Научная статья на тему 'УРОВНИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ"'

УРОВНИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БАКАЛАВР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / JURISPRUDENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / BACHELOR / GLOBALIZATION / VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Евгения Валерьевна, Хаустов Сергей Леонидович

Целью исследования является выявление и обоснование педагогических противоречий, между динамично изменяющимся правовым полем в юридической практике и недостаточно высоким уровнем подготовки бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» в условиях глобализации и развития всесторонних производственных отношений, а так же между требованиями к бакалаврам по направлению подготовки «Юриспруденция», способными осуществлять профессиональную деятельность в многогранном спектре юридической практики, и несоответствующим этим требованиям уровнем сформированности профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS, CHARACTERISTIC OF THE PROFESSIONAL STAGE OF BACHELOR'S TRAINING IN THE DIRECTION OF TRAINING LAW

The aim of the study is to identify and justify pedagogical contradictions, between the dynamically changing legal field in legal practice and the insufficient level of bachelor's training in the field of "Jurisprudence" training in the context of globalization and the development of comprehensive industrial relations, As well as between the requirements for bachelor's degrees in the direction of training "Jurisprudence, " Able to carry out professional activities in a multifaceted range of legal practice, and the inadequate level of professional competence of the bachelor in the field of training "Jurisprudence".

Текст научной работы на тему «УРОВНИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ"»

УРОВНИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

НАУМОВА Евгения Валерьевна,

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (БашГУ). E-mail: naumova.evg@mail.ru;

ХАУСТОВ Сергей Леонидович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и общетехнических дисциплин Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (БашГУ). E-mail: s.l.khaustov@strbsu.ru

Краткая аннотация: Целью исследования является выявление и обоснование педагогических противоречий, между динамично изменяющимся правовым полем в юридической практике и недостаточно высоким уровнем подготовки бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» в условиях глобализации и развития всесторонних производственных отношений, а так же между требованиями к бакалаврам по направлению подготовки «Юриспруденция», способными осуществлять профессиональную деятельность в многогранном спектре юридической практики, и несоответствующим этим требованиям уровнем сформиро-ванности профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

Abstract: The aim of the study is to identify and justify pedagogical contradictions, between the dynamically changing legal field in legal practice and the insufficient level of bachelor's training in the field of "Jurisprudence" training in the context of globalization and the development of comprehensive industrial relations, As well as between the requirements for bachelor's degrees in the direction of training "Jurisprudence, " Able to carry out professional activities in a multifaceted range of legal practice, and the inadequate level of professional competence of the bachelor in the field of training "Jurisprudence".

Ключевые слова: юриспруденция, педагогические условия, бакалавр, глобализация, профессиональное образование, компетентность.

Keywords: Jurisprudence, pedagogical conditions, bachelor, globalization, vocational education, competence.

Более яркие вопросы качества образования - это переход к вариативной системе образования, диверсификация образовательных учреждений, появление рынка учебной литературы, легитимация торга просветительных услуг, информатизация концепции создания, увеличение количества высших образовательных учреждений (в первую очередь в целом -негосударственные просветительные института), снижение размеров экономного финансирования муниципальных обязательных учреждений.

Современный период глобализации предъявляет все без исключения новейшие условия, концепции улучшения высшего образования. Высшее профессиональное образование обязано предельно отвечать условиям, порожденным разноплановыми действиями глобализации, также быстрого научно-технического, информативного формирования сообщества. Базой возведения новейшей концепции на образование в нашей российской системе высшего образования на сегодняшний день, равно как установлено, считается связь классических также инноваторских раскладов по воспитанию студенческого молодого поколения, в том числе бакалавров общественной деятельности.

