7. Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров-центр» альбом-каталог / авт.-сост.: А. Н. Гуменюк, Г. Ю. Мысливцева. - Омск: Лео, 2006. - 72 с.
8. Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. - М.: Гараж - Ад Маргинем, 2015. - 816 с.
Refernces
1. Zhanrovo-stilevye metamorfozy v iskusstve nachala XXI stoletiya [Genre and style metamorphoses in the art of the beginning of the XXI century]. N.S. Popova, K.A. Melekhova, B. Stano, O.V. Sinel'nikova, N.L. Prokopova, V.V. Chepurina; Ed. N.L. Prokopova. Kemerovo, Kemerovo State University of Cullure Publ., 2019. 204 p. (In Russ.).
2. Manin V.S. Russkiypeyzazh [Russian landscape]. Moscow, Belyy gorod Publ., 2000. 632 p. (In Russ.).
3. Moskalyuk M.V., Serikova T.Yu. Vliyanie khronotopa prirodnogo landshafta na formirovanie obraznoy struktury literaturnogo i zhivopisnogo proizvedeniy peyzazhnogo zhanra [The influence of the chronotope of the natural landscape on the formation of the figurative structure of literary and pictorial works of the landscape genre]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafyeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev], 2017, no. 2 (40), pp. 217-224. (In Russ.).
4. Moskalyuk M.V., Serikova T.Yu. Sub"ektivnaya i ob"ektivnaya real'nost' v prostranstve proizvedeniya iskusstva (na primere rabot I.Yu. Verpety, Yu.D. Deeva, V.F. Kapelko) [Subjective and objective reality in the space of a work of art (on the example of the works of I.Yu. Verpeta, Yu.D. Deev, V.F. Kapelko)]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State university. Series: Social Sciences and Humanities], 2019, vol. 19, no. 2, pp. 87-92. (In Russ.).
5. Nekhvyadovich L.I. K voprosu o vospriyatii industrial'noy temy v khudozhestvennoy kul'ture Altaya vtoroy poloviny ХХ veka [On the issue of the perception of the industrial theme in the artistic culture of Altai in the second half of the 20th century]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2017, no. 6 (67), pp. 108-109. (In Russ.).
6. Nekhvyadovich L.I Teoreticheskie orientiry dlya izucheniya etnichnosti kak istochnika khudozhestvennogo svoeobraziya iskusstva [Theoretical guidelines for the study of ethnicity as a source of artistic identity of art]. Mir nauki, kuVtury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2015, no. 5 (54), pp. 436-437. (In Russ.).
7. Sibirskiy peyzazh v tvorchestve narodnogo khudozhnika Rossii Alekseya Liberova i v kollektsii muzeya "Liberov-tsentr": al'bom-katalog [Siberian landscape in the works of the People's Artist of Russia Alexei Liberov and in the collection of the museum "Liberov Center"]. Author-compiler A.N. Gumenyuk, G.Yu. Myslivtseva. Omsk, Leo Publ., 2006. 72 p. (In Russ.).
8. Foster H., Krauss R., Bua I.-A., Bukhlo B.H.D., Dzhoslit D. Iskusstvo s 1900 goda. Modernizm, antimodernizm, postmodernism [Art since 1900. Modernism, antimodernism, postmodernism]. Moscow, Garazh - Ad Marginem Publ., 2015. 816 p. (In Russ.).
УДК 78:351.854
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Шаяхметова Альфия Камельевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: alfiya007@list.ru
Детские школы искусств (далее - ДШИ) в Российской Федерации являются уникальным звеном в системе непрерывного художественного образования, они не имеют аналогов в других странах. Детские школы искусств в российской государственной политике сегодня являются приоритетным
направлением. ДШИ в России это, с одной стороны, самореализация обучающихся, поиск и выбор вида деятельности на основе выявления своих природных способностей; а с другой стороны, ДШИ -это комплексная площадка для эстетического воспитания обучающихся в области искусства.
Кроме того, детские школы искусств выполняют роль социокультурного пространства, зачастую едва ли не единственного, особенно в провинции, где культурная жизнь не отличается богатством и разнообразием, где нет своих театров, музеев, где возможность непосредственного общения с искусством затруднена ввиду значительного удаления от культурных центров.
