Научная статья на тему 'БРИФ, ТЕХЗАДАНИЕ, ДИЗАЙН ПРОЕКТА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ДШИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА»'

БРИФ, ТЕХЗАДАНИЕ, ДИЗАЙН ПРОЕКТА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ДШИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ДШИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / БРИФ / ТЕХЗАДАНИЕ / ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПУБЛИЧНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Лариса Евгеньевна, Бурлуцкая Мария Георгиевна, Ахьямова Инна Анатольевна, Марков Илья Николаевич

Скорость социальных изменений, необходимость получения обратной связи, формирование лояльности широкого круга групп, вовлеченных в процесс городских изменений, - причины обращения к прикладным социологическим исследованиям. Цель статьи - характеристика процедуры заказного социологического исследования в муниципальной сфере культуры на примере реализованного проекта «Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства как фактор повышения конкурентоспособности города», которое проведено в Екатеринбурге в 2022 году. Авторы дают представление о современных подходах к определению элементов заказного исследования, в том числе брифа, технического задания, дизайна проекта, представления результатов, а также примеры формулировок из конкретного кейса. Бриф на исследование отличается от описания актуальности по целям, структуре и стилю изложения. Бриф - краткое резюме ситуации, в которой востребован сбор данных, начало переговоров между заказчиком и исполнителем исследования. Техническое задание - документ, регулирующий отношения между заказчиком и исполнителем-исследователем, то есть уже результат переговоров, часть договора, регулирующего процесс исследования. Структура техзадания включает содержание работ: задачи и показатели, методы сбора данных, география и целевая аудитория, описание выборки, формы итоговых документов, сроки и смета. Дизайн исследования включает процессы планирования, проведения и презентации научного исследования; распространенным вариантом дизайна является смешанный. Практика публичной социологии, активной презентации и обсуждения результатов эмпирических исследований пока мало распространена в России, несмотря на имеющуюся традицию в мировой социологии. Экстраполируя принцип сайтспецифичности, авторы описывают формы и показатели результативности обсуждения итогов описываемого исследования. Всего подготовлено и реализовано пять событий с офлайн охватом в 294 чел. Целевая аудитория обсуждения широка - от респондентов прикладного проекта через профессионалов и руководителей отрасли - к лицам, принимающим муниципальные и бизнес-решения. Материал статьи предназначен для специалистов сферы культуры и город-ского планирования, для профессиональных социологов и студентов, обучающихся по специальностям в сфере социокультурного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Лариса Евгеньевна, Бурлуцкая Мария Георгиевна, Ахьямова Инна Анатольевна, Марков Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF, TERMS OF REFERENCE FOR RESEARCH, PROJECT DESIGN AND PRESENTATION OF RESULTS OF THE APPLIED RESEARCH “CHILDREN’S SCHOOL OF ART AS A FACTOR IN THE CITY’S COMPETITIVENESS”

The speed of social change, the need to receive feedback, the formation of the loyalty of a wide range of groups involved in the process of urban change are the reasons for turning to applied sociological research. The purpose of the article is to characterize the procedure for commissioned sociological research in the municipal sphere of culture on the example of the implemented project "Activities of municipal institutions of additional education for children in the field of culture and art as a factor in increasing the competitiveness of the city", which was held in Yekaterinburg in 2022.The authors presented an overview of modern approaches to defining the elements of a commissioned study, including a brief, terms of reference, project design, presentation of results, as well as examples of formulations from a specific case. The research brief differs from the description of relevance in terms of purpose, structure, and style of presentation. Brief - a brief summary of the situation in which data collection is required, the beginning of negotiations between the customer and the research contractor. The terms of reference is a document regulating the relationship between the customer and the researcher, that is, already the result of negotiations, part of the contract governing the research process.The structure of the terms of reference includes the content of the work: tasks and indicators, data collection methods, geography and target audience, description of the sample, form of final documents, deadlines and estimates. Research design includes the processes of planning, conducting and presenting research; a common design option is mixed. The practice of public sociology, active presentation and discussion of the results of empirical research is still not widespread in Russia, despite the existing tradition in world sociology. Extrapolating the principle of site-specificity, the authors describe the forms and indicators of the effectiveness of discussing the results of the described study. In total, five events were prepared and implemented with offline coverage of 294 people. The target audience of the discussion is wide - from the respondents of the applied project through professionals and industry leaders - to those who make urban and business decisions. The material of the article is intended for specialists in the field of culture and urban planning, for professional sociologists and students studying specialties in the field of socio-cultural design.

