Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / ОТКРЫТОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Ольга Викторовна

Цель статьи заключается в исследовании современного состояния, проблем и перспектив развития муниципальной службы в России. Задачи включают в себя рассмотрение современного состояния и ключевых проблем развития муниципальной службы, а также предложение рекомендаций по совершенствованию муниципальной службы. Объект исследования - муниципальная служба в России. Предмет исследования - процессы развития муниципальной службы в России. Показано, что муниципальная служба в России имеет своими целями качественное исполнения функций и задач государства и местного самоуправления, их органов и должностных лиц, обеспечение гармоничного и счастливого развития общества и человека и удовлетворение потребностей населения. Выполнение этих целей требует постоянного повышение эффективности деятельности механизма государственных муниципальных органов. Поскольку государственная служба и служба в органах местного самоуправления должны базироваться на одинаковых принципах, они не должны существовать изолированно друг от друга, должна быть возможность перехода из одной службы в другую, категории должны быть сопоставимыми, оплата труда - равнозначной. Исходя из профессионализма, основной набор компетенций муниципальных служащих категории «помощники» должен включать: организационно-исполнительские, регулирующе-регламентирующие, контролирующие-учетные, инновационно исследовательские и экспертно-консультационные. В статье были выделены ключевые проблемы развития муниципальной службы в России, а также выявлены тенденции ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL SERVICE IN RUSSIA

The purpose of the article is to study the current state, problems and prospects for the development of the municipal service in Russia. The tasks include reviewing the current state and key problems in the development of the municipal service, as well as offering recommendations for improving the municipal service. The object of research is the municipal service in Russia. The subject of the research is the processes of development of the municipal service in Russia. It is shown that the municipal service in Russia has as its goals the qualitative performance of the functions and tasks of the state and local self-government, their bodies and officials, ensuring the harmonious and happy development of society and man and meeting the needs of the population. The fulfillment of these goals requires a constant increase in the efficiency of the mechanism of state municipal bodies. Since the civil service and service in local governments should be based on the same principles, they should not exist in isolation from each other, it should be possible to move from one service to another, the categories should be comparable, and wages should be equivalent. Proceeding from professionalism, the main set of competencies of municipal employees of the “assistant" category should include: organizational and executive, regulatory and regulatory, control-accounting, innovation-research and expert-consulting. The article highlighted the key problems of the development of the municipal service in Russia, as well as identified trends in its development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_54 УДК 342

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ CURRENT STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL SERVICE IN RUSSIA

СИДОРОВА Ольга Викторовна,

аспирант, Сибирский институт управления -

филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 630102, Россия, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6. E-mail: 4721756@mail.ru;

Sidorova Olga Viktorovna,

PhD student, Siberian Institute of Management - branch

of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 630102, Russia, Novosibirsk region, Novosibirsk, Nizhny Novgorod str., 6. E-mail: 4721756@mail.ru

Краткая аннотация. Цель статьи заключается в исследовании современного состояния, проблем и перспектив развития муниципальной службы в России. Задачи включают в себя рассмотрение современного состояния и ключевых проблем развития муниципальной службы, а также предложение рекомендаций по совершенствованию муниципальной службы. Объект исследования - муниципальная служба в России. Предмет исследования - процессы развития муниципальной службы в России. Показано, что муниципальная служба в России имеет своими целями качественное исполнения функций и задач государства и местного самоуправления, их органов и должностных лиц, обеспечение гармоничного и счастливого развития общества и человека и удовлетворение потребностей населения. Выполнение этих целей требует постоянного повышение эффективности деятельности механизма государственных муниципальных органов. Поскольку государственная служба и служба в органах местного самоуправления должны базироваться на одинаковых принципах, они не должны существовать изолированно друг от друга, должна быть возможность перехода из одной службы в другую, категории должны быть сопоставимыми, оплата труда - равнозначной. Исходя из профессионализма, основной набор компетенций муниципальных служащих категории «помощники» должен включать: организационно-исполнительские, регулирующе-регламентирующие, контролирующие-учетные, инновационно-исследовательские и экспертно-консультационные. В статье были выделены ключевые проблемы развития муниципальной службы в России, а также выявлены тенденции ее развития.

