Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 248-256
Дополнительное художественное образование современной России в аспекте проблем финансовой поддержки
Е.Э. Чутчикова
Хореографическая студия Ксении Белой 123001, Москва, Трёхпрудный переулок, 9, стр. 4 Choreographic studio of Ksenia Belaya Trekhprudnyi side str., 9, build. 3, Moscow 123001 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: художественное образование, детские школы искусств, рыночная экономика, государство, блоки дополнительного образования в общеобразовательных школах, финансовая поддержка.
Key words: art education, children's art schools, market economy, state, blocks of supplementary education in general education schools, financial support. Резюме: В статье рассмотрена и проанализирована реальная практика функционирования дополнительного образования в сфере культуры и искусства с использованием данных из ретроспективного анализа личного управленческого и педагогического опыта автора, интервьюирования руководителей ДШИ в г. Москва, а также обобщения результатов проведенного в рамках написания научной работы опроса родителей детей в возрасте от 4 до 17 лет. Одной из целей написания статьи стало изучение современного рынка дополнительного художественного образования и то, каким образом сеть детских школ искусств функционирует в его условиях. В статье рассмотрены сильные и слабые стороны каждого из акторов рынка образования в сфере культуры и искусства по следующим параметрам: территориальная доступность, государственная аккредитация, педагогический состав и его компетенции, комфортные условия (оснащение, интерьер и пр.), ценовая доступность. Abstract: The article examines and analyzes the real practice of the functioning of additional education in the field of culture and art using data from a retrospective analysis of the author's personal managerial and pedagogical experience, interviewing the heads of the children's school in Moscow, as well as summarizing the results of a survey of parents conducted as part of writing a scientific work children aged 4 to 17 years. One of the goals of this article was to study the modern market for supplementary art education and how the network of children's art schools functions in its conditions. The article discusses the strengths and weaknesses of each of the actors in the education market in the field of culture and art in the following parameters: territorial accessibility, state accreditation, teaching staff and their competencies, comfortable conditions (equipment, interior, etc.), affordability.
[Chutchikova E.E. Supplementary art education of modern Russia in the aspect of the financial support problems]
Российская культура имеет уникальную историю и многовековые традиции, которые отличаются высоким художественным уровнем, в том числе и высоко квалифицированными кадрами для работы в сфере исполнительских искусств, благодаря сформированной годами трехступенчатой системе художественного образования.
Художественное образование относится к опекаемым благам, которые создают положительные экстерналии. Принося пользу как индивидуальным потребителям, так и всему обществу в целом, образование в сфере культуры и искусства вносит свой вклад в совершенствование человеческого капитала и улучшение качественных характеристик общественного устройства. Художественное образование является реальной инвестицией в будущее сферы исполнительских искусств - как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и с точки зрения воспитания грамотных, знающих, понимающих и разбирающихся в искусстве зрителей (особенно это касается музыкального театра и филармоний).
Изначально и на протяжении почти столетней истории существования детские школы искусств выполняли важнейшую социально-культурную миссию в стране. В последние же двадцать пять лет ситуация изменилась. Благодаря появившейся возможности сегодня каждому желающему открыть свою «школу искусств» и учить детей, считая, что это «легкие деньги», пропал общий высокий уровень подготовки кадров в сфере исполнительских искусств, стандарты художественного образования существенно снизились.
Наиболее важной и существенной проблемой функционировании детских школ искусств в современной России является недостаточный уровень их финансирования, что характерно для большинства субъектов РФ. В XXI веке детские школы искусств оказались вынуждены конкурировать с тем, что предлагает рынок дополнительного художественного образования: система дополнительного образования в общеобразовательных школах, частный сектор и самозанятые преподаватели, которые дают уроки игры на различных музыкальных инструментах, живописи, вокала, хореографии на дому. Современная система выстроена таким образом, что для
продолжения обучения по творческой специальности в организации высшего образования или колледже искусства и культуры не всегда необходимо предоставление диплома государственного образца об окончании первой ступени художественного образования - детской школы искусств (Основы законодательства РФ о культуре). И, несмотря на то, что система ДШИ выделена как отдельная, «особая» ветвь в системе дополнительного образования в сфере культуры и искусства, зачастую она проигрывает по тем или иным причинам другим участникам системы.
