Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА: ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ'

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА: ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДЕМОНСТРАЦИЯ ТАЛАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Елена Викторовна, Боталова Наталья Владимировна

Детские школы искусств - важнейший институт формирования и со-хранения культуры, повышения конкурентоспособности субъектов разного уровня - от семьи до государства. Успешное функционирование системы художественного образования детей в Екатеринбурге стало результатом совокупности управленческих решений, основанных на принципах устойчивости и развития. Цель статьи - анализ реализации стратегии художественного образования детей в Екатеринбурге. Авторы используют общенаучные методы дедукции и индукции, синтез и анализ, все аналитические положения подкреплены ведомственной статистикой, кейсами успешных проектов. Ключевыми для системы художественного образования детей в Екатеринбурге являются 3 управленческих принципа - 1. верность традициям, преемственность (сохранение системы ДШИ, программное, концептуальное и стратегическое планирование, эффективный менеджмент образовательной, методической, конкурсно-фестивальной, управленческой деятельности), 2. интеграция результатов обучения в ДШИ в общегородские про-екты, активная публичная демонстрация талантов (выступление на сценических площадках, публичный видеоконтент, открытый государственный экзамен «Арт-поколение», проект «Проведи лето с культурой»), 3. развитие материально-технической базы учреждений, включая оборудование и помещения (целевые субсидии на приобретение оборудования, средства нацпроекта на капремонт, открытие новых помещений под школы искусств, установление муниципально-государственного партнерства при строительстве объектов в новых микрорайонах). Авторы указывают на своевременность и остроту развития системы предпрофессиональных образовательных программ в сфере культуры и искусств в связи с риском утраты отечественных академических традиций, значимостью для сохранения российского искусства, кадрового обеспечения отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Елена Викторовна, Боталова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL SYSTEM OF ART EDUCATION FOR CHILDREN IN YEKATERINBURG: PRINCIPLES OF SUSTAINABILITY AND DEVELOPMENT

Children's art schools are the most important institution for the formation and preservation of culture, increasing the competitiveness of subjects of various levels - from the family to the state. The successful functioning of the system of art education for children in Yekaterinburg was the result of a set of management decisions based on the principles of sustainability and development. The purpose of the article is to analyze the implementation of the strategy of art education for children in Yekaterinburg. The authors use general scientific methods of deduction and induction, synthesis and analysis, all analytical provisions are supported by departmental statistics, cases of successful projects. The key to the system of art education for children in Yekaterinburg are 3 management principles - 1. loyalty to traditions, continuity (preservation of the children's art school system, program, conceptual and strategic planning, effective management of educational, methodological, competitive-festival, managerial activities), 2. integration of learning outcomes at the Children's School of Art in citywide projects, active public demonstration of talents (performance on stage, public video content, open state exam "Art Generation", project "Spend the Summer with Culture"),3. development of the material and technical base of institutions, including equipment and premises (target subsidies for the purchase of equipment, funds from the national project for major repairs, the opening of new premises for art schools, the establishment of municipal-state partnerships in the construction of facilities in new microdistricts). The authors point to the timeliness and acuteness of the development of the system of pre-professional educational programs in the field of culture and arts due to the risk of losing domestic academic traditions, the importance for the preservation of Russian art, and the staffing of the industry.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА: ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ»

ВАК: 5.8.2

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЕКАТЕРИНБУРГА: ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ АННОТАЦИЯ

ГРНТИ: 14.27.00

Детские школы искусств - важнейший институт формирования и сохранения культуры, повышения конкурентоспособности субъектов разного уровня - от семьи до государства. Успешное функционирование системы художественного образования детей в Екатеринбурге стало результатом совокупности управленческих решений, основанных на принципах устойчивости и развития. Цель статьи - анализ реализации стратегии художественного образования детей в Екатеринбурге. Авторы используют общенаучные методы дедукции и индукции, синтез и анализ, все аналитические положения подкреплены ведомственной статистикой, кейсами успешных проектов.

Ключевыми для системы художественного образования детей в Екатеринбурге являются 3 управленческих принципа - 1. верность традициям, преемственность (сохранение системы ДШИ, программное, концептуальное и стратегическое планирование, эффективный менеджмент образовательной, методической, конкурсно-фестивальной,управленческой деятельности), 2. интеграция результатов обучения в ДШИ в общегородские проекты, активная публичная демонстрация талантов (выступление на сценических площадках, публичный видеоконтент, открытый государственный экзамен «Арт-поколение», проект «Проведи лето с культурой»), 3. развитие материально-технической базы учреждений, включая оборудование и помещения (целевые субсидии на приобретение оборудования, средства нацпроекта на капремонт, открытие новых помещений под школы искусств, установление муниципально-государственного партнерства при строительстве объектов в новых микрорайонах).

Авторы указывают на своевременность и остроту развития системы пред-профессиональных образовательных программ в сфере культуры и искусств в связи с риском утраты отечественных академическихтрадиций, значимостью для сохранения российского искусства, кадрового обеспечения отрасли.

Соколова Елена Викторовна

Администрация города Екатеринбурга (620014, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 24а) @ sokolova_ev@ekadm.ru

Боталова Наталья Владимировна

Администрация города Екатеринбурга (620014, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 24а) @ botalovanv@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Устойчивое развитие, художественное образование детей, муници-пально-государственное партнерство, демонстрация талантов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Соколова Е.В., Боталова Н.В. Муниципальная система художественного образования детей Екатеринбурга: принципы устойчивости и развития //Управление культурой. 2022. № 3. С. 32-40.