Формирование необходимых профессиональных и общекультурных компетенций бакалавров происходит на фоне значительных перемен не только форм, уровней, но и содержания самого учебного процесса. Таким образом, характерной особенностью нынешней образовательной концепции является трансформация от государственного формирования содержания образования к включению в эту систему новых нюансов также соучастников, во частности нанимателей. Соединение стараний причастных субъектов в решении мультифакториаль-

ных вопросов создания качественного высшего образования, с одной стороны, позволяет соединить концепцию с опытным путем, предельно приспособить познания также умения, приобретенные студентом в институте к обстоятельствам определенного института, компании, компании.

Рассмотрение параметров развития высшего образования в РФ с позиции мотивационного критерия позволяет выделить следующие уровни:

Высокий уровень, характерный для профессионального этапа подготовки бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» государственно-правового профиля, отличается следующим: в высокой степени обучающийся владеет способностью использовать знания для формирования мировоззрения, гражданской позиции (ОК-1, ОК-2), высокая степень готовности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, способность работать на благо общества, укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-2, ОПК-4, ПК-2), обладает способностью выстраивания коммуникативных связей, способностью к коллективной работе, толерантности (ОК-5, ОК-6,ПК-2) и дальнейшему повышению уровня профессиональной компетентности, самоорганизации и самообразованию (ОК-7, ОПК-6); ярко выражено внутреннее побуждение к изучению и применению информационных технологий, необходимых для осуществления юридической деятельности (ОПК-5).

Средний уровень характеризуются недостаточной готовностью к приобретению навыков и умений профессиональной деятельности, недостаточной готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого право-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 5(185)

сознания, правового мышления и правовой культуры, недостаточная ярко выражена способность работать на благо общества, укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-2, ОПК-4, ПК-2); недостаточно ярко выражена готовность к выстраиванию коммуникативных связей, способность к коллективной работе, толерантность (ОК-5, ОК-6, ПК-2) и не проявляется в достаточной степени стремление к повышению уровня профессиональной компетентности, самоорганизации и самообразованию (ОК-7, ОПК-6); не проявляется в достаточной степени внутреннее побуждение к изучению и применению информационных технологий, необходимых для осуществления юридической деятельности (ОПК-5).

Низкий уровень - это уровень, характеризующий фундаментальный и частично пропедевтический этап формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» государственно-правового профиля. Он характеризуется полным отсутствием понимания смысла профессиональной деятельности, неготовностью приобретать навыки и умения, необходимые для осуществления функциональных обязанностей бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» государственно-правового профиля, отсутствие внутреннего побуждения к изучению и применению информационных технологий, необходимых для осуществления юридической деятельности (ОПК-5); неготовность к общению (ОК-5, ОК-6, ПК-2); отсутствие потребности к профессиональному росту и самосовершенствованию (ОК-7, ОПК-6).

Рассмотрение профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» с позиции когнитивного критерия позволяют выделить следующие уровни:

Высокий уровень характеризуется способностью мыслить юридическими категориями, наличие правовых знаний, наличие экономических знаний и применение их в различных сферах деятельности, способен к нормотворческой деятельности (ОК-3, ОК-4, ПК-1); высокий уровень владения навыками подготовки юридических документов (ПК-7); высокий уровень готовности участвовать в проведении экспертизы актов (ПК-14). Высокий уровень сформированности профессиональных компетенций через призму когнитивного критерия достигается на пропедевтическом и профессиональном этапах обучения.

Средний уровень характеризуется тем, что обучающийся не в полном объеме обладает способностью мыслить юридическими категориями, способностью применения экономических знаний в различных сферах деятельности, не в полном объеме готов к нормотворческой деятельности (ОК-3, ОК-4, ПК-1);средний уровень владения навыками подготовки юридических документов (ПК-7); средний уровень готовности участвовать в проведении экспертизы актов (ПК-14). Средний уро-

вень сформированности профессиональных компетенций через призму когнитивного критерия достигается на пропедевтическом и частично на фундаментальном этапе.