Рыночная экономика предоставляет всем нам большие и широкие возможности, важнейшая из которых - возможность выбирать. Но в то же время это порождает «провалы рынка», из-за чего функционирование некоторых организаций, в том числе и детских школ искусств, нуждается в поддержке со стороны государства. Его миссией, как учредителя, является сохранение, поддержка и развитие выстроенной десятилетиями сети, которая несмотря ни на какие испытания (с 1992 по 2011 год) смогла выстоять и доказать собственную состоятельность. Она не просто не потеряла своей актуальности и значимости, но стала еще более востребованной, что в полной мере продемонстрировал анализ проведенного в рамках написания научной работы социологического исследования. Несмотря на все многообразие, которое сейчас предоставляет рынок дополнительного художественного образования, доверием и спросом пользуются именно государственные (муниципальные) детские школы искусств.
Ниже будут рассмотрены положительные и отрицательные стороны каждого актора - участника системы первого уровня художественного образования.
Блоки_дополнител ьного_образования_в
общеобразовательных школах
В настоящий момент существующие блоки дополнительного образования в общеобразовательных школах в России являются аналогами домов пионеров, домов культуры и творчества в СССР. Их работа подчиняется Министерству образования и науки РФ. Какие-то организации работают как центры дополнительного образования. В них дети занимаются
не по учебным планам, рассчитанным от 6 до 14 часов нагрузки в неделю, а с небольшой занятостью от 2 до 6 часов. Они не выдают свидетельств государственного образца о прохождении курса обучения по конкретной специальности. Как правило, они существуют больше как организации, которые проводят занятия для оставшихся в школе в группе продленного дня детей.
Безусловно, такой формат удобен своей территориальной доступностью и тем, что ребенка не нужно дополнительно никуда отводить. Он остается в школе фактически на весь день. Для работающих родителей, у которых нет никакой помощи с ребенком, этот вариант дополнительного образования порой является единственным. И, конечно, наличие этого варианта куда лучше, чем полное отсутствие всякой дополнительной нагрузки у ребенка. В любом случае на занятиях прививаются навыки дисциплины, развивается культурный кругозор, воспитывается стремление к получению новых знаний, навыков и т.д.
Здесь очень многое зависит от преподавателя, который зачастую является руководителем школьного коллектива (например хореографического или хорового). Сможет ли он адаптировать программу обучения игры на музыкальном инструменте (например) или по хореографии в тот небольшой объем положенных по закону часов, создать необходимую творческую атмосферу в коллективе, поддерживать здоровый дух соперничества среди учеников, мотивируя их делать успехи по выбранной специальности.
Случается, что на базе школ рождаются и вырастают талантливые коллективы художественной самодеятельности (что также является традицией советской культуры). Например, ансамбль народного танца «Калинка» почти пятьдесят лет существовал на базе общеобразовательной школы в Дегтярном переулке. Среди выпускниц этого коллектива Прима-балерина Большого театра России Мария Александрова. «Калинка» живет и по сей день, несколько лет назад отделившись от школы и функционируя в частном секторе.
В общеобразовательной школе на Малой Бронной уже на протяжении пяти лет существует высокопрофессиональная студия актерского мастерства под руководством талантливого
молодого педагога Ильи Жильцова. Удивительной особенностью этой студии является то, что дети в возрасте от 7 до 15 лет как минимум два раза в год ставят полноценные театральные спектакли с декорациями, световым оформлением, режиссурой. Зачастую благодаря обучению в этой студии у детей средней школы появляется желание больше читать, смотреть, анализировать, посещать театральные постановки. Подчеркнем, что школьные театральные коллективы даже являются темой диссертационных исследований, доказывающих значимость эстетической среды, создаваемой в таких коллективах, для социализации и культурного развития обучающихся (Зайцев, 2013).