Abstract. The purpose of the article is to study the current state, problems and prospects for the development of the municipal service in Russia. The tasks include reviewing the current state and key problems in the development of the municipal service, as well as offering recommendations for improving the municipal service. The object of research is the municipal service in Russia. The subject of the research is the processes of development of the municipal service in Russia. It is shown that the municipal service in Russia has as its goals the qualitative performance of the functions and tasks of the state and local self-government, their bodies and officials, ensuring the harmonious and happy development of society and man and meeting the needs of the population. The fulfillment of these goals requires a constant increase in the efficiency of the mechanism of state municipal bodies. Since the civil service and service in local governments should be based on the same principles, they should not exist in isolation from each other, it should be possible to move from one service to another, the categories should be comparable, and wages should be equivalent. Proceeding from professionalism, the main set of competencies of municipal employees of the "assistant" category should include: organizational and executive, regulatory and regulatory, control-accounting, innovation-research and expert-consulting. The article highlighted the key problems of the development of the municipal service in Russia, as well as identified trends in its development.

Ключевые слова: муниципальные служащие, муниципальная служба, проблемы муниципальной службы, открытость, технологии.

Keywords: municipal employees, municipal service, problems of municipal service, openness, technologies.

Для цитирования: Сидорова О.В. Современное состояние, проблемы и перспективы развития муниципальной службы в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_54.

For citation: Sidorova O. V. Current status, problems and prospects for the development of municipal service in Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_54.

Статья поступила в редакцию: 25.06.2022

Введение. Местное самоуправление является важным фактором демократизации общественной жизни, децентрализации управления и необходимым условием становления гражданского общества. Успех реформ местного самоуправления, цель которых состоит в улучшении жизни жителей соответствующих территорий, предоставлении им более качественных услуг, зависит от способности органов и должностных лиц местного самоуправления эффективно реализовывать растущее количество полномочий, передаваемых последним со стороны органов исполнительной власти в результате децентрализации. Поэтому перед служащими и должностными лицами муниципальной службы возникают новые проблемы, требующие соответствующего решения [1]. Необходимым условием эффективного выполнения задач и полномочий муниципальной службы является надлежащий профессиональный уровень муниципальных служащих, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских председателей, которые должны быть инициаторами, лидерами демократических преобразований в муниципальном управлении. В таких условиях есть настоятельная потребность в усовершенствовании института муниципальной службы в Российской Федерации, пересмотре условий поступления на службу в органы муниципальной службы, порядке ее прохождения и прекращения, правового статуса служащих органов местного самоуправления, основ их социальной и правовой защиты, что и обуславливает актуальность работы [3]. Состояние научной разработки проблем местного самоуправления и муниципальной службы, в частности, свидетельствует о том, что российские ученые внесли весомый вклад в исследование этой проблематики, создали основу для ее дальнейшего изучения. Значительный интерес представляют исследования отечественных ученых, таких как Т.Э. Каллагов [3, 4, 5], М.А. Троянская [6], Г.М. Шамарова [8] и др. При этом не все

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

проблемные вопросы муниципальной службы освещены современной наукой, а вопросы, связанные с современным состоянием реализации законодательства, регулирующего службу в муниципальных органах, исследованы недостаточно.

Цель статьи - исследование современного состояния, проблем и перспектив развития муниципальной службы в России.

Задачи статьи включают в себя рассмотрение современного состояния и ключевых проблем развития муниципальной службы, а также предложение рекомендаций по совершенствованию муниципальной службы.

Объект исследования - муниципальная служба в России. Предмет исследования - процессы развития муниципальной службы в России.

Основная часть. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 27.05.2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и т.п.

Эффективное функционирование местного самоуправления заключается в обеспечении прихода профессионалов всех уровней, нового поколения с широким мировоззрением, новейшими современными знаниями, с новыми управленческими ценностями. Для современного муниципального служащего недостаточно иметь необходимые знания в экономической, социальной и правовой сферах, и уметь применить их на практике, он также должен обладать многочисленными управленческими и коммуникативными навыками. На кадровые процессы влияют как внешние факторы (потребности государства, его стратегия, развитие социально-экономических основ общества, социально-демографических процессов и т.п.), так и внутренние ресурсы и факторы развития субъектов социально-экономической системы (организации, предприятия, собственники, руководители, наемные работники и служащие). Необходимость усовершенствования решения кадровых вопросов обусловлена следующими факторами: изменение качественных и количественных характеристик корпуса служащих и должностных лиц органов местного самоуправления; расширение и усложнение задач, возникающих в сфере материального производства; возникновение новых потребностей в определенном профессиональном опыте, знаниях и т.д. Анализируя проблемы кадрового обеспечения местного самоуправления, необходимо учитывать специфику должностных лиц органов местного самоуправления, обусловленную их выборностью и соответственно постоянной сменяемостью.

