УДК 37.378
Akhmetova A.T., senior teacher, Department of Civil Law and Procedure, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: A.T.Akhmetova@strbsu.ru
ANALYSIS AND INTERPRETATION OF THE RESULTS OF FORMATION OF A COMPETITIVE PERSONALITY OF A LAWYER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF A BACHELOR AT A UNIVERSITY. The article reveals a problem of forming a competitive personality of a lawyer in the process of professional training of a bachelor student. The author gives results of dissertation research within the framework of this problem. It is suggested that a developed model, based on a theoretical generalization of existing approaches to this problem and its scientific and methodological support, contribute to more effective training of future specialists for the labor market. For this, an experimental base was determined in the Sterlitamak branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University" and the Institute of Law of the Bashkir State University, experimental and control groups, diagnostic tools. The following methods and techniques are used: adapted methodology for assessing the formation of educational competence by G.P. Karpova, methodology for determining the formation of key competencies by E.E. Symaniuk and A.M. Pavlova, a test for assessing the level of competitiveness of a personality of V.I. E. Shein's personality. The following results have been achieved: a theoretical generalization of this problem is described, new interpretations of the concepts "competitive personality", "career orientation" are given, the structure of a competitive personality is presented, its relationship with career orientation is described. The model has been tested, the analysis and interpretation of the results obtained are presented.
Key words: personality, competitive personality, career orientation, components, structure, formation, professional training, university, specialist.
A.T. Ахметоеа, ст. преп., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак,
E-mail: A.T.Akhmetova@strbsu.ru
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА В ВУЗЕ
В статье раскрывается проблема формирования конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе. Автором представлены результаты диссертационного исследования в рамках данной проблемы. Было выдвинуто предположение о том, что разработанная модель на основе теоретического обобщения существующих подходов к этой проблеме и её научно-методическое обеспечение способствуют более эффективной подготовке будущих специалистов к рынку труда. Для этого была определена экспериментальная база в Стерлитамакском филиале ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» и Институт права БашГУ, экспериментальные и контрольные группы, диагностический инструментарий. Были использованы следующие методы и методики: адаптированная методика оценки сформированности учебной компетенции Г.П. Карповой, методика определения сформированности ключевых компетенций Э.Э. Сыманюк и А.М. Павлова, тест оценки уровня конкурентоспособности личности В.И. Андреева, опросник карьерных ориентаций личности Э. Шейна. Достигнуты следующие результаты: описано теоретическое обобщение данной проблемы, даны новые интерпретации понятиям «конкурентоспособная личность», «карьерная ориентация», представлена структура конкурентоспособной личности, описана её взаимосвязь с карьерной ориентацией. Апробирована модель, представлен анализ и интерпретация полученных результатов.
Ключевые слова: конкурентоспособная личность, структура, формирование, профессиональная подготовка, вуз, модель.
Внедрение и реализация государственных образовательных стандартов высшего образования вызывает необходимость сущностных преобразований во всем процессе профессиональной подготовки вуза. Проблема сокращения рабочих мест, избытка подготовки юристов в нашей стране, а значит, угроза безработицы выпускникам, от которых требуют три года стажа при приеме на работу, с каждым годом обостряются. При таком социально-экономическом положении в стране формирование конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе становится остро необходимой. Концепция модернизации российского образования, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», требования работодателей к соискателям вакантных должностей ориентируют вузы подготовить конкурентоспособную личность, способную оперативно и на высоком уровне решать профессиональные задачи, поскольку у выпускников юридических вузов низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами, затрудняющая их трудоустройство. Более того, социальная адаптация вызывает у них определенные сложности. В связи с чем остро встает вопрос о необходимости новых подходов к подготовке специалистов в области юриспруденции.
Конечно, проблема формирования конкурентоспособной личности в области гуманитарных наук рассматривалась с разных позиций. В.И. Загвязинский,
A.П. Кузовлев, Н.В. Кузьмин, Н.Д. Никандров, В.М. Монахов, П.Е. Решетников,
B.А. Сластёнин рассматривали в своих трудах вопросы конкурентоспособности системы высшего профессионального образования.
В.С. Безрукова, В.И. Шаповалов, А.И. Щербаков акцентировали своё внимание на проблеме конкурентоспособности личности и её развития в системе образования.