В Красноярском крае система музыкального образования представляет собой стройную организацию непрерывного образования. Министерством культуры Красноярского края разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие систему непрерывного образования.
В данной статье представлен анализ основных показателей деятельности ДШИ Красноярского края, предпринята попытка рассмотреть проблемы повышения эффективности деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства на примере ДШИ Красноярского края.
Цель исследования - на основе проведенного анализа разработать предложения по совершенствованию системы дополнительного образования детей в рамках детских школ искусств Красноярского края.
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические основы, связанные со значением дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства;
- проанализировать процесс реформирования системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства;
- рассмотреть федеральное и краевое законодательство на предмет выделения полномочий органов государственной и муниципальной власти;
- проанализировать состояние ДШИ Красноярского края по показателям эффективности муниципального управления;
- выделить существующие в Красноярском крае проблемы, связанные с управлением дополнительным образованием в сфере культуры и искусства, и предложить пути их решения.
Ключевые слова: Красноярский край, образование в сфере культуры и искусства, детские школы искусств, статистические данные, показатели деятельности ДШИ.
CHILDREN'S ART SCHOOLS OF KRASNOYARSK REGION AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH (ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE ACTIVITY)
Shayakhmetova Alfiya Kamelyevna, PhD in Art History, Associate Professor of Department of Music History, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: alfiya007@list.ru
Children's Art Schools (hereinafter - CAS) in the Russian Federation are a unique link in the system of continuous artistic education, they have no parallel in other countries. Nowadays CAS are a priority of Russian state policy. On the one hand, CAS in Russia are a personal fulfillment of the students, search and choice of the activities based on the identification of their natural abilities; on the other hand, CAS are a full-scale platform for the aesthetic education of the students in the field of art.
Moreover, Children's Art Schools serve as a sociocultural space, often the only one, especially in the country where the cultural life is not very rich and diverse, where are no theaters and museums, and there is no much opportunity to see the art due to the far distance from the cultural centers. In Krasnoyarsk Territory, the musical education is the well-composed system of continuous education. The Ministry of Culture of Krasnoyarsk Territory has developed legal and regulatory documents governing the system of continuous
education. This study presents an analysis of the main characteristics of the activity of the Children's Art Schools of Krasnoyarsk Territory, an attempt is made to consider the problems of improving its efficiency.
This article attempts to consider the problems of increasing the efficiency of educational institutions in the sphere of culture and art on the example of children's art schools (hereinafter referred to as the Children's Art Schools) of Krasnoyarsk Territory.
The purpose of the study, based on the analysis, is to develop proposals for improving the system of additional education for children within the framework of children's art schools in Krasnoyarsk Territory.
The implementation of this goal involves setting and solving the following tasks:
- to study the theoretical foundations related to the value of additional education for children in the field of culture and art;
- analyze the process of reforming the system of continuous education in the field of culture and art;
- consider federal and regional legislation for the separation of powers of state and municipal authorities;
- to analyze the state of the children's school of Krasnoyarsk Territory in terms of the efficiency of municipal management;
- highlight the problems existing in Krasnoyarsk Territory and associated with the management of additional education in the field of culture and art, and suggest ways to solve them.
Keywords: Krasnoyarsk Territory, education in the field of culture and art, Children's Art Schools, statistics data, characteristics of the activity of the CAS.
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-160-169
Деятельность учреждений дополнительного образования детей в области культуры и искусства в развитии социокультурного пространства территории
Важнейшим принципом государственной политики в области как общего, так и дополнительного образования в сфере культуры и искусства является создание единого образовательного и социокультурного пространства. Образование в сфере культуры и искусства в министерстве культуры Красноярского края курирует сектор художественного образования отдела искусств (руководитель сектора И. Петрова). Также связующим оператором и аудитом ДШИ Красноярского края является КГБОУ ДПО «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры». Данное учреждение обеспечивает работу с детьми, одарёнными в области культуры и искусства, организационную, координационную, аналитическую, экспертную, информационную и методическую деятельность в системе дополнительного образования детей на основе взаимодействия с учреждениями среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Центр содействует проведению множества мероприятий на зональном, краевом, межрегиональном и международном уровнях.
