Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»'

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БАКАЛАВР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Евгения Валерьевна, Хаустов Сергей Леонидович

Целью исследования является выявление и обоснование муниципального фактора, именно его территориальной основы, влияющей на формирование компетенции бакалавров, их профессиональной деятельности по направлению подготовки «Юриспруденция» в условиях глобализации и развития всесторонних производственных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Евгения Валерьевна, Хаустов Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL FACTOR INFLUENCING THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF BACHELORS IN THE FIELD OF TRAINING "JURISPRUDENCE"

The purpose of the study is to identify and substantiate the municipal factor, namely its territorial basis, affecting the formation of the competence of bachelors, their professional activity in the field of Law in the context of globalization and the development of comprehensive industrial relations.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_31 УДК 340.1

МУНИ ЦИПАЛЬНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» THE MUNICIPAL FACTOR INFLUENCING THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF BACHELORS IN THE FIELD OF TRAINING "JURISPRUDENCE"

НАУМОВА Евгения Валерьевна,

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 453103, Россия, г. Стерлитамак, проспект Ленина, 49. E-mail: naumova.evg@mail.ru;

ХАУСТОВ Сергей Леонидович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и общетехнических дисциплин Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 453103, Россия, г. Стерлитамак, проспект Ленина, 49. E-mail: s.l.khaustov@strbsu.ru;

NAUMOVA Evgeniya Valeryevna,

Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law Sterlitamak branch of the Bashkir State University. 49 Lenin Avenue, Sterlitamak, 453103, Russia. E-mail: naumova.evg@mail.ru;

KHAUSTOV Sergey Leonidovich,

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Technology and General Technical Disciplines Sterlitamak branch of the Bashkir State University. 49 Lenin Avenue, Sterlitamak, 453103, Russia. E-mail: s.l.khaustov@strbsu.ru

Краткая аннотация: целью исследования является выявление и обоснование муниципального фактора, именно его территориальной основы, влияющей на формирование компетенции бакалавров, их профессиональной деятельности по направлению подготовки «Юриспруденция» в условиях глобализации и развития всесторонних производственных отношений.

Abstract: the purpose of the study is to identify and substantiate the municipal factor, namely its territorial basis, affecting the formation of the competence of bachelors, their professional activity in the field of Law in the context of globalization and the development of comprehensive industrial relations.

Ключевые слова: юриспруденция, муниципальный фактор, педагогические условия, бакалавр, глобализация, профессиональное образование, компетентность.

Keywords: jurisprudence, municipal factor, pedagogical conditions, bachelor's degree, globalization, professional education, competence.

Для цитирования: Наумова Е.В., Хаустов С.Л. Муниципальный фактор, влияющий на формирование компетенции бакалавров по направлению подготовки «юриспруденция» // Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 31-33. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_31

For citation: Naumova E. V., Khaustov S.L. The municipal factor influencing the formation of the competence of bachelors in the field of training "jurisprudence"//Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 31-33. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_31.

Статья поступила в редакцию: 23.08.2022

В настоящее время вопрос формирования компетенции бакалавров, их профессиональной деятельности по направлению подготовки «Юриспруденция» может рассматриваться в ключе различных факторов: федерального, политического, уровня субъекта Федерации, муниципального.

Основываясь на муниципальном факторе, влияющем на определение понятия и структуры компетентности можно выделить следующие ее составные элементы с учетом юридической специфики:

1. Гносеологическая сторона компетентности - наличие определенных знаний, необходимых для осуществления профессиональных функций, постоянное их пополнение и обновление, совершенствование. Современный юрист, желающий быть профессионалом своего дела и быть конкурентоспособным, должен следить за новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки, а главное практики, которые относятся к его профессиональной деятельности;

2. Нормативная сторона компетентности - это некий объем полномочий, включающий права и обязанности юриста

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 10(214)

или должностного лица, которые установлены законом или уставными документами данного органа (организации), это означает, что «юрист должен действовать в рамках своеобразных алгоритмов поведения» [2, с. 31 ];

3. Функциональная сторона компетентности - это способность юриста выполнять профессиональные обязанности, опираясь на правовой опыт - личный, коллективный, территориальный.

