ВЕДУЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
НАУМОВА Евгения Валерьевна,
старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: naumova.evg@mail.ru;
ХАУСТОВ Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и общетехнических дисциплин Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». E-mail: s.l.khaustov@strbsu.ru
Краткая аннотация: Целью исследования является выявление и обоснование педагогических противоречий, между динамично изменяющимся правовым полем в юридической практике и недостаточно высоким уровнем подготовки бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» в условиях глобализации и развития всесторонних производственных отношений, а так же между требованиями к бакалаврам по направлению подготовки «Юриспруденция», способными осуществлять профессиональную деятельность в многогранном спектре юридической практики, и несоответствующим этим требованиям уровнем сформи-рованности профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».
Abstract: The purpose of the study is to identify and substantiate pedagogical contradictions, between a dynamically changing legal field in legal practice and an insufficiently high level of bachelors training in the Jurisprudence training field in the context of globalization and the development of comprehensive production relations, as well as between requirements for bachelors in the training direction "Jurisprudence", capable of carrying out professional activities in a multi-faceted spectrum of legal practice, and inappropriate m this requirement level of development of professional competence of the bachelor's degree in the direction of preparation "Jurisprudence".
Ключевые слова: юриспруденция, педагогические условия, бакалавр, глобализация, профессиональное образование, компетентность.
Keywords: jurisprudence, pedagogical conditions, bachelor, globalization, vocational education, competence.
Постоянное наблюдение за востребованностью бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» на современном рынке труда показывает, что наиболее востребованными и высокооплачиваемыми среди представителей этой профессии являются бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», обладающие высоким уровнем профессиональных компетенций.
Основными направлениями работы бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» является осуществление следующих видов профессиональной деятельности: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-кон-сультационная, педагогическая, в рамках предприятия, осуществляющего профессиональную деятельность.
Перемены в общественно-финансовой области всколыхнули потребность модернизации концепции высшего образования, в каком месте одним с первейших вопросов считается большая компетентность бакалавров согласно направленности подготовки ««Юриспруденция». Концепция и практическая деятельность профессионального образования бакалавров согласно направленности подготовки
«Юриспруденция» свидетельствуют в таком случае, то что результативность нынешнего образования в существенном уровне находится в зависимости от того, в какой степени оно подробно отображает в способах, конфигурациях, содержании преподавания и обучения, и условия, какие к нему предъявляются нынешней наукой, техникой и окружением в полном, в какой степени согласно направленности подготовки «Юриспруденция» отвечает уже после завершения университета социальному заказу, в каком месте один из основных условий считается большая степень высококлассной компетентности [1, с. 20]. Значимой целью агентов работодателя считается большая степень качественного свойства образования бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция, равно как итог соотношения высококлассных, общественных и индивидуальных свойств бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция», соответствующих нуждам нынешнего сообщества, страны, а кроме того самого выпускника. Более значимым обстоятельством осуществлении установленных вопросов высококлассного развития бакалавров согласно направленности
подготовки «Юриспруденция» считается проникновение элементов последующую триаду: «дисциплина - профессиональное образование - изготовление». Присутствующая в данной схеме в нынешних обстоятельствах составная часть «изготовление» проявляет значительное воздействие на условия, предъявляемые к бакалаврам согласно направленности подготовки «Юриспруденция».
Преобразование высшего образования кроме того показывает потребность развития высококлассной компетентности бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция», то что переводит концепцию высшего образования в высококачественную новейшую степень, отображающую условия нынешнего работодателя. Использование в ходе преподавания подобных конфигураций и способов, какие содействуют развитию специальной компетентности бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция», имеющих никак не попросту познания, умения и способности, однако и безупречно значимыми личностными качествами с целью более результативной реализации собственных специальных обязательств.
Успешность постановления установленных специальных вопросов находится в зависимости с свойства специальной подготовленности бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция», степени его высококлассной компетентности [2, с. 14]. Находясь в процессе направления на передачу педагогами, призывающими обучающихся репродукции отделанных познаний, заключений, законов, основ, классические фигуры преподавания лишились собственной значимости. В сегодняшнем периоде активно формирующегося сообщества всей полнотой появляется очевидная потребность в создании специальной компетентности бакалавра согласно направленности подготовки «Юриспруденция» страной, нанимателем, а кроме того лично обучающимися и их отца с матерью. В первый раз слово «компетентный профессионализм» начал использоваться в 70-е гг. XX века в США, то что существовало сопряжено с задачами установления безупречно-важных свойств эффективного персонала в предпринимательской области.
