Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственное управление / государственная служба / муниципальное право / служебные отношения / закон / государственный гражданский служащий / права человека.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каллагов Т. Э.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации в переходный период является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Муниципальная служба необходима для устойчивой работы органов местного самоуправления и осуществления их непосредственных полномочий. На муниципальной службе проявляется отраслевой принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, трансформирующийся в принцип сочетания частных и публичных начал в регулировании муниципальной службы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-12-44-49 КАЛЛАГОВ Т.Э.,

NIION: 2018-0076-12/21-378 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -12-577 декан юридического факультета ФГБОУ ВПО ГГАУ,

e-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации в переходный период является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Муниципальная служба необходима для устойчивой работы органов местного самоуправления и осуществления их непосредственных полномочий. На муниципальной службе проявляется отраслевой принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, трансформирующийся в принцип сочетания частных и публичных начал в регулировании муниципальной службы в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, муниципальное право, служебные отношения, закон, государственный гражданский служащий, права человека.

KALLAGOV Т.Е.,

PhD in Law, associate professor, dean of Law Department FGBOU VPO GGAU

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF MUNICIPAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The reform of the State service of the Russian Federation during the transition period is one of the important conditions for accelerating the socio-economic development of the country. The municipal service is necessary for the sustainable operation of local governments and the exercise of their direct powers. In the municipal service, the sectoral principle of combining state and contractual regulation of labor and other directly related relations is manifested, transforming into the principle of combining private and public principles in the regulation of municipal service in the Russian Federation.

Key words: public administration, public service, municipal law, official relations, law, civil servant, human rights.

Президент Российской Федерации в своих посланиях неоднократно указывал, что основным препятствием на пути экономических реформ является недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти [26]. Касаясь бюджетной реформы, В.В. Путин отметил, что «основной ее принцип - переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. В целом, Правительству РФ необходимо сформировать систему оценки планов и показателей работы всех органов исполнительной власти. И только на этой основе подводить итоги, делать выводы и корректировать политику по отдельным направлениям [25]. В этой связи основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты. А само

бюджетное планирование приобрести долговременный характер. При этом самостоятельность бюджетополучателей в распоряжении средствами должна сопровождаться их ответственностью за результаты работ».1

Историческим началом современного этапа административной реформы научная литература считает выход Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 [24], в котором были определены приоритетные направления административной реформы на 2003-2004 гг. (Федеральный закон от 15 августа 1196 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. от 22 декабря 2005 г. № 176 -ФЗ). Правительству Российской Федерации было

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 20032005 годов // Официальный сайт «Президент России».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

поручено образовать Правительственную комиссию по проведению административной реформы, что было сделано постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451, утвердившим также Положение о соответствующей комиссии. В результате реализации начального этапа административной реформы (2003-2004 гг.) уже к началу 2005 г. были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственной службы. Во введении к Концепции приведены следующие основные результаты начального этапа: а) «проведены анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти»; б) «ведется работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений»; в) «проанализирована деятельность 18 983 учреждений и 6478 предприятий, из них предполагается ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать 5008 учреждений (36,4 %) и 3353 предприятия (51,8 %)».1

По результатам деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы в период 2003-2004 гг. были подготовлены основополагающие нормативные акты Президента Российской Федерации - указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (впервые введены комплексы федеральных органов исполнительной власти «Министерство - Федеральная служба - Федеральное агентство») и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

В тот же период были приняты два важных федеральных закона - Федеральный закон от 23 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В течение последующих лет продолжалась работа по реформированию государственной службы. Были разработаны Типовые регламенты взаимодействия и внутренней организации федеральных органов исполнительной власти [4]. Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах

исполнительной власти [5]. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг [7].

В рамках общей административной реформы осуществлялась реализация Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов») [27, 28].

Однако, несмотря на определенные успехи в реализации приоритетных направлений реформирования, в Концепции отмечалось, что «стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начинались [3]. Прежде всего, это касалось механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях.2 Также было отмечено, что остались нерешенными вопросы, связанные с внедрением бюджетного целевого программного управления как основного инструмента реализации принципа бюджетирования, ориентированного на результат [1, 2].

В числе основных недостатков реформы в Концепции можно назвать следующие: а) не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг; б) должного получения развития мер, направленных на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведение государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера; в) не разработаны механизмы противодействия коррупции; г) не осуществлена эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности органов исполнительной власти [28]; д) не обеспечена модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; е) не осуществлено формирование необходимого орга-

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах».

низационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления и др. [6] Для ликвидации отмеченных недостатков был разработан очередной исторический этап административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 гг.