Текст научной работы на тему «БРИФ, ТЕХЗАДАНИЕ, ДИЗАЙН ПРОЕКТА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ДШИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА»»

ВАК: 5.4.6

ГРНТИ: 04.81.00

БРИФ, ТЕХЗАДАНИЕ, ДИЗАЙН ПРОЕКТА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ДШИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДА»

АННОТАЦИЯ

Скорость социальных изменений, необходимость получения обратной связи, формирование лояльности широкого круга групп, вовлеченных в процесс городских изменений, - причины обращения к прикладным социологическим исследованиям. Цель статьи - характеристика процедуры заказного социологического исследования в муниципальной сфере культуры на примере реализованного проекта «Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства как фактор повышения конкурентоспособности города», которое проведено в Екатеринбурге в 2022 году. Авторы дают представление о современных подходах к определению элементов заказного исследования, втом числе брифа,технического задания, дизайна проекта, представления результатов, а также примеры формулировок из конкретного кейса.

Бриф на исследование отличается от описания актуальности по целям, структуре и стилю изложения. Бриф - краткое резюме ситуации, в которой востребован сбор данных, начало переговоров между заказчиком и исполнителем исследования. Техническое задание - документ, регулирующий отношения между заказчиком и исполнителем-исследователем, то есть уже результат переговоров, часть договора, регулирующего процесс исследования. Структуратехзадания включает содержание работ: задачи и показатели, методы сбора данных, география и целевая аудитория, описание выборки, формы итоговых документов, сроки и смета. Дизайн исследования включает процессы планирования, проведения и презентации научного исследования; распространенным вариантом дизайна является смешанный.

Практика публичной социологии, активной презентации и обсуждения результатов эмпирических исследований пока мало распространена в России, несмотря на имеющуюся традицию в мировой социологии. Экстраполируя принцип сайтспецифичности, авторы описывают формы и показатели результативности обсуждения итогов описываемого исследования. Всего подготовлено и реализовано пять событий с офлайн охватом в 294 чел. Целевая аудитория обсуждения широка - от респондентов прикладного проекта через профессионалов и руководителей отрасли - к лицам, принимающим муниципальные и бизнес-решения.

Материал статьи предназначен для специалистов сферы культуры и городского планирования, для профессиональных социологов и студентов, обучающихся по специальностям в сфере социокультурного проектирования.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Петрова Лариса Евгеньевна

(канд. социол. наук, доцент) Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) @ petrova@eaca.ru

Бурлуцкая Мария Георгиевна

(канд. социол. наук, доцент) АО «ПФ „СКБ Контур"» (620144, Россия, Екатеринбург,ул. Народной Воли, 19а) @ mary-bu@yandex.ru

Ахьямова Инна Анатольевна (д-р пед. наук, доцент) Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) @ innaah@yandex.ru

Марков Илья Николаевич

Администрация города Екатеринбурга (620014, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 24а) @ culture@ekadm.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Детские школы искусств, ДШИ, художественное образование детей, прикладное социологическое исследование, бриф, техзадание, дизайн исследования, презентация результатов исследования, публичная социология, конкурентоспособность города.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Петрова Л.Е., Бурлуцкая М.Г., Ахьямова И.А., Марков И.Н. Бриф,техзадание, дизайн проекта и презентация результатов прикладного исследования «ДШИ как фактор конкурентоспособности города»//Управление культурой. 2022. № 3. С. 15-22.

Прикладные социологические исследования - важная часть аналитической информации, призванной сделать управленческие решения обоснованными. Скорость социальных изменений, атрибутивность обратной связи, стремление снизить риски - вотлишь некоторые причины обращаться к полученным в ходе эмпирических исследований данным.

Цель статьи - характеристика процедуры заказного социологического исследования в муниципальной сфере культуры на примере реализованного проекта «Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства как фактор повышения конкурентоспособности города», проведенного в Екатеринбурге в 2022 году.

Авторы разделяют цель на:

1) собственно научную составляющую (впервые представлены формулировки брифа,технического задания, дизайна проекта и плана презентации результатов исследования в сфере культуры);

2) профессиональную образовательную (приведенные примеры на уровне формулировок можно масштабировать и тиражировать в управленческой сфере).

Материал структурирован следующим образом - даются определения, методрекомендации по подготовке элементов заказного социологического исследования, а далее материал - из кейса конкретного исследовательского проекта.

Социологические исследования по субъектам выполнения работ делятся на проводимые самостоятельно (DIY - Do It Yourself, пер. с англ. -сделай сам) и заказные. В последнем случае новая информация, предназначенная для решения социальных проблем, достижения практических целей выполняется профессионалами (юридическими или физическими лицами - фрилансерами, например [1]), обеспечивающими реализацию сложных методов, располагающими не только опытом, но и необходимым оборудованием и программным обеспечением для обработки, анализа данных. Самостоятельно проводимые исследования, как правило, локальны, характеризуют внутрифирменную ситу-

ацию, не предназначены для внешних целей.

Несмотря на то, что в литературе отмечается противоречие между заказчиками из государственных организаций и учреждений и социологами-профессионалами, выражающееся «в постоянном нарушении границ «профессиональной кухни», что может привести к ряду проблем валидности и созданию артефактов» [2, с. 50], заказные исследования крайне распространены в совре-менныхуправленческих практиках.