В Красноярском крае сегодня насчитывается 121 муниципальное образовательное учреждение - детские школы искусств, работающие в системе методических объединений. В Красноярском крае ДШИ сгруппированы в 7 методических объединений: Красноярское (опорная ДШИ № 1 г. Красноярск), Центральное (опорная ДШИ г. Дивногорск), Западное (опорная ДШИ г. Наза-рово), Восточное (опорная ДМШ ЗАТО г. Зелено-горск), Южное (опорная ДМШ г. Минусинск), Северное (опорная ДМШ г. Енисейск), Норильское (опорная ДШИ г. Норильск).
Анализ деятельности и показателей эффективности ДШИ Результативность основных видов деятельности ДШИ. Как видно на рисунке 1 количество ДШИ на протяжении многих лет менялось. Так, в 1997/98 учебном году в крае осуществляли работу 119 детских школ искусств, в 2004/05 учебном году - 120 детских школ искусств, в 2005/06 учебном году - 117; в 2006/07 учебном году - 123; в 2007/08 учебном году - 123; в 2008/09 учебном году - 123; в 2009/10 учебном году - 122, в 2010/11 учебном году - 126; в 2011/12 учебном году - 127, в 2012/13 учебном году - 127, в 2013/14 учебном году - 126, в 2014/15 учебном году - 125. С 2016 год по настоящее время в Красноярском крае работу ведут 121 ДШИ.
Рисунок 1. Количество ДШИ с 1997 по 2020 год
Количество школ уменьшалось в основном из-за износа помещений ДШИ. Сегодня насчитывается 26 ДШИ Красноярского края, требующих капитального ремонта. Результаты выполнения показателей Национального проекта «Культура» (в части увеличения числа учащихся ДШИ) и Плана мероприятий («дорожной карты») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы представлены в данной работе далее.
В 2019 году сеть ДШИ Красноярского края насчитывала 163 здания, в них обучались 33 140 детей1, одарённых в области культуры и искусства. На протяжении нескольких лет прослеживалась положительная динамика по показателям «Контингент учащихся образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры и искусства» и «Количество детей, обучающихся в группе профессиональной ориентации». В 2019 году данные показатели были выше значений предыдущего года: в группе
1 Данные взяты из портала «Сводные материалы за 2019 год, подготовленные на основе данных форм федеральной статистической отчётности, представленных в АИС "БАРС. Мониторинг-Культура"».
профессиональной ориентации детских школ искусств края обучались 15 409 человек, тогда как в 2018 году эта цифра составила 12 622.
По статистическим данным, на начало 2020 года всего учащихся 32 657 человека. Из них обучающихся по предпрофессиональным программам - 17 775 человека, по общеобразовательным - 14 882. В это число входят дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями (99 человек, из них учащиеся дети-инвалиды -55, учащиеся с ОВЗ - 44), и преимущественно это дети из Красноярска (26 человек), Железногорска (13 человек), Норильска (6 человек); в других регионах Красноярского края - от 0 до 3 человек2. Проблема инклюзивного образования сейчас стоит остро, и не все ДШИ готовы технически обучать таких детей, не во всех школах есть адаптированные образовательные программы.
Важным элементом учебного процесса является сопровождение одарённых детей. В течение разных лет одарённые дети при поддержке
2 Данные взяты из портала «Сводные материалы за 2019 год, подготовленные на основе данных форм федеральной статистической отчётности, представленных в АИС "БАРС. Мониторинг-Культура"».
целевой программы «Культура» проходят обучение в творческих школах выдающихся педагогов-музыкантов, участвуют во всероссийских и международных конкурсах (Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Омск, Барнаул, Кемерово, Казань, Пермь, Саров, Петрозаводск, Тверь, Улан-Удэ, Туруса, Суздаль, а также город Сполето (Италия), Астана (Казахстан)). Благодаря целевой программе «Одаренные дети Красноярья» поездки на эти мероприятия были осуществлены за счёт средств бюджета Красноярского края. И стоит сказать, что на международных конкурсах Красноярский край занимает одно из лидирующих мест, и это говорит о высоком уровне подготовки детей.