Система художественного образования Екатеринбурга является частью многоаспектной муниципальной системы культуры Екатеринбурга, образующей единое уникальное культурное пространство города. Но именно детские школы искусств представляют один из важнейших институтов формирования и сохранения культуры страны, региона и города. Кроме того, дополнительное образование детей, художественное, в частности, одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном обществе, позволяющая решать социально значимые проблемы, такие как развитие одаренности и раскрытие талан-

та, обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, а также достижение целей конкурентоспособности на уровне семьи, города, региона и страны. Социальная востребованность дополнительного образования, его роль в формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Екатеринбург сегодня - один из самых благополучных муниципалитетов России, в котором созданы условия для качественной органи-

зации дополнительного образования в сфере культуры и искусства, а екатеринбургская муниципальная модель художественного образования является лидером российского художественного образования. В статье рассматривается процесс формирования этой модели и основные принципы ее развития, поскольку в научной литературе этому уделено недостаточно внимания.

Цель статьи - анализ реализации стратегии художественного образования детей в Екатеринбурге, основанной на принципах устойчивости и развития. Авторы используют общенаучные методы дедукции и индукции, синтез и анализ, все

аналитические положения подкреплены ведомственной статистикой, кейсами успешных проектов.

Под развитием в данном случае понимается изменение качественного состояния объекта от простого к сложному, изменение на более совершенное состояние,являющееся следствием непрерывных изменений, социальной динамики. При управлении системой художественного образования детей в Екатеринбурге учитываются и реализуются установки на непрерывность изменений, целенаправленность, включая смарт-цели, системность, реализацию социальной ответственности, приоритет гуманистических цен-ностей,уникальность сложившейся системы ДШИ и необходимость ее развития. Устойчивое развитие - это всегда развитие, направленное на будущее изменение объекта,оноучи-тывает не только удовлетворение потребностей нынешнего момента, но и потенциальные риски для будущего в удовлетворении этих и формирующихся, новых потребностей. Таким образом, устойчивое развитие основано на преемственности, анализе текущего состояния объекта, а также направлено в будущее, планируется с учетом трендов развития.

Анализируя научные источники, авторы пришли к выводу, что многие аспекты развития муниципальной культуры, опыт Екатеринбурга в реализации культурной политики уже осмыслены. Так, описано, что система художественного образования детей в Екатеринбурге соразмерна мегаполису, соответствует ключевым характеристикам города [1]. Тот факт, что Управление культуры Администрации города Екатеринбурга строит свою работу на основе стратегического планирования, касающегося всех типов учреждений культуры,также охарактеризован в научной литературе [2 - 4]. При этом процесс реализации государственной культурной политики [5] ориентирован в Екатеринбурге на глобальные и локальныетрен-ды, а любой городской проект является реализацией стратегических установок [6 - 7]. Важное значение в управлении работой муниципальных культурных институций имеет

обоснованная процедура измерения емкости рынка, качества оказания услуг [8 - 9], что делает принимаемые решения обоснованными. Значительное внимание уделяется и теоретическим изысканиям [10]. Аудитория современных институций и проектов в сфере культуры - это молодые образованные горожане с ценностями саморазвития [11 -12], что необходимо учитывать при формировании муниципальной культурной политики, в частности, расценивать как один из результатов получения дополнительного образования в сфере искусств.

Анализируя научную литературу, авторы пришли к заключению, что не хватает аргументов и фактов, характеризующихуспешность муниципальной системы художественного образования. Ключевыми для развития системы художественного образования детей в Екатеринбурге являются 3 принципа:

1. Верность традициям,преемственность.

2. Интеграция результатов обучения в ДШИ в общегородские про-екты,активная публичная демонстрация талантов.

3. Развитие материально-технической базы учреждений, включая оборудование и помещения.

В Екатеринбурге, как и в России, система дополнительного образования формировалась из уникальных российских форм внешкольной работы, возникших в конце 19 века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и других. Детскому художе-

ственному образованию в Екатеринбурге уже более 90 лет, первая детская музыкальная школа появилась в Свердловске в 1931 году по инициативе директора Уральской государственной консерватории Марки-ана Фролова. За эти годы на долю дополнительного и художественного образования выпало немало испытаний. В сложные 1990-е одной из ключевых стала проблема сохранения человеческого в человеке, развития его лучших качеств. В решении этой проблемы дополнительное образование детей стало своеобразным феноменом педагогической деятельности, направленным на формирование личности и индивидуальности каждого ребенка.

Для Екатеринбурга вопрос сохранности и устойчивости не стоял -муниципальная система образовательных учреждений культуры не просто была полностью сохранена, но и расширена, дополнена новым функционалом, смыслами и практиками. Хронология изменений в новейшее время такова: программный период 2007-2010 гг.; концептуальный период 2015-2020 гг.; период активной реализации 2020 г. - по настоящее время.

Итак, принципиальное значение для создания современной модели художественного образования города имела реализованная в 20072010 гг. Программа развития муниципальных бюджетных (автономных) учреждений культуры дополнительного образования города Екатеринбурга «Талантливые дети - талантливый город», разработанная на основе опыта постсоветского раз-

Рис. 1. Молодежный форум АртПоколение Екатеринбург

Таблица 1 — Контингент обучающихся ДШИ Екатеринбурга 2017-2022 гг.