Этапы заказного социологического исследования:

1. Обращение с запросом на исследование - подготовка брифа.

2. Заключение договора с приложением -техническим заданием на исследование.

3. Проведение исследования: разработка дизайна, инструментария и пр.; полевые работы; обработка и анализ данных; подготовка итоговых/отчетных документов.

4. Подписание акта приемки выполненных по договору работ.

5. Возможно-презентация результатов исследовательского проекта.

Итак, начало заказного исследования - бриф,хотя привычно начинать и исследование, и проект с актуальности. Отличие - в цели,структуре и стиле изложения. Бриф - это краткое резюме,описание ситуации, в которой востребован сбор данных. Структура брифа - ответы на вопросы «Что привело к пониманию необходимости исследования?»,«Ка-кие задачи у исследования, какие управленческие решения, мероприятия планируются по итогам исследования?», «Кто целевая аудитория, будет ли именно она объектом исследования?», «Какая ситуация в настоящее время на рынке продукта/услуги, которые изучаются, какова конкуренция?», «Каковы особенности производства и потребления услуги/продукта, ставших источником проведения исследования?», «Каковы ресурсы заказчика по проведению исследования?» и пр. [см. подробно 3, с. 310-311]. Бриф - запрос на данные с указанием цели, возможностей и ограничений заказчика. Как правило, исследовательские компании размещают на своих сайтах удобную фор-

му брифа, заполнив которую можно получить подробный ответ как первый шаг в переговорах.

Техническое же задание (тех-задание, ТЗ) - документ, регулирующий отношения между заказчиком и исполнителем-исследователем,то естьуже результат переговоров. Такой документ необходим для любых эмпирических проектов - выполняются ли они качественными или количественными методами [4,с. 148]. ТЗ - часть договора между заказчиком исследования и его исполнителем. В структуре ТЗ - содержание работ: задачи и показатели, методы сбора данных, география и целевая аудитория, описание выборки, форма итоговых документов, сроки и смета.

По сути, втехзаданииуже представлен предварительный дизайн. Пришедший на смену «программе исследования», термин «дизайн» «...отражает процесс планирования, особенности проведения и презентации результатов научного исследования» [5, с. 5]. Разработка дизайна применительно к определенным темам может быть предметом самостоятельных научных изысканий [6]. Для социологических исследований оптимальный дизайн -это «возможность интеграции качественных и количественных методов, получившая название исследований со смешанными методами (mixed methods research). Исследования со смешанными методами понимаются как особый жанр и стратегия, где сочетаются качественные и количественные методы для решения широкого круга задач» [7, с. 310]. Гносеологической основой смешанных исследований является прагматизм. Возможны самые разные варианты исследовательских процедур [8], главное, что дизайн репрезентирует сочетание целей и ресурсов проекта.

Что касается заключительного этапа прикладного научного проекта, то сегодня активно используется практика публичного представления результатов, обсуждение со всеми социальными агентами, локализованными в поле решаемой проблемы, интеграция данных проекта в последующие управленческие цепочки. Так, результаты проведен-

ного в Тюменской области исследования представлений о территориальном бренде, в том числе с использованием фокус-групп, стало источником подготовки пакета документов для дизайнеров [9].

В социологии еще со времен П. Бурдьё и благодаря русскоязычным публикациям М. Буравого [см., напр., 10] обсуждается проблема необходимости презентации в формате in situ, с лат. - «на месте», в месте нахождения, в естественной среде. Экстраполируя термин из области современного искусства, сайтспецифично [ЕАСИ давно так делает, см., напр., 11]. Публичность социологии как активное вовлечение общественности в обсуждение научных данных - тема не новая для мировой, но не конвенциональная для российской социально-гуманитарной науки [наиболее продуктивное обсуждение состоялось на страницах журнала социальных исследований Laboratorium - см. 12-16]. Представлять результаты исследований не только практикам, но и респондентам, активно обсуждать полученные данные с экспертами, получать обратную связь в ходе публичного обсуждения - все это весьма продуктивно и само по себе уже способствует решению поставленных проблем.

Мы охарактеризовали современное наполнение этапов прикладного социологического исследования, далее представляем формулировки из реального исследовательского проекта, выполненного в 2022 году ЕАСИ по инициативе Управления культуры Администрации города Екатеринбурга.

Сегодняшняя муниципальная система художественного образования детей Екатеринбурга - это 14 музыкальных, 4 художественные, 3 хоровые школы, 14 школ искусств,театральная школа и гимназия «Арт-Этюд». 18 тысяч обучающихся осваивают 174 предпрофессиональные программы, 466 общеразвивающих. Влияние системы на развитие города значительно - выпускники ДШИ не только пополняют ряды профессионалов в сфере культуры, но и становятся активными потребителями культуры, демонстрируют практики продуктивного досуга.

