Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
государственные служащие / профессионализм / программа переподготовки / анкетирование / слушатели / качество обучения. / public servants / professionalism / training program / questionnaire / the students / the quality of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Елена Лорандовна, Гоголева Галина Серафимовна

Актуальность и новизна работы. Статья посвящена исследованию вопросов переподготовки работников государственной и муниципальной службы в Российском университете кооперации. Цель работы. Разработка практических рекомендаций для повышения эффективности организации переподготовки кадров для государственного и муниципального управления. Материалы и методы исследования. Использованы методы анализа и синтеза, результаты опросов слушателей. Результат работы – рекомендации по совершенствованию деятельности Центра дополнительного образования Российского университета кооперации в плане переподготовки государственных и муниципальных служащих. Выводы – для повышения результативности деятельности работников государственной и муниципальной службы важно постоянно развивать их компетенции в управленческой деятельности, по работе с законами и документацией и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Елена Лорандовна, Гоголева Галина Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TRAINING AND RETRAINING OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

The relevance and novelty of the work. The article is devoted to issues of training employees of state and municipal service in the Russian University of cooperation. The purpose of the work. Development of practical recommendations to improve the effectiveness of the retraining for state and municipal management. Materials and methods. Used methods of analysis and synthesis, surveys of the audience. The result – recommendations for improving the activity of the center of additional education of the Russian University of cooperation in terms of training state and municipal employees. Conclusions – in order to improve the performance of employees of the state and municipal service, it is important to constantly develop their competencies in management activities, working with laws and documentation, etc.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

%

SISi®'

УДК 303.022

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

IMPROVING THE TRAINING AND RETRAINING OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

© Маслова Елена Лорандовна

Elena L. Maslova

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и торгового дела, Российский университет кооперации (Мытищи).

Phd (Economic), Associate Professor, Professor of the Department of Management and Trade, Russian University of Cooperation (Mytishchi).

И elena.maslova@inbox.ru

© Гоголева Галина Серафимовна

Galina S. Gogoleva

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и ино странных языков, Российский университет кооперации (Мытищи).

PhD (Pedagogical), Associate Professor of the Department of Humanities and Foreign Languages, Russian University of Cooperation (Mytishchi).

И klipp6o@mail.ru

Аннотация. Актуальность и новизна работы. Статья посвящена исследованию вопросов переподготовкиработников государственной и муниципальной службы в Российском университете кооперации.

Цель работы. Разработка практических рекомендаций для повышения эффективности организации переподготовки кадров для государственного и муниципального управления.

Материалы и методы исследования. Использованы методы анализа и синтеза, результаты опросов слушателей.

Результат работы — рекомендации по совершенствованию деятельности Центра дополнительного образования Российского университета кооперации в плане переподготовки государственных и муниципальных служащих.

Выводы — для повышения результативности деятельности работников государственной и муниципальной службы важно постоянно развивать их компетенции в управленческой деятельности, по работе с законами и документацией и т. п.

Ключевые слова: государственные служащие, профессионализм, программа переподготовки, анкетирование, слушатели, качество обучения.

Abstract. The relevance andnovelty of the work. The article is devoted to issues of training employees of state and municipal service in the Russian University of cooperation. The purpose of the work. Development of practical recommendations to improve the effectiveness of the retraining for state and municipal management.

Materials and methods. Used methods of analysis and synthesis, surveys of the audience.

The result - recommendations for improving the activity of the center of additional education of the Russian University of cooperation in terms of training state and municipal employees.

Conclusions - in order to improve the performance of employees of the state and municipal service, it is important to constantly develop their competencies in management activities, working with laws and documentation, etc.

Key words: public servants, professionalism, training program, questionnaire, the students, the quality of education.

ч

Введение

Вт

> опрос профессионального развинтил государственных служащих является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики. В условиях кардинального реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации требование профессионального развития и образования государственных служащих становится особенно актуальны [3]. Именно уровень профессиональной подготовки и переподготовки кадров государственной службы определяет совершенствование, модернизацию и развитие Российского государства, его субъектов и регионов, повышение уровня жизни населения, а также внутреннюю политику государства.