О.В. Аристов, А. Барсукова, И.Д. Ладанов в своих трудах уделили внимание исследованию понятия «конкурентоспособность».
Некоторые аспекты этой проблемы отражены в работах В.С. Безрукова, И.Ф. Исаева, В.А. Сластёнина и др. Однако вопрос формирования конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе был недостаточно раскрыт в рамках существующих педагогических исследований. На основе имеющихся подходов к определению понятия «конкурентоспособная личность» мы предложили свое понимание данного феномена.
Конкурентоспособная личность, по нашему мнению, это - человек с ин-тегративным многоуровневым личностным образованием, состоящим из синтеза, со сформированной конкурентоспособностью, компетентностью и развитой карьерной ориентацией, характеризующийся эмоциональной, поведенческой,
интеллектуальной гибкостью. В её состав входят, прежде всего, такие профессиональные и личностные качества, как конкурентоспособность, компетентность, карьерная ориентация, выстраивающиеся в соответствии с логикой данного процесса.
Профессиональная подготовка в вузе является объективным условием формирования конкурентоспособной личности юриста, так как задано формирование конкретных общепрофессиональных и профессиональных компетенций в каждой конкретно взятой учебной дисциплине и развитие потребности в карьерном росте.
Формирование конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе осуществлялось в трех направлениях: в учебной деятельности студентов на занятиях по юридическим дисциплинам «Семейное право» и «Исполнительное производство». На каждом лекционном и практическом занятиях формировались общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые закреплялись во время учебной и производственной практик; внеучебной деятельности студентов, где они реализовывали различные проекты, участвовали в конкурсах, мероприятиях и т.д.; в самостоятельной работе -студенты выполняли задания по юридическим дисциплинам для самостоятельной работы, участвовали в реализации дополнительной развивающей программы «Школа карьерного роста», программы «Моё успешное будущее», психологических тренингах, методологических семинарах и т.д.
Все три направления осуществлялись в ходе апробации модели формирования конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе. При разработке данной модели мы использовали исторический опыт России в X - XXI века в области юриспруденции, учли специфику подготовки специалистов в этой области.
«Указанная модель включала в себя следующие блоки:
1) ориентировочно-целевой блок: социальный заказ (подготовка конкурентоспособного специалиста на рынке труда); цель (формирование конкурентоспособной личности в системе профессиональной подготовки вуза); задачи (повысить личностный, когнитивный, деятельностный уровни конкурентоспособности личности в профессиональной подготовке вуза; сформировать потребность студентов к карьерному росту; повысить уровень освоения общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций);
2) теоретико-методологический блок: методологические подходы (системный подход, личностно ориентированный подход, компетентностный подход; принципы: целостность, учет индивидуальности, научность, принцип связи теории с практикой);
3) содержательно-процессуальный блок: формы (очно-заочная, дистанционная); методы (диагностические: анкета, беседа, тестирование; учебно-исследовательские: кейс-метод, мозговой штурм, дискуссия, метод проектов, ролевая и деловая игры, проблемные задания; прогностические: педагогическое моделирование и прогнозирование, методы экспертных оценок); средства (психологические тренинги: «Тренинг для карьеры «Емо» И. Алексеевой [1]; тренинг по планированию карьеры; цикл семинаров «Развитие карьеры»; разработка индивидуальной программы карьерного роста; проект «Формирование конкурентоспособной личности в профессиональной подготовке вуза»; индивидуальная программа «Моё успешное будущее»; дополнительная развивающая программа «Школа карьерного роста»; учебные (учебные пособия и материалы, справочники и словари, учебно-наглядные пособия, методические пособия, кабинеты, актовый зал, учебные классы и др.); Программа подготовки карьерных тьютров Д. Рощина) [2]; содержание: учебные дисциплины «Семейное право», «Исполнительное производство», учебная и производственная практики по получению профессиональных навыков и умений, самостоятельная работа; направления: теоретическое направление (знания о профессии юриста, специальности; о нравственных ценностях, культуре общения; о профессиональном и социальном опыте предшествующих поколений в области карьеры; формирование новых понятий); практическое направление (применение теоретических знаний на практике: формирование умений ставить цели, задачи; планировать, реализовывать план, оценивать, составлять проекты и др.); личностное направление (раскрытие образа «Я»,своих потребностей,возможностей,развитие личностныхкачеств; разработка профхм мы оа^е^его^ска и др.Щ