Огромная, выстроенная в Свердловске система сохранена в Екатеринбурге. Но город растет, развивается, появляются новые городские территории и ихжители - в 2021 году введено в действие 1,28 млн. кв. м. жилья. За последние годы появился восьмой административный район, большие кварталы новой застройки, где нет муниципальных и государственныхучреждений культуры, в частности, системы дополнительного художественного образования детей. Процесс активного жилищного строительства в Екатеринбурге явно продолжится - объем ввода жилья общей площади на 1 ека-теринбуржца в 2020 году составил 0,84 кв. м., а обеспеченность жильем (общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного человека) - 26,8 кв. м. и по этому показателю Екатеринбург находится на 39-м месте в России [17].

В результате появления «нового Екатеринбурга» - микрорайонов новой застройки - десятки тысяч детей испытывают трудности с получением художественного образования, не имея в локации ДШИ. Управление культуры Администрации города Екатеринбурга лоббирует создание новых объектов для художественного образования детей, рассматривая этот процесс как инвестиции в развитие города за счетувеличения человеческого капитала. Сегодняшняя система художественного образования Екатеринбурга создает конкурентоспособность - ребенка и семьи, города и региона. В конечном счете - это конкурентоспособность государства за счет пополнения профессионалами сферы культуры, а также влияния на уровень человеческого капитала.

Развитие сети школ искусств -часть стратегической работы Администрации Екатеринбурга. В частности, Управление культуры разработало и реализует стратегический проект «АртПоколение Екатеринбург», предполагающий укрепление и развитие инфраструктуры и материально-технической базы системы художественного образования детей в городе, расширение доступности и укрепление конкурентоспособности системы, обеспечение кадрами учреждений дополнитель-

ного образования детей в сфере культуры и искусств, совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся детских школ искусств Екатеринбурга. Все это укладывается в достижение целей Национального проекта «Культура», где одной из задач заявлено «развитие талантов».

Ориентируясь на управление, основанное на данных, регулярно собираются и анализируются как статистические сведения, так и результаты опросов, касающихся системы художественного образования Екатеринбурга. Так, анкетирование, проведенное по инициативе Управления культуры в 2020 году, показало, что выпускники детских школ искусств более открыты в общении, более созидательны и позитивны, имеют цели в жизни и более уверены в себе. Это указывает на большое значение художественного образования для формирования мягких навыков, так востребованных в современном обществе.

Масштабные цели по развитию сети ДШИ диктуют необходимость подготовки корпуса аналитики по проблеме, в том числе уточнение мнений всех участников процесса преобразований с целью их согласования, учета при социально-культурном проектировании.

Выделим ключевые социальные группы, вовлеченные в систему художественного образования детей и заинтересованные в ее развитии:

• родители детей школьного возраста - потенциальные заказчики услуг системы художественного образования детей,

• обучающиеся ДШИ,

• преподаватели и руководители учреждений художественного образования детей,

• органы исполнительной власти территории - Управление культуры Администрации города.

Однако данный эмпирический объект для исследования, направленного на развитие социального института, не является полным. Так, выпускники системы художественного образования детей - важная часть культурного, креативного результата функционирования системы. Не каждый выпускник школы ис-

кусств, даже обучающийся по пред-профессиональной программе, продолжает образование в среднем или высшем профессиональном учреждении культуры и искусств (хотя около трети продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях). Но каждый получает мягкие навыки, становится частью тех горожан, которые не только активно проводят досуг, но способны креативно решать любые профессиональные задачи.

Также имеет место дифференциация родителей. Одни из них имеют личный опыт обучения в школе искусств, другие - нет. Одни больше ориентированы именно на художественное образование, причем -многолетнее, с получением документа и пр., другие в первую очередь думают о развитии ребенка вообще, во вторую - о его направлении (культура или спорт, к примеру).

Конкурентоспособный город привлекает,удерживает и развивает таланты. Система художественного образования детей Екатеринбурга через обучение детей, через рабочие места в сфере культуры, через создание широких возможностей проведения активного культурного досуга способствует увеличению человеческого капитала города. Это - позиция исполнительной власти. Тем важнее понять, разделяют ли ее группы, локализованные в системе художественного образования детей.

С учетом уже имеющегося положительного опыта проектирования и открытия новых объектов системы художественного образования детей (новыйучебный корпус ДХШ №2 им. Г. С. Мосина в Академическом районе, гимназия «Арт-Этюд» в ЖК «Изумрудный бор») востребован сбор мнений от застройщиков, которые имеют свое представление о потребностях покупателей жилья.

Заинтересованными сторонами являются также профессиональные учебные заведения. Но исследования подобного рода уже проводились, а изучение мнения всех акторов социального взаимодействия по поводу профессиональной и предпро-фессиональной художественной подготовки детей инициируется впервые.

