Научная статья на тему 'ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ'

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2350
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальная служба / местное самоуправление / государственное управление / муниципальные акты / муниципальное образование / municipal service / local self-government / state administration / municipal acts / municipality

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каллагов Таймураз Эльбрусович

В статье автор исследует основные цели, задачи и функции института муниципальной службы в Российской Федерации. Муниципальное законодательство конституирует муниципальную службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий органов местного самоуправления, управления муниципальным имуществом, включая средства местного бюджета, и организацию предоставления муниципальных услуг. Муниципальная служба является управленческой деятельностью, связана с организацией и руководством большого числа процессов в муниципальном образовании. Организационная, руководящая и управленческая деятельность есть «деятельность над деятельностью», она направлена не на преобразование природного материала, а на организацию деятельности других людей, на руководство такой деятельностью или на управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSE, OBJECTIVES AND FUNCTIONS OF THE MUNICIPAL SERVICE

In the article, the author explores the main goals, tasks and functions of the Institute of Municipal Service in the Russian Federation. Municipal legislation establishes the municipal service as an institution designed to ensure the exercise of the powers of local governments, the management of municipal property, including local budget funds, and the organization of the provision of municipal services. The municipal service is a management activity related to the organization and management of a large number of processes in the municipality. Organizational, leadership and management activities are «activity over activity,» it is aimed not at transforming natural material, but at organizing the activities of other people, at leading such activities or at managing.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10109 КАЛЛАГОВ Таймураз Эльбрусович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного права Федерального государственного бюджетног о образовательного учреждения высшего образования «Горский государственный аграрный университет»,

e-mail: tkallagov@bk.ru

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация. В статье автор исследует основные цели, задачи и функции института муниципальной службы в Российской Федерации. Муниципальное законодательство конституирует муниципальную службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий органов местного самоуправления, управления муниципальным имуществом, включая средства местного бюджета, и организацию предоставления муниципальных услуг. Муниципальная служба является управленческой деятельностью, связана с организацией и руководством большого числа процессов в муниципальном образовании. Организационная, руководящая и управленческая деятельность есть «деятельность над деятельностью», она направлена не на преобразование природного материала, а на организацию деятельности других людей, на руководство такой деятельностью или на управление.

Ключевые слова: муниципальная служба, местное самоуправление, государственное управление, муниципальные акты, муниципальное образование.

KALLAGOV Taimuraz Elbrusovich,

candidate of legal sciences, associate professor, head of the Department of constitutional law of the federal state budgetary educational institution of higher education

"Gorsky state agrarian university"

PURPOSE, OBJECTIVES AND FUNCTIONS OF THE MUNICIPAL SERVICE

Annotation. In the article, the author explores the main goals, tasks and functions of the Institute of Municipal Service in the Russian Federation. Municipal legislation establishes the municipal service as an institution designed to ensure the exercise of the powers of local governments, the management of municipal property, including local budget funds, and the organization of the provision of municipal services. The municipal service is a management activity related to the organization and management of a large number of processes in the municipality. Organizational, leadership and management activities are «activity over activity,» it is aimed not at transforming natural material, but at organizing the activities of other people, at leading such activities or at managing.

Key words: municipal service, local self-government, state administration, municipal acts, municipality.

Понятие «служба» имеет несколько значений: это и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение, и самостоятельное ведомство. Выполнение функций местного самоуправления обеспечивается деятельностью различных лиц, в том числе, профессионально занимающихся муниципальным управлением. Служба является видом общественно-полезной деятельности и состоит в исполнении полномочий по должности [36]. Это приводит к тому, что законодатели субъектов РФ на практике часто при установлении, например, реестра должностей муниципальной службы сталкива-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ются, в особенности в условиях реформирования организационных структур на новых принципах управления, со сложностью в определении, что относить к должностям. Возникают проблемы и в муниципальных образованиях, в связи с чем необходимо остановиться на раскрытии сущностных характеристик должности [24, 25].

