СООБЩЕНИЯ
УДК 297 ББК 86.38
Александр Ярков, Алексей Старостин
МУСУЛЬМАНЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ В ПАНОРАМЕ ВЕКОВ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Аннотация: История появления в этом крае (до 2007 года - области) мусульман мало исследована, но заслуживает внимания хотя бы потому, что вместе с жителями Чукотки они раньше всех в мире проводят намаз и встречают рассвет.
Ключевые слова: Камчатка, мусульмане, ислам на Дальнем Востоке.
Можно лишь предполагать, что среди служилых людей, появившихся на берегах Охотского моря в ХУП-ХУШ веках, могли оказаться и мусульмане по рождению. Почему? Дело в том, что крещеным - выходцам из служилых татар, легче было устроить карьеру, да и элементарно выжить. А знание близкородственного - якутского, а через -контактёров с носителями других языков Северо-Восточной Азии, обеспечивало, как толмачам, вполне определённые
27
дивиденды2'.
Впервые Камчатская область возникла в 1803 году в составе Иркутской губернии, но самостоятельной
административной единицей Российской империи она объявлена в 1849 году. В момент образования включала всё дальневосточное побережье - от Чукотки до Амура, поэтому трудно вычленить количество мусульман, хотя они здесь были, в основном сосредоточенные в административном центре -
Верхнекамчатске. Затем этот пункт менял
27 Ярков А.П. О мусульманах (по происхождению
или убеждению) в конфессиональном
пространстве Камчатки // «...Во все концы достигнет россов слава»: мат. XXXIV Крашенниковских чтений. - Петропавловск-Камчатский. 2017. - С. 80-83.
свои наименования: Петропавловская Гавань (с 1812 года), а затем Петропавловск-Камчатский (с 1930 года)28.
Число мусульман, действительно, было скромным, но известно, что в годы Крымской войны солдаты и матросы -мусульмане вместе со всеми самоотверженно защищали
петропавловский порт от вражеской эскадры.
И здесь пришла пора рассказать об одном из героев той войны. В условиях доминирования православной религии многие мусульмане добровольно или вынужденно, но отказывались от религии предков. Нельзя их осуждать, но гордится их именами можно. Таким был Дмитрий Петрович Максютов (1832-1889) - контрадмирал, один из потомков касимовского мурзы Айдара Максютова, утверждённых в 1854 году в достоинстве князей татарских. Дмитрий Петрович получил образование в Морском кадетском корпусе. В 18531854 годах во время Крымской войны при обороне Камчатки он исполнял обязанность помощника капитана над Петропавловским портом и командиром 2-й батарей. За отличия по отражению нападения англо-
28 Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]. Т.
2. - Новосибирск, 2009. - С. 24-29.
французской эскадры отмечен орденом Святого Владимира IV степени с бантом, Святого Георгия IV степени. Примечательна миссия по завершении компании, когда распоряжением генерал-губернатора Восточной Сибири Д.П. Максютов откомандирован для доклада царю о Петропавловском сражении. В 1855 г. он уже капитан над Николаевским (на Амуре) портом, ставшим форпостом России на этой части Тихоокеанского побережья. Исполнял он даже должность Главного правителя российских владений в Америке и, увы, участвовал в их продаже. Но в г. Ситке до сих пор есть улица его
29
имени29.
Судьба Максютовых является примером ассимиляции и аккультурации касимовских татар, ставших знатными русскими князьями, почитаемыми на Дальнем Востоке и в Северной Америке.
Между тем в 1856 году - после окончания войны - область была упразднена, а территория включена в состав образованной Приморской области. Территория Камчатки неоднократно переподчинялась. Лишь в 1956 г. она вновь обрела самостоятельный статус, с 2007 года имея статус края. В его составе находится и Корякский (до 1977 года национальный) автономный округ, где число принадлежащих к ареалу исламской цивилизации (хотя бы по происхождению) мало: в 2002 году татары составляли там 0,9 %, но при общей численности населения в 25,2 тыс. чел.
Характер занятий многих жителей края - сезонный рыбный промысел и строительство. Это долго, как и ограничение въезда в пограничную зону, не способствовало появлению уммы. По данным начала ХХ века здесь проживал всего 31 мусульманин. О том, как им удалось сохранить религиозную идентичность, можно лишь догадываться. Обслуживание их духовных потребностей возлагалось на разъездных мулл, находившихся, в основном, на военной
29 Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период). - Петропавловск-Камчатский, 1992.
службе, как и значительная часть их паствы. Не способствовало увеличению её численности катаклизмы 1910-1920-х годов, затронувших и Камчатку.
