DOI: 10.22394/2304-3385-2022-1-77-86 ВАК: 24.00.01
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА)
АННОТАЦИЯ:
Стратегическое планирование - неотъемлемый элемент стратегического управления, который представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения. После принятия Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование стало частью системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации.
Появление нового законодательства не смогло одномоментно изменить отношение к планированию представителей власти и общества, и сегодня мы наблюдаем постепенный переход от принципов привычного с советских времен планирования (основанного, в первую очередь, на технологиях прогнозирования) к новому типу управленческого мышления в сфере планирования. Сегодня российские власть и общество активно учатся мыслить стратегически, что находит отражение практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
В статье предпринята попытка обобщения тенденций стратегического планирования в одной из сфер культуры - сферы дополнительного художественного образования детей.
Данный объект исследования представляет значительный научный интерес уже потому, что система дополнительного художественного образования детей в нашей стране (сложившаяся за последнее столетие) во многом является уникальным явлением в мировой культуре.
Своеобразным эталоном такой системы в России является екатеринбургская система дополнительного художественного образования детей, поэтому большое внимание в статье уделяется именно екатеринбургскому опыту стратегического планирования.
В статье предлагается анализ содержания основных документов, имеющих непосредственное отношение к стратегическому планированию в сфере дополнительного художественного образования детей.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Боталов Алексей Михайлович
Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) и [email protected] Боталова Наталья Владимировна Управление культуры Администрации города Екатеринбурга (620078, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б) и [email protected] Визирякина Наталья Ивановна Управление культуры Администрации города Екатеринбурга (620078, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б) и [email protected] Соколова Елена Викторовна Управление культуры Администрации города Екатеринбурга (620078, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б) и [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
стратегическое планирование, стратегия развития, дополнительное образование, художественное образование.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Боталов А.М., Боталова Н.В., Визирякина Н.И., Соколова Е.В. Стратегическое планирование в сфере дополнительного художественного образования детей (на примере Екатеринбурга) // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 77-86.
Эскизы
самореализации
тратегическое планирование в сфере дополнительного художественного обО разования детей - явление относительно новое для сферы культуры. Первый опыт подобного планирования мож-
но уверенно отнести к началу 2000-х, когда в 2003 году в Екатеринбурге был разработан и принят принципиально новый документ, на десятилетия определивший вектор развития столицы Урала, главные цели и задачи города, важнейшие стратегические направления развития
и основные мероприятия по устойчивому повышению качества жизни горожан, - «Стратегический план развития Екатеринбурга».
В нём были выделены важнейшие направления, среди которых «Сохранение и развитие человеческого потенциала», це-
левым вектором которого является «сохранение и всестороннее развитие личностного потенциала горожан на основе формирования и актуализации современных здоровьесберегаю-щих, образовательных, профессиональных, культурных, социально-креативных, спортивных компетенций, а также социально-творческой активности в различных сферах жизнедеятельности».
В рамках каждого направления развития были сформированы стратегические программы, одной из которых стала стратегическая программа «Екатеринбург - мегаполис культуры и искусства». Целью данной стратегической программы стало «сохранение и развитие городской культурной среды, повышение интеллектуальной и культурной компетентности горожан, предоставление им возможности свободной культурно-творческой самореализации, что создаст условия для появления актуальных культурных инноваций и продуктов, востребованных российской и мировой общественностью».
Среди важнейших целей этой стратегической программы:
• «сохранение и совершенствование накопленного культурного потенциала города путем развития сети культурных организаций и обеспечения преемственности, актуализации и многообразия форм проявления городской культуры наряду с поддержкой инноваций и процесса интеграции Екатеринбурга в региональный, федеральный и мировой культурные процессы»;
• «обеспечение единства и доступности культурного пространства для всех социально-демографических и социально-профессиональных групп горожан с учетом их культурных интересов и потребностей» [1].
Программа «Екатеринбург -мегаполис культуры и искусства» изначально состояла из ряда стратегических проектов, коли-
чество которых к 2021 году увеличилось до шести. При этом развитие сферы художественного образования сначала рассматривалось в рамках стратегического проекта «Екатеринбург - центр современного искусства».
