Научная статья на тему 'Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования правозащитной деятельности'

Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования правозащитной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ / СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТЫ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН В РФ / ADVOCACY / LEGAL METHODS / TOOLS AND WAYS OF ADVOCACY / SUBJECTS OF HUMAN RIGHTS ACTIVITIES / MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS ACTIVITIES / THE POWERS OF PUBLIC AUTHORITIES / OBJECTS OF REFERENCE OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко Петр Петрович

Статья посвящена анализу сущности и содержания законодательства РФ правозащитной направленности, его соответствия международным правовым актам, определяющим международные стандарты прав человека. В ней представлены проблемы, существующие в механизме обращения к правовым методам, средствам и способам правозащитной деятельности, обоснованы направления их локализации, преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of further human rights improvement

The article analyzes the nature and content of the human rights legislation of the Russian Federation, its compliance with international legal acts determining the international human rights standards. It presents the problems existing in the mechanism of legal recourse to legal methods, tools and ways of advocacy, proves the directions of their localization, overcoming.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования правозащитной деятельности»

Во-вторых, этнос, проживающий на какой-либо территории, имеет право на культурно-национальное развитие, ограниченное лишь общими интересами народа соответствующего государства. Но среди этих общих интересов — безусловное сохранение неприкосновенности и целостности территории государства.

литература

1. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

2. Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии / пер. с англ.; под общ. ред. М. М. Сайфулина. М., 1986. С. 129-132.

3. Конституция РФ. М., 2012.

4. Глущенко П. П. Конституционное право России. 2-е изд. СПб.: Питер, 2012. С. 161165.

5. Клименко Б. М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 2006.

УДК 342.7

П. П. Глущенко

Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования правозащитной деятельности

P. P. Glushchenko. Current issues of further human rights improvement

Статья посвящена анализу сущности и содержания законодательства РФ правозащитной направленности, его соответствия международным правовым актам, определяющим международные стандарты прав человека. В ней представлены проблемы, существующие в механизме обращения к правовым методам, средствам и способам правозащитной деятельности, обоснованы направления их локализации, преодоления.

Ключевые слова: правозащитная деятельность, правовые методы, средства и способы правозащитной деятельности, субъекты правозащитных отношений, механизм осуществления правозащитной деятельности, полномочия органов государственной власти, предметы ведения органов местного самоуправления, конституционно-правовой статус граждан в РФ.

The article analyzes the nature and content of the human rights legislation of the Russian Federation, its compliance with international legal acts determining the international human rights standards. It presents the problems existing in the mechanism of legal recourse to legal methods, tools and ways of advocacy, proves the directions of their localization, overcoming.

Key words: Advocacy, legal methods, tools and ways of advocacy, subjects of human rights activities, mechanism for the implementation of human rights activities, the powers of public authorities, objects of reference of the local self-government, constitutional and legal status of citizens in the Russian Federation.

Петр Петрович Глущенко — директор Юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, заведующий кафедрой «Конституционное и международное право» СПбУУиЭ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

© П. П. Глущенко, 2013.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петер- Contact details: Lermontovskiy Ave 44/A,

бург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; St. Petersburg, 190103, Russian Federation;

(812) 332-02-73; urfac_ime@rambler.ru. (812) 332-02-73; urfac_ime@rambler.ru.

Настоящая статья обязывала автора акцентировать внимание на: понятии, содержании, назначении института правозащитной деятельности, его роли, места, значения в подготовке юриста; показе содержания механизма правозащитной деятельности; выявлении причин, условий, препятствующих активизации и эффективности использования правовых методов, средств и способов реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан в РФ; обосновании направлений повышения качества правозащитной деятельности.

В настоящее время нет законодательного закрепления понятия и предназначения института правозащитной деятельности, однако он занял подобающее место в системе научных направлений, позволяющих защищать кандидатские и докторские диссертации по соответствующей тематике паспорта настоящей специальности.

На вооружении нашего университета данный правовой межотраслевой институт находится с 2005 г. За указанное время изданы учебники (2006 г.), которые используются юридическими факультетами РФ, вышли в свет юридические справочники (2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.), опубликованы более 20 монографий, проведены международные конференции (2009, 2010, 2011, 2012 гг.) В 2012 г. была проведена уже седьмая по счету, первая для магистров, которых уже более 200 обучается в Юридическом институте Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

В чем же привлекательность указанного института правозащитной деятельности, что он собой представляет? Автор данной статьи, являясь его разработчиком, уверен в том, что данный институт есть совокупность мероприятий экономического, политического, идеологического, социального, административноуправленческого и правового характера регламентированных национальным законодательством, в полной мере соответствующего общепризнанным принципам и нормам международного права, предназначенных (мероприятий) для осуществления реализации и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц [1; 2].