4) критериально-оценочный блок: критерии (мотивационно-ценностный (ооложзтееькыемотивы к конкужектсспосебности, сомпсткнтнески и каоьорсоС ориентации; гностический (знания сущности конкурентоспособности, компе-тентнсетсо гаоьеонвйороечттции;енаоияеспособхм иххостижения; тназие законодательства РФ; деятельностный (находить цель и способы конкурентоспо-собноото,ксмпетентооски июаоьсрной сркентацив; умензе управлеть ктллпх тивом; находить способы решения правовых ситуаций; рефлексивный (умение
вые ситуации; ситуации в коллективе и др.); диагностические методики (адаптированная методика оценки сформированности учебной компетенции Г.П. Карповой [3, с. 5]; методика определения сформированности ключевых компетенций Э.Э.Сыманюк и А.М. Павлова [1, с. 6]; методика определения уровня рефлексивности (по В.В. Пономаревой) [1, с. 7]; «Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности» по методике В.И. Андреева [4]; опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна [5,о.Т0];уловнь. вск^^^еост^^хошофе^и^сиокой;
5) блок результативности: повышение уровня конкурентоспособной лично-сси ювестд впеосесае еpoфоcсиoнaсснхй rloозстoвни базасаоравтузе»[6].
Исходя из выявленных критериев (мотивационно-ценностный, гностический, деятельностный, рефлексивный), нами были обоснованы уровни сформированности конкурентоспособной личности юриста: высокий, достаточный, средний и низкий.
Студенты, относящие к группе с высоким уровнем конкурентоспособной личности, проявляют глубокие теоретические знания, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС высшего образования по направлению Юриспруденция, устойчивые интересы и потребности в области юриспруденции. Они имеют конкретную цель и ценности, любят работать над собой, им нравится учеба, проявляют твёрдость характера, психическую устойчивость, желание достичь успехов в будущей профессиональной деятельности.
У студентов с достаточным уровнем конкурентоспособной личности теоретические знания о юриспруденции соответствуют требованиям ФГОС по данной специальности, они проявляют ответственность, активность в учебной и внеучебной деятельности. В общении они доброжелательны, справедливы, честны, но не хватает инициативы в решении юридических и жизненных проблем, достаточно выраженная карьерная ориентация.
У студентов со средним уровнем теоретические знания по юриспруденции достаточны, однако представления о её сущности носят неконкретный характер. Они не всегда понимают необходимость работать над собой во время обучения в вузе для достижения успехов в будущей работе. У них слабая выраженность расьерноВариенеации.
Студенты, входящие в группу с низким уровнем, имеют неглубокие теоретические знания и представления о сущности юридической деятельности, они п ассивнывщхноксво^ь^с^ч^(^нойл^?^тел^^(^ст и, консервативны во взглядах, осторожны, проявляют низкую стрессоустойчивость, не стремятся к самообразо-воною, ке воlеaысниaясaсвeонсяoезeноaеия;
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Стерлита-мазcl<иСфиоиaвФOБOУ ый университет» и
Институт права БашГУ. Экспериментальную группу представляли студенты юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государствен н ый университет», а контрольную - студенты ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Республики Башкортостан . В экспериментальную (ЭГ) и кон трольную группы (КГ) были включен ы 200 студентов 1 -3 курсов бакалавриата по н аправлению 40.03.01 Юриспруденция.
В ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента были проанализированы уровни сформированности общепрофессиональных и профес-с^с^еа/^^иыс l<oхзeтенциC; pоЖлeнcоввсcти,зoтксpвотocсocобности личности и выраженности карьерной ориентации. Результаты исследования представлены несиегоаммвх! оФ
Сравнительные показатели уровня выраженности карьерных ориентаций по Э. Шейну
15,5
20 18 18
16 -
14
12 10,5
8 I 6,5 ||Н 6,5
6 35 4 4 5 Ив4,54,5
4 2 53,5 4 3 2 4 ■ 2 Н -Ж^Н! 3,5 34 ■ 23,1
2 0 -0 lln 0 ■0 и J» IIILill -Ihl шЛти
ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 1 ЭГ 2
Начало эксперимента Конец эксперимента 11. Техническая/функциональная компетентность. Ш2. Организаторская компетентность.
