Научная статья на тему 'ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ, МЕХАНИЗМ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ'

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ, МЕХАНИЗМ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТ­НОСТЬ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОБЖАЛОВАНИЕ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГЛАСНОСТЬ / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ / СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НА­ВЫКИ / УМЕНИЯ / РЕСУРСЫ / COMPETENCE / COMPETENCY / LAWMAKING / LAW ENFORCEMENT / EDUCATION LAW / LEGAL WRONG / CASSATION / ENTITY OF EDUCATIONAL LEGAL RELATIONSHIP / HUMANIZATION / PUBLICITY / FUNCTIONS / METHODS / SPHERES OF ACTIVITY / SKILLS / ABILITIES / RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко Петр Петрович

Статья посвящена исследованию видов, со­держания и особенностей компетенций, ко­торые должны приобрести за время обучения бакалавры и магистры юриспруденции. В ней раскрыты понятие, содержание, сход­ство и отличие компетенций, компетентно­сти, полномочий и предметов ведения. Автор акцентировал внимание на содержании и со­ставляющих общеобразовательной и про­фессиональной компетенций, путях их при­обретения и совершенствования. В статье представлено содержание нормотворческой, правоприменительной, правоохранитель­ной, экспертно-консультационной и педаго­гической деятельности, к выполнению ко­торой бакалавр должен быть готов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of Bachelor competencies, mechanism of their acquiring and revision: theory, practices, problems

The article is devoted to the study of types, contents and peculiar features of competen­cies, which should be acquired by Bachelors and Masters of Laws for the period of educa­tion. It unfolds notion, contents, similarity and difference of competence, competency, authorities and subjects of knowledge. The author emphasized the contents and compo­nents of general and professional competence, ways of their acquisition and perfection. The article provides a list of lawmaking, law-enforcement, expert and consultancy, and educational activity which the Bachelor should be ready to carry on.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ, МЕХАНИЗМ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ»

№ 2 (8)• 2011

Н. С. Бондарь

13. ВКС РФ. 1999. № 1.

14. См.: Определение КС РФ от 4 декабря 1997 г. № 139-0 // ВКС РФ 2007. № 2.

15. См.: Постановление КС РФ от 19 декабря 2005 г. № 12-П // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 335.

16. См.: Постановление КС РФ от 23 января 2007 г. № 1-П // СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 828.

17. Цит. по: Голоскоков Л. В. О переходе к сетевой парадигме права // Государство и право. 2005. № 10. С. 113.

18. Пожалуй, наиболее известным является в этом плане двухтомный труд Ричарда Л. Познера: Познер Ричард Л. Экономический анализ права. В 2 т. / пер. с англ.; под ред. В. Л. Тамбовцева. СПб., 2004.

19. ВКС РФ. 2002. № 5. С. 68.

20. См.: Определения КС РФ: от 30 сентября 2004 г. №308-0 // ВКС РФ. 2005. № 2: от 22 апреля 2005 г. №206-0 // Архив КС РФ от 5 июля 2006 г. № 246-0 // СЗ РФ. 2005. № 33. Ст. 3493; от 1 декабря 2005 г. № 462-0 // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 733.

УДК 378.14

П. П. Глущенко

Виды компетенций бакалавров, механизм их приобретения и закрепления: теория, практика, проблемы

P. P. Gluschenko. Types of Bachelor competencies, mechanism of their acquiring and revision: theory, practices, problems

Статья посвящена исследованию видов, содержания и особенностей компетенций, которые должны приобрести за время обучения бакалавры и магистры юриспруденции. В ней раскрыты понятие, содержание, сходство и отличие компетенций, компетентности, полномочий и предметов ведения. Автор акцентировал внимание на содержании и составляющих общеобразовательной и профессиональной компетенций, путях их приобретения и совершенствования. В статье представлено содержание нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической деятельности, к выполнению которой бакалавр должен быть готов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, законотворчество, правоприменение, образовательное право, правонарушение, обжалование, субъект образовательных правоотношений, гуманизация, гласность,

The article is devoted to the study of types, contents and peculiar features of competencies, which should be acquired by Bachelors and Masters of Laws for the period of education. It unfolds notion, contents, similarity and difference of competence, competency, authorities and subjects of knowledge. The author emphasized the contents and components of general and professional competence, ways of their acquisition and perfection. The article provides a list of lawmaking, law-enforcement, expert and consultancy, and educational activity which the Bachelor should be ready to carry on.