В период с 2003 по 2020 годы стратегическое развитие в сфере дополнительного художественного образования детей рассматривалось в рамках стратегического проекта «Екатеринбург -территория творчества». Но в 2019 году было принято решение о разработке нового стратегического проекта «АртПоколе-ние Екатеринбург», в котором рассматривалось бы именно развитие уникальной муниципальной системы дополнительного художественного образования детей в столице Урала.
В рамках данной статьи внимание будет уделено анализу основных современных тенденций стратегического планирования в сфере дополнительного художественного образования детей, которые отразились в стратегическом проекте «Арт-Поколение Екатеринбург» -новом стратегическом проекте, разработанном коллективом авторов в рамках деятельности Управления культуры Администрации города Екатеринбурга в 2020-2021 годах [2].
План всему голова
Анализ основных тенденций стратегического планирования в сфере дополнительного художественного образования детей Екатеринбурга необходимо начать с изучения условий, в которых такое планирование происходит.
Стратегическое планирование в отрасли культуры сегодня стало законодательно закрепленным условием развития такой сферы культуры, как дополнительное художественное образование детей, на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» [3].
При этом необходимо отличать современное стратегическое планирование от планирования в советский период. Например, В. А. Есаков так формулирует это отличие: «При командно-административной системе предполагалось, что будущее может быть предсказано, просчитано через экстраполяцию уже сложившихся тенденций развития отрасли. При этом высшее управляющее руководство было уверено, что в дальнейшем функционирование учреждений отрасли и всех ее управленческих структур „само по себе" будет улучшаться по сравнению с прошлым. Естественным результатом такого подхода явился чрезмерный оптимизм целей, которым не могли соответствовать реальные итоги» [4].
Название Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (который пришел на смену Федеральному закону от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации») прямо указывает на изменение основной парадигмы в системе планирования в Российской Федерации. Так, в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» говорится, что стратегическое планирование должно осуществляться в том числе на принципе «реалистичности», который означает, что «при определении целей и задач социально-экономического развития участники планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков» [3].
Необходимо также обозначить отличие между перспективным и стратегическим планированием, которое, по мнению родоначальника концепции стратеги-
Поддерживая художественное образование детей, мы создаем условия для появления актуальных культурных инноваций и продуктов
ческого менеджмента И. Ансо-ва, состоит в трактовке будущего: если система перспективного планирования предполагает, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста, то стратегическое планирование представляет собой более гибкий механизм, предполагающий постоянную переоценку и переработку первоначально разработанных концепций на основе сигналов, поступивших из внешней среды [5].
Логику стратегического планирования в регионах Российской Федерации продолжают региональные законодательные акты о стратегическом планировании, такие как: законы Свердловской области «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области» и «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 20162030 годы», а также Указ Губернатора Свердловской области «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"» [6; 7].
Вопрос первого порядка
есколько слов об основных понятиях, связанных со сферой дополнительного художественного образования детей.
Под «художественным образованием» в Российской Федерации понимается процесс овла-
дения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Современное российское художественное образование - это совокупность направлений, включающих, в первую очередь:
• собственно художественное образование (где обучающиеся специализируются на изучении предметов, непосредственно связанных с изобразительным искусством, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством);
• музыкальное образование;
• образование, предусматривающее обучение театральному и исполнительскому мастерству;
• иные направления обучения, связанные с культурой и искусством.
Система художественного образования существует в современной России на трех уровнях:
1. Уровень дополнительного образования (который включает в себя обучение по пред-профессиональным программам для детей и общеразвивающим программам для детей и взрослых). Основная часть обучающихся - это школьники, проходящие обучение помимо основного общего образования. Пред-профессиональные программы реализуются исключительно в детских школах искусств, обще-развивающие программы - в детских школах искусств и иных организациях дополнительного образования.
2. Уровень среднего профессионального художественного образования.
3. Уровень высшего профессионального художественного образования.
В рамках данной статьи рассматривается первый уровень художественного образования.
Мольберт размером со страну
Характер и содержание разрабатываемых стратегических проектов в сфере дополнительного художественного образования детей в Российской Федерации в значительной степени определяется необходимостью выполнения требований ряда нормативных документов федерального уровня:
• План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы;
• Национальный проект «Культура»;
• Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
• Основы государственной культурной политики;
• Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года.