Многолетний опыт сотрудничества с работниками государственного и муниципального аппарата показывает, что служащим не хватает компетентности во многих областях, в том числе в вопросах этики государственной и муниципальной службы. Значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений, необходимых для служебной деятельности. Всё это обуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость проблемы.

Повышению квалификации и профессиональной переподготовки чиновников посвящена монография Е. В. Васильевой, Б. Б. Славина [5], в которой уделено внимание эффективности управления кадрами государственной службы в условиях развития цифровой экономики. Методы и материалы исследования

В процессе изучения вопроса переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих нами были использованы методы анализа. В частности, изучены программы повышения квалификации госслужащих различных ВУЗов. Также был применен опросный метод - проведено анкетирование слушателей Программы переподготовки, реализуемой в Российском университете кооперации. Полученные в результате анкетирования данные обработаны и проанализированы с помощью факторного анализа.

Результаты

Отрадно отметить, что в Учебном плане подготовки бакалавров по направлению Государственное и муниципальное управление довольно широк блок управленческих, юридических дисциплин, дисциплин, связанных с развитием регионов, управлением государственной и муниципальной собственностью. Отдельно

выделена дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы и конфликт интересов» [6].

С целью разработки практических рекомендаций для повышения эффективности организации переподготовки кадров для государственного и муниципального управления нами была проанализирована программа переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Государственное и муниципальное управление» Центра дополнительного образования Российского университета кооперации, реализованная в прошлом учебном году.

Объектом исследования выступал Центр дополнительного образования, а предметом исследования - программа переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Государственное и муниципальное управление».

Центр дополнительного образования (далее - ЦДО) - структурное подразделение на базе Российского университета кооперации, занимающееся подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и дополнительным образованием слушателей [6].

Основные задачи, реализующиеся в ЦДО:

1. Развитие человеческих ресурсов с учётом ситуации на рынке труда;

2. Интенсивное обучение специалистов по различным направлениям и программам подготовки;

3. Удовлетворение профессиональных потребностей слушателей в интересах их карьерного и личностного развития.

Центр дополнительного образования осуществляет свою деятельность в Российском университете кооперации уже более 50-ти лет.

Структура контингента слушателей весьма разнообразна, в предыдущем учебном году к ним добавились работники государственных учреждений.

Образовательных программ, имеющих отношение к государственной службе, всего две - это программа повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками» и профессиональная переподготовка по специальности «Государственное и муниципальное управление» [4]. Особое внимание уделим именно курсам профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Целевая аудитория данной программы переподготовки: руководители органов управления, директора, заведующие, специалисты государственных и муниципальных служб (имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование).

Целью программы является обеспечение необходимыми фундаментальными теоретическими знаниями в области государственного и муниципального управления, менеджмента, финансов и экономики; обучение практическим основам государственного и муниципального

%

sisi®'

управления; формирование современного, конкурентоспособного специалиста (госслужащего).

Продолжительность обучения составляет 520 академических часов без отрыва от работы.

Учебный план включает в себя следующие дисциплины:

1. Теория государственного и муниципального управления;

2. Основы государственного и муниципального управления;

3. Правовые основы государственного и муниципального управления;

4. Системы государственного и муниципального управления;

5. Управление государственной и муниципальной собственностью;

6. Управление имущественно-земельным комплексом на муниципальном уровне;

7. Инфраструктура муниципального образования;

8. Управление городским хозяйством;

9. Управление государственным и муниципальным заказом;

10. Управление комплексным социально-экономическим развитием территории;

11. Экономика государственного и муниципального сектора;

12. Государственная и муниципальная служба;

13. Принятие и исполнение государственных решений;

14. Государственное прогнозирование и планирование;

15. Управление персоналом;

16. Этика государственной и муниципальной службы;

17. Деловые коммуникации [2].

В рамках программы для слушателей предусматриваются поездки в Государственную Думу, участие в круглых столах и другие формы знакомства с государственным и муниципальным управлением.

