Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРИРОДА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА'

ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРИРОДА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
820
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституция / права человека и гражданина / обязанности гражданина / законные интересы / демократия / законность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мецгер А. А.

В структуру правового статуса личности включается различный набор элементов. Некоторые ученые в структуру правового статуса личности включают гражданство, общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность и др. Ряд дополнительных элементов, таких как гражданство и общая правоспособность, следует считать либо предпосылками правового статуса, либо вторичными элементами по отношению к основным, например, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРИРОДА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-12-24-29 МЕЦГЕР Андрей Александрович,

NIION: 2018-0076-12/21-374 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021-12-573 доцент кафедры частного права

Института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», e-mail: [email protected]

ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРИРОДА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация. В структуру правового статуса личности включается различный набор элементов. Некоторые ученые в структуру правового статуса личности включают гражданство, общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность и др. Ряд дополнительных элементов, таких как гражданство и общая правоспособность, следует считать либо предпосылками правового статуса, либо вторичными элементами по отношению к основным, например, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям человека и гражданина.

Ключевые слова: конституция, права человека и гражданина, обязанности гражданина, законные интересы, демократия, законность.

METSGER Andrey Aleksandrovich,

PhD in Law, Associate Professor of Private law at the Institute of State governance and law of the State University of management

LEGAL STATUS, NATURE OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND

OBLIGATIONS

Annotation. The structure of the legal status of an individual includes a different set of elements. Some scholars in the structure of the legal status of an individual include citizenship, general legal capacity, guarantees, legitimate interests, legal responsibility, etc. A number of additional elements, such as nationality and general legal capacity, should be considered either preconditions of legal status or secondary elements to basic ones, for example, legal responsibility is secondary to the duties of a person and a citizen.

Key words: constitution, human and citizen rights, citizen's duties, legitimate interests, democracy, legality.

Правовой статус, природа прав и обязанностей человека и гражданина привлекают пристальное внимание юристов [20, 21]. Слово статус произошло от латинского status, что означает положение, состояние и имеет свое значение - правовое положение (совокупность прав и обязанностей). Законные интересы - интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, также не могут быть выделены в качестве самостоятельного элемента правового статуса [17]. На наш взгляд, структуру правового статуса личности четко определяют такие элементы, как права, свободы и обязанности личности, а законные интересы - это дополнительный, производный элемент [18, 19]. Рассматривая права и свободы человека и гражданина как элемент правового статуса личности, необходимо включать в него не

только основные (конституционные) права, но и весь комплекс прав, вытекающих из законов (внутригосударственных и международных). Особенно следует обратить внимание на влияние международных норм о правах человека на расширение правового статуса личности в современном мире [16].

Часть 1 ст. 17 Конституции РФ провозглашает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией». Это положение Конституции РФ дает основания понимать правовой статус человека и гражданина в России как единый комплекс национальных и международных норм, содержащих права и свободы граждан. Права человека с международно-правовых пози-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

ций представляют собой общезначимые для всего мирового сообщества правовые идеи, выраженные в юридической форме и предъявляемые к каждому государству. Права человека становятся фактически правами граждан тогда, когда они признаются государством и закрепляются национальным, позитивным правом. Кроме того, изучение гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности невозможно без понимания обязанностей человека и гражданина. В основе любой обязанности личности в демократическом обществе лежит мера социальной свободы личности как осознанной необходимости социального поведения личности [25] и границ (пределов) такого поведения [22].

Понятие «правовой статус личности» является одним из ключевых понятий правовой науки и поэтому представляет большой интерес для научного исследования. Правовой статус личности помогает членам общества определить свое место в общественном развитии, открывает доступ к обладанию и пользованию различными благами, возможность творческого участия в развитии производительных сил общества, новых общественных отношений в различных областях общественной и государственной жизни [19]. Исходя из этого понятия, важно понимание того, что основным гарантом защиты прав и свобод является Конституция РФ, согласно которой любой человек, родившийся на свет, уже имеет основные неотчуждаемые права и свободы, которых его невозможно лишить.

Конституция РФ, в ст. 1 дает характеристику нашего государства, «Российская Федерация -Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Если проанализировать данное положение Конституции РФ, то оно характеризует Российскую Федерацию именно как правовое государство, содержание которого трактуется сразу же в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Многообразие прав и свобод человека и гражданина, а также их содержание, полностью раскрываются во второй главе Конституции Российской Федерации.

