JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-83-85 NIION: 2003-0059-2/23-617 MOSURED: 77/27-003-2023-02-816
Муниципальная служба в системе государственного управления Российской Федерации: к вопросу о государственном и муниципальном администрировании
Таймураз Эльбрусович Каллагов
Горский государственный аграрный университет, Владикавказ, Россия, mail@law-books.ru
Аннотация. Актуальность статьи вызвана необходимостью уточнения понятия и сущности гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации на современном этапе развития. Автор статьи делает вывод о том, что направления организации процесса государственного и муниципального администрирования требуют внедрения современных принципов организации государственной службы. Успешное развитие российского государства невозможно без эффективного государственного и муниципального управления. Знания особенностей и общих закономерностей развития нормативно-правовой базы, регламентирующей государственную и муниципальную службу, необходимы для реализации успешной карьеры современных управленцев.
Ключевые слова: муниципальная служба, публичная власть, народовластие, местное самоуправление, государственная кадровая политика, конституция
Для цитирования: Каллагов Т. Э. Муниципальная служба в системе государственного управления Российской Федерации: к вопросу о государственном и муниципальном администрировании // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 83-85. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-83-85.
Original article
Municipal service in the system of public administration of the Russian Federation: on the issue of state and municipal administration
Taimuraz E. Kallagov
Gorsky State Agrarian University, Vladikavlaz, Russia, mail@law-books.ru
Abstract. The relevance of the article is caused by the need to clarify the concept and essence of civil and municipal service in the Russian Federation at the current stage of development. The author of the article concludes that the directions of organizing the process of state and municipal administration require the introduction of modern principles for organizing the public service. The successful development of the Russian state is impossible without effective state and municipal administration. Knowledge of the peculiarities and general patterns of the development of the regulatory and legal framework governing the state and municipal service is necessary for the implementation of a successful career of modern managers.
Keywords: municipal service, public power, people's power, local self-government, state personnel policy, constitution
For citation: Kallagov T. E. Municipal service in the system of public administration of the Russian Federation: on the issue of state and municipal administration. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):83-85. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-83-85.
На сегодняшний день муниципальная служба представляет собой сравнительно новую форму службы в России. Ее деятельность в стране началась недавно и насчитывает около четверти века. Понятие «муниципальная служба» является относительно новым
© Каллагов Т. Э., 2023
термином в отечественной правовой науке, появление которого связано с всенародным принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой была установлена новая, обособленная и самостоятельная форма осуществления публичной
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
власти народа Российской Федерации — местное самоуправление [5].
Современные направления организации процесса государственного и муниципального администрирования требуют внедрения современных принципов организации государственной службы. Гражданская и муниципальная служба обеспечивает управляющее воздействие на социально-экономическое развитие территории, качество жизни населения и общественные процессы, происходящие в обществе и невозможна без четко установленных мер ответственности. Разработка и внедрение административных регламентов и стандартов направлена на:
• совершенствование организации административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти, обеспечивающей эффективность их деятельности;
• упорядочение и конкретизацию обязательств органов исполнительной власти перед обществом;
• совершенствование процессов контроля и оценки органов исполнительной власти [2].
Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает возможность получения полного перечня услуг, исключая бюрократическую волокиту. Предстоит проделать большую работу по подготовке нормативных правовых актов, административных регламентов, обучению персонала органов исполнительной власти, ответственного за предоставление информации в соответствии с методиками. Сведения о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти должны лечь в основу программ развития, обеспечивающих их рост [3].
Успешное развитие Российского государства невозможно без эффективного государственного и муниципального управления. Знания особенностей и общих закономерностей развития нормативно-правовой базы, регламентирующей государственную и муниципальную службу необходимы для реализации успешной карьеры современных управленцев [6].
Эффективный контроль также не мыслим без восприимчивости муниципальных служащих к требованиям времени. По мнению В. Ю. Войтович, внешний, навязанный механизм контроля никогда не будет действенным. Гораздо важнее «контроль через самоконтроль», когда целесообразнее «положиться» на профессионализм чиновников, которые, реагируя на замечания и предложения граждан, сами определяют пределы свободы своих действий в рамках возложенных на них законом полномочий, поступают согласно им и, в конечном счете, сообразно предпочтениям граждан [1, с. 122]. Некоторые руководители и общественные организации убеждены, что чем больше выявлено негативных сторон в деятельности государственных органов, тем лучше. Однако важнее выявить положительный опыт и сделать его достоя-
нием других. Как заметил в свое время М. В. Ломоносов, «ошибки замечать немного стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку».
Согласно ст. 9 Федерального закона № 79-ФЗ, должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.
