Научная статья на тему 'Муниципальные конкурсы профессионального мастерства - одно из направлений профориентационной работы'

Муниципальные конкурсы профессионального мастерства - одно из направлений профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / MUNICIPAL COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / VOCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Марина Федоровна

В статье описывается опыт взаимодейст-вия муниципальных общеобразовательных организаций и образо-вательной организации СПО по профориента-ционной деятельнос-ти. Как показывает практика, проведение конкурсов «Юный механизатор», «Юный кулинар» в рамках «Фестиваля профес-сий» является наиболее эффективной формой профессионально ори-ентированной деятель-ности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The holding of municipal contests of professional skills as one of the ways to improve the system of vocational guidance

This article describes the experience of interaction between municipal educational institutions and educational organizations of secondary vocational education in career-oriented activities. As practice shows, competitions «Young mechanic», «Young chef» in the «Festival of professions» is the most effective form of professionally-oriented activities of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Муниципальные конкурсы профессионального мастерства - одно из направлений профориентационной работы»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Муниципальные конкурсы профессионального мастерства — одно из направлений профориентационной работы

В современной России существует противоречие между объективными потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим возрастает значение профориентационной работы профессиональных образовательных организаций для учащихся школ.

ШАРОВА

Марина Федоровна,

старший мастер, преподаватель ВКК Артинского агропромышленного техникума, г. Арти (Свердловская область)

Аннотация

В статье описывается опыт взаимодействия муниципальных общеобразовательных организаций и образовательной организации СПО по профориентационной деятельности. Как показывает практика, проведение конкурсов «Юный механизатор», «Юный кулинар» в рамках «Фестиваля профессий» является наиболее эффективной формой профессионально ориентированной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова:

профориентационная работа, муниципальные конкурсы профессионального мастерства, профессиональная образовательная организация.

С 2012 года Артинский агропромышленный техникум работает в рамках реализации муниципальной программы развития непрерывного аграрного образования в городском округе. Цель программы — создание в муниципалитете территориального образовательно-профессионального кластера, объединяющего органы исполнительной власти и местного самоуправления, наиболее крупные сельскохозяйственные предприятия, образовательные учреждения общего и профессионального образования, общественность и ориентированного на решение задач комплексного развития территории.

На базе техникума действует Центр ресурсного обеспечения и методического сопровождения развития непрерывного аграрного образования по организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения обучающихся. Создан электронный банк информации по направлениям деятельности Центра, проведена серия семинаров для педагогов: «Нормативно-содержательные аспекты программы профессиональной подготовки «Тракторист», «Организационно-содержательные, психолого-педагогические условия реализации программ элективных курсов аграрного профиля». Участники семинаров предложили новую форму работы — проведение муниципальных конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся общего и профессионального образования городского округа.

В 2013 году состоялся первый совместный муниципальный профессиональный конкурс «Юный механизатор», участниками которого стали учащиеся шести школ района, в которых реализуется программа профессиональной подготовки «Тракторист», а также студенты техникума, обучающиеся по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Основными задачами конкурса, который стал ежегодным, являются: повышение качества подготовки обучающихся по профессии «Тракторист-машинист», формирование у обучающихся интеллектуальных и профессиональных знаний и умений, развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельно-

сти. Конкурсы проходят в рамках комплексного муниципального мероприятия «Фестиваль профессий», организаторами которого являются Артинский агропромышленный техникум и Управление образования администрации Ар-тинского городского округа.

В 2014 году содержание конкурса «Юный механизатор» было усложнено. Участникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои практические навыки, выполнить задания по обнаружению неисправностей техники.

В 2015 году планируется привлечь к работе конкурса в качестве экспертов социальных партнеров, а также привлечь к софинансиро-ванию наиболее крупные предприятия, заинтересованные в подготовке квалифицированных рабочих для сельского хозяйства.

В рамках проведения Фестиваля профессий в 2015 году разработано положение о проведении первого муниципального конкурса «Юный кулинар», в котором примут участие команды школьников 8-9 классов, проявляющие интерес к профессии «Повар», а в качестве наставников школьных команд выступят студенты нашего техникума. Конкурс будет состоять из трех этапов: теоретического, практического, представления мастер-класса силами каждой команды. В состав жюри включены представители Управления образования Артинского городского округа, предприятий питания, учителя технологии, преподаватели специальных дисциплин образовательных организаций.

Планируемым результатом деятельности по проведению профессиональных конкурсов является:

- мотивация к получению профессионального образования как залога успеха в будущем;

- определение профессиональных способностей;

- правильный выбор профессии;

- формирование уважительного отношения к труду;

- выбор образовательной организации.

Как показывает практика, большинство участников конкурса выбирают именно эту профессию для дальнейшего ее освоения и успешно трудоустраиваются на предприятия района.

36

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.