Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫХ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРАВА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫХ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
собственность / право собственности / гражданское право / римское право / земля / государство / постсоциалистическая система права / property / ownership / civil law / Roman law / land / state / post-socialist system of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Игорь Александрович

В статье автор рассуждает о том, что регулирование собственности в первых постсоциалистических конституциях обладает значительным своеобразием в силу целого ряда обстоятельств: в период создания конституций в постсоциалистических странах не было экономической основы для той модели собственности, которая получила отражение в конституциях, она находилась только в процессе формирования, что создавало проблемы в выборе аспектов конституционного регулирования собственности; поскольку возможность возрождения социалистических отношений была достаточно велика, законодатель стремился создать препятствующие этому конституционные механизмы; нужно было найти формулировки, обозначающие уход, отказ от прежнего социалистического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF PROPERTY REGULATION IN TRANSITIONAL POST-SOCIALIST SYSTEMS OF LAW

In the article, the author argues that the regulation of property in the first post-socialist constitutions has a significant peculiarity due to a number of circumstances: during the creation of constitutions in post-socialist countries, there was no economic basis for the property model that was reflected in the constitutions, it was only in the process of formation, which created problems in choosing aspects of constitutional regulation of property; since the possibility of reviving socialist relations was quite great, the legislator sought to create constitutional mechanisms that impede this; it was necessary to find formulations denoting departure, abandoning the previous socialist approach.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫХ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРАВА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10111 ГОНЧАРОВ Игорь Александрович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного

университета правосудия (г. Краснодар), e-mail: goncharov.1476@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫХ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРАВА

Аннотация. В статье автор рассуждает о том, что регулирование собственности в первых постсоциалистических конституциях обладает значительным своеобразием в силу целого ряда обстоятельств: в период создания конституций в постсоциалистических странах не было экономической основы для той модели собственности, которая получила отражение в конституциях, она находилась только в процессе формирования, что создавало проблемы в выборе аспектов конституционного регулирования собственности; поскольку возможность возрождения социалистических отношений была достаточно велика, законодатель стремился создать препятствующие этому конституционные механизмы; нужно было найти формулировки, обозначающие уход, отказ от прежнего социалистического подхода.

Ключевые слова: собственность, право собственности, гражданское право, римское право, земля, государство, постсоциалистическая система права.

GONCHAROV Igor Alexandrovich,

Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer in the Department of State Legal Disciplines of the North Caucasus Branch of the Russian State University

of Justice (Krasnodar)

HISTORICAL ASPECTS OF PROPERTY REGULATION IN TRANSITIONAL POST-SOCIALIST SYSTEMS OF LAW

Annotation. In the article, the author argues that the regulation of property in the first post-socialist constitutions has a significant peculiarity due to a number of circumstances: during the creation of constitutions in post-socialist countries, there was no economic basis for the property model that was reflected in the constitutions, it was only in the process of formation, which created problems in choosing aspects of constitutional regulation of property; since the possibility of reviving socialist relations was quite great, the legislator sought to create constitutional mechanisms that impede this; it was necessary to find formulations denoting departure, abandoning the previous socialist approach.

Key words: property, ownership, civil law, Roman law, land, state, post-socialist system of law.

Закон не только гарантирует право собственности, но и содержит в обобщенном виде перечень объектов права частной собственности, чем определяются границы регулирования этого права в Гражданском кодексе Вьетнама 1995 г. и других актах, а также ст. 23, относящая порядок покупки имущества и пользования им к сфере закона [9, 10]. В целом, хотя в литературе отмечаются трудности в реализации законодательства, связанные с отсутствием соответствующих навыков у населения и пробелами в законодательстве, гражданско-правовое регулирование строится на основе конституцион-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ных норм. Установление защитительного режима для частной собственности не означает, однако, создание условий для определяющей роли частной собственности в экономике: основные позиции сохранены за государственной собственностью [8].