Переход ребёнка из звена предпрофесси-онального образования в структуру среднего и высшего отраслевого образования - главный показатель эффективной работы системы художе-
Сохранность контингента (процентное соотношение числа обучающихся, принятых на первый год обучения по данной программе в соответствующий год приема, к числу выпускников 2019/20 учебного года) составила 78 %. В освоении образовательных программ в детских школах искусств лидирующие позиции занимает музыкальное искусство (инструментальное исполнительство), где около 42 % детей занимаются по классу фортепиано. Также в приоритете у детей обучение изобразительному и хореографическому видам искусства. Показатель поступления
ственного образования, которая является кадровой кузницей отрасли. В 2019/20 учебном году в сравнении с предыдущими шестью учебными годами незначительно вырос показатель «Процент доводимости обучающихся до выпуска» и составил по предпрофессиональным программам -70,1 % от общего числа поступающих, по обще-развивающим программам - 89,4 %.
Далее приведем краткие сведения о контингенте учащихся из сводного отчета малых коллегий министерства культуры Красноярского края. Доводимость учащихся в 2019/20 учебном году до конца учебного года меньше на 1314 человек. Это связано с добровольным уходом детей из образовательного учреждения преимущественно по причине потери интереса к получаемому образованию. В министерстве культуры Красноярского края разработан Прогноз увеличения контингента ДШИ до 2024 года (рис. 2).
выпускников в профильные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования - один из критериев результативности работы детских школ искусств.
Материально-техническое оснащение. На сегодняшний день сеть детских школ искусств края представлена 121 учреждением: 74 детских школы искусств, 30 детских музыкальных школ, 16 детских художественных школ, 1 детская хореографическая школа. В статусе автономных учреждений работали 5 детских школ искусств, бюджетных учреждений - 110, казённых - 6.
36000 34500 33000 31500 30000 28500 27000
ф* ^ гр ^ ^
fr ^
Рисунок 2. Прогноз увеличения контингента ДШИ до 2024 года
В Красноярском крае 163 здания, где проходят занятия в рамках реализации программы в сфере искусства, из них доступных для лиц с нарушениями: зрения и слуха - 23 единицы, опорно-двигательного аппарата - 32.
Таким образом, существует проблема нехватки помещений для детей с ограниченными возможностями, требуют капитального ремонта 26 зданий по Красноярскому краю (города: Ачинск, Зеленогорск, Канск, Красноярск, Лесоси-бирск, Минусинск, Норильск; районы: Балахтин-ский, Бирилюский, Балахтинский, Казачинский, Каратузский, Козульский, Краснотуранский, Рыбинский, Сухобузимский, Тасеевский, Уярский). Каждому муниципальному образованию даются субсидии в помощь ДШИ начиная от ремонта зданий до внедрения современных технологий в образовательный процесс, покупки музыкальных инструментов.
Устаревание музыкальных инструментов составляет одну из проблем в дополнительном образовании. Какие-то инструменты и вовсе отсутствуют. Сейчас государство разрабатывает программы по покупке новых инструментов, но этот процесс очень долгий. Благодаря таким программам ДШИ Красноярского края уже получают новые музыкальные инструменты.
Кадровое и методическое обеспечение деятельности ДШИ. Огромное значение в становлении одарённости, творческого потенциала обучающегося имеют лидерские и личностные качества педагога, чтобы ученик, смотря на учителя, хотел стать таким же, как он. Именно педагог-«путеводитель» становится «инструментом» для раскрытия возможностей ребёнка. Задача педагога - «помочь ученику заразиться и воспламениться серьезным искусством, приучиться к свежести и непредвзятости музыкального восприятия. Самое серьёзное и сильное - это детское впечатление. Родители привели ребёнка на концерт классической музыки - классическая музыка очень сильно воспитывает и действительно даёт мощные впечатления, - как следствие, музыкальная школа. Рано, допустим, посетили очень хороший балет, и дальше - хореографическое училище. От впечатления - к среде обучения» [15, с. 28] .
Тут стоит не забывать о самообразовании и самого педагога, поэтому проводятся различные образовательные, методические, научные меро-
приятия на территории Красноярского края, важным условием которых является сопровождение юных талантов, выявление и распространение инновационных и наиболее эффективных педагогических методик. Доля штатных преподавателей составляет почти половину от всего состава, это связано с тем, что один преподаватель работает в разных школах одновременно. И это связано с очень низким уровнем заработной платы: особенно молодому преподавателю приходится работать в нескольких местах одновременно.