Гипотеза исследования - система художественного образования способна изменить и осовременить городскую среду, она воздействует на многие городские процессы.

ЕАСИ уже неоднократно успешно реализовывала по инициативе учредителя - Управления культуры Администрации Екатеринбурга-прикладные научные исследования, которые стали источниками изменений в отрасли - «Исследование спроса населения Орджоникидзев-ского района на муниципальные услуги в сфере культуры», 2014 [18], «Независимая оценка качества оказания услуг в муниципальных учреждениях Екатеринбурга», 2015-2016 гг. [19]. Каждый раз особенностью эмпирических проектов становится их междисциплинарный характер, опора на сложную модель потребительского поведения современного горожанина, в любом своем выборе следующего схеме «customer journey» (путь потребителя от возникновения запроса на продукт до окончания взаимодействия с компанией после получения результата). Возможны различные варианты реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузе (гранты, работа по федеральным целевым программам, финансирование бизнесом прикладных исследований и пр.). В данном случае учредитель определил для ЕАСИ выполнение муниципального задания по научно-исследовательской работе в форме проведения прикладного научного исследования.

Техническое задание на выполнение социологического исследования по теме «Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (ДШИ) как фактор повышения конкурентоспособности городов»

Цель исследования: проанализировать значение детских школ искусств ДШИ для населения Екатеринбурга, важность для развития детей и оценки качества инфраструктуры.

География исследования: Екатеринбург

Объем работ и выборка:

1. Организация 5 фокус-групп (критерии отбора уточняются).

1.1. Родители детей, которые занимаются в ДШИ, и сами - выпускники ДШИ.

1.2. Родители детей, которые занимаются в ДШИ, носами не заканчивали ДШИ.

1.3. Родители детей, которые получают дополнительное образование по профилю музыки, художественному, хореографическому, но не в рамках ДШИ, а в других формах (в частных студиях, в общеобразовательных школах, в учреждениях культуры).

1.4. Молодые люди, недавние (3-7 лет) выпускники ДШИ.

1.5. Жители новых районов, недавно купившие недвижимость и имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста (как потенциальная группа потребителей).

2. Организация 8 экспертных интервью с преподавателями ДШИ

Этапы, содержание и результаты работы представлены в таблице 1.

Дизайн исследования. Модель изучаемого процесса опирается на 4 основных концепции - человеческого капитала, урбанистическую, социологию и педагогикудополни-тельного образования, модели принятия решений городскими потребителями. Используется смешанный дизайн, использование качественных методов сбора данных - фокус-группа, полуформализованные интервью, сроки работ - апрель - май 2022 г., итоговый отчет в текстовой форме, объем - не менее 150 страниц, предоставление транскриптов всех полевых данных, презентация

Таблица 1 — Этапы, содержание и результаты работы

Этап исследования Содержание работ Результат этапа

Подготовительный этап Коррекция инструментария исследования Скринер и гайды для фокус-групп

Сбор информации Фокус группы, 5 фокус-групп Экспертные интервью с преподавателями ДШИ, 8 интервью Видео-записи фокус-групп Аудио записи интервью

Обработка данных Подготовка транскриптов Транскрипты фокус-групп и интервью

Таблица 2 — Характеристика публичных презентаций результатов исследования

Дата Название и описание события Целевая аудитория Число участников Материалы в медиа

15.06.2022 Основные итоги исследования. Совещание в Управлении культуры Руководители и специалисты 7 Нет

12.07.2022 Как дополнительное образование детей повышает конкурентоспособность городов? Публичная лекция в Школе главного архитектора Обучающиеся, преподаватели и руководители образовательных институций дополнительного образования в сфере культуры и искусств 54 Инвестиции в образование несут отложенный результат, который всегда проявляется в будущем (источник: https://культура.екатеринбург.рф/ common_content/item/education_ рс^/534)

29.08.2022 Деятельность муниципальных учреждений культуры дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности Екатеринбурга» (по результатам исследования) Расширенное совещание педагогических и руководящих работников детских школ искусств города Екатеринбурга Руководители и заместители учреждений дополнительного образования детей, начальники отделов культуры, зам. глав административных районов Екатеринбурга, сотрудники Управления культуры 112 Детские школы искусств в городе видно (источник: https://культура. екатеринбург.рф/common_content/ item/education_post/538)

20.10.2022 Панельная дискуссия «Новые возможности развития сети детских школ искусств» Международный строительный форум и выставка 100+ ТбсЬгю-ВшИ Представители исполнительной власти - Мастерская генплана, Управление культуры Администрации Екб, застройщиков (ЭТАЛОН, УГМК-застройщик), руководители ДШИ, журналисты. Событие проходило на стенде Админи-старции Екб 59 На строительном форуме обсудили детские школы искусств (источник: https://культура.екатеринбург.рф/ common_content/item/education_ post/546)