Более значителен приток мусульман (учёт условен и возможен лишь по происхождению) в 1938-1939 годы, когда в судостроение и рыбное хозяйство были вложены не только средства (47,3 млн. руб.), но и людские ресурсы: в 1939 году там проживало 109,3 тыс. чел. Среди них оказалось немало вольнонаёмных татар и башкир из Поволжья. В условиях государственной монополии на идеологию число активно практиковавших мусульман среди них неизвестно, а из-за постоянной миграции трудно выявляемо. Единственное свидетельство - мусульманские участки и отдельные захоронения на кладбищах.
Экономические сложности
переходного времени привели к значительному оттоку населения, в том числе и тех, кто потенциально (учёт не проводился) мог пополнить умму, когда ослабли административные ограничения30. Так, если в 1959 году татары составляли 1,3 %, в 1989 году - 1,2 %, то в 2010 году лищь 1 % от общей численности населения края.
Впервые умма проявила себя в Петропавловске-Камчатском в 1991 году, когда татары и башкиры устроили молитвенный дом в микрорайоне «Звёздный». В 1999 году община вошла в структуру ДУМ АЧР, а местную организацию возглавил У. Усманов. Тогда же был заложен камень в основание мечети, хотя против строительства высказывались отдельные представители местного прихода Русской Православной Церкви31. Тем не менее, в 2000-е годы начато строительство мечети. Оно стало форсироваться при поддержке тогдашнего полпреда Президента РФ в
30 Сердюк М.Б., Дударенок С.М. Религиозная жизнь советского Дальнего Востока (1941-1954). - Владивосток, 2009.
31 Исламизация Дальнего Востока // «Дебри», 20 апреля 2007 года. URL: http://debri-dv.ru/article/584 (Режим доступа свободный)
Дальневосточном федеральном округе Камиля Исхакова, а финансово
способствовал принц Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд. Однако строительство тогда не было завершено. В общей сложности земля под строительство мечети дважды выделялась и
32
изымалась властями32.
Община, между тем, арендовала помещение в 116 м2 на первом этаже общежития по ул. Бохняка, 16. Но в июне 2012 году то помещение было продано. В настоящее время мусульмане собираются для молитвы в помещении площадью 60 м2 на втором этаже здания на территории производственной базы. С 2010 года председателем МРО «Религиозное объединение мусульман Камчатского края» в составе ДУМ АЧР является Б. Баширов, а имамом - Н. Хотжаев. Умма реально присутствует в духовном пространстве региона, что отражается в публичных
33
акциях33.
Особенность края - постоянный приток мигрантов, пребывающих не только из других регионов России и СНГ, как и отток ранее живших там. Это коснулось и традиционно сильного татаро-башкирского компонента уммы. Её сокращение на Камчатке на 60 % оказывает влияние на общую ситуацию.
Появилось пока неизученное, но опасное явление - корабельные, или трюмные, джамааты. Дело в том, что в дальневосточной акватории зачастую ходят рыболовецкие суда без портов приписки. Они появляются там от путины к путине, на очень короткий период времени, поэтому на них надзорные органы не обращают особого внимания. В экипажах этих судов на неквалифицированных судовых ролях есть мигранты. Никаких документов на них не оформляют, за ними никто не следит. Эта «черная рабочая сила»
32 Шульженко Н.В. Исламский фактор в социальных процессах на Дальнем Востоке России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. -Хабаровск, 2009.
33 Малашенко А.В., Старостин А.Н. Ислам на
российском Дальнем Востоке // «Россия в глобальной политике». - 2016. - № 4. - С. 196-214.
создает на борту трюмные джамааты, вовлекая туда остальных рыбаков. Долгое время «заточенные» на выявление «экстремистски заряженных гостей» с Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока, Пакистана, органы власти (как и ученые), как представляется, мало обращали внимание на то, что происходит с «приплывающими» из Юго-Восточной Азии. А там, как свидетельствуют СМИ, возникают свои «горячие точки».
Это не может не настораживать, ибо и эти страны стали одним из «необъявленных фронтов» борьбы экстремистских сил против мира и здравого смысла. На фоне отрицательного отношения подавляющего большинства местных мусульман к идеям и действиям радикально настроенных единоверцев, необходимо отметить и настораживающие явления, свидетельствуя: умма вошла в очередной поворот извилистого пути трансформации, пытаясь найти «ответ» на «вызов» времени.