Например, «План мероприятий („дорожная карта") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы» предполагает решение таких перспективных задач, как:
• развитие сети ДШИ посредством методического и творческого взаимодействия с колледжами, училищами и вузами отрасли культуры;
• увеличение количества мест для обучения одаренных детей по дополнительным предпрофес-сиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств;
• модернизация материально-технической базы ДШИ;
Развитие художественного образования в России должно
сочетать традиции с новейшими технологиями
• формирование новых принципов финансового обеспечения деятельности ДШИ, в том числе посредством выделения средств со стороны субъектов Российской Федерации муниципальным ДШИ на реализацию предпрофессиональных программ в области искусств;
• повышение кадрового потенциала работников ДШИ [8].
Пожалуй, наиболее яркое воплощение стратегического подхода к планированию содержится в «Концепции художественного образования Российской Федерации» (утвержденной приказом Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403).
Этот документ представляет особый интерес, потому что содержит раздел «Пути реализации концепции художественного образования», в котором рассматривается создание следующих организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:
• формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;
• взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;
• сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;
• определение правового статуса и нормативной базы дея-
тельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;
• непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
• издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;
• совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;
• разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;
• повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;
• существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;
• создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуще-
ствляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;
• повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе [9].
В аналитическом докладе «Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке», подготовленном Российским институтом культурологии в 2011 году, также рассматриваются элементы стратегии развития дополнительного художественного образования детей.
Так, в данном документе прямо указывается на то, что «стратегии повышения эффективности художественного образования в современной России ориентированы, прежде всего, на развитие всех основных компонентов его инфраструктуры, формирование все более заинтересованного отношения к данному образовательному направлению со стороны значимых социальных групп, на содержательное развитие художественно-творческой деятельности в рамках образовательного процесса как „основы для сбалансированного, творческого, когнитивного, эмоционального, эстетического и социального развития"» - этот стратегический посыл непосредственно относится и к образовательным учреждениям дополнительного образования детей - детским школам искусств.
В данном докладе также отмечается, что «важнейшей компонентой современной стратегии развития художественного образования в России является ориентация на сочетание лучших его традиций с новейшими технологиями, доступными образованию начала XXI века», а также то, что «принципиальной стратегической линией совершенствования системы образования в области культуры и искусства в России также являет-
ся развитие более тесного взаимодействия и выстраивание партнерских связей между системами культуры и образования, между профессиональными сообществами - артистическим, образовательным, культурологическим - и другими участниками процессов художественного образования и эстетического развития» [10].
Таким образом, можно констатировать, что сегодня в Российской Федерации есть все условия для полноценного стратегического планирования в сфере дополнительного художественного образования детей. Основой такого планирования является совокупность документов как нормативных, так и аналитических.
Партитура регионального уровня
одержание разрабатываемых стратегических проектов в сфере дополнительного художественного образования детей в Российской Федерации на региональном и муниципальном уровне определяет целый ряд нормативных документов. Например, в Свердловской области к таким документам необходимо отнести:
• Закон Свердловской области «О культурной деятельности на территории Свердловской области»;
• Постановления Правительства Свердловской области: «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года», «Об утверждении комплексной программы Свердловской области „Доступная среда" на 2014-2015 годы», «Об утверждении Плана мероприятий („дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области», «Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности на-
селения услугами организаций культуры в Свердловской области», «Об утверждении Стратегии реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года»;
• Приказы Министерства культуры Свердловской области: «Об утверждении перечня специального (профильного) оборудования, специального инвентаря, музыкальных инструментов, компьютерного оборудования, лицензионного программного обеспечения для библиотек, рекомендуемого к приобретению муниципальными образованиями (учреждениями МО) в Свердловской области за счет средств областного бюджета», «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и реализации региональной составляющей национального проекта „Культура"», «Об организации мониторинга показателей национальных целей в сфере культуры Министерством культуры Свердловской области в учреждениях культуры Свердловской области»;
• Перспективный план мероприятий („дорожная карта") по развитию детских школ искусств (по видам искусств), расположенных на территории Свердловской области на 2018-2022 годы.