17.11.2022 Секция «Художественное образование - инвестиции в интеллектуальный капитал города» VI Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030: вызовы и действия» Представители исполнительной власти муниципалитетов (Казань, Магнитогорск, Пермь, Челябинск, Ханты-Мансийск Екатеринбург) -зам. главы, руководители отраслевых управлений, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Министерство культуры Свердловской области, Министерство по управлению госимуществом Свердловской области, Прокурор города Екатеринбурга, компании - застройщики («Эталон»), Мастерская генплана, представители профессионального сообщества - руководители учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств 62 Художественное образование - это и есть конкурентное преимущество, которое стоит развивать (источник: https://культура.екатеринбург.рф/ common_content/item/education_ post/550)

Итого офлайн участников публичных выступлений 294

результатов на серии событий в профессиональной и публичной среде.

Формы публичной презентации итогов исследования. С июня по ноябрь 2022 года состоялся целый ряд публичных презентаций результатов прикладного социологического исследования. Планирование событий происходило с учетом целевой аудитории проекта: представители законодательной и исполнительной власти, руководители учреждений культуры, представители бизнеса (застройщики), СМИ, преподаватели ДШИ и родители детей, занимающихся в школах искусств, учащиеся и выпускники институций, предоставляющих дополнительное образование в сфере культуры и искусств.

Важно учесть, что исследование было направлено на стратегические решения, для которых требуется разноплановая информация, позволяющая планировать не в уз-

ких рамках своих повседневных задач, но в широком контексте. Результат прикладного социологического исследования - это не прямолинейный ответ на вопрос, а описание ситуации с позиций разных акторов. Процесс принятия управленческого решения начинается с его обсуждения в разных аудиториях, и уже сам сбор интерпретаций от заинтересованных сторон встроен в этот процесс.

Цель этапа презентаций - влияние на принятие решений, поиск инвестиций, дополнительные аргументы для переговоров, формирование информационной повестки, усиление рефлексии, формирование лояльности.

Как видно, публичная презентация результатов была направлена на разную аудиторию: для широкой - лекция в Школе главного архитектора, для лиц, принимающих решение в сфере культуры - авгу-

стовское педагогическое совещание, для внешней экспертной среды, влиятельного внешнего профессионального сообщества, в том числе вне Екатеринбурга - форумы 100+ и «Города России 2030».

Подготовка научных публикаций - еще одна форма презентации результатов исследования. Данный текст - часть такой работы, которая продолжится серией статей с содержательными результатами.

Важное значение имеет интеграция полученного опыта прикладного социологического исследования в образовательный процесс вуза. В данном случае это - кейс в дисциплине «Методы изучения аудитории культурных институций» ЕАСИ для студентов 2-3 курса.

Таким образом, прикладное социологическое исследование - инструмент сбора данных для обоснованных управленческих решений, в том числе - в сфере культуры.

Алгоритм подготовки научного проекта - осмысление потребности в первичныхданных, подготовка бри-фа, выбор исполнителя, подготовка техзадания, разработка дизайна, полевые работы, формирование итоговых документов, публичная и профессиональная презентация и обсуждение результатов исследования. В научном исследовании «Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства как фактор повышения конкурентоспособности города» были реализованы все элементы алгорит-

ма, особенно ценным опытом является публичная презентация результатов исследования, только оф-лайн аудитория которых составила совокупно около трехсот человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы отдают себе отчет в дис-куссионности рассматриваемых вопросов - актуальным остается вопрос о степени защищенности заказчика и исполнителя при заключении договора, например. В условиях муниципального и государственного управления возникают дополнительные риски взаимодействия. Со стороны профессионального исполнителя риски усилива-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

ются за счет выхода из роли - выше это было указано. Однако рассуждения об этом до сих пор оставались в поле внутриотраслевых, исследовательских дебатов, но не подвергались публичному научному обсуждению. А применительно к сфере культуры практически нет примеров описания прикладных социологических исследований. Есть надежда, что данная публикация послужит началом диалога, анализа процедуры и эффективности заказных исследований для отрасли культуры.

[1] Харченко В. С. Культура фриланса: компоненты и принципы организации // Метеор-Сити. 2016. № 5. С. 42-46.

[2] Макушева М. О. Реализация исследований на заказ: о проблеме противоречия между логикой социологического исследования и сложившихся практик их проведения //Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2015. № 2. С. 50-52.

[3] "Что-то новое и необычное": аудитория современного искусства в крупных городах России / М. Г. Бурлуцкая, Д. А. Костина, Е. С. Кочухова [и др.]. М.; Екатеринбург: ООО "Фабрика комиксов" (импринт "Кабинетный ученый"), 2018.400 с.

[4] Чеховский И. В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 4. С. 145-155.

[5] Дубовицкая Т. Д., Нестерова И. Н. Дизайн формирующего эксперимента в психолого-педагогических исследованиях //Психология обучения. 2019. № 3. С. 5-12.