Разные авторы толкуют этот элемент по-разному. Можно констатировать с учетом различных позиций, что должность - это часть организационной структуры публичного органа или организации, нерасчленяемый, первичный компонент административной структуры, обособленный и

закрепленный в официальных документах (штатное расписание и др.). Это минимальный предел дифференциации властных функций, формализация исполняемого труда (трудовая функция). Должность характеризуется установленным комплексом обязанностей и прав, рассчитанным на одного человека и предоставляемым должностному лицу в целях его практического осуществления. При этом данный комплекс обязанностей и прав составляет часть компетенции публичного органа, организации [26].

Муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на замещаемых путем заключения трудового договора должностях в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования (образуемых в соответствии с уставом муниципального образования), с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Профессиональная публичная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. Профессиональная деятельность муниципального служащего представляет собой служение муниципальному образованию для достижения целей местного самоуправления [17].

Как представляется, природа муниципальной службы носит двойственный характер. С одной стороны, муниципальный служащий призван служить органу местного самоуправления в целях реализации конституционных принципов местного самоуправления. С другой стороны, муниципальный служащий служит в конкретном муниципальном образовании. Данная двойственная природа (и характер) муниципальной службы находит свое проявление и в самих понятиях «муниципальная служба» и «муниципальный служащий», данных в Федеральном законе № 25-ФЗ. Управлять может только тот, кто имеет определенные знания об управляемом объекте. Отсюда муниципальная служба - высококвалифицированная деятельность, требующая широкой эрудиции, разносторонних, а также специальных управленческих знаний [29].

Муниципальная служба - уникальная профессиональная деятельность, отличная от госу-

дарственной и иной службы рядом особенностей в правовом регулировании труда служащих. Но данная деятельность имеет все признаки трудовой, и муниципальный служащий осуществляет трудовые функции, а не власть местного самоуправления.

Дело в том, что каждый в отдельности муниципальный служащий не может выполнять и не выполняет функцию муниципального образования в целом. Функции муниципального образования по решению вопросов местного значения, как это вытекает из содержания статей 3, 130, 132 Конституции РФ, Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона № 25-ФЗ выполняют соответствующие органы местного самоуправления.

Рассматривая муниципальную службу, ее правовую природу, цели и задачи, невозможно обойти вниманием вопросы осуществления местного самоуправления гражданами конкретной территории [34]. Под самоуправлением в широком смысле слова отечественная государственно-правовая наука понимает комплексный правовой институт, каждая, из составных частей которого имеет собственное содержание на стыке правовой и философской наук самоуправление рассматривается как вид социального управления. Речь в данном случае идет о соотношении, управления и самоуправления, Как известно, управление - это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую. Что касается самоуправления, здесь налицо воздействие управляющей системы самой на себя. Таким образом, мы имеем не две системы, управляющую и управляемую, а одну — самоуправляемую. Степень развития самоуправления в данном качестве будет зависеть от степени развития демократии в обществе. Чем оно демократичнее, тем более широко в нем будут развиты самоуправленческие начала. Очевидно, что развитие таких самоуправленческих начал, помимо демократии, требует весьма продолжительного времени. Как и любой другой социальный институт, он предполагает формирование устойчивых навыков, привычки, жизненного опыта, который, как показывает практика, может накапливаться несколькими поколениями [27].

Рассматривая самоуправление как свойство любого человеческого общества и любой формы объединения граждан, можно заметить, что оно связано с наличием только одной системы, исключающей или максимально ограничивающей воздействие на нее со стороны другой управляющей системы. В плоскости местного самоуправления это означает установление ограничений на вмешательство государственной власти в дела местного; самоуправления. Форма и степень таких ограничений, в свою очередь, определяются уров-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

нем развития демократии в конкретном обществе и государстве.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 27.05.2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами [30, 31].

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей [34].

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы [36].

Определение понятия самоуправления народа, сформулированное Ю.И. Скуратовым, имеет универсальный характер. В нем речь идет о самоуправлении как свойстве народа и других социальных общностей. Общностями выступают, в том числе, и совокупности граждан, объединенные по территориальному принципу — местные сообщества. Следовательно, такое свойство самоуправления, как совпадение управляющего и управляемого субъекта, характерно не только для института самоуправления народа, но и для других самоуправляющих систем, в том числе и для мест ног о самоуправления. Поскольку субъектом самоуправления народа выступает сам народ, то этот институт можно рассматривать как способ осуществления власти, источником которой является многонациональный народ Российской Федерации, что соответствует смыслу ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. В силу этого, прежде чем переходить к анализу следующего инсти-