К личному опыту юриста можно отнести те правовые знания и конкретные юридические навыки, умения, усвоенные конкретным юристом на практике. Коллективный опыт можно представить, как результат правовой деятельности коллектива. Территориальный опыт представляет собой совокупность результатов в правовой деятельности отдельного юриста либо коллектива, которая сосредоточена в пределах определенной территории (например, в пределах конкретного города, микрорайона, поселка, села). К личностной стороне компетентности можно отнести личностную оценку юристом предназначения своей профессии и своей роли в ней, оценку своих профессиональных качеств, способностей, немаловажным является и способность к самокритичности и анализу своих профессиональных качеств. Компетентность позволяет определить соответствие юриста занимаемой должности, сфере деятельности. Причем компетентность не является неизменяемым компонентом профессиональной деятельности, определенной один раз и на всю последующую профессиональную деятельность. Компетентность юриста зависит от конкретных практических задач, которые он решает в процессе своей профессиональной деятельности, а также от сферы деятельности юриста (правоохранительные органы, адвокатура, предприятие).

В любой сфере деятельности, также как и для юридической, важным для повышения профессиональной компетентности является переподготовка специалиста, связанная с переходом на смежную работу или с повышением. Специалистам ряда отраслей (медицина, педагогика), к которым относится и юриспруденция, с целью повышения профессиональной компетентности важным является элемент самосовершенствования, требующий изучения и пополнения своих знаний путем самостоятельной исследовательской и научной работы. Формирование профессиональных компетенций - это целенаправленный специально организованный педагогический процесс, ведущий к регуляции деятельности и отношений бакалавров. Через обучение устанавливается взаимодействие преподавателей и бакалавров. Особое значение, безусловно «отдается и самостоятельной работе, особенно в условиях современного обучения» [3, с. 300]. Формирование профессиональных компетенций представляет собой процесс формирования профессионально значимых качеств, обусловленных особенностями будущей профессии и необходимостью возникновения устойчивых механизмов поведения и деятельности [6, с. 51]. Целью формирования у бакалавров профессиональных качеств является достижение соответствия интересов, моральных мотивов, помыслов, поступков, поведения бакалавров требованиям их будущей повседневной практической работы по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, оказании юридической помощи населению и другое. Можно выделить несколько уровней формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» в процессе обучения муниципальному праву, каждый из которых содержит ряд характерных для данного уровня показателей [1, с. 20].

I уровень - личностно-ориентированный. Данный уровень характеризуется формированием общих, базовых качеств личности, независимо от конкретной профессии (Закон Российской Федерации «Об образовании).

II уровень - конкретизированный. Требования к профессиональной подготовке бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция») [4, с. 20-23].

III уровень - специализированный - отражает профессиональные качества, необходимые специалистам конкретных направлений юридической деятельности: сотрудников правоохранительных органов, адвокатов (Закон «О полиции», Кодекс чести, Присяга, Кодекс профессиональной этики адвоката, др.)

IV уровень - практический. Профессионально важные качества, которые определены в результате исследовательских и экспериментальных работ практиков. Первый уровень отражает специфику современной социальной ситуации, определяет всю образовательную политику и ориентирует на те общественные ценности, которые должны быть присущи обучаемому любого профиля как личности. Они отражены в Законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье. Следующий уровень определяет конкретные направления деятельности специалистов и гарантирует необходимое качество их профессиональной подготовленности. Третий уровень профессиональных требований отражает специфику профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных орга-

нов, адвокатов, нотариусов, юристов предприятий и государственных служащих.

Требования к сотрудникам внутренних дел изложены в нормативных актах Министерства внутренних дел РФ, в Законе «О полиции», Присяге и других. В целом, в данных документах особое внимание уделяется таким профессиональным качествам сотрудников, как нравственность, гражданская ответственность за соблюдение норм морали, неподкупность, верность Присяге и долгу, умение противостоять влиянию агрессивной противоправной среды, личная смелость, воля, человечность и другие. Согласно Кодексу профессиональной этики адвокат должен честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус должен исполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с законом и совестью, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку. Практический уровень профессиональных требований базируется на изучении структуры профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Уровень этих требований можно выявлять с помощью экспертного опроса и анализа деятельности профессионалов, имеющих большой опыт работы. Экспертный опрос профессионалов-практиков ОВД показывает, что они выделяют значимость следующих профессиональных качеств: профессиональная наблюдательность, уравновешенность, самообладание, решительность, уверенность в себе, умение общаться, решать конфликты и др. Именно они отражают специфику профессиональных качеств сотрудников, их необходимо учитывать при разработке квалификационных характеристик. Именно этот уровень профессиональных требований нуждается в постоянном научном исследовании и изучении с целью создания синтезированной конкретной квалификационной модели бакалавров [5, с. 156-159].