Проанализировав результаты исследования было сделано заключение, что имеющаяся в ЦДО программа переподготовки в целом отвечает современным требованиям государственной и муниципальной службы, однако всё же имеет ряд недочётов, выявить которые помогло проведение анонимного анкетирования среди слушателей программы.

Исследование категории слушателей

Анкета, составленная авторами и студентом выпускного курса по направлению «Государственное и муниципальное управление», содержала в себе ряд вопросов, составленных для определения категории слушателей, их возраста, уровня образования, а также впечатления от программы переподготовки.

Методом анализа полученных данных удалось выяснить, что нынешняя целевая аудитория - это директора и заместители директора

музыкальных школ, руководители документа-ционных отделов и начальники учебно-методических отделов Высших учебных заведений. К сожалению, лиц, имеющих прямое отношение к конкретно государственной службе, в первой учебной группе не имелось.

Материалы таблицы свидетельствуют, что основными причинами прохождения данных курсов переподготовки явились требования ЕТКС к занимаемой должности. Остальную часть составляет дополнение к уже имеющемуся образованию или просто необходимость для продолжения работы в той или иной должности.

Средний возраст слушателей - от 35 до 50 лет, имеющих высшее профессиональное образование разного профиля (например, педагогическое, музыкальное и техническое). Количество мужчин и женщин в группе: 40% и 60% соответственно.

Данные таблицы показывают, что основная категория слушателей курсов переподготовки занимают высокие посты в муниципальных учреждениях, таких как ДШИ, СОШ и т. д. Остальные слушатели - это руководители и специалисты высших и средних звеньев в коммерческих и некоммерческих структурах.

Обсуждение

Таким образом, используя полученные результаты исследования, мы можем утверждать, что слушатели довольны качеством обучения и уровнем компетентности профессорско-преподавательского состава Российского университета кооперации. Однако опрошенные отметили некоторые недостатки программы переподготовки и нераскрытые в процессе обучения темы, такие как:

1. Делопроизводство и документооборот;

2. Методика и правила составления локально-нормативных актов в учреждении;

3. Недостаточное получение практических навыков в управлении;

4. Отсутствие важных правовых дисциплин (административное, трудовое, муниципальное, финансовое и другие виды права).

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что имеющаяся программа профессиональной переподготовки включает в себя в основном общетеоретические знания об основах государственного и муниципального управления, не делая необходимого акцента на организационную сторону деятельности и отсутствие ориентации на получение профессиональных навыков в области управленческих технологий. Именно эти факторы делают программу переподготовки неполноценной.

Заключение

Необходимость развития системы подготовки, переподготовки и дополнительного образования государственных и муниципальных служащих вызвана потребностями органов государственной власти в высококвалифици-

¿> Л Те,

К

рованных кадрах, способных эффективно управлять общественными процессами. В связи с этим Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку и переподготовку государственных служащих, как никогда нуждаются в современных, усовершенствованных подходах организации и содержания их обучения для формирования кадрового состава нового поколения и переподготовки действующих кадров. Этот процесс не скоротечный, а долгий и тщательно спланированный, поскольку работник органов власти — работник высокого класса, обладающий различными знаниями не только в области права и управления, но также экономики, политологии, социологии, психологии и т. д.

Для повышения эффективности деятельности Центра дополнительного образования Российского университета кооперации в плане переподготовки государственных служащих, помимо основных курсов переподготовки «Государственное и муниципальное управление», предлагаем создать новые программы подготовки и переподготовки по определённым тематикам, каждая из которых должна соответствовать своему направлению. Например:

1. Государственное

и муниципальное управление:

— Деловой иностранный язык для государственных служащих;

— Организационные, экономические и правовые формы противодействия коррупции;

— Технология работы с обращениями граждан;

— Делопроизводство в государственном и муниципальном управлении;

— Административная этика.

из*4*

2. Менеджмент:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Менеджмент в определённых сферах государственной службы (здравоохранение, сельское хозяйство, культура, юстиции и т.д.)