Именно по наиболее значимой важности, указанная глава расположена в начале Конституции Российской Федерации, поскольку о высших ценностях употребляется применительно к человеку, его правам и свободам, содержащихся в «Основах конституционного строя», как базиса, на котором строится наше государство. На первый взгляд, сами понятия «права» и «свободы»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

кажутся нам похожими, но так ли это в действительности? Сходство между этими двумя понятиями проявляется в том, что и право и свобода, есть возможность избирать вид и меру поведения, пользоваться социальными благами. С другой стороны, эти понятия различаются, поскольку право предполагает пользование чем-либо, право на получение какого-либо блага. Что же касается классификации прав и свобод человека и гражданина, то в данном случае можно сказать, что она также представляется различными учёными по-разному [31]. Наиболее аргументированной, на наш взгляд, является классификация Б.Н. Топор-нина, которая заключается в следующем: «права и свободы человека и гражданина условно можно подразделить на три большие группы. Первая группа - личные права и свободы; вторая - политические права и свободы и третья - экономические, социальные и культурные права и свободы» [23].

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, и их должностные лица, имеют множество различных функций, одной из которых, является их обязанность -соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина. Это находит свое подтверждение в том, что данная позиция закреплена в ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации. Но в тоже время, любое государство, также закрепляет на человека и гражданина определенные конституционные обязанности. Между государством и гражданами, существуют взаимосвязь, т.е. права и обязанности [30].

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, происходит на двух основных направлениях: международном уровне и внутригосударственном уровне (внутри нашей страны, который в свою очередь происходит на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому в зависимости от указанного уровня и будет определяться орган, непосредственно осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Это научно оправдано. Гарантии связывают воедино правовое и фактическое положения человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные [30].

Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем [28, 29].

Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. Политические гарантии связаны с государственным обеспечением различных форм осуществления власти народа, что на практике должно быть реализовано в установлении демократических форм правления и государственно-политического режима в стране, разделении властей и введении систем «сдержек и противовесов», в проведении регулярных и свободных выборов всех уровней, в организации референдумов и иных форм прямого волеизъявления народа, в политическом многообразии и многопартийности, в обеспечении свободы инакомыслия и оппозиции и т.п. [26] В России признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы [12, 13].

Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека [1, 6].

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Юридические гарантии объединены тем, что все они изложены и закреплены в источниках действующего права, а также конкретизированы в его институтах и отраслях [4, 5]. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. Правовая наука обращает внимание на правомерность использования комплексного понятия «правозащитная система государства», включающего совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных внутригосударственных способов и средств обеспечения прав и свобод человека [15]. В любом случае, подобная система призвана закрепить социально-экономические, политические, идеологические, воспитательные, процессуальные, просветительские, информационные и

юридические гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в современном демократическом государстве [26].

По способу изложения в нормативно-правовых актах институционные гарантии можно классифицировать на простые, сложные и смешанные.

Простые институционные гарантии - это система средств и условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в правовых нормах и обеспечивающих охрану и защиту Иран личности четко определенного вида. В Основном Законе Федеративном Республики Германии от 23 мая 1949 г. записано: «Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется, цензуры не существует» (ч. 1 ст. 5).

Сложные институционные гарантии - это система средств, условий, предпосылок, факторов, закрепляемых и законе и обеспечивающих охрану и защиту нрав как отдельной личности, так и социальной организации [14].

Смешанные институционные гарантии - это система средств, условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в законодательстве и обеспечивающих охрану и защиту одновременно и экономических, и политических, и гражданских, и других прав и свобод человека и гражданина, а также и их социальных организаций [2, 3].

Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности (ст. 64).

В этой связи виды гарантий можно классифицировать по основанию правового положения личности на общие, специальные и индивидуальные гарантии [26, 27].

Общие гарантии - система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, декларируемых Основным Законом, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер. В части 1 статьи 17 Конституции России написано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [11].

Специальные гарантии - система социально-экономических, политических и юридических факторов и условий, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правовых отношений: депутатов, сотрудников силовых структур, военнослужащих, вузовских работников и т.д. [1]

Индивидуальные гарантии - это меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие личности реализацию права в конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Это события, условия чрезвычайного положения [8].