Регулирование собственности в первых постсоциалистических конституциях (приняты уже вторые конституции постсоциалистического периода, например, в Сербии, Туркменистане) обладает значительным своеобразием в силу целого ряда обстоятельств: в период создания конституций в постсоциалистических странах не

было экономической основы для той модели собственности, которая получила отражение в конституциях, она находилась только в процессе формирования, что создавало проблемы в выборе аспектов конституционного регулирования собственности; поскольку возможность возрождения социалистических отношений была достаточно велика, законодатель стремился создать препятствующие этому конституционные механизмы; нужно было найти формулировки, обозначающие уход, отказ от прежнего социалистического подхода [6, 7].

В постсоциалистическом конституционном регулировании и его взаимодействии с гражданским правом можно выделить несколько основных черт. Рассмотрим их более подробно [12].

Во-первых, вместо стратифицированного подхода к формам собственности установлен либо общий принцип их правовой защиты при разных режимах публичной и частной собственности, либо проведено уравнивание форм собственности [37, 38].

Во-вторых, после характерного для социалистического периода подчеркивания вторичного характера частной собственности или вообще исключения ее из видов собственности законодатель счел необходимым придать конституционным положениям о собственности ценностный характер. Все эти новые характеристики собственности потребовали соответствующего изменения гражданского права.

В-третьих, прямое действие конституционных норм и введение конституционного контроля актуализировали тесное взаимодействие конституционного права и текущего законодательства. Конституционные формулировки получили в силу изначального прямого действия и благодаря толкованию конституционных судов конституционно-правовое «наполнение», с точки зрения соответствия которому оценивается текущее законодательство [3].

В-четвертых, в постсоциалистических конституциях усиленная защита собственности обеспечивается включением в конституционные положения гражданско-правовых формулировок. Можно предположить, что конституционный законодатель интуитивно ощущал недостаточность ценностных характеристик собственности. Поэтому он постарался «уравновесить» ценностные нормы введением в конституции гражданско-правовых конструкций [1, 2].

Прежде всего, это гражданско-правовая триада пользования, владения и распоряжения. Триад достаточно много в постсоциалистических конституциях (Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана, Украины и Эстонии), причем в Конституции Эстонии триада применена

как к частной, так и к государственной собственности таким образом, постсоциалистические конституции, с одной стороны, послужили стимулом для изменения гражданских кодексов [33, 35], с другой - широко использовали гражданско-правовые конструкции для подчеркивания универсальности и защищенности права собственности.1

Если же оценивать в целом ситуацию постсоциалистических конституций, то вероятно лучше всего охарактеризовать ее как процесс почти одновременных поисков оптимального конституционного и гражданско-правового регулирования (почти, так как конституционное регулирование в постсоциалистических странах все-таки опережает оформление гражданско-правовых институтов и предшествует ему). В то же время принятие новых конституционных норм является началом для их конституционно-правового наполнения, поскольку это, как уже отмечалось, новое для постсоциалистического права явление, в процессе которого нередко возникает необходимость корректировки текущего законодательства [4].

Вместе с тем, нередко принятие новых конституционных норм создает некий дисбаланс в регулировании разными отраслями права, который не удается разрешить долгое время [37, 38]. В качестве примера этой сложной проблемы можно привести Венгрию, поскольку в венгерской литературе она детально проанализирована и описана. В Венгрии попытки достичь компромисса политических сил и создать текст новой Конституции не достигли своей цели. И в настоящее время действует Конституция 1949 г. с изменениями, внесенными в 1990 г. Из текста старой социалистической конституции были исключены термин «социалистический» и положения о приоритете государственной собственности. Однако в результате образовывался разрыв между текущим законодательством и конституцией, ликвидировать который на уровне текущего законодательства, например, Гражданского кодекса, тем же способом, убрав социалистическую терминологию, уже не представлялось возможным [5].

Применительно к собственности данное деление права в континентальной системе права отражается в делении собственности на публичную и частную [15]. Каждый из видов собственности обладает своим набором признаков, выступающих в качестве критериев их разграничения. Такие критерии, как правило, не содержатся в лаконичной конституционной норме, поэтому

1 Согласно ч. II ст. 32 Конституции Эстонии 1992 г. «каждый имеет право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Ограничения устанавливаются законом». Статья 114 гласит: «Порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом устанавливается законом».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

обычно даются законодателем на уровне текущего законодательства или в спорных случаях органами конституционного контроля. Так, Конституционным судом Болгарии в решении по конституционному делу № 11/93 было сформулировано, что различия между публичной частной собственностью определяются тем, кому принадлежит право собственности, каковы вещи, являющиеся предметом этого права, и каково их предназначение [34].