1 См.: СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

тута самоуправления, необходимо отграничить понятие «самоуправление народа» от близкого по смыслу понятия «демократия». По мнению Ю.И. Скуратова, самоуправление есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, объединяющая ее основные институты и предполагающая:

- превращение социальных общностей из «участников» управления в его первичные «субъекты»;

- выдвижение на передний план функций окончательного решения массами управленческих вопросов;

- обеспечение квалифицированного решения социальными субъектами

управленческих задач на базе высокой управленческой и политической культуры;

- создание общедоступной системы институтов, обеспечивающих не эпизодическое, а постоянное участие граждан в управленческой деятельности;

- более тесное соединение участия граждан в выработке управленческих решений с их исполнением и осуществлением контроля.

На основании анализа перечисленных свойств автор делает вывод, что отличие демократии от самоуправления заключается в том, что последнее более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом. Однако данный вывод вряд ли исчерпывает всю глубину различий анализируемых понятий. В широком социально-философском смысле демократия может рассматриваться как одна из форм государственного устройства и осуществления власти всеми субъектами, обладающими ею, а не только народом. Можно сказать, что демократия — понятие гораздо более емкое, универсальный признак организации большинства систем государственной власти. А самоуправление, даже если речь идет о самоуправлении народа, — частное проявление демократии в виде конкретного института, механизма ее реализации. Именно конкретность и является вторым отличительным признаком, разграничивающим рассматриваемые нами понятия. Демократия не является строго правовым понятием, а относится к числу междисциплинарных категорий, в силу чего не может быть выражена в однозначном виде. Что же касается самоуправления народа, то оно воплощается в конкретной форме, закрепленной правом. Степень развития самоуправления народа может быть ограничена тоталитарным государством, если его цели и функции не совпадают и даже противоречат интересам народа. В этом случае характер взаимоотношений государства и народа будет характеризовать степень развития демократии в конкретной стране [13].

Можно сделать вывод о том, что в странах с высоким уровнем развития демократии местное самоуправление воспринимается не столько как инициатива местного населения, сколько как объективно существующее разделение властей по вертикали, обеспечивающее разумное распределение усилий властных органов на всех уровнях [18]. Подобный подход позволяет выделить новую грань в сущности местного самоуправления. В рамках традиционного подхода местное самоуправление сводилось к положению факультативной структуры, существующей исключительно благодаря субъективной воле граждан или решению вышестоящего органа власти. Приведенная выше позиция зарубежных ученых позволяет рассматривать местное самоуправление как закономерную, объективно существующую часть механизма осуществления власти, без которой, равно как и без центральной государственной власти, невозможно управление страной [16].

Часть наиболее важных и злободневных проблем стали предметом решения в рамках национальных проектов, однако о комплексном решении всех остальных при том уровне муниципального управления, который существует ныне, говорить не приходится.

Сложился даже ряд теорий, касающихся его природы, отношений с государством и особенностей организации. Остановимся на них несколько подробнее. Так, англосаксонская теория или концепция местного самоуправления зиждется на необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин, которые исторически предшествовали самому государству и в котором само оно черпает истоки собственной легитимности, если, конечно, это государство придерживается ориентации на правовое развитие и является в достаточной мере демократическим.

В рамках данной теории также существуют свои крайние позиции, которые опять же сводятся к проблеме соотношения общины и государства. Одни исследователи ратуют за полную независимость общины, другие, более реалистично оценивая современную жизнь и политико-государственное устройство современных государств, такую точку зрения не разделяют, полагая, что абсолютизировать такую независимость невозможно. И община и государство всегда связаны между собой и границы их полномочий динамичны и изменчивы [14].

Противное ведет к утверждениям о существовании некой особой, равноценной с другими ветвями публичной власти, - власти муниципальной, а следование такой концепции равносильно разделению гражданского общества и государства, которые в действительности представляют собой диалектическое единство противоположно-

стей, своего рода «две стороны одной медали». Отсюда и стремление политиков и законодателей современной России выстроить государственную и муниципальную службу в некую общую систему с глубокими внутренними связями между собой [15]. В противоположность этому англосаксонская модель в ее, так сказать, чистом виде, если и предполагает какую-либо специализированную муниципальную службу, то уж никак не связанную с государственной. Упомянем и близкую к ранее рассмотренной общественной теории юридическую теорию местного самоуправления [32].