[6] Багирова А. П., Бледнова Н. Д., Нешатаев А. В. Дизайн исследования системы родительских отпусков в России: уровни и эмпирические индикаторы // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 4. С. 31-40.

[7] Полухина Е. В., Просянюк Д. В. Исследования со смешанными методами (mixed methods research): интеграция количественного и качественного подходов //Метод. 2015. № 5. С. 309-318.

[8] Полухина Е. В. Дизайн социологического исследования: краткий обзор современных практик // Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых ученых, Москва, 19-20 апреля 2017 г./Феде-ральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук Институт социологии РАН. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2017. С. 45-56.

[9] Петрушина О. А. Образы и представления о Тюменской области как основа создания туристического бренда //Aus Sibirien -2017: научно-информационный сборник/Тюменский государственный университет. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2017. С. 92-96.

[10] Буравой М. Приживется ли "публичная социология" в России? // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2009. № 1. С. 162-170.

[11] Баймурзина А. А., Петрова Л. Е., Пакулина К. А. Академическое событие и его влияние на локальные изменения (опыт Екатеринбургской академии современного искусства) // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2022. № 2. С. 55-65.

[12] Бушнев В. В., Журавлев О. М., Московкина Е. В., Савельева Н. В. "Публичная" социология в России // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2009. №1. С. 171-173.

[13] Габович М. Публичная социология: международные модели и российские перспективы //Laboratorium: журнал социальных исследований. 2009. № 1. С. 160-161.

[14] Запорожец О. Н. Преодолевая социологический нарциссизм // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2009. № 1. С. 174-176.

[15] Крупец Я. Н. Публичная социология без профессиональных социологов: в поисках новой утопии // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2009. №1. С. 179-181.

[16] Рожанский М. Я. Ловушки публичности можно преодолеть // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2009. № 1. С. 187-189.

[17] Екатеринбург попал в топ городов-лидеров по вводу жилья. URL: https://www.e1.ru/text/reaity/2021/08/16/70080401/ (дата обращения: 08.12.2022).

[18] Ахьямова И. А., Бурлуцкая М. Г., Занин М. В. [и др.] Исследование спроса населения Орджоникидзевского района города Екатеринбурга на муниципальные услуги в сфере культуры // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. №1. С. 51-65.

[19] Пронин А. А., Петрова Л. Е., Ахьямова И. А. [и др.] Независимая оценка качества работы муниципальных организаций культуры: разработка методологии //Наука сегодня: теория, практика, инновации: коллективная монография в 9 т. Ростов-на-Дону: ООО Международный исследовательский центр "Научное сотрудничество", 2016. С. 105-131.

BRIEF, TERMS OF REFERENCE FOR RESEARCH, PROJECT DESIGN AND PRESENTATION OF RESULTS OF THE APPLIED RESEARCH "CHILDREN'S SCHOOL OF ART AS A FACTOR IN THE CITY'S COMPETITIVENESS'

I n

ABSTRACT

The speed of social change, the need to receive feedback, the formation of theloyalty of a wide range of groups involved in the process of urban change are the reasons for turning to applied sociological research. The purpose of the article is to characterize the procedure for commissioned sociological research in the municipal sphere of culture on the example of the implemented project "Activities of municipal institutions of additional education for children in the field of culture and art as a factor in increasing the competitiveness of the city", which was held in Yekaterinburg in 2022.The authors presented an overview of modern approaches to defining the elements of a commissioned study, including a brief: terms of reference, project design, presentation of results, as well as examples of formulations from a specific case.

The research brief differs from the description of relevance in terms of purpose, structure, and style of presentation. Brief - a brief summary of the situation in which data collection is required, the beginning of negotiations between the customer and the research contractor. The terms of reference is a document regulating the relationship between the customer and the researcher, that is, already the result of negotiations, part of the contract governing the research process.The structure of the terms of reference includes the content of the work: tasks and indicators, data collection methods, geography and target audience, description of the sample, form of final documents, deadlines and estimates. Research design includes the processes of planning, conducting and presenting research; a common design option is mixed.

The practice of public sociology, active presentation and discussion of the results of empirical research is still not widespread in Russia, despite the existing tradition in world sociology. Extrapolating the principle of site-specificity, the authors describe the forms and indicators of the effectiveness of discussing the results of the described study. In total, five events were prepared and implemented with offline coverage of 294 people. The target audience of the discussion is wide - from the respondents of the applied project through professionals and industryleaders - to those who make urban and business decisions.

The material of the article is intended for specialists in the field of culture and urban planning, for professional sociologists and students studying specialties in the field of socio-cultural design.