Учебный Общий контин-год гент (чел.) Внебюджетный контингент (чел.) Доля обучающихся на предпро-фессиональных программах, %

2017/2018 17 913 7 432 49,7

2018/2019 17 986 7 505 58,3

2019/2020 16 992 6 507 61,7

2020/2021 17 733 7 248 60,1

2021/2022 17 435 6 939 39,2

2022/2023 17 802 7 235 53,7

вития муниципальной сферы культуры. Именно в рамках данной программы был осуществлен ряд инновационных управленческих мер, послуживших основанием зарождения в художественном образовании Екатеринбурга традиций нового формата. Так, на базе наиболее результативных муниципальных образовательных учреждений культуры были созданы городские ресурсные центры (ГРЦ) как кураторы направлений художественного образования, успешно работающие и сегодня. В это же время получили старт широкомасштабные проекты, ставшие в дальнейшем регулярными и традиционными. Результативным завершением Программы периода 20072010 годов и заслуженным итогом работы, проделанной системой художественного образования Екатеринбурга, стала ее победа в 2010 году во Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» и получение звания «Жемчужина Российского образования». В 2010 году Коллегия Администрации города Екатеринбурга одобрила результаты реализованной Программы, признала ее социальную значимость и актуальность для города. Программа была пролонгирована, получив статус долгосрочной Целевой программы. Результатом долгосрочной Целевой Программы этого периода являлось созда-ниеусловий для сохранения традиций, существующих в системе художественного образования, а также внедрения педагогических и социокультурных инноваций, необходимых для обеспечения актуальных потребностей жителей Екатеринбурга.

После утверждения федерального Плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы, Управление культуры Администрации города Екатеринбурга убедилось в правильности расставленных приоритетов и стратегических ориентиров,так как многие предложенные в документе мероприятия были уже с опережением реализованы в Екатеринбурге. Система художественного образования города в указанный период обрела четкую структуру, определила вектор развития на модер-

низацию содержания, профессионализацию образования, поддержку одаренных детей. Тем самым из стадии сохранения системы был осуществлен переход в стадию инновационного развития сточки зрения содержания, имиджа и статуса.

Сегодня система художественного образования Екатеринбурга - это 14 музыкальных, 4 художественных, 3 хоровых, единственная в Урало-Сибирском регионе театральная школа и 14 школ искусств. Всего - 36 образовательных организаций, в которых учатся около 18 тысяч детей, а также взрослые люди. Кроме того, в Екатеринбурге естьуникальное нетиповое муниципальное учреждение - Гимназия «Арт-Этюд», где наравне с общеобразовательными дисциплинами преподаютживопись, музыку и хореографию. Это многопрофильный центр дошкольного, общего и художественного образования, который не имеет аналогов в России.

Ежегодно от 20 до 30 % выпускников заканчивает школу искусств с «отличием», что является объективным индикатором качества обучения.

Высокий уровень обучения обеспечивает высокую востребованность детских школ искусств среди горожан. Несмотря на сложность и длительность освоения предпрофессио-нальных программ в области искусств, ежедневный труд, нагрузки и отсутствие «развлекательного» компонента, они имеют колоссальную востребованность у населения Екатеринбурга. Конкурс на одно место на предпрофессиональные программы в детские школы искусств ежегодно составляет до 7 человек. Отмечается высокая востребованность образовательной программы «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество», конкурс на которые -18-19 человек на место на протяжении последних пяти лет.

Основой результативности и мощного развития системы художественного образования является централизованный эффективный менеджмент, который затрагивает все сферы деятельности ДШИ (образовательную, методическую, конкурсно-фестивальную, управленческую) и дает возможность реализации масштабных проектов и получения выдающихся результатов.

С организационной точки зрения муниципальная система художественного образования детей -это несколько структурных элементов: 1. Коллегиальным совещательным органом, объединяющим профессиональное сообщество ДШИ, является Учебно-методический совет. 2. Второй по значимости компонент этой модели - 16 городских ресурсных центров, которые представляют собой объединения школ, входящих в его состав по направлению деятельности. За последние несколько лет функционал городских ресурсных центров значительно расширился - это апробация новых образовательных программ и технологий, проведение методических мероприятий от ведущих педагогов и исполнителей России,учеб-но-методическое сопровождение молодых преподавателей,организация и проведение международных, всероссийских, региональных, городских фестивалей и конкурсов. Деятельность городских ресурсных центров конкретизируется 29 городскими методическими секциями, в состав которых входят все педагоги учебных предметов по направлению образования.

3. Центр мониторинга качества освоения образовательных программ курирует городской мониторинг качества освоения обучающимися дополнительных предпрофес-сиональных программ в области искусств. Мониторинг проводится по

обязательным учебным предметам 14 предпрофессиональных программ с привлечением внешних экспертов из учреждений среднего и высшего профессионального образования города и региона.

4. Совет заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, который с предложениями выходит на Учебно-методический совет - это следующее направление моделирования образовательного процесса.

5. Кроме Центра мониторинга качества освоения образовательных программ, в системе функционирует Центр экспертизы и сертификации учебно-методических материалов, который появился по инициативе педагогического сообщества. Эта структура определяет качество методических материалов на соответствие установленным требованиям.

