Научная статья на тему 'К вопросу о гарантировании и ограничении социальных и культурных прав и свобод человека в России'

К вопросу о гарантировании и ограничении социальных и культурных прав и свобод человека в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
541
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы местного самоуправления / социальные и культурные права человека / конституционно-правовые гарантии прав человека / конституционно-правовое ограничение прав человека. / local governments / social and cultural human rights / constitutional and legal guarantees of human rights / constitutional and legal restriction of human rights.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Михайлович Осавелюк

Рассматриваются конституционно-правовые механизмы гарантирования социальных и культурных прав и свобод человека в России; роль конституционных гарантий прав человека. Особое внимание уделяется ограничениям указанных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF GUARANTEEING AND RESTRICTING SOCIAL AND CULTURAL HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN RUSSIA

Deals with the constitutional and legal mechanisms of guaranteeing social and cultural rights and freedoms in Russia; the role of constitutional guarantees of human rights. Particular attention is paid to the limitations of these rights.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гарантировании и ограничении социальных и культурных прав и свобод человека в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10006 © А.М. Осавелюк, 2018

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

К ВОПРОСУ О ГАРАНТИРОВАНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ

Алексей Михайлович Осавелюк,

профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9)

E-mail: kkmp@msal.ru

Аннотация. Рассматриваются конституционно-правовые механизмы гарантирования социальных и культурных прав и свобод человека в России; роль конституционных гарантий прав человека. Особое внимание уделяется ограничениям указанных прав.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, социальные и культурные права человека, конституционно-правовые гарантии прав человека, конституционно-правовое ограничение прав человека.

ON THE ISSUE OF GUARANTEEING AND RESTRICTING SOCIAL AND CULTURAL HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN RUSSIA

Aleksey M. Osavelyuk,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Law, Professor Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (Moscow State Law Academy) (125993, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9)

Abstract. Deals with the constitutional and legal mechanisms of guaranteeing social and cultural rights and freedoms in Russia; the role of constitutional guarantees of human rights. Particular attention is paid to the limitations of these rights.

Keywords: local governments, social and cultural human rights, constitutional and legal guarantees of human rights, constitutional and legal restriction of human rights.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Осавелюк А.М. К вопросу о гарантировании и ограничении социальных и культурных прав и свобод человека в России. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):44-6.

Гарантиям прав и свобод человека в отечественной науке конституционного права придается особое значение [1, с. 241—244; 3; 4, с. 187—196; 5, с. 227—231]. Не только потому, что Конституция России имеет высшую юридическую силу и прямое действие и способна, опираясь на закрепленные в ней принципы и нравственные начала в наибольшей степени гарантировать права и свободы человека и гражданина, но и потому, что это стало глобальной проблемой, требующей единообразного решения всем мировым сообществом [6, с. 314—319].

Не случайно, Конституция РФ, закрепляя в главе 2 основные права, свободы и обязанности, делает оговорку, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с действующей Конституцией; перечисление в Конституции России основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 17, 55).

Одной из причин этого является то, что ст. 2 Конституции России провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституционные гарантии многие авторы делят на гарантии реализации (например, формулирование конкретного права в законе) и гарантии защиты (конституционный контроль и надзор, средства предупреждения правонарушений).

Среди гарантий реализации в Конституции РФ важное место для жизни и развития человека занимают социальные и культурные права и свободы человека. Поскольку указанные права и свободы затрагивают основные сферы жизни человека, а также обеспечивают его необходимыми благами для нормального существования.

Реализация указанных прав невозможна без участия разных элементов экономической и правовой системы. Благодаря этому деятельность государства должна быть направлена на защиту указанных прав и свобод человека, поскольку процветание правового государства напрямую зависит от наличия в нем

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

свободного, высококультурного и социально защищенного человека. Безусловно, в обществе каждого государства есть и будут существовать социальное и экономическое неравенство. Однако благодаря конституционным гарантиям в Российской Федерации указанную проблему во многом удается решать. Поскольку государство обязуется проводить социальную политику, направленную на создание и поддержание социальных стандартов, направленную на поддержание наиболее уязвимых слоев населения, таких как дети, сироты, инвалиды, лица престарелого возраста.

Преамбула и ст. 7 Конституции РФ провозглашают Россию социальным государством, что также получает отражение в отраслевом законодательстве и на практике. При разработке и реализации социальной политики властные органы должны владеть информацией о текущих проблемах социального обеспечения общества. Такие сведения, как правило, предоставляются в отчетах органов местного самоуправления, а также посредством проведения анонимных опросов населения России.

Статьями 43, 44, 45 Конституции РФ гарантируются культурные права человека, под которыми следует понимать права человека на получение образования [7] (общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование); на изучение, использование и применение научно-технических достижений, предметов культуры, а также право на занятие интеллектуальной деятельностью. Данное направление отвечает за духовное воспитание человека и имеет огромное значение для общества и государства. В процессе обучения, ознакомления с предметами искусства, научно-технического прогресса человек проходит процесс социализации, который необходим для адаптации индивида в обществе, принятия норм поведения.