Компетентный профессионализм рассматривался в свойстве независимого многоцелевого образующего каждой специальности. Категория компетентных полномочий в концепции западного образования и на сегодняшний день захватывает основную
роль [3, с. 20]. Фактор подобной длительной заинтересованности к этому суждению состоит в последующем: главным условием считаются перемены, случившиеся в рабочий и административной областях. Информатизация нынешнего сообщества повергла к возникновению справочно-законных технологий и значительного размера регулярно обновляющихся законный данных, то что обретает собственное отображение и в ежедневном существовании, и в финансовой жизнедеятельности сообщества в полном объеме. В взаимосвязи с данными за период 84 месяцев изменяется около 50% перечня нужных и важных специальностей, и индивиду требуется вплоть до 5 один раз изменять роль деятельности, или переобучаться. В сформировавшихся условиях первенствующим с целью эффективного высококлассного увеличения бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция» считается никак не познания и мастерство, затверженные принципы, освоенные в рамках абстрактных направлений в тренировочных заведениях, а способность разбираться в больших струях высококлассной данных, мастерства функционировать в быстроменяющихся обстоятельствах, мастерства без помощи других дополнять собственные познания, применяя инновационные основы адвокатских познаний [9, с. 51].
Таким образом, роль бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция» с превосходными познаниями и исполнительностью захватывает работник самостоятельный, независимый в принятии заключений, который может идти к самообразованию, к необычному заключению в новейших появившихся условиях, общительный, который может быть участком коллективного труда, владеющий умениями регулировать, а кроме того способный передавать возможности и т.д. Сегодняшний биржа работы выставляет новейшие условия к концепции преподавания и обучения бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция» [7, с. 147]. Поэтому компетентностный аспект базируется никак не в повышении познаний (данных) у бакалавров согласно направленности подготовки «Юриспруденция», а в развитие их высококлассной компетентности.
Рассмотрим, как раскрывается понятие «профессиональная компетентность». В соответствии с глоссарием терминов Европейского фонда образования оно определяется как:
- способность делать что-либо хорошо или эффективно;
- соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
- способность выполнять особые трудовые функции.
1. Европейским фондом образования компетентный профессионализм рассматривается с 2-ух краев: равно как индивидуальная оценка и равно как составная часть высококлассной работы, этих компонентов, требуемых с целью эффективной реализации трудящийся функции. Более существенная «в множестве актуальных областей и предназначающаяся задатком актуального преуспевания и результативного функционирования сообщества» компетентный профессионализм называют главным аспектом. В связи сданной позицией предполагаются многоцелевые мастерства, возможности, требуемые бакалавру согласно направленности подготовки «Юриспруденция» с целью постановления и решения трудных обстановок в адвокатской области, в таком случае безупречно-важное свойство, что содействует достижению итогов равно как в индивидуальной, таким образом и в высококлассной области в регулярно модифицировающихся нынешних обстоятельствах. При осуществлении ключевых течений Болонских договоров в рамках евро плана «Настраивание образовательных строений» существовало установление двухуровневое формирование (бакалавриат и магистратура) [8, с. 239]. В следствии проделанного изучения, в котором приняли содействие СТО институтов с 16 государств, принявших Бо-лонские договора, существовали обозначены 3 группы компетенций. В нашей преподавательской концепции компетентный профессионализм рассматривается равно как возможность и стремление регулировать проблемы с познанием процесса, содержащий обширный (понимание) и процессуальный (способность) элементы и допускающий понимание сущности трудности и способность её регулировать. Ученые разношерстно трактуют эту категорию. В.С.Безрукова под высококлассной компетентностью подразумевает «обладание познаниями и умениями, дозволяющими излагать безупречно квалифицированные предложения, оценки, взгляды». Э.Ф.Зеер и О.Н.Шахматова пишут, что высококлассная компетентность предполагает комплекс высококлассных познаний и умений, а кроме того методы исполнения высококлассной работы» [4, с. 239]. Э.Ф.Зеер, О.Н.Шахматова и В.М.Шепель полагают, что компетентный профессионализм - один с эле-
ментов мастерства, в текстуре коего акцентируются: компетентная нужность, компетентная годность, компетентная удовлетворение, высокопрофессиональный результат. В.Толочек анализирует высококлассный профессионализм равно как познания, просвещенность, возможности, высококлассную подготовку, обеспечивающую полное понимание процесса, создания исполняемой деятельность, трудных взаимосвязей явлений и действий, вероятных методов и денег свершения полнее, вероятность единого расклада к осуществлению должностных обязательств. Разнообразные создатели, предлагая свое представление высококлассной компетентности, устанавливают скелетные элементы данного определения. Таким образом, П.Н.Осипов анализирует в свойстве ключевых частей высококлассной компетентности:
1. Общественно-законную - познания и мастерство в области взаимодействия с народами, социальными институтами, обладание способами высококлассного общения и поведения.
