Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
УДК 377+316.3/4 О. В. Аминева, директор Аргаяшского
аграрного техникума (ААТ), Челябинская обл., с. Аргаяш, e-mail: [email protected] Р. Р. Камалова, зам. директора по УМР ААТ
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА — ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕХНИКУМА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
В статье представлены опыт взаимодействия техникума и социального партнера по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства на базе Аргаяшского аграрного техникума. Основная идея — одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособных работников является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях.
Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, социальное партнерство, конкурентоспособный специалист.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. перед профессиональным образованием поставлена цель: существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося [1].
В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня — творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования вно-
сит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнерству как к механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг
Обеспечение себя трудовыми ресурсами необходимого профессионально-квалификационного уровня — одна из целей кадровой политики любого предприятия. Достижение этой цели в тех или иных социально-экономических условиях определяется особенностями развития рынка труда и рынка образовательных услуг.
В Аргаяшском аграрном техникуме осуществляется подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Так как район сельскохозяйственный, основная профессия в техникуме — «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Новые достижения науки по вопросам, связанным с основной обработкой почвы, со скоростным методом выполнения сельскохозяйственных операций, с созданием более совершенных конструкций плугов и тракторов, требуют того, чтобы сегодняшний механизатор-пахарь, обладая большим объемом агрономических и технических знаний, в совершенстве владел техникой, на которой работает. Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства находится в прямой зависимости от эффективности использования техники и от уровня мастерства механизаторов.
Особое внимание на укрепление связи образования с практикой сельскохозяйственного производства и улучшение материально-технической базы учебных заведений обратил глава региона Б. А. Дубровский в ходе обсуждения с аграриями области путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Он отметил, что обучающиеся и студенты должны иметь возможность познавать труд земледельца в современных условиях и быть подготовленными к реальной работе на современной технике [2].
Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособных работников является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях, это благоприятствует развитию творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, формированию умения быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы и различные ситуации.
В целях наглядной пропаганды передового опыта, повышения мастерства и производительности труда трактористов с 1968 г. в России проводится конкурс механизаторов-пахарей.
В техникуме сложилась многолетняя практика проведения профессионально ориентированных мероприятий. Конкурсы профессионального мастерства проводятся ежегодно, как среди обучающихся, так и среди мастеров производственного обучения [3; 4]. Победители направляются для участия в областных конкурсах.
Областной конкурс профессионального мастерства обучающихся и мастеров производственного обучения по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» неоднократно проводился на базе ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум». Организация и проведение мероприятий областного масштаба требуют сплоченных дей-
ствий всего коллектива учебного заведения и работодателей.
Взаимодействие техникума с социальными партнерами осуществляется в различных формах и направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего профессионального образования (формирование стратегии развития учебного заведения, содержания образования; организация образовательного процесса; контроль качества образования; изучение рынка труда; кадровое обеспечение; стажировка педагогических работников; материально-техническое обеспечение; привлечение дополнительных финансовых средств).
Основным социальным партнером техникума является государственное унитарное предприятие «Продовольственная корпорация Челябинской области».
Из наиболее эффективных способов взаимодействия между предприятием и образовательной организацией можно отметить следующие формы социального партнерства.
1. Совместная профориентационная работа для учащихся школ.
Благодаря мероприятиям по профориен-тационной работе ведется пропаганда рабочей профессии среди молодежи, повышается престиж аграрной отрасли.
2. Участие в разработке содержания рабочих учебных программ.
На расширенных заседаниях предметно-цикловых комиссий с участием специалистов предприятий проведен сравнительный анализ содержания ФГОС и требований к компетенциям, заложенным в них. Рабочая программа профессионального модуля каждый год корректируется с учетом внедрений новых педагогических технологий по мере поступления новых современных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в машинно-тракторный парк техникума, при изменении севооборотов в связи с внедрением посадки или посева новых сельскохозяйственных культур.
3. Участие в оценке образовательных достижений выпускников на государственной итоговой аттестации.
Специалисты ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» привлекаются к промежуточной аттестации студентов — экзаменам (квалификационным) по профессиональным модулям — и к итоговой аттестации, что является составляющей независимой оценки качества подготовки выпускников.
4. Укрепление учебно-материальной базы техникума.
Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» переданы в хозяйственное ведение Аргаяшского аграрного техникума современное оборудование и техника (за 2013-2015 гг. было передано более 40 единиц оборудования). Картофелесажалка Grimme из Германии, американский трактор Са8е, шведская сеялка точного высева Kverneland, картофелеуборочный комбайн «Колнаг» и другие агрегаты сегодня можно увидеть на полях Ар-гаяшского техникума. Плюс к тому — агрономическое сопровождение со стороны российско-германского предприятия «Солана-Агро» и Самарского агроуниверситета.
5. Организация стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Стажировка проходит на современной технике и по новым технологиям.
6. Участие работников предприятия в образовательном процессе (лекции, мастер-классы, семинары — например, 10 февраля 2015 г. состоялся семинар «Современные технологии возделывания картофеля», который был организован техникумом совместно с ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» при участии специалистов Самарского университета картофелеводства).
7. Совместная организация учебной и производственной практики.