Достоянием муниципальной системы художественного образования Екатеринбурга в профессиональном сообществе России считаются разработанные научно-методическим центром при Управлении культуры Администрации города Екатеринбурга эксклюзивные, не имеющие аналогов в России, программные продукты, позволяющие максимально упорядочить, автоматизировать и систематизировать образовательный процесс в ДШИ. Сложившейся многолетней традицией системы художественного образования Екатеринбурга является регулярное обновление, в том числе расширение спектра предоставляемых услуг в соответствии с запросами жителей города. В 2022 году перечень предпрофессиональ-

ных программ, реализуемых в ДШИ Екатеринбурга, составил рекордное за последнее время число дополнительных предпрофессиональных программ, предложенных федеральными государственными требованиями - 14 из 16 возможных. Внедрены образовательные программы «Искусство балета» и «Акварельная живопись».

Доля выпускников (15,7% в среднем ежегодно), завершивших освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и поступивших в профессиональные образовательные организации следующей ступени, превышает установленный показатель федеральной «Дорожной карты» по развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации 24.01.2028 (12%).

Об эффективном централизованном менеджменте, который затрагивает все сферы деятельности ДШИ, также свидетельствуют ежегодные результаты участия ДШИ Екатеринбурга в общероссийских конкурсах Министерства культуры Российской Федерации. 8 школ Екатеринбурга вошли в рейтинг «50 лучших детских школ искусств Российской Федерации».

Екатеринбургна протяжении мно-гихлетявляется площадкой для обсуждения актуальных вопросов художественного образования детей в форматах конференций и форумов, многие из которых имеют Всероссийский статус. Так, по инициативе Института развития образования в сфере культуры и искусства при Министерстве культуры Россий-

ской Федерации в 2018 году Екатеринбург был определен городом-организатором первого в России Форума театральных школ и театральных отделений детских школ искусств, проводимого с целью консолидации педагогического и театрального сообществ в реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации. В этом же году в рамках Образовательной лаборатории Первого Уральского регионального культурного форума ШШаИса при участии экспертов состоялось активное обсуждение модели интеграции общего и дополнительного образования детей. Более 10 лет Екатеринбург организует Всероссийскую научно-практическую конференцию «Детская школа искусств: ТОП-формат», на которой обсуждаются проблемы и перспективы развития российского художественного образования. Не раз дискуссии в рамках конференции становились катализатором активных обсуждений вопросов в Министерстве культуры Российской Федерации и в Комитете по культуре Государственной Думы Российской Федерации.

Вопросы освоения искусства людьми с ограниченными возможностями здоровья обсуждаются на Всероссийской открытой научно-практической конференции «Культура и социальная ответственность», в рамках которой в 2021 году прошел круглый стол «Искусство без барьеров: дети с особыми потребностями в школах искусств». Впервые была обеспечена площадка для диалога между представителями детских школ искусств, средних профессиональных образовательных

Рис. 1. Схема муниципальной модели художественного образования Екатеринбурга

организаций, родительских комитетов и некоммерческих организаций, курирующих детей с особыми потребностями. Представители НКО (во главе многих стоят родители детей с особыми образовательными потребностями) рассказывали о своих организациях, о готовности включаться в процесс инклюзии, делиться знаниями, что может быть существенным подспорьем для ДШИ.

На сегодняшний день в 22 екатеринбургских детских школах искусств учатся 125 детей с особенностями развития - их количество увеличилось на 33% по сравнению с 2020 годом. Число школ, предлагающих инклюзивные программы, выросло на 47%. В перспективах системы художественного образования - внедрение еще в 19 школах искусств 24образовательных программ.

Отличительным качеством системы художественного образования детей Екатеринбурга является ее включенность в культурный событийный контекст города, активная демонстрация талантов обучающихся. В Екатеринбурге проходит более 150 конкурсов и фестивалей, охватывающих все виды искусства, все образовательные программы и уровни обучения. Ежегодно в них участвуют до 85% учеников детских школ искусств. Становясь лауреатами и дипломантами,талантливые ребята формируют представление о сфере культуры и искусства Екатеринбурга далеко за его пределами.

Одним из самых масштабных начинаний системы художественного образования детей стал общегородской проект «Мы внуки твои, Побе-

да», который впервые был представлен в 2015 году в рамках Открытого Форума юных дарований «АртПо-коление Екатеринбург» и был посвящен 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Преподавателями и учащимися ДШИ города 9 Мая на главной сценической площадке Исторического сквера был презентован концерт сводных коллективов системы художественного образования детей Екатеринбурга. Стехпор каждый год 9 Мая на главной сцене Исторического сквера выступают сводные коллективы детских школ искусств - это более двух с половиной тысяч человек. В 2020 году в преддверии празднования 75 юбилея Победы в Великой Отечественной войне, во время введенного режима самоизоляции и дистанционного обучения, проект обрел новую онлайн-форму и составил 5 отдельных, самостоятельных блоков, представленных видеороликами. Один из роликов проекта стал победителем конкурса Открытого Всероссийского фестиваля «Спасибо за Победу!» в номинации «Кавер-песня» и транслировался на Первом канале.