Кроме того, стратегический подход ярко проявляет себя в ходе разработки документов, которые не могут быть отнесены к нормативным актам, однако в значительной мере определяют направления стратегического планирования на региональном и, как следствие, на муниципальном уровне.
К таким документам можно отнести «Резолюцию Межрегиональной научно-практической конференции от 06.06.2019», состоявшейся в рамках «Фестиваля-форума ДШИ УрФО» 4-6 ию-
ня 2019 года. Название данной резолюции показательно: «О стратегии развития детских школ искусств».
Среди прочих резолюция содержит следующие положения, определяющие стратегические задачи по развитию ДШИ:
• совершенствование нормативно-правовой базы ДШИ с учетом специфики ее деятельности;
• проведение работы по разработке Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в ДШИ, а также методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников ДШИ;
• принятие мер по исключению ДШИ из эксперимента по внедрению ПФДО и дальнейшего его применения в ДШИ как одного из видов бюджетного финансирования;
• обеспечение ежегодного проведения общероссийских конкурсов Минкультуры России «50 лучших детских школ искусств», «Лучший преподаватель детской школы искусств», «Молодые дарования России» с целью выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, а также лучших практик работы с одаренными детьми;
• принятие мер по сохранению сети детских школ искусств, недопущению изменения их ведомственной принадлежности, сокращения сети за счет объединения ДШИ;
• создание условий для реализации детскими школами искусств дополнительных предпро-фессиональных программ как приоритетных для ДШИ;
• формирование региональных программ, обеспечивающих целевое обучение студентов в учреждениях высшего образования отрасли культуры;
• разработка региональной программы поддержки молодых специалистов, способствующие притоку молодых кадров в ДШИ;
• формирование образовательных программ среднего профессионального и высшего образо-
вания с учетом видов деятельности, связанных с подготовкой будущих преподавателей ДШИ;
• организация эффективного взаимодействия с детскими школами искусств по вопросам обучения студентов, в том числе целевого, учитывающего потребности ДШИ в современных педагогических кадрах;
• обеспечение создания баз педагогической практики студентов колледжей, училищ и вузов искусств в ДШИ;
• принятие мер по созданию в колледжах, училищах и вузах искусств научно-педагогических сообществ, структурных подразделений, деятельность которых будет направлена на исследование, анализ, обобщение, прогнозирование стратегического развития ДШИ, создание научного фундамента для укрепления позиций ДШИ в системе отечественного образования [11].
Также к документам, в которых проявился стратегический подход к планированию в сфере дополнительного художественного образования детей оправдано можно отнести и «Резолюцию Х11-ой Открытой научно-практической конференции в области художественного образования детей „Детская школа искусств: ТОП-формат. Новые коммуникации"», состоявшейся в Екатеринбурге 23 марта 2021 г. и посвящённой определению вектора развития детских школ искусств в России. В данной Резолюции отмечались:
• необходимость разработки федеральной программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в детских школах искусств» или закрепление в федеральных целевых программах, реализуемых на основе национального проекта «Жилье и городская среда», механизмов по стимулированию строительства детских школ искусств, в том числе с использованием государственно-частного партнерства при комплексном освоении территории;
• потребность в создании и проведении всероссийского педагогического конкурса для студентов профессиональных образовательных организаций и организаций высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства в целях выявления и профессиональной ориентации педагогически одарённых студентов;
• актуальность разработки региональных и муниципальных программ поддержки молодых педагогических работников с целью укрепления престижа профессии и активации обновления кадрового ресурса детских школ искусств;
• необходимость корректировки организациями высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства образовательных программ в части формирования содержания аудиторных часов по учебным дисциплинам психолого-педагогического цикла и программ педагогических практик студентов [12].
Местное искусство «сценографии»
Важнейшим элементом стратегического планирования является деятельность на уровне муниципалитетов, поскольку именно здесь осуществляется организация работы основной массы учреждений дополнительного художественного образования.
Примером такого планирования является стратегический проект «АртПоколение Екатеринбург», разработанный в 2020-2021 годах.
