Научная статья на тему 'Детские школы искусств в системе современного дополнительного образования: традиции и поиски направленной деятельности'

Детские школы искусств в системе современного дополнительного образования: традиции и поиски направленной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7139
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ / ТВОРЧЕСКИЕ / ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / SOCIAL AND CULTURAL CONTEXT OF EDUCATION / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CENTERS / EDUCATIONAL PROJECTS / CREATIVE PROJECTS / PUBLISHING PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабина С. В.

В статье отражена социокультурная роль системы дополнительного образования детей. На примере опыта конкретных образовательных учреждений в области культуры и искусств показаны тенденции и приоритетные направления в развитии детских школ искусств на современном этапе. Более подробно освещен опыт работы научно-методических центров ДШИ, опыт реализации образовательных, творческих, издательских проектов, а также сотрудничество разных организаций в создании открытого образования для совместного обучения и воспитания детей с разными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S ART SCHOOL IN THE MODERN SYSTEM OF EXTENDED EDUCATION: TRADITIONAL VIEW AND SEARCH FOR STRATEGIES

The paper focuses on the social and cultural impact of the extended education. Several educational institutions serve to illustrate modern art schools’ guiding lines and policies. The author dwells upon particular experience of some art schools, their implementation of educational, creative, publishing projects, as well as collaboration of different institutions for the sake of cooperative teaching children with different health possibilities.

Текст научной работы на тему «Детские школы искусств в системе современного дополнительного образования: традиции и поиски направленной деятельности»

УДК 811.111(378)

ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ПОИСКИ НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CHILDREN'S ART SCHOOL IN THE MODERN SYSTEM

OF EXTENDED EDUCATION: TRADITIONAL VIEW AND SEARCH FOR STRATEGIES

© 2015

С.В. Сабина Детская школа искусств №11 (Россия, Самара)

S.V. Sabina Children's Art School №11 (Russia, Samara)

В статье отражена социокультурная роль системы дополнительного образования детей. На примере опыта конкретных образовательных учреждений в области культуры и искусств показаны тенденции и приоритетные направления в развитии детских школ искусств на современном этапе. Более подробно освещен опыт работы научно-методических центров ДШИ, опыт реализации образовательных, творческих, издательских проектов, а также сотрудничество разных организаций в создании открытого образования для совместного обучения и воспитания детей с разными возможностями здоровья.

The paper focuses on the social and cultural impact of the extended education. Several educational institutions serve to illustrate modern art schools' guiding lines and policies. The author dwells upon particular experience of some art schools, their implementation of educational, creative, publishing projects, as well as collaboration of different institutions for the sake of cooperative teaching children with different health possibilities.

Ключевые слова: социокультурный контекст образования; научно-методические центры; образовательные; творческие; издательские проекты.

Keywords: social and cultural context of education; scientific and methodological centers; educational projects; creative projects; publishing projects.

Дополнительное образование детей, продолжая традиции внешкольного образования, заложенные в работах педагогов XIX-XX вв. (В.П. Вахтеров, П.Ф. Лес-гафт, Е.Н. Медынский, В.И. Чарнолуский, С.Т. Шацкий, А.Г. Асмолов, А.К. Бруд-нов, О.С. Газман, Е.Б. Евладова, М.Б. Коваль, Л.Г. Логинова, Л.А. Николаева), ориентировано на социальные запросы и одновременно призвано «удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей» [1, с. 2]. В Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается, что «мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза» [2].

Возросшая социокультурная роль дополнительного образования, выраженная в необходимости развития человече-Поволжский педагогический вестник. 2015. №4(9)

ского потенциала, популяризации среди детей и молодежи образовательной и творческой деятельности, актуализирует поиск новых механизмов и направлений, в том числе в деятельности детских школ искусств (ДШИ).

Изучение истории становления внешкольного (дополнительного) образования показало, что художественно-эстетические, творческие детские объединения на всех этапах развития системы занимали значительное место. Так, в 1918 г. по инициативе рабочих Путилов-ского завода была организована художественная школа, в которой дети обучались музыке, танцам, рисованию. Школа стала одним из первых государственных внешкольных учреждений. В колонии «Бодрая жизнь», созданной С.Т. Шацким и В.Н. Шацкой, воспитанники и взрослые пели в четырехголосном хоре, сочиняли и разыгрывали собственные пьесы, устраивали массовые праздничные представления. В 1920 г. Был создан Государствен-

191

ный театр для детей (позднее Детский театр под руководством Н.И. Сац), ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева (1937 г.) и другие творческие детские коллективы. С 1935 г. стали проводиться детские фестивали искусств. С внешкольными учреждениями в разные годы сотрудничали Е.Б. Вахтангов (1883-1922), А.Б. Гольденвейзер (1875-1961), И.О. Дунаевский, К.Н. Игумнов (1873-1948), И.Е. Репин (1844-1930), Л.В. Собинов (1872-1934) и другие деятели искусства.