В ходе реализации онлайн-про-екта системы детского дополнительного образования «Мы внуки твои, Победа!» к нему присоединились юные художники и театралы. Результатом творческой коллаборации художников - воспитанников всех детских художественных школ и школ искусств города, а также юных артистов и преподавателей Образцового детского музыкального театра «Содружество «Фарандола» Ека-

Рис. 2. ЕДХШИ № 3 им. А.И. Корзухина

теринбургской детской школы искусств № 4 «Арт Созвездие» стала вторая часть проекта. Было создано более 200 работ в разныхтехни-ках, составивших серию из 10 видеофильмов, которые представили творческое осмысление важныхтем: любовь, семья, гордость, благодарность, патриотизм, самоотверженность, память, юмор, дружба, жизнь, мир. Проект стал не только общегородским, но и важным семейным событием.

В 2022 году проект был посвящен Году культурного наследия народов России. С главной городской сцены прозвучали композиции народов СССР, написанные в первой половине XX века. Таким образом, ученики и преподаватели детских школ искусств выразили благодарность за мирное небо над головой всему многонациональному народу-победителю. С большой сцены Исторического сквера также прозвучали стихи поэтов СССР 1940-х годов. В переводе на русский зрители услышали произведения, написанные на идише,украинском,белорусском, татарском, грузинском и дру-гихязыках. Читали поэзию юные артисты, а также студенты, молодые преподаватели и их старшие коллеги. На экране горожане и гости Екатеринбурга увидели видеопроекции 20 работ юных художников, созданных специально для этого дня.

Ежегодно 9 Мая, в День победы, юные исполнители, сводные хоровые, фольклорные, оркестровые, театральные и хореографические коллективы представляютуникальную программу в память о победе в Великой Отечественной войне. Современные дети и их педагоги на главной сцене Исторического сквера становятся хранителями традиций и важнейших ценностей своих предков, своего народа.

Ежегодная июньская церемония чествования выпускников-отличников в 2020 году также трансформировалась в два новых проекта:

1. «Государственный экзамен. АртПоколение. Екатеринбург. Россия» - проект, посвященный окончанию школ искусств и Дню России. Более 150 концертирующих выпускников, концертирующих инструменталистов и вокалистов различных

Таблица 2 — Аудитория общегородского проекта «Проведи лето с культурой!»

Год про- Количе- Количество Количество профильных Количество профиль-ведения ство де- летних твор- отрядов на базе муници- ных смен в пределах

кампании тей ческих объединений пальных детских оздоровительных лагерей или за пределами Свердловской области

2013 7

2014 17

2015 22

2016 35 24 6

2017 38 24 14

2018 2886 69 10 22

2019 2647 67 8 18

2020 885 12 8 0

2021 2992 65 9 19

2022 4491 99 16 10; 6 общегор. проектов

жанров на лучших концертных площадках города, приняли участие в съемках высокопрофессиональных клипов, где звучат произведения российских и советских композиторов и поэтов-песенников. Девять клипов были продемонстрированы в День России в формате онлайн.

2. «Истории России. Арт» - выпуск в онлайн и офлайн форматах книги-альбома. В этом уникальном издании представлена история страны от Киевской Руси до наших дней в нестандартном и креативном формате. Героические и триумфальные, памятные и значимые даты и факты с кратким описанием исполнителя-художника запечатлены в картинах юных художников- выпускников Детских школ искусств 2020 года.

Таким образом, еще одним принципом устойчивости и отличительным качеством системы художественного образования детей Екатеринбурга является ее включенность в культурный событийный контекст города.

Такие общегородские проекты как «Хором славим Россию и город», День города Екатеринбурга не обходятся без обучающихся и преподавателей ДШИ. Лучшие городские площадки,такие как Площадь 1905 года, площадка перед ККТ «Космос», Литературный квартал в разные годы были отданы системе художественного образования Екатеринбурга.

С 2017 года ежегодно проводится Молодежный Форум «АртПоко-ление Екатеринбург-300», на котором ученики детских школ искусств креативно подходят к решению совсем не детских, казалось бы, задач: разрабатывают стратегию развития

города, создают макеты общественных пространств, придумывают, как преобразовать систему конкурсов и фестивалей. В числе организаторов и тьюторов Форума - бывшие выпускники, нынешние преподаватели и руководители учреждений культуры Екатеринбурга. В 2021 году проект прошел в шестой раз.

С целью организации летнего отдыха, творческой занятости детей и реализации дополнительных общеразвивающих программ в летний период с 2015 года реализуется общегородской проект «Проведи лето с культурой!». Проект является востребованным и успешным, включает организацию летних творческих объединений по различным видам искусств, профильных отрядов в структуре городских оздоровительных лагерей и профильных смен в структуре загородных оздоровительных лагерей, как в пределах,так и за пределами Свердловской области. Ежегодно творческое лето в системе художественного образования прирастает новыми проектами.

Все вышеперечисленные факторы являются показателями устойчивости единой системы детских школ искусств Екатеринбурга в различных ее аспектах - от качества образования до масштабных проектов и выдающихся результатов.

Управление культуры чутко реагирует на все изменения российского законодательства в сфере культуры, основные тренды культурного развития региона и страны. Более того, анализ новых законодательных актов в очередной раз убедил, что система культуры Екатеринбурга в целом и детские шко-

лы искусств, в частности, развиваются и планируют свое развитие в соответствии с федеральными трендами, зачастую немного опережая их. Так, в марте 2022 года была утверждена Концепция дополнительного образования детей до 2030 года. В этом документе, впервые,в отличие от предыдущих, говорится о детских школах искусств и их проблемах.