Keywords: competence, competency, lawmaking, law enforcement, education law, legal wrong, cassation, entity of educational legal relationship, humanization, publicity, func-

Петр Петрович Глущенко — декан юридического факультета Санкт-Петербургского университета экономики и управления, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

© П. П. Глущенко, 2011.

функции, методы, сферы деятельности, навыки, умения, ресурсы.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, (812) 313-39-42; e-mail: urfac_ime@rambler.ru.

tions, methods, spheres of activity, skills, abilities, resources.

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44; (812) 313-39-42; e-mail: urfac_ime@rambler.ru.

Согласно предписаниям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), образовательное учреждение обязано вооружить, подготовить выпускника, владеющего следующими двумя видами компетенций: а) общекультурными и б) профессиональными, где, конечно, основными для юриста должны стать профессиональные компетенции.

Прежде чем представить основные составляющие указанных выше компетенций, необходимо разобраться с такими понятиями, как «компетенция» и «компетентность». Компетенция означает наличие прав, обязанностей, ответственности, функций, которыми наделен орган либо должностное лицо в процессе исполнения своих полномочий и предметов ведения, а под компетентностью понимается способность личности (должностного лица) выполнять определенный вид деятельности, обладая при этом разнопредметными знаниями научного и практического характера, личностным опытом, практическими навыками, без наличия которых эффективно и качественно не решить конкретных задач, определенных пределами соответствующего вида компетенции.

Указанные выше виды компетенций, которыми необходимо вооружить современного специалиста, обязывают образовательное учреждение в образовательной деятельности обеспечить:

• образовательный процесс, полностью ориентированный на студента, его способности, возможности, мобильность, дисциплинированность, заинтересованность ими (компетенциями) обладать;

• активизацию разнообразных внутренних ресурсов, наклонностей, особенностей студентов с тем, чтобы они были задействованы в образовательной, социально-культурной, воспитательно-нравственной, спортивно-оздоровительной сферах;

• активное использование методик, методов, средств, способов, форм, направленных, способствующих всестороннему развитию студента в части, касающейся вооружения его механизмом владения профессиональными функциями (дознавателя, следователя, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и т. д.);

• направленность на приобретение компетентностных навыков, умений эффективно и качественно исполнять полномочия, функции специалистов, востребованных на рынке труда и удовлетворяющих международным требованиям, вызовам;

• гуманизацию взаимоотношений между всеми субъектами образовательных правоотношений, с тем чтобы нацелить выпускника на обоснованные, справедливые, учитывающие особенности физических и юридических лиц, в процессе исполнения своих полномочий.

Из всего выше приведенного следует, что главной целью современного образовательного процесса является подготовка такого специалиста, который будет способен отобрать, применить те знания, навыки, средства и формы, полученные в образовательном учреждении, которые позволяют качественно, эффективно и правомерно разрешить вопросы, ситуации, возникающие в процессе исполнения

№ 2 (8)• 2011

П. П. Глущенко

конкретных полномочий, функций, т. е. способного самостоятельно выбрать из полученных знаний, приобретенных навыков те, которые и позволят их разрешить в объеме, диктуемом возникшей ситуацией.

Современная образовательная деятельность обязана быть организована, поставлена таким образом, чтобы звала, убеждала студента активно, повседневно, самостоятельно работать над овладением компетенциями посредством использования тех дисциплин, курсов, отраслей права, правовых институтов, имеющих как непосредственное, так и опосредованное отношение к конкретному профилю, будущим функциям, полномочиям, ибо только обладая всесторонними сведениями о профессии юриста, можно рассчитывать на достижение того уровня компетентности, который востребован рынком, работодателями.

Указанный интегральный подход к выбору, определению образовательного пространства способствует объединению, использованию содержания дисциплин, курсов различных сфер, направлений, областей знаний, имеющих отношений к будущей профессии. Так, например, юристу для любой профессиональной деятельности необходимо владеть экономическими, управленческими, социальными, психологическими, информационными знаниями, навыками и умениями. В образовательном интегральном пространстве обязательно применение, использование таких дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, доступность, проблемность, диалектическое единство, гибкость, оперативность.