AUTHOR'S INFORMATION

Larisa E. Petrova (Ph.D. of Soc. Sc., Assoc. Prof.) Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia) @ petrova@eaca.ru

Mariya G. Burlutskaya (Ph.D. of Soc. Sc., Assoc. Prof.) SKB Kontur (19a, Narodnoy Voli St., Ekaterinburg, 620144, Russia) @ mary-bu@yandex.ru

Inna A. Akhyamova

(Adv. Dr. in Ped. Sc., Assoc. Prof.) Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia) @ innaah@yandex.ru

Ilya N. Markov

Administration of the city of Ekaterinburg (24a, Lenin Av., Ekaterinburg, 620014, Russia) @ culture@ekadm.ru

KEYWORDS

Children's art schools, children's art schools, art education for children, applied sociological research, brief, terms of reference, study design, presentation of research results, public sociology, city competitiveness.

FOR CITATION

Petrova L.E., Burlutskaya M.G., Akhyamova I.A., Markov I.N. (2022). Brief: terms of reference for research, project design and presentation of results of the applied research "Children's School of Art as a factor in the city's competitiveness". Managing culture. No. 3. Pp. 15-22.

REFERENCES:

[1] Kharchenko V. S. Freelance culture: components and principles of organization // Meteor City. 2016. No. 5. S. 42-46.

[2] Makusheva M. O. Implementation of research to order: on the problem of contradiction between the logic of sociological research and the established practices of their conduct //Telescope: Journal of Sociological and Marketing Research. 2015. No. 2. S. 50-52.

[3] "Something new and unusual": the audience of contemporary art in large cities of Russia / M. G. Burlutskaya, D. A. Kostina, E. S. Ko-chukhova [and others]. M.; Yekaterinburg: Comic Factory LLC (armchair scientist imprint), 2018.400 p.

[4] Chekhovskiy I.V. Method of focus groups: stages of research implementation // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2012. No. 4. S. 145-155.

[5] Dubovitskaya T. D., Nesterova I. N. Design of a Formative Experiment in Psychological and Pedagogical Research // Educational Psychology. 2019. No. 3. S. 5-12.

[6] Bagirova A. P., Blednova N. D., Neshataev A. V. Research design of the parental leave system in Russia: levels and empirical indicators // Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Social and economic sciences. 2022. V. 15. No. 4. S. 31-40.

[7] Polukhina E. V., Prosyanyuk D. V. Mixed methods research: integration of quantitative and qualitative approaches // Method. 2015. No. 5. S. 309-318.

[8] Polukhina E. V. Sociological research design: a brief overview of modern practices //Modern research practices in sociology: collection of materials of the conference of young scientists, Moscow, April 19-20, 2017 / Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences Institute of Sociology RAS. Moscow: Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, 2017, pp. 45-56.

[9] Petrushina O. A. Images and ideas about the Tyumen region as the basis for creating a tourist brand //Aus Sibirien - 2017: scientific and information collection / Tyumen State University. Tyumen: Tyumen State University, 2017. P. 92-96.

[10] Burawoi M. Will "public sociology" take root in Russia? // Laboratorium: Journal of Social Research. 2009. No. 1. S. 162-170.

[11] Baimurzina A. A., Petrova L. E., Pakulina K. A. Academic event and its impact on local changes (the experience of the Yekaterinburg Academy of Contemporary Art) // Labyrinth. Theories and practices of culture. 2022. No. 2. S. 55-65.

[12] Bushnev V. V., Zhuravlev O. M., Moskovkina E. V., Savelyeva N. V. "Public" sociology in Russia // Laboratorium: Journal of Social Research. 2009. No. 1. S. 171-173.

[13] Gabovich M. Public Sociology: International Models and Russian Perspectives // Laboratorium: Journal of Social Research. 2009. No. 1. P. 160-161.

[14] Zaporozhets ON Overcoming sociological narcissism // Laboratorium: Journal of Social Research. 2009. No. 1. S. 174-176.

[15] Krupets Ya. N. Public sociology without professional sociologists: in search of a new utopia // Laboratorium: Journal of Social Research. 2009. No. 1. S. 179-181.

[16] Rozhansky M. Ya. Publicity traps can be overcome // Laboratorium: Journal of Social Research. 2009. No. 1. S. 187-189.

[17] Yekaterinburg is among the top leading cities in housing commissioning. URL: https://www.e1.ru/text/realty/2021/08/16/70080401/ (date of access: 12/08/2022).

[18] Akhyamova I.A., Burlutskaya M. G., Zanin M. V. [et al.] Study of the demand of the population of the Ordzhonikidzevsky district of the city of Yekaterinburg for municipal services in the sphere of culture // News of higher educational institutions. Ural region. 2015. No. 1. S. 51-65.

[19] Pronin A. A., Petrova L. E., Akhyamova I.A. [et al.] Independent assessment of the quality of work of municipal cultural organizations: development of methodology // Science today: theory, practice, innovations: collective monograph in 9 volumes. Rostov -on-Don: LLC International Research Center "Scientific Cooperation", 2016. P. 105-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.