Как свидетельствуют результаты выборов, около 40% сельских, поселковых, городских голов, председателей районных, городских и областных советов занимают свои должности впервые, поэтому проблема обеспечения их профессионализма актуальна. Как отмечают исследователи, на практике наиболее ощутима проблема со специалистами муниципальной службы в сферах бюджетирования учебных заведений, здравоохранения, социальной защиты и культуры [6, 8], организации управления земельными ресурсами, изготовление градостроительной архитектурно-планировочной документации разного назначения, в частности, «от задач разработок детальных схем планирования и застройки территорий и микрорайонов; от проектов развития инфраструктуры из Государственного фонда регионального развития - до проектов зеленого строительства и межевания придомовых территорий; от проектов реконструкции уличного освещения - до проектов строительства или реконструкции уличных инженерных сетей и коммуникаций и улиц и внутриквартальных территорий» и других сферах [6]. Так, например, «органы местного самоуправления сельских объединенных территориальных общин часто не могут подготовить качественные инвестиционные проекты для получения средств государственной поддержки и средств международной помощи, не готовы к внедрению стратегического планирования и программирования развития общин» [5].

Процесс развития интернета и социальных сетей требует от муниципальных служащих элементарной медиаграмотности, умения работать с информацией. Становится повседневной практика, когда то или иное должностное лицо использует свой аккаунт для информирования о каких-то важных событиях, выражении собственной точки зрения. Социальные сети предоставляют так называемую «обратную связь» и возможность непосредственного общения со сторонниками или оппонентами. Сейчас фактически каждый человек может стать источником распространения информации и многие не могут и не умеют справиться с тем объемом информации, с которым сталкиваются каждый день, что влияет на их поведение [9, 10]. Именно поэтому современный муниципальный служащий должен уметь работать с новостями, различать достоверную и недостоверную информацию, давать аргументированный ответ и опровергать ложь.

Отдельно следует сосредоточиться на проблеме формирования кадров для структур отделов, управлений органов местного самоуправления. В соответствии с действующим Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2] решение таких вопросов относится к компетенции сельских, поселковых, городских председателей, председателей районного, городского, областного совета на конкурсной основе, и соответствующие председатели имеют право самостоятельно, без проведения конкурса принимать на службу своих помощников, советников. Такие положения делают невозможным осуществление действенного контроля за отбором кадров, создают условия для внедрения коррупционных схем в процессе зачисления на должности. В свою очередь, население территориального общества фактически лишается права влиять на кадровую политику органа местного самоуправления при наличии фактов низкого профессионального уровня должностных лиц.

Пересмотра также требует вопрос о наборе на службу в органах местного самоуправления. В настоящее время определяющим критерием являются результаты открытого конкурсного отбора. В то же время конкурс, предусматривающий устные экзамены и тесты на психологическую пригодность, не гарантирует объективности и беспристрастности. Кандидаты заинтересованы в работе, но преимущественно в больших городах, а не на периферии. Здесь следует обратиться к зарубежному опыту. Считается, что французская система образовательно-профессиональной подготовки управленческих кадров является одной из наиболее развитых в Европе и должна полно исследоваться учеными в

Российской Федерации. Французская система общественной службы является системой карьерного продвижения. С целью планирования карьеры служащих во Франции введена «таблица на продвижение», запись в нее производится по инициативе служащих в зависимости от оценки работы и внутреннего конкурса. Считаем целесообразным перенять указанную практику в законодательство Российской Федерации, так как это повысит мотивацию молодых выпускников и служба в органах местного самоуправления может стать более привлекательной. Поскольку государственная служба и служба в органах местного самоуправления должны базироваться на одинаковых принципах, они не должны существовать изолированно друг от друга, должна быть возможность перехода из одной службы в другую, категории должны быть сопоставимыми, оплата труда - равнозначной. Такой подход позволит передать профессиональный опыт и продвигаться по службе. Вышеуказанное свидетельствует о несовершенстве правового регулирования муниципальной службы и необходимости определения правового статуса каждой из групп должностных лиц местного самоуправления в соответствии с полномочиями, ответственностью и масштабами территории.