Низкий уровень характеризуется тем, что обучающийся достаточно слабо владеет знаниями теоретических и методологических основ дисциплин правового цикла, не способен мыслить юридическими понятиями, не готов к нормотворческой деятельности (ОК-3, ОК-4, ПК-1); на низком уровне сформированы навыки подготовки юридических документов (ПК-7); низкий уровень готовности участвовать в проведении экспертизы актов (ПК-14).

Рассмотрение профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» с позиции операционного критерия позволяют выделить следующие уровни:

Высокий уровень характеризуется наличием освоенных способов и опыта выполнения конкретных профессиональных действий: обучающийся способен к нормотворческой деятельности (ПК-1), в правоприменительной деятельности способен применять нормативно-правовые акты, принимать на их основе решения (ПК-4, ПК-5, ПК-6); в правоохранительной деятельности способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, предупреждать правонарушения, выявлять коррупцию (ПК-10, ПК-11, ПК-12); в экспертно-консультационной деятельности способен толковать правовые акты, давать юридические заключения (ПК-16).

Средний уровень характеризуется средним уровнем владения способами и опытом выполнения конкретных профессиональных действий: обучающийся не в полной мере способен к нормотворческой деятельности (ПК-1), в правоприменительной деятельности на среднем уровне выражены способности применять нормативно-правовые акты, принимать на их основе решения (ПК-4, ПК-5, ПК-6); в правоохранительной деятельности на среднем уровне выражена способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, предупреждать правонарушения, выявлять коррупцию (ПК-10, ПК-11, ПК-12); в экспертно-консультационной деятельности на среднем уровне выражено владение способностью толковать правовые акты, давать юридические заключения (ПК-16).

Низкий уровень характеризуется тем, что у бакалавров слабо развиты либо не развиты интеллектуальные умения выполнения конкретных профессиональных действий: отсутствует потребность к нормотворческой деятельности (ПК-1), в правоприменительной деятельности не способен применять нормативно-правовые акты, принимать на их основе решения (ПК-4, ПК-5, ПК-6); в правоохранительной деятельности отсутствует способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, предупреждать правонарушения, выявлять коррупцию (ПК-10, ПК-11, ПК-12); в экспертно-консульта-ционной деятельности на низком уровне выражено владение

способностью толковать правовые акты, давать юридические форм и инновационных методов обучения, их разнообразие и заключения (ПК-16). чередование в формировании профессиональной компетентно-

Сочетание в методике различных, интерактивных сти позволяет наиболее эффективно осуществлять обучение.

Библиография:

1. Абдуллаев Э.Н. Школьные учебники истории как инструмент гражданской социализации: зарубежный опыт // Преподавание истории в школе. 2009. № 4. С.

45.

2. Абдулатипов Р.Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М.: Научная книга, 2005. 472 с.

3. Бадаян И.А. Колледж поликультурного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 6. С. 135.

4. Бадманов В.Н., Сокальский А.А. Материалы для создания концепции поликультурного образования в школе // Практика административной работы в школе. 2004. № 1. С. 9.

5. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения. // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С. 38.

6. Гериш Т.В., Самойленко П.И. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования // Стандарты и мониторинг образования. 2006. № 2. С. 15.

7. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2003. 768 с.

8. Иванцова Г.А. Внешние и внутренние формы проявления глобализации в праве // Право и практика. 2018. № 2. С. 10-15.

8. Иванцова Г.А. История и методология юридической науки: учебно-методическое пособие для магистрантов очной и заочной форм обучения юридического факультета. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. 167.

10. Наумова Е.В. Метод систематизации и междисциплинарной дифференциации элементов профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 29 января 2017 г.). Чебоксары, 2017. С. 180-183.

11. Наумова Е.В. Система компетентносного подхода в формировании профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» // Инновационные внедрения в области педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2017 г.). Нижний Новгород, 2017. С. 50-52.

12. Наумова Е.В. Сущность профессиональной компетенции по направлению подготовки «Юриспруденция» // Знание. 2017. № 1-3 (41). С. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.