Научная статья на тему 'Муниципальная поддержка малого агробизнеса'

Муниципальная поддержка малого агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальная поддержка малого агробизнеса»

тывается ряд основных положений, таких, как: процедура обследования и отбора действующих предприятий; процедура практического обучения, тестирования и аттестации кандидатов; аттестация предприятий; имущественные права и обязанности участников комплекса; юридический статус предприятий, координационно-обеспечивающего центра и самого комплекса.

В результате внедрения РСМП в регионе создается надежная основа развития малого бизнеса по выбранному направлению. Развитие происходит как за счет самой РСМП, так и за счет ее влияния на развитие муниципальных образований (сельских территорий), в том числе за счет развития внешних по отношению к РСМП предприятий. Экономическая эффективность РСМП образуется за счет деятельности составляющих ее предприятий и за счет системного (синергетического эффекта). Внедрение РСМП в АПК дает также значительный социальноэкономический эффект, в частности, способствует:

- привлечению в малый бизнес способных предпринимателей, специалистов, что повышает занятость населения;

- краткосрочной и длительной замене специалистов и руководителей, в том числе при отсутствии преемника;

- развитию кооперации в малом бизнесе;

- рациональному использованию местных ресурсов, в том числе ресурсов предприятий;

- повторному заселению сельских территорий;

- надежности и эффективности инвестирования малого бизнеса.

В настоящее время ведутся подготовительные работы по реализации РСМП в сельских территориях Новгородской области. В случае успешных результатов возможно создание РСМП в других сферах деятельности малого бизнеса и далее создание региональной, межрегиональной и федеральной систем.

Литература

1. Усенко, Л. Н. Региональные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства/ Л. Н. Усенко// Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы,

эффективность. - М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: ЭРД, 2005. - С. 229, 231.

2. Кудряшов, В. И., Кузьминская, С. С. О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств/ В. И.Кудряшов, С. С. Кузьминская. - Там же. - С. 226, 228.

3. Буздалов, И. Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях/ И. Н.Буздалов. - Там же.- С. 3, 10.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

С.Ю. Маркин, к.э.н., ст. науч. сотр., и.о. зав. отд., Е.Д. Маркина, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

Сельское развитие можно представить как процесс инвестиционной деятельности государственных, муниципальных, негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, а также населения, выражающийся в приобретении основных фондов, нематериальных активов. Кроме того, существенная часть и во многом конечная цель сельского развития - это повышение значения показателя индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП), что достигается вложением определенных средств в «человеческий капитал» в виде затрат на улучшение здоровья населения, уровня его образования и других компонентов благосостояния.

Реализация данной цели наиболее вероятна при использовании адекватного для этой ситуации программно-целевого метода управления. Система программных мероприятий при этом должна быть направлена на преодоление сложившихся диспропорций в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Исследование процессов сельского развития Южного федерального округа с использованием SWOT-анализа и методов программно-целевого управления, а также функционально-стоимостного анализа позволило выявить основные тенденции социально-экономического развития сельских территорий и обосновать методические рекомендации по программно-целевому управлению комплексным развитием сельских территорий.

Юг России отличается традиционно сосредоточием сельского населения в сравнительно боль-

ших населенных пунктах. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., численность сельского населения Южного федерального округа - 9 726,8 тыс. человек, что составляет 25,1% всего сельского населения России. Причем с 1989 по 2002 г. оно увеличилось на 15,2%, в то время как в целом по России сократилось на 0,9%. Характерной для Южного федерального округа является высокая концентрация населения. Средняя численность населения одного сельского населенного пункта составляет в ЮФО 1010 человек, колеблясь от 444 человек в Волгоградской области, до 6 539 человек в Республике Ингушетия, в среднем по России - 249 человек.

При этом трансформация социальноэкономических отношений в аграрной сфере привела к резкому сокращению числа рабочих мест на сельскохозяйственных предприятиях, в основном из-за резкого спада в трудоемких отраслях - животноводстве, садоводстве и виноградарстве. В результате официальные доходы сельского населения Южного федерального округа составили в 2005 г. всего (с учетом величины прожиточного уровня) 47,1% от среднероссийского показателя. Хотя в последние годы число официально зарегистрированных безработных удалось значительно снизить, во многих сельских территориях Южного федерального округа уровень безработицы остается высоким. Так, в горных районах Республики Дагестан, по данным органов службы занятости населения, средний уровень зарегистрированной безработицы составляет 12%, в

предгорной зоне - 11,5%, на равнине - 4,2%.

Поскольку процесс сокращения рабочих места на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях продолжается (например, в Краснодарском крае число рабочих мест на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях с 1995 по 2004 г. сократилось на 46,5%, в Ростовской области - на 49,6%), актуальным является развитие малого агробизнеса.

