Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (2000-2010 ГГ.)'

ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (2000-2010 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственное управление / государственная служба / муниципальное право / служебные отношения / закон / государственный гражданский служащий / права человека.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каллагов Т.Э.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации в переходный период является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Президент Российской Федерации в своих посланиях неоднократно указывал, что основным препятствием на пути экономических реформ является недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (2000-2010 ГГ.)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-55-58 NIION: 2018-0076-11/21-322 MOSURED: 77/27-023-2021-11-521

КАЛЛАГОВ Т.Э.,

кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета ФГБОУ ВПО ГГАУ, е-таИ: mail@law-books.ru

ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (2000-2010 ГГ.)

Аннотация. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации в переходный период является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Президент Российской Федерации в своих посланиях неоднократно указывал, что основным препятствием на пути экономических реформ является недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, муниципальное право, служебные отношения, закон, государственный гражданский служащий, права человека.

KALLAGOV Т.Е.,

PhD in Law, associate professor, dean of Law Department FGBOU VPO GGAU

HISTORY OF REGULATION OF MUNICIPAL SERVICE IN PUBLIC ADMINISTRATION (2000-2010)

Annotation. The reform of the State service of the Russian Federation during the transition period is one of the important conditions for accelerating the socio-economic development of the country. The President of the Russian Federation has repeatedly pointed out in his messages that the main obstacle to economic reforms is the insufficient effectiveness of the state apparatus, the inconsistency of the number of its powers with the quality of power.

Key words: public administration, public service, municipal law, official relations, law, civil servant, human rights.

Муниципальная служба необходима для устойчивой работы органов местного самоуправления и осуществления их непосредственных полномочий. На муниципальной службе проявляется отраслевой принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, трансформирующийся в принцип сочетания частных и публичных начал в регулировании муниципальной службы в Российской Федерации [2].

Историческим началом современного этапа административной реформы научная литература считает выход Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 [3], в котором были определены приоритетные направления административной реформы на 2003-2004 гг. (Федеральный закон от 15 августа 1196 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Федерации (в ред. от 22 декабря 2005 г. № 176 -ФЗ). Правительству Российской Федерации было поручено образовать Правительственную комиссию по проведению административной реформы, что было сделано постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451, утвердившим также Положение о соответствующей комиссии. В результате реализации начального этапа административной реформы (2003-2004 гг.) уже к началу 2005 г. были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственной службы. Во введении к Концепции приведены следующие основные результаты начального этапа:

а) «проведены анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти»;

б) «ведется работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений»;

в) «проанализирована деятельность 18983 учреждений и 6478 предприятий, из них предполагается ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать 5008 учреждений (36,4 %) и 3353 предприятия (51,8 "/о)».1

По результатам деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы в период 2003-2004 гг. были подготовлены основополагающие нормативные акты Президента Российской Федерации - указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (впервые введены комплексы федеральных органов исполнительной власти «Министерство - Федеральная служба - Федеральное агентство») и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

В тот же период были приняты два важных федеральных закона - Федеральный закон от 23 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В течение последующих лет продолжалась работа по реформированию государственной службы. Были разработаны Типовые регламенты взаимодействия и внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг [1].

В рамках общей административной реформы осуществлялась реализация Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по

повышению результативности бюджетных расходов» (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).

Однако, несмотря на определенные успехи в реализации приоритетных направлений реформирования, в Концепции отмечалось, что «стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начинались. Прежде всего, это касалось механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях.2 Также было отмечено, что остались нерешенными вопросы, связанные с внедрением бюджетного целевого программного управления как основного инструмента реализации принципа бюджетирования, ориентированного на результат [2].

В числе основных недостатков реформы в Концепции можно назвать следующие:

а) не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

б) должного получения развития мер, направленных на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведение государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера;

в) не разработаны механизмы противодействия коррупции;

г) не осуществлена эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности органов исполнительной власти;

д) не обеспечена модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

е) не осуществлено формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государ-

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах».

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ственного управления и др. Для ликвидации отмеченных недостатков был разработан очередной этап административной реформы в российской Федерации на 2006-2008 гг.

План мероприятий по ее проведению были одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Концепция определила в качестве приоритетов повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе, прекращение избыточного государственного регулирования и общее повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Для достижения этих целей на период 2006-2008 гг. в Концепции были сформулированы следующие задачи:

а) внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

б) разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

в) оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

г) повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

д) модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

е) формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления [2].

Опыт осуществления мероприятий указанных федеральных программ (2003-2008 гг.) выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. Так как ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства российской Федерации о

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

формировании системы управления государственной службой.

Еще один важный исторический документ -Концепция Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано «подготовить программы и планы мероприятий по проведению реформирования и развития системы государственной службы с учетом положений Концепции и плана мероприятий». Отдельно следует сказать о том, что система государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации претерпевает принципиальные изменения. В связи с этим, предстоит большая работа по ее адаптации, связанной с переработкой административных регламентов в соответствии с новыми функциями, установленными законом [4].

Современные технологии государственного и муниципального администрирования определяются и закрепляются нормативно-правовыми актами. Любые изменения в правовых актах влекут за собой существенное изменение подзаконных актов, что растягивается по времени и делает систему громоздкой и слабо подвижной. Именно поэтому систему администрирования часто называют бюрократической, отождествляя ее с бумажной волокитой. С другой стороны, именно определенность и одинаковое чтение законных и подзаконных актов исключает ошибки и уравнивает права.

Корпоративное управление рассматривается как современный, прогрессивный вид управленческой деятельности в рамках хозяйственного общества, основанный на принципе разделения собственности на факторы производства и управления ими в экономических процессах.

Современная модель государственного и муниципального администрирования включает очень сложные характеристики, в том числе, современные научные подходы, экономико-математическое моделирование, современные информационные технологии.

Список литературы:

[1] Государственная служба и служебное право: Учебное пособие. / Ю.Н. Старилов. — М.-Норма: ИНФРА- М, 2015. — 240 с. [Режим доступа — http://www.znanium.com].

[2] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал.2021. № 2. С. 64.

[3] Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: учебное пособие / В.С. Мокрый, А.А. Сапожников, О.С. Семкина / Под ред. А.А. Сапожникова. -М.: КНОРУС, 2008. - С. 45.

[4] Шамарова, Г.М., Куршиева, Н. М. Государственная и муниципальная служба: Учебное пособие. / Г. М. Шамарова, Н. М. Куршиева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 208 с. [Режим доступа — http:// www.znanium.com].

Spisok literatury:

[1] Gosudarstvennaya sluzhba i sluzhebnoe pravo: Uchebnoe posobie. / Yu.N. Starilov. — M.-

Norma: INFRA- M, 2015. — 240 s. [Rezhim dostupa — http://www.znanium.com].

[2] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. № 2. S. 64.

[3] Mokryj V.S. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: realizaciya reform: uchebnoe posobie / V.S. Mokryj, A.A. Sapozhnikov, O.S. Semkina / Pod red. A.A. Sapozhnikova. - M.: KNORUS, 2008. -S. 45.

G.M., Kurshieva, N. M. municipal'naya sluzhba: G. M. Shamarova, N. M. INFRA-M, 2014. — 208 s.

[4] Shamarova, Gosudarstvennaya i Uchebnoe posobie. / Kurshieva. — M.: NIC

[Rezhim dostupa — http://www.znanium.com].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.