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действия актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституционный Суд РФ, который по жалобам па нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125). В целях охраны прав и свобод человека и гражданина в сети Интернет создана специальная информационная страница «Президент России», являющаяся официальным сетевым ресурсом.1 На данной странице содержатся различные тематические разделы, среди которых есть и раздел, касающейся обращения граждан к Президенту Российской Федерации, где можно отправить письмо или жалобу Президенту Российской Федерации, а также записаться на личный приём [24]. Также, на указанной странице есть электронная и мобильная приёмная, которые созданы для расширения гарантий обеспечения права на обращение граждан [7]. Для доступности всем категориям лиц к странице, создана специальная версия для людей с ограниченными возможностями, а также в зависимости от родного языка (русский, английский). Это говорит о мобильности и упрощенности доступа граждан, в случае их нарушения прав и свобод, а также возможности задать конкретный интересующий их вопрос [9, 10].

Список литературы:

[1] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2018.

[2] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2017.

[3] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2016.

[4] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Материалы VI-ой Международной кон-

1 Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/ letters/54211.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

ференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2018. Том Выпуск VI.

[5] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.

[6] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х., Темирханов Б.А. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа. 2015. № 4 (99). С. 23-25.

[7] Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях / Дисс... докт. юрид. наук. - М., 1998. С. 140142.

[8] Дородонова Н.В., Евстифеева Е.В., Ильгова Е.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. С. 601-608.

[9] Жарова А.К. Информационные конфликты. Правовые аспекты // Сборник «Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий сборник». Институт государства и права РАН. Москва, 2010. С. 143158.

[10] Жарова А.К. О соотношении персональных данных с ^-адресом. Российский и зарубежный опыт // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2016. № 1 (19). С. 61-67.

[11] Жарова А.К. Обеспечение информационной безопасности прав личности, общества и государства при использовании информационно-коммуникационных технологий // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 76-88.

[12] Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 29-32.

[13] Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6 (125). С. 98-105.

[14] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 58-61.

[15] Калинина Т.М. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы согласования. Н. Новгород, 2005.

[16] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. 2014. № 3. С. 148-159.

[17] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. 2014. № 9 (61). С. 20-36

[18] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Образование и право. 2014. № 11-12 (63-64). С. 112-123.

[19] Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976. Гл. 2.

[20] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. 2021 .№ 2. - С. 64.

[21] Кокорев А.С. Инновационные решения на промышленных предприятиях России // Вестник российского государственного аграрного заочного университета. 2017. № 24(29). С. 53.

[22] Кокорев А.С. Факторы конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании // Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 56.

[23] Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. - М., 1994. С. 16.

[24] Мартазанова Р.М., Султыгова З.Х., Сала-мов А.Х., Темирханов Б.А. Исследование ферментативного воздействия на высокомолекулярные полимеры соков методом планарной гельпроника-ющей хроматографии // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 480-484.

[25] Нижних Н.С. Полицейская система как элемент правоохранительной системы современного государства // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 сентября 2013 г. / Под общ. ред. В.А. Сосова. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2013. С. 6-13.

[26] Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. С. 144.

[27] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. О некоторых аспектах определения понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 4 (136). С. 130-134.

[28] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. Об истории развития таможенного законодательства России (с 1649 г. по нынешнее время) // Право и жизнь. 2015. № 6. С. 95.

[29] Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н., Канафин Н.А. Оперативно-розыскная деятельность в

системе правоохраны в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект) // Право и жизнь. 2015. № 11-12. С. 127.

[30] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Сул-тыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. 2015. № 3 (98). С. 3-7.

[31] Эбзеев Б.С., Хазов E.H., Миронов А.Л. и др. «Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. Эбзеева Б.С, Хазова E.H., Миронова А.Л. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 178.

Spisok literatury:

[1] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii, 2018.

[2] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosu-darstvennyj universitet». 2017.

[3] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / 2016.

[4] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Materialy Vl-oj Mezhdunarodnoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosudarstvennyj universitet». 2018. Tom Vypusk VI.

[5] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj konferencii / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.

[6] Ausheva I.A., Dugieva A.Ya., Archakova R.D., Sultygova Z.H., Temirhanov B.A. Issledovanie kubovogo ostatka, poluchennogo iz neftej Respubliki Ingushetii //

Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 4 (99). S. 23-25.