В свою очередь под механизмом организации и осуществления правозащитной деятельности следует понимать совокупность правовых методов, средств и способов, санкционированных российским законодательством и общепринятыми принципами и нормами международного права.

Представленные определения института правозащитной деятельности и ее механизма организации и осуществления позволяют определить его функции, предназначение, в число которых входят: регулятивная, воспитательная, предупредительная, правоохранительная и правопринудительная (карательная), т. е. фактически все те функции, которые присущи прежде всего конституционному праву, самой Конституции РФ.

В настоящее время существует множество точек зрения, мнений, споров, относительно того, почему исследуемый институт, покоящийся на содержании ст. 1-4, 7, 15, 17-19, 25, 29, 30-33, 35-37, 40-41, 43, 45-46, 48, 52-53, 55-56 Конституции РФ, не срабатывает, более того, не вызывает у большинства граждан желания его изучить и активно использовать в целях реализации и защиты своих прав, свобод, законных интересов. Чаще всего причиной называют несовершенство законодательной базы, неверие в то, что законы одинаково применяются к олигарху, бизнесмену, должностному лицу и простому гражданину.

К сожалению, практика правозащитной деятельности, в том числе личная, как действующего адвоката и помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ежемесячно (последнее воскресенье месяца), осуществляющего бесплатные юридические консультации в районной библиотеке Красногвардейского района по адресу Индустриальный, 35/1 (телефон для записи 526-38-64), свидетельствует о том, что большинству граждан сложно порой разобраться в нашем так называемом правозащитном законодательстве, которое чаще всего действует, точнее, применяется избирательно, но не в пользу простых смертных.

Пытаясь разобраться с причинами того, почему законы не работают либо работают избирательно, приходим к главному выводу о том, что многие, если не все нормативные правовые акты к закону имеют отношение только по названию, наименованию, но не по содержанию.

В настоящее время существуют и действуют международно-правовые критерии законности, правомерности закона. Их целых шесть, и если хотя бы один из них в нормативном акте не присутствует, он не будет уважаем, не будет исполняем, а станет неработающим, разлагающим граждан, укрепляющим их в их мнении, что законы не для них, они не исполняются.

Что же это за международно-правовые критерии, требования [3]?

1. Полное соответствие национального правозащитного законодательства международно-правовым актам, определяющим международные стандарты прав человека, без наличия которых человеческая особь не может считать себя человеком с большой буквы. В числе таких прав: право на жизнь и охрану здоровья; право на жилую площадь; право на трудовую деятельность; право на образование и право на судебную защиту. Все пять прав в Конституции РФ и иных нормативных актах провозглашены, а вот с реализацией и защитой сплошные проблемы.

2. Непротиворечие действующих и вновь разрабатываемых законов Основному закону государства. Увы, но и этот критерий не проводится в жизнь, ибо многие законы (по жилищному, избирательному, трудовому, административному, образовательному праву) расходятся с буквой и духом Конституции РФ.

3. Придание закону законной силы высшим законодательным органом, то есть Федеральным Собранием РФ, а у нас смотри п. «д» ст. 84 Конституции РФ — подписывает законы Президент РФ.

4. Наличие у граждан права на законотворческую инициативу. Согласно ст. 104 Конституции такое право не только гражданам не предоставлено, но и Генеральному прокурору РФ тоже.

5. Экономическая обеспеченность каждой нормы закона, т. е. наличие экономических возможностей обеспечить исполнение законопредписаний. У нас основная масса законов не работает в силу того, что нет экономических возможностей. Таких законов множество (о ветеранах, об образовании, о статусе военнослужащих, о пособиях для детей, о пенсиях для ветеранов и т. д. и т. п.).

6. Наличие в государстве механизма всестороннего контроля и надзора за соблюдением законопредписаний с обязательным наступлением государственного принуждения за любое совершенное правонарушение. Увы, но и данный международно-правовой критерий не соблюдается в процессе разработки законодательной базы, результат на лицо, точнее, на лице у граждан.

Выше представленное отсутствие в нормативной базе наличия международноправовых критериев, требований и является, на наш взгляд, самой большой проблемой, препятствующей дальнейшему совершенствованию правозащитной

деятельности, успешному использованию правовых методов, средств и способов реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Второй, и не менее важной, проблемой является низкий уровень правовой культуры у подавляющего числа граждан и особенно — у должностных лиц. Подтверждением тому абсолютно верное решение министра внутренних дел РФ обязать всех полицейских получить юридическое образование.

Третья проблема, как нам представляется, — отсутствие должного, повседневного контроля и надзора за соблюдением законопредписаний, что порождает уверенность в том, что не узнают, не вскроют, не заметят.

Четвертой проблемой мы вправе считать отсутствие неотвратимости адекватного реагирования на отступление от соблюдения правопредписаний, которое наделяет надеждой на безнаказанность, возможность представить обоснования наличия смягчающих вину обстоятельств, стечение обстоятельств, целесообразность такой деятельности, поведения.