Стратегический проект «АртПо-коление Екатеринбург», работа над которым была начата в 2019 году, а в конце марта 2021 года состоялась его защита на Координационном совете стратегического развития МО «город Екатеринбург», абсолютно созвучен с показателями и индикаторами достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», а также с задачами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

Стратегический проект «АртПо-коление Екатеринбург», новый для городской сферы культуры, призван решить несколько важных задач системы художественного образования Екатеринбурга до 2035 года, в том числе и инфраструктурных: укрепление и развитие инфраструктуры и материально-технической базы; расширение доступности и укрепление конкурентоспособности; обеспечение системы кадрами; совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся.

Развитие материально-технической базы, обеспечение равного доступа к услугам дополнительного образования для детей всех микрорайонов Екатеринбурга - еще одна важная задача и соответствие принципу устойчивого развития сферы.

Так, в рамках национального проекта «Культура» за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов реализуется ряд мероприятий, направленных на модернизацию детских школ искусств. В 2019 и 2021 годах 10 ведущих детских школ искусств Екатеринбурга попали в федеральный проект«Куль-турная среда» национального проекта «Культура» и получили целевую субсидию более 69 миллионов рублей на приобретение музыкаль-

ных инструментов, специального оборудования и учебных материалов. В 2022 году также в рамках нац-проекта «Культура» проведен капитальный ремонт Детской художественной школы № 3 имени А. И. Кор-зухина. Сумма консолидированного бюджета на проведение капитального ремонта и оборудование составила около 30 миллионов рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обновление инфраструктуры системы художественного образования, создание новых мест, в том числе путем развития сети учреждений дополнительного образования - еще одна приоритетная задача Управления культуры Администрации города Екатеринбурга на современном этапе развития сферы культуры. Для решения инфраструктурных задач Управлением культуры предпринимаются активные действия, направленные на стратегическое видение развития сферы культуры города с учетом перспективного комплексного развития территорий. Составлен прогноз потребности в количестве учреждений, их актуальном и потенциальном размещении до 2035 года в соответствии с нормативами количества и доступности ДШИ с учетом изменений демографической ситуации. Проведена работа по сбору информации об ос-новныххарактеристикахзданий (помещений) ДШИ, дана оценка их состояния и потребностей в ремонтах, реконструкциях и новом строительстве. Совместно с Департаментом поуправлению муниципальным имуществом Администрации города были определены перспективные потребности для проведения комплексных капитальных ремонтов детских школ искусств. Проведен системный анализ и сформированы планы по изменению инфраструктуры учреждений, включенных в программы стратегического развития районов Екатеринбурга до 2035 г.

Стремительно развивающийся Екатеринбург, который активно осваивает новые территории, нуждается в новых комфортных и современных площадях и зданиях для начального профессионального образования в области искусств. Первый опыт применения механизмов государственно-частного партнерства к сфере художественного об-

разования Екатеринбурга был апробирован при создании новых площадей Детской школы искусств № 2 в ЖК «Культура» на территории Кировского района Екатеринбурга. В школе созданы все условия для реализации адаптированных программ для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе в инклюзивной форме.

Активное взаимодействие с застройщиками Екатеринбурга позволило 1 сентября 2022 года открыть новый учебный корпус первого муниципального образовательного учреждения культуры Детской художественной школы № 2 им. Г. С. Мо-сина в новом, молодом и динамично развивающемся Академическом районе. Эстетичные, современные, комфортные пространства - результат огромных совместных усилий Администрации города Екатеринбурга, АО Специализированный застройщик «РСГ - Академическое» и команды ДХШ № 2 им. Г. С. Моси-на. Это - еще один успешный пример государственно-частного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества власти и бизнеса для усовершенствования инфраструктуры детских школ искусств.

Ведется дальнейшая активная работа по взаимодействию с застройщиками (девелоперами) Екатеринбурга. Перспективными в настоящее время являются следующие проекты,демонстрирующие реализацию потенциала муниципально-частного партнерства:

1. Сформирована заявка на финансирование строительства нового здания Гимназии «Арт-Этюд» на

1100 мест в ЖК «Изумрудный бор» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», а также продлены сроки проведения переговоров по согласованиюусловий концессионного соглашения со «Специализированным застройщиком «УГМК».

2. Совместно с Департаментом образования, Управлением по физической культуре и спорту, при активном участии Региональной Строительной Группы «Академическое» спроектирована творческая академия на территории Преображенского парка в новом Академическом районе Екатеринбурга, в составе которого предполагается к размещению детская школа искусств с максимальным набором образовательных программ по видам искусств.

3. Активно ведется взаимодействие с компанией «ЭТАЛОН» по проектированию новых площадей для Детской школы искусств № 7 в микрорайоне «Солнечный». Школа будет частью творческого комплекса в жилой застройке.

4. Совместно с«AVS GROUP» проведена работа по разработке технологического и технического заданий для ДШИ № 12 в ЖК «ГРИБОЕДОВ» (квартал улиц Инженер-ная-Самаркандская-пер. Запорож-ский-Альпинистов).

5. Получено заключение государственной экспертизы на проект нового корпуса ДМШ № 7 им. С. В. Рахманинова с органным залом. Это будет вторая школа в России с органным залом.

6. Совместно с Департаментом поУправлению муниципальным иму-

ПОБЕДА

Рис. 3. Мы внуки твои, Победа!