Хотя примеров успешных творческих коллективов, работающих на базе общеобразовательной школы немало, но все же это, скорее, исключение из общего правила. Очень значимо, чтобы руководителем такого коллектива был квалифицированный педагог, готовый максимально отдавать свои способности ученикам.
С точки зрения ценовой политики обучение в таких «кружках» на порядок дешевле, чем в частных школах, что также может являться одним из факторов, влияющих на выбор родителями это актора дополнительного художественного образования.
Частный сектор художественного образования
В современной России с появлением рыночной экономики стало возможным создавать частные секции, кружки, школы художественного образования. Актуальность художественного образования, спрос на него возрастает с каждым годом. Многие родители готовы оплачивать дополнительные занятия детей в таких школах, предлагающих современные, качественно оборудованные помещения, индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность работы со «звездным» составом педагогов. Большинство частных школ являются коммерческими организациями, чаще всего малыми субъектами предпринимательства. Руководители таких учреждений достаточно неплохо зарабатывают и делают бизнес в сфере художественного образования. По сути в частном секторе художественное образование является своего
рода услугой, которую полноценно оплачивает родитель ученика. Следующий вопрос - насколько качественной является предоставляемая услуга. В современной России нет четко сформированной системы работы бизнеса в сфере образовательных услуг, открытие частных школ никто не контролирует (Справка к заседанию коллегии Мин. культ. РФ). И если фундаментальная школа (система ДШИ) существует уже очень много лет и имеет свою историю, фундамент и методику, то преподавание в частном секторе - это исключительно вопрос совести каждого конкретного руководителя. На мой взгляд, очень важно говорить о детском художественном образовании в частных школах на профессиональном уровне не только ради детей, которые приходят заниматься, но и для развития системы в целом.
Одной из лучших представителей частных школ классического танца является первая частная школа балета «Фуэтте» в г. Пермь. Уровень подготовки детей в этой школе настолько высок, что даже ученики некоторых хореографических училищ могут быть выучены слабее и менее грамотно. Школа является центром притяжения детского творчества, визитной карточкой города не только в России, но и за рубежом. Методика преподавания, сохраняя классическое наследие сильнейшей пермской хореографической школы, была переработана и адаптирована педагогами и руководителем первой частной балетной школы «Фуэтте». Эстетика и тонкий стиль школы проявляется во всем: от профессионально оборудованных балетных классов до формы каждой ученицы в студии. Дети в школе дисциплинированы, мотивированы, увлечены таким нелегким, но прекрасным искусством танца. И пусть большинство учеников не свяжут свою будущую жизнь с профессиональным балетом, они будут воспитаны в традиции классического танца, зная, какой это колоссальный, титанический труд. И они точно станут грамотными, думающими и понимающими зрителями музыкального театра. Одной из отличительных особенностей школы является ежегодная постановка балетного спектакля на сцене Пермского театра оперы и балета. В спектаклях принимают участие ученики школы в возрасте от 4 до 15 лет. Количество
участников спектакля достигает 270 человек. Масштаб и качество постановки потрясают, трудно поверить, что на сцене дети - любители.
В Москве конкуренция частных организаций дополнительного образования очень велика. В последние десять лет стало невероятно популярно открывать частные школы. Зачастую характеристиками таких организаций являются:
• почасовая аренда помещения,
• низкая квалификация кадров: педагоги без профессионального педагогического образования,
• отсутствие утвержденной программы и методики обучения.