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, публичная собственность отличается следующими чертами.

1. Институт публичной собственности существует для того, чтобы обеспечивать реализацию публичных интересов.

2. В качестве собственника имущества, находящегося в публичной собственности, всегда выступает публичное образование (государство, субъект федерации, автономия, корпорация публичного права и т.д.). Частное лицо не может ни при каких условиях выступать в качестве собственника имущества, находящегося в публичной собственности [12, 13].

3. Для публичной собственности характерна тесная связь между целью приобретения имущества и его использованием [38]. С одной стороны, публичная собственность обеспечивает публичную функцию, если исчезает функция, то исчезает и потребность в данной части имущества, находящегося в публичной собственности, с другой стороны, само по себе появление имущества в публичной собственности связано напрямую с тем, что без него публичная функция не может осуществляться (характерный пример - приобретение в публичную собственность здания для парламента, поскольку без собственного помещения осуществление законодательной функции парламентом поставлено в зависимость от наличия подходящего помещения для аренды, его надлежащего состояния и т.д., таким образом, законодательная функция государства без данного имущества не будет надежно обеспечена) [14, 16]. Указанная тесная связь между целью приобретения и использованием имущества в публичной собственности нередко получает отражение на законодательном уровне в виде установления запрета на использование публичной собственности не по назначению (например, в отношении государственной публичной собственности).

4. Имущество, находящееся в публичной собственности, как правило, не участвует в гражданском обороте либо участвует, но со значительными ограничениями. При этом, чаще всего участию данного имущества в гражданском обороте посвящены специальные нормы гражданского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

кодекса, а действие большей части норм гражданского кодекса на него не распространяется. Детально же его статус в целом регулируется специальными законами. Чтобы надежно обеспечить соответствующую публичную функцию в отношении публичной собственности, устанавливаются принципы неотчуждаемости, неприменения сроков давности, неиспользования не по назначению и некоторые другие, изымающие имущество, находящееся в публичной собственности, из гражданского оборота [17].

5. Для изменения назначения имущества, находящегося в публичной собственности, или перевода его в частную собственность необходимы специальные меры в виде решения законодательного органа и издания специального закона [30, 31]. Как правило, такое изменение запрещается законодателем, а при утрате необходимости в осуществлении соответствующей публичной функции это имущество стремятся использовать в аналогичных целях путем передачи другим публичным образованиям, которые эту функцию несут (такого рода подробное регулирование содержится, например, в Основном законе ФРГ относительно имущества империи). В некоторых странах иное использование допускается при соблюдении ряда условий, включая принятие специального закона об этом, что соответственно существенно осложняет и делает публичным процесс перехода в частный сектор [11, 29].

Во-вторых, для частной собственности характерны иные черты, и имущество в частной собственности имеет иной статус, чем имущество в публичной собственности [32].

1. Институт частной собственности регулируется гражданским кодексом и другими гражданско-правовыми законами на основе общих, действующих в отношении всех собственников принципов гражданского права, в том числе в отношении инициативы участников и диспозитивности в осуществлении прав, свободы в принятии решения об участии в тех или иных отношениях, связанных с правом собственности [19].

2. Имущество, находящееся в частной собственности, (как правило) может свободно переходить от одного собственника к другому, чем обеспечивается необходимая для рыночных отношений свобода оборота [37].

3. В суде защита прав частных собственников осуществляется на равных основаниях в отношении всех частных собственников [18, 20].

