкого. В 3-х тетрадях. Тетрадь 3 // Отчетные ведомости LXXY. Распределение населения по вероисповеданию и десяти возрастным группам. -СПб. : Издание Центрального статистического комитета ми- нистров внутренних дел, 1905. - С. 206 -211 ; Тетрадь2(последняя). - С. 52-53.
14. Жиромская, В.Б. Полвека под грифом «Секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года : монография / В. Б. Жиромская, И. Н. Киселёв, Ю. А. Поляков. - М. : Наука, 1996. - С. 25.
15. Сюкияйнен, А. Р. Российская власть и ислам / А. Р. Сюкияйнен // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. - М., 2001.
- № 4. - С. 767- 805.
16. Коваль, П. А. Хабаровский край: этнические перемены (по итогам переписи 2002г.) / П. А. Коваль // Социальная реальность в регио- нальном измерении : сборник статей аспиран- тов и соискателей. - Хабаровск : Изд-во Тихоо- кеан. гос. ун-та, 2006. -С. 47.
17. Составлена автором по следующим
материалам: Всесоюзная перепись населения 1937 г. : общие итоги : сборник документов и
материалов. - М. : РОССПЭН, 2007. -С. 118 - 121 (таблицы 18- 21); Всесоюзная перепись на- селения 1939 года : основные итоги / под ред. Ю. А. Полякова. - М. : Наука, 1992. -С. 60- 61 (Таблица 16) ; Итоги Всероссийской городской переписи 1923 года на Дальнем Востоке (на 13 мая 1923 г.). Серия 1. Выпуск 2: Население по на-
циональностям, полу и возрасту. - Чита, 1924. -С. 56- 64; Итоги Всесоюзной переписи населе- ния 1959г. СССР - сводный том. - М. : Госиздат ЦСУ, 1962. - С. 204 - 205 (таблица № 54); Ито- ги Всесоюзной переписи населения 1970 года. В 7-ми томах. Т. 4. - М. : Статистика, 1972. - С. 70, 74, 77, 91, 100, 102, 117, 150 (таблица № 6); Население в России в XX веке. В 3-х томах. Т. 1; 3. - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 21 (т. 1); 205 - 207 (т. 3); Национальный состав населения СССР: по итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат СССР. - М. : Финансы и статистика, 1991. -С. 51- 57; Национальный состав населения, владения языками и гражданство в Д ФО. Итоги Всероссийской переписи населения 2002г. // Стат. сб. -Якутск, 2005. -С. 41-45 ; Население Дальнего Востока от переписи до переписи: записки //Амурский облкомстат. -
Благовещенск, 2004. - С. 24, 25, 27, 28, 30 - 33, 35, 36 (таблицы №14- 23); Материалы Первой всеобщей переписи населения Российской импе- рии 1897 года / под редакцией Н. А. Тройниц- кого // Отчетные ведомости LXXV. Распреде- ление населения по вероисповеданию и десяти возрастным, группам. В 3-х тетрадях. - СПб. : Издание Центрального статистического комитета министров внутренних дел, 1905.. - С. 206 -211 (тетрадь 3 - последняя); С. 52 - 53 (тетрадь 2
- последняя) ; Краткая социальнодемографическая характеристика населения РСФСР (по данным. Всесоюзной переписи населения 1989 г.). В 4-х частях. Ч. 1. - М. : Республиканский информационно-издательский центр, 1991. -С. 36 - 43 ; Численность и состав на- селения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. - М. : Финансы и статисти- ка, 1984. -С. 71- 73 (таблица 13); С. 76- 101 (таблицы 15, 16) ; Численность и размещение населения по регионам ДФО. Итоги переписи населения 2002 г. // Статистический сборник. -Хабаровск, 2004. -С. 35-68.
18. Ламцов, М. Как «Хавала» деньги отмывала /М. Ламцов //Россія. - 2007. - М 11.
- С. 9 ; Павлов, В. В. Исламские банки в исламском финансовом праве / В. В. Павлов. - М., АНКИЛ, 2003. - С. 254 ; Хохлов, И. И. Тень и свет хавалы / И. И. Хохлов // Военно-промышленный курьер. - 2007. - М> 16 (182) от 25.04. - 8.05.07 г. -
С. 2.
19. Карапетян, М. Дальний Восток отдадут мусульманам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gazetanv.ru. [Дата обращения: 5.03.2008].
20. Новоконов, В. А. Организованная
преступность Дальнего Востока: общие и
региональные черты : учебное пособие / В. А. Новоконов.-Владивосток: Изд-во
Дальневосточный университет, 1998. - С. 101, 137, 142, 151.
21. Голубчиков, Ю. Н. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего /Ю. Н. Голубчиков, Р. А. Мнакацанян. - М. : Вече, 2005. - С. 386.
22. Энциклопедия нового Китая; пер. с англ. -
М. : Прогресс, 1989. - С. 36.
23. Чжао Аунгэн. Интересы безопасности
Китая и России и исламский фактор / Чжао Аунгэн // Международный терроризм и исламский экстремизм в оценке китайских политологов. Экспресс-информация М 10. - М. : РАН,
Институт Дальнего Востока. Центр научной информации и документации, 1999. - С. 43 ; Ши Шу Проблемы проникновения и начального этапа существования христианства и ислама
в китайской науке XX в. : автореф. на соискание уч. степени канд. филос. наук. - СПб. : СПб гос. университет, 2006. - С. 11.
24. Гольбрас, В. Г. Российско-китайские
отношения в процессе глобализации / В. Г. Гольбрас // Глобализация и крупные периферийные страны: научные доклады. - Вып. 1. - М.:
Международные отношения, 2003. - С. 233.
25. Галиуллин, Д. Л. Обеспечение региональной экономической безопасности : монография / Д. Л. Галиуллин. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2006. - С. 45.
26. Шелли Луиз Глобализация преступно- сти и терроризма / Шелли Луиз // Россия и АТР: проблемы безопасности, миграции и преступности : материалы международной НПК (3.07.2006 г.). -Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2007. - С. 33-39.
27. Просветова, В. Составлен «черный список» шоу-звезд / В. Просветова // Аргументы недели. -2007. - № 14 за 5-11 апреля. - С. 32 ; Петров, И. Борис Моисеев попросил защиты от мусульман /И. Петров // Тихоокеанская звезда. - 2008. - № 78. - С.
3.
28. Шмелев, С. Формирование толерантного отношения к православию в системе образова- ния / С. Шмелёв // Материалы окружной НПК: деятельность органов государственной власти и религиозных организаций на формирование толерантного сознания в межконфессиональных отношениях (31.03 - 1.04.2004г.). - Екатеринбург, 2004. - С. 58- 67.