Ситуация с помещением объясняется тем, что арендные ставки в Москве (а особенно в центральных районах города) достаточно высоки. Далеко не каждый готов большую часть прибыли тратить на аренду помещения. Одной из самых крупных и ярких субъектов частного сектора в Москве является Центральная балетная школа (ЦБШ). Школа позиционирует себя не столько как балетная, сколько именно как школа искусств. Помимо балета дети обучаются там живописи, истории искусств, музыке (фортепьяно), иностранным языкам. Трудно сказать сейчас (школа открылась в сентябре 2019 года), какие результаты будут достигнуты школой. Но, боюсь, что это станет еще одной «гламурной» образовательной организацией для детей обеспеченных родителей, дающей между тем невысокий уровень образования. Прежде всего, такой прогноз обусловлен тем, что услуга эта настолько дорога, что родители считают возможным диктовать и подчинять себе учебный процесс, а это никогда хорошими результатами не оборачивалось.
Несомненно, очень важно распространить удачную практику частных школ повсеместно, ликвидируя при этом непрофессионализм и опору на исключительную коммерциализацию. Ничего плохого в возможности зарабатывать в системе образования нет, но только в том случае, если предоставляемая услуга является сверхкачественной, уникальной и добросовестно выполненной. В то же время важно
выстроить систему таким образом, чтобы образование в школах и студиях не являлось подконтрольным для оплачивающих его родителей.
Самозанятые преподаватели
В связи с остаточным принципом финансирования детских школ искусств, заработная плата преподавателей не всегда является достаточной. Из-за этого появляются педагоги, готовые преподавать ту или иную творческую дисциплину либо у себя дома, либо приезжать домой к ребенку. Для родителей это может быть крайне удобно, поскольку ребенка никуда не нужно дополнительно везти, а также ребенку обеспечивается индивидуальный подход. Что немаловажно, такого преподавателя родитель имеет возможность предоставить ребенку выбрать самостоятельно вид занятий, ведь когда он приходит в школу, зачастую его ставят перед фактом.
Такой способ обучения возможен как факультативный и дополнительный к основному школьному процессу. И опять же очень многое зависит от преподавателя, которого с профессиональной точки зрения кроме как он сам и родители никто не контролирует. Тут очень важно заинтересовать ребенка, ведь когда нет коллектива, многие дети расслабляются, ленятся и не показывают значимых результатов.
В рамках подготовки статьи было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 590 респондентов. Данный опрос позволил более аргументированно оценивать мнение родителей о значимости дополнительного художественного образования, их предпочтения в выборе форм приобщения ребенка к искусству и т.д. Наиболее привлекательным вариантом образовательной организации, несмотря на растущую конкуренцию, все же остаются детские школы искусств. Поскольку при прочих равных обстоятельствах получаемое в них образование зарекомендовало себя как качественное и надежное. Детские школы искусств - это надежные и проверенные временем структуры, в которых поддерживается профессиональный кадровый уровень педагогов, используются эффективные программы и методики работы с обучающимися. Тенденция к сокращению сети ДШИ никак не подкреплена, поскольку это направление
дополнительного художественного образования очень востребовано в обществе. Важно, что именно детские школы искусств воспитывают профессиональную, образованную аудиторию. Как справедливо отметил М.Е. Швыдкой (2020) на пленарном заседании «Культура счастья»: «Гуманизация образования очень важна. Так как человек, приобщенный к культуре, реже чувствует себя неудачником в жизни».
ЛИТЕРАТУРА
Доклад М.Е. Швыдкого на пленарном заседание III Северного культурного форума (11-13 марта 2020 г. в Сыктывкаре) [Электронный ресурс] -URL: http://skf.rkomi.ru Зайцев А.С. 2013. Педагогическая система творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра. Автореферат ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - М.: ФГНУ «Институт художественного образования» РАО. 27 c. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1; ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ Справка к заседанию коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О современном состоянии и перспективах развития детских школ искусств» от 10 июля 2017 г. [Электронный ресурс] - URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-sovremennom-sostoyanii-i-perspektivakh-razvitiya-detskikh-shkol-iskusstv1010201701/
Получена /Received: 23.08.2020 Принята /Accepted: 02.09.2020