Анализ вышеприведенных требований и стандартов, предъявляемых к юристам различных профилей, позволяет выделить качества, необходимые для юристов любых направлений профессиональной деятельности: высокоразвитое чувство ответственности, долга, чести; обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу; требовательность к себе, честность, неподкупность, совестливость, моральная устойчивость; хорошо развитый интеллект, находчивость, познавательная пытливость, сообразительность; умение связанно, логично, четко и точно излагать свои мысли; активность, организованность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, способность к самомобилизации.

Библиография:

1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 20.

2. Бойко Н.Н. Профессиональная деформация личности юриста и способы ее предотвращения // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник трудов по итогам работы научно-практического семинара / Отв. ред. Е.С. Косых. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. С. 31-34.

3. Иванцова Г.А., Усманова Р.М. Cамостоятельная работа студентов в условиях модернизации высшего образования // Модернизация высшего образования в России: опыт истории и векторы развития. Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Чанбарисова Шайхуллы Хабибулловича, первого ректора БашГУ. Уфа: БашГУ, 2016. С. 300-307.

4. Наумова Е.В. Компетентностный подход в современном аспекте формирования профессиональной компетенции бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе: сборник научных статей по материалам VI Республиканской научно-практической конференции, посвященной Дню юриста / Отв. ред. Р.М. Усманова. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. С. 20-23.

5. Наумова Е.В. Исторический анализ становления профессии «Юриспруденция» // Актуальные вопросы техники и технологии: сборник материалов IV Международной заочной научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов / Отв. ред. С.Ю. Широкова. Уфа: БашГУ, 2018. С. 156-159.

6. Наумова Е.В. Система компетентносного подхода в формировании профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Инновационные внедрения в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования "Эвенсис". Н.Новгород, 2017. С. 51.

References:

1. Andreev V.I. Competitiveness: training course for creative self-development of competitiveness. Kazan: Center of Innovative Technologies, 2004. p.20.

2. Boyko N.N. Professional deformation of a lawyer's personality and ways to prevent it // Law and the state: history and modernity, prospects for development: a collection of works based on the results of the scientific and practical seminar / Ed. by E.S. Kosykh. Sterlitamak: Sterlitamak branch of BASHGU, 2018. pp. 31-34.

3. Ivantsova G.A., Usmanova R.M. Independent work of students in the conditions of modernization of higher education // Modernization of higher education in Russia: the experience of history and vectors of development. International scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of Chanbarisov Shaikhulla Habibullovich, the first rector of BASHGU. Ufa: Bashgu, 2016. pp. 300-307.

4. Naumova E.V. Competence approach in the modern aspect of the formation of professional competence of bachelors in the field of training "Jurisprudence" // Actual problems of state and law at the present stage: a collection of scientific articles based on the materials of the VI Republican scientific and practical conference dedicated to the Day of the lawyer / Ed. by R.M. Usmanov. Sterlitamak: Sterli-Tamak branch of BASHGU, 2017. pp. 20-23.

5. Naumova E.V. Historical analysis of the formation of the profession "Jurisprudence" // Actual issues of technology and technology: a collection of materials of the IV International correspondence scientific and practical conference of graduate students, undergraduates and students / Ed. S.Yu. Shirokova. Ufa: BASHGU, 2018. pp. 156-159.

6. Naumova E.V. The system of competence-based approach in the formation of professional competence of a bachelor in the field of training "Jurisprudence". Innovative implementations in the field of pedagogy and psychology collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference. Federal Center of Science and Education "Evensis". N.Novgorod, 2017. p. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.