ществом Администрации города Екатеринбурга начата работа по возможности использования здания МУП «Фортуна» для образовательной деятельности МБУК ДО «ЕДХШ № 4 им. Г. С. Метелева». При условии дальнейшего проектирования и последующей реконструкции этого здания школа получит новую комфортную, соответствующую современным условиям площадку, что позволит, помимо имеющихся образовательных программ в области художественного творчества, реали-зовывать новые образовательные программы для детей и взрослых: «Акварельная живопись», «Архитектура», «Скульптура», а также возможность формирования галерей-ного и выставочного пространства.

Итак, современная система художественного образования Екатеринбурга сегодня - это 174 пред-профессиональные программы и 466 общеразвивающих, 16 городских ресурсных центров на базе наиболее результативных муниципальных образовательных учреждений культуры и 29 городских методических секций по всем направлениям образовательных программ, 150 стипендиатов премии «Талант-

ливые дети - талантливый город», 26 учащихся - обладателей стипендии Губернатора Свердловской области «Юные дарования», 12 обучающихся детских школ искусств города Екатеринбурга,удостоенных звания «Молодые дарования Российской Федерации», 20-30% выпускников, заканчивающих школу искусств «с отличием», и 16% выпускников, которые ежегодно становятся студентами творческих колледжей и вузов, 8 детских школ искусств -обладателей знака «Екатеринбургское качество» за высокий уровень п редоста вления услуг дополн ител ь-ного образования, 8 школ искусств, вошедших в рейтинг «50 лучших детских школ искусств Российской Федерации», 70 преподавателей ДШ И, ставшихлауреатами премии «Во славу Екатеринбурга», 21 преподаватель, удостоенный премии Губернатора Свердловской области «За лучшую педагогическую работу», 9 педагогов, признанных лучшими преподавателями детских школ искусств Российской Федерации [в немалой степени это - результат успешного функционирования системы повышения квалификации - см. подробно 12], 142 молодых преподавателя

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

ДШИ, которые являются лауреатами и дипломантами общегородского конкурса «Лучший дебют», 10 директоров ДШИ - лауреатов городской премии имени К. С. Краше-нинниковой, 3 руководителя ДШИ удостоенных премии Губернатора Свердловской области «За выдающийся вклад в сохранение и развитие художественного образования на Среднем Урале», 32 творческих коллектива, имеющих звание «Образцовый коллектив любительского художественного творчества», 5 творческих коллективов со званием Народного.

Высокое качество художественного образования, масштабные проекты, выдающиеся результаты, насыщенная творческая жизнь - все это показатели устойчивого развития системы художественного образования Екатеринбурга, которая воспитала уже не одно поколение талантливых детей. Сегодня эта система определяет культурный ландшафт столицы Урала, формирует его творческую элиту и соответствующий пакет культурных потребностей, воспитывает культурную публику, компетентных слушателей и зрителей, славит город за его пределами.

[1] Культурный Екатеринбург: сборник материалов для участников Уральского регионального форума "CULTURALICA" / И. А. Ахья-мова, М. А. Беляева, Е. А. Васильченко [и др.];Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотечный центр «Екатеринбург»; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2018.64 с.

[2] Боталов А. М. Стратегическое планирование в библиотечной сфере / А. М. Боталов //Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2021. № 3. С. 29-38.

[3] Боталов А. М. Стратегическое планирование в музейной сфере // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2021. №4. С. 47-56.

[4] Боталов А. М., Боталова Н. В., Визирякина Н. И., Соколова Е. В. Стратегическое планирование в сфере дополнительного художественного образования детей (на примере Екатеринбурга) // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1 (38). С. 77-86.

[5] Петрова Л. Е., Ахьямова И. А., Трофимова Е. Е., Егорова А. А. Культура современности, современность в культуре: как реализовать национальную стратегию в условиях глобальных вызо-вов//Вопросы управления. 2021. №2(69). С. 134-145.

[6] Петрова Л. Е., Кожинова С. П., Зинатулина Э. Ф., Юдина В. Д. От стратегии - к проекту: цели и задачи библиотек детских школ

искусств // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2021. №1. С. 81-84.

[7] Петрова Л. Е., Кожинова С. П., Зинатулина Э. Ф., Юдина В. Д.

Участие библиотек детских школ искусств во Всероссийской акции "Библионочь": процесс и результат социально-культурного проектирования // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2021. № 2. С. 24-29.

[8] Ахьямова И. А., Бурлуцкая М. Г., Занин М. В. [и др.] Исследование спроса населения Орджоникидзевского района города Екатеринбурга на муниципальные услуги в сфере культуры // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. №1. С. 51-65.

[9] Аналитика культурныхиндустрий: до и после [пандемии]/И. А. Ахья-мова, М. А. Беляева, А. М. Боталов [и др.]. Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства, 2020. 238 с.

[10] "Что-то новое и необычное": аудитория современного искусства в крупных городах России / М. Г. Бурлуцкая, Д. А. Костина, Е. С. Кочухова [и др.]. М.; Екатеринбург: ООО "Фабрика комиксов" (импринт "Кабинетный ученый"), 2018. 400 с.

[11] Петрова Л. Е., Бурлуцкая М. Г. Аудитория современного искусства в крупных городах России: ядро, периферия и перспектива // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 4. С. 171-203.