Однако этот процесс далеко не компенсирует потери рабочих мест. Например, в Ростовской области число вновь созданных рабочих мест в малом бизнесе в 2005 г. было в 4,3 раза меньше их сокращения на крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Основные проблемы малого агробизнеса кроются в наличии трансакционных барьеров на рынке капиталов, а также в возрастающей монополизации продовольственного рынка. Так, в Ростовской области к 1 января 2006 г. до 50% розничного товарооборота приходилось на сети супермаркетов «Магнит», «Империя продуктов» и т.п., которые больше ориентированы на сотрудничество с крупными корпорациями.

Ввиду высокой социальной важности малого предпринимательства на муниципальном уровне предпринимаются попытки активно содействовать его развитию. Так, в Белокалитвинском районе Ростовской области создана мощная сеть инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В нее входят: некоммерческое партнерство (НП) «Агентство поддержки малого бизнеса города Белая Калитва и Белокалитвинского района», Белокалитвинский фонд «Сельский консультационный центр», ООО «Белока-литвинский учебно-информационный центр», общественная организация «Совет предпринимателей города Белая Калитва и Белокалитвинского района». В районе действует бизнес-инкубатор.

Ограниченность финансовых возможностей местных бюджетов привела к необходимости формирования районных залоговых фондов, предоставляющих гарантии субъектам малого предпринимательства под залог муниципального имущества. Такой фонд создан, например, в Бирилюсском районе Красноярского края. Однако низкая ликвидность передаваемого в залог муниципального имущества, необходимость его приватизации к 2009 г. (согласно ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») вынуждают искать новые пути поддержки малого агробизнеса.

Прежде всего, это использование потенциала бурно растущего рынка ценных бумаг, который способен обеспечить приток инвестиций под сравнительно небольшой процент. Для этого целесообразно формирование специализированных муниципальных и межмуниципальных гарантийно-страховых компаний, основная цель деятельности которых - выдача гарантий на платной основе для получения банковских кредитов потребительскими кооперативами и личными подсобными (ЛПХ) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х).

Компании должны иметь форму открытого акционерного общества, иметь право выпускать облигации для формирования требуемой суммы залоговой массы. Целесообразно применение схемы РЕПО-обмена статуса собственности на имущество

потребительских кооперативов, личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств на акции этих гарантийно-страховых компаний с последующим выкупом акций и возвратом имущества по мере возврата кредитов и истечения срока действия гарантий перед третьими лицами. После учреждения этих структур в число их акционеров могли бы войти администрации муниципальных образований, внеся в уставный капитал имущество, подлежащее приватизации.

Другими функциями таких компаний могли бы стать: привлечение отечественных и иностранных инвестиций, формирование базы инвестиционных и инновационных предложений, экспертиза инвестиционных проектов предприятий; организационное сопровождение инвесторов на территории муниципальных образований.

Поскольку существующей организационноправовой форме сельской кооперации - потребительским кооперативам по Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» (в редакции № 73-ФЗ от 11 июня 2003 г.) запрещено проводить эмиссию ценных бумаг и их покупку, целесообразно развивать новые формы сельской кооперации. Это можно сделать в рамках Федерального закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», создав потребительские общества, цель деятельности которых должна заключаться в «обеспечении взаимопомощи и экономической выгоды для пайщиков (учредителей) такого общества». Поскольку общества с ограниченной ответственностью могут привлекать инвестиции посредством эмиссии облигационных займов, облигации могут выкупаться банками. Государство, как показывает опыт Москвы и Новосибирской области, может осуществлять бюджетное субсидирование процентных ставок по займам (купонному доходу).

Проблема выхода на рынок в связи с возрастающей монополизацией заготовки и переработки сельхозпродукции, оптовой и розничной торговли крупными агрохолдингами и торговыми компаниями может быть решена при помощи франчайзинга (это своеобразная аренда торговых марок субъектов крупного агробизнеса с выполнением ими технологического контроля над субъектами малого агробизнеса и предоставлением им материально-техни-ческих ресурсов и нормативно-технической документации).

Соответствующая система стимулирования такого процесса со стороны муниципальных администраций может включать предоставление налоговых кредитов крупным компаниям и льгот по предоставлению и последующей приватизации (выкупу) занимаемых ими земельных участков,

Пилотный проект по формированию и функционированию вышеуказанной системы, разработанный при участии авторов статьи, реализуется в Хасавюртовском районе Республики Дагестан. Проведение прогнозных расчетов показало, что с учетом затрат на формирование необходимой инфраструктуры и проведение других организационных мероприятий экономический эффект индикативного планирования финансового обеспечения развития сельских территорий за счет прироста объемов финансирования инженерной и социальной инфраструктуры из внебюджетных источников, характеризуемый показателем «чистый дисконтированный доход», составит 3 493 тыс. р. в год.

3434

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.