Здесь также нет и речи о том, что органы местного самоуправления являются органами государственной власти, однако правительство делегирует этим органам ряд своих полномочий. При этом органам местного самоуправления гарантируется все та же независимость от государства. Естественно, что о муниципальной службе и уже тем более о ее неразрывной связи со службой государственной здесь речи нет, хотя чисто формально использование таких представлений на практике могло бы иметь следствием выделение управленческого аппарата органов местного самоуправления в особую категорию служащих. Однако вопрос этот остался бы целиком и полностью на усмотрении самих этих органов, что вряд ли реализуемо в действительности [8].

В России данная теория имела своих последователей. Ими, например, были Н. Коркунов и Б. Чичерин. Еще одна теория, традиционно противостоит англосаксонской. Это - территориальная или европейская модель местного самоуправления. В ее основе так называемая государственная теория самоуправления, разработанная Лорен-цом Штейном и Рудольфом Гнейстом, которая имела своих последователей в России. Ее придерживались, например, А.Д. Беляев, В.П. Безо-бразов, А.И. Васильчиков и др. исследователи проблемы). Здесь органы местного самоуправления рассматривались как еще одна ступень органов государственного управления. Естественно, от естественно-правовых представлений о природе общины в ней ничего не оставалось [12]. Наоборот, считалось, что местное самоуправление целиком и полностью управляется государством [10].

Так, Г. Еллинек определял местное самоуправление «как государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами (в современном праве - чиновниками) [22]. Что касается муниципальной службы, то в рамках рассматриваемой теории она должна была бы быть разновидностью государственной,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

однако в самой теории предполагалось, что таковой быть не должно [34].

В Российской истории взаимодействие самоуправления с верховной властью было само собой разумеющимся. Общинное самоуправление, земщина всегда находились в теснейшем контакте с общегородским вече и княжеской властью, дополняя их в решении вопросов местного значения [20]. По мнению Н.И. Лазаревского, в полномочиях местного самоуправления нет ничего непосредственно им принадлежащего, что не являлось бы исходным порождением государственной власти и уж тем более что-то по природе своей негосударственное [28]. По мнению Н.В Постового, «органы самоуправления, названные в Европейской хартии органами власти, наделяются правом осуществлять государственные полномочия [6, 7]. Следовательно, они являются в широком смысле слова продолжением государственного управления на местах. То есть государственные начала самоуправления заложены в выполняемых им функциях» [30]. Такой подход, очевидно, предполагает наличие у местного самоуправления специальной муниципальной службы, которая сохраняет известное единство со службой государственной и отличается от нее тем больше, чем меньше государственных функций выполняют структуры местного самоуправления [5].

Помимо названных, есть и другие теории местного самоуправления. В их числе политическая теории. Применительно к теме нашего исследования в них подчеркивалось необходимость осуществления функций местного самоуправления специально избранными для этого лицами, которые должны работать на общественных началах, не получая при этом денежного вознаграждения. В нашей стране также можно найти проявление этих теорий в виде органов общественной самодеятельности [31].

Более всего политическая теория оказалась востребована в анлосаксонской модели местного самоуправления. Например, по мнению Г.В. Бара-башева, «в почтенных западных демократиях потребовалось более полутора веков на то, чтобы закаленная в огне антифеодальных революций емкая формула: местное самоуправление есть власть местного населения в делах местного значения, осуществляемая гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти, - обросла плотью реальной практики» [9].

Здесь местное самоуправление понималось и понимается как власть местного населения, направленная на решение задач местного значения без вмешательства центральной администра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ции. Такое понимание также нашло свое отражение в современной российской модели местного самоуправления,которая, правда в приоритетном порядке вобрала в себя и представления континентальных демократий [21].

Лишать органы местного самоуправления возможности поощрять своих служащих в принципе неверно. Без единства действия аппарата служащих на всех уровнях публичной власти трудно достичь должного уровня управляемости в стране и результативной государственно-управленческой деятельности. Но и местное самоуправления, безусловно, должно иметь эффективные рычаги влияния на собственных служащих для решения важнейших для населения муниципального образования вопросов [23].

Пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относит определение общих принципов органов местного самоуправления к совместному ведению Федерации и ее субъектов. В связи с этим федеральный законодатель урегулировал муниципальную службу как один из инструментов местного самоуправления первоначально на уровне ныне утратившего силу федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», предоставив субъектам Федерации достаточно широкие права в издании собственных законов о муниципальной службе.

Однако в ходе административной реформы начала 2000-х годов данный подход был пересмотрен в пользу более жесткого регулирования муниципальной службы и укрепления, таким образом, единой властной вертикали в стране [11, 19].

В результате был принят новый Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который несколько ужесточил правовое регулирование муниципальной службы и сузил степень усмотрения в данном вопросе со стороны субъектов Федерации и, соответственно, самих органов местного самоуправления. Тем не менее, статья 5 Федерального закона сохранила возможность регулирования вопросов муниципальной службы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на сходах граждан и иными муниципальными правовыми актами. Естественно, все это может осуществляться лишь в пределах, установленных Федеральным законом. Все это, кстати, в полной мере относится и к государственной службе, где в заголовках соответствующих Законов речь идет о самой службе, а в их содержании все о том же режиме служебной деятельности.

Поэтому в целом в пока еще складывающемся в рамках административного права служебном праве России понятие государственной (муниципальной) службы получило двойственное звучание. С одной стороны, под ней понимают саму служебную деятельность, с другой - порядок или режим ее осуществления. Эта двойственность давала немало оснований для критики позиции, в соответствии с которой обосновывалось само существование режима службы, давалось его понятие и рассматривались различные виды государственной службы, сформировавшиеся в различных государственных органах сообразно специфике их деятельности.

С тех пор, как осознание различия государственной (муниципальной) службы в качестве особого рода деятельности, протекающей главным образом в органах государственной власти и местного самоуправления, и порядка или точнее режима ее осуществления было осознано и описано в специальной литературе дальнейшее развитие служебного права породило проблему отраслевой принадлежности государственной (муниципальной) службы в качестве особой деятельности [1]. Надо сказать, что изначально эта деятельность трактовалась в новейшем российской законодательстве как трудовая. На нее распространялся особый порядок ее осуществления, который должен был соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации [33].

По нашему мнению, реализация местных задач непосредственно местной администрацией приемлема там, где речь идет о функциях, связанных с выполнением гарантий и прав законодательства. По-другому обстоит дело в сферах предоставления благ и услуг населению (публично-правовые образования рассматриваются как поставщики услуг), например, снабжение населения и предприятий газом, водой, электричеством, а также услуги общественного транспорта, школьное образование, здравоохранение, содержание дорог, парков, кладбищ, вывоз, переработка мусора и пр.

Для осуществления такого рода задач лучше подходят те формы организации предоставления общественных благ, которые в большей или меньшей степени соответствуют рыночным методам ведения хозяйства. Местным властям бывает сложно обеспечить необходимый уровень предоставления определенных общественных благ в силу недостаточности стимулов и ресурсов. В этом случае часто создаются самостоятельные муниципальные предприятия [4].

Однако прежде чем принимать такое решение, всегда следует рассмотреть вопрос о возможности приватизации сферы предоставления услуги (передача права предоставления обще-

ственных благ частным предприятиям), которая может оказаться самым эффективным решением. Если же местные власти, несмотря на имеющиеся возможности приватизации, принимают решение самостоятельно предоставлять соответствующее локальное благо, например, создавая муниципальную организацию, то, по крайней мере, это нужно делать эффективно, выбирая рыночные формы производства услуг [2, 3].

Список литературы:

[1] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика / В сборнике: Вузовское образование и наука / Материалы региональной научно-практической конференции. 2007. С. 221-225.

[2] Албогачиев А.А. Возраст грандиозных планов // Аккредитация в образовании.

2014. № 8 (76). С. 49.

[3] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2017.

[4] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016.

[5] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.

[6] Албогачиев А.А. Политические и экономические предпосылки возникновения сослов-но-представительских органов в Европе / В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета. Ингушский государственный университет. Магас, 2002. С. 31-44.

[7] Албогачиев А.А. Проблемы современной науки / Материалы II Международной научно-практической конференции, 2016.