— Кадровый менеджмент в сфере государственного и муниципального управления;

— Сити-менеджмент;

— Финансовый менеджмент региона;

— Управление планировочным развитием территории;

3. Управление персоналом:

— Современные подходы и технологии управления персоналом в государственном и муниципальном управлении;

— Применение кадровых технологий в государственной и муниципальной службе.

В соответствии с анализом выявленных в ходе исследования недостатков имеющихся курсов в учебную программу предлагаем ввести ряд правовых дисциплин (административное, трудовое, муниципальное, финансовое и другие виды права), а также дисциплины по делопроизводству и документообороту. Изучение различных отраслей права расширит кругозор и объём знаний слушателей, поможет в формировании правосознания, в то время как охват вопросов по документированию и организации работы с документами будет способствовать не только оперативному и грамотному выполнению определённых обязанностей, связанных с делопроизводством, но и поможет избежать роковых ошибок при создании документов, организации их движения, учёта и хранения.

Также предлагаем создавать образовательные программы подготовки, переподготовки, и (или) повышения квалификации под конкретные требования государственного учреждения-заказчика. Считаем, что содержание образовательной программы должно быть более гибким, позволяющим государственным служа-

Категории слушателей программы переподготовки «Государственное и муниципальное управление»

Таблица 1

Место работы Количество слушателей, чел. Причина выбора программы переподготовки

человек %

Государственные предприятия и учреждения 0 0 -

Муниципальные предприятия и учреждения 9 60,0 Требования ЕТКС [1] к занимаемой должности, направление от руководителя

Другое 6 40,0 Общее развитие (дополнение к уже имеющемуся образованию), необходимость для продолжения работы в должности

%

Характеристика слушателей программы «Государственное и муниципальное управление» по должностному статусу

Таблица 2

Должностной статус Удельный вес, %

Руководители и заместители руководителей в ДШИ и СОШ 61

Руководители и специалисты высшего и среднего звеньев 39

щим своевременно реагировать на цели и задачи текущей политической и социально-экономической ситуации в стране, уметь подстраиваться под них и максимально быстро находить новые решения в нестандартных ситуациях.

Важную роль также играет увеличение количества часов и объёма дисциплин по менеджменту, политологии, психологии и деловым коммуникациям [2]. Необходимость двух последних дисциплин обусловлена тем, что в настоящее время на государственной службе важную роль играют не только профессиональные знания и навыки, но и личностные качества работника. Государственный служащий должен не только уметь взаимодействовать с разными типами людей, но также уметь убеждать, знать основы делового этикета, ведения деловых переговоров и прочее. Ориентация на развитие и совершенствование не только должностных, но и личностных качеств - одна из отличительных инновационных черт в образовании государственных служащих.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность подготовки и переподготовки, является сбалансированность образовательной программы. Баланс должен соблюдаться не только между дисциплинами по праву и менеджменту, но и особенно между знаниями теории вопроса и проведением практических занятий с целью приобретения необходимых практических навыков.

Не случайно в ходе опроса слушатели предложили изменить методику обучения и внедрить в него более активные и интерактивные формы (мозговой штурм, мини-лекции, проблемное обучение, тренинговые и другие игровые формы обучения и пр.), стимулирование учебной деятельности. Для реализации данного предложения слушателей необходимо систематически проводить повышение квалификации всего профессорско-преподавательского состава и бизнес-тренеров Центра дополнительного образования.

Также слушателями было предложено установление адекватной оплаты труда преподавателей, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров для государственной службы. В частности, хотелось бы выделить аспект начисления дополнительных денежных средств за курирование определённого количества слушателей, защищающих итоговые аттестационные работы.

Привлечение руководителей государственных органов и чиновников для обмена профессиональным опытом, а также для работы в качестве преподавателей позволит повысить привлекательность проводимой программы переподготовки госслужащих.

Одним из предложений было включение в программу возможности ознакомления и адаптации к российским условиям зарубежного опыта работы государственных служащих. Для этого можно использовать международное сотрудничество в сфере обучения. На сегодняшний день это один из весомых факторов повышения профессионализма государственных служащих. Опыт организации международной бизнес-школы кооператоров в Российском университете кооперации имеется.

Таким образом, считаем вопрос совершенствования программы переподготовки государственных служащих актуальным.

