„Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации** в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 15.
УДК 342.7
Т. Т. Ляшенко
Конституционные гарантии прав и свобод личности как элемент правового государства
T. T. Lyashenko. Constitutional guarantees of rights and freedoms of an individual as a feature of a rule-of-law state
В статье раскрывается конституционно-правовое понимание сущности и значение правовой категории «гарантия» для обеспечения прав и свобод личности в правовом государстве. Перечислены структурные элементы конституционных гарантий прав и свобод личности, приводятся понятия конституционных гарантий в конституционном и международно-правовом аспекте. Проанализированы виды конституционных гарантий: политические, экономические, социальные, юридические. Раскрыт механизм обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан правозащитными организациями РФ и межгосударственных структур.
Ключевые слова: гарантия, юридическая гарантия, конституционная гарантия прав и свобод личности, элементы конституционной гарантии, правовые средства, механизм правового регулирования, условия, гарантия прав и свобод личности.
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 332-02-73; [email protected].
The Article describes constitutional understanding of the core and the meaning of such a legal category as “guarantee” in terms of ensuring rights and freedoms of an individual in a rule-of-law state. Structure elements of constitutional guarantees of rights and freedoms are specified, as well as concepts of constitutional guarantees within the framework of constitutional and international legal aspects. There is an analysis of the following types of constitutional guarantees: political, economic, social and judicial. The mechanism of how human rights organizations of the RF and interstate agencies ensure the implementation and protection of rights, freedoms and lawful interests of citizens, is explained.
Key words: guarantee, legal guarantee, constitutional guarantee of rights and freedoms of an individual, elements of a constitutional guarantee, legal measures, mechanism of legal regulation, conditions, guarantee of rights and freedoms of an individual.
Contacts: 190103, Saint-Petersburg, Lermon-tovsky Pr., 44; (812) 332-02-73; urfac_ime@ rambler.ru.
Термин «гарантия» имеет международное, общенаучное и междисциплинарное значение. Данный термин широко распространен в самых различных отраслях знания и имеет значение средства (правового, технического, экономического и т. д.), с помощью которого соответствующие субъекты могут реализовать свои законные права, интересы и цели. Таким образом, гарантия выступает как спе-
Тарас Тарасович Ляшенко — доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
© Т. Т. Ляшенко, 2012.
циальное средство, существенно увеличивающее возможность наступления желаемого результата [1, с. 394].
Анализ философской и юридической литературы показал, что в числе общих признаков юридических гарантий можно назвать то, что они: 1) представляют собой прогрессивное социальное явление, вызванное необходимостью обеспечить стабильность общественных отношений; 2) выступают совокупностью объективных и субъективных факторов, комплексно воздействующих на процесс реализации субъектами своих прав, свобод и интересов; 3) обеспечивают как статичность, так и динамичность правоотношений; 4) выражены специальными правовыми средствами, имеющими целевую направленность и конкретные способы юридического воздействия (как стимулирующие, так и ограничивающие), ориентированными на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений; 5) повышают социальную ценность и действенность юридических институтов, приводя к конкретным юридическим результатам, определенной степени эффективности либо дефектности правового регулирования.
Следует согласиться с определением В. Н. Протасова о том, что юридическая гарантия — это установленное юридическими нормами или индивидуальным правовым соглашением специальное правовое средство, направленное на обеспечение реализации субъективного юридического права или охраняемого законом интереса [там же, с. 395]. Под юридическими гарантиями также понимают систему институтов и норм материального и процессуального права, обеспечивающую субъективные права, реальный правовой статус личности [2, с. 264].
А. С. Мордовец справедливо отмечает, что понятие гарантий прав человека и гражданина — это одно, а общее понятие гарантий — это несколько другое. Автор полагает, что «гарантии — весьма объемное социально-политическое и юридическое явление» [3, с. 168].
В широком плане понятием «гарантия прав человека» охватывается совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан в правовом государстве, на устранение возможных причин и препятствий их неосуществления. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления [2, с. 263]. В российской юридической литературе не получил и однозначного решения вопрос о содержании понятия конституционных гарантий прав и свобод личности. Так, по мнению Т. Т. Озиева, конституционные гарантии — это совокупность социальных, экономических, политических, правовых приемов, механизмов и методов, позволяющих реализовывать и обеспечивать на практике закрепленные в Конституции права и свободы человека и гражданина [4, с. 58]. Профессор М. В. Баглай под гарантиями понимает правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Гарантии, в сущности, и есть обязанности; применительно к конституционным правам и свободам — это обязанность государства [5, с. 305]. Е. Е. Никитина под конституционными гарантиями прав и свобод понимает обязанность государства создавать правовые и фактические условия для их эффективной реализации [6, с. 175]. М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм считают, что гарантии представляют собой совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина [7, с. 226].