4. Частными собственниками могут являться как физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и публичные образования, при этом в отношении частного имущества государства, субъекта федерации или другого публичного образования действуют, как правило,

те же нормы гражданского кодекса, что и в отношении физических частных лиц, а защита их прав осуществляется в общем судебном порядке [22, 23, 24]. Однако в некоторых странах и в отношении частного имущества государства установлены дополнительные ограничения в том случае, если предстоит его отчуждение [25, 26]. Это означает, что возможна, например, сдача частного имущества государства в аренду на общих гражданско-правовых основаниях, однако для его отчуждения нужен закон. Такой подход могут проиллюстрировать ст. 33, 35 и 36 Конституции Монако, в которых устанавливаются неотчуждаемость и незыблемость публичного достояния государства, определение состава и режима публичного достояния законом, также в соответствии с законом отчуждается частное имущество государства, к которому согласно ст. 36 относится, в том числе, свободное и бесхозное имущество [21, 31, 32, 33].

В-третьих, В настоящем исследовании анализируются и сопоставляются конституционные правовые и экономические модели отношений собственности, реализуемые в рамках различного цивилизационного видения действительности и разных цивилизационных подходов [36]. Отсюда во многом вытекают различия в трактовке понятия и содержания собственности в разных странах. Исходной точкой исследования являются рыночная экономика, западно-центристский социокультурный взгляд и индивидуализм, в контексте которого появились конституции как ограничители власти, как гарантии прав и свобод человека (в том числе, права частной собственности), сформировались представления о конституционном регулировании собственности [27, 28].

Список литературы:

[1] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика / В сборнике: Вузовское образование и наука / Материалы региональной научно-практической конференции. 2007. С. 221-225.

[2] Албогачиев А.А. Возраст грандиозных планов // Аккредитация в образовании. 2014. № 8 (76). С. 49.

[3] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2017.

[4] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2016.

[5] Албогачиев А.А. Политические и экономические предпосылки возникновения сослов-но-представительских органов в Европе / В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского госу-

дарственного университета. Ингушский государственный университет. Магас, 2002. С. 31-44.

[6] Албогачиев А.А. Проблемы современной науки / Материалы II Международной научно-практической конференции / 2016.

[7] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х., Темирханов Б.А. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа. 2015. № 4 (99). С. 23-25.

[8] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Криминалистъ. 2018. № 2 (23). С. 75-82.

[9] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Правовой статус адвоката и финансово-экономические аспекты адвокатской деятельности // Кримина-листъ. 2019. № 3 (28). С. 19-22.

[10] Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 230-232.

[11] Гандалоев Р.Б. Российский федерализм и национально-этнический фактор: проблемы взаимообусловленности // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 12 (78). С. 178-181.

[12] Гандалоев Р.Б., Богатырев Я.А. Теоретические основы продовольственной безопасности // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 2. С. 21-27.

[13] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 62-64.

[14] Гандалоев Р.Б., Гаппи Т.М. Понятие адвокатской деятельности и соотношение ее с предпринимательской деятельностью // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 1 (1). С. 65-68.

[15] Германское право. Ч. I. Гражданское уложение / Под ред. В. В. Залесского. С.7.

[16] Дидигова Л.А., Шадиева А.И., Султыгова З.Х. Исследование источников питьевого водоснабжения Республики Ингушетия / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы региональной научно-практической конференции. 2014. С. 159-162.

[17] Дородонова Н.В., Евстифеева Е.В., Ильгова Е.В. предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. С. 601-608.

[18] Дугиева А.Я., Аушева И.А., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х., Ужахова Л.Я. Современные требования к качеству дизельных топлив и методы его улучшения / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы региональной научно-практической конференции. 2014. С. 163-167.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

[19] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 5. С. 19-25.

[20] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования отнесения семей и несовершеннолетних к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы // Право. Законодательство. Личность. 2017. № 1 (24). С. 62-70.

[21] Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6 (125). С. 98-105.

[22] Ильгова Е.В., Горбачев М.В., Мрастьева О.С., Кузнецова И.О., Ермолаева Т.А. Социально-экономические факторы детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2017.

[23] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 58-61.

[24] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Омск, 2011.

[25] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. 2014. № 3. С. 148-159.

[26] Каллагов Т.Э. К вопросу о совершении правонарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4 (35). С. 93-96.

