Научная статья на тему 'Конкурс профессионального мастерства - перспективная форма сотрудничества техникума с социальными партнерами'

Конкурс профессионального мастерства - перспективная форма сотрудничества техникума с социальными партнерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / PROFESSIONAL SKILLS COMPETITION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / КОН КУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминева О. В., Камалова Р. Р.

В статье представлены опыт взаимодействия техникума и социального партнера по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства на базе Аргаяшского аграрного техникума. Основная идея одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособных работников является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL SKILLS COMPETITION - A PROMISING FORM OF COLLEGE COOPERATION WITH THE SOCIAL PARTNERS

The article presents the experience of interaction between college and social partner for organizing and conducting competitions of professional skills based Argayashsky Agricultural College. The main idea consists in the following thesis: «The one of the most effective methods of training of competitive professionals is to attract students to participate in contests and competitions of professional skills at various levels».

Текст научной работы на тему «Конкурс профессионального мастерства - перспективная форма сотрудничества техникума с социальными партнерами»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 377+316.3/4 О. В. Аминева, директор Аргаяшского

аграрного техникума (ААТ), Челябинская обл., с. Аргаяш, e-mail: [email protected] Р. Р. Камалова, зам. директора по УМР ААТ

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА — ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕХНИКУМА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

В статье представлены опыт взаимодействия техникума и социального партнера по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства на базе Аргаяшского аграрного техникума. Основная идея — одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособных работников является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, социальное партнерство, конкурентоспособный специалист.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. перед профессиональным образованием поставлена цель: существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося [1].

В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня — творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования вно-

сит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнерству как к механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг

Обеспечение себя трудовыми ресурсами необходимого профессионально-квалификационного уровня — одна из целей кадровой политики любого предприятия. Достижение этой цели в тех или иных социально-экономических условиях определяется особенностями развития рынка труда и рынка образовательных услуг.

В Аргаяшском аграрном техникуме осуществляется подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Так как район сельскохозяйственный, основная профессия в техникуме — «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Новые достижения науки по вопросам, связанным с основной обработкой почвы, со скоростным методом выполнения сельскохозяйственных операций, с созданием более совершенных конструкций плугов и тракторов, требуют того, чтобы сегодняшний механизатор-пахарь, обладая большим объемом агрономических и технических знаний, в совершенстве владел техникой, на которой работает. Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства находится в прямой зависимости от эффективности использования техники и от уровня мастерства механизаторов.

Особое внимание на укрепление связи образования с практикой сельскохозяйственного производства и улучшение материально-технической базы учебных заведений обратил глава региона Б. А. Дубровский в ходе обсуждения с аграриями области путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Он отметил, что обучающиеся и студенты должны иметь возможность познавать труд земледельца в современных условиях и быть подготовленными к реальной работе на современной технике [2].

Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособных работников является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях, это благоприятствует развитию творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, формированию умения быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы и различные ситуации.

В целях наглядной пропаганды передового опыта, повышения мастерства и производительности труда трактористов с 1968 г. в России проводится конкурс механизаторов-пахарей.

В техникуме сложилась многолетняя практика проведения профессионально ориентированных мероприятий. Конкурсы профессионального мастерства проводятся ежегодно, как среди обучающихся, так и среди мастеров производственного обучения [3; 4]. Победители направляются для участия в областных конкурсах.

Областной конкурс профессионального мастерства обучающихся и мастеров производственного обучения по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» неоднократно проводился на базе ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум». Организация и проведение мероприятий областного масштаба требуют сплоченных дей-

ствий всего коллектива учебного заведения и работодателей.

Взаимодействие техникума с социальными партнерами осуществляется в различных формах и направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего профессионального образования (формирование стратегии развития учебного заведения, содержания образования; организация образовательного процесса; контроль качества образования; изучение рынка труда; кадровое обеспечение; стажировка педагогических работников; материально-техническое обеспечение; привлечение дополнительных финансовых средств).

Основным социальным партнером техникума является государственное унитарное предприятие «Продовольственная корпорация Челябинской области».

Из наиболее эффективных способов взаимодействия между предприятием и образовательной организацией можно отметить следующие формы социального партнерства.

1. Совместная профориентационная работа для учащихся школ.

Благодаря мероприятиям по профориен-тационной работе ведется пропаганда рабочей профессии среди молодежи, повышается престиж аграрной отрасли.

2. Участие в разработке содержания рабочих учебных программ.

На расширенных заседаниях предметно-цикловых комиссий с участием специалистов предприятий проведен сравнительный анализ содержания ФГОС и требований к компетенциям, заложенным в них. Рабочая программа профессионального модуля каждый год корректируется с учетом внедрений новых педагогических технологий по мере поступления новых современных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в машинно-тракторный парк техникума, при изменении севооборотов в связи с внедрением посадки или посева новых сельскохозяйственных культур.

3. Участие в оценке образовательных достижений выпускников на государственной итоговой аттестации.

Специалисты ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» привлекаются к промежуточной аттестации студентов — экзаменам (квалификационным) по профессиональным модулям — и к итоговой аттестации, что является составляющей независимой оценки качества подготовки выпускников.

4. Укрепление учебно-материальной базы техникума.

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» переданы в хозяйственное ведение Аргаяшского аграрного техникума современное оборудование и техника (за 2013-2015 гг. было передано более 40 единиц оборудования). Картофелесажалка Grimme из Германии, американский трактор Са8е, шведская сеялка точного высева Kverneland, картофелеуборочный комбайн «Колнаг» и другие агрегаты сегодня можно увидеть на полях Ар-гаяшского техникума. Плюс к тому — агрономическое сопровождение со стороны российско-германского предприятия «Солана-Агро» и Самарского агроуниверситета.