При этом однозначно понятое отдельными людьми суждение из Корана и Сунны приносило печальные плоды для них и безопасности страны. Например, 30 октября 2012 года городской суд Петропавловска-Камчатского удовлетворил иск областной прокуратуры о признании
34
одного из сайтов экстремистским34. Представляла опасность отмеченная правоохранительными органами практика сращивания радикально настроенных верующих и криминала.
Понятия традиционный ислам и ваххабизм вошли в оборот у верующих, хотя не всегда его верно классифицируя, тем самым ещё более (нежели в административном плане) раскалывая умму. Между тем основополагающий признак современного культурного пространства -именно диалог (через людей) светского государства и религиозных объединений.
Общее количество в Камчатском крае представителей этносов, предки
34 Минченко Т.П. Религиозные особенности реализации права на свободу совести на примере Камчатки // «Религиоведение». - 2009. - № 1. -С. 159.
которых исповедовали ислам, составляет 13 204 (4,1 % от общего числа постоянных жителей)35. Эти показатели не отражают подлинную религиозность современников, тем более временных жителей.
Сценарии развития уммы на Камчатке могут развиваться по-разному. В случае, если не будут найдены пути разрешения проблем, то по мнению П. Хэммонда это грозит превращением региона в «Дар-аль-ислам» («дом», «земля ислама»), где, якобы, «наступит полный мир», поскольку все станут мусульманами, а Коран - единственным писанием и руководством к действию. История ислама в любом регионе земного шара, в том числе и на Камчатке, свидетельствует о невозможности «простого» решения сложных вопросов бытия.
Иные случаи из местной практики имеют и международный резонанс. Так, в 2002 году правоохранительными органами задержан И.-Ш.А. Хасуханов, который до 1997 года в г. Вилючинске проходил службу на флоте в звании капитана 2-го ранга и в должности заместителя командира атомной подводной лодки по воспитательной работе. После увольнения из армии назначен Асланом Масхадовым на одну из должностей в вооруженных силах Ичкерии. При аресте Хасуханова был обнаружен план по захвату боевиками, с целью ядерного шантажа, атомной подводной лодки на одной из военно-морских баз.
Оценивая усилия радикальных сил, важно определить направления
противодействия: это не только идеи (иными лишь прикрывались), но и методы вербовки, контроля сознания, действия (в т. ч. противоправные), к «которым побуждаются адепты». На иных, как обладателей интеллекта и харизмы, рассчитывали салафиты, направляя «шахидами».
35 Камчатский край // «Мусульмане России»: официальный сайт ДУМ РФ. URL:
http://www.dumrf.ru/regions /41/history (Режим доступа свободный)
Напротив, ценна жизнь единоверцев для приверженцев адатного (в сибирском варианте) ислама. Традиционно в региональной умме авторитетно мнение пожилых, у которых велико неприятие радикализма. Их отношение к исламу как к внутреннему духовному состоянию, личному отношению с Аллахом, а не жесткому соблюдению норм («шариат - в сердце») признан улемами правомерным.
Нет цели утверждать, что региональный вариант исповедания «миролюбивее» традиций, которых придерживаются мусульмане в других регионах мира. Но в противодействии радикализму мусульмане нашли
«лекарство» - общероссийские и местные обычаи, которые необходимо уважать приезжим и знать молодым.
Источники и литература:
1. Исламизация Дальнего Востока // «Дебри», 20 апреля 2007 года. URL: http://debri-dv.ru/article/584 (Режим доступа свободный)
2. Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]. Т. 2. - Новосибирск, 2009. - С. 24-29.
3. Камчатский край // «Мусульмане России»: официальный сайт ДУМ РФ. URL: http://www.dumrf.ru/regions /41/history (Режим доступа свободный)
4. Малашенко А.В., Старостин А.Н. Ислам на российском Дальнем Востоке // «Россия в глобальной политике». - 2016. -№ 4. - С. 196-214.
5. Минченко Т.П. Религиозные особенности реализации права на свободу совести на примере Камчатки // «Религиоведение». - 2009. - № 1. - С. 159.
6. Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период). -Петропавловск-Камчатский, 1992.
7. Сердюк М.Б., Дударенок С.М. Религиозная жизнь советского Дальнего Востока (1941-1954). - Владивосток, 2009.
8. Шульженко Н.В. Исламский фактор в социальных процессах на Дальнем Востоке России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Хабаровск, 2009.
9. Ярков А.П. О мусульманах (по происхождению или убеждению) в конфессиональном пространстве Камчатки // «...Во все концы достигнет россов слава»: мат. XXXIV Крашенниковских чтений. -Петропавловск-Камчатский. 2017. - С. 8083.