Для уяснения понятия, сущности и значения категории «конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина» нам представляется необходимым
проанализировать нормы Конституции Российской Федерации, сформулированные с помощью таких юридических конструкций, как «в Российской Федерации гарантируется» и «каждому гарантируется». В Конституции Российской Федерации термин «гарантия» и производные от него термины употребляются в целом ряде статей: 7, 8, 12, 17, 19, 28, 29, 30, 35, 37, 39, 43-46, 48, 61, 68, 80, 133. Заметим, что прежде всего этот термин употребляется применительно к сфере прав и свобод человека и гражданина, в плоскости взаимоотношений личности и государства. Однако совершенно очевидно, что в технико-юридическом плане механизмы правовой (конституционной) гарантированности прав и свобод личности выражены и в других конституционных нормах, так как само закрепление в Конституции Российской Федерации широкого перечня прав и свобод выступает их конституционной гарантией. Анализ содержания конституционных норм позволяет сделать вывод, что конституционные гарантии прав человека и гражданина выражены в различных формулах и в обобщенном виде представляют систему правовых средств и механизмов, с помощью которых правовое государство обязуется обеспечить процесс реализации прав и свобод человека и гражданина.
В качестве структурных элементов конституционной гарантии прав и свобод личности выступают: правовые принципы, субъективные права и свободы, юридические обязанности, запреты, ограничения, требования; меры, направленные на охрану, защиту и компенсацию; полномочия Президента Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Необходимым элементом конституционных гарантий прав и свобод является юридическая ответственность за нарушение прав и свобод личности лиц, выполняющих публичные функции в органах государственной власти и местного самоуправления. Все названные элементы в различной мере определены в Конституции Российской Федерации и действующем российском законодательстве. Синтезируя вышеизложенные элементы или выделяя отдельные из них, ученые приводят свои определения конституционных гарантий прав личности, делая акценты при этом на объективной или субъективной составляющей гарантий. Несомненно то, что общим для всех определений конституционных гарантий является их неразрывная связь с процессом осуществления прав и свобод в реальной действительности. То есть целью введения в правовой оборот (юридическую практику) гарантий было наступление для субъекта права желаемого юридического результата, определенного нормой права. Гарантия к праву субъекта выступает некой страхующей составляющей (страхующий элемент), позволяющей субъекту быть уверенным в практическом осуществлении своего права, его эффективности, т. е. своевременности, качестве и полноте реализации. Конституционные гарантии — это прежде всего правовые средства и механизмы, с помощью которых достигаются цели правового регулирования, заложенные в конституционных нормах.
А. В. Малько, исследуя категорию «правовые средства», полагает, что данная категория связывает идеальное (цель) с реальным (результат), включая в себя одновременно как фрагменты идеального — инструменты (средства-установления), так и фрагменты реального — технологию (средства-деяния).
Юридические средства объединяются в определенную систему для решения поставленных задач, воплощаются в выверенном временем алгоритме действия правовой формы — в механизме правового регулирования для того, чтобы успешнее преодолевать препятствия и добиваться социально значимых результатов. Если бы между целью и результатом не было препятствий, тогда
отпала бы необходимость в средствах. Средства — реакция на конкретные препятствия [8, с. 4-5].
Правовое государство как носитель власти должно располагать специальными механизмами обеспечения основных прав человека. Исходя из относительно устоявшегося в юридической науке определения механизма правового регулирования, конституционно-правовой механизм обеспечения основных прав человека можно определить как взятую в единстве систему взаимодействующих конституционно-правовых средств, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в целях признания, соблюдения и реализации основных прав человека. Он включает в себя внутригосударственные и международные механизмы [цит. по: 9, с. 384-385].
На наш взгляд, формулируя понятие конституционной гарантии, нужно исходить из природы правовой (юридической) гарантии, а не из процесса реализации конституционных прав и свобод. Условия — это совокупность факторов, способствующих процессу реализации конституционных прав и свобод. Трудно согласиться с мнением тех ученых, которые в основу понятия «конституционная гарантия прав личности» вкладывают различные условия (политические, экономические, социальные, идеологические и др.), так как, на наш взгляд, вследствие этого возникает необоснованное расширение предмета конституционного права. Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из Конституции, законов и других нормативных источников [5, с. 305]. Особенностью предмета конституционного права является то, что конституционно-правовой аспект присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности общества, складывающихся в отношении личности или органов государственной власти. Являясь базовым и основополагающим, он как бы создает вектор воздействия для регулирования общественных отношений другими отраслями права. Следует признать обоснованным мнение М. А. Кондратьевой, которая считает, что социальные, экономические отношения входят в предмет конституционного права в той части, в какой они касаются обеспечения деятельности органов государственной власти, а также создания гарантий прав и свобод человека и гражданина [10, с. 3]. В данном контексте допустимо лишь говорить о правовых условиях, что, в свою очередь, и является проявлением функционирования правовых средств и механизмов.
Прежде всего, условия — это «совокупность многообразных факторов, от наличия которых зависит возникновение, существование и исчезновение вещей, но которых они сами по себе не продуцируют» [цит. по: 11, с. 493]. Как известно, фактор (лат. factor — делающий, производящий) — существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению [12, с. 1884].