И сегодня школы искусств, музыкальные школы, хоровые студии, детские хореографические ансамбли и другие формы художественного воспитания являются наиболее значимыми в системе дополнительного образования.

Детские школы искусств - уникальное явление в мировой педагогической практике, основа системы российского музыкального, художественного образования. В ДШИ создаются условия для реализации важнейших социокультурных функций в двух направлениях: 1) профессиональное самоопределение музыкально одаренных детей в процессе сложившейся в России трехступенчатой подготовки кадров отрасли культуры и искусства (детская школа искусств - музыкальное училище - творческий вуз); 2) приобщение к искусству «наибольшего количества детей и молодежи» [3].

Как учреждение системы дополнительного образования детские школы искусств обладают всеми ее конкурентными преимуществами: свободный личностный выбор детьми образовательной области и характера деятельности, базирующийся на добровольности, доступности и много-профильности; построение индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе вариативности содержания и форм работы; практическая направленность и творческий характер деятельности субъектов дополнительного образования; адаптивность к возникающим изменениям.

Деятельность детских школ искусств на современном этапе определяется новыми законодательными и нормативно-правовыми документами, прежде всего Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, в котором говорится о реализации

в области искусств двух типов дополнительных общеобразовательных программ: предпрофессиональных и общеразвиваю-щих (статья 83). В процессе модернизации отечественной системы дополнительного образования детей и подготовки педагогов дополнительного образования (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, В.П. Голованов, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Т.И. Руднева, М.О. Чеков, А.И. Щетинская и др.) была разработана Концепция развития дополнительного образования детей, направленная на «превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [2].

Необходимость воплощения в жизнь «миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству...» [2] стала для детских школ искусств ориентиром в поисках новых направлений, содержания и форм деятельности, а также в развитии традиционных образовательных моделей.

Сегодня детские школы искусств все чаще становятся научно-методическими центрами, экспериментальными площадками, которые объединяют специалистов для решения актуальных проблем. Разработка своего особого направления в работе дает возможность каждой школе «иметь свое лицо», собственный тренд. Примером может служить региональный центр традиционной культуры «Златая Русь», который много лет функционирует на базе Детской школы искусств №11 г.о. Самара. Свою деятельность он осуществляет по нескольким направлениям:

- изучение, сохранение и развитие традиционной русской народной культуры;

- интеграция и сотрудничество в сохранении и популяризации традиционной музыкально-сценической культуры;

- развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодёжи;

- повышение профессионализма преподавателей, руководителей детских и юношеских творческих коллективов;

- популяризация традиционной культуры в современных социокультурных условиях.

Благодаря деятельности центра проходит ежегодный Региональный фестиваль «Русский праздник», объединяющий фольклорные детско-юношеские коллективы в едином театрализованном действе, посвященном празднику народного календаря: Святки, Масленица, Сороки -встреча весны, День памяти Святого Георгия Победоносца, праздник Семёна Ле-топроводца, Осенины, Параскева Пятница (Льняница), Кузьминки, Покровские посиделки, Никола Зимний.

Еще одной визитной карточкой центра «Златая Русь» стал региональный фольклорный фестиваль солистов и творческих коллективов образовательных учреждений искусств и культуры «Волжская мозаика», благодаря которому до полутора тысяч участников из разных городов и районов Самарской области приобретают ценный опыт социокультурной, художественно-творческой, музыкально-исполнительской деятельности. Особое значение придается сохранению традиций, отражающих культурное своеобразие Поволжского региона.

Для преподавателей и руководителей фольклорных ансамблей на базе Центра проводятся научно-практические конференции, консультации, обучающие семинары, мастер-классы, организуются экспозиции народных костюмов и произведений декоративно-прикладного творчества, издается программно-методическая литература. К 165-летию образования Самарской губернии приурочено издание хрестоматии педагогического репертуара для детских фольклорных ансамблей «Через Волгу досточка...». В нее вошли как широко известные песни, так и уникальный репертуар - результат работы авторов по сбору, расшифровке и творческому воплощению аутентичного материала.

Еще одним значимым направлением в деятельности ДШИ стало инициирование и реализация образовательных и творческих проектов, в том числе межшкольных, межведомственных:

- Детская музыкальная школа №9 имени Г.В. Беляева г.о. Самара много лет реализует проект по изучению и популяризации творчества самарских композиторов, а также региональный проект, направленный на совершенствование профессионального концертмейстерского мастерства;

- межрегиональный образовательный проект ДШИ №8 «Радуга» г.о. Самара «Педагог - педагогу» нацелен на повышение квалификации преподавателей музыкальных дисциплин;

- на базе Детской музыкальной школы № 19 создан детско-юношеский симфонический оркестр, участниками которого стали учащиеся музыкальных отделений ДШИ Самары.