Официально муниципальная система учреждений дополнительного художественного образования для детей в стратегических документах обозначена как муниципальная система детских школ искусств (МСДШИ), осуществляющая обучение детей - по дополнительным пред-профессиональным программам, а детей и взрослых - по обще-
развивающим программам в области искусств.
МСДШИ включает следующие виды учреждений (на конец 2020 года): музыкальные, художественные, хоровые, театральные и школы искусств (где в рамках одного учреждения осуществляется обучение по нескольким направлениям, например, реализуются программы в области музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусств).
В Екатеринбурге создана уникальная МСДШИ, включающая 36 учреждений: 14 музыкальных, 4 художественные, 3 хоровые, 1 театральную и 14 школ искусств.
Кроме этого, в Екатеринбурге осуществляет деятельность не имеющее аналогов в России уникальное общеобразовательное муниципальное учреждение культуры интегрированного типа - многопрофильный центр дошкольного, общего и художественного образования «Гимназия „Арт-Этюд"», которое в рамках данного стратегического проекта также рассматривается как часть МСДШИ.
Сегодня в Екатеринбурге существует муниципальная модель художественного образования, которая имеет четкую структуру, определен вектор развития на модернизацию содержания и профессионализацию образования, а также поддержку одаренных детей. В структуру данной модели входит образовательная и конкурсно-фестивальная деятельность.
Центром единения, коллегиальным совещательным органом, объединяющим профессиональное сообщество ДШИ, является Учебно-методический совет, в состав которого входят городские ресурсные центры, городские методические секции, консолидированные общественные советы и центры.
К 2021 году деятельность городских ресурсных центров вышла далеко за пределы кураторства отдельного направления
Спрос на услуги учреждений муниципальной системы детских школ искусств в Екатеринбурге превышает предложение
конкретной области искусств. 15 центров определяют деятельность 29 городских методических секций, консолидируя 37 учреждений культуры дополнительного образования и 1 070 педагогических работников. Городские ресурсные центры являются ключевым объединяющим звеном системы художественного образования Екатеринбурга как на поле методической деятельности, так и на конкурсно-фестивальной.
В учреждениях МСДШИ за счет муниципального бюджета и средств физических лиц на конец 2020 года обучается более 17 тыс. детей в возрасте до 18 лет (в период с 2010-2016 годы значение контингента оставалось примерно на одном уровне и составляло 16,3 тыс. детей, достигнув в 2017-2020 годы среднего значения 17,5 тыс. детей).
Кроме того, в учреждениях МСДШИ по общеразвивающим программам проходят обучение и взрослые. Из числа образовательных программ, реализуемых в 2021 году, порядка 20 программ разработано для обучения горожан старше 18 лет.
В новом стратегическом проекте «АртПоколение Екатеринбург» была сформулирована следующая цель: «Сохранение и развитие в Екатеринбурге уникальной муниципальной системы детских школ искусств как платформы для формирования творческого потенциала жителей города и реализации трёхуровневой модели профессионального образования в области культуры и искусства» [2].
В качестве стратегических задач развития сферы художественного образования Екате-
ринбурга сформулированы следующие:
• укрепление и развитие инфраструктуры и материально-технической базы МСДШИ для создания новых современных образовательных пространств в муниципальных детских школах искусств;
• расширение доступности и укрепление конкурентоспособности МСДШИ для увеличения количества обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в учреждениях МСДШИ;
• обеспечение профессиональными педагогическими кадрами МСДШИ, необходимыми для выполнения задач МСДШИ;
• совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся в учреждениях МСДШИ.
Теория четырех задач
тратегический проект «Арт-Поколение Екатеринбург» предусматривает не только формулировку задач в сфере дополнительного художественного образования детей, но и описание технологий их реализации.
Так, первая задача - «Укрепление и развитие инфраструктуры и материально-технической базы МСДШИ» - будет реализована за счет создания современных образовательных пространств и увеличении количества новых мест для обучающихся в учреждениях культуры дополнительного образования Екатеринбурга.
Современный спрос на услуги учреждений МСДШИ в Екатеринбурге превышает предло-
жение. Это важно учитывать при стратегическом планировании, поскольку, по мнению экспертного сообщества, «любая культурная институция сегодня, включая учреждения дополнительного образования детей, ориентируется на спрос населения на соответствующие услуги» [13].