Непосредственную связь с конституционными гарантиями имеют организационные гарантии. Более того, они основаны на конституционных гарантиях. Поскольку в п. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Именно от деятельности государственных органов власти Российской Федерации, государственных органов власти субъектов Феде-

рации и органов местного самоуправления во многом зависит создание благоприятных условий для полной реализации и защиты своих прав и свобод человеком, а также выделение средств для восстановления уже нарушенных прав и свобод человека.

Не случайно поэтому О.Е. Кутафин предлагает не ограничиваться нормами конституционного закрепления в понимании правовых гарантий. По его мнению, гарантирование социальных и культурных прав человека во многом зависит от условий, находящихся в рамках самого права, то есть для применения права необходимо ознакомиться со всей системой правового гарантирования социальных и культурных прав [2, с. 200—201].

Конституционное гарантирование социальных и культурных прав и свобод человека — это народное волеизъявление, которое формирует статус человека и личности.

Таким образом, создание института гарантий — это необходимая мера, направленная на создание и поддержание нормальных социальной, экономической и культурной сфер, необходимых для человеческого существования и государственного функционирования.

Следующим не менее важным средством регулирования стабильности развития государства, общества и человека является система ограничений прав и свобод человека.

Природа ограничения прав и свобод человека заключается в том, что конституционные права человека являются естественными правами. Поэтому, с одной стороны государство и его органы должны их гарантировать и обеспечивать их исполнение, а с другой — неограниченная реализация указанных прав может носить угрожающий характер для существования самого государства.

В процессе реализации прав человека нередко сталкиваются интересы государства — человека — и общества. В силу этого ограничение ряда прав и свобод человека государством носит объективный и конституционно-правовой характер. Цель такого ограничения — это поиск компромиссного решения в удовлетворении интересов человека, государства и общества в целом. Задачей государства и его органов власти в подобных ситуациях является создание баланса при удовлетворении прав человека и интересов общества.

№ 4 / 2018

Вестник экономической безопасности

45

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Примером не только конституционно-правового характера ограничения прав и свобод человека, но и одновременно конституционной гарантией от необоснованного и неоправданного их ограничения, могут служить положения ч. 3 ст. 55 Конституции России. Поскольку они предусматривают основания для ограничения прав и свобод человека, пределы ограничения, а также способ ограничения: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [8].

Наибольшие сложности в понимании и практическом применении ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации заключаются в понимании «допустимости ограничения», то есть в определении границ правового ограничения: когда оно носит общественно полезный характер, а когда переходит в категорию «нарушение прав человека».

К сожалению, до 18 февраля 2000 г. никаких конституционно-правовых актов о «допустимости ограничения» прав и свобод человека не существовало, что порой создавало благоприятные условия для злоупотребления этим правом представителями властных органов. Однако 18 февраля 2000 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление, в котором данный вопрос получил освещение и правовую регламентацию. Под «допустимым ограничением» теперь следует понимать совокупность государственных мер, направленных на защиту конституционного строя Российской Федерации, обеспечение оборонной способности Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации в международных конфликтных ситуациях, а также для защиты нравственных и культурных ценностей российского общества и Российской Федерации [9].

Не смотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации дал толкование содержания ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в научных кругах и у правоприменителей продолжают существовать вопросы. Основываясь на положениях текста Постановления можно предположить, что текст Основного закона России не содержит сколько-нибудь четких указаний по ограничению прав и свобод человека, а значит органами законодатель-

ной власти права могут быть ограничены в любом объеме. В данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации раскрывается смысл основных положений Конституции Российской Федерации о соразмерности правового ограничения прав и свобод человека, но не дается определения как соразмерность соотносится с возможными угрозами Российской Федерации и связана с ограничением прав и свобод человека.

Литература

1. Козлова Е.И., Кутафий О.Е. Конституционное право России. Изд. 4-е. М., 2008.

2. Козлова Е.И., Кутафий О.Е. Конституционное право России. М., 2002.

3. Кутафий О.Е. Избранные труды. Т. 3. Российское гражданство. М., 2011.

4. Осавелюк А.М. Государственные гарантии прав и свобод человека // Научно-практические материалы «20 лет кафедре конституционного (государственного) права зарубежных стран МГЮА им. О.Е Кутафина». М., 2010.

5. Осавелюк А.М. Роль конституционных гарантий в обеспечении прав и свобод личности в России // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: материалы конференции: в 4-х ч. Ч. 1. М., 2017.

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2002.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598, http://www.pravo.gov.ru/

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398, http://www. pravo.gov.ru

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // Собрание законодательства РФ. 28.02.2000. № 9. Ст. 1066.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.