Анализ кадровой ситуации региональной отрасли «культура» позволяет констатировать, что в современных условиях кадровое обеспечение является наиболее сложной проблемой. Закреплению профессиональных кадров в сельской местности препятствует отсутствие нормальных условий жизни. Под нормальными, помимо достойной заработной платы, подразумеваются также соответствующие жилищные условия. Поэтому 90 % студентов-сельчан всеми доступными способами избегают возвращения в родные места.
Серьёзной проблемой является старение кадров, постепенно растет процент работающих специалистов пенсионного и предпенсионного возраста. Средний возраст специалистов в отрасли «культура» составляет 42,5 года, а в образовании - 45 лет. Повышение среднего возраста связано, в основном, с продолжительностью работы в отрасли. Подавляющее большинство работников в сфере культуры имеют стаж работы от 10 до 25 лет. В училищах, колледжах они составляют 33,9 %. Обновления кадрового состава в целом не происходит. Особую озабоченность вызывает возрастной дисбаланс, ярко выраженный в педагогических коллективах, где разница между молодыми специалистами и старшим поколением составляет 27-30 лет. Молодые специалисты в учреждениях среднего профессионального образования отрасли «культура» в крае составляют по отношению к преподавателям со стажем 25,5 %. По возрасту в среднем профессиональном образовании 44,5 % - преподаватели до 30 лет (процент отношения к старшему поколению). В высшем звене этот процент составляет 30,9: на 22 человека до 30 лет приходится 71 человек в возрасте от 50 до 65 и старше 65 лет. Такое положение в педагогических коллективах способствует развитию творческого консерватизма,
когда старшее поколение равнодушно относится к инновационным технологиям и экспериментальной деятельности молодежи [11].
Крайне сложен вопрос сохранения кадров: отток кадров отрасли происходит за счёт оттока молодых специалистов в другие, более привлекательные отрасли, либо в другие регионы России, зарубежье. По той же причине выпускники, способные продолжить образование в профессиональных учебных заведениях сферы культуры и искусства, выбирают профессии других отраслей. Статистика агентства культуры администрации края показывает, что более 120 подготовленных специалистов уходят из отрасли уже при выпуске, всего их ежегодно выбывает примерно 47 %. Выпуск специалистов из учебных заведений края не перекрывает существующую миграцию и не решает в полной мере задач воспроизводства кадрового потенциала. Культура сегодня феминизируется: из общего состава работников отрасли 73 % - женщины. Эта тенденция распространилась и на учебные заведения. Специальности, которые традиционно были мужскими: духовые инструменты, живопись, декоративно-прикладное, монументальное искусство, - преподают женщины.
Резкое изменение динамики развития социокультурной сферы предопределило появление новых направлений в области культуры: ощущается острый спрос на подготовку руководящих творческих и управленческих, менеджерских кадров. В частности, существует потребность в принципиально новых профессиях, обучение которым прежде не предусматривалось: менеджер, продюсер, маркетолог, специалист по рекламе и связям с общественностью. В наши дни некогда традиционные специализации, такие как «массовик-затейник», «клубный работник», в силу ряда причин потеряли свою актуальность и востребованность. Современная ситуация складывается таким образом, что старые формы существуют наряду с новыми, происходит крайне болезненный процесс фактического высвобождения кадров или кардинальная их переквалификация на новые формы культурной деятельности в условиях становления рыночных отношений.
Во многом сложившаяся кадровая ситуация обусловлена причинами социального характера, в том числе следующими факторами: профессия работника культуры одна из самых низкооплачи-
ваемых и потому малопрестижных в обществе; в отрасли возможности карьерного роста минимальны; происходит падение престижа ряда профессий внутри самой отрасли. Ведущая роль в становлении и воспроизводстве кадрового потенциала отрасли «культура» принадлежит системе образования в области культуры и искусства, которая включает в себя учреждения дополнительного образования детей (детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств - далее ДМШ, ДШИ ДХШ), учреждения среднего профессионального образования (СПО), учреждения высшего профессионального образования (ВПО), учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО). Данные образовательные учреждения являются взаимосвязанными элементами общей системы художественного образования, поэтому изменение деятельности одного из звеньев, с позиции системного подхода, влечёт за собой неизбежное изменение в других элементах подсистемы. При этом учреждения дополнительного образования детей являются начальным, базисным социально-культурным институтом для всего художественного образования.