Наряду с классификацией должностей государственной службы существенное значение имеет понятие «государственный служащий», которое имеет в практике отечественного государственного строительства свою историю [7, с. 279]. Федеральный закон № 58-ФЗ раскрывает два понятия: «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации». Последнее понятие развивается в Федеральном законе № 79-ФЗ.
Механизм политической власти — совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Органы власти — органическая часть политических институтов, в чем сосредотачивается власть; они служат средством целенаправленного действия политических субъектов. Она зависит от политического режима в государстве — демократического или тоталитарного — и от формы государственного устройства — унитарного или федеративного [3].
Государственные и муниципальные служащие представляют особую социально-профессиональную группу, являющуюся основой кадрового персонала на государственной и муниципальной службе. Значение кадров на гражданской и муниципальной службе невозможно переоценить, поскольку от человеческого потенциала зависит эффективность гражданской и муниципальной службы, достижение целей успешного исполнения государственными органами своих государственных функций. Системность явления коррупции отражается в необходимости его предупреждения, а также соответствующей оптимизации реализуемой антикоррупционной политике. Все служащие должны быть вовлечены в процесс осуществления антикоррупционной борьбы. Нравственные требования являются основой для всех уровней и ветвей власти государственной и муниципальной службы. Они представляют собой единство требований, поэтому не может быть выделено какого-то одного требования в качестве приоритетного [4].
На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.
Во-первых, муниципальная служба представляет собой сравнительно новую форму службы в России. Ее деятельность в стране началась недавно и насчитывает всего около четверти века. Да и собственно понятие «муниципальная служба» является относительно новым термином в отечественной правовой науке. Его
84
Вестник Московского университета МВД России
№ 2 / 2023
появление связано с всенародным принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой была установлена совершенно новая, обособленная и самостоятельная форма осуществления публичной власти народа Российской Федерации — местное самоуправление.
Во-вторых, роль государственного и муниципального администрирования при использовании программно-целевого подхода к управлению качеством жизни населения заключается в организации и финансовом обеспечении системы эффективного взаимодействия субъектов социально-экономических отношений по достижению стратегических целей. Программный бюджет становится действенным инструментом в обеспечении динамического социально-экономического развития страны и устойчивого роста качества жизни населения.
В-третьих, в зависимости от того, каковы господствующие социально-экономические отношения, каковы тип и форма государства, какие функции ему делегирует общество, оно способно обеспечить условия для свободного развития и реализации человеком своих способностей. В таком случае правомерно говорить о государственной и муниципальной кадровой политике.
Список источников
1. Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба. Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013.
2. Государственная и муниципальная служба : учебник для бакалавров / Ред. Петров В. И. М. : Юрайт, 2014. 368 с.
3. Каллагов Т. Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Финансовое право и управление. 2014. № 2. С. 32-40.
4. Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих : общее и особенное // Государство и
право. 2003. № 1. С. 21-22.
5. Коковихин А. Ю. Социальное партнерство как механизм реализации государственной кадровой политики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. № 3. С. 94-102.
6. Сороко А. В. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования резерва управленческих кадров : дисс... докт. экон. наук : 08.00.05 / Сороко Андрей Викторович. М., 2011. 445 с.
7. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
References
1. Voitovich V. Yu. State and municipal service. Izhevsk : Publishing House «Udmurt University», Publishing house of the Institute of Economics and Management of the UdGU, 2013.
2. State and Municipal Service : textbook for bachelors / Ed. Petrov V. I. M. : Yurayt, 2014. 368 p.
3. Kallagov T. E. Formation and development of municipal service in the conditions of modernization of local self-government in modern Russia // Financial law and management. 2014. № 2. P. 32-40.
4. Kozbanenko V. A. Legal support of the status of state and municipal employees: general and special // State and law. 2003. № 1. P. 21-22.
5. Kokovikhin A. Yu. Social partnership as a mechanism for implementing state personnel policy // Bulletin of the South Ural State University. 2016. № 3. P. 94-102.
6. Soroko A.V. Management of the personnel potential of the state civil service on the basis of the formation of a reserve of managerial personnel : dissertation. economics : 08.00.05 / Soroko Andrey Viktorovich. M., 2011. 445 p.
7. Cherepanov V. V. Fundamentals of public service and personnel policy. 2nd ed. Moscow : UNITY-DANA, 2017.
JURISPRUDENCE
Информация об авторе
Т. Э. Каллагов — декан юридического факультета Горского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author T. E. Kallagov — Dean of the Law Faculty of the Gorsky State Agrarian University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 12.02.2023; одобрена после рецензирования 16.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 12.02.2023; approved after reviewing 16.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.