Широкую известность получил Межрегиональный издательский проект «С Отечеством - сквозь века», осуществляемый в рамках Фестиваля детского и юношеского творчества «Маэстро марш».

Одно из условий успешной деятельности образовательного учреждения - готовность своевременно реагировать на требования времени и социума. Детские школы искусств, обладая такими особенностями как открытость и адаптивность к возникающим изменениям, имеют возможность функционировать как разноуровневая система, индивидуализирующая образовательный маршрут каждого ребенка и участвующая в разрешении социально-педагогических противоречий (кризис семьи, разные категории учащихся, дети с ограниченными возможностями здоровья и др.). Примером может служить долгосрочный проект «Воспитание сердца», осуществляемый коллективом Детской школы искусств №11 городского округа Самара. Одна из идей проекта -обобщение опыта 30-летнего сотрудничества с коррекционным образовательным учреждением школой-интернатом №17 III и IV видов, в которой обучаются дети с нарушением зрения. В рамках проекта, включенного в план реализации муниципальной программы «Самара - детям: мы разные - мы равные» на 2013-2017 годы1, проводится ежегодный Городской форум

1 Постановление Администрации г.о. Самара от 18.06.2012 №713.

по проблемам совместного обучения и воспитания детей с разными возможностями здоровья.

Форум стал инновационной площадкой для отработки новых форм межведомственного взаимодействия, сотрудничества учреждений дополнительного образования, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, учреждений культуры (театров, библиотек), общественных организаций, педагогического вуза по созданию открытого общества, обеспечивающего равный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию, к ценностям культуры. Начиная с 2012 года, проведены:

- Городской открытый концерт «Мы вместе!»;

- региональная научно-практическая конференция «Создание доступной развивающей среды в образовательном учреждении как условие целостного воспитания личности, гражданина, человека культуры»;

- научно-практический семинар «Художественное образование: безбарьерная среда общения, творчества, развития»;

- круглый стол для родителей воспитанников школы-интерната; инклюзивные уроки по музыкальным дисциплинам и воспитательные мероприятия с использованием арт-терапевтических методик.

Традиционным стало участие в проекте преподавателей и студентов факультета культуры и искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, которое осуществляется в форме экскурсий, бесед с преподавателями музыкальных дисциплин, воспитателями, психологом школы-интерната, совместного с детьми просмотра спектаклей, выполнения творческих работ.

Особое назначение системы дополнительного образования детей, обновление образовательных установок и технологий предъявляет высокие требования к педагогу. Среди них умения: 1) организовывать деятельность детей с учетом меняющихся социальных и педагогических условий на основе гуманистических под-

ходов и применения современных технологий; 2) осмысливать и развивать накопленный с начала XX в. уникальный опыт внешкольных учреждений; 3) реализовы-вать педагогические функции (диагностическую, развивающую, психолого-педагогической поддержки профессионально-личностного самоопределения учащихся, самообразования и самореализации и др.); 4) осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе диалога и сотворчества.

Педагогический процесс в детской школе искусств является наиболее ярким отражением взаимопроникновения культуры и образования, вписанных в жизнь общества. Особенности жизнедеятельности ДШИ диктуют не столько спецификацию подготовки педагога, сколько его универсальность, широту, мобильность. Важно понимать, что профессионально-личностное развитие преподавателя -процесс глубоко внутренний, который необходимо рассматривать в контексте осознания педагогом себя, своего места и в профессиональном пространстве, и в социуме. На профессиональное самосознание педагога, по мнению А.И. Смоляр влияет ряд объективных факторов, одним из источников которых «следует считать социокультурный контекст образования, создаваемый культурой как формой жизнедеятельности человека, культурной средой, социальной ситуацией (статус образования в обществе, престиж профессии, отношение к ней значимых Других и др.); противоречия и тенденции развития общества» [4, с. 74].

Педагоги музыкальных образовательных учреждений часто сталкиваются с необходимостью поддержать развитие способностей ребенка, помочь ему в решении психологических и исполнительских проблем. Стратегия педагогической поддержки (О.С. Газман и др.) в ДШИ предполагает, что проблема рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка - стать успешным настолько, насколько он сможет, для педагога - оказать поддержку этим возможностям.

•к к к

1. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. 1996. №31. - С. 2-3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

3. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 гг. (утверждена министром культуры РФ 29.12.2014).

4. Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития. - Самара: ПГСГА, 2013. - 356 с.

5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. №9. - С. 6-8.

6. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: Новый учебник, 2003 - 320 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.