Основным структурным принципом профессионального образования в сфере культуры и искусства является многоуровневая, ступенчатая система, обладающая вариативностью, гибкостью и многофункциональностью. В современной социокультурной ситуации ДШИ выполняет чётко регламентированные государством функции до-профессиональной подготовки и общего эстетического развития и реализует программы общего художественно-эстетического образования, повышенного уровня и ранней профессиональной ориентации. Итак, анализ статистических данных основных показателей деятельности ДШИ свидетельствует о том, что система дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (ДШИ) нуждается не только в качественном финансировании, но и в методическом обеспечении, кадровом пополнении.
Заключение. В результате анализа дополнительного образования в сфере культуры и искусства выявилось несколько проблем. Одна из проблем, выявленная нами в ходе исследования, это нехватка педагогических кадров в отдаленных районах Красноярского края (преимущественно
в северных районах) государству необходимо заинтересовать молодых специалистов, в том числе созданием для них целевых программ по обеспечению жилищными условиями и повышенной оплатой труда.
В сельских детских школах искусств Красноярского края в основном работают преподаватели со средним профессиональным образованием, которые зачастую ведут преподавание по всем предметам образовательной программы. От этого страдает в целом уровень образовательного процесса, поэтому вопрос подготовки и повышения квалификации преподавателей сельских ДШИ является как никогда актуальным. Выпускники творческих вузов с неохотой едут в отдаленные районы региона, а более успешные выпускники вообще уезжают из Красноярского края.
В Красноярске существует нехватка отдельных специалистов в ДШИ (к примеру, теоретиков в школах - это связано с тем, что вуз каждый год выпускает всего 1-3 человека, и не все идут работать потом в школы). Наше предложение -необходимо увеличить контрольные цифры приема в вузы. Данные статистического наблюдения деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства в Красноярском крае, как ничто другое, лучше отражают те проблемы, которые возникли в результате социально-экономических преобразований в стране и переоценки жизненных ориентиров населения.
На систему образования в ДШИ повлиял СОУГО. Сегодня обучение по некоторым предметам ведется дистанционно, тем самым понижается уровень образования. Сложно правильно и адекватно провести музыкальный урок, так как для него важен не только визуальный, сколько слуховой (акустический) аспект. И когда занятие ведётся с помощью гаджета педагогу трудно оценить, а ученику научиться правильно воспроизводить музыкальный звук. Необходима специализированная аппаратура для проведения урока (преимущественно колонки, микшер, микрофон и т. д.).
Изложенный материал можно использовать как основу для дальнейшего изучения и анализа состояния ДШИ Красноярского края. Обозначенные проблемы не перекрывают значение и перспективы развития ДШИ, которые являются основным, базовым звеном отечественной трехуровневой системы художественного образования (ДШИ - училище - творческий вуз), а их историческое предназначение заключается в массовом обучении детей разным видам искусств посредством многолетнего упорядоченного учебного процесса с системой контроля качества получаемого детьми образования. Именно поэтому крайне важно, чтобы дальнейшее развитие ДШИ соотносилось с их историческим предназначением.
В ходе изучения теоретических и методологических основ дополнительного образования детей в сфере культуры, его структуры, существующих в современной практике проблем и противоречий, анализа кадровой ситуации в отрасли «культура» и наметившихся тревожных тенденций мы не только постарались дать максимально полную картину различных подходов к обозначенной теме, но и нашли возможным предложить конкретные пути повышения эффективности работы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, решения вопросов воспроизводства кадрового потенциала с учетом современных технологий образовательного процесса. При этом в ходе исследования стало особенно понятно, что именно образование в сфере культуры и искусства является залогом и ресурсом формирования творческого потенциала России. Вот почему оно нуждается в особой заботе и внимании к себе как со стороны органов государственной власти (особенно в части нормативного правового обеспечения) и местного самоуправления, так и населения, а также самих участников образовательного процесса, способных сделать образовательные учреждения культурными центрами своих территорий, местом притяжения интересов населения и тем самым активно влиять на развитие социально-культурной среды, быть индикатором состояния социокультурного пространства территории.