[8] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х., Темирханов Б.А. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа.

2015. № 4 (99). С. 23-25.

[9] Барабашев Г.В. Местное самоуправление - трудное дитя России // Местное самоуправление. М., 1996. С. 292.

[10] Барабашев Г.В. Местное самоуправление - трудное дитя России. М., 1996.

[11] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эри-ашвили Н.Д., Кузнецов С.М., Белоновский В.Н. Основы органов государственной власти России / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030201 «Политология», 080504 «Государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ственное и муниципальное управление» / Москва, 2008.

[12] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья.

2019. № 4. С. 44-49.

[13] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Правовой статус адвоката и финансово-экономические аспекты адвокатской деятельности // Крими-налистъ. 2019. № 3 (28). С. 19-22.

[14] Гандалоев Р.Б. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. 2020. № 12. С. 55-59.

[15] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия / В сборнике: Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. Сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.В. Ильина. 2019. С. 395-398.

[16] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры.

2020. № 3. С. 128-130.

[17] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 54-57.

[18] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда СШАа в историческом развитии // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 62-64.

[19] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 59-63.

[20] Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: Правовые проблемы взаимодействия: Практика России // Государство и право. 2004. № 1. С. 24 - 36.

[21] Грудцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России // Государство и право. 2008. № 6. С. 33-40.

[22] Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

[23] Еремян В.В. Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как двух видов публичной службыи профессиональной деятельности: к постановке проблемы // Право и политика. 2006. № 5. С. 62 - 71.

[24] Ильгова Е.В., Смагина Т.А., Тугушева Ю.М. К вопросу о правовой природе понятия «данные несовершеннолетних»: междисциплинарный аспект // Вестник Саратовской государственной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

юридической академии. 2020. № 5 (136). С. 139148.

[25] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 58-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[26] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав // Право. Законодательство. Личность. 2018. № 1 (26). С. 7-10.

[27] Ильгова Е.В., Фальковская Л.П., Кузнецова И.О., Горбачев М.В., Стародубов А.А., Крас-нощеков А.А., Кузнецов М.М. Кросс-региональное исследование криминализации подростковой среды // Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2020.

[28] Лазаревский Н.И. Самоуправление. Мелкая земская единица. СПб, 1903. - С. 58.

[29] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права. Учебное пособие / Москва, 2016.

[30] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1998. - С. 128.

[31] Розенбаум Ю.А.Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского федеративного государства // Государство и право. 1999. № 4. С. 53-57.

[32] Саламов А.Х., Султыгова З.Х., Арчакова Р.Д. Особенности подготовки магистров-химиков / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 214-216.

[33] Соловьев С.Г. Муниципальная должность. Проблемные вопросы теории и практики // Современное право. 2004. № 2. С. 30 - 33.

[34] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Сул-тыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. 2015. № 3 (98). С. 3-7.

[35] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. 2015. № 1 (13). С. 10-49.

[36] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. 2015. № 2 (14). С. 20-67.

Spisok literatury:

[1] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteris-tika / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka /

Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. 2007. S. 221-225.

[2] Albogachiev A.A. Vozrast grandioznyh planov // Akkreditaciya v obrazovanii. 2014. № 8 (76). S. 49.

[3] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosu-darstvennyj universitet». 2017.

[4] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii, 2016.

[5] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj konferencii / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.

[6] Albogachiev A.A. Politicheskie i ekonomich-eskie predposylki vozniknoveniya soslovno-pred-stavitel'skih organov v Evrope / V sbornike: Sbornik nauchnyh trudov Ingushskogo gosudarstvennogo universiteta. Ingushskij gosudarstvennyj universitet. Magas, 2002. S. 31-44.

[7] Albogachiev A.A. Problemy sovremennoj nauki / Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, 2016.

[8] Ausheva I.A., Dugieva A.Ya., Archakova R.D., Sultygova Z.H., Temirhanov B.A. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchennogo iz neftej Respubliki Ingushetii // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 4 (99). S. 23-25.

[9] Barabashev G.V. Mestnoe samoupravlenie

- trudnoe ditya Rossii // Mestnoe samoupravlenie. M., 1996. S. 292.