В соответствии с муниципальной программой «Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании „город Екатеринбург" на 2021-2025 годы»:
• будут выделены средства для проведения капитальных ремонтов и реконструкции ряда учреждений МСДШИ;
• будет приобретено модернизированное специальное (профильное) оборудование для восьми учреждений МСДШИ (музыкальные инструменты, компьютерные системы, интерактивные доски) в рамках федерального проекта «Культурная среда»;
• при условии резервирования земельных участков на территории МО «город Екатеринбург» возможно последующее включение в программу строительства новых зданий учреждений МСДШИ.
Еще одно важное направление работы для сохранения и развития МСДШИ будет связано с поддержкой новых законотворческих инициатив со стороны городских сообществ Екатеринбурга (в частности, профессионального и родительского сообществ), заинтересованных в стабильной работе всей системы художественного образования Екатеринбурга. В частности, включение в национальный проект «Жилье и городская среда» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам) механизмов стимулирования застройщиков по осуществлению строительства объектов социальной инфраструктуры при комплексной застройке и развитию территории или создание новой федераль-
ной целевой программы по типу действующей в системе общего образования (например, «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в детских школах искусств»). Работа будет осуществляться посредством взаимодействия с представительными и законодательными органами власти Екатеринбурга, Свердловской области и Российской Федерации, а также общественными палатами различного уровня. Важность данного направления неоднократно подтверждалась результатами исследований проблем формирования городской среды Екатеринбурга, констатирующими, что «вопросы модернизации, преобразования городской среды являются актуальными для современного Екатеринбурга, имеющего индустриальное прошлое» [14].
Вторая задача стратегического проекта - «Расширение доступности и укрепление конкурентоспособности МСДШИ» -будет реализована за счет:
• перехода МСДШИ на обучение по всем дополнительным предпрофессиональным программам обучения из 16 возможных, предложенных Министерством культуры РФ для учреждений дополнительного художественного образования (в 2021-2022 учебном году обучение ведется по 13 программам);
• продолжения работы городских ресурсных центров МСДШИ по мониторингу качества освоения образовательных программ, научно-методическому сопровождению образовательного процесса, организации и проведения научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов по видам искусств, координации работ по повышению квалификации работников учреждений МСДШИ, а также организации управления деятельностью городских методических секций МСДШИ;
• использования сетевого взаимодействия с муниципаль-
ными учреждениями культуры, учреждениями культуры и искусства иных форм собственности, профильными образовательными организациями;
• создания в учреждениях МСДШИ условий для организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
• обучения (повышения квалификации) педагогов и руководителей учреждений МСДШИ;
• формирования современного бренда детских школ искусств (что позволит решить вопрос частичной информационной закрытости МСДШИ и повысит уровень её узнаваемости).
Третья задача стратегического проекта - «Обеспечение МСДШИ кадрами» - будет реализована за счет работы с молодыми педагогами:
• проведения ежегодного общегородского открытого конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Лучший дебют»;
• формирования положительного общественного мнения о современном молодом педагоге, престижности профессии преподавателя;
• поддержки творчески работающих молодых педагогов;
• расширения сферы профессиональных контактов, опыта и кругозора молодых педагогов;
• мотивации и стимулирования молодых педагогов к поиску новых форм интеллектуальной и творческой деятельности.
Также с целью стимулирования высоких достижений в профессиональной деятельности педагогических работников, будет осуществляться ежегодное вручение Премии «Во славу Екатеринбурга!» и «Премии им. К. С. Кра-шенинниковой „Лучший руководитель муниципального (автономного) учреждения культуры дополнительного образования"».
В учреждениях МСДШИ будет восстанавливаться «наставничество» как метод формирования и совершенствования профессиональных компетенций у
молодых педагогических работников и психолого-педагогического сопровождения в отношении молодых специалистов.
Для обеспечения учреждений МСДШИ учебно-методическими материалами на базе Центра сертификации и экспертизы учебно-методических материалов будет сформирован «Золотой фонд методических материалов МСДШИ» (где материалы будут храниться в том числе в формате аудио- и видео-уроков).