Литература
1. Востряков Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // Культура на границах: материалы семинара. Москва, Ясная Поляна, 18-21.03.2004. - М.: Институт культурной политики, 2004. - С. 12-32.
2. Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http:// artschool74.com/doc/02.pdf.
3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
4. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Красноярском крае до 2020 года от 07.02.2008 № Пр-212 [Электронный ресурс]. - URL: http://krascult.ru/dokumenty/kontseptsii.
5. Концепция художественного образования Российской Федерации от 28.12.2001 № 1403 [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403.
6. Культурная политика в России: история и современность: сб. ст. / под ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогова. -М.: Либерия, 1998. - 295 с.
7. Музыкальная культура Красноярска: сб. ст. - Красноярск: Краснояр. гос. акад. музыки и театра, 2012. - Т. 3: 1978-2012. - 432 с.
8. Основные показатели работы отрасли «культура» Красноярского края. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.educentre.ru/index.php/bars-monitoring-kultury/otraslevye-pokazateli.
9. Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://krascult.ru/o-ministerstve-kultury/osnovnye-napravleniya-kulturnoi-politiki-do-2020-goda.
10. Основы системы музыкального образования / авт.-сост. А. К. Шаяхметова. - Красноярск: КГИИ, 2017. - 80 с.
11. Рукша Г. Л., Ломовцева М. Н. Образование в сфере культуры и искусства Красноярского края как система и ресурс формирования творческого потенциала региона. - Красноярск: Краснояр. краев. науч.-учеб. центр кадров культуры, 2009. - 188 с.
12. Савельев В. В. От унитарной культурной политики в России - к федеративной // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Изд-во РАГС, 2017. - С. 169-180.
13. Система профессионального образования как фактор культурной политики края: сб. мат-лов краев. семинара-совещания. - Красноярск: Краев. науч.-учеб. центр кадров культуры, 2000. - 90 с.
14. Смирнова Т. А. Состояние и перспективы развития дополнительного образования для детей в городе Красноярске: научное издание // Проблемы социальной экономики. - СПб., 2019. - Вып. 1 (69). - С. 203-206.
15. Шаяхметова А. К. Система музыкального образования. - Красноярск: Краснояр. краев. науч.-учеб. центр кадров культуры (КНУЦ), 2019. - 109 с.
References
1. Vostryakov L.E. Kul'turnaya politika: kontseptsii, ponyatiya, modeli [Cultural policy: concepts, concepts, models]. Kul'tura na granitsakh: materialy seminara. Moskva, Yasnaya Polyana, 18-21.03.2004 [Culture at borders: materials of the seminar. Moscow, Yasnaya Polyana, 18-21.03.2004]. Moscow, Institut kul'turnoy politiki Publ., 2004, pp. 12-32. (In Russ.).
2. Kontseptsiya razvitiya detskikh shkol iskusstv v Rossiyskoy Federatsii [Concept for the development of children's art schools in the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://artschool74.com/doc/02.pdf.
3. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [The concept of the development of additional education for children]. (In Russ.). Available at: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
4. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva v Krasnoyarskom kraye do 2020 goda [Concept for the development of education in the field of culture and art in the Krasnoyarsk Territory until 2020], 07.02.2008 No. Pr-212. (In Russ.). Available at: http://krascult.ru/dokumenty/kontseptsii.
5. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii [The concept of art education in the Russian Federation], 28.12.2001 No. 1403. (In Russ.). Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403.
6. Kul'turnaya politika v Rossii: istoriya i sovremennost': sb. st. [Cultural policy in Russia: history and modernity. Collection of articles]. Ed. by I.A. Butenko, K.E. Razlogov. Moscow, Liberiya Publ., 1998. 295 p. (In Russ.).
7. Muzykal'naya kul'tura Krasnoyarska: sb. st. [Musical culture of Krasnoyarsk. Collection of articles]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Academy of Music and Theater Publ., 2012, vol. 3: 1978-2012. 432 p. (In Russ.).