Подготовка бакалавра должна быть направлена на его дальнейшую нормотвор-ческую, правоприменительную, правоохранительную, правозащитную, экспертно-консультационную и педагогическую деятельность. В свою очередь, в каждой из них выпускник обязан быть готов: к разработке служебных документов; подготовке нормативных правовых актов; обоснованию и принятию правомерного решения в процессе исполнения функций, полномочий; обеспечению надлежащего режима законности, правопорядка, безопасности личности, государства, общества; охране общественного порядка; предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию правонарушений; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; эффективному применению правовых методов, средств и способов социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан; оказанию правовой помощи любому в ней нуждающемуся; осуществлению правовой экспертизы документов, заключений по принятым решениям, совершенным деяниям; ведению занятий по правовым вопросам; осуществлению правового воспитания.

Образовательный процесс, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра, вправе быть признанным им соответствующим, если он нацеливает профессорско-преподавательский состав на подготовку выпускника, обладающего такими общекультурными компетенциями, как убежденность в социальной значимости будущей профессии и необходимости постоянного повышения уровня правовой культуры; способность аргументированно, логически верно, ясно использовать устные и письменные способы общения, убеждения; готовность коллективно и индивидуально бороться с коррупцией, преступностью, противоправными деяниями; умение анализировать, обобщать, воспринимать информацию, определять цели и задачи, пути и направления их эффективного решения и достижения; соблюдение принципов этики юриста; способность и средства социальных, гуманитарных и экономических наук в процессе разрешения социальных и профессиональных задач; владение методами, средствами и способами получения, хранения и переработки информации правового, социального и экономического характера; наличие навыков профессионального общения на иностранных языках.

Особое внимание и значение в процессе подготовки бакалавра необходимо обратить на приобретение им профессиональных компетенций, а именно: в нормотворческой деятельности он должен уметь разрабатывать нормативные правовые акты по тому профилю подготовки, который он выбрал; в правоприменительной деятельности он на основе приобретенного правового мышления, правовой культуры, правосознания обязан быть готовым к организации и осуществлению эффективного правомерного исполнения профессиональных полномочий, обеспечивать соблюдение законодательства гражданами и юридическими лицами, принимать обоснованные решения, соответствующие предписаниям законов, юридически грамотно квалифицировать факты, обстоятельства, деяния, уметь разрабатывать юридические документы; в правоохранительной деятельности уметь выявлять, раскрывать, расследовать, пресекать преступления и иные правонарушения, владеть навыками по обеспечению законности, поддержанию правопорядка, безопасности личности, государства, общества, уважать честь, достоинство личности, уметь защищать права и свободы человека и гражданина, предупреждать правонарушения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений, пресекать коррупционные деяния; в экспертно-консультационной деятельности уметь проводить юридические экспертизы против приказов, распоряжений, нормативных правовых актов, давать квалифицированные правовые заключения и консультации по конкретным видам юридической деятельности; в педагогической деятельности — вести различные виды и формы занятий по любой правовой дисциплине, уметь управлять самостоятельной работой обучаемых, организовывать и проводить различные виды практик, обеспечивать правовое воспитание обучаемых.

В правозащитной деятельности: владеть навыками использования правовых методов оказания социально-правовой помощи и защиты (убеждение, принуждение, обжалование, контроль и надзор), уметь организовывать и осуществлять административное (служебное) расследование, возбуждать уголовные дела и проводить предварительное расследование, обоснованно применять различные виды юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, конституционно-правовой), иметь навыки обращения к правовым способам защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц (административно-правовому, гражданско-правовому, уголовно-правовому, конституционно-правовому и международно-правовому).

Возможностями и способностями готовить именно таких выпускников, вооруженных общеобразовательными и профессиональными компетенциями, способных осуществлять нормотворческую, правоприменительную, правоохранительную, экспертно-консультационную, педагогическую, и главное, что может юридический факультет — обеспечить овладение правозащитной деятельностью, — Санкт-Петербургский университет управления, экономики и права располагает в полном объеме.

Доказательство тому: наличие шести кафедр: теории и истории государства и права, государственного и международного права, административного и финансового права, гражданского права и процесса, трудового права и охраны труда, управления правоохранительной деятельностью; 20 докторов наук, профессоров и 28 кандидатов наук, доцентов; зал судебных заседаний, криминалистическая лаборатория, студенческая бесплатная юридическая консультация, более 80 мест прохождения всех видов практик; полная обеспеченность каждой дисциплины учебниками, учебно-методическими материалами, возможность использования библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.