Таким образом, условия являются результатом, итогом того, как функционируют и реализуются конституционные положения в реальной жизни, и соответственно, они бывают благоприятные и неблагоприятные. Условия создаются деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций и самих граждан по осуществлению своих функций и полномочий в сфере прав и свобод человека и гражданина. Условия вторичны, фундаментальным для конституци-
онной гарантии является используемое правовое средство и следующий из него механизм правового регулирования, детально закрепленный в текущем законодательстве, включающий организационно-юридическую составляющую, необходимую для полной и беспрепятственной реализации конституционных прав и свобод личности.
Нельзя не учитывать также, что при всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и др. [13, с. 188].
Совершенно очевидно, что реализация конституционных положений, в которых закреплен демократический и правовой механизм власти в правовом государстве, создает в конечном итоге необходимые условия для реализации прав и свобод человека и гражданина, так как именно политика государства в различных сферах направлена на создание условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина через правовые средства и механизмы правового регулирования, заложенные в национальном законодательстве. Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что конституционные гарантии прав и свобод личности — это совокупность согласованных и взаимосвязанных правовых средств и механизмов, закрепленных вКонституции Российской Федерации и законах Российской Федерации, с помощью которых государство воздействует на процесс реализации конституционных прав и свобод, обеспечивая безопасность и благополучие личности, достижение социально полезных целей для общества и государства. По сути, сама Конституция Российской Федерации выступает наипервейшим и основным гарантом прав и свобод, а конституционные гарантии необходимо рассматривать в аспекте их определенной взаимной обусловленности с конституционными нормами.
Назначение гарантий состоит в том, чтобы создать обстановку, при которой провозглашенные права и свободы стали бы фактическим положением каждого. Наличие развитых гарантий создает в обществе и у граждан уверенность в том, что нет права без возможности его осуществления [14, с. 8]. Права, свободы и обязанности человека и гражданина лишены реального содержания без гарантий, способствующих их реализации.
Таким образом, конституционные гарантии, действуя через механизмы правового регулирования, заложенные в национальном законодательстве, способствуют или не способствуют созданию необходимых условий для осуществления конституционных прав и свобод в реальной действительности.
Исходным началом для всех категорий гарантий обеспечения прав и свобод личности являются нормы и принципы, содержащиеся в международно-правовых документах, поскольку они представляют собой международный стандарт прав и свобод человека, имеют приоритет над внутригосударственным правом, ориентируют национально-правовые системы на регулирование взаимоотношений личности и государства [15, с. 19].
Отличительной особенностью конституционных гарантий является то, что международные обязательства и государственные обязанности взаимно обусловлены и в большинстве случаев тесно взаимосвязаны. Надо отметить, что объем прав и свобод, зафиксированный в Конституции Российской Федерации, соответствует международным обязательствам России и международным стандартам, а по некоторым обязательствам в сфере прав человека наше государство превзошло уровень требований, установленный в международных документах.
Общепризнанные принципы и нормы международного права по правам человека выступают базовой гарантией для правильного понимания конституционных прав и свобод и одновременно своеобразным «эталоном гарантий», препятствующим сущностному искажению прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации и национальном законодательстве.
При преобладании международно-правового компонента в понимании содержания гарантии прав и свобод личности очевидно, что гарантия прав и свобод личности — это принятое правовым государством международное обязательство и заявленная им обязанность обеспечить установленное в конституционной норме право определенным стандартом правовых, организационных и материальных стимулов, ориентированных на безопасность и благополучие человека, его права и свободы.
Конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина — это комплексная категория конституционного права, включающая нормативную, процессуальную и институциональную составляющую. Реальность конституционных гарантий прав и свобод личности зависит от разработки и закрепления правовых механизмов их осуществления на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Анализ действующего конституционного законодательства не оставляет сомнений в том, что для эффективного обеспечения процесса реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина системно используется такая правовая категория, как «гарантия», а также, что особенно важно для комплексного регулирования, сочетаются и дополняют друг друга нормативная, процессуальная и институциональная составляющие конституционных гарантий.
Литература
1. Протасов В. Н. Лекции по общей теории права и теории государства. М.: ИД «Горо-дец», 2010.
2. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Права человека. М.: Эксмо, 2006.
3. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
4. Озиев Т. Т. Конституционное право: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2009.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма,
2009.
6. Постников А. Е., Мазаев В. Д., Никитина Е. Е. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2008.
7. Смоленский М. Б., Мархгейм М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Малько А. В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1992. № 2.
9. Гасанов К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Юнити-Дана, 2004.
10. Кондратьева М. А. Политические отношения в предмете конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.
11. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М.: ТК «Велби», 2002.
12. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ; Астрель, 2008.
13. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект,
2010.
14. Федорин В. П. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: учеб. пособие. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009.
15. Калашников С. В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2002.№ 10.