13. Автономия/независимость. ■ 4. Безопасность/стабильность.
5. Служение и преданность ■ 6. Чистый вызов.
17. Стиль жизни. ■ 8. Предпринимательская креативность. ■ Средний показатель
Диаграмма 1. Сравнительные показатели сформированности конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе в начале и конце эксперимента
Диаграмма 2. Сравнительные показатели уровня выраженности карьерных ориентаций по Э. Шейну
Динамика сформированности уровней конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе выявлялась на основе сравнительно-сопоставительного анализа результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. На контрольном этапе эксперимента уровнисформированности конкурентоспособной личностив ЭГ и КГ имеютсущественную разницу В контрольных группах по всем компонентам результаиывывовли везночсглльисюоиигимку.
Дпгиый иывоо ннсовывеевсрнгн Выеокиееоказатели в
эвспнргмвнтвс1ьив1х виуивг^ бщтидостигнуты га счеп моеолв ферми-
рви^н^о^^ кoнктpeнтocпoуоннoйоичсoстн принта н пртцессв ир^с^(;вов<зсаеьной подосовкс ббкалавра в вузе.
Срасиение показатегей дв и то снв фо рмирующегоэкс петнмепта с и сп оль-зoновиeм ^^Kf^nт^нел вь^орос сытолнeно пофо|гмуле
t= , где х - переменная, m - величина. Автоматический расчет был
J|m, + т2
произведен в программеMicrosoft Office Excel 2003.
Сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента с использованием t-критерия Стъюдента показало, что если число меньше 0,05, то достоверность составляет 95%. У нас число оказалось 0.004, т.е. полу-ченныйрезультат0.05 <0.004, чтои требовалосьдоказать.
Таким образом, результаты экспериментальной работы дают нам основание утверждать, что уровень сформированности конкурентоспособной личности у испытуемых студентов по всем основным компонентам в экспериментальных группах выше, чем в контрольных, что свидетельствует об эффективности предложенной нами модели формирования конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональнойподготовкибакалавраввузе.
Таким образом,намипроделанаследующая работа:
1. Уточнены сущность и структура конкурентоспособной личности как ин-тегративного многоуровневого личностного образования, представленного, в отличие от существующих исследований В.И. Андреева, ГА. Бордовского, В.Н. Ме-зинова и др., взаимосвязанным социальным, профессиональным содержанием (общепрофессиональной и профессиональной компетентностью) и развитой карьернойориентацией.
2. Обоснована, спроектирована и экспериментально проверена модель формирования конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе, представленная в единстве ориентировочно-целевого, теоретико-методологического, содержательно-процессуального,
Библиографический список
критериально-оценочного и результативного блоков, отличительными особенностями которой являются: обеспечение возможности формирования конкурентоспособной личности юриста в учебной и внеучебной деятельности студентов; возможность её реализации в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе.
3. Определено, что юридические дисциплины имеют большой педагогический потенциал, если преподавание строится на основе актуализации формирования конкурентоспособной личности в учебной и во внеучебной деятельности студентов, разработаны содержание, технология, формы, методы и средства.
4. Разработанное научно-методическое обеспечение способствует эффективному формированию конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки бакалавра в вузе: «Проект формирования конкурентоспособной личности в системе профессиональной подготовки вуза», дополнительная развивающая программа «Карьерный рост», Программа «Моё успешное будущее», рабочая программа дисциплин (РПД) и др.
5. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные могут стать материалом для уточнения и дополнения существующих теорий конкурентоспособной личности, разработанная модель может способствовать дальнейшему развитию концепций конкурентоспособной личности. Новый взгляд на возможности организации процесса профессиональной подготовки бакалавра в вузе расширяет имеющиеся представления о возможностях решения поставленной проблемы и может стать основой для анализа не раскрытых аспектов данного феномена.
6. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем разработано и экспериментальным путем проверено научно-методическое обеспечение, сопровождающее процесс формирования конкурентоспособной личности юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе, выводы, результаты исследования могут использоваться в учебной и внеучебной деятельности студентов в вузе; при организации курсов повышения квалификации работников образования; для дальнейших исследований проблем формирования конкурентоспособной личности.