Техникум располагает учебными хозяйствами: в Аргаяшском районе — площадью 1014 га и в Красноармейском районе — 244 га. С поступлением новой техники стало возможно реализовать новые педагогические технологии (метод проектов, исследовательский метод, ИКТ-тех-нологии), применять различные формы проведения учебной практики в учебном хозяйстве, в том числе и разбор конкретных ситуаций. Таким образом, проведение учебной и производственной практики в учебном хозяйстве ААТ при содействии ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» способствует формированию у студентов профессиональных и общих компетенций.
8. Участие ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства (областные конкурсы по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», региональный этап чемпионата WSR по компетенции «Сельскохозяйственные машины»).
В 2015 г материально-техническое обеспечение областного конкурса позволило принять участие в нем двух обучающихся и мастера производственного обучения от каждой профессиональной организации Челябинской области, проводящей подготовку кадров по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
За все время проведения областных конкурсов профессионального мастерства команда Ар-гаяшского аграрного техникума в лице мастера производственного обучения и обучающихся постоянно входила в число призеров и победителей. Исключением не стал и конкурс 2015 г., в котором обучающиеся ААТ Александр Саломатин и Антон Колотушкин заняли первое и второе места соответственно, а мастер производственного обучения М. И. Гильманов — второе место.
На Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в Белгородской области Александр Саломатин стал лучшим на этапе фигурного вождения трактора.
Конкурсы учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности. В ходе конкурса работодатели имеют возможность увидеть уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести свои предложения и сделать выводы о качестве подготовки студентов.
ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» оказало поддержку в проведении на базе ААТ областных конкурсов профессионального мастерства по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Студенты техникума приняли участие и добились успеха в конкурсах различного уровня:
- первое место в конкурсе профессионального мастерства по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (2013, 2014, 2015 гг.);
- второе место во Всероссийском конкурсе работ научно-технического творчества с работой «Сортоиспытание сортов картофеля на учебном хозяйстве в условиях Красноармейского района» (г. Москва, 24 окт. 2014 г.);
- второе место в конкурсе на звание «Лучший тракторист-машинист», проходившем в рамках окружного проекта «Славим человека труда» (Тюменская обл., 26 сент. 2014 г.);
- лучший в номинации «За качественное выполнение элементов вождения колесного
трактора» в рамках проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
- второе место в конкурсе «За лучший бизнес-план ученической производственной бригады и его экономическую эффективность» в рамках Всероссийской выставки «Золотая осень — 2015» (г Москва);
- первое место в III Региональном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills «WorldSkills Russia Челябинск — 2015» по компетенции «Сельскохозяйственные машины».
Одним из показателей подготовки кадров по мировым стандартам является участие в олим-пиадном движении по стандартам WorldSkills, в котором активное участие принимают студенты профессиональных организаций Челябинской области.
Для реализации мероприятий движения WorldSkills Russia на территории Челябинской области приказом МОиН № 01/3434 от 25.11.2014 были созданы сертифицированные центры компетенций, в том числе на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Аргаяшский аграрный техникум» — СЦК по компетенции «Тракторист-механизатор». Специализированный центр объединяет профессиональные образовательные организации, ведущие подготовку по данной компетенции, экспертов WorldSkills Russia и представителей предприятий и организаций.
Библиографический список
Участие и победа студента Аргаяшского аграрного техникума в III Региональном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills «WorldSkills Russia Челябинск — 2015» по компетенции «Сельскохозяйственные машины», проведенном с участием экспертов, определили профессиональный уровень подготовки выпускников по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», позволили оценить состояние материально-технической базы техникума в соответствии с международными требованиями.
Таким образом, как показывает практика, конкурсы профессионального мастерства обладают особой силой эмоционального воздействия на обучающихся, являются хорошей формой воспитания любви к профессии и эффективным способом повышения уровня профессиональной квалификации.
Победители и призеры конкурсов профессионального мастерства после окончания техникума продолжают обрабатывать землю, работают на сельскохозяйственных предприятиях или в фермерских хозяйствах, почти у всех имеется техника в личном подсобном хозяйстве.
Информация о результатах и победителях областных конкурсов, проведенных на базе ААТ, позволяет расширить интерес работодателей к образовательной организации, повышает интерес общественности к рабочей профессии, помогают молодежи сделать правильный и осознанный выбор своей будущей профессии.
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 295]. — Режим доступа: http://base.garant.rU/70643472/#help.
2. Образовательный кластер укрепляется современной сельхозтехникой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chelagro.ru/web_newspaper/?ELEMENT_ID=9597&sphrase_ ¡Ь=27346.
3. Бутузова, О. Г. Методические рекомендации по организации проведения конкурса профессионального мастерства учащихся профессиональных образовательных учреждений [Текст] / О. Г. Бутузова. — М. : Изд-во ИРПО, 2007. — 37 с.
4. Щетнева, Л. К. Организация конкурсов профессионального мастерства [Текст] : метод. рекомендации / Л. К. Щетнева. — СПб., 2002. — 35 с.
5. О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г. [Электронный ресурс] : [постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25.10.2007 № 890]. — Режим доступа: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3274450.