ЦЕЛИ И СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Наумова Евгения Валерьевна
Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Башкирского Государственного университета в Республике Башкортостан в городе Стерлитамак, 453100, Российская Федерация, республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр.Ленина 47а.
Аннотация: целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Методологической основой исследования явились диалектический метод познания, философские и психолого-педагогические положения о закономерностях развития личности в обучении и воспитании. Результатом теоретического исследования является то, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования.
Ключевые слова: юриспруденция, педагогические условия, бакалавр, метод диалектики, профессиональное образование.
Abstract: The purpose of the study is to identify and study the pedagogical conditions that ensure the formation of professional competence of the bachelor on a direction of preparation "Jurisprudence". The methodological basis of the study was the dialectical method of cognition, philosophical and psycho-pedagogical provisions of the laws governing the development of personality in training and education. The result of theoretical research is that it contributes to the theory and methodology of professional education.
Keywords: jurisprudence, pedagogical conditions, the bachelor, the method of dialectics, vocational education.
Прежде чем перейти к определению целей и структуры компетентностного подхода в формировании профессиональной компетентности необходимо конкретизировать значение применяемых терминов. Понятие «подход» используется как совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем. Подход часто отождествляют с методом. Как представил в своих трудах Г.И.Ибрагимов, подход - более широкое понятие, чем метод. Подход - это идеология и методология решения проблемы, раскрывающая основную идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, главные цели, принципы, этапы, механизмы достижения целей [1, с. 24].
Понятие «метод» более узкий, включающий знание о том, как действовать в какой-либо ситуации, при решении какой-либо задачи. На практике это находит отражение в образовательном стандарте, как основе для научных разработок в теории и методиках профессионального образования.
О.Е.Лебедев суть компетентностного подхода заключает в совокупности общих принципов определения целей образования, содержания, а также организации процесса обучения и оценки результатов. Основными принципами образовательного процесса, по мнению О.Е. Лебедева, при компетентностном подходе являются:
- развитие у студентов способности самостоятельного решения возникающих проблем на основе социального опыта;
- по своему содержанию обучение должно представлять собой дидактически адаптированный социальный опыт, направленный на решение познавательных, нравственных, мировоззренческих, иных профессиональных проблем;
- оценка результатов подразумевает анализ уровня образованности, достигнутого обучающимся на определенном этапе образования. Результаты обучения в компетент-ностном подходе рассматриваются не с позиции количества приобретенных студентами знаний, а как способность обучающихся разрешать практические проблемные ситуации профессиональной сферы деятельности [2, с.6].
Рассматривая компетентностный подход И.А.Зимняя поднимает вопрос, а можно ли заменить традиционный, на подход компетентностный. И.А.Зимняя указывает, что компетентностный подход является системным и междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты, прагматическая и гуманистическая составляющая. Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образовательного процесса, его предметно-профессиональный аспект, кроме того И.А.Зимняя подчеркивает роль опыта, умения практически реализовать полученные знания, решать задачи, поэтому не может быть противопоставлен ЗУН. Компетентностный подход, по ее мнению, не тождественен ЗУНовскому подходу, поскольку в нем закрепляется принцип подчиненности знаний умениям [3,с.3].
Компетентностный подход в нашем же понимании служит для минимизации противоречий между высшим образованием и требованиями работодателя, его сущность формирования профессиональной конпетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» заключается в переориентации обучения от теории к практике.
Как отмечает в своих трудах И.Д. Фрумин: «Для отечественной школы не стоит выбор: отказаться от фундаментальности в пользу прагматичности. Выбор сегодняшний, увы, состоит в том, чтобы отказаться от начетничества и бессмысленности в пользу практичности» [4, с.67].
Компетентностный подход нельзя назвать абсолютно новым явлением отечественной педагогики. В 1960-1970-е гг. отечественные педагоги и психологи В.В.Давыдов, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Г.П.Шедровицкий, [5, с. 151177] предложили применять в процессе обучения подходы, направленные на освоение умений и способов профессиональной деятельности. Были разработаны учебные материалы и педагогические технологии для реализации на практике данного подхода обучения.
Сущность компетентностного подхода заключается в идее включения в содержание образовательного процесса помимо знаний и умений опыта эмоционального отношения и опыта творческой деятельности. В данном аспекте знания и умения рассматриваются как опыт. В.В.Краевский указывал на четыре опыта деятельности: опыт познавательной деятельности, опыт действия по образцу, опыт творческой деятельности, опыт эмоционального-ценностного отношения [6,с. 12]. Освоение представленных четырех типов опыта позволяет сформировать у обучающихся способности выполнять сложные культуросообразные виды действий, именуемые в современной научно-педагогической литературе компетентностями [7, с.12-19].
Однако данный подход не определяющий и практически не использован при моделировании учебных планов, разработке учебных программ, государственных образовательных стандартов и критериев оценки.
Анализ работ Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.В.Хуторского, Н.Л.Гришановой и др. позволяет раскрыть в отечественном образовании следующие этапы развития ком-петентностного подхода.
Для первого этапа (1960-1970 гг.) было характерно введение в научный аппарат термина «компетенция», создание предпосылок разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».
На втором этапе (1970-1990 гг.) категории «компетенция» и «компетентность» внедрялись в теорию и практику обучения преимущественно иностранному языку, а
также в менеджмент, управление, в обучение коммуникациям. На данном этапе разрабатывалось содержание понятия «социальные компетенции» и «социальные компетентности».
Третий этап начинается с 1990 г. и характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996 гг.), где раскрывается данные понятия с точки зрения психологии труда.
В работах третьего периода понятие «компетентность» различается трактовками: рассматривается в качестве синонима профессионализма и одновременно - в качестве одной из составляющих профессионализма.
В западной педагогике суть компетентностного подхода в высшем образовании заключается в ориентации высшего образования на компетенции, сформированные в 1970-е годы в Америке и связанные с именем Н.Хомского . Конкретизация содержания понятия «ключевые компетенции» связывается с анализом запроса работодателей.
Создание единого европейского образовательного пространства требует от российского высшего образования применения компетентностного подхода как основного при реализации всех ступеней высшего образования направленного на формирование профессиональной компетентностного бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».
Само понятие «формирование» с педагогического ракурса - это процесс становления бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» под воздействием следующих факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др.
Формирование профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» - это процесс, с особенностями становления, развития, совершенствования самой личности и ее профессиональных качеств под воздействием целенаправленного обучения и целенаправленного воспитания. Что дает полное право с уверенностью заявить о необходимости изучения данного процесса через призму науки педагогики. Совершенствование методик, форм, методов и средств обучения напрямую зависит от глубины исследованности формирования профессиональной компетентности бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».
Список литературы
1. Авдеев Н.Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы. М.: МГИУ, 2006. - 380 с.
2. Авдеев Н.Ф., Хохлов Н.Г. Психолого-педагогические основы обучения в МГИУ. М.: МГИУ, 2004. - 240 с.
3. Авраамов Ю. С., Калашников Н.П., Хохлов Н.Г. Основные концепции независимой общественно-профессиональной аккредитации. М.: МГИУ, 2006. - 30 с.
4. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. -№11. С.67.
5. Жученко А.Л., Романцев Г.М. Тенденции развития специальности высшего профессионально-педагогического образования «Профессиональное обучение» // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. 1999. -№2 (2).-С. 151-177.
6. Коган Л.Н. Образование как общественная потребность.// Проблемы социального изучения потребности в образовании: Сб. М., 1981. - С. 12.
7. Лобанова И.Я. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов: Проблемы, поиск, опыт. СПб., 1992. - С. 12-19.