[10] Barabashev G.V. Mestnoe samoupravlenie

- trudnoe ditya Rossii. M., 1996.

[11] Gabrichidze B.N., Chernyavskij A.G., Eriashvili N.D., Kuznecov S.M., Belonovskij V.N. Osnovy organov gosudarstvennoj vlasti Rossii / Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchay-ushchihsya po special'nostyam 030501 «Yurispru-denciya», 030201 «Politologiya», 080504 «Gosu-darstvennoe i municipal'noe upravlenie» / Moskva, 2008.

[12] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. 2019. № 4. S. 44-49.

[13] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Pravovoj status advokata i finansovo-ekonomich-eskie aspekty advokatskoj deyatel'nosti // Kriminalist». 2019. № 3 (28). S. 19-22.

[14] Gandaloev R.B. Vliyanie sredstv massovoj informacii v usloviyah sovremennogo rossijskogo federativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. 2020. № 12. S. 55-59.

[15] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya / V sbornike: Aktual'nye problemy global'nyh issledo-vanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire. Sbornik nauchnyh trudov uchastnikov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdun-arodnym uchastiem. Pod redakciej I.V. Il'ina. 2019. S. 395-398.

[16] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 3. S. 128-130.

[17] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti sto-ron i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 3. S. 54-57.

[18] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SSHAa v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 62-64.

[19] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 59-63.

[20] Grishkovec A.A. Gosudarstvennaya sluzhba i grazhdanskoe obshchestvo: Pravovye problemy vzaimodejstviya: Praktika Rossii // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 1. S. 24 - 36.

[21] Grudtsina L.Yu. Chastnaya sobstvennost' i grazhdanskoe obshchestvo v Rossii // Gosudarstvo i pravo. 2008. № 6. S. 33-40.

[22] Ellinek G. Obshchee uchenie o gosu-darstve. SPb., 1908.

[23] Eremyan V.V. Vzaimosvyaz' gosudarstvennoj grazhdanskoj i municipal'noj sluzhby kak dvuh vidov publichnoj sluzhbyi professional'noj deyatel'nosti: k postanovke problemy // Pravo i politika. 2006. № 5. S. 62 - 71.

[24] Il'gova E.V., Smagina T.A., Tugusheva YU.M. K voprosu o pravovoj prirode ponyatiya «dan-nye nesovershennoletnih»: mezhdisciplinarnyj aspekt // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 5 (136). S. 139-148.

[25] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 5 (124). S. 58-61.

[26] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. Problemy pravoprimenitel'noj praktiki pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah komissiyami po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. 2018. № 1 (26). S. 7-10.

[27] Il'gova E.V., Fal'kovskaya L.P., Kuznecova I.O., Gorbachev M.V., Starodubov A.A., Krasnosh-chekov A.A., Kuznecov M.M. Kross-regional'noe issledovanie kriminalizacii podrostkovoj sredy // Sara-tovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akadem-iya. Saratov, 2020.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

[28] Lazarevskij N.I. Samoupravlenie. Melkaya zemskaya edinica. SPb, 1903. - S. 58.

[29] Pashencev D.A., CHernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016.

[30] Postovoj N.V. Mestnoe samoupravlenie: istoriya, teoriya, praktika. M., 1998. - S. 128.

[31] Rozenbaum Yu.A.Gosudarstvennaya slu-zhba kak faktor ukrepleniya celostnosti Rossijskogo federativnogo gosudarstva // Gosudarstvo i pravo. 1999. № 4. S. 53-57.

[32] Salamov A.H., Sultygova Z.H., Archakova R.D. Osobennosti podgotovki magistrov-himikov / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 214-216.

[33] Solov'ev S.G. Municipal'naya dolzhnost'. Problemnye voprosy teorii i praktiki // Sovremennoe pravo. 2004. № 2. S. 30 - 33.

[34] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekhnologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznen-nyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 3 (98). S. 3-7.

[35] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii kon-stitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. 2015. № 1 (13). S. 10-49.

[36] Chernyavskij A.G. Sostoyanie issledo-vaniya problemy yuridicheskoj otvetstvennosti v rossijskoj pravovoj nauke // Pravo i obshchestvo. 2015. № 2 (14). S. 20-67.

4

ЮРКОМПАНИ

www. law-books. ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.