Объединение усилий и создание тесного партнёрства между Центром дополнительного Образования и органами государственной и муниципальной власти послужит ещё одним ключевым подходом к повышению эффективности работы Центра в вопросе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Взаимное сотрудничество может быть в самых различных формах: подготовка и переподготовка слушателей, ориентированная на определённые требования государственной или муниципальной организации, указанные в двустороннем договоре между Центром дополнительного образования и самой государственной/муниципальной организацией; организация в целях обеспечения информационно-консультативного обслуживания руководителей структурных подразделений Мытищинской Администрации и её сотрудников постоянно действующего семинара, где будут изучаться новые нормативные правовые акты и актуальная информация по вопросам экономической и социальной жизни региона [4].

Новые задачи, стоящие сегодня перед органами государственной власти и местного самоуправления, определенные законодательством о государственной и муниципальной службе, требуют постоянного совершенствования профессиональных знаний, повышения квалификации всех управленческих кадров [5].

Материалы поступили в редакцию 26.04.2023 г.

ч

к

Библиографический список (References)

1. ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_92907/ (дата обращения: 12.02.2023). - Текст : электронный.

2. Маслова, Е. Л. Менеджмент : учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова. - М. : Дашков и К, 2020. - 336 с. - ISBN 978-5394-03547-0. - Текст : непосредственный.

3. Об утверждении государственной программы «Профессиональное развитие государственных гражданских служащих Нижегородской области на 2014-2016 годы» : постановление Правительства Нижегородской области от 05.07.2013г. № 444. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&prevDoc=152034630&backlink= 1&nd=152033998&rdk=0 (дата обращения: 12.02.2023). - Текст : электронный.

4. О совершенствовании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для Тверской области : постановление Губернатора Тверской области от 06 марта 2001 г. № 100. - URL: https://docs.cntd. ru/document/936001724 (дата обращения: 12.02.2023). - Текст : электронный.

5. Эффективность управления кадрами государственной гражданской службы в условиях развития цифровой экономики и общества знаний : монография. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 221 с. - ISBN 978-516-016453-3. - Текст : непосредственный.

6. Российский университет кооперации : Официальный сайт. - URL: https://ruc. su/ ruc.su (дата обращения: 12.02.2023). -Текст : электронный.

1. ETKS - Edinyj tarifno-kvalifikacionnyj spravochnik rabot i professij [ETCS - Unified tariff and qualification directory of jobs and professions]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_92907/ (accessed 12 February, 2023).

2. Maslova, E. L. (2020). Menedzhment: uchebnik dlja bakalavrov [Management : textbook for bachelors]. Moscow. Dashkov i K. 336 p. ISBN 978-5-394-03547-0.

3. (2013). Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Professional'noe razvitie gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih Nizhegorodskoj oblasti na 2014-2016 gody» [On approval of the state program "Professional development of state civil servants of the Nizhny Novgorod region for 2014-2016". Decree of the Government of the Nizhny Novgorod region dated 05.07.2013 No. 444]. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&prevDoc=152034630&backli nk=1&nd=152033998&rdk=0 (accessed 12 February, 2023).

4. (2001). O sovershenstvovanii sistemy podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii upravlencheskih kadrov dlja Tverskoj oblasti : postanovlenie Gubernatora Tverskoj oblasti ot 06 marta 2001 g. № 100 [On improving the system of training, retraining and advanced training of managerial personnel for the Tver region. Resolution of the Governor of the Tver Region dated March 06, 2001 No. 100]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/936001724 (accessed 12 February, 2023).

5. (2022). Jeffektivnost' upravlenija kadrami gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v uslovijah razvitija cifrovoj jekonomiki i obshhestva znanij : monografija [Efficiency of personnel management of the state civil service in the context of the development of the digital economy and the knowledge society. Monograph]. Moskow. INFRA-M. 221 p. ISBN 978-5-16-016453-3.

6. Rossijskij universitet kooperacii [Russian University of Cooperation. Official website]. URL: https://ruc.su/ ruc.su (accessed 12 February, 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.