План мероприятий по ее проведению были одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Концепция определила в качестве приоритетов повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе, прекращение избыточного государственного регулирования и общее повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти [20]. Для достижения этих целей на период 20062008 гг. в Концепции были сформулированы следующие задачи:

а) внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

б) разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

в) оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

г) повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

д) модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

е) формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Концепция предусматривала в рамках периода 2006-2008 гг. три самостоятельных годовых этапа с выделением основных направлений реформы на каждом из них [19]. На первом этапе в течение 2006 г. были предусмотрены следующие направления:

а) разработка нормативно-правовой и методической базы для проведения административной реформы, в части, создания организационных, нормативно-правовых и методических основ

разработки, принятия и применения процедур управления по результатам. Стандартов государственных услуг и административных регламентов, механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

б) разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг; предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, их внедрение на федеральном и региональном уровнях;

в) разработка и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющие передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти, а также закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности государственных органов [18];

г) разработка и принятие нормативных правовых актов и разработка методической базы для совершенствования действующей системы контроля и надзора, процесса закупок для государственных нужд, механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов, создания механизмов противодействия коррупции в сферах действия органов исполнительной власти, развитие механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, создания системы мониторинга по направлениям административной реформы и информирования общества о ее реализации;

д) реализация пробных проектов по созданию и внедрению процедур управления по результатам в федеральных органах власти;

е) разработка, апробация и начало реализации программ подготовки кадров по основным направлениям административной реформы;

ж) разработка типовых программ административной реформы для федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств) и органов исполнительной власти Российской Федерации;

з) подготовка типовых антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработка ведомственных антикоррупционных программ;

и) внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативно-правовых актов;

к) разработка и утверждение ведомственных и региональных программ (планов меро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

приятий) проведения административной реформы на исторический 2007 г. и последующие годы;

л) начало реализации программ проведения административной реформы в субъектах Российской Федерации;

м) формирование механизма управления мероприятиями административной реформы.

На втором этапе в 2007 г. планировалась реализация следующих направлений административной реформы:

а) продолжение ликвидации избыточных функций федеральных органов исполнительной власти;

б) оптимизация функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации;

в) завершение разработки нормативно-правовой базы и внедрение процедур управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти;

г) внедрение приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов и электронных административных регламентов;

д) внедрение механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц и т.д.

На третьем этапе в 2008 г. в рамках административной реформы должна была осуществляться деятельность по следующим направлениям: а) разработка и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов (в том числе электронных административных регламентов) в органах исполнительной власти в ходе реализации ведомственных и региональных программ проведения административной реформы [15, 16];

б) ликвидация избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) реализация процедур управления по результатам в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

г) проведение мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности по осуществлению контроля и надзора;

д) внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти [17];

е) обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне;

ж) развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, мониторинге мероприятий административной реформы;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

з) корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы [13, 14, 21].

Опыт осуществления мероприятий указанных федеральных программ (2003-2008 гг.) выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы [24]. Так как ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства российской Федерации о формировании системы управления государственной службой [11, 12].

В условиях становления и развития гражданского общества гражданами России к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям [22, 23].

В работе кадровых служб государственных органов все еще используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Современные методы планирования и регламентации труда государственных служащих не получили широкого распространения [8, 9, 10].

Предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне, по мнению диссертанта, не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих, при этом качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы.

Список литературы:

[1] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2018.

[2] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2017.

[3] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2016.

[4] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Материалы VI-ой Международной кон-

ференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2018. Том Выпуск VI.

[5] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.

[6] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х., Темирханов Б.А. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа. 2015. № 4 (99). С. 23-25.

[7] Государственная служба и служебное право: Учебное пособие. / Ю.Н. Старилов. — М.-Норма: ИНФРА- М, 2015. — 240 с.

[8] Дородонова Н.В., Евстифеева Е.В., Ильгова Е.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. С. 601-608.

[9] Жарова А.К. Информационные конфликты. Правовые аспекты // Сборник «Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий сборник». Институт государства и права РАН. Москва, 2010. С. 143158.

[10] Жарова А.К. О соотношении персональных данных с 1Р-адресом. Российский и зарубежный опыт // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2016. № 1 (19). С. 61-67.

[11] Жарова А.К. Обеспечение информационной безопасности прав личности, общества и государства при использовании информационно-коммуникационных технологий // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 76-88.

[12] Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 29-32.

[13] Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6 (125). С. 98-105.

[14] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 58-61.

[15] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. 2014. № 3. С. 148-159.

[16] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправ-

ления в Российской Федерации // Образование и право. 2014. № 9 (61). С. 20-36

[17] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Образование и право. 2014. № 11-12 (63-64). С. 112-123.

[18] Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976. Гл. 2.

[19] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. 2021.№ 2. - С. 64.

[20] Кокорев А.С. Инновационные решения на промышленных предприятиях России // Вестник российского государственного аграрного заочного университета. 2017. № 24(29). С. 53.

[21] Кокорев А.С. Факторы конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании // Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 56.

[22] Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. - М., 1994. С. 16.

[23] Мартазанова Р.М., Султыгова З.Х., Сала-мов А.Х., Темирханов Б.А. Исследование ферментативного воздействия на высокомолекулярные полимеры соков методом планарной гельпроника-ющей хроматографии // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 480-484.