Четвертая задача стратегического проекта - «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся в учреждениях МСДШИ» - будет реализована за счет:
• разработки комплексной муниципальной программы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся в учреждениях МСДШИ;
• выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся в учреждениях МСДШИ [2].
Таким образом, данный стратегический подход к развитию сферы дополнительного художественного образования детей в Екатеринбурге является хорошим примером стратегического планирования на муниципальном уровне и, безусловно, позволит в ближайшее десятилетия создать в Екатеринбурге такие условия деятельности МСДШИ, которые в полной мере удовлетворяли бы возрастающие потребности населения в художественном образовании и соответствовали бы стандартам качества современного дополнительного образования. ■
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
[1] Стратегический план развития Екатеринбурга. URL: https:// екатеринбург.рф/официально/стратегия/ (дата обращения: 30.03.2022).
[2] Стратегическая программа «Екатеринбург - центр современного искусства». URL: https://екатеринбург.рф/официально/ стратегия/обсуждения/стр_2/31157 (дата обращения: 30.03.2022).
[3] О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020). URL: http://www.consuitant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 30.03.2022).
[4] Есаков В.А. Стратегическое планирование в отрасли культуры. URL: https://wiseiawyer.ru/poieznoe/23697-strategicheskoe-pianirovanie-otrasii-kuitury/ (дата обращения: 30.03.2022).
[5] Ансов И. Стратегическое планирование. URL: https://gtmarket.ru/ iibrary/basis/4155/ (дата обращения: 30.03.2022).
[6] О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области : Закон Свердловской области от 15.06.2015 № 45-ОЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://zsso.ru/upioad/site1/ document_fiie/dm3G5IXneA.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
[7] О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы : Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ. URL: http://zsso.ru/upioad/site1/ document_fiie/POIuqtTKRT.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
[8] План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-
2022 годы.
[9] Концепция художественного образования Российской Федерации. URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/Docum Contents.asp?DocumID=151125 (дата обращения: 30.03.2022).
[10] Алексеева Л.Л. Художественное образование в Российской Федерации:развитие творческого потенциала в XXI веке:Аналитический доклад / Российский институт культурологии ; отв. ред. К. Э. Разлогов. М., 2011.
[11] Резолюция Межрегиональной научно-практической конференции (в рамках Фестиваля-форума ДШИ УрФО от 06.06.2019). URL: https://yandex.ru/search/text=Резолюция+Межрегиональной+ научно-практической+конференции (дата обращения: 30.03.2022).
[12] Резолюция XII-ой Открытой научно-практической конференции в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат. Новые коммуникации». 2021. 23 марта. URL: https://vk.com/ekbkonf2018 (дата обращения: 30.03.2022).
[13] Ахьямова И.А., Бурлуцкая М.Г., Занин М.В. Исследование спроса населения Орджоникидзевского района города Екатеринбурга на муниципальные услуги в сфере культуры // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 1. С. 51-65.
[14] Ильченко М.С., Петрова Л.Е., Пронин А.А. Проект «Уралмаш»: культурное будущее [постиндустриальных городов // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2017. №2. С. 141-143.
STRATEGIC PLANNING IN THE FIELD
OF SUPPLEMENTARY ARTISTIC EDUCATION
FOR CHILDREN (EXEMPLIFIED BY EKATERINBURG)
ABSTRACT:
Strategic planning is an integral element of strategic management, which means the process of choosing goals and ways of achieving them. After the adoption of Federal Law № 172-FZ of June 28, 2014 "On strategic planning in the Russian Federation", strategic planning became part of the RF public and municipal government system.
The emergence of new legislation could not immediately change the attitude of representatives of the authorities and the public to planning, and today we are witnessing a gradual transition from the planning principles, conventional since Soviet times, (based primarily on forecasting technologies) to a new type of management thinking in the field of planning. Today, the Russian officials and society are actively learning to think strategically, which is reflected in almost all spheres of human life.