[7] Gushchin V.V. Pravovye i organizacionnye osnovy obespecheniya obshchestvennoj bezopas-nosti v Rossijskoj Federacii pri chrezvychajnyh situ-aciyah / Diss... dokt. yurid. nauk. - M., 1998. S. 140142.

[8] Dorodonova N.V., Evstifeeva E.V., Il'gova E.V. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershenno-letnih: opyt SSHA i Novoj Zelandii // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. № 4. S. 601608.

[9] Zharova A.K. Informacionnye konflikty. Pra-vovye aspekty // Sbornik «Usloviya realizacii prav grazhdan i organizacij na osnove informacionnyh tekhnologij sbornik». Institut gosudarstva i prava RAN. Moskva, 2010. S. 143-158.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

[10] Zharova A.K. O sootnoshenii personal'nyh dannyh s IP-adresom. Rossijskij i zarubezhnyj opyt // Vestnik UrFO. Bezopasnost' v informacionnoj sfere. 2016. № 1 (19). S. 61-67.

[11] Zharova A.K. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti prav lichnosti, obshchestva i gosu-darstva pri ispol'zovanii informacionno-kommunika-cionnyh tekhnologij // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 3. S. 76-88.

[12] Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuve-nal'noj yusticii. 2006. № 4. S. 29-32.

[13] Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolnomochennyh licah komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 6 (125). S. 98-105.

[14] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 5 (124). S. 58-61.

[15] Kalinina T.M. Rossijskaya i evropejskaya pravozashchitnye sistemy: sootnoshenie i problemy soglasovaniya. N. Novgorod, 2005.

[16] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mest-nogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal. 2014. № 3. S. 148-159.

[17] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 9 (61). S. 20-36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 11-12 (63-64). S. 112-123.

[19] Kartashkin V.A. Mezhdunarodnaya zashch-ita prav cheloveka. M., 1976. Gl. 2.

[20] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021.№ 2. - S. 64.

[21] Kokorev A.S. Innovacionnye resheniya na promyshlennyh predpriyatiyah Rossii // Vestnik rossi-jskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo uni-versiteta. 2017. № 24(29). S. 53.

[22] Kokorev A.S. Faktory konkurentosposob-nosti i finansovoj ustojchivosti kompanii // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 9. S. 56.

[23] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Kom-mentarij / Pod red. Topornina B.N., Baturina Yu.M., Orekhova R.G. - M., 1994. S. 16.

[24] Martazanova R.M., Sultygova Z.H., Salamov A.H., Temirhanov B.A. Issledovanie fermen-tativnogo vozdejstviya na vysokomolekulyarnye polimery sokov metodom planarnoj gel'pronikayush-chej hromatografii // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 12-3. S. 480-484.

[25] Nizhnih N.S. Policejskaya sistema kak element pravoohranitel'noj sistemy sovremennogo gosudarstva // Aktual'nye problemy prava i pravopri-menitel'noj deyatel'nosti na sovremennom etape: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 19-20 sentyabrya 2013 g. / Pod obshch. red. V.A. Sosova. - Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2013. S. 6-13.

[26] Oksamytnyj V.V. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik. - M.: YUNITI-DANA, 2012 g. S. 144.

[27] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N. O nekotoryh aspektah opredeleniya ponyatiya «rezul'taty opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti» v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 4 (136). S. 130-134.

[28] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N. Ob istorii raz-vitiya tamozhennogo zakonodatel'stva Rossii (s 1649 g. po nyneshnee vremya) // Pravo i zhizn'. 2015. № 6. S. 95.

[29] Olimpiev A.Yu., Galuzo V.N., Kanafin N.A. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v sisteme pravoohrany v Rossijskoj Federacii (teoretiko-pravo-voj aspekt) // Pravo i zhizn'. 2015. № 11-12. S. 127.

[30] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekhnologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznen-nyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 3 (98). S. 3-7.

[31] Ebzeev B.S., Hazov E.N., Mironov A.L. i dr. «Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnik dlya stu-dentov vuzov / Pod red. Ebzeeva B.S, Hazova E.N., Mironova A.L. - 8-e izd., pererab. i dop. - M.: YUNI-TI-DANA, 2017. S. 178.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.