[24] Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: учебное пособие / В.С. Мокрый, А.А. Сапожников, О.С. Семкина; под ред. А.А. Сапожникова. - М.: КНО-РУС, 2008. - С. 45.

[25] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. О некоторых аспектах определения понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 4 (136). С. 130-134.

[26] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. Об истории развития таможенного законодательства России (с 1649 г. по нынешнее время) // Право и жизнь. 2015. № 6. С. 95.

[27] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н., Канафин Н.А. Оперативно-розыскная деятельность в системе правоохраны в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект) // Право и жизнь. 2015. № 11-12. С. 127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[28] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Сул-тыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. 2015. № 3 (98). С. 3-7.

Spisok 1йегаШгу:

[1] Albogachiev А.А. Vuzovskoe obrazovanie i пайка / 1^епа1у Vserossijskoj паи^по-ргаМ^-eskoj konferencii, 2018.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

[2] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosu-darstvennyj universitet». 2017.

[3] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / 2016.

[4] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Materialy Vl-oj Mezhdunarodnoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosudarstvennyj universitet». 2018. Tom Vypusk VI.

[5] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj konferencii / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.

[6] Ausheva I.A., Dugieva A.Ya., Archakova R.D., Sultygova Z.H., Temirhanov B.A. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchennogo iz neftej Respubliki Ingushetii // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 4 (99). S. 23-25.

[7] Gosudarstvennaya sluzhba i sluzhebnoe pravo: Uchebnoe posobie. / Yu.N. Starilov. — M.Norma: INFRA- M, 2015. — 240 s.

[8] Dorodonova N.V., Evstifeeva E.V., Il'gova E.V. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershenno-letnih: opyt SSHA i Novoj Zelandii // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. № 4. S. 601608.

[9] Zharova A.K. Informacionnye konflikty. Pra-vovye aspekty // Sbornik «Usloviya realizacii prav grazhdan i organizacij na osnove informacionnyh tekhnologij sbornik». Institut gosudarstva i prava RAN. Moskva, 2010. S. 143-158.

[10] Zharova A.K. O sootnoshenii personal'nyh dannyh s IP-adresom. Rossijskij i zarubezhnyj opyt // Vestnik UrFO. Bezopasnost' v informacionnoj sfere. 2016. № 1 (19). S. 61-67.

[11] Zharova A.K. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti prav lichnosti, obshchestva i gosudarstva pri ispol'zovanii informacionno-kommunika-cionnyh tekhnologij // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 3. S. 76-88.

[12] Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuve-nal'noj yusticii. 2006. № 4. S. 29-32.

[13] Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolnomochennyh licah komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 6 (125). S. 98-105.

[14] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 5 (124). S. 58-61.

[15] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mest-nogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal. 2014. № 3. S. 148-159.

[16] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo.

2014. № 9 (61). S. 20-36

[17] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 11-12 (63-64). S. 112-123.

[18] Kartashkin V.A. Mezhdunarodnaya zash-chita prav cheloveka. M., 1976. Gl. 2.

[19] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021.№ 2. - S. 64.

[20] Kokorev A.S. Innovacionnye resheniya na promyshlennyh predpriyatiyah Rossii // Vestnik rossi-jskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo uni-versiteta. 2017. № 24(29). S. 53.

[21] Kokorev A.S. Faktory konkurentosposob-nosti i finansovoj ustojchivosti kompanii // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 9. S. 56.

[22] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Kom-mentarij / Pod red. Topornina B.N., Baturina Yu.M., Orekhova R.G. - M., 1994. S. 16.

[23] Martazanova R.M., Sultygova Z.H., Salamov A.H., Temirhanov B.A. Issledovanie fermen-tativnogo vozdejstviya na vysokomolekulyarnye polimery sokov metodom planarnoj gel'pronikayush-chej hromatografii // Fundamental'nye issledovaniya.

2015. № 12-3. S. 480-484.

[24] Mokryj V.S. Gosudarstvennoe i munici-pal'noe upravlenie: realizaciya reform: uchebnoe posobie / V.S. Mokryj, A.A. Sapozhnikov, O.S. Sem-kina; pod red. A.A. Sapozhnikova. - M.: KNORUS, 2008. - S. 45.

[25] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N. O nekotoryh aspektah opredeleniya ponyatiya «rezul'taty opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti» v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 4 (136). S. 130-134.

[26] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N. Ob istorii raz-vitiya tamozhennogo zakonodatel'stva Rossii (s 1649 g. po nyneshnee vremya) // Pravo i zhizn'. 2015. № 6. S. 95.

[27] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N., Kanafin N.A. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v sisteme pra-voohrany v Rossijskoj Federacii (teoretiko-pravovoj aspekt) // Pravo i zhizn'. 2015. № 11-12. S. 127.

[28] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekhnologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznen-nyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 3 (98). S. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.