5. Организация стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Стажировка проходит на современной технике и по новым технологиям.

6. Участие работников предприятия в образовательном процессе (лекции, мастер-классы, семинары — например, 10 февраля 2015 г. состоялся семинар «Современные технологии возделывания картофеля», который был организован техникумом совместно с ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» при участии специалистов Самарского университета картофелеводства).

7. Совместная организация учебной и производственной практики.

Техникум располагает учебными хозяйствами: в Аргаяшском районе — площадью 1014 га и в Красноармейском районе — 244 га. С поступлением новой техники стало возможно реализовать новые педагогические технологии (метод проектов, исследовательский метод, ИКТ-тех-нологии), применять различные формы проведения учебной практики в учебном хозяйстве, в том числе и разбор конкретных ситуаций. Таким образом, проведение учебной и производственной практики в учебном хозяйстве ААТ при содействии ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» способствует формированию у студентов профессиональных и общих компетенций.

8. Участие ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства (областные конкурсы по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», региональный этап чемпионата WSR по компетенции «Сельскохозяйственные машины»).

В 2015 г материально-техническое обеспечение областного конкурса позволило принять участие в нем двух обучающихся и мастера производственного обучения от каждой профессиональной организации Челябинской области, проводящей подготовку кадров по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

За все время проведения областных конкурсов профессионального мастерства команда Ар-гаяшского аграрного техникума в лице мастера производственного обучения и обучающихся постоянно входила в число призеров и победителей. Исключением не стал и конкурс 2015 г., в котором обучающиеся ААТ Александр Саломатин и Антон Колотушкин заняли первое и второе места соответственно, а мастер производственного обучения М. И. Гильманов — второе место.

На Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в Белгородской области Александр Саломатин стал лучшим на этапе фигурного вождения трактора.

Конкурсы учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности. В ходе конкурса работодатели имеют возможность увидеть уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести свои предложения и сделать выводы о качестве подготовки студентов.

ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» оказало поддержку в проведении на базе ААТ областных конкурсов профессионального мастерства по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Студенты техникума приняли участие и добились успеха в конкурсах различного уровня:

- первое место в конкурсе профессионального мастерства по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (2013, 2014, 2015 гг.);

- второе место во Всероссийском конкурсе работ научно-технического творчества с работой «Сортоиспытание сортов картофеля на учебном хозяйстве в условиях Красноармейского района» (г. Москва, 24 окт. 2014 г.);

- второе место в конкурсе на звание «Лучший тракторист-машинист», проходившем в рамках окружного проекта «Славим человека труда» (Тюменская обл., 26 сент. 2014 г.);

- лучший в номинации «За качественное выполнение элементов вождения колесного

трактора» в рамках проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;

- второе место в конкурсе «За лучший бизнес-план ученической производственной бригады и его экономическую эффективность» в рамках Всероссийской выставки «Золотая осень — 2015» (г Москва);

- первое место в III Региональном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills «WorldSkills Russia Челябинск — 2015» по компетенции «Сельскохозяйственные машины».

Одним из показателей подготовки кадров по мировым стандартам является участие в олим-пиадном движении по стандартам WorldSkills, в котором активное участие принимают студенты профессиональных организаций Челябинской области.

Для реализации мероприятий движения WorldSkills Russia на территории Челябинской области приказом МОиН № 01/3434 от 25.11.2014 были созданы сертифицированные центры компетенций, в том числе на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Аргаяшский аграрный техникум» — СЦК по компетенции «Тракторист-механизатор». Специализированный центр объединяет профессиональные образовательные организации, ведущие подготовку по данной компетенции, экспертов WorldSkills Russia и представителей предприятий и организаций.

Библиографический список

Участие и победа студента Аргаяшского аграрного техникума в III Региональном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills «WorldSkills Russia Челябинск — 2015» по компетенции «Сельскохозяйственные машины», проведенном с участием экспертов, определили профессиональный уровень подготовки выпускников по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», позволили оценить состояние материально-технической базы техникума в соответствии с международными требованиями.

Таким образом, как показывает практика, конкурсы профессионального мастерства обладают особой силой эмоционального воздействия на обучающихся, являются хорошей формой воспитания любви к профессии и эффективным способом повышения уровня профессиональной квалификации.

Победители и призеры конкурсов профессионального мастерства после окончания техникума продолжают обрабатывать землю, работают на сельскохозяйственных предприятиях или в фермерских хозяйствах, почти у всех имеется техника в личном подсобном хозяйстве.

Информация о результатах и победителях областных конкурсов, проведенных на базе ААТ, позволяет расширить интерес работодателей к образовательной организации, повышает интерес общественности к рабочей профессии, помогают молодежи сделать правильный и осознанный выбор своей будущей профессии.

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 295]. — Режим доступа: http://base.garant.rU/70643472/#help.

2. Образовательный кластер укрепляется современной сельхозтехникой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chelagro.ru/web_newspaper/?ELEMENT_ID=9597&sphrase_ ¡Ь=27346.

3. Бутузова, О. Г. Методические рекомендации по организации проведения конкурса профессионального мастерства учащихся профессиональных образовательных учреждений [Текст] / О. Г. Бутузова. — М. : Изд-во ИРПО, 2007. — 37 с.

4. Щетнева, Л. К. Организация конкурсов профессионального мастерства [Текст] : метод. рекомендации / Л. К. Щетнева. — СПб., 2002. — 35 с.

5. О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г. [Электронный ресурс] : [постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25.10.2007 № 890]. — Режим доступа: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3274450.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.