AUTHORS' INFORMATION: Aleksey M. Botalov
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kuitury St., Ekaterinburg, 620012, Russia) s [email protected] Natalia V. Botalova
Department of Culture of the Administration of Ekaterinburg (8b, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620078, Russia) s [email protected] Natalia I. Viziryakina Department of Culture of the Administration of Ekaterinburg (8b, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620078, Russia) s [email protected]
Elena V. Sokolova
Department of Culture of the Administration of Ekaterinburg (8b, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620078, Russia) s [email protected]
KEYWORDS:
strategic planning, development strategy, supplementary education, artistic education.
FOR CITATION:
Botalov A.M., Botalova N.V., Viziryakina N.I., Sokolova E.V. (2022). Strategic planning in the field of supplementary artistic education for children (exemplified by Ekaterinburg), Municipality: Economics and Management, no. 1, pp. 77-86.
The article attempts to generalize the strategic planning trends in one of the spheres of culture - the field of supplementary artistic education for children.
This research object is of major scientific interest, if only because the system of supplementary artistic education for children in our country (being formed all through the last century) is in many ways a unique phenomenon in the global culture.
A kind of standard of such a system is the Ekaterinburg system of supplementary artistic education for children, recognized as a model in Russia. Hence, the article focuses on the Ekaterinburg experience of strategic planning.
The paper analyzes the key documents directly related to strategic planning in the field of supplementary artistic education for children.
REFERENCES:
[1] Strategic development plan of Yekaterinburg. URL: https:// eKaTepMH6ypnp$/o$uqManbHo/cTpaTerufl/ (accessed 30.03.2022).
[2] Strategic program "Ekaterinburg - Center for Contemporary Art" URL:https://eKaTepMH6ypnp$/o$uqManbHo/cTpaTerMfl/o6cyxfleHMfl/ CTp_2/31157 (accessed 30.03.2022).
[3] On strategic planning in the Russian Federation. Federal Law No. 172-FZ dated 28.06.2014 (edited to 31.07.2020). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/(accessed 30.03.2022).
[4] Esakov V.A. Strategic planning in the industry of culture. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/23697-strategicheskoe-planirovanie-otrasli-kultury/ (accessed 30.03.2022).
[5] AnsovI. Strategic planning. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/ 4155/ (accessed 30.03.2022).
[6] On strategic planning in the Russian Federation, carried out on the territory of the Sverdlovsk region. Law of the Sverdlovsk region No. 45-OZ dated 15.06.2015 (with changes and additions). URL: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/dm3G5IXneA.pdf (accessed 30.03.2022).
[7] On the strategy of socio-economic development of the Sverdlovsk region for 2016-2030. Law of the Sverdlovsk region No. 151-OZ dated 21.12.2015. URL: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/ POIuqtTKRT.pdf (accessed 30.03.2022).
[8] Plan of events ("Road Map") on the promising development of children's art schools by art for 2018-2022.
[9] Concept of art education of the Russian Federation. URL: http:// www.innovbusiness.ru/pravo/DocumContents.asp?DocumID= 151125 (accessed 30.03.2022).
[10] Alekseeva L.L. Art education in the Russian Federation: Development of creative potential in the 21st century. Analytical Report. Russian Institute of Cultural Studies. Moscow, 2011.
[11] Resolution of the Interregional Scientific and Practical Conference (within the Festival-forum of the DShI of the UrFO dated 06.06.2019). URL: https://yandex.ru/search/text=Pe3o™^n+ MexperuoHanbHoM+HayHHo-npaKTMHecKoM+KoH^epeH^u (accessed 30.03.2022).
[12] Resolution of the XII Open Scientific and Practical Conference in the field of children's art education "Children's School of Arts: Top format. New communications". March 23, 2021. URL: https:// vk.com/ekbkonf2018 (accessed 30.03.2022).
[13] Akhyamova I.A., Burlutskaya M.G., Zanin M.V. (2015). Research of the population demand for municipal services in the field of culture in the Ordzhonikidze district ofthe city of Ekaterinburg, News of higher educational institutions. Ural region, no. 1, pp. 51-65.
[14] Ilchenko M.S., Petrova L.E., Pronin A.A. (2017). Project Uralmash: Cultural Future of the [post]industrial cities, News of higher educational institutions. Ural region, no. 2, pp. 141-143.