Настоящее исследование, являясь опытом изучения процесса формирования конкурентоспособной личности юриста в профессиональной подготовке бакалавра в вузе, не может претендовать на исчерпывающее освещение всех аспектов проблематики исследования. Среди этих проблем одна из актуальных -проблема разработки системы мониторинга профессиональной подготовки в вузе.
1. Тренинг длякарьеры«Evio»И.Алексеевой. Available at: https://evio-club.com/trenings/karera-trenings/trening-dlya-kareryi-evio-sozdaem-plan-i-upravlyaem-razvitiem/
2. HR-мененджеркак карьерныйконсультант(партнерская программа Дениса Рощина и МИРБИС). Available at: https://mirbis.ru/short-courses/hr-manager/
3. Бурко Н.В. Педагогика и психология высшей школы: учебно-методическое пособие для аспирантов. Орёл, 2017.
4. Андреев В.И. Проверь себя: Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. Москва: Библиотечка журнала «Народное образование», 1994; № 3.
5. Schein E.H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st century. Academy of Management Executive. 1996; Vol. 10, № 4: 80 -89.
6. Ахметова А.Т. Концептуальные основы формирования конкурентоспособной личности в процессе профессиональной подготовки вуза. Стерлитамак: ООО «Полиграф», 2019.
References
1. Trening dlya kar'ery «Evio» I. Alekseevoj. Available at: https://evio-club.com/trenings/karera-trenings/trening-dlya-kareryi-evio-sozdaem-plan-i-upravlyaem-razvitiem/
2. HR-menendzher kak kar'ernyj konsul'tant (partnerskaya programma Denisa Roschina i MIRBIS). Available at: https://mirbis.ru/short-courses/hr-manager/
3. Burko N.V. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly: uchebno-metodicheskoe posobie dlya aspirantov. Orel, 2017.
4. Andreev V.I. Prover' sebya: Desyat' testov ocenki intelligentnosti, konkurentosposobnosti i tvorcheskogo potenciala lichnosti. Moskva: Bibliotechka zhurnala «Narodnoe obrazovanie», 1994; № 3.
5. Schein E.H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st century. Academy of Management Executive. 1996; Vol. 10, № 4: 80 -89.
6. Ahmetova A.T. Konceptual'nye osnovy formirovaniya konkurentosposobnoj lichnosti v processe professional'noj podgotovki vuza. Sterlitamak: OOO «Poligraf», 2019.
Статья поступила в редакцию 17.07.21
УДК 371.39
Ashurbaeva G.A., student, Ural State Medical University (Ekaterinburg, Russia),
E-mail: gulmiraashurbaeva@bk.ru
Filippova E.V., Cand. of Sciences (Medicine), teaching assistant, Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology, Ural State Medical University
(Ekaterinburg, Russia), E-mail: elena.philippova17@yandex.ru
INNOVATIVE METHODS IN THE PEDAGOGY OF A MEDICAL UNIVERSITY. The article observes innovative methods in pedagogy of medical higher educational institutions, where an important role is given to innovations, namely educational technologies that are involved in the process of forming students' clinical thinking based on a competence-oriented approach. The article touches on the topic of modern pedagogical training of university students with a description and analysis of innovations introduced into the modern concept of modular training. These innovations form the basis of an active form of learning, which provides not only the acquisition of knowledge, but also the ability to apply it in a certain practical situation. With this prerogative, a systematic review of English and Russian-language publications from the following databases was conducted: e-library and cyberleninka (Russian-language articles), PubMed and Google Scholar (English-language). The criteria for including articles in the presented review include the relative novelty of the works over the past 5 years; research describing approaches to teaching methods in higher educational institutions, as well as original research. This review offers such teaching methods as the "Pedagogical Workshop for building knowledge", the development of a thematic crossword puzzle and the compilation of cinquaines. Moreover, special attention is paid to the role-playing game based on working with patients, clinical analyses using situational tasks. Interactive lectures, a "Thinking pair", and a puzzle are offered as a replacement for traditional technologies. At the same time, the use of team-based learning (TBL) and problem-based learning (PBL) is considered as a special form of innovations in active student learning. The result of the methods proposed by the authors is an effective approach