2. Особый профессионализм равно как подготовка к независимому осуществлению определенных типов высококлассной работы, способность регулировать фактические проблемы, производить оценку итоги своего труда, умение самообразования.
3. Личный профессионализм - умение к непрерывному высококлассному увеличению квалификации, осуществлении себя в высококлассном труде.
4. Аутокомпетентность - соответственное понимание о собственных общественно-профессиональных свойствах и обладание технологиями преодоления высококлассных деструкций. И.Г. Дровни-кова и Е.Г.Гончарова, обобщив работы академических ученых в сфере высококлассной компетентности, нормативные акты правоохранительных организаций, практичный навык работников подразделений ОВД, показали собственные элементы высококлассной компетентности бакалавров: общепрофессиональные; намеренно-высококлассные, какие, согласно их суждению, предполагают собою комплекс последующих данных: мотивационно-ценностных, по-знавательно-регуляторных, общественно-коммуникативных, собственнолично-личных.
А.К.Марковой были выделены следующие виды профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная. По ее мнению, специальная (деятельностная профкомпе-тентность) характеризуется владением профессиональной деятельностью на оптимально высоком
профессиональном уровне, включая наличие и специальных знаний, и умение применить их на практике. Социальная характеризуется владением способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, которые приняты в профессиональном сообществе. Личностная - способами самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации. Индивидуальная характеризуется владение приемами саморегуляции, готовностью к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Одним из ключевых компонентов профессиональной компетентности по мнению А.К.Марковой, является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их на практике. Профессиональная компетентность по мнению М.А. Чошанова представляет собой интегративное понятие, включающее следующие компоненты: мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления. Исследуя понятие и раскрывая структуру профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция», большинство исследователей обращают вни-
Библиография:
мание на личностный компонент данного понятия. Профессионально компетентным признается такой труд бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».
Необходимой ступенью в эффективности формирования профессиональной компетентности в образовательном процессе является реализация принципа межпредметной дифференциации и систематизации элементов профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» в высшей школе, предполагающего упорядоченное влияние каждого значимого тематического элемента изучаемых тесно взаимосвязанных и взаимопроникающих (устойчивые межпредметные связи) дисциплин на структурные компоненты подготовки бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» в высшей школе. Важное место в процессе формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» в высшей школе занимает принцип взаимной дополняемости образовательных областей и ориентация на современные инновационные методы обучения.
1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
2. Андреев В.Л. Классификационные построения в экологии и систематике. - М.: Наука, 1980.
3. Беликова Е.В., Битаева, О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. -
160 с.
4. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. - 2003.
- №4.
5. Иванцова Г.А. Внешние и внутренние формы проявления глобализации в праве // Право и практика. - 2018. - № 2.
- С. 10-15.
6. Иванцова Г.А. История и методология юридической науки: учебно-методическое пособие для магистрантов очной и заочной форм обучения юридического факультета. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. - 167.
7. Калмыков A.A. Психологические особенности образовательных трансакций в виртуальной среде // Школьные технологии. - 2000. - № 3. - С. 147-151.
8. Наумова Е.В. Правовое регулирование процедуры банкротства (несостоятельности) налогоплательщиков-организаций. В сборнике: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers "THE UNIFICATION OF ECONOMISTS AND LAWYERS-IS A KEY TO THE NEW STAGE OF DEVELOPMENT" ISAE "Consilium". 2013. - C. 239.
9. Наумова E.B. Сущность профессиональной компетенции по направлению подготовки «Юриспруденция» // Знание. - 2017. - № 1-3 (41). - С. 69-72.