[12] Ахьямова И. А. Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области дополнительного художественного образования // Педагогическое образование в России. 2019. №7. С. 161-166.

MUNICIPAL SYSTEM OF ART EDUCATION

FOR CHILDREN IN YEKATERINBURG:

PRINCIPLES OF SUSTAINABILITY AND DEVELOPMENT

AUTHOR'S INFORMATION

Elena V. Sokolova

Administration of the city of Ekaterinburg (24a, Lenin Av., Ekaterinburg, 620014, Russia) @ sokolova_ev@ekadm.ru Natal'ya V. Botalova Administration of the city of Ekaterinburg (24a, Lenin Av., Ekaterinburg, 620014, Russia) @ botalovanv@mail.ru

KEYWORDS

Sustainable development; art education for children, municipal-state partnership, demonstration of talent.

FOR CITATION

Sokolova E.V., Botalova N.V. (2022). Municipal system of art education for children in Yekaterinburg: principles of sustainability and development. Managing culture. No. 3. Pp. 32-40.

ABSTRACT

Children's art schools are the most important institution for the formation and preservation of culture, increasing the competitiveness of subjects of vari-ouslevels - from the family to the state. The successfulfunctioning of the system of art education for children in Yekaterinburg was the result of a set of management decisions based on the principles of sustainability and development. The purpose of the article is to analyze the implementation of the strategy of art education for children in Yekaterinburg. The authors use general scientific methods of deduction and induction, synthesis and analysis, all analytical provisions are supported by departmental statistics, cases of successful projects.

The key to the system of art education for children in Yekaterinburg are 3 management principles - l.loyalty to traditions, continuity (preservation of the children's art school system, program, conceptual and strategic planning, effective management of educational, methodological, competitive-festival, managerial activities), 2. integration oflearning outcomes at the Children's School of Art in citywide projects, active public demonstration of talents (performance on stage, public video content, open state exam "Art Generation", project "Spend the Summer with Culture"),3. development of the material and technical base of institutions, including equipment and premises (target subsidies for the purchase of equipment, funds from the national project for major repairs, the opening of new premises for art schools, the establishment of municipal-state partnerships in the construction of facilities in new microdistricts).

The authors point to the timeliness and acuteness of the development of the system of pre-professional educational programs in the field of culture and arts due to the risk oflosing domestic academic traditions, the importance for the preservation of Russian art, and the staffing of the industry.

REFERENCES:

[1] Cultural Ekaterinburg: a collection of materials for the participants of the Ural Regional Forum "CULTURALICA'VI. A. Akhyamova, M. A. Belyaeva, E. A. Vasilchenko [and others]; Department of Culture of the City Administration of Yekaterinburg; Municipal Budgetary Institution of Culture "Library Center" Ekaterinburg "; Municipal budgetary educational institution of higher education "Yekaterinburg Academy of Contemporary Art" (Institute). Yekaterinburg: Yekaterinburg Academy of Modern Art, 2018.64 p.

[2] Botalov A. M. Strategic planning in the library sector / A. M. Bo-talov// News of higher educational institutions. Ural region. 2021. No. 3.S. 29-38.

[3] Botalov A. M. Strategic planning in the museum sphere // News of higher educational institutions. Ural region. 2021. No. 4. S. 47-56.

[4] Botalov A. M., Botalova N. V., Viziryakina N. I., Sokolova E. V. Strategic planning in the field of additional art education for children (on the example of Yekaterinburg) // Municipality: Economics and Management. 2022. No. 1 (38). pp. 77-86.

[5] Petrova L. E., Akhyamova I. A., Trofimova E. E., Egorova A. A. Culture of modernity, modernity in culture: how to implement the national strategy in the face of global challenges // Management Issues. 2021. No. 2 (69). pp. 134-145.

[6] Petrova L. E., Kozhinova S. P., Zinatulina E. F., Yudina V. D. From strategy to project: goals and objectives of libraries for children's schools of arts. Ural region. 2021. No. 1. S. 81-84.

[7] Petrova L. E., Kozhinova S. P., Zinatulina E. F., Yudina V. D. Participation of libraries of children's art schools in the All-Russian action "Library Night": the process and result of socio-cultural design // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Ural region. 2021. No. 2. S. 24-29.

[8] Akhyamova I. A., Burlutskaya M. G., Zanin M. V. [et al.] Study of the demand of the population of the Ordzhonikidzevsky district of the city of Yekaterinburg for municipal services in the sphere of culture // News of higher educational institutions. Ural region. 2015. No. 1. S. 51-65.

[9] Analytics of cultural industries: before and after the [pandemic] / I. A. Akhyamova, M. A. Belyaeva, A. M. Botalov [and others]. Yekaterinburg: Yekaterinburg Academy of Modern Art, 2020.238 p.

[10] "Something new and unusual": the audience of contemporary art in large cities of Russia / M. G. Burlutskaya, D. A. Kostina, E. S. Ko-chukhova [and others]. M.; Yekaterinburg: Comic Factory LLC (armchair scientist imprint), 2018.400 p.

[11] Petrova L. E., Burlutskaya M. G. The audience of contemporary art in large cities of Russia: core, periphery and perspective //World of Russia. Sociology. Ethnology. 2020. V. 29. No. 4. S. 171-203.

[12] Akhyamova I. A. Retraining and advanced training of specialists in the field of additional art education // Pedagogical education in Russia. 2019. No. 7. P. 161-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.