Пятой проблемой, с нашей точки зрения, является недостаточно предметное, с позиции готовности к правозащитной деятельности, юридическое образование. Выпускник юридического факультета обязан быть обучен к исходу первого курса умению самообороняться, а далее активно участвовать в правозащитной деятельности, познать и приобрести навыки умелого, эффективного использования правовых методов, средств и способов механизма правозащитной деятельности.

На нашем юридическом факультете для специалистов были открыты такие специализации, как государственно-правовая и гражданско-правовая. Избравшие государственно-правовую специализацию студенты, изучая такие дисциплины, как «Правозащитная деятельность», «Юридическая ответственность граждан и юридических лиц», «Механизм социально-правовой защиты несовершеннолетних граждан» и «Адвокатская деятельность в системе государственного управления», приобретают навыки и умения активно и умело владеть правовыми методами, средствами и способами правозащитной деятельности. В указанных целях прохождение данных дисциплин построено таким образом, что на теорию отводится 4-6 часов, остальное время используется только на практическую отработку задач, упражнений, тестов, разработку образцов документов, диктуемых условиями задач, ситуаций из практической деятельности правоохранительных органов.

Для бакалавров и магистров открыты профили «Правозащитная деятельность», «Международно-правовой», «Гражданско-правовой», «Социально-правовой», которые также требуют, чтобы 90% учебного времени использовалось на практическую отработку, что позволяло и позволяет выпускникам сразу же приступать к практической деятельности, без дополнительного доучивания, тем более переучивания.

Практическая направленность учебного процесса обеспечивается прежде всего отношением к обучению профессорско-преподавательского состава, его знаний, желаний передать свой опыт, стремится уберечь студента от тех промахов, ошибок, которые допускались ими в студенческие годы и годы исполнения служебных функций, полномочий.

Практицизм в подготовке юриста достигается посредством обеспечения студентами различных видов практик: учебной, производственной и преддипломной в тех структурах, в которых придется фактически осуществлять свою деятельность. Для указанных целей только с началом подготовки бакалавров и магистров: уже заключены десятки договоров для обеспечения всех трех видов практик; совместно с работодателями согласуется тематика курсовых, выпускных, магистерских работ; представители работодателей приглашаются на дни юридической науки факультета, проводимые научно-практические конференции, круглые сто-

лы, активно используются возможности участия представителей работодателей в работе ГАК.

Особое место в обеспечении практической направленности учебного процесса занимает разработка сборников задач, упражнений, тестовых заданий по дисциплинам специализаций и профилей, тематика проведения научно-практических конференций, круглых столов, секций, мастер-классов, в которых активную роль играют студенты. В последние годы должное внимание обращается на активизацию работы студенческих научных секций, в которых происходит научная обкатка, а затем участие в конференциях, конкурсах.

В заключение правомерно сделать вывод о том, что результаты правозащитной деятельности зависят от законодательной базы, готовности активного и умелого ее использования как в процессе обучения, так и в ходе прохождения практик, участия в работе научных секций, деятельности студенческой юридической консультации и ГЛАВНОЕ — в желании, стремлении стать востребованным человеком, готовым бескорыстно оказать помощь любому, в ней нуждающемуся.

литература

1. Государственно-правовая защита, прав, свобод и законных интересов граждан в РФ: юридический справочник / Глущенко П. П., Кикоть В. Я., Степанов Д. Ю., Гревцов О. В. СПб., 2007.

2. Правозащитная деятельность правового государства: история и современность, теория и практика: мат-лы Междунар. науч.-практич. конф.и 11-12 ноября 2010 г. / под общ. ред. Глущенко П. П., Сырых В. М. и Малько А. В. СПб.: Изд-во СПбАУиЭ, 2010.

3. Глущенко П. П., Кикоть В. Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в РФ: учебник. М., 2006.

удК 340.1

Б. П. Белозеров

м. м. Сперанский и его роль в формировании российского законодательства первой половины XIX в.

B. P. Belozerov. M. M. Speranskiy and his role in formation of the Russian legislation of the first part of the XIXth century

Необходимость кодификационной работы The necessity for codification has forced Al-

вынудило Александра I создать комиссию, exander I to create a commission, which was

которую с 1810 г. возглавил М. М. Сперан- headed by M.M. Speranskii from 1810. The

ский. Им была разработана концепция и concept and the main direction of the entire

основные направления всей кодификацион- codification work were developed by him. How-

ной работы. Однако в 1812 г. М. М. Спе- ever, in 1812, M.M. Speranskii fell into dis-

Борис Петрович Белозеров — профессор кафедры «Теория и история государства и права» Санкт-Петербургского университета управления и экономики, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

© Б. П. Белозеров, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.