[27] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в российской федерации // Образование и право. 2014. № 9 (61). С. 20-36

[28] Каллагов Т.Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 2 (33). С. 36-38.

[29] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Образование и право. 2014. № 11-12 (63-64). С. 112-123.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

[30] Мартазанова Р.М., Султыгова З.Х., Сала-мов А.Х., Темирханов Б.А. Исследование ферментативного воздействия на высокомолекулярные полимеры соков методом планарной гельпроника-ющей хроматографии // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 480-484.

[31] Саламов А.Х., Бокова Л.М., Султыгова З.Х. К вопросу о совершенствовании преподавания неорганической химии в вузе / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы региональной научно-практической конференции. 2014. С. 171-172.

[32] Саламов А.Х., Султыгова З.Х., Арчакова Р.Д. Особенности подготовки магистров-химиков / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 214-216.

[33] Саламов А.Х., Шогенов В.Н., Кумышева Ю.А., Китиева Л.И., Арчакова РД., Султыгова З.Х. Получение, свойства и применение полиэфирке-тонов // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2015. Т. 5. № 6. С. 82-86.

[34] Сафаров П. А. Публичната и частната собственост като видове право на собственост // Правна мисъл. 2003. № 2. С. 79.

[35] Султыгова А.К., Бекбузаров М.Б., Темирханов Б.А., Султыгова З.Х. Синтез биодеградируе-мых полимеров на основе полиэфиров / В сборнике: Химия и химическое образование. XXI век. 2014. С. 158-161.

[36] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Сул-тыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. 2015. № 3 (98). С. 3-7.

[37] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Правовое регулирование помилования в системе российского законодательства // Государственная служба и кадры. 2018. № 1. С. 128-131.

[38] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в современной России // Закон и право. 2018. № 2. С. 115-118.

Spisok literatury:

[1] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteris-tika / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. 2007. S. 221-225.

[2] Albogachiev A.A. Vozrast grandioznyh planov // Akkreditaciya v obrazovanii. 2014. № 8 (76). S. 49.

[3] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-

eskoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosu-darstvennyj universitet». 2017.

[4] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / 2016.

[5] Albogachiev A.A. Politicheskie i ekonomich-eskie predposylki vozniknoveniya soslovno-pred-stavitel'skih organov v Evrope / V sbornike: Sbornik nauchnyh trudov Ingushskogo gosudarstvennogo universiteta. Ingushskij gosudarstvennyj universitet. Magas, 2002. S. 31-44.

[6] Albogachiev A.A. Problemy sovremennoj nauki / Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii / 2016.

[7] Ausheva I.A., Dugieva A.Yu., Archakova R.D., Sultygova Z.H., Temirhanov B.A. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchennogo iz neftej Respubliki Ingushetii // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 4 (99). S. 23-25.

[8] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Amnistiya i pomilovanie v zakonodatel'nom razvitii (kratkij istoricheskij ekskurs) // Kriminalist". 2018. № 2 (23). S. 75-82.

[9] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Pra-vovoj status advokata i finansovo-ekonomicheskie aspekty advokatskoj deyatel'nosti // Kriminalist". 2019. № 3 (28). S. 19-22.

[10] Gandaloev R.B. Ponyatie instituta grazh-danskogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 4. S. 230-232.

[11] Gandaloev R.B. Rossijskij federalizm i nacional'no-etnicheskij faktor: problemy vzaimoobus-lovlennosti // Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. 2014. № 12 (78). S. 178-181.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Gandaloev R.B., Bogatyrev YA.A. Teoret-icheskie osnovy prodovol'stvennoj bezopasnosti // Social'no-gumanitarnoe obozrenie. 2019. № 2. S. 21-27.

[13] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SSHA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 62-64.

[14] Gandaloev R.B., Gappi T.M. Ponyatie advokatskoj deyatel'nosti i sootnoshenie ee s pred-prinimatel'skoj deyatel'nost'yu // Social'no-gumanitar-noe obozrenie. 2019. № 1 (1). S. 65-68.

[15] Germanskoe pravo. Ch. I. Grazhdanskoe ulozhenie / Pod red. V. V. Zalesskogo. C.7.