8. Osnovnye pokazateli raboty otrasli "kul 'tura" Krasnoyarskogo kraya [The main indicators of the industry "culture" of the Krasnoyarsk Territory]. (In Russ.). Available at: http://www.educentre.ru/index.php/bars-monitoring-kultury/ otraslevyye-pokazateli.
9. Osnovnye napravleniya strategii kul'turnoy politiki Krasnoyarskogo kraya na 2009-2020 gody [The main directions of the strategy of cultural policy of the Krasnoyarsk Territory for 2009-2020]. (In Russ.). Available at: http://krascult. ru/o-ministerstve-kultury/osnovnyye-napravleniya-kulturnoi-politiki-do-2020-goda.
10. Osnovy sistemy muzykal'nogo obrazovaniya [Basics of the music education system]. Author-compiler A.K. Shayakhmetova. Krasnoyarsk, KGII Publ., 2017. 80 p. (In Russ.).
11. Ruksha G.L., Lomovtseva M.N. Obrazovanie v sfere kul'tury i iskusstva Krasnoyarskogo kraya kak sistema i resurs formirovaniya tvorcheskogo potentsiala regiona [Education in the field of culture and art of the Krasnoyarsk Territory as a system and resource for the formation of the creative potential of the region]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy kraevoy nauchno-uchebnyy tsentr kadrov kul'tury Publ., 2009. 188 p. (In Russ.).
12. Savelyev V.V. Ot unitarnoy kul'turnoy politiki v Rossii - k federativnoy [From a unitary cultural policy in Russia to a federal one]. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnosheniy [Issues of national and federal relations]. Moscow, RAGS Publ., 2017, pp. 169-180. (In Russ.).
13. Sistema professional'nogo obrazovaniya kak faktor kul'turnoy politiki kraya: sb. materialov krayev. seminara-soveshchaniya [The vocational education system as a factor in the cultural policy of the region. Collection of materials of the regional seminar-meeting]. Krasnoyarsk, Kraevoy nauchno-uchebnyy tsentr kadrov kul'tury, 2000. 90 p. (In Russ.).
14. Smirnova T.A. Sostoyanie i perspektivy razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya dlya detey v gorode Krasnoyarske: nauchnoe izdanie [State and prospects of development of additional education for children in the city of Krasnoyarsk: scientific publication]. Problemy sotsial'noy ekonomiki [Problems of social economy]. St. Petersburg, 2019, iss. 1 (69), pp. 203-206. (In Russ.).
15. Shayakhmetova A.K. Sistema muzykal'nogo obrazovaniya [Music education system]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy kraevoy nauchno-uchebnyy tsentr kadrov kul'tury (KNUTs) Publ., 2019. 109 p. (In Russ.).
УДК 78
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОСВОЕНИЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
Таюкин Алексей Михайлович, профессор, профессор кафедры музыкально-инструментального исполнительства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: zharonkina@mail. ru
Содержательная сторона обучения студентов игре на специальном инструменте включает в себя широкий круг задач: наряду с приобретением профессионального навыка владения музыкальным инструментом, высокого уровня музыкального исполнительства и эстетического вкуса, глубоким изучением теоретических дисциплин, большое внимание необходимо уделять всестороннему и тщательному изучению теоретического анализа музыкального произведения.
Метод теоретического анализа в процессе работы над музыкальными произведениями применяют многие известные исполнители. Среди них А. Скляров, А. Крупин, В. Семенов и др., которые указывают на важность теоретического разбора музыкального произведения, прежде чем начинать работу над нотным текстом.
Теоретический анализ произведений приобретает большое значение в плане выработки умений ярко и точно характеризовать изучаемую музыку, что является необходимым в деятельности музыканта-исполнителя или педагога.
Он может представлять собой несколько видов. Рассмотрим формально-структурный, исполнительский и целостный анализ.
Формально-структурный анализ направлен на выявление формы-структуры произведения. При данном виде анализа музыкального произведения можно придерживаться такой последовательности: 1. Определить тональность произведения. 2. По возможности, мысленно «услышать» произведение.
3. По количеству частей и разнохарактерных тем определить, в какой форме написано произведение.
4. Проанализировать и определить характер части. Знание формы-структуры помогает исполнителю понять строение пьесы, логику развития музыкальных образов, их расчлененность и взаимосвязь.