Исходя из профессионализма, основной набор компетенций муниципальных служащих категории «помощники» должен включать:

- организационно-исполнительские;

- регулирующе-регламентирующие;

- контролирующие-учетные;

- инновационно-исследовательские;

- экспертно-консультационные.

Заключение. Правовое регулирование службы в органах местного самоуправления в действующем законодательстве требует его усовершенствования путем уточнения имеющихся и установления новых правовых принципов:

- необходимо пересмотреть условия поступления на службу в органы местного самоуправления, порядок ее прохождения и прекращения, урегулировать правовой статус должностных лиц и служащих органов местного самоуправления;

- унифицировать классификацию должностей на службе в органах местного самоуправления с должностями на государственной службе;

- создать правовые предпосылки к повышению престижности службы в органах местного самоуправления, прозрачного принятия на муниципальную службу;

- внедрить эффективный механизм предотвращения коррупции;

- четко определить принципы социальной и правовой защиты муниципальных служащих.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021).

3. Каллагов Т.Э. Государственная концепция развития муниципальной службы в системе местного самоуправления в Российской Федераци и // Образование и право. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-kontseptsiya-razvitiya-munitsipalnoy-sluzhby-v-sisteme-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.04.2022).

4. Каллагов Т.Э. Организация муниципальной службы в Российской Федерации // Образование и право. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-munitsipalnoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.04.2022).

5. Каллагов Т.Э. Цель, задачи и функции муниципальной службы // Образование и право. 2021. №1. URL: https://cyberlemnka.m/article/n/tsel-zadachi-i-funktsii-munitsipalnoy-sluzhby (дата обращения: 28.04.2022).

6. Троянская М.А. Использование профессиональных стандартов на муниципальной службе // Вестник Академии знаний. 2021. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-professionalnyh-standartov-na-munitsipalnoy-sluzhbe (дата обращения: 28.04.2022).

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru. (дата обращения: 28.04.2022).

8. Шамарова Г.М. Современные тенденции развития муниципальной службы // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-munitsipalnoy-sluzhby (дата обращения: 28.04.2022).

9. Муниципальное право России : учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРАМ, 2017. — 416 с.

10. Сережко, Т. А. Этика государственной и муниципальной службы / Сережко Т.А. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 309 с.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020).

2. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended on 01.07.2021) "On the General Principles of the Organization of local Self-Government in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 30.09.2021).

3. Kallagov T.E. State concept of development of municipal service in the system of local self-government in the Russian Federation // Education and law. 2022. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-kontseptsiya-razvitiya-munitsipalnoy-sluzhby-v-sisteme-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (date of address: 04/28/2022).

4. Kallagov T.E. Organization of municipal service in the Russian Federation // Education and Law. 2021. No.7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-munitsipalnoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 04/28/2022).

5. Kallagov T.E. Purpose, tasks and functions of municipal service // Education and law. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsel-zadachi-i-funktsii-munitsipalnoy-sluzhby (accessed: 04/28/2022).

6. Troyanskaya M.A. The use of professional standards in municipal service // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-professionalnyh-standartov-na-munitsipalnoy-sluzhbe (accessed: 04/28/2022).

7. Federal State Statistics Service [Electronic resource"!. - URL: https://www.gks.ru . (date of address: 04/28/2022).

8. Shamarova G.M. Modern trends in the development of municipal service // Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. 2021. No.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-munitsipalnoy-sluzhby (date of reference: 04/28/2022).

9. Municipal law of Russia: textbook for bachelor's degree / ed. by G. N. Chebotarev. — 3rd ed., reprint. and add. — Moscow : Norma : INFRAM, 2017. — 416 p.

10. Seryozhko, T. A. Ethics of state and municipal service / Seryozhko T.A. - Moscow :SIC INFRA-M, 2016. - 309 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.