[16] Didigova L.A., Shadieva A.I., Sultygova Z.H. Issledovanie istochnikov pit'evogo vodosnab-zheniya Respubliki Ingushetiya / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy region-al'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 159-162.

[17] Dorodonova N.V., Evstifeeva E.V., Il'gova E.V. preduprezhdenie prestupnosti nesovershenno-letnih: opyt SSHA i Novoj Zelandii // Vserossijskij

kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. № 4. S. 601608.

[18] Dugieva A.Ya., Ausheva I.A., Archakova R.D., Sultygova Z.H., Uzhahova L.YA. Sovremennye trebovaniya k kachestvu dizel'nyh topliv i metody ego uluchsheniya / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 163-167.

[19] Il'gova E.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya organizacii i deyatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Rossijskoj Federacii // Voprosy yuvenal'noj yusticii. 2009. № 5. S. 19-25.

[20] Il'gova E.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya otneseniya semej i nesovershennoletnih k kategorii nahodyashchihsya v social'no opasnom polozhenii i nuzhdayushchihsya v provedenii v otnoshenii nih profilakticheskoj raboty // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. 2017. № 1 (24). S. 62-70.

[21] Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolnomochennyh licah komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 6 (125). S. 98-105.

[22] Il'gova E.V., Gorbachev M.V., Mrast'eva O.S., Kuznecova I.O., Ermolaeva T.A. Social'no-eko-nomicheskie faktory determinacii prestupnogo pove-deniya nesovershennoletnih // Saratovskaya gosu-darstvennaya yuridicheskaya akademiya. Saratov, 2017.

[23] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 5 (124). S. 58-61.

[24] Il'gova E.V., Sokolov A.YU. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam // Omsk, 2011.

[25] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mest-nogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal. 2014. № 3. S. 148-159.

[26] Kallagov T.E. K voprosu o sovershenii pra-vonarushenij v sfere gosudarstvennoj grazhdanskoj i municipal'noj sluzhby // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2014. № 4 (35). S. 93-96.

[27] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v rossijskoj federacii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 9 (61). S. 20-36

[28] Kallagov T.E. Osobennosti pravovogo reg-ulirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2014. № 2 (33). S. 36-38.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

[29] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Obra-zovanie i pravo. 2014. № 11-12 (63-64). S. 112-123.

[30] Martazanova R.M., Sultygova Z.H., Salamov A.H., Temirhanov B.A. Issledovanie fermen-tativnogo vozdejstviya na vysokomolekulyarnye polimery sokov metodom planarnoj gel'pronikayush-chej hromatografii // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 12-3. S. 480-484.

[31] Salamov A.H., Bokova L.M., Sultygova Z.H. K voprosu o sovershenstvovanii prepodavaniya neorganicheskoj himii v vuze / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy regional'noj nauch-no-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 171-172.

[32] Salamov A.H., Sultygova Z.H., Archakova R.D. Osobennosti podgotovki magistrov-himikov / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 214-216.

[33] Salamov A.H., SHogenov V.N., Kumys-heva YU.A., Kitieva L.I., Archakova R.D., Sultygova Z.H. Poluchenie, svojstva i primenenie poliefirke-

tonov // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2015. T. 5. № 6. S. 82-86.

[34] Safarov P. A. Publichnata i chastnata sob-stvenost kato vidove pravo na sobstvenost // Pravna mis»l. 2003. № 2. S. 79.

[35] Sultygova A.K., Bekbuzarov M.B., Temirhanov B.A., Sultygova Z.H. Sintez biodegradiruemyh polimerov na osnove poliefirov / V sbornike: Himiya i himicheskoe obrazovanie. XXI vek. 2014. S. 158161.

[36] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekhnologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznen-nyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 3 (98). S. 3-7.

[37] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Pravovoe regulirovanie pomilovaniya v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2018. № 1. S. 128-131.

[38] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Harakteris-tika zakonodatel'stva ob amnistii i pomilovanii v sovremennoj Rossii // Zakon i pravo. 2018. № 2. S. 115-118.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.